Заграница на соседней улице: какие города находятся одновременно в двух странах
Мы привыкли, что государственные границы обычно проходят по глухим местам. Либо их можно пересечь, покинув какой-нибудь город в одной стране и въехав в другой в соседней. Но оказывается, попасть за рубеж порой можно просто переместившись на соседнюю улицу. На Земле есть города, которые официально находятся в двух странах. Так что если вы хотите с минимальными временными и финансовыми затратами побывать сразу в двух местах, то стоит взять на заметку один из таких населенных пунктов.
Барле
Необычной можно назвать историю городка Барле, который официально принадлежит Нидерландам, но имеет на своей территории 22 бельгийских анклава. Еще с XII века населенный пункт был спорной территорией: из какой страны происходил глава муниципалитета, к той Барле и приписывался. Это закономерно вызывало нешуточные споры, а жители города больше всех страдали от неопределенности. Но проблема решилась только относительно недавно: в 1995 году власти Нидерландов и Бельгии наконец обмерили свои земли до сантиметра и вывели четкие границы, однако Барле все-таки дробить не стали. Просто выделили в населенном пункте два муниципалитета: голландский Нассау и бельгийский Хертог.
Город Гориция
Этот небольшой городок расположен на границе между Италией и Словенией. Правда, жители последней называют его на свой манер — Ново-Горица. Некогда населенный пункт был целиком и полностью итальянским, потом несколько раз переходил под эгиду Австрии и Франции, к которой его присоединил после завоевания Наполеон Бонапарт. В 1916 году город был возвращен итальянцам, но после Второй мировой войны его восточная часть по мирному договору отошла Югославии, а ныне стала принадлежать Словении. Граница между странами никак не контролируется: любой может беспрепятственно пересечь ее пешком или на авто, да и обозначена она номинально — с помощью цветочных клумб.
Дерби Лайн (Станстед)
Этот город на окраине североамериканского континента жители США называют Дерби Лайн, а канадцы — Станстед. Но это один и тот же населенный пункт, через который проходит государственная граница. Здесь находятся единственные в мире библиотека и оперный театр, которые внутри разделены на две половины: одна из них является территорией Канады, часть — территорией штатов. Граница прочерчена прямо по залу театра, а в библиотеке вы можете сидеть на стуле, две ножки которого окажутся в одной стране, и две в другой. Однако в остальных местах города пересечь границу просто так не удастся, вас задержат пограничники и потребуют загранпаспорт, после чего досмотрят багаж и авто.
Валга (Валка)
Город Валга изначально принадлежал Латвии, но в 1920 году его северо-восточная окраина стала частью Эстонии и даже получила собственное название на национальном языке — Валка. В целом такое деление не вызвало каких-то заметных перемен в жизни горожан, ведь граница существовала номинально, так как обе республики входили в состав СССР. После распада Союза начались сложности, потому что бывшие соратники по соцлагерю поспешили установить контроль за своими территориями. Людям приходилось подолгу терять время на таможенных пунктах, чтобы попасть на работу в другой части Валги, в магазин или в школу. Конец страданиям горожан был положен в 2007 году, когда и Латвия, и Эстония вошли в шенгенскую зону и необходимость в четком соблюдении границы отпала.
Никосия
Уникальный статус имеет город Никосия — является столицей острова Кипр и одноименной страны, но часть его захвачена не всеми признанным государством Северный Кипр, которое находится под контролем Турции. Разделение произошло в 1974 году, когда турецкие войска вторглись на остров. Для обозначения своей территории захватчики выстроили каменную стену, которая пересекает самый центр города. До 2003 года она оставалась непреодолимым препятствием, а после турки открыли ворота, через которые сегодня могут проходить все желающие, чем часто пользуются горожане. На турецкой стороне можно найти дешевые товары, на кипрской — богатые магазины и бары. Сейчас представители двух национальностей уже почти не конфликтуют между собой и уживаются вполне мирно.
