Методическая разработка урока экскурсии

Урок-экскурсия. Как организовать и провести урок-экскурсию. Ошибки начинающих учителей

Превратить учебу в увлекательное действие, вовлечь детей в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности детей позволит такая форма обучения, как урок-экскурсия. На таких занятиях ученики могут установить связь между учебой и реальной жизнью, изучить объекты, явления, процессы в естественной среде. Наглядность, доступность, научность, связь теории и практики — эти дидактические принципы реализуются на уроках-экскурсиях.

Типы уроков-экскурсий

В зависимости от места в учебной программе экскурсии могут быть трех типов:

  • Вводная экскурсия проводится в начале изучения новой темы. Например, первый урок биологии в 5 классе по разделу «Растения», посвященный разнообразию мира растений, можно провести на природе, на пришкольном участке, в ботаническом саду. Дети ознакомятся с травами, кустарниками и деревьями, уточнят понятия о светолюбивых и теневыносливых, дикорастущих и культурных, лиственных и хвойных растениях.
  • Экскурсия по определенной теме. Например, тема «Творчество С.Т. Аксакова» изучается в Литературном музее.
  • Итоговая экскурсия, систематизирующая знания по разделу или курсу. Последние в учебном году уроки биологии и географии, посвященные взаимодействию человека и природы, лучше провести на экологической тропе.

Подготовка к уроку-экскурсии

Подготовка интересного и эффективного урока всегда требует достаточно много времени. Учитель должен четко определить цель и задачи экскурсии и продумать ее содержание в соответствии с ними.

Объекты для экскурсии должны быть подобраны таким образом, чтобы до них можно было легко и быстро добраться. Они должны представлять познавательную ценность, быть интересными. Важно учитывать и требования безопасности, например, не стоит вести детей в ветхое здание, каким бы ценным в историческом отношении оно ни было.

Читайте также:  Реферат требование безопасности при проведении экскурсий

Педагог заранее продумывает, как будет проводить урок, какие методы применять, как вовлекать детей в познавательную деятельность, в активное восприятие. Он готовит материалы, пользуясь различными источниками, составляет маршрут, пишет краткий, но емкий и интересный текст об объектах экскурсии, готовит творческие задания для детей.

Кроме этого, учителю необходимо заранее пройти маршрутом планируемой экскурсии. Это нужно для того, чтобы:

  • легко ориентироваться на маршруте;
  • просмотреть хронометраж, ведь для младших школьников не рекомендуются экскурсии длительностью больше часа, а для старших — более двух уроков;
  • уточнить описания объектов, при необходимости внести изменения.

Даже если экскурсия будет проходить в музее, картинной галерее, театре и т. д., учителю нужно заранее посетить эти места. Если саму экскурсию будет проводить экскурсовод, стоит обговорить с ним, на какие вопросы следует обратить особое внимание.

На помощь учителю могут прийти ученики, которые получили опережающее задание узнать что-то интересное о конкретных объектах и подготовить небольшой рассказ о них. А в школьных музеях часто именно учащиеся являются экскурсоводами по определенным темам.

План урока-экскурсии

В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.

  1. Организационно-мотивационная часть. Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.
  2. Актуализация опорных знаний. Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
  3. Непосредственно экскурсионная часть, в которой ученики должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
  4. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
  5. Итоги. Учитель оценивает работу учащихся, дает творческие задания на дом: сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др. Наиболее интересные работы можно разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться другие ученики и родители.

Куда можно оправиться на экскурсию

Объект экскурсии выбирается в зависимости от цели и задач урока. Иногда может быть достаточно выйти на пришкольный участок, чтобы ознакомиться с растущими там видами растений, с сезонными изменениями в природе или посмотреть, как проводятся наблюдения над погодой в метеоплощадке.

Во многих школах есть свои школьные музеи краеведческого направления, где также можно проводить такие уроки.

Интересны уроки-экскурсии по городу, когда изучаются исторические памятники, знаменательные места. Важно только не увлечься и не затянуть ее, лучше подготовить серию небольших маршрутов, чем один долгий и утомительный.

Много полезной и интересной информации можно получить в музеях.

