Место встречи изменит нельзя интересные факты

«Место встречи изменить нельзя» — 10 фактов о культовом фильме

О работе над фильмом «Место встречи изменить нельзя» написано очень много. Все наверняка знают, что Высоцкий убедил братьев Вайнеров сделать сценарий по роману, потому что хотел сыграть там главную роль (а это не так!).

Что Горбатого должен был играть Ролан Быков, Шарапова Леонид Филатов, а Варю Синичкину – Марина Влади. А фразу «Как пишется – Облигация или Аблигация», Лариса Удовиченко сымпровизировала прямо в кадре. Но есть и факты, о которых мало кто слышал. Какие же?

Высоцкий пригласил Говорухина стать режиссером картины

Однажды Владимир Семенович навестил старого друга Станислава Говорухина и обмолвился между делом:

— Знаешь, тут мне Вайнера сказали, что у них для меня есть хорошая роль. Ты почитай роман, мне сейчас некогда — в Парижск уезжаю.

Говорухин прочитал «Эру Милосердия» и моментально представил, какой грандиозный фильм можно снять.

Когда Высоцкий вернулся из-за рубежа, режиссер созвонился с другом:

— Роман, действительно, классный, и роль потрясающая. Ты ничего похожего еще не играл, представляю, как ты это сделаешь.

Говорухин и Высоцкий отправились к Вайнерам и обсудили будущий сценарий во всех подробностях. То, что Владимир Семенович на момент разговора даже не читал книгу, удалось скрыть.

Читайте также:  Экскурсия или экскурсия как правильно пишется

Высоцкий тоже стал режиссером «Места встречи»

Владимир Семенович не только помог собрать блестящий актерский состав (многие соглашались на второстепенные роли ради чести сниматься с ним), но и участвовал в работе над кинолентой. Когда Станислав Говорухин вынужден был отъехать на фестиваль, Высоцкий остался за главного.

# Съемки, рассчитанные на неделю, он провел за 4 дня в бешеном темпе, в том числе сцены с Груздевым и сцену допроса Фокса. Момент не ладился, тогда Высоцкий посоветовал Белявскому: ты играй не бандита, а человека, который очень себя уважает. И эпизод наконец-то стал убедительным.

«Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили», — шутил Говорухин.

Высоцкий планировался на # роль… Д’Артаньяна

Когда Георгий Юнгвальд-Хилькевич собрался снимать «Трех мушкетеров», он видел Владимира Семеновича в главной роли и уже наметил пробы.

Представляете себе, вместо громогласного разбитного усача Боярского невысокого, но полного внутренней силы Высоцкого? Увы, на момент запуска съемок Высоцкий оказался занят в «Месте встречи» и с сожалением отказался от предложения Юнгвальд-Хилькевича. Скорее всего актер чувствовал, что роль Жеглова станет его лебединой песней, и выкладывался по полной.

Высоцкий должен был петь в фильме

В «Месте Встречи» он планировал исполнить несколько замечательных песен, в том числе «За тех, кто в МУРе», «Песню о конце войны» и написанную специально для картины «Балладу о детстве».

Говорухин был страстным поклонником творчества артиста, но забраковал идею по нескольким причинам: # пение превратило бы Жеглова в Высоцкого, сместив акценты; и # фильм с песнями полузапрещеного исполнителя имел все шансы лечь на полку.

Шарапова мог сыграть Садальский

Роль удалого фронтовика, борца с бандитизмом манила молодого Садальского искренностью и прямотой образа. И Говорухин вроде бы не особенно возражал. Но # Высоцкий отговорил актера от безуспешных попыток. У Шарапова, мол, лицо честного комсомольца, какое в газете печатают. А ты на себя посмотри!

Садальский посмотрел… и согласился на роль щипача Сапрыкина по кличке Кирпич. Шепелявый истеричный блатарь вышел у актера просто великолепно. А настоящий карманник, почтенный московский вор в законе, у которого Садальский консультировался, пришел от фильма в такой восторг, что еще несколько лет присылал актеру дорогие подарки на день рождения.

