Метод исследования конституционного права зарубежных стран

Метод исследования конституционного права зарубежных стран

После того как выяснено предмет государственного права зарубежных стран, необходимо определить, каким образом рассматриваемая нами наука исследует свой предмет

Для того чтобы исследовать свой предмет, каждая наука использует определенную совокупность приемов и способов исследования. Это — методология этой области науки. Все приемы и способы делятся на общие — за астосовувани в методах всех наук, и частные — применяемые в этой или ряде других науук.

Методологической основой науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является философия и ее общие методы познания. Среди них можно выделить диалектический, материалистический и др.

Диалектический метод предполагает изучение государственно-правовых явлений в развитии и взаимосвязи между собой и с другими явлениями

Материалистический метод основан на признании первичности бытия, а не сознания; этот метод означает, что причины всех государственно-правовых явлений следует искать в материальных условиях жизни людей

Вместе с тем есть ряд других методов, которые мы относим к частичным. Основным таким методом изучения конституционного (государственного) права зарубежных стран стал сравнительный анализ

Метод сравнительного анализа состоит в том, чтобы выявить и исследовать общие и особые элементы государственного строя, общие черты и различия между политико-правовыми институтами, учреждениями и процедур рамы, их преимущества и недостатки, условия, в которых они оказываются. Характерный результат сравнительного анализа — классификация, типология, которая является убедительной и может быть полезной при условии, что она основывает ться на достоверных сведениях о государственном право.

В изучении конституционного (государственного) права зарубежных стран применяется также историко-сравнительный метод. Чтобы полно понять сущность государственно-правового регулирования, нужно учитывать общие и и особые исторические факторы, под влиянием которых формируется политический порядок. Применение историко-сравнительного метода позволяет рассматривать государственный строй как стадию исторического процесса, видеть в нем вых идный состояние для дальнейшего политического развития. Историко-сравнительный подход дает возможность заметить»вечные», стабильные аспекты государственностии державності.

Читайте также:  Лучшая политика для страны

Наука конституционного (государственного) права зарубежных стран широко применяет также метод конкретного правового анализа

Государственно-правовые институты некоторых стран бывают настолько характерными, типичными, что их конкретное, подробное изучение позволяет полно и отчетливо увидеть определенную сторону государственности. В этом случае дос исследования национального государственно-правового явления отдельной страны применяется для иллюстрации общих закономерностей. Например, институт парламентаризма нельзя изучать, не обратившись к английс кой парламентской системми.

Изучение различных нетипичных моментов позволяет избежать шаблона, ненужной простоты во взглядах на зарубежную государственность государствоведения нельзя ограничивать системой схем и классификаций. Конкретные ный правовой анализ дополняет и исправляет выстроены типологии и открытые закономерности многочисленными и важными деталями, исключениямими.

Система и структура курса

Говоря о системе конституционного (государственного) права зарубежных стран, следует отметить, что государственное право является сложной системой, включающей множество элементов. Основными из них являются его общие принципы, институты и норми.

Основные принципы государственного права составляют, так сказать, каркас системы государственного права и придают ей единой направленности

В государственном праве можно выявить, во-первых, общие принципы, которые декларируются конституциями:

1) народный суверенитет;

2) народное представительство;

3) разделение властей;

5) неотчуждаемые,»естественные»права человека

Эти принципы, во-первых, не формулируют конкретных прав и обязанностей и не всегда обеспечены правовыми санкциями, однако имеют решающее значение для многих государственно-правовых норм

Во-вторых, эти принципы имеют четкую юридическую форму выражения и непосредственно применяются в государственной деятельности:

1) независимость депутатов от избирателей;

2) судебную защиту конституционных прав;

3) неответственность главы государства в монархических странах и др.

Государственное право делится на отдельные институты

Институт государственного права является совокупностью однородных норм, регулирующих определенный вид общественных отношений

К институтов государственного права принадлежат такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право (в объективном смысле), конституционный надзор и др.

Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более мелких. Например, институт избирательного права включает в себя такой большей степени частный институт, как избирательный процесс. Последний, в свою очередь, включает есть ряд стадий (назначение выборов, выдвижение кандидатов и т.д.), есть еще более частными институтами государственного правва.

