Механизм обеспечения национальной безопасности в РФ
Ищенко В.А.
Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):
Н ациональная безопасность и ее обеспечение, в том числе, и правовое, является одним из важнейших направлений государственной деятельности Российской Федерации. Россия как суверенное правовое государство может существовать лишь в том случае, если в ней будет обеспечено необходимое нормативно-правовое регулирование в этой важной сфере деятельности государства и общества.
В современном мире страна постоянно сталкивается с нарастающим потоком угроз национальной безопасности, охватывающих практически все области и сферы деятельности: экономическую, промышленно-технологическую, научную и научно-техническую, экологическую, внутри- и внешнеполитическую, оборонную, информационную, духовно-культурную, демографическую, национально-этническую и др. Эффективное противодействие современным угрозам становится гарантией защиты национальных интересов и всестороннего обеспечения безопасности российских граждан.
Угрозы и вызовы XXI века потребовали кардинальной перестройки всей системы национальной безопасности России. В течение последних десяти-пятнадцати лет была фактически заново сформирована система органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Вопросы обеспечения национальной безопасности получили регламентацию в целом ряде нормативно-правовых документов, в том числе, на уровне федеральных конституционных законов. Тем не менее, проблемы обеспечения национальной безопасности по-прежнему стоят достаточно остро.
В обеспечении национальной безопасности, в соответствии с предметами ведения и полномочиями, участвуют все ветви власти. Текущие и перспективные проблемы в сфере безопасности могут быть разрешены при условии эффективной и взаимосвязанной деятельности всех органов государственной власти в рамках единой системы обеспечения национальной безопасности. Это предполагает необходимость выработки соответствующего механизма, не только координирующего деятельность отдельных элементов системы, но и обеспечивающего эффективность реализации субъектами национальной безопасности задач в этой сфере.
В российском законодательстве пока, к сожалению, не отражены реальные и действенные правовые механизмы адекватного противодействия новым вызовам и угрозам безопасности Российской Федерации. Требуют уточнения и классификации сферы деятельности государства по обеспечению национальной безопасности. Противоречия, двойное толкование и декларативность положений соответствующих законов препятствуют их эффективному и целенаправленному исполнению. Также нет единого понимания таких категорий, как «национальная безопасность» и «обеспечение национальной безопасности».
Само понятие «безопасность» учеными определяется как состояние, характеризующее отсутствие противоречий в развитии и функционировании человека или социальной системы с внешней по отношению к ним средой, наличие или рост которых может привести человека или социальную систему к уничтожению или изменению системообразующих свойств.
В содержательном плане она включает в себя безопасность в экономической, социальной, политической, военной, экологической, технологической, интеллектуальной, информационной, демографической, генетической, психологической и других сферах.
Первым правовым актом, заложившим основу теоретической и практической деятельности в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, является Закон 1992 года «О безопасности». В Законе под безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», а под жизненно важными интересами — «некоторая совокупность потребностей и желаний, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства». Хотя термин «национальная безопасность» в Законе 1992 года не употребляется, но основные категории этого понятия присутствуют. Термин «национальная безопасность» впервые использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г.
В настоящее время под национальной безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны.
Основные принципы и приоритеты безопасности отражены в «Концепции Национальной безопасности Российской Федерации», впервые утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300, а в новой редакции от 10 Января 2000г. В Концепции под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа, как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Понятие национальной безопасности не ограничивается только военным или политико-военным компонентом, а включает и такие аспекты, как экономический, социальный, духовный, экологический и т.д. Это оправданно, так как угроза национальной безопасности в одной из трех ее ипостасей (личность, общество, государство) может возникнуть не только в военной сфере. Это обуславливает необходимость комплексного, системного подхода к обеспечению национальной безопасности, с учетом всего спектра угроз. Например, в экономической сфере, определяемой как важнейшей для национальной безопасности, появились такие понятия, как «энергетическая безопасность», «сырьевая безопасность», «продовольственная безопасность». Системный подход к оценке всего спектра угроз национальной безопасности позволяет адекватно реагировать на них, концентрируя финансовые, экономические, интеллектуальные и иные ресурсы государства и общества на приоритетных, наиболее угрожаемых направлениях.
Под обеспечением национальной безопасности понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию этим угрозам. Обеспечение национальной безопасности невозможно без комплексного использования политических, правовых, экономических, научно-технических, духовно-нравственных, информационных, военных и иных возможностей общества и государства. Иными словами, достичь требуемого состояния национальной безопасности невозможно без соответствующего механизма или системы обеспечения национальной безопасности. В самом общем виде механизм обеспечения национальной безопасности включает нормы, средства, способы, методы, посредством которых субъекты воздействуют на опасности и угрозы для достижения целей, т.е. требуемого состояния национальной безопасности.