Объектами экскурсий могут быть учебные заведения, промышленные, сельскохозяйственные и транспортные предприятия. И конечно, памятники природы родного края.

Если же возможности побывать на нужных объектах нет, то на помощь придут виртуальные экскурсии. Многие музеи на своих сайтах предоставляют такую возможность. А при изучении географии и истории с помощью современных компьютерных технологий можно посетить практически любую точку мира.

Уроки-экскурсии: универсальная форма для всех школьных предметов

Подобрать тему для урока-экскурсии можно практически по любому предмету. Исторические памятники, музеи, улицы, названные именами героев, можно посетить на уроках истории. Парки, зоосады, природные объекты ждут юных биологов.

На уроках географии можно совершить экскурсию на практически любую форму рельефа, гидрографический объект (реку, озеро). Ребята не только любуются красотой природы и слушают рассказ учителя, но проводят измерения (например, размеры озера, температуру воды в нем, скорость течения реки и т. п.), съемку участка местности, изучают почвенный профиль. География населения и хозяйства России уже подразумевает посещение предприятий.

Уроки русского языка и литературы можно проводить в виде экскурсии в библиотеку, в дома-музеи писателей и поэтов. Это же касается и преподавания родных языков.

Такие предметы как физика, химия, технология требуют хотя бы одной экскурсии в год на предприятия. Там ученики смогут воочию убедиться, как работают физические и химические законы при разных технологических процессах. Это способствует также и профессиональной ориентации учеников старших классов. Привлечение к проведению урока специалистов, которые могут досконально объяснить процесс и которым обычно дети задают вопросов больше, чем учителю, только повысит эффективность экскурсии.

И очень большие возможности для экскурсий открывает изобразительное искусство. Это и художественные музеи, и дома-музеи, и путешествия по местам, изображенным художниками-земляками, и объекты старинной и современной архитектуры.

В большинстве сельских школ есть маршрут для экскурсий, где можно расширить и углубить знания по естественным наукам. Это экологические тропы. На ней лучше проводить интегрированные уроки химии, биологии, географии.

Для учеников начальных классов найдется довольно много экскурсионных объектов и внутри школы. Им будет интересно посетить учебные кабинеты любых «взрослых» предметов, школьный музей, мастерские, компьютерные классы, посмотреть школьную столовую «изнутри». А для первоклассников после изучения букваря можно устроить очень полезную экскурсию в библиотеку. Здесь экскурсию по разделам библиотеки могут провести герои любимых книг, библиотекарь объяснит, как искать книгу по каталогу. А в конце ребят торжественно посвятят в читатели.

Ошибки при проведении урока-экскурсии

Иногда проведенная экскурсия не достигает поставленной цели этому могут быть следующие причины:

  • Учитель увлекается рассказом в ущерб показу, что нарушает принцип наглядности. Если есть возможность, дети должны все посмотреть, понюхать, потрогать, пощупать, «попробовать на зуб». Они сами должны убедиться в свойствах предмета, лично ознакомиться с ним. Разумеется, речь не идет о музейных экспонатах под стеклом.
  • Не соблюдается логика показа объектов, нарушена хронология, перепутана последовательность. А это вносит сумятицу и затрудняет восприятие.
  • Объекты показываются каждый по отдельности, не связанно друг с другом. Получается своего рода калейдоскоп, в котором трудно найти общее для всех элементов.
  • Ученики — пассивные получатели знаний, не вовлечены в познавательную деятельность. Чтобы такого не было, учитель должен при подготовке к уроку-экскурсии грамотно подготовить вопросы и задания для учащихся, точно поставить перед ними четкую цель и объяснить задачи.

Урок-экскурсия — действенная форма занятия как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

А вы проводите уроки-экскурсии? Поделитесь с нами своими идеями в комментариях.

Источник

Методическая разработка к уроку-экскурсии по теме «Летний сад»
методическая разработка на тему

В предлагаемом материале можно познакомиться с конспектом интерактивного урока по теме «Летний сад» . К конспекту прилагается презентация «Летний сад»

Скачать:

Вложение Размер
Методическая разработка к уроку -экскурсии «Летний сад» 53 КБ
Презентация к уроку-экскурсии «Летний сад» 2.5 МБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА – экскурсии

Тема – Эстетическая культура

Проблемы, исследуемые эстетикой, весьма обширны: эстетические чувства и взгляды, вкус, идеал. Эстетику часто называют наукой о прекрасном. Эстетическая культура обнаруживается в сфере быта, общественно-политической, досуговой формах жизнедеятельности человека.

