Материальный продукт урока экскурсии

Педагогический проект «Уроки-экскурсии по математике в начальной школе как средство реализации деятельностного подхода»

Людмила Зубарева
Педагогический проект «Уроки-экскурсии по математике в начальной школе как средство реализации деятельностного подхода»

Слайд № 1. Мой проект называется «Экскурсии на уроках математики в начальной школе как средство реализации деятельностного подхода в обучении»

Слайд №2. Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…

немецкий педагог-демократ XIX в. ,

Слайд №3. Актуальность и новизна

У большинства учащихся уже в начальных классах пропадает интерес к учебе и, как следствие, снижается качество знаний. Образовательная экскурсия как форма урока способна поддерживать «здоровую любознательность и жажду учения» у всех школьников, а также обеспечивает здоровьесохраняющее обучение. Математические уроки-экскурсии, вовлекая учащихся в активную деятельность, являются эффективным средством достижения нового, современного качества образования и помогают формированию таких ключевых компетенций, как способность ориентироваться в окружающей действительности.

Слайд №4. Противоречия

Между необходимостью получения качественного

образования с целью дальнейшей успешной социализации выпускников школы в обществе и однотипным образованием, когда у большинства учащихся уже в начальных классах пропадает интерес к учебе и снижается уровень качества знаний.

Между требованием формирования представлений о связи науки и жизни и недостаточной востребованностью учителями начальных классов такой формы проведения занятий как экскурсия.

Между заложенной природой в ребёнке тяге к исследованиям и невостребованностью и даже подавлением в образовательном процессе творческого потенциала детей, их готовностью самостоятельно мыслить, рассуждать и добывать новое знание из окружающей жизни.

Между неудовлетворительным состоянием здоровья обучающихся (80-90 % детей 6-7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18-20 % этих детей имеют пограничные нарушения психического здоровья) и увеличением в последние годы объёма изучаемого материала (примерно в 1,5 раза).

Математические экскурсии (в традиционном образовании)

1. Псевдоэкскурсия – игра в экскурсию (сюжет урока – сказки, урока-путешествия и т. д., виртуальная экскурсия.

2. Внеклассное мероприятие без связи с программным материалом. Носит

3. В учебниках методики математики либо отсутствует, либо упоминается как само собой разумеющееся.

4. В учебниках педагогики только упоминается как активная форма.

Если изучить математическую тему, используя не словесные методы, доску и мел, а окружающую действительность, рулетку и блокнот для записей, то дети смогут усвоить материал более прочно, смогут воспользоваться своим приобретённым опытом при решении задач в классе и эффективному использованию знаний в повседневной жизни.

Выявление места и роли экскурсий по математике

в реализации деятельностного подхода, повышении

познавательной активности учащихся и качества знаний.

Изучение информационного пространства по данной теме.

Выявление и описание опыта проведения математической экскурсии.

Создание банка методических материалов для подготовки и проведения экскурсии.

Участники проекта

Обучающиеся 1 класса

Срок реализации

Экскурсия, как особая форма математических занятий.

Методы и формы проведения математических экскурсий.

Этапы реализации проекта

Этапы Мероприятия Результаты

(июнь-август 2013 г) -работа с методической литературой

-поиск информации в Интернете -диагностика инструментариев

Этап реализации

(сентябрь — апрель 2013/14 гг) -проведение наблюдений

— разработка дидактических материалов и проведение уроков — создание банка конспектов уроков заданий по данной теме

(май 2014г) — диагностика мотивации обучения и уровня качества знаний по предмету

и родителей -творческие работы учащихся

(июнь – октябрь 2014 г.) — выступление на МО учителей начальной школы

— публикация на образовательных сайтах

— проведение открытых уроков и мастер- классов -доклад с презентацией

Механизмы оценки реализации

Контрольные и самостоятельные работы,

фотоотчёты по экскурсии; рисунки; сбор материала; творческие работы.

Неграмотно организованная и спланированная работа во время экскурсии может привести к потере времени, которого и так катастрофически не хватает.

Плохая дисциплина, «отвлекающиеся» дети.

Недостаточная подготовка детей к такому уроку.

Плохие погодные условия.

Всё это может привести к тому, что экскурсия окажется бесполезной для прохождения программного материала и развития ребёнка.

Дальнейшее развитие проекта

Распространение опыта на МО.

Проведение мастер – классов.

Планирование и проведение уроков –экскурсий по математике в последующих классах.

