8. Материальная культура
Материальная культура возникла на самых ранних этапах антропогенеза. И представляет собой предметный мир, созданный руками человека. Говоря об этом мире, следует понимать такие конкретные предметы быта и обихода, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Основная функция материальной культуры заключается в адаптации человека к природным и социальным условиям жизни. В некотором роде, она воплощает в себе образ жизни, нравы и устремления людей. Каждый предмет, созданный человеком, обладает неким смыслом и значением. Так обычная домашняя утварь и прочие обиходные вещи становятся артефактами. Современная наука, исследуя эти артефакты, способна реконструировать образ жизни предыдущих поколений, народов и даже давно исчезнувших цивилизаций.
Развитие материальной культуры начинается вместе с появлением человека умелого (homo habilis) примерно 2,5-2,6 млн. лет назад. Основными его потребностями являются пропитание и убежище. Материальная культура представлена просто и универсально – каменные орудия труда и простейшее благоустройство гротов и пещер, что использовались в качестве жилища. В качестве факторов блокирующих развитие, были малая продолжительность жизни, тотальная зависимость от окружающей среды и примитивная социальная организация. Многократные климатические изменения тоже сдерживали развитие материальной культуры первых людей. Длительные временные периоды потеплений, а затем похолоданий изменяли облик земли и ее биологическое разнообразие. Флора и фауна претерпевали изменения. Вымирало большое количество животных и растений. Человеку, в борьбе за свое существование, приходилось все больше экспериментировать с окружающей средой. Новая парадигма внешнего мира вынуждала людей осваивать новые материалы, использовать различные природные ресурсы, совершенствовать меры адаптации к окружающей среде и расширять область своего влияния на нее. Одновременно с этим произошли явные эволюционные процессы разума и социальных отношений, образовывались первые зачатки языка. Быт людей очень медленно, но совершенствовался, появлялись новые навыки, орудия труда и атрибуты жизни. В ходе своего «очеловечивания», люди постепенно выделились из звериного бытия, сформировали социокультурное пространство и расселились в разных уголках земного шара. Для этого понадобилось более чем 2,5 млн. лет.
Меняющийся мир заставил человека приспосабливаться к переменам, искать новые решения и способы обеспечения себя необходимыми ресурсами. Около 10-12 тыс. лет назад (в зависимости от региона) человечество осуществляет неолитическую (сельскохозяйственную) революцию. Люди стали использовать растения в качестве постоянного возобновляемого и контролируемого источника пищи. Среди первых культивируемых растений – ячмень и пшеница, выращиваются на территории Ближнего Востока и Азии. В это же время происходит одомашнивание животных (коз и овец). Материальная культура вступает в новую фазу своего развития (событие во многом стало возможным из-за окончания последнего ледникового периода, длившегося на протяжении 100 тыс. лет). К этому времени люди подошли, имея развитое физическое тело, и генофонд, мало чем отличающийся от генофонда современного человека. Необратимое потепление способствовало количественному и качественному изменению состава флоры и фауны. К наиболее значительным достижениям материальной культуры, отметившим наступление новой эпохи, относятся освоение новой технологии обработки камня – шлифование, изобретение керамической посуды (Японский архипелаг, Восточный Китай, юг Дальнего Востока), что положительно сказалось на жизни людей. Распространялось рыболовство, использовались новые типы охотничьего вооружения (лук и стрелы). Существенные изменения произошли и в организации жилища. Внутри дома соблюдалась определенная планировка – были выделены жилая и хозяйственная половины. Технологические новшества коснулись и изготовления одежды. Появляются и распространяются способы получения нитей и грубых тканей из растительного сырья – крапивы, конопли и др. Одежду шили с помощью костяных игл – их часто находят при раскопках древних поселений.
Темпы технического и культурного прогресса в разных регионах земного шара были неоднородны – наиболее динамично развивались зоны раннего земледелия. Именно там произошел следующий крупный качественный скачок в истории материальной культуры – освоение металла. На Ближнем Востоке, медь – стала известна уже в 7–6 тысячелетиях до н. э., а в Северной Африке – в конце 5 тысячелетия до н. э. В 3 – 2 тысячелетиях до н. э. на обширных пространствах Евразии распространились знания о добыче и обработке металлической руды, об изготовлении из металла различных орудий. Так, в районах, богатых полиметаллическими рудами, формируются крупные центры бронзовой металлургии (Кавказ, Южная Сибирь). Применение железных орудий обеспечило быстрый прогресс во всех отраслях хозяйственной и производственной деятельности.