Разделение государственного права на отдельные институты определяет систему курса государственного права зарубежных стран

Государственное право зарубежных стран имеет традиционную для юридических дисциплин структуру. Она включает общую и особенную части. В первой части этого пособия раскрываются институты конституционного права а, имеющие в большинстве стран мира подобные принципы регулирования и, таким образом, относятся к общей части. Вторую часть посвящена освещению практики регулирования конституционно-правовых отношений в ведущих государствах мира, опыт которых в той или иной степени заимствуется другими странами в процессе становления или реформирования конституционализма. Таким образом, материал второго раздела является особой ч. Астин курсурсу.

Как известно, основным элементом, своеобразной кирпичиком права является норма права. Однако в рамках каждой правовой отрасли и системы сложилась специфика правовых норм. Этот процесс затронул и государственное право, различной мы. Ирой оказавшись в разных государствоах.

Государственно-правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством для охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

Государственно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру — гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, в ст 16. Конституции. Франции содержатся все структурные элементы нормы права. Однако подобное выражение всех тока уктурних элементов нормы права в одной статье закона в государственном праве случается редкийдко.

В большинстве случаев государственно-правовая норма полностью содержится в двух или более статьях закона, т.е. имеет многие статейного форму выражения

Нередко санкции за нарушение нескольких норм конституционного права содержатся в какой-либо отдельной норме или даже в нормах не государственного, а уголовного или административного права

Однако некоторые положения конституций не обеспечены санкциями вообще, как и гипотезой. Например, статью 27. Конституции. Японии:»Все граждане имеют право на труд», потому что ни в. Конституции, ни в других с законах не определены ни условия осуществления этого права (нет, как видим, и гипотезы), ни санкции за его нарушениео порушення.

Кое-где нормы государственного права определяют обязанность государства стремиться к достижению определенных целей, однако санкции здесь вряд ли возможны. Например, в 45. Конституции. Индии гласит:»Государство считает одним из своих первостепенных обязанностей поднять уровень питания и уровень жизни народанароду».

Нормам государственного права присущи особенности, которые отделяют их от норм других отраслей права: эти нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства, б многие из этих норм имеют общий характер, они не являются обязывающими, то есть в них нет связи между конкретными правами и обязанностями. Так, в ст 6. Конституции. Италии записано:»Республика отв овиднимы способами охраняет языковые меньшинстваеншини».

Внешняя форма большинства норм выражается в статьях конституций и других источников. Многие нормы имеет двухэлементной и одноэлементные структуры: чаще всего в них нет санкции, но нередко и гипотезы

В конституциях и других актах конституционного права, особенно в идеологизированных, время содержатся положения, которые определяют экономические, социальные и политические цели, задачи общества и государства. Напри иклад, в ст бы. Конституции. КНДР:»КНДР борется за полную победу социализма в северной части страны»Это так называемые нормы-цели, нормы-задачи или нор-мы-символор-ми-символи.

Система государственного права каждого отдельного государства содержит большое количество норм их можно классифицировать:

• по функциональной направленности — нормы регулятивные и охранительные. Большинство государственно-правовых норм конституционного права принадлежат к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование общественных х отношений. Охранные нормы зачастую является запретами («Право на ведение государством войны не признается», — указано, например, в ст 9. Конституции. Японии)туції. Японії);

• по способу воздействия на субъекты права — нормы-полномочия («Всекитайское собрание народных представителей и. Постоянный комитет. Всекитайского собрания народных представителей осуществляют законодательную власть в стране»- в 58. Конституции. КНР 1982 p), обязывающие нормы («Федеральный канцлер по просьбе федерального президента, а федеральный министр по просьбе федерального канцлера или федерального през иденти обязаны продолжать ведение дел до назначения своих наследников»- в 69. Основного закона. Германии), запретительные («Функции члена. Правительства несовместимы с парламентским мандатом»- в 23. Консти ституцию. Франции)uot; – ст. 23. Конституції. Франції);

• по характеру регулируемых общественных отношений — нормы материальные («Все обязаны участвовать в государственных расходах»- ст 53. Конституции. Италии) и процессуальные («Одно заседание в неделю виддает ться обсуждению вопросов, внесенных членами парламента и ответов правительства»- в 48. Конституции. Франции) 48. Конституції. Франції);

• по действию во времени — нормы постоянные, временные и исключительные. Большинство норм — постоянные, у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся, как правило, в переходных положениях, которые регулируют переход д от состояния до вступления в силу определенным нормативным актом до состояния, предусмотренного настоящим актом. Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы прекращают на этот ча с действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулированияння.