Организация внеклассной работы на основании результатов проведённых экскурсий.

Главным результатом проведения математических экскурсий станет приобретение обучающимися практических навыков работы вне класса, направленных на глубокое понимание и осмысление изучаемого материала; дети научатся важнейшим умственным действиям – смотреть и наблюдать, говорить, что видишь, рассуждать и договариваться. Повышение мотивации, интереса к изучению математики.

Учебная экскурсия (от лат. excursio – «поездка, прогулка») – форма организации учебно- воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр

Значение математических экскурсий

развивают наблюдательность, внимание, память;

способствуют совершенствованию мышления, речи;

приучают к лучшей ориентировке в явлениях в окружающей действительности;

дают возможность самостоятельно открывать новое для себя математическое знание;

из-за принципа многосенсорности (вижу+слышу+осязаю+обоняю+трогаю+двигаюсь+ чувствую) обучающиеся лучше понимают учебный материал, осмысливают, усваивают его, прочно запоминают;

поддерживают интерес к учению, улучшают мотивацию;

имеют большое здоровьесберегающее значение поскольку позволяет устранить некоторые факторы школьной жизни, негативно воздействующие на здоровье детей.

Место проведения урока-экскурсии

на природе (парк, лес, берег, сквер, школьный двор и др.);

на улице населенного пункта, поселка, города, во дворе жилого дома;

на предприятии (фабрика, завод, почта, элеватор, магазин);

в школе (столовая, библиотека, рекреация, школьный музей);

Требования к ведению экскурсий

Темы экскурсий должны быть четко связаны с программой и включены в годовой учебный план, чтобы заранее в начале учебного года наметить предварительные сроки и места их проведения; учет реальных возможностей учителя и учащихся, доступности природных объектов.

Тема экскурсии должна быть тесно связана с материалом предыдущих уроков.

Наличие четкого плана проведения экскурсии, которого следует придерживаться при ее проведении.

Ученики не должны оставаться пассивными наблюдателями, а активно работать.

Материал экскурсий должен обязательно опираться на известные детям теоретические факты.

Учитывая возраст экскурсантов, учителю необходимо вовремя заострять их внимание на нужном объекте.

Важно точно рассчитать время экскурсии во избежание перегруза детей.

Обязательно закрепить материал экскурсии на последующих уроках.

Этапы проведения экскурсии

1. Доэкскурсионная подготовка

2. Проведение экскурсии

3. Обработка экскурсионного материала

Рабочий план реализации проекта

№ Тема Колич часов Основные понятия Место провед.

1. Счёт предметов. Пространственные представления

1 Счёт предметов, выше, ниже, перед, за, между, дальше, ближе, уже, шире. Школьная площадка

2. Замкнутые и незамкнутые линии. Прямая и непрямые линии 1 Замкнутая линия, незамкнутая линия.

Отрезок, ломаная. Прямая линия, кривая, пересекающиеся линии. Улица села

3. Масса 1 Килограмм, масса. Магазин

4. Геометрические фигуры

1 Геометрические фигуры, треугольник, квадрат, круг, четырёхугольник. Школьный двор

5. Задачи на разностное сравнение 1 На сколько больше или на сколько меньше. Школьный сад

6. Литр 1 Объём, литр, жидкость. Школьная столовая.

7. Таблица сложения 1 Состав чисел, десяток, сложение,

вычитание Улицы села

8. Признаки предметов

1 Форма, размер, цвет. СТФ

Качество знаний обучающихся

(результаты мониторинга по математике)

Формирование познавательного интереса

Экспериментальные данные убеждают: математическая экскурсия не только комфортнее и интереснее для детей, но и представляет более эффективную форму урока: повысилась познавательная активность обучающихся и как следствие качество знаний. Несмотря на трудности в применении этой формы организации обучения, учителю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира, вопросов взаимоотношения человека и природы.

Обобщение опыта работы на МО

Проведение открытых уроков

1. Смолеусова, Т. В. Здоровьеразвивающая форма проведения уроков / Т. В. Смолеусова //

Психолого-педагогические проблемы становления личности в процессе учебной деятельности : мат. VII Междунар. науч. -практ. конф. 17–18 декабря 2009 г. / Под ред. А. А. Глинского. –Минск : АПО, 2009.

2. Смолеусова, Т. В. Здоровьесберегающие эффекты экскурсий в начальной школе / Т. В. Смолеусова // Народное образование. – 2008. – № 8.