При изучении предмета «Деловая культура» одним из разделов идет эстетическая культура. Это очень правильно, потому что значение эстетической культуры в профессиональной деятельности человека (особенно в сферах связанных с красотой человека), огромное. Невозможно представить художника по костюму или мастера прически с отсутствием эстетического вкуса. Лучше всего эстетический вкус прививается созерцанием шедевров искусства в природном обрамлении.

На каникулах для учащихся я провела несколько экскурсий по городу. Среди тех, которые впечатлили больше всего — экскурсия в Летний сад. Это подтолкнуло меня к разработке урока-экскурсии по Летнему саду. Урок нравится учащимся, они интересом готовятся к нему и принимают активное участие.

  1. Цели и задачи урока. План урока.
  2. Ход урока

а) организационный момент

б) вступительное слово педагога

в) виртуальная экскурсия проводимая экскурсоводами-учащимися

3. Подведение итогов. Домашнее задание.

— расширение общего кругозора

— создание условий для проявления учащимися творческой индивидуальности

— содействие развитию познавательных интересов

— развитие потребности в добывании новых знаний

— способствовать развитию эстетического вкуса

— развивать интерес к истории своего города

— способность адекватно оценивать свои результаты и быть справедливыми к чужим

— готовность жить по законам красоты, воспринимать, оценивать, беречь прекрасное

Тема урока : Экскурсия по Летнему саду

Межпредметные связи: литература, история, рисование

Техническое обеспечение: компьютер, экран, проектор, мультимедийный центр

  1. Организационный момент – 5 мин.

Готовность – 4 человека экскурсоводы, остальные экскурсанты, которые могут задавать вопросы по истории Летнего сада.

вопрос – Что было одним из чудес Летнего сада в Петровские времена?

ответ – самой чудесной диковинкой Летнего сада был Грот под высоким стеклянным куполом. Внутри него струился фонтан – бог Нептун в колеснице. Для Грота с берегов рек России приказано было собрать по пуду камешков и ракушек. Во время наводнения 1777г. Грот был поврежден и заброшен, по его очертаниям создан Кофейный домик, построенный на фундаменте разрушенного Грота, и т.д.

  1. Вступительное слово педагога.

Летний сад – парковый ансамбль, памятник садово-паркового искусства первой трети 18 века в центре Санкт-Петербурга. Парк заложен по повелению и первоначальному плану Петра1 в 1704 году и создан в стиле голландского барокко. В 2009 году парк был закрыт на реконструкцию, а с 2012 года вновь открыт для посещений, хотя полная реконструкция еще не завершена.

Итак, давайте совершим прогулку по Летнему саду, а помогут нам в этом наши экскурсоводы (экскурсоводы начинают экскурсию).

1 экскурсовод – из истории Летнего сада – 5мин.

Летний сад изначально создавался как летняя царская резиденция, и для его постройки была выделена часть острова Усадица. Для устройства летней резиденции Петр1 выбрал «обжитую и выгодно расположенную мызу, на этом месте располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) – небольшой домик с хозяйственным двором и садом». К тому же мыза Конау была далеко от шума и стройки Петропавловской крепости, а у Петра1 было нервное расстройство, и просыпался он от малейшего шума. Ночью мимо его дворца запрещалось не только ездить, но даже ходить. Еще это место понравилось Петру1, т.к.почти со всех сторон летний сад был превращен в настоящий остров. С одной стороны к нему подходила Нева с другой его омывала Мья или Моя (Мойка), которую расширили и углубили. Потом Мойку соединили с вытекавшим из Невы Безымянным ериком. В нем было много островков и заводей, но к тому времени он уже давал воду к фонтанам Летнего сада и постепенно его стали все чаще называть Фонтанкой. С 4 стороны сада, где текла маленькая речка с поэтичным названием Лебединка, соорудили Лебяжий канал. Так Летний сад оказался «вставленным» в великолепную живую и трепетную, поблескивающую под лучами солнца водяную раму.