Государство выступает основным субъектом в силу того, что оно наделено соответственными правами и полномочиями, имеет специальные институты, органы и службы, с помощью которых осуществляет деятельность по обеспечению национальной безопасности. Принципиальным положением нового понимания безопасности являются два момента: постановка в центр безопасности интересов личности, гражданина и понимание безопасности как равной, неделимой для всего человеческого сообщества. В этом смысле важную роль в обеспечении национальной безопасности играют и другие субъекты: человек, гражданин, политические партии, общественные движения, организации и т.д.
Такой подход нашел свое отражение в Законе РФ «О безопасности». Однако из такого подхода следует, что все субъекты могут и должны принимать решения в области безопасности в равной степени и полном объеме. Но на практике для принятия эффективных решений необходима соответствующая информация. Некоторые сведения не могут придаваться широкой огласке из-за интересов секретности, соблюдения государственной и иной тайны, следовательно, одни субъекты (Федеральное Собрание РФ или Президент РФ) осуществляют непосредственную деятельность по обеспечению национальной безопасности, а другие (субъекты РФ, политические партии, общественные организации или отдельные граждане) лишь оказывают влияние на принятие этих решений, т.е. осуществляют опосредованную деятельность.
Деятельность субъектов обеспечения национальной безопасности регламентируется правовыми актами. Нормативно-правовую базу международной и региональной безопасности составляют: документы Совета Безопасности ООН, Европейского Союза, ОБСЕ, СНГ и др.; межгосударственные договоры, пакты, соглашения, затрагивающие проблемы обеспечения безопасности субъектов международных отношений. С целью более эффективной деятельности субъектов разрабатываются концепции и доктрины по видам безопасности: политической, экономической, информационной, военной, экологической и др.
Современная концепция международной безопасности ориентирует мировое сообщество, региональные и национальные субъекты политики на приоритетное использование всего арсенала политических, невоенных средств и методов защиты от опасностей и угроз. Среди невоенных способов различают политико-дипломатические и социально-экономические: переговоры, сотрудничество, посредничество, арбитраж, эмбарго, блокада, санкции, помощь и т.д.
В механизме обеспечения национальной безопасности определенную роль играют объекты безопасности: личность, гражданское общество, государство. В целом, сложность структурных элементов механизма позволяют судить о сложности, многовариантности процесса обеспечения национальной безопасности. Однако такой механизм не дает представления о динамике, процессе обеспечения национальной безопасности. В связи с этим, перед учеными, политиками, законодателями встает важная задача по разработке и созданию такого Механизма национальной безопасности России, который бы позволил эффективно обеспечивать безопасность, быстро и адекватно реагировать на изменения сложившейся международной обстановки и иных факторов, прогнозировать и своевременно предотвращать локальные и глобальные катастрофы, быть гарантом национальной безопасности.
Источник
Механизм обеспечения национальной безопасности
Уточненная систематизация угроз дает и новое видение механизмов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
-своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
-реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
-обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства.
-подъем экономики страны, проведение независимого и социально-ориентированного экономического курса;
-преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
-обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
-совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления, законодательства Российской Федерации; укрепление правопорядка; сохранение социально-политической стабильности общества.
-обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями.
-обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира.
-подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
-укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
-принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведовательно-подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации.
Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства.
Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:
-создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;
-расширение рынков сбыта российской продукции;
-формирование единого экономического пространства с государствами – участниками Содружества Независимых государств;
-усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей;
-проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях;
-усиление роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.
-создание условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.
Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности государства являются:
-правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;
-усиление государственного регулирования в экономике;
принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа;
-переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике, основанной на оптимальных механизмах организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.
В настоящее время можно говорить об определенной целостности политики национальной безопасности. Действующая Концепция конкретизирована в новой Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.04.2000 г. № 706.
Министерство иностранных дел (МИД) РФ разработал Концепцию внешней политики Российской Федерации (опубликована в «Российской газете» 11 июля 2000 г.)
Приоритеты государственной политики в области национальной безопасности в полной мере отражаются в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Советом Безопасности обсуждена Концепция информационной политики Российской Федерации.
Следовательно, можно сказать, что в России сформированы основы институциональной структуры национальной безопасности, что позволяет говорить об успешном возрождении и развитии этой важнейшей для функционирования государства и экономики системы.
Экономическая безопасность как система:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник