- Путешествие по русским народным сказкам методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Путешествие по русским народным сказкам план-конспект урока по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Путешествие по русским народным сказкам план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Путешествие по русским народным сказкам
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_russkim_narodnym_skazkam.docx | 1013.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию
для детей четвертого года жизни по теме:
«Путешествие по русским народным сказкам»
Горбунова Татьяна Валерьевна.
Тема: « Путешествие по русским народным сказкам».
-Продолжать знакомить детей с содержанием сказок «Репка», «Колобок», «Маша и медведь».
-Создание положительной мотивации на игровую деятельность.
— Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев).
— Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
— Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству; воспитывать любовь к родному языку через знание русских народных сказок. Воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
— Чтение русских народных сказок.
— Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
— Обыгрывание сказки «Колобок», «Репка» с помощью настольного театра.
— Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности
— Проектор и экран.
Давайте с вами поздороваемся.
Здравствуйте, ладошки. Хлоп — хлоп — хлоп.
Здравствуйте, ножки. Топ — топ — топ.
Пухленькие щечки. Плюх — плюх — плюх.
Здравствуйте, губки. Чмок — чмок — чмок.
Здравствуйте, зубки. Щелк — щелк — щелк.
Здравствуй, мой носик. Бип — бип — бип.
Здравствуйте, гости. Здравствуйте!
( дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Ребята, я очень люблю русские народные сказки, а вы их любите? (Да!)
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие к русским народным сказкам. Эти сказки называются русскими народными, потому что их сочинил русский народ.
(Открывается дверь, появляется волшебный клубок.)
Ой, ребята, смотрите, большой волшебный клубочек, пусть он сегодня укажет нам путь. Куда он покатится, в ту сказку мы и пойдем.
Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:
В круг скорее становитесь
Крепко за руки держитесь
Раз, два, три, четыре, пять
Сказку будем начинать .(присесть на корточки)
Воспитатель:( садитесь на стульчики)
(Воспитатель бросает волшебный клубок, клубок катится к экрану, на котором изображен лес»)
Волшебный клубочек привел нас в гости к первой сказке. Давайте отгадаем загадку и увидим в какую сказку мы попали .
В сказочке живет
Он не ёжик и не кот,
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? (Колобок ) (на экране появляется колобок)
Вижу, сказку вам читали,
И героя все узнали.
Стыть бы на окошке,
Но решил он: «Убегу,
Давайте послушаем песенку колобка и вспомним, с какими героями он встретился в лесу? ( Звучит песня колобка и на экране появляются герои сказки).
Воспитатель: А давайте теперь мы споём песенку колобка вместе.( дети с воспитателем поют песенку и на экране опять появляются герои сказки)
Молодцы! Справились с заданием, вы вспомнили сказку и всех ее героев вспомнили. А теперь немножко поиграем, повторяйте все за мной.
1.Жили-были дед да баба
На поляне у реки.
(Стучим кулачком о кулачок.)
2.И любили очень-очень
На сметане колобки.
(Сжимаем, разжимаем кулачки.)
3.Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
(Встряхиваем кисти рук.)
5.Вышел ровный, вышел гладкий,
Не соленый и не сладкий.
(Гладим поочередно руки.)
6.Очень круглый, очень вкусный,
Даже есть его мне грустно.
(Хлопаем в ладоши.) Молодцы. Игра: «Узнай сказку» (по отрывку)
Цель: развитие слухового внимания
Все минуточку вниманья!
Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки. ( воспитатель читает отрывок по сказке « Маша и медведь» ,дети отгадывают.)
Не садись на пенек,
Неси дедушке! ( Маша и медведь) на экране появляется сюжет из сказки «Маша и медведь).
Молодцы, правильно ответили, а сейчас мы превратимся в маленьких медвежат и потанцуем.
Физ.минутка «Плюшевый мишка»
Поиграли, отдохнули, теперь мы можем двигаться дальше.
( Воспитатель бросает волшебный клубок, дети идут за клубочком, и находят мешочек).
Воспитатель берет мешочек, загадывает загадки, достаёт из мешочков героев сказки «Репка» и даёт каждому ребёнку.( пальчиковый театр в мешочке).
1 . Круглый бок, желтый бок
Врос он в землю крепко.
Что же это? (Репка.)
2 . Он седой и с бородой,
Очень старый и хромой. Кто это? (Дед)
3. Она старенькая, седая, добрая и простая,
В доме с дедушкой живет.внучка как ее зовет (Бабушка)
4. У дедушки и бабушки девочка живет
Как же эту девочку бабушка зовет? (Внучка)
5. Гладишь – ласкается,
Дом сторожит. (Собака)
6. У нее четыре лапки, лапки — цап – царапки,
Пара чутких ушей и она гроза мышей. (Кошка)
7. Под полом таится и кошки боится. (Мышка)
Ребята, из какой русской народной сказки все эти герои? (Репка)
Сейчас мы будем рассказывать сказку вместе. Я начну, а вы, кто знает эту сказку, мне помогайте «Посадил дед… ( репку), выросла репка ( большая – пребольшая ) и т. д. » (рассказ сопровождается показом персонажей из сказки на экране)Молодцы!
