Меркосур это объединение стран латинской америки

МЕРКОСУР

МЕРКОСУР и его участники

Двадцать шестого марта 1991 года президенты Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая подписали асунсьонский договор о формировании общего рынка стран южного конуса (МЕРКОСУР). Это стало важным шагом на пути к созданию в Южной Америке единого экономического пространства.

Поиск новых экспортных рынков и необходимость создания соответствующих условий для транснациональных товарообменов побудили многие государства подписать соглашения о свободной торговле и создании региональных экономических пространств.

Итоговой целью этих инициатив является устранение барьеров, которые препятствуют обращению товаров за пределами территориальных границ, и закрепление нормативно-правовой базы, которая гарантировала бы равные права странам, ведущим между собой активную торговлю.

За последние десятилетия во многих регионах мира были созданы различные торговые пространства. Среди них выделяются: Европейский союз (ЕС) — самый перспективный проект среди всех, особенно если учесть, что он превратился в настоящее экономическое объединение, — Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) и Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В свою очередь, некоторые государства Южного конуса в 1991 году сформировали общий межрегиональный рынок Юга, известный как МЕРКОСУР.

Стремление к интеграции

На протяжении второй половины XX века в Латинской Америке предпринимались разнообразные попытки укрепить экономические связи между странами региона. Можно сказать, что именно они послужили основой для создания МЕРКОСУР. Например, в 1957 году в Буэнос-Айресе состоялась Межамериканская экономическая конференция Организации американских государств (ОАГ). Участники конференции, признав тот факт, что внешняя торговля между странами Латинской Америки едва достигает 10 % от всего товарооборота, заявили о целесообразности создания регионального рынка и последующего укрепления его позиций. Результатом этого заявления стала организация встречи латиноамериканских экономистов в Сантьяго (Чили) под эгидой Экономической комиссии ООН для Латинской Америки (ЭКЛА). Перед участниками встречи была поставлена задача проанализировать механизмы содействия формированию единого торгового пространства. Выводы, к которым пришли экономисты, получили отражение в документе ЭКЛА «Основы для создания регионального латиноамериканского рынка», содержащем самые важные принципы формирования в регионе зоны свободной торговли и возможного создания таможенного союза.

Читайте также:  Рейтинги по странам лучшее образование

МЕРКОСУР — самый значимый международный проект, в котором участвуют Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла.

Чрезвычайно важную роль в создании региональной экономической зоны сыграло заключение 18 февраля 1960 года Договора Монтевидео. Подписанный Аргентиной, Уругваем, Бразилией, Чили, Мексикой, Перу и Парагваем, он заложил фундамент для создания Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), которая начала работать 2 ноября того же года. Предполагалось, что в рамках ЛАСТ страны смогут вести переговоры, направленные на снижение таможенных пошлин, пока не будет сформирован настоящий единый рынок. Главной целью соглашения было увеличение и диверсификация товарооборота, а также достижение экономической дополняемости стран-участниц.

Развитие зоны свободной торговли, как было предусмотрено договором, не позволило достичь поставленных целей. В то время подписавшие договор государства не осознавали в полной мере важность региональной интеграции и все выгоды, которые может принести создание крупных торговых блоков. В общем, частные интересы ставились выше общей пользы, что сужало возможности сотрудничества. Применение странами-участницами протекционистских мер по отношению к определенным отраслям национальной промышленности затруднило ведение переговоров и не позволило достигнуть положительных результатов. Несмотря на это, ЛАСТ сыграла важную роль, поскольку заложила основы для заключения тех соглашений, которые сделали возможным основание МЕРКОСУР.

Внутренняя зона

Хотя с момента создания МЕРКОСУР прошло более двадцати лет, на пути к достижению всех целей, поставленных этой организацией, до сих пор остается много препятствий.

МЕРКОСУР обеспечивает свободное перемещение товаров, услуг и факторов производства (труда и капитала) путем отмены таможенных пошлин и нетарифных ограничений. На фото: плантации сахарного тростника в Бразилии.