Констанц (Кройцлинген)
Побывать сразу в Германии и Швейцарии можно, посетив городок Констанц (швейцарцы называют его Кройцлинген). Населенный пункт достаточно велик по площади, а его население составляет порядка 115 тыс. человек, что для Европы солидно. Сюда часто приезжают туристы из-за рубежа, привлеченные красивыми пейзажами Боденского озера, на берегу которого находится городок. Границу между странами отмечают таблички, но пересечь ее можно без труда и каких-либо сложностей. Разделительная линия продолжает существовать, поскольку Швейцария не является частью Евросоюза.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!
Источник
Разделяй и властвуй: жизнь в одном доме на две страны и другие необычные границы в мире
Вопрос границ в мире до сих пор открыт: из-за территорий спорят в Европе, Америке, Африке и Азии. И никто не хочет никому уступать. Но исторические примеры показывают, что страны готовы к самым причудливым компромиссам. Поделить жилой дом между странами? Дважды в год передавать целый остров из рук в руки? Сергей Харламов этим текстом показывает, что договориться о территориях можно по-разному.
Велосипедная колея
Моншау — живописный немецкий городок в районе Ахена, настолько классический со своими каменными улочками и фахверками, что описывать его можно только стандартными эпитетами. Однако у него есть секрет: дорога, которая обрамляет город, отделяя центр от немецких дач, принадлежит Бельгии.
Сейчас это очень популярный веломаршрут, но когда-то здесь была железная дорога, соединяющая бельгийские промышленные узлы с угольными шахтами в Труавьерже (коммуна в Люксембурге — прим.). Когда Германия проиграла Первую мировую войну, по условиям Версальского мира она должна была отдать несколько территорий по всей границе. Договор с Бельгией закреплял новые разграничения как раз по строящейся железной дороге.
Затем была Вторая мировая, по итогам которой Германия вернула себе клочок земли за железной дорогой, когда-то принадлежавший ей. Однако получить еще и железную дорогу правительству ФРГ не удалось. Государства судились вплоть до конца 50-х, но суд постановил, что сама «железка» и 5 метров вокруг нее — собственность Бельгии. Так у Германии появилось пять анклавов, один из которых буквально размером с территорию дома.
Уже с 50-х никого особенно это не смущало: Бельгия и ФРГ заключили мирный союз об объединении ресурсов. В 60-х экономическая необходимость в железной дороге отпала, и через 10 лет там сделали велосипедную дорогу.
Умный Неум
Любой стране хочется иметь доступ к морю. Босния и Герцеговина обладают единственным портом с выходом в Адриатическое море. Пятитысячный город называется Неум и может считаться самой долгодействующей буферной зоной в истории Европы.
Еще в 1699 году Неум стал разменной монетой в территориальном споре независимой Венеции и Дубровницкой республики. Оба государства все время существования находились в состоянии открытой вражды, поэтому по условиям Карловицкого мира (договора Австрии, Речи Посполитой, Венецианской республики с одной стороны с Османской империей с другой — прим.) Дубровник собственноручно передал территорию Неума Османской империи. Турция вообще-то была проигравшей стороной в войне, но этот ход позволил Дубровнику обезопасить себя с севера и не граничить с Венецией. Дальнейшие боевые действия Венецианская республика могла вести только в море.
Неум на карте
«Османский» неумский коридор просуществовал до 1908 года, пока эти территории не были оккупированы Австро-Венгрией во время Первой мировой, а затем стал частью боснийского государства в составе союзной Югославской республики до распада. Любопытно, что Неум со всех сторон окружен хорватскими землями, которые существенно затрудняют доступ к морю и мешают рыболовецкому промыслу. Но после исчезновения Югославии с политических карт Хорватия не имела притязаний на этот порт.
Сегодня в неумском порту действует транзитный коридор: по договору двух государств (Боснии и Герцеговины с Хорватией) люди могут свободно перемещаться между муниципальными частями Хорватии. Многим это очень выгодно: при схожем сервисе цены в Неуме сильно ниже, чем в европейской Хорватии, а в транзитном коридоре не действуют таможенные пошлины. Скоро, впрочем, китайские компании построят Пелешацкий мост, который соединит отделенную территорию с остальной Хорватией.
