Мажоритарная избирательная система зарубежных стран

Мажоритарная избирательная система относительного большинства

В настоящее время в зарубежных странах наиболее распространенной является мажоритарная избирательная система относительного большинства.

При таком порядке распределения мандатов побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников. Относительное большинство голосов требуется, например, для избрания президента и конгресса США, для избрания депутатов Палаты общин в Великобритании и пр.

Такая избирательная система результативна, так как всегда позволяет провести выборы в один тур, т. е. сразу после подсчета голосов возможно определить победившего кандидата. Причем следует отметить, что в странах, где господствует англосаксонская система права, не устанавливается порог явки избирателей на выборы (выборы признаются состоявшимися, даже если на избирательный участок пришел, например, лишь один кандидат и проголосовал сам за себя), презюмируется, что избиратели, не явившиеся на выборы, поддерживают волю большинства.

Однако именно при применении мажоритарной системы относительного большинства возможно наибольшее искажение воли избирателей. Приведем произвольный пример: кандидат А получает поддержку 10% избирателей, кандидат Б — 30%, кандидат В — 15%, кандидат Г — 23%, кандидат Д — 17% и 5% бюллетеней признаны недействительными. В этом случае избран будет кандидат Б, получивший больше голосов, нежели соперники, хотя фактически его не поддержало 70% избирателей.

Наиболее эффективна и целесообразна такая избирательная система, если баллотирующихся кандидатов небольшое количество (например, 2-3), так как в этом случае все же возможно достаточно достоверно выявить волю избирателей.

Источник

Разновидности (виды) мажоритарной системы

Рассмотрим разновидности (виды) мажоритарной системы, а также установим содержание каждого вида.

Читайте также:  Основные виды экономических ресурсов нашей страны

Исследователи определяют три основных разновидности (вида) мажоритарной системы:

В современном мире наиболее распространенным видом выступает мажоритарная система относительного большинства. При ней победившим оказывается тот претендент, который получит больше голосовой поддержки, нежели его соперники.

Мажоритарная система относительного большинства достаточно результативна и исключает проведение второго тура выборов, поскольку не требует от претендента получения установленного минимума голосов для победы. Но если кандидатов множество, то результаты выбора избирателей разделяются между ними, что немало искажает реальную волю электората. При этом голоса, отданные за неизбранных кандидатов, как бы прогорают. Если же претендентов более 20 человек, то избранным может оказаться тот, за кого было оказано менее 10% поддержки.

В англосаксонских странах при мажоритарном виде системы относительного большинства отсутствует порог явки избирателей. При этом считается, что не явившиеся на выборы в целом разделяют позицию большинства.

К недостатку мажоритарной системы относительного большинства следует отнести то, что не учитывается мнение проголосовавших против победившего кандидата. Нередко случается так, что в совокупности сумма голосов, отданных за иных претендентов, оказывается больше их количества, отданных за победившего кандидата.

При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства побеждает тот претендент, который получил абсолютное большинство голосов (50% + 1 голос).

При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства огромное значение имеет способ определения большинства:

– от общего числа зарегистрированных избирателей;

– от числа проголосовавших;

– от поданных действительных голосов.

В законодательстве зарубежных стран присутствуют примеры всех вышеуказанных подходов.

Мажоритарная вид системы абсолютного большинства в отличие от системы относительного большинства подразумевает возможность проведения второго тура. Он организуется в случае, если никто из кандидатов не получает в первом туре абсолютного большинства.

Самым распространенным подходом к проведению повторного голосования является допуск к нему двух кандидатов, которые получили наибольшее количество голосов. По такой схеме организуют выборы президента, например, Франция, Аргентина и Бразилия.

В ряде государств во втором туре могут принять участие все претенденты, которые получили определенный в законе процент поддержки. Подобная схема нередко применяется при выборах депутатов Парламента, например, во Франции данный порог составляет 12,5%.

К особенности мажоритарной система абсолютного большинства можно отнести требование получения обязательного кворума, без которого выборы могут признать несостоявшимися. Обязательный процент явки обычно составляет 50% (на выборах президента), реже устанавливается порог в 25% или иное минимальное количество голосов.

Преимуществом мажоритарной системы абсолютного большинства в сравнении с системой относительного большинства является то, что побеждает кандидат, который поддержан реальным большинством избирателей.

Недостатком мажоритарной системы абсолютного большинства следует указать то, что по мере увеличения числа кандидатов в избирательном округе, снижается вероятность того, что кто-либо из них получит абсолютное большинство голосов, что приводит к растягиванию во времени и усложнению избирательного периода.