Так, страны-участницы не смогли согласовать между собой торговую политику. В некоторых секторах, например на автомобильном или сахарном рынках, товары все еще облагаются пошлиной внутри единого экономического пространства, называемого «внутренней зоной». Кроме того, многочисленные исключения, применяемые к общим внешним тарифам, не позволили создать равные условия для конкуренции экономик различных регионов. Поэтому южноамериканским странам следует усилить интеграционные процессы, чтобы добиться большей конкурентоспособности своих экономик и процветания всего региона.

Создание МЕРКОСУР

В середине 1980-х в Латинской Америке настали трудные времена. Это было вызвано большим внешним долгом многих стран, преимущественно протекционистской политикой в сфере международной торговли и трудностями получения внешних кредитов. При этих обстоятельствах президент Бразилии Жозе Сарней и его аргентинский коллега Рауль Альфонсин осознали необходимость достижения двустороннего соглашения об экономической интеграции, которое нашло свое воплощение в Декларации Фос-ду-Игуасу, подписанной 30 ноября 1985 года.

Однако во второй половине 1980-х годов мировая экономика неуклонно двигалась по пути глобализации торговли и финансов. Поэтому Бразилия и Аргентина пришли к выводу, что их двустороннее соглашение об интеграции должно привести к созданию торгового блока, к которому смогут примкнуть другие страны региона. В 1990 году к процессу интеграции пожелали присоединиться такие страны, как Уругвай и Парагвай. Таким образом, проект создания общего рынка четырьмя сторонами начал приобретать четкую форму. Двадцать шестого марта 1991 года Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай подписали Асунсьонский договор, который утвердил создание МЕРКОСУР. Основной целью новосозданной организации являлось углубление торгово-экономической интеграции стран-участниц. Для этого государства, подписавшие договор, обязались отменить ограничения на перемещение товаров внутри единого экономического пространства, разработать и утвердить стратегию торговли с третьими странами, согласовать свои нормативные акты в соответствующих областях права, а также валютную, налоговую и пошлинную политику.

Штаб-квартира МЕРКОСУР в Монтевидео, столице Уругвая.

Асунсьонский договор предусматривал возможность присоединения к организации и других латиноамериканских стран. В результате 4 июля 2006 года протокол о вступлении в МЕРКОСУР подписала Боливарианская Республика Венесуэла. Тем не менее этот протокол не вступил в силу, поскольку парламент Парагвая отказался его ратифицировать. Не удалось Каракасу присоединиться к блоку и в 2011 году. Только в 2012 году, после приостановления членства Парагвая, союз наконец одобрил присоединение Венесуэлы. Кроме этого, ассоциированными членами МЕРКОСУР являются Боливия, Колумбия, Чили, Эквадор и Перу.

Основные цели МЕРКОСУР

Задачи и цели МЕРКОСУР зафиксированы в Статье 1 Асунсьонского договора, подписанного главами государств и министрами иностранных дел Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая 26 марта 1991 года в столице Парагвая. Так, Общий рынок стран Южного конуса предполагает:

  • свободное перемещение товаров, услуг и факторов производства путем отмены таможенных пошлин и нетарифных ограничений экспорта и импорта, а также с помощью других подобных средств;
  • установление общего внешнего тарифа и утверждение единой торговой политики в отношении третьих стран или объединений стран, а также согласование своих позиций на торгово-экономических форумах;
  • координацию государствами-участниками макроэкономической политики и своих действий в отдельных отраслях — промышленности, сельском хозяйстве, налогообложении, денежной и валютной политике, сфере услуг, внешней торговле, таможенном деле и т. д. — в целях обеспечения условий нормальной конкуренции;
  • согласование всеми сторонами договора своих законодательных баз в соответствующих секторах экономики.

Источник

МЕРКОСУР

МЕРКОСУР (Mercado Comu’n del Cono Sur – MERCOSUR) – субрегиональный торгово-экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Ассоциированные члены – Боливия и Чили.