Источник

Конституционное право зарубежных стран
И. Б. Гоптарева, 2006

Данное пособие поможет всем, изучающим заочно Конституционное право зарубежных стран, сориентироваться в его основных проблемах и усвоить ключевые вопросы теории и практики конституционного регулирования общественных отношений в ряде зарубежных государств.

Оглавление

  • Введение
  • 1 Предмет и метод конституционного права зарубежных стран
  • 2 Основные характеристики и функции Конституции

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право зарубежных стран предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 Предмет и метод конституционного права зарубежных стран

1.1 Понятие конституционного права. К началу XIX века в странах Европы начинает утверждаться конституционный строй, главными признаками которого является защита прав человека. Именно это послужило основой для формирования конституционного права. Но наличие конституции в стране еще не обеспечивает конституционного права.

Последние десятилетия ХХ века характеризуются масштабными и динамичными конституционными преобразованиями. Только за период с 1989 года по настоящее время во всем мире принято несколько десятков конституций, что в целом обогащает источниковедческую базу конституционного права как науки.

Конституционное право (как отрасль права) в странах с различной правовой системой имеет различные корни: например, в США оно выросло из общего права и тесно связано с юридическими функциями государственной власти. В Великобритании его корни уходят в историко-правовые документы и политико-моральные ценности страны (обычное право). Во Франции конституционное право основано на теории государства и права. А в Греции конституционное право, появившееся гораздо позднее, чем в Западной Европе, в большей степени связано с административным правом 1 .

В широком смысле под конституционным правом понимается система правовых норм определенной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве; основы общественного строя и государства, а также — деятельность, как государственных организаций, так и органов самоуправления.

Государство — организм многосложный, включающий разнообразные отношения: политические, социальные, экономические и т. д. Все это находит отражение в Конституции любого современного государства и в определенной степени является объектом изучения конституционного права.

В узком смысле, конституционное право это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти.

Содержание норм Конституции можно разбить на 3 части: 1) права и свободы граждан (или правовое положение личности); б) установление принципов организации государственной и публичной власти; в) международноправовые положения.

Особенность конституционного права зарубежных стран заключается в том, что в конституциях, принятых после второй мировой войны, могут содержаться нормы, не входящие в объем конституционного регулирования, так как они регулируются другими отраслями права. В первую очередь, это нормы о финансах, налогах, а также нормы, касающиеся гражданского или других отраслей права. Их называют конституционными нормами второго порядка. Юридически они считаются составной частью конституции и называются конституционными законами.

1.2 Предмет и метод конституционного права.

Как и всякая наука, конституционное право имеет свой предмет изучения, каковым является регулирование общественных отношений, т.е. отношений между человеком, обществом и государством.

В конституционном праве различают методы, используемые при исследовании проблем Конституционного права как науки и методы — как отрасли права. В первом случае под методами понимается способ построения и обоснования системы знаний. С этой точки зрения, эти методы, позволяют анализировать не только Конституции (конституционные законы), но и место конституционного права в системе правовых наук. К ним относятся:

— дескриптивный метод (от англ. descriptive — описательный), суть которого заключается в описании особенностей конституционного права конкретной страны. Например, немало государств в мире имеет федеративное устройство, но отношения между федерацией и ее субъектами регулируются разными способами, поэтому говорят о «федерализме американском», «федерализме германском» и т.д.; этот метод также дает представление об эволюции конституционного права конкретной страны;

— нормативный метод — с его помощью определяется роль Конституции в жизни конкретного общества. Например, в США и многих европейских государствах Конституция является мерилом общественных отношений. Здесь «закон превыше всего», в то время как в теократических мусульманских странах «Коран превыше всего».

— компаративный метод — метод сравнения Конституций различных стран для выявления общих закономерностей и особенных, уникальных черт конституционно-правового устройства стран мира. Компаративный метод лежит в основе такого направления конституционного права как сравнительное конституционное право. 2

Методы Конституционного права, как отрасли права, можно определить как совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения. С точки зрения этого определения, можно говорить о таких наиболее распространенных методах конституционного права, как:

— метод обязывания (именно в такой форме провозглашается большинство норм конституционного права, имеющие отношение к власти, например, «правительство должно получить доверие палат»;

— метод запрещения (или запрещающие нормы) — «Конституция не должна нарушаться»;

— метод дозволения (он, как правило, применяется к регулированию статуса человека и гражданина, а иногда и при определении полномочий государственных органов, например, «кабинет может принять решение о созыве чрезвычайной сессии») 3 .

