Методическая разработка экскурсиии
ЛЕКЦИЯ № 5. Методическая разработка экскурсиии
После завершения предварительной работой над экскурсией ее авторы приступают к составлению методической разработки – документа, определяющего способ проведения данной экскурсии, специфики организации показа памятников, отбора методических приемов для наиболее успешного и эффективного проведения экскурсии.
Экскурсовод, готовясь к экскурсии на определенную тему, оставляет в методической разработке конкретные советы по структуре мероприятия – в какой последовательности вести показ и рассказ, какие наглядные материалы из «портфеля экскурсовода» и в какой момент лучше всего продемонстрировать. Здесь же содержатся рекомендации по технике проведения экскурсии – расположении экскурсионной группы около объектов, скорости движения экскурсантов на маршруте, пути следования группы от объекта к объекту.
Методическая разработка в краткой форме излагает требования экскурсионной методики к построению экскурсии с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Рекомендации этого документа по методике проведения экскурсии на определенную тему обязательны для исполнителей (экскурсоводов). Высокое качество методической разработки – одно из важных условий повышения эффективности экскурсионной работы. Без наличия такого документа, как методическая разработка, экскурсия не может проводиться.
Правильно составленная методическая разработка организует работу экскурсовода, направляет его внимание на раскрытие темы, использование определенной методики показа объектов. Текст и методическая разработка различны по своему содержанию и стоящим перед ними задачам.
Если в контрольный текст экскурсии включается все, что должен сказать экскурсовод, то методическая разработка содержит советы, когда и как организовать показ включенных в маршрут экскурсионных объектов, как вести рассказ об этих- объектах и о событиях, с ними связанных, как демонстрировать наглядные пособия.
В методической разработке указываются цель и тема экскурсии, перечисляются объекты показа, формулируются подтемы и включенные в них основные вопросы, называется общая продолжительность экскурсии и время, отводимое на каждую из ее частей, перечисляются методические приемы показа и рассказа, даются советы по их использованию.
Методическая разработка должна отвечать следующим требованиям: содержать указания на пути полного и правильного раскрытия темы; формулировать наиболее эффективные методические приемы показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; объединять методику показа и рассказа.
Значение методической разработки в том, что она устанавливает четкий порядок проведения экскурсии, определяет место и соотношение основных элементов экскурсии – показа и рассказа, содержит необходимые рекомендации по методике.
Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии. Когда экскурсии на определенную тему проводятся для различных групп, то для проведения экскурсий с каждой из этих категорий составляется отдельная методическая разработка. При этом учитываются запросы и интересы данной группы экскурсантов, форма обучения, место конкретной экскурсионной темы в выполнении учебного плана. В методической разработке находят отражение возрастные, профессиональные интересы данной группы экскурсантов, особенности методики ее проведения.
После формулировки цели, задач и маршрута экскурсии составляются общие методические указания для экскурсоводов.
Цель методических указаний – привести информацию об особенностях методики проведения экскурсии, привести рекомендации по эффективному использованию методических приемов.
Методическая разработка имеет схожую с индивидуальным текстом структуру:: вступление, основная часть, заключение. Вступление располагается в начале разработки, сразу же после титульного листа.
Раздел «Основная часть» в методической разработке экскурсии располагается по утвержденной схеме. Объем каждой конкретной методической разработки зависит от вида экскурсии, количества экскурсионных объектов, числа освещаемых подтем, продолжительности экскурсии по времени и расстояния в километрах.
В разделе «Маршрут экскурсии» называются улицы, переулки, бульвары, площади, шоссе, по которым следует экскурсионная группа. Определяются начальный и конечный пункты маршрута. Первой называется та улица или площадь, где дается вводная часть (введение). После этого определяется отрезок маршрута до того места, где будет раскрыта первая подтема экскурсии, т. е. где практически предусмотрено ее начало. Вместе с тем вступительная часть экскурсии делается не на месте встречи экскурсовода с группой, а неподалеку от тех объектов, где раскрывается первая подтема, т. е. показ и рассказ по теме, начинается после прибытия группы на то место, где методической разработкой определено начало экскурсии. Во многих случаях сбор группы и назначается на месте, где начинается экскурсия.
В разделе «Остановки» называются точки маршрута, где останавливается группа, и предполагается показ экскурсионного объекта, называется то место, где располагается экскурсионная группа для наблюдения объекта.
В разделе «Объекты показа» перечисляются основные и дополнительные объекты, которые показываются группе на данной остановке, а также во время переезда на автобусе или передвижения пешеходной группы к следующей остановке, где расположен объект.
В разделе «Продолжительность экскурсии» указывается время, которое может быть затрачено на показ данного объекта, на рассказ экскурсовода и на передвижение по маршруту к следующей остановке. Необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи и между объектами.
Раздел «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит перечисление основных подтем экскурсий. Записи в этой графе носят схематичный характер. После того как в разделе определена подтема, формулируется перечень основных вопросов, излагаемых в рассказе экскурсовода при ее раскрытии. Количество основных вопросов, входящих в подтему, не превышает трех – пяти.
В разделе «Организационные указания» сформулированы рекомендации по вопросам организации экскурсии: о передвижении группы по маршруту, о ее расположении у объектов, об обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте, о правилах поведения участников экскурсии в мемориальных местах, у памятников истории и культуры, на территории культовых сооружений.
Раздел «Методические указания» является наиболее важным. В этом разделе содержатся конкретные указания по методике проведения экскурсии, называются методические приемы, излагаются содержание логических переходов, даются рекомендации по показу наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», включаются советы об использовании движения экскурсантов в качестве методического приема в ходе осмотра экскурсионных объектов.
Методическая разработка, так же как и контрольный текст, составляется членами коллектива экскурсионного или туристического предприятия. Методическая разработка должна быть правильно оформлена. Необходимо обратить внимание на оформление титульного листа, на который помещаются: название предприятия, название темы экскурсии; вид экскурсии, ее продолжительность экскурсии состав экскурсионной группы, фамилии и должности составителей методической разработки, дата утверждения экскурсии приказом руководителя учреждения.
Источник
Методическая разработка экскурсии. Технологическая карта
Методическая разработка экскурсии – это документ, который экскурсовод готовит под руководством методиста экскурсионного учреждения (или по согласованию с ним). По сути методическая разработка экскурсии – это ее «паспорт», состоящий из:
1) титульного листа;
2) технологической карты экскурсии;
3) контрольного текста экскурсии;
4) схемы трассы маршрута транспортной экскурсии[79];
5) материалов «портфеля экскурсовода»[80].
В титульном листе методической разработки отражаются:
• название экскурсионного учреждения;
• продолжительность экскурсии (в академических и астрономических часах);
• протяженность маршрута (в км);
• варианты маршрута (летний, зимний);
• фамилия, имя и отчество автора (коллектива авторов);
• дата утверждения экскурсии экспертной комиссией;
• подпись руководителя фирмы.
Согласно ГОСТ Р 50681‑94 «Туристско‑экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» технологическая карта экскурсии – это «технологический документ, определяющий логическую последовательность осмотра достопримечательных объектов на маршруте». Карта включает пространственно‑временные характеристики отдельных этапов экскурсии (продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и пр.), основные творческие задачи экскурсовода на каждом этапе (п. 3.11). Экскурсионную карту как итоговый документ экскурсии экскурсовод представляет для утверждения комиссией экскурсионной организации.
Технологическая карта экскурсии состоит из введения, основной части (в табличной форме) и заключения.
Во введении обозначается актуальность и значение данной экскурсии для города или региона, в котором она была разработана. Возможно, экскурсия разрабатывалась к юбилейным или каким‑то памятным датам, это нужно также обозначить. Введение подразделяется на:
• организационную часть – представление группе экскурсовода, турфирмы, водителя автобуса (с уточнением номера автобуса и цвета его корпуса), изложение правил поведения в автобусе и инструктаж по технике безопасности (на улице, в автобусе, при выходе из автобуса), предупреждение о специально отведенном времени на вопросы;
• информационную часть – описание целей, задач, объектов и предметов экскурсии, основных подтем, особенностей маршрута, продолжительности всей экскурсии, количества остановок, методических приемов показа и рассказа, времени и места окончания экскурсии.
Также во вступлении можно отразить специфические особенности данной экскурсии: категорию и состав группы, для которой она разработана.
В основной части, составленной в виде таблицы, указывается маршрут экскурсии с описанием каждого пункта и времени остановки, а также время начала и конца экскурсии и каждой остановки.
Таблица 6. Технологическая карта экскурсии[81]
Рассмотрим подробнее основную часть технологической карты экскурсии.
1. Участки (этапы) перемещения по маршруту. Называется точка начала экскурсии и окончание первой подтемы (маршрут разбивается на участки согласно подтемам); начало второй подтемы – и ее окончание и т. д., до конечного пункта экскурсии.
2. Места остановок. Перечисляются конкретные точки маршрута, в которых предусмотрены:
• выход из автобуса;
• осмотр объекта из окна автобуса, без выхода экскурсантов;
• остановка во время пешеходной экскурсии.
3. Объекты показа. Приводится перечень основных и дополнительных объектов, которые будут показаны группе во время остановки, в ходе переезда (перехода) к следующей остановке.
Если экскурсия загородная, объектами показа могут служить город в целом, село, поселок городского типа, при следовании по маршруту – объекты, видимые издали (колокольни, высотные здания и др.).
4. Продолжительность. Указывается общее время, которое будет затрачено на показ данного объекта (включая время движения группы вблизи объекта), рассказ экскурсовода о нем и передвижение экскурсантов до следующей остановки.
5. Основное содержание информации. Кратко описывается подтема, которую надлежит раскрыть за время, указанное в п. 4 технологической карты, на объектах, перечисленных в п. 3. Формулируются основные вопросы, которые следует осветить при раскрытии подтемы.
Основных вопросов, входящих в подтему, должно быть не более пяти.
6. Указания по организации. Это могут быть:
• рекомендации по передвижению группы, размещению возле объектов;
• возможность для фотографирования (отводится специальное время);
• инструкции по обеспечению безопасности экскурсантов на маршруте (правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей; правила при посещении производственных экскурсий, особенно рабочих цехов);
• санитарно‑гигиенические требования, предъявляемые к экскурсии (указания санитарных остановок и др.);
• правила поведения участников экскурсии в мемориалах, на религиозных объектах, у памятников истории и культуры и др.;
• требования к экскурсантам по охране природы;
• правила противопожарной безопасности;
• основные вопросы техники ведения экскурсии (паузы в показе и рассказе и т. п.).
7. Методические указания. Определяется направление всей технологической карты, формулируются основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии и применяемым методическим приемам.
• «дается справка об объекте (название)»;
• «используется прием зрительного сравнения»;
• «необходимо пояснить терминологию»;
• «используются материалы «портфеля экскурсовода»;
• «для создания образа прошлого в рассказе применяются старые названия улиц»;
• «предусматривает показ сохранившихся частей постройки»;
• «используется прием репортажа»;
• «задаются вопросы экскурсантам»;
• «цитируются отрывки из произведения»;
• «указать варианты логического перехода к следующей подтеме».
Как и вступление, заключение технологической карты не связано с экскурсионными объектами. Введение располагается в карте до, заключение – после табличной основной части экскурсии. Во введении и заключении можно кратко указать, что экскурсовод должен сообщить экскурсионной группе об экскурсии, чтобы привлечь внимание ее участников к объектам показа и содержанию экскурсионного рассказа.
Заключение содержит краткое изложение выводов по теме экскурсии, данные, актуализирующие материал: последние высказывания ученых на тему, открытия в данной сфере и др. Здесь же можно задавать вопросы по теме экскурсии.
Общий объем методической разработки (от титульного листа до контрольного текста и схемы маршрута, не считая «портфеля экскурсовода») определяется числом задействованных экскурсионных объектов, подтем, продолжительностью и протяженностью маршрута, но не должен превышать в среднем 6‑10 страниц печатного текста.
Итак, методическая разработка призвана дисциплинировать экскурсовода в проведении экскурсии и объединять показ и рассказ в единое целое, определяя экскурсионный регламент.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое технологическая карта экскурсии?
2. Из каких разделов и подразделов состоит технологическая карта? Перечислите основные данные экскурсии, закрепленные в технологической карте.
3. Назовите все составляющие методической разработки экскурсии.
Источник