Название переводится с испанского как «Рынок Южного конуса» – общепринятого названия части территории Южной Америки, расположенной южнее 18° южной широты – «Южный конус». На эмблеме организации изображено созвездие Южного креста.

Стратегическая цель МЕРКОСУР – создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентноспособности экономик субрегиона.

История создания.

Попытки развивать в Южной Америке региональную экономическую интеграцию, по образцу западноевропейского ЕС, имеют долгую, но не очень удачную историю. Еще в 1960-х в Южной Америке впервые заговорили о создании зоны свободной торговли, а затем и Центральноамериканского общего рынка. В 1960 была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, LAFTA (с 1980 – Латиноамериканская ассоциация интеграции, LАIА), в которую вошли 10 стран (Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Парагвай, Перу Чили, Колумбия, Эквадор, Венесуэла и Боливия). Однако политические и экономические кризисы конца 1960-х не позволили осуществить эти грандиозные планы. Из-за сильных различий между латиноамериканскими государствами дальнейшие попытки развития региональной экономической интеграции были направлены на объединение лишь некоторых стран, экономически наиболее близких друг к другу. Так, в 1969 внутри LAFTA образовалась более малочисленная Андская группа (Боливия, Колумбия, Эквадор и Чили; позже в эту группу вошла Венесуэла, но вышла Чили). Но и «большая» LAFTA, и «малая» Андская группа не смогли добиться особых успехов в развитии взаимной торговли.

Новая волна внимания к интеграционным соглашениям поднялась в 1980-е, когда разочарование латинамериканских стран в помощи США после Фолклендской войны Аргентины с Великобританией стимулировало их интерес к сближению на южноамерианской региональной основе. В 1986 Аргентина и Бразилия – две крупнейшие экономическиие державы Латинской Америки – выдвинули совместный проект развития экономического сотрудничества и последующей интеграции, провозгласив его открытым для присоединения других стран. Буферные государства между Бразилией и Аргентиной – Уругвай и Парагвай – вскоре откликнулись на эту инициативу. В марте 1991 был подписан четырехсторонний договор в г. Асунсьоне (Парагвай) о создании таможенного союза и общего рынка МЕРКОСУР. Существующая в литературе путаница в датировке создания этого экономического союза связана с тем, что реально торговый блок оформился лишь к 1995. До того шла непростая подготовительная работа. В 1994 в развитие Асунсьонского договора было заключено дополнительное соглашение, подтвердившее создание зоны свободной торговли и провозгласившее задачу последующего преобразования ее в таможенный союз. В 1995 этот договор вступил в силу – на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы на импорт товаров из третьих стран, охватившие примерно 85% всех видов возимых товаров в страны МЕРКОСУР.

Престиж организации стал расти, и в 1996 в его ряды в качестве ассоциированного члена была принята Боливия, а в 2000 – Чили. В июле 2004 должны начаться официальные переговоры о вступлении в качестве полноправного пятого члена блока – Мексики. Венесуэла и Колумбия также изучают перспективу вступления в этот блок.

Организационная структура.

Как видно из схемы, главный орган управления МЕРКОСУР – это Совет Общего рынка. Он собирается периодически на высшем уровне (глав государств и правительств, министров иностранных дел) и осуществляет политическое планирование развития интеграции. Группа Общего рынка – главный исполнительный орган, функционирующий постоянно. Он имеет административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео (Уругвай), а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.

Рис. Организационная структура МЕРКОСУР.

Успехи и перспективы развития.

«Рынок Южного конуса» оказался наиболее эффективно развивающимся интеграционным блоком Латинской Америки. Создание МЕРКОСУР привело к увеличению взаимной торговли между его участниками: за 1991–1997 она выросла примерно в 6 раз, хотя товарооборот стран Южного конуса с развитыми странами почти не меняется. В зоне свободной торговли четырех стран ликвидированы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы для торговли с третьими странами на 85% импортируемых товаров. Идет обсуждение условий создания в среднесрочной перспективе единой коллективной валюты (по образцу западноевропейского евро).