В тех районах земного шара, где навыки раннего земледелия сочетались с освоением металлов – сначала меди, а затем бронзы – в 3-2 тысячелетиях до нашей эры расцвели первые государства с развитой экономикой, яркой своеобразной культурой, сложной структурой социальной организации. Так, долина великой африканской реки Нил в ее среднем и нижнем течении – это территория Древнего Египта, ставшего самым знаменитым из всех древнейших государств благодаря своей высочайшей культуре (3000 г. – 525 г. до н.э.). Междуречье двух крупных равнинных рек Ближнего Востока Тигра и Евфрата (Ирак) стало родиной последовательно сменявших друг друга государств (Ассирия, Персия). В Восточной Азии, на территории современного Китая, на Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ на севере и Янцзы на юге, во 2 тысячелетии до нашей эры существовало сильное государство Шань (1700 – 1050 гг. до нашей эры), достижения которого в различных технологиях и ремеслах и сегодня составляет гордость не только китайской нации, но и всей мировой культуры. К ранним государствам относятся Крито-Микенское царство на юге Балканского полуострова (3–2 тысячелетия до н.э.), ставшее историческим и культурным предшественником античной Древней Греции, совсем небольшое по территории, но ставшее известным благодаря своей развитой культуре государство Финикия на северо-востоке Средиземноморья (там сегодня находится Ливан), Древняя Индия на полуострове Индостан и ряд других.
Наиболее яркие свидетельства уровня развития материальной культуры ранних государств дошли до нашего времени в виде памятников архитектуры. Особенно богат ими Египет – пирамиды и храмовые комплексы. Иные архитектурные и строительные традиции характерны для древних государств Месопотамии. Здесь освоили технологию изготовления обожженного кирпича. Распространенным типом строительной конструкции была ступенчатая башня (зиккурат). Не менее знамениты «висячие сады» царицы Семирамиды и крепостная стена Вавилона. Их остатки были обнаружены при раскопках этого древнего города в конце 19 – начале 20 века. Архитектура и строительство древнего государства Шань представлены остатками царских дворцов и гробниц, раскопанных в некоторых районах Восточного Китая. Они представляли собой подземные сооружения сложной конструкции с камерами, лестницами, узкими переходами. А древнеиндийские города-государства, существовавшие во 2 тыс. до н. э. (Мохенджодаро и Хараппы) открыли миру архитектуру с поквартальной планировкой и улицами, пересекающимися под прямым углом. Благодаря ритуалам древних цивилизаций, запечатанные в гробницах, до наших дней сохранились артефакты старого мира. Погребальный инвентарь позволяет нам судить о ремесленно-производственной деятельности. В усыпальницах царей, членов их семей, вельмож, жрецов, чиновников находят бесчисленные предметы быта, одежду, хозяйственную утварь, мебель – изделия мастеров, воплотившие уровень развития техники, технологические навыки и эстетические каноны людей былых времен.
Цивилизации древности представляли собой богатый предметный мир, созданный руками человека. Города-государства, царские дворцы, аграрные объекты и бесчисленные мастерские – стали символом нового века. Усложнение системы социальных взаимоотношений привело к появлению торговли, политики, выделению отдельного социального класса жрецов, священнослужителей, пророков и святых. Наряду с глобальными изменениями происходят и внутриэтнические эволюционные процессы: совершенствуется язык, письменность, правовое поле, формируется чувство самоидентификации и принадлежности к этносу. Быт человека обогащается новыми предметами: разнообразными столовыми приборами, керамическими изделиями, ювелирными украшениями, декоративной мебелью, новой одеждой, транспортными средствами и т.д. Новые элементы быта, постепенно заполнили прежние пустоты своим значением и названиями.