Испанские осколки
Испания — лидер среди европейских стран по числу полуэксклавов. Стране принадлежит большое количество островов и скал у побережья Африки. Это наследие Испанской империи, ее конфликтов и мирных соглашений, когда морской державе принадлежали в том числе территории современного Марокко и Алжира. В основном это необитаемые территории, но два примера представляют наибольший интерес.
Пеньон-де-Велес-де-ла-Гомера — кусок скалы с маленьким прибрежным гарнизоном и маяком. Сегодня на нем не живут простые испанцы, но находится постоянный военный контингент численностью в 60 человек. Эксклав существует в таком положении с 1871 года: испанское правительство подумывало сократить свое присутствие на таких осколках империи, но Пеньон посчитали стратегически значимым.
Сейчас на нем есть переносные электрогенераторы и вертолетная площадка, но самое необычное — это то, что остров превратился в полуостров. В 1934 году мощнейшая песчаная буря образовала «томболо» — соединила песком остров и материк. Так природа увеличила испанские владения на 80 метров.
Пеньон-де-Велес-де-ла-Гомера
Еще один необычный остров есть на севере Испании на границе с Францией. Остров Фазанов находится посреди реки Бидасоа, разделяющей испанский город Фуэнтеррабия и французский Андай. Он уникален тем, что каждые полгода переходит то под юрисдикцию Франции, то Испании.
350 лет подряд каждые полгода власти двух стран проводят маленькую церемонию, посвященную Пиренейскому миру, заключенному 350 лет назад после многих лет кровопролитных боев между Людовиком XIV и Филиппом IV. Переговоры шли три месяца как раз на этом острове. Остров стал нейтральной зоной, а в договоре было четко прописано, что он будет каждые полгода переходить от одной страны к другой — причуды монархов.
Сегодня муниципалитеты городов Фуэнтеррабия и Андай обязались друг перед другом стричь на острове траву и гонять нелегальных туристов. Им запрещено там находиться без санкции обоих правительств. За прошедшую сотню лет остров из-за приливов и отливов уменьшился почти вдвое и сейчас составляет всего 200 метров поперек. Еще сотня лет — и из воды будет торчать только тот самый монумент (см. фото).
Анклавы в анклаве
В этом списке граница со статусом «все сложно» — город Барле. Он находится между Бельгией и Нидерландами, и часть его строений относится к одному государству, а часть — к другому, без какой-либо видимой системы. Окрестности города и его центральная часть вместе с несколькими общественными заведениями принадлежит Нидерландам, а «промышленные кварталы» — бельгийские.
Если считать от территории, принадлежащей Нидерландам, то в Барле находится 16 бельгийских эксклавов, при этом внутри уже этих бельгийских эксклавов находятся 7 нидерландских контрэксклавов. Границы проходят через винные склады, делят пополам некоторые внутренние дворики и даже этажи домов. Они аккуратно помечены на асфальте для туристического развлечения.
Туристам рассказывают веселую байку о том, что такая ситуация якобы сложилась из-за разных законов о питейных заведениях, по которым в Бельгии бары должны были закрываться раньше. Тогда предприимчивые жители объявляли свои веранды территорией Нидерландов и продолжали обслуживать народ.
На самом деле такая ситуация сложилась из-за многочисленных споров, продаж и перепродаж земель между лордами города Бреды и герцогами Брабантскими. Сегодняшнее разграничение практически не меняется с 1843 года, когда были подписаны Маастрихтские соглашения. Поэтому в городе действуют две муниципальных администрации, две полиции, два врачебных корпуса и так далее.
На всей планете таких анклавов в анклаве всего два. Еще один — поселок Нахва, принадлежащий Объединенным Арабским Эмиратам. Он находится в провинции Мадха, которая является частью Омана, а сама провинция окружена территорией ОАЭ. Так получилось, потому что племя, проживавшее на территории Мадхи, отказалось подчиняться султанату ОАЭ. Эмираты не уступили центр Нахвы. Границы были установлены в 1969 году, и с тех пор из Мадхи постоянно уезжали, что снизило напряженность между странами. Сейчас там живет менее 3000 человек, а из достопримечательностей — музей местного краеведа.
