Глава 11 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА СТРАНЫ
Положительный образ государства к массовом общественном сознании необходим, прежде всего, для успешного продвижения и реализации национальных интересов. Такие интересы представляют собой мотивированные и конкретизированные цели внешней и внутренней политики государства, вытекающие из национальной государственной идеи.
Таким образом, имидж государства опосредованно в выгодном свете отражает базовые национальные ценности и устремления государства по их утверждению.
Сегодня приходится констатировать, что в Российском государстве отсутствует четко сформулированная и официально поддержанная обществом национальная (государственная) идея. Это приводит к невозможности выработать и заявить сумму национальных интересов и приоритетов внутренней и внешней экономической, социальной, военной, экологической, инф рмацпонн( ni п дру I их политик, к их белое нова ге п. НОСТИ и отсутствию базиса для координации различных программ и действий различных структур власти.
Такое положение, образно говоря, ведет к движению в никуда, к инстинктивной реакции лишь на ближайшую. СМЮМИНутную угрозу. В результат- Россия вынуждена идти в фарватере интересов более СИЛЬНОГО на мировой арене лидера С M1IA.
Часть III. Глава п. Основные факторы формирования образа страны* «75
На процесс восприятия имиджа государства оказываю! воздействие различные факторы. Их перечень весьма обширен и не поддается строгой градации. Выделим ряд признаков, по которым можно произвести предварительную классификацию факторов. Так, все влияющие на имидж государства факторы можно разнести по времени на:
— оставшиеся в прошлом либо никогда не изменяющиеся («условно-статичные»);
— влияющие в настоящее время (•«условно-динамичные»);
— ожидаемые в будущем (ожидания).
К «условно-статичным» факторам формирования образа России относятся:
— природно-ресурсный потенциал России;
— национальное и культурное наследие российского общества;
— нерегулируемые (постоянные) геополитические факторы — географическое положение, площадь занимаемой территории, протяженность границ государства, выход к морям и т.д.);
— исторически свершившиеся события, повлиявшие на развитие российской государственности (завоевания, великие научные и географические открытия и др.), а также вклад выдающихся россиян, имена которых вошли в Историю страны;
— базовая форма государственного устройства и структура управления.
«Корректируемые условно-динамичные» факторы по сфере их проявления можно разделить на социологические и институциональные.
«Корректируемые условно-динамичные» социологические факторы формирования образа России:
— социально-психологические настроения в российском обществе;
— формы общественно-политической интеграции россиян, структура, характер и принципы деятельности общественно-политических объединений России;
— морально-нравственные аспекты развития российского общества.
«Корректируемые условно-динамичные» и петиту пиона льные факторы формирования образа России:
— устойчивость российской экономики, оцениваемая
нуб • Информация и PR в международных отношениях
комплексом показателей динамики ВВП.
— правовое пространство России и соответствие российских правовых норм международным требованиям;
— функции, полномочия и механизмы государственного регулирования различных областей и сфер деятельности в Российском государстве (эффективность властной конструкции).
В каждой из этих групп факторов, оказывающих воздействие на формирование образа страны, имеет место как позитив, так и негатив.
Сегодня одной из основных задач является создание управляемого образа России — того, что способно сформировать восприятие и, следовательно, отношение к отраженной в ее
образе российской действительности. Именно это восприятие является определяющим для формирования характера деятельности субъектов, факторов восприятия образа государства — политических институтов стран мира, хозяйствующих субъектов, мировой общественности и т. д. То, как воспринимается
Час 11. III. Глава и Основные факторы формирования образа пашни 1 ва молодых людей самостоятельно решать свои вопросы и строить жизненную перспективу нашло отражение в возросшей тяге к образованию, приобретению престижных профессий. Ценность образования, во многом утраченная в начале 90-х годов, вновь заняла место среди приоритетных жизненных ценностей молодежи.
5. Несмотря на острые проблемы и трудности, с которыми она сталкивается, молодежь с надеждой смотрит в будущее. Современная российская молодежь оценивается как психологически уверенное поколение, ориентированное на стабильное, устойчивое развитие и созидательный труд.
б. В условиях кризисного развития в России уровень социально-экономического положения молодых россиян часто оказывается относительно худшим, чем у других групп населения. Такие тенденции лишают молодежь условий для полноценного развития.