Влюбленная Фатеева

Говорухин использовал Высоцкого как приманку для многих актрис – харизма Высоцкого притягивала женщин как бабочек. А сыгравшая Соболевскую Наталья Фатеева пережила искреннее чувство, которое к сожалению не встретило взаимности у актера:

Он мне и как мужчина очень нравился. Чувствовалось, что он способен на поступок… Мне вообще импонируют мужчины такого типа. Не люблю высоких, красивых, ярких. Это чисто природное: может понравиться поступок, взгляд, даже запах. Я сразу фантазирую, что за этим стоит… Я была влюблена в Высоцкого. Но никогда не говорила ему об этом и даже старалась не поднимать глаза во время беседы.

Конфликт Высоцкого и Конкина

Напряженные отношения Жеглова и Шарапова отразились и на актерах. Причем Конкин изначально преклонялся перед Высоцким и млел от счастья, что будет работать с такой звездой. Но менторский тон Высоцкого, переменчивость его характера и бесцеремонность критических замечаний вскоре разбили иллюзии молодого актера.

В свою очередь Владимир Семенович невзлюбил напарника за то, что неопытному Конкину платили 52 рубля за съемочный день, а всемирно известному Высоцкому – 11-50. К тому же Высоцкий считал Конкина смазливым и заурядным комсомольским выскочкой. И наконец Конкин «запорол» первую совместную съемку. Высоцкого ждала Влади, он торопился на самолет чтобы лететь в Париж. А Конкин как назло от волнения забыл слова роли, пришлось делать 5 или 6 дублей подряд.

Дурилка кардонная

Фраза «дурилка картонная» после выхода фильма стала мемом, ее использовали «митьки» и употребляли все, кому не лень. Появилась даже «блатная трактовка» термина. А на самом деле Карп в романе называет Шарапова «дурилка кардонная» — от слова «кордон», в старинном произношении «кардон».

Это термин времен Кавказской войны XIX века, означающий «подсадную утку». Пара солдат отправлялась в обход вражеских позиций, а за ними следовали замаскированные пластуны. Как только кавказцы, соблазненные легкой добычей, атаковали «дурилок», пластуны вступали в бой и истребляли противников.

Роли трамваев в фильме играл. трамвай

Внимательные зрители наверняка обратили внимание, что Жеглов и Шарапов разъезжают по разным районам Москвы в одном и том же вагоне с серийным номером 2170.

У студии не было ни возможности ни желания брать в аренду несколько трамваев, поэтому вагон следовал за артистами по всей столице.

Было отснято 7 серий

Очень много эпизодов пришлось сократить и вырезать по требованиям цензуры. Сценки с блатным жаргоном, военные воспоминания Шарапова, постельную сцену с Варей — эротика в советском кино еще не приветствовалась. Зато жизнь персонажу Синичкиной спасли чиновники из Мосфильма — они потребовали сохранить жизнь Левченко или Синичкиной, Говорухин выбрал девушку и Варя уцелела.

Отснятый материал потерялся на Одесской киностудии, поэтому восстановить изначальный авторский замысел невозможно. Среди пропавших материалов — военный эпизод, где снимался Пьер Оссейн — сын Марины Влади и Пейрака всея кинематографа Робера Оссейна .

А закончить статью хочется цитатой из романа:

…У одного африканского племени отличная от нашей система летосчисления. По их календарю сейчас на земле – Эра Милосердия. И кто знает, может быть, именно они правы и сейчас в бедности, крови и насилии занимается у нас радостная заря великой человеческой эпохи – Эры Милосердия, в расцвете которой мы все сможем искренне ощутить себя друзьями, товарищами и братьями…

Хочется надеяться, что прогноз братьев Вайнеров однажды станет реальностью!

