Место и роль бюджета в финансовой системе страны
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА
Целевая установка:
раскрыть сущность и структура финансовой системы РФ;
выявить место государственных финансов в финансовой системе РФ;
определить роль государственного бюджета в экономике страны и его сущности.
После изучения данной темы слушатели смогут:
назвать основные источники государственных доходов и направления их расходования;
объяснить сущность и функции государственного бюджета, бюджетного механизма;
роль бюджета и бюджетной системы в жизни страны, принципы построения бюджетной системы и межбюджетных отношений в Российской Федерации;
охарактеризовать содержание и направление бюджетной политики РФ.
В лекции рассматриваются следующие вопросы:
1.1. Место и роль бюджета в финансовой системе страны
1.2. Содержание и структура государственных финансов
1.3. Государственные доходы и методы их мобилизации
1.4. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение
1.5. Сущность и функции бюджета. Социально-экономическое значение государственного бюджета
Контрольные вопросы для самопроверки
Место и роль бюджета в финансовой системе страны
Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.
В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
По экономической сущности государственный бюджет — это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
По материально-вещественному воплощению — это фонд денежных средств, по плановой форме — финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в двух функциях:
распределительной;
контрольной.
Человеческое общество не может существовать без постоянного воспроизводства еды, одежды, жилья, социальной сферы. Процесс общественного воспроизводства включает четыре стадии (производство, распределение, обмен и потребление), которые в современном обществе опосредуются деньгами. Являясь основным понятием товарного хозяйства, деньги в настоящее время становятся наиболее существенной категорией всей экономической системы и главным элементом денежного хозяйства страны. Понятие «денежное хозяйство страны» идентично принятому в западной терминологии понятию «финансы».
Финансы определяются как один из базовых элементов экономических отношений, предметной областью которых выступает процесс формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и других субъектов экономики.
Вся совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования финансовых ресурсов, составляет финансовую систему общества.
В советский период в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы:
финансы предприятий и отраслей народного хозяйства
общегосударственные финансы.
Иногда к ним добавляли как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовой системы (рис. 1).
В целом вся система финансов состоит из трех укрупненных подсистем:
государственных финансов;
страхования;
финансов хозяйствующих субъектов (предприятий).
Рис. 1. Финансовая система РФ
Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья):
1. Государственные финансы включают:
бюджетную систему;
внебюджетные фонды;
государственный кредит.
2. Страхование включает:
личное страхование;
имущественное страхование;
страхование ответственности.
3. Финансы хозяйствующих субъектов включают:
финансы коммерческих предприятий и организаций;
финансовых посредников (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);
финансы некоммерческих организаций.
Процесс организации и регулирования финансовых отношений общества всегда осуществляется государством в лице уполномоченных финансовых органов, что определяет его ключевую роль в финансовой системе.
Финансовая система России построена в соответствии с принципами:
сочетания территориального и отраслевого подходов;
обеспечения необходимого уровня финансовой самостоятельности региональных финансовых органов с сохранением централизованного управления системой в целом;
четкой дифференциации управления по сферам движения финансовых ресурсов.
Содержание и структура государственных финансов
Государственные финансы — это важная сфера финансовых отношений, функционирующих на уровне государства и связанных, в основном, с процессом перераспределения национального дохода для выполнения экономической, социальной и политической функций государства.
По экономической сущности государственные финансы представляют собой денежные отношения, возникающие по поводу формирования финансовых ресурсов в распоряжение государства и их использования на затраты по расширенному производству, нужд обороны и управления. Субъектами этих отношений выступают государство, предприятия, организации, учреждения и граждане. Государственные финансы служат цели удовлетворения потребностей общества в целом и государственного аппарата в финансовых средствах.
Без здоровой и эффективной системы государственных финансов нельзя достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере, ни в военном, ни в государственном строительстве. Основу государственных финансов составляют государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит.
Рис.2. Структура государственных финансов
Если при группировке финансовых отношений исходить из уровня государственного руководства экономикой и социальными процессами, то структуру государственных финансов в РФ можно представить в следующем виде (рис. 2).
Главными проблемами в области государственных и муниципальных финансов являются:
несбалансированность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
необходимость совершенствования налоговой системы; • повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности;
совершенствование бюджетного федерализма;
обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;
укрепление финансового контроля и др.
Источник
Место и роль бюджета в финансовой системе страны
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 11:54, курсовая работа
Краткое описание
Термин «финансы» в современной мировой экономическоё литературе имеет расширительную и суженную трактовку.
В широком смысле финансы представляют собой движение всех видов стоимостных величин в хозяйственном процессе и всех их форм, включая денежно-кредитные. Такая трактовка финансов получила широкое распространение в американской экономической литературе.
В узком смысле термин «финансы» используется лишь применительно к бюджетным проблемам. Данный подход используется в немецкой и российской экономической литературе. Причём в немецкой экономической литературе более четко используют различие между расширительной и суженой трактовой понятия «финансы».
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-4
1. Теоретические основы анализа финансовой системы…………………….5-9
1.1. Состав финансовой системы……………………………………………..9-12
Выводы по первой главе…………………………………………………….12-13
2. Место и роль бюджета в финансовой системе государства……………14-20
Выводы по второй главе…………………………………………………. 20-21
3. Анализ Федерального бюджета РФ на 2011-2013 гг. ………………. 22-24
3.1. Доходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 гг. ………………..24-26
3.2. Расходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 гг. ………………26-29
Выводы по третьей главе………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..30-31
Вложенные файлы: 1 файл
Курсовая Государственные и муниципальные финансы.doc
В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в какой-либо стране осуществляют органы государственной власти и управления.
Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.
Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок финансы предприятии различных форм собственности.
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Важную роль, которую выполняет государство в област и экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые обеспечивают потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Другие формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.
Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.
Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Выводы по первой главе.
Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве. Мы выделили следующие сферы и звенья системы (сферы — где необходимы финансы): государственные финансы (федеральный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит); финансы предприятий (финансы коммерческих предприятий; финансы некоммерческих учреждений и организаций; финансы общественных объединений); прочие финансы, в том числе и финансы страхования (соц.страхование; личное страхование; имущественное страхование; страхование ответственности; страхование предпринимательских рисков). Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др. Построение финансовой системы является финансовой политикой страны (совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций). Главной задачей данной политики является грамотное структурирование звеньев финансовой системы, разграничение их задач и функций, перераспределение денежных средств между этими звеньями, контроль их работы.
Источник