Экономисты отмечают, что создание блока не раз помогало стабилизировать экономики входящих в него стран. В 1990-е сдерживание инфляции осуществлялось увеличением импорта, регулирование тарифной политики способствовало «торможению» темпов экономического спада, например в Аргентине и Бразилии. Отмечалось, что в период экономического застоя в Бразилии в 1991–1993 местная промышленность смогла выжить в значительной мере благодаря доступу на рынок Аргентины, экономика которой в то время была на подъеме. А в 1994–1995, в условиях экономического спада в Аргентине, спасительным кругом для нее стал доступ на динамично развивавшийся рынок Бразилии. Опыт МЕРКОСУР показал, что для успешного развития интеграционной группировки необходимо членство по меньшей мере двух сильных в экономическом отношении стран, способных в кризисной ситуации подставить плечо более слабым партнерам.

За время существования МЕРКОСУР произошло расширение торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками Латинской Америки. Стали проявлять интерес к сотрудничеству 15 англоговорящих стран Карибского региона, объединенных с 1973 в Карибском сообществе (CARICOM). Мексика и Чили, в силу своего геополитического положения, стремятся к тому, чтобы занять место связующего звена между НАФТА и МЕРКОСУР. В Центральной Америке созданная в 1991 Центральноамериканская интеграционная система, SICA (6 стран – Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор), в 1998 заключила соглашение о слиянии своей зоны свободной торговли с аналогичной зоной МЕРКОСУР.

Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, а также инвестиционная привлекательность региона для иностранных компаний. В декабре 1995 между МЕРКОСУР и ЕС было заключено «Рамочное межрегиональное соглашение», ставившее своей целью создание зоны свободной торговли между блоками к 2001. Одним из главных инициаторов договора со стороны ЕС была Испания, сохраняющая традиционные связи со своими бывшими колониями. В ходе затянувшихся переговоров о либерализации взаимной торговли стало очевидно, что создание такой зоны, которая охватила бы 10% населения земного шара, требует большего согласования и подготовки, а потому отодвигается на более дальний срок – 2005 или даже 2010.

Со стороны России в начале 2000-х не раз звучали призывы к развитию сотрудничества с МЕРКОСУР – на долю этого объединения приходится более половины торгового оборота России со всей Латинской Америкой, общий объем которого составляет порядка 6 млрд. долл. Прямой диалог с этим интеграционным объединением Россия ведет с 2000. В этом она существенно отстает, к примеру, от Европейского Союза, который, начиная с 1991, провел с ним десять раундов переговоров об ассоциации. Для стран региона углубление сотрудничества с ЕС и Россией – это определенный противовес естественному доминированию США.

Успешное экономическое и политическое сближение между латиноамериканскими странами побудило Вашингтон к попыткам поставить под контроль интеграционные тенденции в западном полушарии. Администрация Клинтона организовала в 1994 в Майами встречу 34 глав государств и правительств обоих американских континентов, на которой обсуждались вопросы ускорения экономического развития латиноамериканских стран. Был выдвинут и одобрен проект «Зоны свободной торговли обеих Америк» (Free Trade Area of Americas, FTAA). Подписание соглашения было отложено на 2005.

Однако уже в ходе обсуждения отчетливо выявилась конкуренция двух проектов – бразильского и американского. Бразильский предполагал раздельное развитие интеграции в МЕРКОСУР и НАФТА с постепенным экономическим «подтягиванием» Латинской Америки и параллельным сближением таможенной и тарифной политики между блоками на основе концепции «открытого регионализма». Американский вариант предлагал создавать панамериканскую зону свободной торговли на основе (и на условиях членов-основателей) НАФТА, т.е. фактически за счет растворения региональных интеграционных группировок Латинской Америки.