Часть III. Глава 11. Основные факторы формирования обрата страны, год
7. Озабоченность вызывает состояние здоровья молодежи. Наибольшую опасность составляют вернувшиеся в страну в 90-е годы болезни» которые принято связывать с социальным неблагополучием значительной части населения. Высокой остается смертность среди молодых россиян. Происходит рост суицидальных настроений среди молодежи.
Молодежь — самая мобильная и активная часть общества
Особую значимость в этих условиях приобретает сохранение и поддержка молодой семьи — важнейшей структурной единицы, от которой во многом зависит будущее общества, в первую очередь демографическая сто составляющая. Известно, что сложности современной действительности по-разному отражаются на степени прочности семейного союза. Одно из первых мест среди негативных факторов занимает недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности молодых семей. Это напрямую связано с реальной действительностью, в которой развивается семейный союз. Молодые супруги, зачастую не имея еще достаточного опыта профессио-нальной деятельности и социальной жизни, просто вынуждены получать сравнительно низкую заработную плату. При этом у более половины молодых семей материальное положение за последние годы ухудшилось. Фактор слабой материальной обеспеченности сказывается на жилищных условиях, в которых находятся молодые семьи. К сожалению, пока не заработали в полной мере механизмы выделения молодым семьям
• ? ??1 м.|цмн и IK и мс-ждунаро 11H.I у опинимших
ссуд с целью приобретения п.in строительства жилья. I |ОЭТОМУ можно с уверенностью констатировать, что большинство молодых семей России без особого оптимизма прогнозируют свое материальное положение в будущем.
Критическая ситуация сложилась в сфере образования молодежи. Число подростков, покидающих учебные заведения по разным, в том числе и материальным, причинам, остается очень значительным. Ценность образования вновь приобрела особое значение в глазах молодежи, и жизненный успех связывается большинством молодых россиян с высоким уровнем и качеством образования. Однако качественные формы образования доступны ЛИШЬ узкому кругу высокооплачиваемых слоев населения.
Главной проблемой в сфере образования, затрагивающей жизненные интересы молодежи, становится соответствие уровня и качества образования рынку труда и востребованности образовательной подготовки практикой. Молодежь, получившая профессиональное образование, оказывается не у дел. Более трети подготовленных вузами страны специалистов ежегодно не получают соответствующую работу. Следствие этого — явление, получившее название «утечка мозгов», — потеря Россией интеллектуального потенциала вследствие выезда молодых ученых за границу (как правило, на постоянное место жительства).
Согласно расчетам американских социологов, стоимость подготовки одного высококвалифицированного специалиста научно-технического профиля обходится стране в 8оо тыс. дол. Темпы эмиграции ученых из России оценивается в 5 — 5,5 тыс. человек.
В период интенсивного становления информационного общества многократно повышается ответственность печатных и электронных средств массовой информации за осуществление информационной политики и участие в решении актуальных социальных затач общества. В данной ситуации существенно возрастает роль средств массовой информации в деле социализации молодого поколения. Однако деятельность российских СМИ крайне негативно влияет на моральный, нравственный, ниIеллектлатьнып потенциал молодого поколения. Следствием бесконечной демонстрации сериалов, боевиков, кинофильмов криминального и откровенно порнографического характера стало оскудение духовного мира вступающих в самостоятельную жизнь россиян, криминализация сознания молодых
Часть III. Глава 11. Основные факторы формирования образа страны- 301
граждан, рост агрессивности в молодежной среде (в то время как патриотизм, нравственные ценности не воспринимаются большинством молодых людей как императив жизнедеятельно-сти, основа мировоззрения).
Публичная либерализация норм сексуального поведения в средствах массовой информации, апологетика псе ид ос вобо ды в сфере интимных отношений вылились фактически в отрицание норм морали и нравственности. Безнравственность стала представляться не только легитимной, НО И МОДНО»!, что вызывает стремление у молодежи следовать ей. Сложившаяся практика распространения печатной и аудиовизуальной продукции, экспансия зарубежной, прежде всего американской, массовой культуры не самым благоприятным образом влияют на увеличение масштабов заболеваемости, раннего алкоголизма, токсикомании, наркомании, правонарушений среди молодежи, на формирование у них искаженного представления о культурных и социальных ценностях.