Гробница Турка
Сулейман Шах известен мировой науке как родственник Османа I, основателя Османской империи. Некоторые считали его дедом, но сейчас историки больше склоняются к тому, что Сулейман Шах был дядей Османа. О нем известно только то, что в XIII веке он вместе со своим племенем пытался бежать от монгольского нашествия, но во время переправы через Евфрат утонул.
Благодарные турки воздвигли ему гробницу, за которой ухаживали 8 веков. В 1923 году в результате Лозаннского соглашения, разделившего Османскую империю на современные страны, могила Сулеймана оказалась на территории Сирии. Британцы и французы разрешили туркам оставить около могилы свой флаг и гарнизон почетного караула. С этого момента в Турции началась долговременная успешная кампания, убедившая турецкий народ и соседей, что гробница и 800 квадратных метров территории вокруг принадлежат Турции.
В 1973 году гробницу перенесли из-за разлива озера Асад чуть ближе к турецкой границе. Турки быстро подсуетились и обнесли могилу толстыми стенами, сделав настоящий форпост. В 2015 году из-за военного кризиса в Сирии могилу решено было перенести еще ближе к турецкой границе, что вызвало возмущение турецкой оппозиции: они считали, что премьер-министр Ахмет Давутоглу отдал священную турецкую территорию врагам.
Отель на две страны
В середине XIX века Франция и Швейцария решили провести демаркацию границ. Это было необходимо после наполеоновских войн. Одним из пунктов размежевания стала граница в долине Даппс. В основном соглашении прописывался необычный пункт, согласно которому демаркация не должна привести к сносу или переселению граждан двух стран.
Из-за этого пункта город Ла Кюр оказался поделен надвое: по одной стороне улицы дома были швейцарские, по другой жили французские подданные. Один француз решил воспользоваться пунктом этого договора и в кратчайшие сроки возвел трехэтажное здание , в котором разместил ресторан и магазин, одна часть которого выходила на французскую сторону, а вторая — на швейцарскую.
Впоследствии это здание выкупили и превратили в отель, второй этаж которого был признан частью другой страны. Существует городская легенда, будто бы в войну французские повстанцы прятались на втором этаже от немецких патрулей оккупированной Франции, ведь Швейцария сохраняла нейтралитет. Вряд ли это правда и вряд ли имелась хоть малейшая необходимость дразнить немецких офицеров, способных просто окружить здание, но байку все равно рассказывают туристам.
Ваханский коридор
Этот необычный отросток на карте Афганистана стал итоговым аккордом Большой игры между Российской империей и Великобританией. Если сильно упрощать политические перипетии XIX века, то Россия не была готова граничить с Британской Индией, потому что не могла обеспечить сохранность границ от дальнейших посягательств сателлитов британцев, а британская колония была истощена внутренними междоусобицами.
Россия по соглашению от 1893 года добровольно отдала часть своих границ, а именно Ваханский коридор, Афганистану, вплоть до китайских границ. Так была создана буферная зона между великими державами.
Сегодня для Афганистана, страны с непростой судьбой, этот коридор представляет дополнительную головную боль: он очень труднопроходим, для 12 тысяч проживающих в Ваханской долине афганцев нет возможности создать полноценную инфраструктуру. Такая же это проблема и для китайцев, которые вынуждены охранять границу от наркоторговцев, пользующихся коридором для провоза запрещенных грузов из Таджикистана в Пакистан.
Фактически коридор уже больше 100 лет закрыт для прохода в Китай из Афганистана. В 2009 году, во время антитеррористических операций в Афганистане, США просили Китай дать им возможность выхода на территорию КНР через Ваханский коридор. Им так и не разрешили.
Полоса Каприви
В XIX веке в центре африканского континента жил себе спокойно народ кололо. Но пришли лози, которых со своих мест согнали природные катаклизмы и бельгийские военные, и разорили кололо. А потом на это место пришли немецкие военные части, основав Германскую Юго-Западную Африку во главе с графом Лео фон Каприви. В обмен на другие территории от бельгийцев они получили разрешение занять узкую полосу земли, которая соединила их колонию на берегу Атлантики с рекой Замбези. Так у немцев появилась возможность торговать с другими колониями на берегу Индийского океана, на восточной части материка.
Источник