Учитывая, что НАФТА превышает МЕРКОСУР по территории и населению вдвое, по ВВП в 7 раз, а по товарообороту в 28 раз, латиноамериканские участники саммита проголосовали за проект Бразилии.

Многие исследователи отмечают, что латиноамериканцы видят в МЕРКОСУРЕ важный буфер проникновению США в Латинскую Америку в форме либо FТАА, либо двусторонних договоров. Очевидно, что экономический кризис в Агентине 2002 временно ослабил потенциал МЕРКОСУР и его претензии на лидерство в Южной Америке. Многие критики даже усматривали в отказе администрации Буша помочь аргентинской экономике сознательное желание Вашингтона ослабить этот экономический блок.

Вместе с тем, назначенные на июль 2004 переговоры о вступлении Мексики в МЕРКОСУР говорят об укреплении этого экономического союза. В июле же после восьми лет трудных переговоров ожидается что Колумбия, Эквадор и Венесуэла (страны Андской группы) создадут зону свободной торговли со странами Общего рынка Южного конуса. В ближайшее десятилетие предусматривается произвести в этой зоне поэтапную отмену таможенных пошлин на 80% товаров.

МЕРКОСУР остается крупнейшим интегрированным рынком Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения или более 200 миллионов человек, 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли южноамериканского континента.

Проблемы развития.

Несмотря на хорошие результаты (по меркам интеграционных группировок развивающихся стран), МЕРКОСУР страдает от тех же проблем, которые тормозят развитие практически всех интеграционных объединений «третьего мира». Главные из них – это разнородность стран-участниц и относительно низкий уровень их экономического развития.

В рамках МЕРКОСУР крупные и относительно сильные «новые индустриальные страны» (Бразилия и Аргентина) пытаются интегрироваться с гораздо более слабыми Парагваем и Уругваем. Создание единых условий промышленной конкуренции ведет к тому, что изначально менее индустриализированные Парагвай и Уругвай рискуют оказаться в роли подчиненных у более сильных соседей. Поэтому для них устойчиво сохраняются некоторые исключения из правил либерализации торговли. Но все равно в малых странах Южного конуса сохраняется ощущение, что их держат «на положении бедного родственника» – в них охотно сбывают те товары, которые трудно экспортировать в более развитые страны, но иностранные инвестиции идут к ним весьма скупо.

Как и в ЕврАзЭС, в МЕРКОСУР есть абсолютный лидер – Бразилия, которая превосходит все другие страны-участницы вместе взятые. Это лидерство не внушает другим участникам интеграционного блока таких опасений, как лидерство России в ЕврАзЭС, но все же вносит некоторую напряженность.

Исследования экономистов показывают, что во взаимной торговле стран МЕРКОСУР преобладают товары, мало конкурентоспособные на мировом рынке. В результате взаимная торговля становится важным подспорьем для производителей, но не несет особых выгод потребителям, предпочитающим импортные товары из более развитых стран. Опыт других интеграционных группировок подобного рода (в том числе СЭВ и ЕврАзЭС) показывает, что взаимная торговля «второсортными» товарами не имеет долгосрочных перспектив. Правда, доля высокотехнологичных товаров во внутрирегиональном товарообороте стран Южного конуса имеет устойчивую тенденцию к росту: если в 1970 продукция машиностроения составляла лишь 3,4%, то в 1985 – 12,6%, в 1996 – 16,4% (для сравнения: в странах Андской группы она за этот же период возросла всего лишь с 0,4 до 3,1%).

Трудно сказать, насколько жизнеспособным окажется МЕРКОСУР в дальнейшем – ждет ли его благополучная судьба, как НАФТА, или же он окажется объединением-«пустоцветом», как большинство интеграционных блоков «третьего мира» (Восточноафриканское сообщество, Экономическое сообщество государств Западной Африки и др.). Двусторонние экономические связи «новых индустриальных стран», Бразилии и Аргентины, достаточно прочны, но их интеграция с более слабыми странами менее устойчива.

Источник

Оцените статью