Вместе с тем наиболее острые социальные проблемы молодежи перестатп быть объектом повседневного внимания массовых периодических изданий и электронных средств массовой информации. Гак, электронные среде i ва массовой информации в B001 году выделили всего 2,8% эфирного времени (без кинопоказа) ДСТСКИУ! И юношеским программах!, при установленной лицензионными обя ta 1 с-льс т нами квоте- в 15%. Программы для молодых, как правило, имеют узкую направленность — это почти исключительно музыкально-развлекательные передачи. Практически отсутствуют качественные публицистические программы по актуальным проблемам российской молодежи, ее участию в жизни общества, по истории Отечества, правовому просвещению. Крайне затруднен доступ к выражению молодежью своих интересов, культурной ориентации, дарований и способностей в средствах массовой информации в связи с их коммерциализацией.
Нарастает криминализация молодежной среды. Страшной проблемой является обвальное распространение- в молодежной среде наркомании, токсикомании и алкоголизма. По экспертным оценкам, к наркотикам регулярно прибегают до — млн молодых россиян, а четверть миллиона уже приобрели хроническую зависимость. Потребление наркотических средств становится -обязательной» составной частью молодежного общения, одним из средств проведения досуга. Наркотики беспрепятственно проникают в школы и вузы.
»,о2 • Информация и РК it между народных отношениях
СПИД — реальная угроза национальной безопасности страны
С увеличением числа лиц, потребляющих наркотики, резко возрос уровень распространения ВИЧ-инфекции. Поданным МВД России, три четверти ВИЧ-инфицированных граждан России — наркоманы.
Таким образом, можно констатировать нарастание крайне негативных явлений в молодежной среде. Они способствуют снижению уровня здоровья, физического и интеллектуального развития подрастающего поколения. Исследования демонстрируют размывание позитивных ценностных и нравственных ориентиров у молодежи.
Дальнейшая эскалация указанных проблем ведет к духовному и экономическому обнищанию подрастающего поколения, нравственной и физической деградации нации. Обозначенные проблемы уже создали реальную угрозу национальной безопасности страны.
Выход из катастрофической ситуации, сложившейся в молодежной среде, можно найти только путем кардинального изменения государственной политики в отношении молодого поколения, в первую очередь средствами законодательства. Нужно четко определить цели молодежной политики и возможные пути их достижения. Необходимо мобилизовать все силы и резервы органов государственной власти, общественных организаций и объединений, всею гражданского обществ.! для совместной работы по разрешению назревших проблем молодежи, формированию эффективной государственной молодежной политики. Без принятия этих специальных государственных мер преодолеть негативные тенденции в социально-экономическом положении молодых россиян в ближайшие годы не удастся.
Значительную роль в жизни современного общества играют политические партии. Это неотъемлемый атрибут побои развитой политической системы. Они являются выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании
Часть III. Глава п. Основные факторы формирования обрала страны- 303
Межрегиональное движение «Единство»
Союз правых сил
политической власти либо оказывают на нее опосредованное влияние. Характерным для деятельности партий является их стремление интегрировать различные социальные силы вокруг своих идеалов и программ, к идеологическому воздействию на население, на формирование его политического сознания.
Социально дифференцированному обществу, очевидно, наиболее адекватна многопартийность. И вместе с тем следует подчеркнуть, что на формирование в России многопартийной системы оказывает воздействие целый ряд факторов конкретно-исторического свойства — расстановка и соотношение социальных сил, удовлетворенность или неудовлетворенность общественности деятельностью уже имеющейся партии (партий), степень готовности рааличных общественных групп юздать свои политические партии, достигнутый обществом уровень политической свободы, доминирующая в обществе политическая культура, наличие или отсутствие демократических традиций и т. п.
Нынешний опыт расширил наши представления и показал, что российскому обществу также не противопоказана многопартийность. Тенденция к ней в России проявляется вс е сильнее и отражает социальную неоднородность общества, реальное несовпадение политических ПОЗИЦИЙ и мировоззрений различных общественных групп. Сама реализация
Отечество — вся Россия Ядсж ЖириновсхОШ Спниинский блок —
11 • Информации и I’K н международных отношениях
этой тенденции стала возможной в результате демократизации российского общества, перехода от командно-административной системы к плюралистической политической системе.
