Методика организации экскурсий курсовая

Содержание
  1. Организация и методика проведения экскурсии
  2. Моя курсовая ЭКСКУРСИЯ.doc
  3. 2.1. Трудности проведения экскурсии
  4. 2.2. Роль экскурсии в преподавании географии
  5. Организация и методика проведения экскурсии
  6. Моя курсовая ЭКСКУРСИЯ.doc
  7. Содержание
  8. Введение………………………………………………………… ………. 3-4 стр.
  9. 1. Экскурсия как форма организации образовательного процесса……….5-6 стр.
  10. 2. Организация и методика проведения экскурсии.……………………. 7-15 стр.
  11. 2.1. Трудности проведения экскурсии………………………… ………. …..16 стр.
  12. 2.2. Роль экскурсии в преподавании географии………………….…….…. 17 стр.
  13. 2.3. Учебно-воспитательное значение географических экскурсий…….18-20 стр.
  14. 2.4. Географические экскурсии и их подразделение………………………..21 стр.
  15. 2.5. Экскурсии по изучению родного края ………………………………22-28 стр.
  16. Заключение…………………………………………………… ……. 32-33 стр.
  17. Список использованной литературы…………………………..……. … 34 стр.
  18. Актуальность курсовой работы определяется рядом существующих противоречий:
  19. 1. Экскурсия как форма организации образовательного процесса
  20. 2. Организация и методика проведения географической экскурсии

Организация и методика проведения экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Объект курсовой работы — географическая экскурсия.

Предмет курсовой работы — учебная экскурсия как форма географической деятельности.

Цель курсовой работы: разработка системы экскурсионных занятий и практических работ, способствующих осуществлению учащимися географической деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3-4 стр.
1. Экскурсия как форма организации образовательного процесса……….5-6 стр.
2. Организация и методика проведения экскурсии.……………………. 7-15 стр.
2.1. Трудности проведения экскурсии…………………………………. …..16 стр.
2.2. Роль экскурсии в преподавании географии………………….…….…. 17 стр.
2.3. Учебно-воспитательное значение географических экскурсий…….18-20 стр.
2.4. Географические экскурсии и их подразделение………………………..21 стр.
2.5. Экскурсии по изучению родного края ………………………………22-28 стр.
2.6. Виртуальная экскурсия, как инновационный метод организации экскурсии по географии …………………………………………..…..29-31 стр.

Заключение…………………………………………………………. 32-33 стр.
Список использованной литературы…………………………..……. …34 стр.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая ЭКСКУРСИЯ.doc

— наличие доступности объекта

— переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе

Читайте также:  Мероприятие путешествие по дорогам здоровья

— наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными пробками, ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

7 этап: Объезд (обход) маршрута

Объезд маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда маршрута ставятся задачи:

  • ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут
  • уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы
  • освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок
  • провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса, а также уточнить продолжительность экскурсии в целом
  • проверить целесообразность использования намеченных объектов показа
  • выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы
  • выбрать методику ознакомления с объектом

8 этап: Подготовка контрольного текста экскурсии

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста.

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом.

На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для развития групп трудящихся.

В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

Разработка маршрута заканчивается составлением схемы маршрута экскурсии с названиями всех улиц и площадей, по которым должна следовать группа, с нанесенными на нее объектами показа и местами выхода экскурсантов из автобуса, с указаниями, на каких участках рассматривается та или иная подтема экскурсии. На схеме может быть еще указана скорость движения автобуса: «медленная» (около 30км/ч), «средняя» (40-45км/ч), «быстрая» (около 60км/ч). Указание на скорость движения автобуса особенно важно при освоении экскурсии новыми экскурсоводами.

Окончательная разработанная схема маршрута должна быть согласована с соответствующим отделом ГИБДД. После этого она вычерчивается на листе формата А4, утверждается органом транспортной инспекции и размножается для всех экскурсоводов, проводящих данную экскурсию, водителей автобусов и сотрудников ГИБДД.

9 этап: Комплектование «Портфеля экскурсовода»

«Портфель экскурсовода» — это комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта.