Если дать общую характеристику конституционно-правового метода регулирования общественных отношений, то можно сказать, что этот метод основывается на властно-императивных началах. Это объясняется тем, что большинство норм конституционного права отражают отношения власти. В то же время, в демократических странах в конституционном праве есть немало норм, определяющих права и свободы граждан. В этом случае нормы ограничивают властное волеизъявление.

Содержание конституционного права во многом определяется социальными противоречиями. Так, если в демократических странах конституционное право представляет собой социальный компромисс, то в авторитарных — преобладают нормы, запрещающего или обязывающего характера.

1.3 Общие положения о структуре Конституций.

Конституция любого государства в своем роде уникальна, так как нет в мире идентичных Конституций, они различаются по объему, языковому стилю, времени принятия и прочим параметрам. Однако Конституции ряда стран, принятых после второй мировой войны отличаются структурой, имеющей общие черты. Большинство послевоенных Конституций состоят из следующих частей:

— Преамбула, в которой обычно излагаются цели Конституции, делаются ссылки на исторические условия ее издания; иногда здесь излагаются основные права, свободы и обязанности. Положения Преамбулы не являются юридическими нормами, за редким исключением. Есть конституции, в которых Преамбула отсутствует. В этом отношении очень интересна Конституция Мексики, полное название которой звучит так: «Политическая Конституция Мексиканских Соединенных Штатов (от 31 января 1917 года)». Раздел первый начинается главой «О правах человека». В Конституции Республики Греции (от 9 июня 1975 года) также нет Преамбулы, а начинается она с раздела «Форма политического режима».

— Порядок образования государственных органов и принципы взаимоотношений между ними; эти нормы обычно излагаются в соответствии с принципом разделения властей: а) парламент, б) правительство, в) судебная власть. На первое место ставится приоритетный орган власти данной страны.

Однако в ряде послевоенных Конституций после Преамбулы идет, как правило, раздел о правах человека (Конституции ФРГ, Италии и т.д.). Но могут быть разделы, посвященные наиболее значительным для данной страны вопросам.

В этом отношении весьма своеобразна Конституция Японии 1946 года: после вступительной части следует глава 1 «Император», затем — глава 2 «Отказ от войны», состоящая из одной статьи — 9. Это уникальная статья, подобной ни в одной Конституции стран мира нет, хотя законы, запрещающие урегулировать международные конфликты путем войны, имеются во многих послевоенных Конституциях.

Конституция Португальской Республики от 2 апреля 1976 года после краткой Преамбулы содержит прокламацию «Основные принципы», после которых идет Ч.1 «Основные права и обязанности».

Заключительные положения содержат различные нормы: акты прежнего режима, остающиеся в силе; сроки и принципы образования новых органов власти; разъяснение некоторых конституционных норм, если возникает такая потребность. Иногда здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах (в том случае, если эти нормы не отражены в других частях Конституции). Кроме того, часто здесь устанавливается порядок вступления Конституции в силу.

Иногда в Заключительных положениях содержатся такие статьи, которые определяют характер политического режима (особенно в тех странах, где произошла смена режима), например, ст. 12 и 13 итальянской Конституции запрещают восстановление в какой-либо форме фашистской партии.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу; порядок и сроки замены прежних конституционных институтов. Часто нормы здесь изложены не в виде статей, а в виде параграфов, чтобы показать их специфический характер. Значение переходных положений велико, т. к. они указывают, с какого времени подлежит применению та или иная норма. Особенно это важно для судов.

«Переходным Положениям» Испанской Конституции 1978 года отводится весьма важная роль — регулирование статуса и управления автономий и автономных сообществ, представляющих собой довольно сложную проблему для унитарной и децентрализованной Испании.

В некоторых Конституциях заключительные и переходные положения объединены в один раздел, например, в Основном законе ФРГ 1949 года ХI раздел так и называется «Переходные и заключительные положения».

Дополнительные положения содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, регулирование отдельных частных вопросов. Например, в Дополнительных положениях Конституции Японии содержится процедура вступления Конституции в силу.

Приложения имеют также важное юридической значение, например, могут содержать распределение компетенции между субъектами федерации и Союзом (Конституция Индии) 4 .

1.4 Система конституционного права.

Конституционное право включает множество частей и элементов, среди них можно выделить основные:

— общие конституционные принципы,

Общие принципы — это каркас системы Конституционного права, т.к. они определяют его сущностное начало и придают ему единую направленность. Они регулируют общественные отношения через конкретные конституционно-правовые нормы и, стало быть, сами воплощены в этих нормах. К ним относят: народный суверенитет, народное представительство, разделение властей, равноправие и т. п.