Кроме политических организации в состав политической системы общества входят политические отношения. ()нн представляют собой разновидность общественных отношений и складываются в процессе осуществлении политической власти либо по поводу ее. В зависимости от субъектного состава политические отношения в России можно разделить на три группы.
Первая группа — это отношения между классами, нациями и государствами. Межклассовые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.
Вторую группу составляют отношения, одной из сторон которых является политическая организация, функционирующая в данном обществе. Эти так называемые вертикальные отношения складываются в процессе скуществлення политической власти, воздействия органов руководства и управления на социально-экономические, общественно-политические и нравственно-культурные процессы. Они также имеют важное значение для характеристики сущности и социальных функций политической системы, методов осуществления политической влас in
В третьи» группу ПОЛИТИЧеСХИХ отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями. Иногда именно эти OTHO* шения. наряду г политическими организациями, объединяют ООНЯТИем политической системы общества.
Существенным элементом политической системы ЯВЛЯЮТСЯ политические принципы и нормы. Они составляют ее нор-мал’ивную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же ра.стичаютс я принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем.
Через ПОЛИЛ нческне принципы п нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические УСТОИ. В спою очередь, при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры
Часть III. Глава II. Основные факторы формирования оорала страны- gOg
доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и о1гределяют своеобразную модель поведения, которой будут руководствоваться все участники политической жизни.
Закрепляя в принципах и нормах запреты и ограничения, согласование интересов и поощрение инициативы, силы, доминирующие при данной политической системе, оказывают регулирующее воздействие на политические отношения, а через них и на другие виды общественных отношений. Гак происходит формирование политического сознания и поведения субъектов политической деятельности, выработка у них установок, соответствующих целям и принципам политической системы. Соблюдение «правил игры» и определяющих эти правила принципов и норм особенно важно в условиях демократического общества, политическая жизнь которого полна дискуссий.
К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура. Являясь отражением и формируясь, прежде всего, под влиянием конкретной социальной и политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и всю политическую динамику. И Крайне важне» учитывать политические настроения масс в процессе руководства и управления обществом.
Игнорирование политической психологии масс чревато негативными последствиями для жизнеспособности и стабильности политической системы. В то же время опасна п другая крайность — преувеличенная оценка значения политико-психологического фактора, слепое- следование за СИЮМИНУТНЫМИ чувствами и настроениями масс. Это способно привести к преклонению перед стихийностью, подмене действительной демократии властью толпы.
Велика значимость политической идеологии, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии. Политическая идеология в наиболее концентрированном виде выражает коренные интересы социальных общностей, обосновывает их место и роль в общественном развитии, в политической системе общества, в частности.
;ч • Информация и PR в международных отношениях
Состояние общественного, втом числе политического, сознания, его направленность, степень зрелости и динамика выражаются в общественном мнении. Взаимодействие его с социальными и политическими институтами имеет двоякий характер. Во-первых, никакая политика и никакое властно-управленческое решение не могут рассчитывать на серьезный успех, если при этом не учитывается мнение общественности. Исторический опыт показывает, что политику или конкретное решение можно и навязать, не считаясь с общественным настроением. Но тогда для их осуществления потребуется принуждение, использование карательных мер и репрессивного аппарата, тотальный контроль, формирование соответствующей командно-административной системы (пример — режимы Сталина, Гитлера, Муссолини и др.). Такой способ действования, несомненно, мог иметь только тяжкие последствия для общества — порабощение личности, отчуждение народа от власти.
14 УСЛОВИЯХ демократизации и гласности, чтобы политика приносила ожидаемые результаты, все предпринимаемые сверху шаги должны учитывать состояние и направленность общественного мнения. Учет общественного мнения важен как для того, чтобы принимаемое решение соответствовало ожиданиям общественности, воспринималось ею как нас утиное, своевременное и обеспечивалось ее поддержкой, так и для того, чтобы предвидеть реакцию населения на неоднозначно оцениваемое решение, а следовательно, предусмотреть организационные, политические и разъяснительные меры, обеспечивающие подготовку обоснованного решения и его последующую реализацию.