Мажоритарная система квалифицированного большинства является специфичным и редким видом избирательной системы. При ней победу одерживает кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов.

Мажоритарная система квалифицированного большинства используется в основном при выборах глав государств и иных должностных лиц. Например, для избрания на должность президента Азербайджана в 1995–2002 гг. необходимо было получить две трети голосов избирателей, которые участвовали в голосовании. Однако впоследствии данное правило было устранено по причине его нецелесообразности.

Источник

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы в зарубежных странах.

В настоящее время в зарубежных странах наиболее распространенной является мажоритарная избирательная система относительного большинства.

При таком порядке распределения мандатов побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников. Относительное большинство голосов требуется, например, для избрания президента и конгресса США, для избрания депутатов Палаты общин в Великобритании и пр.

Такая избирательная система результативна, так как всегда позволяет провести выборы в один тур, т. е. сразу после подсчета голосов возможно определить победившего кандидата. Причем следует отметить, что в странах, где господствует англосаксонская система права, не устанавливается порог явки избирателей на выборы (выборы признаются состоявшимися, даже если на избирательный участок пришел, например, лишь один кандидат и проголосовал сам за себя), презюмируется, что избиратели, не явившиеся на выборы, поддерживают волю большинства.

Однако именно при применении мажоритарной системы относительного большинства возможно наибольшее искажение воли избирателей. Приведем произвольный пример: кандидат А получает поддержку 10% избирателей, кандидат Б — 30%, кандидат В — 15%, кандидат Г — 23%, кандидат Д — 17% и 5% бюллетеней признаны недействительными.

В этом случае избран будет кандидат Б, получивший больше голосов, нежели соперники, хотя фактически его не поддержало 70% избирателей.

Наиболее эффективна и целесообразна такая избирательная система, если баллотирующихся кандидатов небольшое количество, так как в этом случае все же возможно достаточно достоверно выявить волю избирателей.

Под мажоритарной избирательной системой абсолютного большинства понимают такой порядок, при котором на выборах побеждает кандидат,получивший абсолютное большинство голосов,т. е. 50% + 1 голос.

Существует несколько способов определения абсолютного большинства:

1) отобщего числа зарегистрированных избирателей;

2) от числа проголосовавших избирателей;

3) от поданных действительных голосов.

Обычно для признания выборов состоявшимися устанавливается минимальный порог необходимой явки избирателей.

При применении такой избирательной системы очень часто никто из зарегистрированных кандидатов не получает поддержку необходимого количества избирателей. Поэтому законодательством предусматривается возможность проведения второго тура выборов. Через сравнительно небольшой промежуток времени (обычно он составляет две недели) после первого голосования назначается второй тур (повторное голосование). В этом случае в бюллетени для голосования включаются два кандидата, набравшие большинство голосов по результатам первого тура (например, президентские выборы в Польше), или все кандидаты, набравшие больше установленного минимума голосов избирателей (например, на президентских выборах во Франции такой минимум составляет 12,5%). Как правило, победившим во втором туре признается кандидат, набравший относительное большинство голосов.

Как и другие избирательные системы, мажоритарная избирательная система абсолютного большинства имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным чертам стоит отнести то, что в меньшей степени, нежели при применении мажоритарной избирательной системы относительного большинства, искажается воля избирателей, на выборах побеждают кандидаты, действительно имеющие поддержку большинства проголосовавших граждан. К существенным недостаткам относится то, что проведение повторного голосования ведет к значительному удорожанию избирательного процесса.

Данная избирательная система получила в мире широкое распространение на президентских выборах.

Пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов нижней палаты парламента. Ее смысл заключается в том, чтобы каждая политическая партия получает в парламенте то количество мандатов, которое будет пропорционально числу поданных за нее голосов. На выборах избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за список кандидатов, выдвинутый политической партией.

Чтобы распределить мандаты между партийными списками, используется избирательная квота (избирательный метр) — наименьшее число голосов; необходимое для избрания одного депутата. Избирательная квота исчисляется по-разному. Наибольшее распространение получили два метода определения избирательной квоты, применяемые с различными модификациями. В юридической литературе их принято называть по именам создателей: метод Хейра и метод д’Ондта.

После распределения мест между партийными списками необходимо распределить места внутри партийного списка, между кандидатами. Обычно в партийный список включено больше кандидатов, нежели партия реально может получить мандатов. На выборах избиратели голосуют за весь список, мест же на всех кандидатов не хватает, поэтому необходимо определить, кто все же станет депутатом.