В «портфель экскурсовода» включаются: фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, репродукции картин, географические карты, карто-схемы, на которых изображены, например, военные события, образцы продукции промышленных предприятий, гербарные листы, геологические образцы, магнитофонные записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию зрительными образами.

Важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, макетов, муляжей).

В качестве критериев отбора наглядных пособий принимается следующее:

  • необходимость и целесообразность их использования
  • познавательная ценность, то есть насколько предлагаемое пособие может обогатить экскурсию, сделать показ и рассказ более наглядными и понятными
  • необычность
  • выразительность
  • сохранность

Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Фотографии, карто-схемы, репродукции должны иметь картонное основание и размеры не менее 18*24 см, отличаться ясностью и четкостью изображения. Наглядные пособия, предназначенные для показа в автобусе, необходимо увеличить в размерах до 24*30 см, чтобы их могли рассмотреть с дальних рядов автобуса. Перечень наглядных пособий к той или иной экскурсии не остается неизменным, в процессе жизни экскурсии он совершенствуется и дополняется.

10 этап: Определение методических приемов проведения экскурсии

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей:

— Отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории; времени проведения экскурсии (зима, лето, осень, весна), особенностей показа;

— Определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала

— Выработка рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода

— Отбора правил техники ведения экскурсии

11 этап: Определение техники ведения экскурсии

Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. На этом этапе важно сформулировать рекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля» и другое. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.

12 этап: Составление методической разработки

Методическая разработка – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы, вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа, содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать интересы определенной группы экскурсантов, соединять рассказ и показ в единое целое.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

— на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения.

— на следующей странице излагается цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит из трех разделов: вступления, основной части и заключения.

2.1. Трудности проведения экскурсии

h4 Проведение экскурсий в школе встречает значительные трудности. Учителю нужно осознать эти трудности для успешного их преодоления. Укажем на некоторые из них:

1) Школа работает по строгому расписанию. На урок по каждому предмету отводится 45 минут. Провести экскурсию за это время не всегда удаётся. На это может потребоваться два часа и больше, что срывает последующие уроки по другим предметам.

Для преодоления этой трудности надо двухчасовые экскурсии вносить заранее в календарный план, учитывать их при составлении расписания и по возможности экскурсии проводить в последние часы занятий. В начальной школе, за редким исключением, один учитель в классе ведёт все предметы. Он легко может выделить время на экскурсии. Труднее находить время учителям, которые одновременно занимаются с несколькими классами.

2) Провести хорошую экскурсию труднее, чем дать обычный
урок. Многие учителя не имеют экскурсоводческих навыков.

Нужно на практике учиться проводить экскурсии, накапливать опыт. Первые экскурсии трудны. Потом будут приобретаться знания своего края и методическая экскурсоводческая сноровка; качество и эффективность экскурсий будут возрастать. Нужно читать литературу по методике экскурсий и обеспечить себя нужными справочниками.

3) Отсутствие в некоторых школах необходимого оборудования.

Учителю необходимо вместе с учениками наладить изготовление самодельных приборов.

4) На экскурсии труднее организовать занятия детей и поддерживать дисциплину, чем в классе.

Создание рабочего состояния есть лучшее средство для поддержания порядка. Нужно хорошо продумывать план экскурсии и стремиться к тому, чтобы все ученики были вовлечены в учебную работу.

5) Для экскурсии приходится выбирать день с хорошей погодой. Иногда из-за плохой погоды срывается назначенная экскурсия.

Тут иного выхода нет, как только перенести экскурсию на другой день

6) Проблема, связанная с отсутствием транспортного средства для дальних экскурсий.

2.2. Роль экскурсии в преподавании географии

Экскурсии применяются с большим успехом в преподавании разных школьных наук. Но едва ли можно указать другой школьный предмет, который в такой бы степени нуждался в использовании экскурсий, как география. Большинство географических объектов отличаются значительной протяжённостью, сложностью и многообразием. Их можно обозреть только на месте их обычного нахождения. Ботаник, зоолог, минеролог могут принести образцы и изучать их в классе. Изучаемые географией объекты, например, рельеф местности, реку, предприятие и т. п., географ не может принести в класс. Для непосредственного ознакомления с ними учеников не обходимо проводить экскурсии. Поэтому в обучении географии экскурсия является одним из важных средств для формирования у учеников географических представлений и реальных понятий.