3. Смолеусова, Т. В. Математика вокруг нас :Уроки-экскурсии : учеб. пос. / Т. В. Смолеусова. –Новосибирск : НИПКиПРО, 2004.

4. Смолеусова, Т. В. Математические экскурсии как средство формирования социальной

компетентности детей с диагнозами «задержка психического развития» и «ранний детский

аутизм» / Т. В. Смолеусова, Ю. П. Зайкова //Сибирский учитель. – 2010. – № 1.

5. Смолеусова, Т. В. Уроки-экскурсии по математике в начальной школе / Т. В. Смолеусова. – М. : Сфера, 2005.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009.

7. Закон «Об образовании в Росийской Федерации», № 273-Ф, 29.12.2012 [Электронный ресурс]. – base.consultant.ru/cons/cgi/jnlline.cgi

8. «Начальная школа» журнал №10 2013 Статья Т. В. Смолеусовой «Урок-экскурсия по математике-это инновация

Источник

Урок-экскурсия. Как организовать и провести урок-экскурсию. Ошибки начинающих учителей

Превратить учебу в увлекательное действие, вовлечь детей в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности детей позволит такая форма обучения, как урок-экскурсия. На таких занятиях ученики могут установить связь между учебой и реальной жизнью, изучить объекты, явления, процессы в естественной среде. Наглядность, доступность, научность, связь теории и практики — эти дидактические принципы реализуются на уроках-экскурсиях.

Типы уроков-экскурсий

В зависимости от места в учебной программе экскурсии могут быть трех типов:

  • Вводная экскурсия проводится в начале изучения новой темы. Например, первый урок биологии в 5 классе по разделу «Растения», посвященный разнообразию мира растений, можно провести на природе, на пришкольном участке, в ботаническом саду. Дети ознакомятся с травами, кустарниками и деревьями, уточнят понятия о светолюбивых и теневыносливых, дикорастущих и культурных, лиственных и хвойных растениях.
  • Экскурсия по определенной теме. Например, тема «Творчество С.Т. Аксакова» изучается в Литературном музее.
  • Итоговая экскурсия, систематизирующая знания по разделу или курсу. Последние в учебном году уроки биологии и географии, посвященные взаимодействию человека и природы, лучше провести на экологической тропе.

Подготовка к уроку-экскурсии

Подготовка интересного и эффективного урока всегда требует достаточно много времени. Учитель должен четко определить цель и задачи экскурсии и продумать ее содержание в соответствии с ними.

Объекты для экскурсии должны быть подобраны таким образом, чтобы до них можно было легко и быстро добраться. Они должны представлять познавательную ценность, быть интересными. Важно учитывать и требования безопасности, например, не стоит вести детей в ветхое здание, каким бы ценным в историческом отношении оно ни было.

Педагог заранее продумывает, как будет проводить урок, какие методы применять, как вовлекать детей в познавательную деятельность, в активное восприятие. Он готовит материалы, пользуясь различными источниками, составляет маршрут, пишет краткий, но емкий и интересный текст об объектах экскурсии, готовит творческие задания для детей.

Кроме этого, учителю необходимо заранее пройти маршрутом планируемой экскурсии. Это нужно для того, чтобы:

  • легко ориентироваться на маршруте;
  • просмотреть хронометраж, ведь для младших школьников не рекомендуются экскурсии длительностью больше часа, а для старших — более двух уроков;
  • уточнить описания объектов, при необходимости внести изменения.

Даже если экскурсия будет проходить в музее, картинной галерее, театре и т. д., учителю нужно заранее посетить эти места. Если саму экскурсию будет проводить экскурсовод, стоит обговорить с ним, на какие вопросы следует обратить особое внимание.

На помощь учителю могут прийти ученики, которые получили опережающее задание узнать что-то интересное о конкретных объектах и подготовить небольшой рассказ о них. А в школьных музеях часто именно учащиеся являются экскурсоводами по определенным темам.

План урока-экскурсии

В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.

  1. Организационно-мотивационная часть. Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.
  2. Актуализация опорных знаний. Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
  3. Непосредственно экскурсионная часть, в которой ученики должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
  4. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
  5. Итоги. Учитель оценивает работу учащихся, дает творческие задания на дом: сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др. Наиболее интересные работы можно разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться другие ученики и родители.

