Особенности организации экологических экскурсий для детей дошкольного возраста
Шиголина Татьяна
Особенности организации экологических экскурсий для детей дошкольного возраста
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Т. А. Шиголина, воспитатель МБДОУ Воротынский детский сад № 6 «Золотой ключик»
Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. В дошкольной педагогике становление этого направления началось гораздо позже, чем в системе школ и вузов. Особенно бурное развитие этого направления наблюдалось в 1990-е годы и связано оно с проявлением творческой инициативы специалистов дошкольного воспитания [4].
Цель экологического воспитания – это формирование экологической культуры, основанной на чувстве сопричастности и ответственности по отношению к окружающему миру.Его содержанием являются базовые национальные ценности: природа, родная земля, заповедная природа, планета Земля. Экологическое воспитание должно обеспечивать развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. С. Н. Николаева под экологической культурой рассматривает «Совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту» [5].
Экологическое воспитание детей дошкольного возрастапредполагает четыре основных составляющих:
1. Нравственное воспитание, направленное на формирование гуманного отношения к природе, сочувствие, сопереживание с объектами природы.
2. Интеллектуальное развитие ребенка, предполагающее формирование системы взглядов об уникальности всего живого на Земле и взаимосвязях между собой различных объектов природы.
3. Развитие эстетических чувств путем развития умения видеть и чувствовать красоту природы, пробуждения желания сохранить её красоту.
4. Воспитание активной жизненной позиции путём посильной деятельности на благо природы.
Взаимосвязь интеллектуального и эмоционального восприятия природы в сочетании с практической деятельностью по её улучшению является необходимым условием достижения цели экологического воспитания дошкольников.
Учитывая возрастные особенности детей – неустойчивое внимание, быструю утомляемость от однообразной деятельности, высокую эмоциональность, любознательность, педагоги постоянно ищут новые разнообразные формы и методы занятий экологической и природоохранной тематики. Среди наиболее распространенных являются экологические праздники, игры, экологические сказки, экскурсии [1, 2].
Остановимся более подробно на организации экологических экскурсий. Современные подходы к организации экологической работы с детьми дошкольного возраста основываются на представлении ребенку максимальных возможностей для организации контактов, общение детей с миром природы. На экскурсии дети воспринимают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними.
При подготовке и проведении экологической экскурсии для детей дошкольного возрастанеобходимо придерживаться нескольких основных правил:
Длительность экскурсий для детей 5-6 лет не должна превышать 30-40 минут.
Место проведения экскурсии должно быть новым для ребят, или обладать какими-то элементами новизны.
Необходимо заранее определить маршрут экскурсии, наметить интересные места остановок и объекты показа. Для детей такого возраста оптимально 4-6 объектов.
Рассказ об объекте должен быть эмоциональным и достаточно кратким, чтобы не переутомлять детей.
Для эстетического восприятия окружающей природы экскурсию можно сопровождать чтением отрывков из поэтических произведений, доступных данному возрасту, использовать загадки, народные пословицы т поговорки.
Необходимо предусмотреть возможности для двигательной активности экскурсантов, например небольшие подвижные игры, соответствующие тематике экскурсии,
Желательно предусмотреть возможность для организации практической природоохранной деятельности, или, как минимум, обсудить с детьми возможность и необходимость её осуществления (например, подкормить зимующих птиц) [3]
Следует учитывать, что экологические экскурсии, помимо своей основной цели – формирование экологической культуры ребенка,выполняют еще несколько важных функций: совместная практическая деятельность в ходе экскурсий объединяет детей, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений; как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников; экскурсии благотворно влияют на физическое развитие дошкольников, пребывание на свежем воздухе способствует оздоровлению [6]
Таким образом, экологические экскурсии, оказывая комплексное воздействие на личность ребенка, способствуют формированию его экологической культуры, что предполагает развитие нравственного, гуманного отношения к природе, и вместе с тем совершенствование внутреннего мира самого дошкольника.
1. Асташина, Н. И. Методические рекомендации по использованию экологической сказки «Как синичка в гости летала» // Биология в школе, 2001. – №40. – с. 8
2. Галушко, А. В. Современные подходы организации экологической работы с детьми на экскурсиях / А. В. Галушко, Ю. Ю. Тютина //Курорты. Сервис. Туризм. – 2016. – № 3-4 (32-33). С. 119.
3. Головачева, А. В., Ушакова М. М. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Методическое пособие. Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2009. 48с.
4. Казанцева, А. В. Экологическое образование детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей (на примере цэвд «орнамент» г. Читы)/ А. В. Казанцева. //Природоохранное сотрудничество: Россия, Монголия, Китай. – 2010. –№ 1. –С. 109.
5. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве:Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения. М. : Просвещение, 2002. – 144 с.
6. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
© Т. А. Шиголина, 2017
Консультация для педагогов «Методика организации и проведения экскурсий для воспитанников ДОУ» Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид деятельности, которые дают возможность.
Дидактические игры для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста в старшей группе Дидактические игры для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста в старшей группе «Экологические круги» Дидактическая.
Дидактические игры по формированию экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста Игра «На животноводческой ферме». Дидактическая.
Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста методом моделирования С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщения и систематизация знаний о природе. Использование моделей подводит детей.
Формирование элементарных экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста посредством экологических сказок ТЕМА: Формирование элементарных экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста посредством экологических сказок. В современном.
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста «Зоопарк» Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные, воспитывать заботливое.
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста. Введение. Одним из эффективных и наиболее.
Методическая разработка по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста Тема: «Формирование основ экологической культуры у детей 5-6 лет» Автор: Абраменко Альбина Улугбековна, воспитатель Пояснительная записка.
Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ для педагогов С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения.
Опыт работы воспитателя «Формирование экологических начал у детей дошкольного возраста» Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить.
Источник
Проведение экологических экскурсий в ДОУ
статья
Проведение эклолгических экскурсий в ДОУ (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика проведения экологических экскурсий в ДОУ (из опыта работы) | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведение экологических экскурсий в ДОУ
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных.
Экскурсии в детском саду – это увлекательные мероприятия, которые «на ура» воспринимаются детьми. С одной стороны, они имеют безусловную познавательную ценность, с другой – это возможность сменить обстановку, получить новые захватывающие впечатления.
Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Во второй младшей группе экскурсии проводятся внутри дошкольного учреждения, участка, а начиная со средней группы — за пределами детского сада не реже 1 раза в месяц.
По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:
• природоведческие (познавательные) экскурсии (в парк, лес, на бульвар) ;
• экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (школа, библиотека) .
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Воспитателем заранее разрабатывается план экскурсий в зависимости от возраста и подготовленности детей. Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания и учёта особенностей окружающей местности. Важно, чтобы дети поняли цель мероприятия, узнали что-то новое для себя.
Экскурсии следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью дошкольников (знания, полученные на экскурсии, используются в свободной деятельности).
Длительность экскурсии должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало экскурсии, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.
Когда время экскурсии согласовано, воспитатель должен подготовить необходимый реквизит и совершить ряд действий:
• Красные флажки (они потребуются при переводе детей через дорогу)
• Найти помощников (чаще всего из числа родителей, которые примут участие в экскурсии
• Создать поэтапный план экскурсии, в котором подробно описывается последовательность перемещения детей по городу
Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.
Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.
Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.
В ходе экскурсии воспитатель привлекает к активному участию в работе всех воспитанников, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у них навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Также педагог сообщает воспитанникам знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребёнка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым дошкольником.
Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу на нашем участке? » и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т. д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая «этажи» парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей. Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориентировать на предоставление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху» , «Угадай по описанию» , «Ветка, ветка, где твоя детка?» , «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.
Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой. Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств. По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.
В конце экскурсии подводится итог: что узнали, увидели. Можно предложить нескольким детям рассказать о том, что им понравилось, что было особенно интересно.
В заключение дается и оценка учебной деятельности, умений группы в целом и отдельных воспитанников.
Обычно после экскурсии дети возбуждены и полны впечатлений. И воспитателям, и родителям стоит поддержать эти эмоции, поговорить с ребятами, что им запомнилось больше всего, что удивило или порадовало их.
Через некоторое время проводится одно или несколько занятий по теме экскурсии, на которых она получает развитие. В результате дети должны получить полное представление, соответствующее их уровню, о предмете изучения.
Например, при прохождении темы по уходу за растениями на экскурсииможно предложить малышам полить растения в теплице, порыхлить почву, а затем во время занятий нарисовать плоды этих растений, ответить на вопросы о них.
После экскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний. Для этого можно использовать такие приемы:
— оформление материалов, принесенных с экскурсии. Эго могут быть шишки, желуди, камни и др. ;
— обращение к художественным произведениям (книга, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства, с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии, а дети побуждаются к сравнению предлагаемого с тем, что непосредственно воспринимали;
— работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город» , «Наш парк» , «Кто живет в лесу» , «Как трудятся люди нашего города» и др., в уголке природы (изготовление макетов, коллекций, гербариев) ;
— организация игр (режиссерских, дидактических, сюжетно-ролевых и т. п.) ;
— обобщающие беседы, которые проводятся по завершении блока образовательной работы по определенной тематике.
В целом, экскурсии в детском саду – очень перспективный вид обучения детей, хотя достаточно сложный в подготовке, если речь идет о выходе за пределы дошкольного учреждения.
Источник