Следует подчеркнуть все возрастающее значение установления конституционно-правовых принципов в послевоенных конституциях, заключающееся в их плюралистическом характере, с одной стороны. А с другой стороны, юридическое закрепление общенациональных ценностей конкретного государства находят свое воплощение именно в этих нормах-принципах. В этом отношении очень интересна Конституция Соединенных Штатов Бразилии 1988 года, Преамбула которой называется «Основные принципы». Статья 1 также имеет название «Основные принципы» и устанавливает их в следующем порядке: суверенитет; гражданство; достоинство индивидума; социальные ценности работы и свободное предпринимательство; политический плюрализм 5 .

Эти и другие принципы не отражают конкретных прав и обязанностей и не всегда обеспечены правовыми санкциями, но это не мешает им иметь четкую юридическую форму выражения, а, следовательно, их вполне можно применить в государственной деятельности.

Конституционно-правовые институты — это устойчивый комплекс норм, регулирующих однородные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу, например, правовой статус гражданина, формы правления, избирательное право, конституционный контроль и т.д. Это крупные институты, которые в свою очередь состоят из более частных, например, институт избирательного права включает в себя избирательный процесс, который в свою очередь включает ряд стадий: выборы, выдвижение кандидатов, агитационная кампания и т.д. Таким образом, каждый из названных процессов оформляется комплексом норм, приобретающий со временем устойчивый характер. Так складывается институт выборов, институт голосования и т.д.

Конституционно-правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений.

Внутренняя структура конституционно-правовых норм такова:

Гипотеза — условие применения правовой нормы, например, довольно часто можно встретить в Конституции выражение: «… когда возникает угроза целостности нации…» (гипотеза);

Диспозиция — это часть нормы, содержащая определенное предписание, например, та часть закона, в которой сформулированы основные признаки нарушения: «…президент республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами» (диспозиция и санкция).

Санкция — часть правовой нормы, в которой указываются правовые последствия нарушения данного закона.

Подобное совпадение всех частей норм в одной норме и законе встречается редко. Чаще санкции за нарушение нескольких норм конституционного права содержатся в какой-либо отдельной норме или даже не в нормах конституционного права, а уголовного, административного и т.д. Есть Конституции, ряд положений которых вообще не обеспечены санкциями. Например, в Японской Конституции 1947 года ст. 27 гласит: «все имеют право на труд», но ни в Конституции, ни в других законах условий осуществления этого права нет. В этом случае отсутствует не только санкция, но и гипотеза.

В некоторых Конституциях нормы конституционного права обязывают государство добиваться определенных целей, однако санкций они не предусматривают. Такого рода конституционные положения не осуществляются в судебном порядке. Например, Конституция Индии 1949 года ст. 47 провозглашает: «Государство считает одной из своих первейших обязанностей поднять уровень питания и уровень жизни своего народа…» 6 и т. д.

1.4.1 Классификация норм конституционного права.

1. Исходя из функциональной направленности, нормы бывают регулятивные и охранительные. Основная часть этих норм является регулятивной, т.к. она направлена на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего носят запретительный характер.

2. По способу воздействия на субъекты права нормы бывают управомочивающие (например, парламент осуществляют законодательную власть в стране), обязывающие (в такой норме употребляется термин «обязывать») и запрещающие.

3. По характеру регулируемых общественных отношений различают нормы материальные (все обязаны участвовать в материальных расходах); процессуальные (одно заседание в неделю парламент отводит для ответов правительству).

4. По действию во времени нормы бывают постоянные, временные и исключительные. В основном нормы конституционного права постоянные. Временные нормы формулируются обычно в переходных ситуациях, т.е. они регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта. Исключительные нормы устанавливаются при чрезвычайных ситуациях, такие нормы приостанавливают действие на это время постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования 7 .

1.4.2 Особенности норм конституционного права.

