Механизмы воспитания страной определенного облика человека
Закономерности воспитания. Механизмы воспитания и их реализация педагогом в воспитательной деятельности.
В научно-педагогической литературе закономерности воспитания трактуются неоднозначно. Имеет место некоторая размытость границ между понятиями принципы воспитания, условия воспитания и закономерности воспитания. Нет также единого подхода к механизмам воспитания. Один из подходов к закономерностям воспитания, отражающий точку зрения ряда преподавателей кафедры педагогики и педагогической психологии УдГУ, представлен ниже.
- Воспитание — процесс целенаправленный с непредсказуемым, неадекватным результатом. Для него характерна высокая степень неопределенности, т.к. потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто другой про это ничего не знают. Влияние множества факторов, которые невозможно учесть, приводит к непредсказуемости, неопределенности, вероятности результата. Вероятность, вообще, — фундаментальный принцип жизни и культуры.
- Воспитание — преобразование потребностей. Существует диалектическая связь между неудовлетворением и преобразованием потребности. Известно что, потребность — нужда в чем-либо, мотив — внутренняя сила, опредмеченная потребность, побуждающая к определенной деятельности. Ниже приведены две схемы иерархии потребностей.
Схема Годфруа:
Симонов, например, считает, что задача воспитания состоит в удовлетворении потребностей. Так, дети до 13-15 лет реализуют потребности в биологическом саморазвитии, а у детей после 13-15 лет преобладает развитие социальных потребностей в самоутверждении, в самовыражении, в самосовершенствовании. Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено их изменяющимися потребностями, и поэтому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Развитие личности, идущее через деятельность, ставит ребенка перед проблемами его неподготовленности к этой деятельности. Решение противоречия — совместно-разделенная деятельность педагога и ребенка. Суть ее в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога. Педагогически целесообразно организованная деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности.
Хороший педагог — педагог, умеющий организовывать деятельность детей, обусловленную их потребностями и ведущую к развитию их способностей, культуросообразную деятельность. Он способствует преобразованию потребностей, их соответствию уровню современной культуры, а значит и развитию личности.
Воспитание — это:
- Целенаправленный процесс, направленный на развитие личности.
- Диалогическое взаимодействие, направленное на развитие личности.
- Введение в культуру, развивающее личность.
Знание закономерностей воспитания — необходимая предпосылка успешной деятельности педагога.
Под механизмами воспитания понимают те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности. Далее будут рассмотрены основные механизмы воспитания (кратко описываются механизмы, задачи и позиция педагога, использующего данный механизм):
- Идентификация — отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса:
- интериоризация — принятие внутрь себя;
- самопроекция — выведение наружу: результат — проекция, внешний образ себя.
Этапы идентификации:
- идентификация с самим собой, со своим телом (например, формирование «я» образа у ребенка, желание смотреться в зеркало с целью изучения своего внешнего облика);
- идентификация с полом (дети стараются быть похожими на родителей);
- идентификация с социальными ролями.
Задачи педагога:
- организация воспитывающей среды;
- перевод социальной ситуации развития в педагогическую.
- Драматизация — внутренняя переработка образов. Осуществляется на двух уровнях — отреагирование и переживание.
Переживание понимается как испытываемое субъектом эмоционально — окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни. Чувства — переживание своего отношения. Эмоции — это форма выражения чувств. Педагог должен занимать определенную позицию по отношению к переживаниям детей, он может организовать этот процесс. И тогда драматизация — процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета). Переживание ведет к созданию нового образа.
Условия создания нового образа:- воспитывающая среда;
- личность педагога — он проявляет образы, сталкивает, корректирует, выявляет и переконструирует, помогает осознать;
- создание напряженной эмоциональной ситуации;
- блокирование, задержка отреагирования педагогом (например, метод отсроченного воздействия у А.С. Макаренко — он дает ребенку время самому разобраться в своем поступке).
Приемы инициирования драматизации:
- театрализация — ребенок получает роль (создание детского театра);
- расширение среды (автостоп, организация экскурсий);
- групповая деятельность (общественная деятельность).
Позиции педагога — внутреннее эмоциональное богатство, открытость, сопричастность, эмпатия — сопереживание другому.
- Осознавание — установление связи между объектами и образами на уровне вербализации (выведение наружу через слово). Например, проведение в детских лагерях вечерних огоньков, где обсуждается прожитый день, в т.ч. поступки детей. Для вербализации необходим диалог. Диалог — это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. «Диалог культур, логик, голосов» (С.Ю. Курганов). Внутренний диалог — рефлексия — анализ и осмысление своих действий.
Задача педагога : организовать диалог, стимулировать к обмену точками зрения.
Позиции педагога: друг, собеседник, тогда коммуникация строится как двухсторонний межличностный контакт; воздействие носит характер взаимной открытости, обращено к ценностям, личностным смыслам воспитанника и воспитателя.
Позиции воспитателя (по К. Роджерсу):- эмпатическое понимание;
- открытость личному опыту;
- доверие к возможностям, способностям воспитанника;
- искренность в выражении своих чувств.
- Сублимация — психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Превращение, трансформация, разрешение, разрядка. Не запрет, а легализация инстинктов в культурной форме (компьютер, спорт, активные виды отдыха).
Задачи педагога: предлагает культурные формы легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор.
Позиция педагога: понимание, наблюдение, оценивание. Это освоение нового способа жизнедеятельности (например, шефская работа). - Вытеснение, изгнание образа — осуществляется на трех уровнях:
- недопускание к осознанию, блокировка образа;
- осознание и логичное принятие решения о его вытеснении;
- аннулирование действия (через изоляцию, либо считаем это неважным для себя).
Виды аннулирования:
- запрет;
- запрет коллектива;
- табу;
- ритуал;
- прощение с последующим забвением.