Этот вопрос решается по-разному:

1) принцип очередности, т. е., например, партия получила пять мандатов, следовательно, пять кандидатов, стоящих первыми в списке, станут депутатами;

2) преференциальный вотум — когда избиратели, голосуя за партию, отмечают в списке кандидатов, которым отдают предпочтение.

Для того чтобы ограничить в парламенте количество депутатов-одиночек, представляющих мелкие партии, применяется избирательный барьер, т. е. партийные списки, не набравшие установленного минимума голосов, не допускаются к распределению мандатов. Законодательством некоторых стран установлен различный размер заградительного пункта, он может составлять, например, 1% в Израиле или 5% в Германии и т.д. Таким образом, принцип пропорционального представительства искажается.

Искажением принципа пропорционального представительства является также панаширование, т. е. право избирателя в многомандатном округе голосовать за кандидатов из разных партийных списков.

Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав

Источник

Мажоритарная избират система и практика ее применения в Великобрит, США, ФР и др странах.

В зарубежных странах выделяют 2 избират системы:

Избират система – это

1) совокупность общ-ных отнош, к-рые возникают в процессе выборов

2) способ распредел мандатов

3) определение рез голосования

Мажоритарная избират система – это такая система, при к-рой мандаты распред по большинству полученных голосов.

При мажоритарной системе всегда одномандатные округа.

Виды мажоритарной системы:

1. мажоритарная система абсолют большинства

2. мажоритарная система относит большинства

3. мажоритарная система квалифицир большинства

Мажоритарная система абсолют большинства

Используется во Фр, Польше, России, Китае.

Абсолютное большинство = 50% + 1 голос

Например: во Фр в округе за мандат борются 4 партии (А, Б,В, Г). По рез голосования они набрали:

В этом случае ни одна из партий не получит мандат, т.к. никто из них не набрал абсолют большинства голосов.

Если бы ситуация выглядела так:

мандат получила бы партия А.

Если ни одна из партий не получает абсолют большинства голосов, то выборы проводятся в 2 тура. Во втором туре участвуют 2 партии, набравшие большее количество голосов. Во втором туре партии для победы требуется набрать, обычно, уже только относит большинство. Может проводиться второй тур, а также м/б назначены повторные выборы (в них участвуют все партии, а также могут участвовать новые партии).

Мажоритарная система относит большинства

Эта система всегда результативна, т.е. она всегда продуктивна, не требуется проведения второго тура или повторных выборов.

При такой системе для победы партии необходимо набрать большее кол-во голосов относительно других партий.

Мажоритарная система квалифицир большинства

Ранее имела место в Греции, в Италии до 1993 г. сегодня практически не применяется при выборах в Парламент, но используется при выборах Президента (когда он избирается Парламентом). Эта система редко приводила к рез, приходилось много раз проводить повторные выборы.

Для победы кандидату необходимо получить 2/3 всех голосов.

Мажоритарная избират система считается не совсем демократичной, т.к.

1) способствует только крупным партиям (маленькие партии практически не имеют шансов набрать такое большое количество голосов)

2) все голоса, поданные за др партии, пропадают.

Распредел депутатских мест м/у партийными списками при пропорциональной избират системе (метод «естественной» квоты).

Пропорциональная избират система – это система, при к-рой мандаты распредел пропорционально полученным голосам. Для того, чтобы распределить мандаты среди этих партий, необходимо сначала определить избират квоту. Избират квота – это наименьшее кол-во голосов, необходимое для получения одного мандата.

Метод Кэра (метод естественной квоты)

Естественная квота опред путём деления кол-ва голосов избирателей на кол-во мандатов.

Сущ 3 метода распределения оставшихся мандатов:

1) метод наибольшей избират цифры (наибольшее кол-во голосов).

В примере мандат получит партия А.

2) метод наибольшего остатка (наибольшее кол=во «неиспользованных» голосов)

Метод наибольшей средней

К распределённым мандатам добавляется цифра «1». Полученные каждой партией голоса делим на полученные цифры.

36. Распределение депутатских мест м/у партийными списками при пропорц избират системе (метод д , Ондта).

Пропорциональная избират система – это система, при к-рой мандаты распред пропорционально полученным голосам.

Для того, чтобы распределить мандаты среди этих партий, необходимо сначала определить избират квоту. Избират квота – это наименьшее кол-во голосов, необходимое для получения одного мандата.

Метод определения избират квоты – метод Д Ондта

При этом методе мандаты распред без остатка. Избират квота определяется путём деления (делителей). Полученные каждой партией голоса делим на опред цифры (обычные порядковые цифры: 1, 2, 3, 4 и т.д.)