2 экскурсовод – строительство – 5 мин.

Строительство началось в 1704 году, первым строителем сада стал Иван Матвеев. Под руководством Петра1 им проводились первоначальные работы.

— создание границ сада

— первоначальная планировка (осушение территорий)

— сооружение первых фонтанов

— подготовка мест для первых государевых построек

Для удобства сухопутного сообщения между Новгородской дорогой и Адмиралтейством царь повелел построить плотину через Фонтанку, она была построена в 1705 году И.Матвеевым. Им же устраивались водоемы – каналы и пруды, велись работы по укреплению почвы – деревья высаживались круглый год. В 1707 году И.Матвеев умер и наблюдение за строительством в отсутствии Петра1 было поручено А.В.Кикину.

Активное строительство в саду началось с 1709 года архитекторами Ж.Б.Леблоном, М.Г.Земцовым. Тогда же был построен Летний дворец Петра1 (1710-1714, архитектор Д.Трезини)

Летний сад был местом проведения ассамблей, балов и фейерверков. Сад был закрыт для публики, попасть туда возможно было лишь по приглашению Петра1. Императрица Елизавета Петровна разрешила впускать публику в Летний сад «в небытность государыни в Петербурге». Любой опрятно одетый человек имел право пройтись по аллеям. С 25 мая 1752 года сад был открыт для публики по воскресеньям и в праздничные дни.

До 1760 года Нева подступала вплотную к саду (как изображено на гравюре Алексея Зубова), но для развития города требовалось обеспечить сквозной проезд. С помощью ряжевых в русле Невы была засыпана полоса шириной 70 метров. На базе этой засыпки устроена свайная набережная.

В 1771-1784 годах со стороны Невы была установлена знаменитая решетка, один из символов Санкт-Петербурга. Авторы решетки – архитекторы Ю.М.Фельтен, Иван Фок и П.Е.Егоров.

3 экскурсовод – скульптура – 5 мин.

Купленные или заказанные по указанию Петра1 в Италии статуи, бюсты, скульптурные группы, превратили его резиденцию в уникальный музей скульптуры. Обольстительно красивые, прославляющие земные радости и наслаждения античные боги и богини населяют все уголки сада.

Один из самых поэтичных мифов (Амур и Психея) воскресил в своем произведении неизвестный скульптор 17 века.

Миф гласит, плененный красотой Психеи, олицетворявшей в Древней Греции человеческую душу, бог любви Амур унес ее в свои владения. Но Психея не должна была видеть его лицо, он приходил к ней под покровом ночи. Однажды завистливые сестры уговорили Психею нарушить запрет. Дождавшись, когда Амур уснет, она зажгла светильник. Капля горячего масла упала на грудь юноши и разбудила его. С тех пор Амур исчез. Много испытаний пришлось пережить Психеи – человеческой душе, прежде чем она снова нашла в жестком, полном опасности мире, Амура – любовь.

Скульптура в саду расставлена в строгом порядке: две статуи или два бюста нигде не стоят рядом, а обязательно чередуются, объединенные одной темой, единым замыслом и композицией (в серию входит четное число фигур). Ночь и утренняя заря, полдень и закат, сменяя друг друга, отмечают на земле «круговорот суток».

В звездном покрывале, украшенная венком из маков стоит «Ночь». Летучая мышь распласталась на пряжке ее пояса, у ног – неизменная спутница тьмы – сова. Сонной неподвижностью и тишиной веет от этой превосходной статуи, ее плавных мягких очертаний и спокойной позой.

Совсем иначе изображена богиня утренней зари – Аврора. Юная и кокетливая, будто излучающая сияние света и свежести раннего утра, она легко ступает по земле, рассыпая на своем пути цветы.

В виде полнощекого юноши с горящим во лбу солнцем и с пучком стрел – солнечных лучей в руке, представлен жаркий «Полдень».