> 2.3. Учебно-воспитательное значение географических экскурсий

Источник

Организация и методика проведения экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Объект курсовой работы — географическая экскурсия.

Предмет курсовой работы — учебная экскурсия как форма географической деятельности.

Цель курсовой работы: разработка системы экскурсионных занятий и практических работ, способствующих осуществлению учащимися географической деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3-4 стр.
1. Экскурсия как форма организации образовательного процесса……….5-6 стр.
2. Организация и методика проведения экскурсии.……………………. 7-15 стр.
2.1. Трудности проведения экскурсии…………………………………. …..16 стр.
2.2. Роль экскурсии в преподавании географии………………….…….…. 17 стр.
2.3. Учебно-воспитательное значение географических экскурсий…….18-20 стр.
2.4. Географические экскурсии и их подразделение………………………..21 стр.
2.5. Экскурсии по изучению родного края ………………………………22-28 стр.
2.6. Виртуальная экскурсия, как инновационный метод организации экскурсии по географии …………………………………………..…..29-31 стр.

Заключение…………………………………………………………. 32-33 стр.
Список использованной литературы…………………………..……. …34 стр.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая ЭКСКУРСИЯ.doc

Содержание

Введение………………………………………………………… ………. 3-4 стр.

1. Экскурсия как форма организации образовательного процесса……….5-6 стр.

2. Организация и методика проведения экскурсии.……………………. 7-15 стр.

2.1. Трудности проведения экскурсии………………………… ………. …..16 стр.

2.2. Роль экскурсии в преподавании географии………………….…….…. 17 стр.

2.3. Учебно-воспитательное значение географических экскурсий…….18-20 стр.

2.4. Географические экскурсии и их подразделение………………………..21 стр.

2.5. Экскурсии по изучению родного края ………………………………22-28 стр.

2.6. Виртуальная экскурсия, как инновационный метод организации экскурсии по географии …………………………………………..…..29-31 стр.

Заключение…………………………………………………… ……. 32-33 стр.

Список использованной литературы…………………………..……. … 34 стр.

Воспитание грамотного человека по географии не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников. Как бы ни был увлекателен и интересен рассказ учителя, мир во всем его многообразии открывается перед глазами школьника лишь тогда, когда он ощутит его в зримых наглядных проявлениях.

В настоящее время учитель располагает многообразными педагогическими средствами, которые помогают осуществлять связь школы с жизнью. В системе учебно-воспитательного процесса школы одно из ведущих мест в географическом образовании занимает краеведческая работа. Новые учебные программы по природоведению и естествознанию расширили возможности использования многообразия форм, методов краеведческой работы. Сухомлинский В.А. в своей книге «Сердце отдаю детям» писал, что для ребенка Родина начинается с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом, с экскурсий в поле, лес, на берег реки, в соседние села. Задача педагога — постепенно расширять кругозор ребенка, воспитывать у него чувство гордости за свою Родину.

Актуальность курсовой работы определяется рядом существующих противоречий:

— наличием многочисленных предлагаемых технологий и невозможностью их применения в педагогической практике по причине недостаточной дидактической обоснованности;

— преобладанием у учащихся теоретических географических знаний и недостаточным развитием географических практических умений и навыков;

— малым объемом экскурсионных занятий в учебных программах и реальной необходимостью их увеличения для более успешного осуществления географической деятельности.

Объект курсовой работы — географическая экскурсия.

Предмет курсовой работы — учебная экскурсия как форма географической деятельности.

Цель курсовой работы: разработка системы экскурсионных занятий и практических работ, способствующих осуществлению учащимися географической деятельности.