Таким образом, «корректируемые условно-динамичные* социологические факторы позволяют государственным структурам изменять имидж государства, формируя его позитивный образ в сознании массовой общественности по следующим направлениям:
— информируя общественность о социально аначимыя и позитивных результатах деятельности правительства по укреплению государственной власти, социального
равенства всех членов общества перед законом; — обеспечивая одинаковые условия реализации своих возможностей каждому члену общества;
— предоставляя каждому возможность участия в делах, касающихся его лично;
Часть Ш. Глава 11, Основные факторы формирования обрааа страны. 307
— поддерживая формирование широкого поля общест-венно-полнтических объединений и союзов;
— пропагандируя честный и нравственно чистый образ представителя российской власти;
широко и регулярно извещая общественность о справедливом наказании государственных чиновников, виновных в нарушении законов и коррупции.
«Корректируемые условно-динамичные» институциональные факторы
Устойчивое развитие — проблема глобального масштаба, ее нельзя решить в рамках какойто одной страны. Вместе с тем для каждого государства из нее вытекает комплекс задач, которые должны решаться на национальном уровне. Проблема устойчивого развития России существует как бы в двух ипостасях: как проблема новых вызовов глобального масштаба и одновременно как проблема стабильности общества в обычном смысле. Российскому обществу, как и всякому другому, присущи своп особенности, сформировавшие институциональные инструменты развития. Каковы же нынешние институциональные условия развития российского общества? Они состоят в следующем: сомнение в компетентности власти; проблемы коррупции; значительная закрытость власти от общества; слабо развитая экономика.
В целом же вырисовывается не вполне радужная картина, гак как более чем половина россиян видят РОССИЮ как государство со слабой экономикой. Нельзя назвать положительной и об ьяпленную структурную политику, направленную на при-оритетное поддержание гопливне .-энерге гичегких. базовых и экспортных отраслей, производства продовольствия, социальной и некоторой других сфер. Такой подход свидетельствует скорее о стремлении обеспечит ь хотя бы выживание страны и одновременно — о кризисе политики адаптации. Но при этом не ставятся национальные стратегические цели, реализация которых обеспечила бы рывок к высшим мировым достижениям в области научно-технического и промышленного потенциала и благосостояния.
В нашей стране стратегическими национальными целями объявлены чисто институциональные перемены, связанные со сменой собственности. Вс» всех сферах хозяйства произошла своеобразная подмена понятий — не реформы ради
доН • Информации и 1’К н международных отношениях
улучшения экономики, а либерализация, несмотря на кризис экономики.
В результате вопросы руководства и управления хозяйством Оказались ОТОДВИНУТЫМИ на задний план. Тенденции тавхм с государе тво, к представлять все общество в целом, издавать законы и другие норма
тивные акты, обязательные к выполнению всеми членами этого общества! и, наконец, осуществлять правосудие.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладное™, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ, а индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике России, следует принять ряд мер:
— открыть простор всем видам собственности;
— заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве сторон:
— сделать главенствующим принцип «разрешено все, что
— обеспечить эквивалентный характер обмена:
— утвердить равноправие и добросовестность в выборе
— не ограничивать инициативу и предприимчивость. Правовая экономика и гражданское общество — при переходе от распределительного общества к рыночному — должны стать глубинными, сущностными ориентирами формирования правового государства.
34 • Информация и l’K к международных отношениях
Современное правовое государство — это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды п убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п.
Современная наука выделяет следующие признаки право вого государства:
верховен! тип закона во всех сферах жизни общества;
— взаимная ответственность личности и государства;
— реальность прав и свобод граждан, их правовая и социальная защищенность;
— разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; ,
— политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках Конституции, и в наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов;
— стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов и условий становления правок! но государе гва м жн важная составная час ТЬ объективно Складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следовательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.
Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей СУТИ носят надклассовый и общечеловеческий характер.
Именно поэтому личность должна стать главным объектом и субъектом современных преобразований. Комплексная стратегия строительства гражданского общества в России должна быть напр.тлена на формирование такой системы общественных отношений, которая была бы понятной, привлекательной, осознанно принятой умами и сердцами большинства граждан страны. Это возможно лишь в случае, когда граждане сами во имя своего блага будут создавать экономические, политические и правовые отношения.