Источник

Интересные факты и киноляпы фильма «Место встречи изменить нельзя»

Заглавная картинка сегодняшней солянки побудила меня вспомнить один из моих самых любимых фильмов и сподвигла к написанию этого поста. Похожей подборки интересных фактов о съемках кинофильма на сайте не нашел, а поклонником, думаю, будет весьма интересно

1. В романе Глеб Жеглов — молодой человек 25 лет, член комсомольского актива МУРа (имеется эпизод, в котором Жеглов находится в президиуме комсомольского собрания и выступает с речью). Шарапову же 22 года, именно такую цифру он называет Михаилу Михайловичу, а не 25 лет, как в фильме.

2. В фильме использованы материалы реальных уголовных дел. Например, в первой серии Жеглов рассказывает Шарапову об одном случае из своей практики: убийство и инсценировка бандитского нападения. Такое преступление действительно было в Москве.

3. Лариса Удовиченко утверждает, что ставшая крылатой фраза «Облигация или Аблигация?» вырвалась у неё нечаянно, так как она в тот момент действительно не знала правильного написания этого слова. Этот эпизод включён в финальную версию фильма.

4. Вопреки договору между Гостелерадио СССР и Одесской киностудией, фильм получился не из семи серий, а из пяти. Две «лишние» серии сократили перемонтажом по требованию Гостелерадио. Среди удаленных сцен оказались несколько фрагментов на фронте, объясняющих зрителю причины дружеских отношений Шарапова и Левченко. В первоначальном варианте большой кусок на фронте был показан зрителю сразу же после немой сцены когда Шарапов узнал Левченко, и как воспоминания Шарапова при их разговоре ночью.

5. Также была изменена концовка картины. В первоначальной версии фильма Шарапов в конце узнаёт, что его любимая Варя погибла, что соответствует роману: «Нам сказал шеф телевидения Лапин, что всю неделю люди будут смотреть фильм по телевизору, закончится он, скорее всего, в воскресенье, и с каким же настроением они пойдут в понедельник на работу, если ещё и Варя (кроме Левченко) погибнет? Пришлось оставить Варю в живых».

6. Члены преступной группировки, ставшей прототипом банды «Черная кошка», жили в подмосковном Красногорске. Они работали на Красногорском механическом заводе, а в свободное время промышляли грабежами сберкасс. Крылатая фраза «А теперь — Горбатый!» была произнесена возле частного дома в деревне Губайлово. Ныне это микрорайон Красногорска. В ликвидации этой банды принимал участие легендарный сыщик Игорь Скорин, послуживший прототипом полковника Данилова — главного героя серии произведений Э. Хруцкого, два из которых были экранизированы: «По данным уголовного розыска» и «Приступить к ликвидации».

7. В ресторане, где Фокс танцует с официанткой, за одним из столиков сидит дочь писателя Аркадия Вайнера Наталья Дарьялова, а среди музыкантов — Сергей Мазаев.

8. В своё время была идея снять продолжение фильма. На столе Вайнеров лежала папка с проектом сценария, написанного Высоцким. Однако Говорухин поставил точку в обсуждении темы: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?»

0 • Владимир Высоцкий в фильме:

1. После того, как Вайнеры подарили Владимиру Высоцкому один из первых экземпляров только что вышедшего романа «Эра милосердия», тот пришёл к ним и сказал:

— Я пришёл застолбить Жеглова…

Вайнеры удивились: — В каком смысле «застолбить»?

— Это будет фильм. Наверное, большой. И это моя роль. Никто вам так не сыграет Жеглова, как я…

2. Высоцкий внёс не только актёрский, но и режиссёрский вклад в фильм. Именно благодаря ему в фильме появились эпизоды с шепелявым карманником Кирпичом Станислава Садальского, чей образ был создан с подачи Высоцкого, фотографией Вари на двери подвальной каморки, которая должна была спасти Шарапова. Когда Говорухин отсутствовал на съемочной площадке, то оставлял Высоцкого «за старшего». Именно благодаря этому в фильме появилась сцена допроса Груздева, полностью поставленная Высоцким. Когда снимался эпизод со Светланой Светличной, она не знала, куда девать свои руки, и поэтому вся сцена выглядела неестественно. Высоцкий придумал выход: занять руки Светличной механическим протиранием тарелки.