Последняя статуя серии – «Закат» — старик с утомленным лицом, но с мощным мускулистым телом, будто сопротивляющийся бешеным порывам ветра, разметавшим его длинную бороду. Во всей фигуре – сочетание силы и слабости, так как закат — это борьба света и тьмы, это переход к ночи, также как старость переходит к вечному сну. У ног старика заходящий диск солнца и цветущий куст дурмана, его ядовитый аромат особенно силен по вечерам.

Приобретая скульптуру для своего сада, Петр1 заботился не только о его украшении. Почти все статуи выполнены по его заказу, в аллегорической форме прославляют военные успехи России, ее достижения в науках, искусствах, в общественной жизни. Молодая женщина, облокотившаяся на руль корабля – Навигация. Она держит компас и карту северной части Европы с надписями Норвегия, Швеция, Дания, там, где должен быть обозначен Петербург, как символ жизни и процветания, сияет солнечный диск. Двуликий Янус, Миневра, Беллона – ведавшие бранными делами, занимают почетное место среди скульптуры сада. А победе в Северной войне – посвящена аллегорическая группа « Мир и Изобилие».

Большинство бюстов украшающих аллеи сада, изображают римских императоров, великих полководцев и гос. Мужей древности. Польский король Ян Собеский, Юлий Цезарь, Александр Македонский, те, кто прославил своей мудростью и доблестью, те, с кем часто сравнивают современники русского царя Петра 1.

А тут же рядом совсем другой образ – задорный юноша Вакх (бог вина и веселья, научивший людей виноделию). Вакх — воплощение беззаботной молодости и жизнерадостности.

4экскурсовод – после наводнения 1777 года – 5 мин.

В 1777 году произошло сильное наводнение, которое разрушило фонтаны и павильон «Грот». Фонтаны решили не восстанавливать, а в 1826 году К.Росси построил на месте разрушенного Грота, Кофейный домик. В 1827 году архитектором Л. Шарлеманем был возведен «Чайный домик».

В 1839 году шведский король Карл 14 передал в подарок Николаю 1 гранитную вазу, изготовленную на Эльфдаленской мануфактуре в Швеции. Ваза была установлена между прудом и южной оградой и стала еще одним украшением Летнего сада. Она известна как порфировая ваза Летнего сада. 11 января 2008 года посетителями была обнаружена появившаяся на вазе трещина. Она была огорожена, но 12 января 2008 года ваза раскололась на две части. Владимир Гусев, директор Русского музея, заявил, что после реставрации ваза будет находиться в Михайловском замке, а в Летнем саду установят ее копию.

В 185101855г. Скульптор П.Клодт установил памятник И.Крылову. Идея воздвигнуть русскому баснописцу памятник, возникла еще в 1844г. Тогда же стали собирать пожертвования на его сооружение. Первоначально планировалось установить памятник на Васильевском острове, однако позднее избрала Летний сад. В 1854г. начались работы по установке памятника. 12 мая скульптура была установлена на пьедестале. Пьедестал из темно-серого гранита украшен композициями, выполненными также Клодтом по рисункам А.Агеева на сюжеты наиболее известных басен И.Крылова.

Слово педагога – Кто вспомнит и прочтет нам наизусть какую-либо из басен И.Крылова. Можно не наизусть, но прочесть в лицах, по тексту на экране. – 15 мин.

  1. Подведение итогов — 5 мин.

Мы сегодня совершили экскурсию по Летнему саду, каковы ваши впечатления? Что заинтересовало больше всего? Как мы оцениваем работу экскурсоводов?

Выставляем оценки по 5 бальной системе, так же оценивается выступление по чтению басен И.Крылова Не остаются без оценки интересные вопросы, дополнительные ответы. У чтецов оценивается выразительность чтения, артистичность. У экскурсоводов насколько интересно представлен материал. Вопросы – насколько интересен задаваемый вопрос, дополнительные ответы – полнота ответа.

За одну экскурсию мы не смогли рассказать все о Летнем саде. Домашнее задание – к следующему уроку подобрать информацию и сделать короткое сообщение по теме Летний сад. Может быть, более подробно рассказать о фонтанах и прудах, возможно, кто-то расскажет нам о знаменитых лебедях Летнего сада. Удачи всем. Спасибо.

Источник

Оцените статью