Позиция педагога: сопричастность, обращение к ценностям, психотерапия.
Задачи педагога: переключение на другой вид деятельности, разъяснение, запрещение в связи с угрозой для жизни, прощение.
Выделяют также следующие механизмы социализации:
- Самоограничение (если человеку кажется, что его достижения незначительны, самоуважение понижается, он даже прекращает деятельность).
Позиция педагога: взаимопонимание, вера в успех, положительное подкрепление, такт. - Интеллектуализация (человек переживает страх и тревогу, абстрактно рассуждая о ситуации, а не разрешает ее).
Педагогу следует способствовать разрешению ситуации. - Рационализация — изобретение логичных рассуждений для ложного объяснения своих психических состояний, неудовлетворение потребностей. Разочарование, тревога, неудача вызывают агрессивность, раздражение.
Виды рационализации — дискредитация цели, самодискредитация и самообман — при выборе цели (переоценил себя), вариативность (говорит, что не имел выбора). Задачи педагога:- включение в разнообразную деятельность (где-то будет успех);
- совместная рефлексия (поиск истины);
- знать механизмы и использовать эти знания при организации деятельности.
Понимание механизмов воспитания необходимо каждому педагогу для выстраивания своей осознанной деятельности при организации педагогического процесса.
Литература:
- Зеньковский В.В. Психология детства. — М.: ACADEMIA, 1995.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1988.
- Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности: Тексты. — М., 1982.
- Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии: Тексты. — М., 1986.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. — М.: Просвещение, 1989.
Источник
Средства и методы воспитания
В широком смысле слова под средствами воспитания понимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.
Под психологическими средствами воздействия на личность (в узком смысле слова) мы понимаем действия, предпринимаемые воспитателем, направленные на изменение личности воспитуемого.
К ним относят всевозможные виды научения (которые связаны с формированием поступков человека),
изменение социальных установок,
преобразование когнитивной сферы, а также
психотерапию, социально-психологический тренинг и другие виды психологической коррекции.
Средствами воспитания, например, могут быть личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми.
Виды средств воспитания:
по характеру воздействия на человека делятся на
Прямые — непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с другом.
Косвенные — содержат воздействия, которые реализуются с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитанника (например, чтение книг, просмотр кинофильмов, телевизионных и видеофильмов, ссылка на мнение авторитетного человека).
По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на
Осознанные — воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее.
Неосознанные — воспитуемый принимает воспитательное воздействие без сознательного контроля со своей стороны, а воспитатель также не производит преднамеренного воздействия на воспитуемого.
По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия:
поведенческие. На практике они чаще всего являются комплексными, т.е. включают разные стороны личности воспитуемого.
С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, трудовое и физическое воспитание.
Механизмы воспитания
Психологические механизмы воспитания
Формирование мотивов поведения, установок, Я-концепции как установки человека на самого себя, мировоззрения. Так Л.И. Божович указывала, на то, что именно развитие мотивации является главным в становлении зрелой личности. Это происходит за счет становления мотивирующих, т. е. аффективно насыщенных целей и, главное, становления «внутреннего плана действий», позволяющего человеку так организовывать свою мотивационную сферу, чтобы обеспечить победу сознательно поставленным целям над мотивами, хотя и нежелательными человеку в данной ситуации, но непосредственно более сильными.
Формирование привычек. Сами качества личности и черты характера рассматриваются как закрепившиеся привычные формы поведения. Ценность привычки в том, что при ее наличии многое выполняется автоматически, ребенку не надо задумываться, поступать так или иначе. Он поступает определенным образом в соответствии с тем, какая форма поведения для него характерна. Иначе он поступить не может в силу сложившегося стереотипа. Может быть такое положение, когда у школьника есть правильные представления, но отсутствует соответствующая привычка, поэтому детскую жизнь следует организовать как опыт, воспитывающий определенную группу привычек. Итак, сущность воспитания заключается в формировании, с одной стороны, мотивов поведения, а с другой — доступных для ребенка определенного возраста способов и форм поведения.
Формирование мировоззрения — вся система потребностей и стремлений упорядочивается, интегрируется мировоззрением. Ведь мировоззрение обеспечивает не только личностное отношение индивида к действительности, но и способ его ориентации в действительности, идейно-эмоциональную, нравственную стабильность жизненной позиции, ее надежность и защищенность.
Влияние учителя на учеников целенаправленно и регулируемо осуществляется путем использования механизмов: убеждения, внушения, подражания.
Убеждения — теоретически обоснованные (логические) приемы, с помощью которых определенная информация, сообщаемая, органично вплетается в сферу интересов школьников.
Цель убеждения состоит в том, чтобы подвести детей не только к пониманию некоторых положений, но и к внутреннему их принятию.
Внушение (суггестия) — происходит воздействие, прежде всего, на чувства, а через них — на разум и волю личности, вследствие чего восприятие информации из определенного источника достаточно некритическое. Внушаемость присуща школьникам любого возраста, но чем и младше ребенок, тем легче он подвергнется ей.
Типичным примером внушения является обращение учителя к определенному авторитетному историческому источнику, юридическому документу, ссылке на популярное лицо и т.п., когда ученики воспринимают ту или иную информацию как вполне надежную. Поскольку транслятором этой информации является учитель, которому доверяют, эффект внушаемости все более возрастает.
Подражание — может происходить как невольно, так и произвольно.
Понятие «подражание» тесно связано с другим социально-психологическим понятием — «мода», которая проявляется во многих аспектах: вкусах, предпочтениях, увлечениях.
Каждый из названных способов по-разному влияет на достижение главной цели воспитания – создания условий для саморазвития личности. Человек и сам может оказывать на себя определенного рода воздействия. В данном случае говорят о самовоспитании.
Источник