Конституционные нормы отличаются от норм других отраслей права. Это отличие заключаются в следующем:

— они регулируют наиболее широкие общественные отношения и оформляют правовые основы государства;

— они имеют общий характер, и в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями. Так, провозглашается право отдельного субъекта, а обязанность сообщается государству в целом. Например, «государство соответствующими мерами охраняет языковые меньшинства» (Конституция Италии). В конституционном праве эти меры могут отсутствовать;

— многие нормы конституционного права имеют двухэлементную и одноэлементную структуру; чаще всего в них нет санкций, а иногда и гипотез;

— по своей сути конституционные законы в большинстве своем являются однократными распоряжениями;

— в первую очередь они устанавливают и определяют, а затем регулируют;

— в романской системе конституционного права наиболее отчетливо представлен иерархический характер конституционных законов: наряду с конституционными нормами здесь присутствуют органические законы. Они определяют статус государственных органов, регулируют процедуру голосования на основе бланкетных норм, устанавливаемых высшими должностными лицами. Менее важные общественные отношения регулируются обычными законами.

Особенностью послевоенных Конституций во многих странах стала институционализация общественно — политических институтов, в первую очередь политических партий. Это означает, что партии стали наделяться правосубъектностью. Во Франции, ФРГ, Болгарии приняты законы о политических партиях. Правосубъектностью наделаются и профсоюзы (например, в Италии). Более подробно об этом будет сказано в последующих лекциях.

1.5 Источники конституционного права. В юридическом смысле источниками права называют те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. Во-первых, это нормативно-правовые акты, к которым можно отнести:

— нормативные акты исполнительной власти;

— нормативные акты конституционного надзора;

— акты местного самоуправления.

Законы обычно принимаются законодательными собраниями; в некоторых социалистических странах (Китай) узкими постоянно действующими коллегиальными органами или народом на референдуме.

Во-вторых, источником вполне можно считать судебный прецедент, т.е. решение суда по конкретному делу, которое признается обязательным при рассмотрении аналогичных дел. Это широко применяется в странах, воспринявших англо-саксонскую правовую систему — США, Великобритания, Индия. В этих странах судьями создана целая система норм, которая именуется общим правом, в отличие от законов, принятых парламентом (статутное право — statuum — устав, положение в смысле закона). Так, в Великобритании именно судебный прецедент санкционировал институт контрасигнатуры. (Это когда министр или другое высшее должностное лицо подписывает акты, исходящие от главы государства и полностью несет за это не только юридическую, но и политическую ответственность, по принципу — «Король не может действовать один»). То, что судебный прецедент признан источником конституционного права, означает, что суды в этих странах не только решают конфликты на основе права (т.е. выполняют юрисдикционную функцию), но и осуществляют правотворческую деятельность 8 .

В-третьих, источником права выступают обычаи, хотя они существуют везде, но лишь в отдельных странах считаются источником конституционного права. Это нормы, которые нигде официально не записаны, они в течение долгого времени имеют применение и молчаливо санкционированы государством. «Это является законом, потому что так было всегда». Широкое распространение получил обычай в Великобритании (конституционные соглашения). Многие положения Британской Конституции существуют именно в такой форме: «лидер партии большинства — премьер-министр» или — «палате лордов не принадлежит инициатива финансовых биллей».

В-четвертых, источником конституционного права могут быть международные договоры.

В-пятых, некоторые конституционалисты полагают, что источником конституционного права могут быть и доктрины, В древние и средние века трактаты выдающихся юристов фигурировали в судах в качестве источника права.

1. Содержание зарубежных Конституций разнообразно и нередко уникально, но в то же время конституционные законы этих стран можно градуировать по трем основным блокам: а) правовое положение личности; б) закрепление структуры и порядка функционирования органов государственной власти; в) нормы международного права.

2. Пределы конституционного регулирования устанавливаются в каждой стране с учетом: а) традиций; б) заимствований конституционно-правового опыта у других стран; в) факторов расстановки политических сил.

3. Конституции ХХ века (особенно второй половины) существенно отличаются от Конституций, принятых в ХУIII-ХIХ веках прежде всего тем, что в них значительную эволюцию претерпели положения: а) о правах и свободах человека и гражданина; б) о парламентской структуре и компетенции законодательной власти; в) об изменении и усложнении функций исполнительной власти; г) о развитии и расширении функций конституционного контроля.

4. Только через призму конституционного права можно воспринять правовой образ государства как целостного явления.

Работа над ключевыми понятиями темы:

конституционное право как отрасль права и как наука

конституционные законы второго уровня

методы конституционного права

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Дайте определение следующим понятиям: «Конституция», «конституционное право», предмет и метод конституционного права».

2. Назовите основные методы конституционного права.

3. Чем конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права?

4. Назовите основные институты конституционного права.

5. Охарактеризуйте структурную атрибутику любой Конституции.

Источник

Оцените статью