3. Во время съемок Высоцкий сильно разругался с Говорухиным и уехал. Поэтому сцену погони за грузовиком Фокса снимали без него. Крупные планы Жеглова («Ваня Пасюк, держи меня! — Как? — Нежно!») доснимали позже, когда Высоцкий «отошел» и приехал. Это и стало причиной одного из киноляпов.

4. Это один из немногих фильмов, где Высоцкий поёт не свои песни. Когда Говорухин предложил ему спеть отрывок из романса Вертинского «Лиловый негр», Высоцкий ответил: «Если ты не хочешь, чтобы я спел свое, не буду петь и Вертинского», но отрывок романса всё-таки спел.

5. В 1987 Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР за создание образа Жеглова.

• Киноляпы в фильме «Место встречи изменить нельзя»

1. В самом первом кадре фильма выезжает автомобиль «Виллис» с государственными номерными знаками образца 1959—1982 гг. Для правдоподобия последняя буква заклеена чёрной изолентой.

2. В первой серии, когда Шарапов с направлением входит в МУР, видно в окно и стеклянный проем двери, что на улице ночь. Когда через несколько минут он входит в кабинет к Жеглову, на улице уже чудесным образом наступает день.

3. Сразу после появления Виллиса в кадре появляется Шарапов, справа от которого стоял автомобиль ВАЗ-2101 (выпуск начат в 1970 году), а слева — палатка «Союзпечать» (типаж создан в 60-х годах).

4. Дверь в кабинет Жеглова то обита дерматином, то деревянная.

5. В нескольких сценах хорошо видно, что со спины вместо Высоцкого снимался дублер. В частности, когда милиционеры пытаются перехватить банду у магазина, в сцене где Жеглов, убивая одного бандита, кричит «Есть один» — стреляет Высоцкий, а от грузовика уворачивается дублёр. В сцене, когда нашли подкидыша, видно, как к подъезду подходит группа, первым идет Жеглов, со спины видно, что это дублёр Высоцкого. Также, когда в дом к Верке ночью входят оперативники, вместо Высоцкого — входит дублёр.

6. После убийства оперативника Векшина на Чистых Прудах бандит уезжает на трамвае. В этой сцене хорошо видно, как на перекрытой (по случаю съёмок) улице стоят автомобили ГАЗ-24 (выпускаемые с 1970 года) и столпились любопытные. В этой же сцене видна красно-белая телефонная будка, выпуск которых также начался значительно позже.

7. В первой серии «Шесть-на-девять» фотографирует тело убитой Груздевой. Явно слышен звук работы фотоаппарата с электрифицированной перемоткой пленки, хотя фотоапарат старый, и сам фотограф в следующем кадре вручную крутит колесико.

8. В первой серии, когда Жеглов с Панковым обсуждают гильзу и пулю, которой была убита Груздева, по движениям губ Жеглова можно прочесть фразу «Да, пуля наша», в то время как в озвучке слышно «Да, гильза наша». Смена тембра голоса Высоцкого свидетельствует о том, что в сцене было использовано более позднее озвучивание.

9. В сцене осмотра трупа Векшина в первых кадрах видна «кровь» изо рта, а в последующих уже нет.

10. У работяги, нашедшего подкидыша, а также у Жеглова в легендарном монологе «Вор должен сидеть в тюрьме!» надеты золотые цепочки, что противоречит послевоенному жизненному укладу.

11. В начале второй серии (таран ворот грузовиком) «Студебеккер» «превращается» в ЗИС-150 (выпускался с 1947 года).

12. Вагон трамвая, в котором приехал и через несколько минут уехал убийца Векшина, и тот, в котором Жеглов и Шарапов задерживают Кирпича, один и тот же — 2170. Поменялась только табличка с номером маршрута с «А» на «29».