Античный мир стал вершиной развития древних цивилизаций. Города воплотили в себе символ эпохи и имели высокоорганизованные архитектурные сооружения. Одновременно с этим, в повседневную жизнь входили предметы искусства. Зарождалась музыка, скульптура, живопись (в их современном понимании), изобретались новые инструменты творчества. В эпоху античности среди музыкальных инструментов наиболее распространены струнные (лира-гитара, треугольник-арфа, пандура), духовые (флейты, свирели), широко использовались барабаны, трещотки, погремушки. В тоже время античность была богата интеллектуальными трудами, для передачи которых использовались папирусные свитки, холсты, шкуры животных, глиняные дощечки. Развитие материальной культуры античности упрочило наследственно-преемственную традицию передачи знаний и ускорило созидательные процессы людей на разных уровнях социальной организации.
На смену Античности пришли Средние века – эпоха европейских монархий, искусства и оружия и великих переселений. Материальная культура средневековья не обладает ярко выраженным прогрессивным характером. В некотором смысле, средневековье – это период рецессии материальной культуры человечества. Люди жили теми открытиями, которые были сделаны на более ранних этапах. Достижения науки и искусства средних веков осуществлялись в очень большие временные промежутки, да и распространялись они крайне медленно. Только в конце средних веков было сделано несколько эпохальных открытий и изобретений, которые оказали большое влияние на разные стороны общественной жизни. К ним относятся: огнестрельное оружие, бумага, книгопечатание, компас. Появление огнестрельного оружия в виде мортир, аркебуз, ружей и введение артиллерии в военное дело нанесло удар по рыцарской коннице и феодальным замкам. Книгопечатание было изобретено в Египте еще в X в. Египтяне вырезали текст выпуклыми знаками на деревянных дощечках, наносили на них краску и делали оттиски на бумаге или на ткани. Европейцы использовали подобный метод лишь для копирования картинок библейский сюжетов. Только вначале XV в. Иоанн Гуттенберг соорудил текстовые шаблоны-конструкции со съемными буквами. А в 1450 г. при помощи металлических букв и пресса впервые отпечатал Библию. С этого времени книги стали доступнее, а само открытие способствовало интеллектуальному развитию последующих веков. Особое значение получило изобретение компаса. В Европу компас был занесен от арабов и был известен с XIII в., но наиболее удобное устройство он обрел в XIV столетии, благодаря генуэзцу Флавио Джойя. Изобретение компаса сделало возможным морские плавания вдали от берегов континентов, что способствовало великим географическим открытиям XV – XVI вв. (Америка, морской путь в Индию и т. п.).
Материальная культура Нового времени характеризуется изменениями происшедшими в социальной сфере человечества. Новое отношение к жизни возникает в городской торгово-ремесленной (буржуазной, бюргерской) среде. Труд превращается в «дело» (бизнес), главной целью и критерием успеха которого является получение прибыли, ее постоянный рост и связанное с этим расширение дела. Важнейшую роль начинают играть денежные отношения. В искусственно создаваемом мире бизнеса важнейшими становятся такие качества, как деловитость, предприимчивость, мастерство, возрастает роль специалистов. Стремление к непрерывному росту бизнеса ускоряло темп жизни, способствовало разрыву с традициями, нарушению органичности развития. Колонизация европейцами стран во всех частях света была тесно связана с деловой активностью. В XVI-XVII вв. колонии были в основном источниками сырья, дешевой рабочей силы (в том числе рабской) и драгоценных металлов, необходимых для развития денежной системы. К XIX в. развитие бизнеса стало представляться устремленным в бесконечность процессом, в котором ограниченная человеческая жизнь – бесконечно малая величина. Важнейшим фактором постоянного расширения бизнеса становится техника. Ткацкие и швейные станки XVIII в. заменяют человека. Теперь его роль заключается в обслуживании машин. Радикальные изменения в ритм жизни внесло создание парового транспорта: речного (1807г.), наземного (1814г.) и морского (1819г.). А также изобретение в середине XIX в. электромагнитного телеграфа и скоропечатных полиграфических машин, современники называли XIX век «веком пара и железа»: паровые установки применялись во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, завершился переход от мануфактуры к машинной индустрии. К концу XIX в. развитие техники сделало жизнь людей в новоевропейской цивилизации отличной от жизни всех прежних исторических эпох. Человек исключается из природных условий и помещается в искусственные. Яркое освещение улиц вырывает его из цикла день-ночь; комфортабельные дома – из цикла зима-лето; паровоз, пароход, телеграф изменяют восприятие пространства и времени.