Таким образом, институциональные факторы показывают, что российское общество нуждается в создании современной рыночной структуры, конкурентного внутреннего рынка, большем участии граждан в решении вопросов внутреннего I ос-ударе гвепного устройства, эффективном государственном управлении. Сегодня наиболее1 динамично реформируются правовые и полномочные механизмы государства. Ii атом немалая заслуга нынешней президентской администрации ве> главе с президентом В. В. Путиным. Как справедливо ОТМС ма гост, в Послании Федеральному Собранию, за последние
Часть III. Глава 11. Основные факторы формирования образа страны. ;Н9
три года удалось остановить дезинтеграционные процессы, связанные с распадом России, была укреплена вертикаль власти, появились предпосылки для дальнейшей демократизации гекгударства и перехода |Гформированию правительства на основе парламентского большинства. Все это, безусловно, укрепит положительный имидж государства.
Проведенный в данной главе анализ основных факторов, влияющих на имидж государства, позволяет сделать следую ВПК выводы.
Наряду с бесспорными положительными факторами статического характера (ментальность народа, политико-географическое положение, цивилизационнежультурнсте наследие) и результатами реформирования (слом тоталнтарно-полнтиче-СКОЙ и административно-приказной экономической системы, 11[квидацня дефицита на потребительском рынке и т. д.) на имидже России негативно сказываются:
— в области экономики — практически отсутствие реальной рыночной экономики, основанной на конкуренции в сфере товарного производства и выходе товаров на мировой рынок, и, как следствие, беспрецедентное падение промышленного и сельскохозяйственного производства, свертывание наукоемких отраслей хозяйства и новых технологий, разрыв существующих хозяйственных связей, колониально-сырьевая структура экономики:
— в области социальной — забвение идеи социального и правового государства, резкая поляризация общества на сверхбогатых и очень бедных (антагонизация социальной структуры и люмпенизация населения), деквалификация рабочей силы, ростдевиантного поведения (физическая деградация, суицидальное поведение, разрушение личности) и криминалитета, развязывание и обострение социальных и межнациональных конфликтов, ухудшение физического и нравственного здоровья народа (интенсивная депопулизация), существующие социальные и межнациональные конфликты, сокращение продолжительности жизни, несокращаю-щийся рост смертности населения;
в области культурно-духовной — крушение традиционных ;гля российского общества нравственных ценностей, насаждение западных, ЧУЖДЫХ русскому мента ли тегу стандартов культуры и потребления, снижение
320 • Информация п I’R и международных отношениях
общей образованности, упадок национальной культуры и отечественной науки, физическая и моральная деградация личности;
— в области международной — потеря самостоятельности в решении проблем мирового обустройства и отстаивании собственных коренных национальных интересов, угроза распада государства и утраты территориальной целостности;
• в области политических отношений — делигитимиза-ция власти, отторжение ее пародом вследствие отрыва от проблем народа, взяточничество и бюрократизм чиновников, лоббирование интересов крупных собственников, непопулярность курса реформ. Все это свидетелытвует о том. что Россия вплотную подошла к той последней черте, выход за которую означает деградацию важнейших сфер ее жизнедеятельности. Охвативший страну кризис является не просто финансово-экономическим, а социально-политическим.
Вместе с тем честное признание сложившихся фактов является отправной точкой возрождения страны, которому должен помочь ее позитивный имидж. Большинство граждан, политических партий и движений считают, что в ОСНОВУ реформирования России должны быть положены следующие принципы:
— выработка четкой концепции национальных интересов, определение социальных приоритетов;
— объединение общества сильным демократическим государством, эффективное использование всего спектра разноплановых противоречий и устремлений, характерных для социального расслоения;
— создание рыночной экономики, основанной не на сырьевом экспорте, а на конкурентоспособном товарном производстве-;
— опора на собственные силы, поддержка отечественного производства и научного потенциала;
— восстановление социальной справедливости, осуществление контроля над органами власти, преодоление социального раскола;
— декриминализация общественных отношений, укрепление законности и правопорядка;
— обеспечение международной безопасности, борьба с международным терроризмом, укрепление суверенитета и обороноспособности страны.
Источник