Куда можно оправиться на экскурсию

Объект экскурсии выбирается в зависимости от цели и задач урока. Иногда может быть достаточно выйти на пришкольный участок, чтобы ознакомиться с растущими там видами растений, с сезонными изменениями в природе или посмотреть, как проводятся наблюдения над погодой в метеоплощадке.

Во многих школах есть свои школьные музеи краеведческого направления, где также можно проводить такие уроки.

Интересны уроки-экскурсии по городу, когда изучаются исторические памятники, знаменательные места. Важно только не увлечься и не затянуть ее, лучше подготовить серию небольших маршрутов, чем один долгий и утомительный.

Много полезной и интересной информации можно получить в музеях.

Объектами экскурсий могут быть учебные заведения, промышленные, сельскохозяйственные и транспортные предприятия. И конечно, памятники природы родного края.

Если же возможности побывать на нужных объектах нет, то на помощь придут виртуальные экскурсии. Многие музеи на своих сайтах предоставляют такую возможность. А при изучении географии и истории с помощью современных компьютерных технологий можно посетить практически любую точку мира.

Уроки-экскурсии: универсальная форма для всех школьных предметов

Подобрать тему для урока-экскурсии можно практически по любому предмету. Исторические памятники, музеи, улицы, названные именами героев, можно посетить на уроках истории. Парки, зоосады, природные объекты ждут юных биологов.

На уроках географии можно совершить экскурсию на практически любую форму рельефа, гидрографический объект (реку, озеро). Ребята не только любуются красотой природы и слушают рассказ учителя, но проводят измерения (например, размеры озера, температуру воды в нем, скорость течения реки и т. п.), съемку участка местности, изучают почвенный профиль. География населения и хозяйства России уже подразумевает посещение предприятий.

Уроки русского языка и литературы можно проводить в виде экскурсии в библиотеку, в дома-музеи писателей и поэтов. Это же касается и преподавания родных языков.

Такие предметы как физика, химия, технология требуют хотя бы одной экскурсии в год на предприятия. Там ученики смогут воочию убедиться, как работают физические и химические законы при разных технологических процессах. Это способствует также и профессиональной ориентации учеников старших классов. Привлечение к проведению урока специалистов, которые могут досконально объяснить процесс и которым обычно дети задают вопросов больше, чем учителю, только повысит эффективность экскурсии.

И очень большие возможности для экскурсий открывает изобразительное искусство. Это и художественные музеи, и дома-музеи, и путешествия по местам, изображенным художниками-земляками, и объекты старинной и современной архитектуры.

В большинстве сельских школ есть маршрут для экскурсий, где можно расширить и углубить знания по естественным наукам. Это экологические тропы. На ней лучше проводить интегрированные уроки химии, биологии, географии.

Для учеников начальных классов найдется довольно много экскурсионных объектов и внутри школы. Им будет интересно посетить учебные кабинеты любых «взрослых» предметов, школьный музей, мастерские, компьютерные классы, посмотреть школьную столовую «изнутри». А для первоклассников после изучения букваря можно устроить очень полезную экскурсию в библиотеку. Здесь экскурсию по разделам библиотеки могут провести герои любимых книг, библиотекарь объяснит, как искать книгу по каталогу. А в конце ребят торжественно посвятят в читатели.

Ошибки при проведении урока-экскурсии

Иногда проведенная экскурсия не достигает поставленной цели этому могут быть следующие причины:

  • Учитель увлекается рассказом в ущерб показу, что нарушает принцип наглядности. Если есть возможность, дети должны все посмотреть, понюхать, потрогать, пощупать, «попробовать на зуб». Они сами должны убедиться в свойствах предмета, лично ознакомиться с ним. Разумеется, речь не идет о музейных экспонатах под стеклом.
  • Не соблюдается логика показа объектов, нарушена хронология, перепутана последовательность. А это вносит сумятицу и затрудняет восприятие.
  • Объекты показываются каждый по отдельности, не связанно друг с другом. Получается своего рода калейдоскоп, в котором трудно найти общее для всех элементов.
  • Ученики — пассивные получатели знаний, не вовлечены в познавательную деятельность. Чтобы такого не было, учитель должен при подготовке к уроку-экскурсии грамотно подготовить вопросы и задания для учащихся, точно поставить перед ними четкую цель и объяснить задачи.

Урок-экскурсия — действенная форма занятия как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

А вы проводите уроки-экскурсии? Поделитесь с нами своими идеями в комментариях.

Источник

Читайте также:  Достопримечательности мадрида по английски
Оцените статью