Новейшее время протекает под влиянием научно-технической революции, космических и информационных технологий, киберпространства и робототехники. Использование продуктов нового времени вписано в жизнь человека повсеместно. Объем информации превосходит совокупность знаний всех предыдущих периодов жизни. Разнообразие предметов быта и обихода значительно больше, чем в любое время нашего существования. Бесчисленное множество предметов быта, интерьера, техники, микроэлектроники, строительных и производственных материалов, инструментов производства, десятки тысяч вещей прямо или косвенно влияют на жизнь современного человека и участвуют в процессе его жизнедеятельности. Многоформатность социокультурной среды способствует усложнению трудовой и интеллектуальной деятельности. Появляются новые виды труда, новые профессии, области знаний, научные дисциплины. То, что еще несколько десятилетий назад казалось нереальным и фантастичным, сегодня органично вписывается в нашу повседневную жизнь.
Эволюция материальной культуры отражает основные тенденции развития человека, начиная с первых шагов нашей истории. Так в антропогенной среде с течением времени можно отметить общую прогрессивную направленность изменений. Темпы исторического процесса в рассмотренных хронологических рамках были в целом достаточно медленными, особенно на ранних его стадиях. Соответственно, медленными являлись и изменения в материальной культуре. Первый настоящий, хотя и простейший, механизм – колесо – появился в эпоху ранних государств пять тысяч лет назад и оставался важнейшим в производственно-трудовой сфере вплоть до начала 18 века. Вместе с тем, в древнейших цивилизациях, достигнут высочайший уровень во многих видах ремесел и производстве.
Условия окружающей среды вынуждали применять новые меры для повышения жизнестойкости и гармоничного сосуществования человека с природой. Под натиском внешних факторов совершенствовалась разумная деятельность, приходилось применять новые способы благоустройства жизни, создавать новые предметы быта и обихода. Постепенное увеличение количества предметов, способствовало их качественному преображению. Разумная деятельность совершенствовалась. Появлялись пространственно-смысловые пустоты, которые человек стремился заполнить новыми предметами или их образами. Прикладная деятельность непосредственно производила и совершенствовала материальную культуру древности. Неэффективные методы жизнедеятельности вытеснялись более продуктивными, уровень общесоциального развития повышался. Каждая эпоха наполняла быт чем-то особенным, делая его более разнообразным. Происходили эволюционные процессы социальных отношений. Формировались общественные институты, целью которых являлось сохранение и передача образа жизни и традиций своего народа. Несмотря на бурные процессы трансформации общественных институтов, эти основы сохранились и до наших дней.
Материальная культура эволюционирует наравне с человеком. Разумная деятельность способствует ее совершенствованию. Но и разум совершает качественное преображение благодаря накопленным артефактам предыдущих поколений. Современный человек осуществляет процесс социализации, во многом, по средствам материальной культуры. Формирование личности, мировоззрения, и моделей поведения зависят от качества взаимодействия с материальной культурой современности. Результатом отсутствия контактов с материальной культурой современности выступает наличие такого феномена как «дети-маугли». Наиболее взрослые представители, будучи изъятыми из «естественной» среды, не имеют возможности социализации, а прямохождение для них – непосильно. Они не просто не имеют возможности научиться быть человеком, эта способность у них основана на инстинктах, а не разумной деятельности. Феномен «детей-маугли» подтверждает тот факт, что человек вне антропогенной среды не многим отличается от других представителей живой природы.
Человек становится «человеком», когда принимает наследие социума; становится личностью, когда формирует личное мировоззрение; индивидуальностью — когда способен жить в соответствии со своим мировоззрением. На разных уровнях восприятия, индивид принимает образ жизни и менталитет своей «родительской» цивилизации. Он становится «человеком» за счет интеллектуальной включенности в социальную жизнь и тактильной включенности в предметный мир людей.
_______________________________
Список используемых источников:
1) Йегер О. Всемирная история (в 4-х томах). М.: АСТ, Полигон, 2001 — 2002
2) Кареев Н. И., Скворцова Е.С. Учебная книга древней истории. М.: Просвещение, 1997. – 320 с.
3) Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Академический проект, 2006. – 289 с.
4) Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2008. – 399 с.
5) Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. – 524 с.
6) Сапронов П.А. Курс лекций по теории и истории культуры. М.: Норма, 2007. – 689 с.
7) Соколов А.Н. Типология и периодизация культуры. Русская культура, 2010. – № 7.
8) Тайлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. – 576 с.
Источник