Воспитатель :(бросает клубочек, он катится к сундучку, который закрыт платочком).
Ребята, смотрите, а что это у нас тут под платочком? ( подходят, смотрят)
Я, волшебный сундучок,
Я, ребята, вам – дружок. ( открывают)
Воспитатель: В нашем волшебном сундучке есть маскизверят. Наряжайтесь, превращайтесь, выходите, хвастайтесь.( дети надевают маски)
А теперь давайте посмотрим, в кого же мы превратились. В кого превратился Проша, а Саша кто? ( интонационно изобразить животное).
Ну вот, наше путешествие заканчивается. Наш клубочек, наверное, сильно устал, пусть он немножко отдохнет и поиграет с нами.(физ-минутка)
Наш клубочек отдохнул и может показать нам дорогу обратно.
( Звучит русская народная мелодия, дети идут за клубочком)
Воспитатель: Ну вот, мы и вернулись.
Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы и за это наш волшебный сундучок приготовил для вас сюрприз. ( воспитатель достает из сундучка подарки, раздает)
А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались? В какой сказке вам понравилось больше всего? ( ответы детей) На этом наше путешествие закончено. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данное занятие проводится во второй половине учебного года, когда была организована работа по изучению русских народных сказок, можно данный материал использовать и проводить в виде КВНа. Предварите.
В этом конспекте занятия закрепляются знания о старинном русском быте.
Досуг в подготовительной группеТема: «Путешествие по русским народным сказкам» ВоспитательМБДОУ №3 «Тополёк»ст. ФастовецкойШлык Н.Н. Цели:- закрепить знания дет.
комплексное занятие для детей старшей группы.
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества).
Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» .
Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо.
Источник
Путешествие по русским народным сказкам
план-конспект урока по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_igra.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ»
— создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;
— создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;
— способствовать возникновению интереса к исследовательской деятельности через самостоятельное чтение;
— развивать любознательность, внимательность и читательскую память.
Цели: обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
К данной викторине следует прочитать следующие русские народные сказки:
1. «Заюшкина избушка».
3. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
7. «По щучьему велению»
12. «Волк и семеро козлят»
13. «Лиса и Журавль»
14. «Маша и медведь»
выставка рисунков по русским народным сказкам, слайды презентации
телеграммы на карточках, карточки с пословицами, компьютер, мультимедийная система, классная доска, разноцветный мел, разрезные картинки
Место проведения: классная комната.
Время проведения: 40 минут.
Звучит песня «В гостях у сказки» муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима (Михайлова)
2. Вступительное слово учителя.
Ведущая: — Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых почитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца.
Ведущая: — Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к сказке. Вы хотите попасть в сказочную страну? За правильный ответ вы будете получать жетоны, по которым потом мы определим команду победителя.
Источник
Путешествие по русским народным сказкам
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_fevsfpr.doc | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Путешествие по русским народным сказкам»
Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Образовательная область: речевое развитие.
Участники: Воспитатель и дети подготовительной группы.
Возраст: 6-7 лет.
Тип занятия: Комбинированное.
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование:
Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, физминутка, мимическое упражнение).
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».
Предполагаемый результат:
— Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
— Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
— Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.
— Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.
Продолжительность занятия: 30 мин
1. Организационный момент:
Дети заходят, становятся в круг.
Игра психологического здоровья.
Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
— Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Воздушный поцелуй»
2. Основная часnь:
Воспитатель:
— Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
— Почему вы их любите? (Ответы детей)
— Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Воспитатель:
— Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли).
— Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения).
— вместо одной из страниц — письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочитаем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель:
Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).
Воспитатель:
— Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей).
— Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку).
— Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.
Сказка «Катя и три волка»
Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.
(Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)
Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета? (красная)
Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!» (Моделирование сказок: «Маша и медведь», «Курочка-Ряба», «Репка», Дети называют сказку, героев).
Воспитатель:
— И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета (оранжевого).
— Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?
Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок».
Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).
Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки).
Игра «Помогите!».
Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).
«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)
«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)
«Помогите! Я превратился в козленочка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)
«Помогите! Я превратилась в облачко!» (Снегурочка»)
Воспитатель:
— Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? (Желтого)
— Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!
— Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!
Физкультурная минутка «Сказки»
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Воспитатель:
— Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам).
– Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят»
— Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
— Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?
— Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)
— А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)
— Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета? (Зеленого и голубого).
— А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)
— Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!
1. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? ( Баба-Яга)
3. Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?
4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство? (Лиса)
5. В какой сказке есть слова: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? (Морозко)
6. Кто исполнял все желания Емели? (Щука)
Воспитатель:
— Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета? (синего)
— Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу.
— Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.
Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка — Хаврошечка».
Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…; Лошадь… — ; Молодцы!-
Воспитатель:
— Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета? (фиолетового)
— У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый.
— Что вам напоминают эти цвета? (Ответы детей).
— Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:
• удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
• лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
• весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.
(Дети выполняют вместе с воспитателем)
Рефлексия:
3. Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. (Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу.
Воспитатель:
— Чему нас учат сказки?
— Какие бывают сказки?
— Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)
— Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки.
Источник