13. Когда Кирпич входит в отделение милиции, у него меняется цвет носков с белого на коричневый.

14. Когда Жеглов с Шараповым задерживают в трамвае Кирпича, то в этой сцене женщина, у которой Кирпич украл кошелек — одна, а в отделении милиции эту роль играет другая в том же платье.

15. В конце второй серии Промокашка рисует окурком чёрную кошку по контуру, очерченному ранее самим Говорухиным. При этом сгоревшим табаком невозможно провести линию длиннее трёх сантиметров — потом горелый табак кончается и крошится.

16. В третьей серии (сцена прогулки Шарапова и Синичкиной в парке) заметен целый ряд проезжающих автомобилей, современных году съёмки: ВАЗ-2101, а также Москвич-408/412, УАЗ-469, ЗИЛ-130 с прицепом, выпускаемые соответственно с 1964, 1972, 1962 гг., и др.

17. На Ручечнике (сцена в Большом театре) — чешский костюм пошива 70-х годов.

18. В начале четвёртой серии рядом с клубом милиции во время диалога Шарапова и Панкова («Пока похвастаться нечем…» — «…а Жеглов тебя хвалит») виден микрофон справа внизу.

19. В четвёртой серии, где Шарапов приехал в Лосинку, заметны вагон-рефрижератор, электропоезд ЭР2 и название станции, характерные для 70-х годов.

20. В сцене, когда Фокс выпрыгивает через окно и запрыгивает в «Студебеккер», Шарапов стреляет в него из ТТ, а во время погони Шарапов зажимает в окровавленной руке другой пистолет, предположительно «Вальтер пп/пп-к».

21. Во время перестрелки около рестарана «Астория» Шарапов стреляет из ТТ, через несколько минут во время погони за Фоксом в автобусе у Шарапова в руке ПМ (год выпуска 1951).

22. Во время погони за Фоксом в кадре несколько раз появляются телевизионные антенны образца 70-х годов. Также в течение той погони мы видим современные мачты освещения, современный белый панельный дом, и как на секунду чёрный «Студебеккер» превращается в зелёный ЗиС-150. При этом, когда Жеглов высовывается из разбитого окна для стрельбы, видно, что на улице не ночь, а утро или вечер. А когда Жеглов стрелял, на заднем плане были заметны современные году съёмки микроавтобус и белая Волга. В конце сцены в воду падает уже ГАЗ-51.

23. Во время допроса у Шарапова Фокс, вытирая окровавленные пальцы, оставил несколько пятен на столе. В конце сцены многие кровавые пятна таинственным образом исчезают.

24. После допроса Фокса, где тот написал под диктовку записку Ане, Шарапов отрывает нужный фрагмент (около четверти листа). Потом он демонстрирует эту же записку Жеглову на целом листе.

25. В пятой серии бандиты насильно сажают Шарапова в хлебный фургон. Сначала это ГАЗ-АА, потом ГАЗ-52 (выпускается с 1962 года).

26. Также на этом фургоне то появляется, то исчезает надпись «Московский Трест ГлавХлеба», и меняются номера.

27. Номерные знаки легковушки, на которой Жеглов преследовал хлебный фургон, соответствуют времени. Но их серия «МГ» в то время устанавливалась только на грузовые автомобили.

28. В одной из сцен разговора Жеглова и Шарапова в отделении у Шарапова несколько раз меняется причёска.

29. Причёски у всех милиционеров неприлично длинные для моды середины 40-х годов.

30. Милиционер «Петюня» Соловьев (Всеволод Абдулов) произносит: «Да и Осоавиахима-то уже нет». Осоавиахим разделился на ДОСАрм, ДОСАв и ДОСФлот только в 1948 году. Эта ошибка перекочевала в фильм из книги-первоисточника.

31. Липатникова и швейцара ресторана озвучивает один актёр.

Источник

Оцените статью