Н-р: 3 партии борются за 4 мандата.

А) 75 тыс. : 1 = 75 тыс.

Б) 40 тыс. : 1 = 40 тыс.

В) 30 тыс. : 1 = 30 тыс.

А) 75 тыс. : 2 = 37,5 тыс.

Б) 40 тыс. : 2 = 20 тыс.

В) 30 тыс. : 2 = 15 тыс.

А) 75 тыс. : 3 = 25 тыс.

Б) 40 тыс. : 3 = 13 тыс.

В) 30 тыс. : 3 = 10 тыс.

После деления полученные цифры нужно распределить по порядку убывания до порядкового номера, соотв кол-ву мандатов.

75, 40, 37.5, 30, 25, 20, 15, 13, 10

Цифра 30 будет избират квотой. Т.е. избират квота составляет 30 тыс. голосов.

А) 75 тыс. : 30 тыс. = 2 мандата

Б) 40 тыс. : 30 тыс. = 1 мандат

В) 30 тыс. : 30 тыс. = 1 мандат

Способы распределения депутатских мест м/у кандидатами одного списка при пропорц избират системе.

Происходит по 3 системам:

1) система связанных (жёстких) списков (Россия, Испания, Израиль)

Избиратели голосуют за всю партию в целом, а не за одного конкретного кандидата из неё. Если избиратель отдаст предпочтение одному кандидату, бюллетень будет испорчен.

Мандаты распред по порядку (очерёдности) расположения кандидатов в списке партии. Н-р: если партия получила 2 мандата, их получат первые 2 человека в списке.

2) система полусвязанных списков (Дания, Австрия, Бельгия)

Избиратель может проголосовать за список партии в целом, а может выделить кого-либо. Если за какого-либо кандидата индивидуально проголосовали в пределах избират квоты, то его имя необходимо перенести в начало списка (он первым получит мандат). Если ни за кого из кандидатов не проголосовали индивид в пределах избират квоты, то мандаты распред по очерёдности кандидатов в списке.

3) система свободных списков (Швейцария, Италия)

Избиратель голосует за любого кандидата в списке партии. Мандаты среди членов партии распред по большинству полученных ими голосов.

Можно также проголосовать и за всю партию в целом. Эти голоса отдаются первому по списку.

Смешанная избират система.

Применяется в Польше, Фр, Германии, России

Смешанная избират система:

1/2 членов Парламента избирается по мажоритарной системе, др половина – по пропорциональной.

Неравное соотнош депутатов, избранных по мажоритарной системе, и депутатов, избранных по пропорциональной системе.

Сущность и виды референдумов в ЗС.

Референдум – это институт непосредственной демократии. Референдум близок к выборам, но это не выборы. Отличие референдума от выборов – в объекте волеизъявления. Организация референдума подобна выборам: избират округа, избират участки, списки и т.д.

Но формула референдума: существует 2 формы вопросов, к-рые ставятся голосующему:

1) обращение к голосующему, на к-рое надо дать ответ: да/нет

2) народный выбор (предлагается несколько вариантов, из к-рых голосующий выбирает 1).

1. обязат (Предусм конституцией и др з-нами) и факультативный (Проводится по необходимости. Инициатива проведения общегос референдума может исходить от: президента депутатов, субъектов федерации)

2. конституционный (на нём принимается конституция) и законодат-ный (на нём принимаются з-ны)

3. допарламентский (Это референдум по проекту з-на. Как правило, он консультативный. Его рез важны для депутатов.) внепарламентский (В обход парламента. Проводится в особых случаях, его проведение бывает вызвано кризисными явлениями в стране. послепарламентский (Проводится по актам, к-рые приняты парламентом и нуждаются в одобрении (утверждении) народом)

4. общегос, региональный, местный

5. утверждающий(проводится после принятия акта Парламентом), консультативный(допарламентский; проводится до принятия акта Парламентом)

Применяется термин «плебисцит» (США, Великобритания):

ü в некоторых странах плебисцит явл синонимом референдума. Отождествляются эти понятия в странах англо-саксонской системы.

ü Референдум проводится по законодат-ным вопросам (референдум в общем смысле

связан с зак-вом).

Плебисцит проводится по полит вопросам. Это консультативный референдум. Н-р: согласны ли гр-не на введение евро, на вхождение в НАТО?

Во многих странах для принятия решения на референдуме требуется абсолют большинство голосов (50% +1 голос).

В ряде стран референдум имеет силу при простом большинстве (если «за» проголосовало больше, чем «против»).

Источник

Оцените статью