Гипотеза исследования — выдвинуто предположение о том, что учебная экскурсия реально осуществляет географическое образование, создает педагогические предпосылки и благоприятные условия для формирования
географической культуры учащихся и осуществления ими географической деятельности в различных ее проявлениях, если:

— определены сущность, место и роль учебных экскурсий в системе школьного географического образования;

— экскурсия строится на общедидактических принципах и принципах географического образования;

— разработаны практические работы в структуре экскурсионных занятий, критерии их эффективности;

— использование экскурсий с географическим содержанием является желательным элементом процесса обучения во всех образовательных областях, на всех его ступенях в различных типах учебных заведений.

Соответственно цели и гипотезе определены задачи курсовой работы:

  • рассмотреть экскурсию как форму организации образовательного процесса;
  • изучить организацию и методику проведения географической экскурсии; /h4>

Научная новизна данной курсовой работы: использование современных компьютерных технологий путем создания виртуальных экскурсий.

1. Экскурсия как форма организации образовательного процесса

Одной из доступных форм работы со школьниками по краеведению являются экскурсии в природу. Они помогают научить детей не только смотреть, но и видеть, приучают их изучать окружающую местность, находить новое и интересное в своем окружении. В соответствии с учебными программами учащиеся знакомятся с объектами природы в пределах своего района, села, города.

Экскурсия — форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой естествознания и природоведения, она становится обязательной формой обучения. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Также экскурсия может быть формой внеклассной работы, если проводится с группой наиболее заинтересованных детей. [1, с.24]

Тематика экскурсий определяется программой по природоведению и естествознанию. Анализ программ, входящих в различные образовательные системы, показывает, что экскурсии включены во все программы и имеют сходную тематику. По тематике все экскурсии можно объединить в следующие группы:

а) наблюдения за явлениями в неживой и живой природе в различное время года, ознакомление с многообразием органического мира (сезонные экскурсии в природу);

б) ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;

в) экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, по ознакомлению с природными богатствами своего края и проблемами охраны окружающей среды;

г) экскурсии в музеи, зоопарки, на производство и т.д.

В методике проведения экскурсии несколько этапов:

1-й этап — доэкскурсионная подготовка учителя и учеников;

2-й этап — проведение экскурсии;

3-й этап — обработка экскурсионного материала.

Более подробно остановимся на втором этапе — проведении экскурсии, а именно на самостоятельной работе детей.

В плане проведения экскурсии выделяют следующие структурные элементы:

  1. Вводная беседа учителя.
  2. Самостоятельная работа учащихся.
  3. Подведение итогов по самостоятельной работе ученика.
  4. Обобщающая беседа учителя по всей экскурсии.

Согласно теории Л.С. Выготского, самостоятельная работа детей имеет гораздо большее значение для обучения, если совершается при общении, имеющем характер сотрудничества. Сотрудничество должно иметь место как при общении с учителем, так и между учащимися. Равноправное сотрудничество детей способствует росту уверенности в себе, в своих силах, а это необходимо для формирования зоны ближайшего развития. [2, с.45]

Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего человека. Экскурсии в природу дают возможность для развития самостоятельной работы учеников. Было бы хорошо представить задания детям до экскурсии, на одном из уроков, тогда может быть осуществлен выбор задания для самостоятельной работы согласно их интересам. Во время работы дети распределяют обязанности и выбирают того, кто будет докладывать о выполнении. При подведении итогов очень важно с вниманием и пониманием выслушать все мнения, даже если они не соответствуют известным истинам. Мнение ребенка о том или ином факте и явлении может быть очень оригинальным, неправильным с точки зрения современной науки, и, если учитель сразу поправит, даст правильный ответ, стремление ребенка иметь и высказывать собственное мнение будет разрушено. Значит, гораздо важнее сориентировать его в данном вопросе, помогая выбрать направление в поисках ответа. Например, на вопрос «Бывают ли цветки у травы?» вполне можно получить ответ «Нет». Тогда можно задать вопрос:

«Откуда появилась трава?» (Из почки.)

«А самая первая почка?» (Первая почка содержится в семени.)

«Откуда появились семена?» (Образуются в цветках.) и т.д.

На каждый вопрос учителя дети должны сами найти ответ. Если ответ сейчас не найден, вопрос надо оставить открытым и предложить детям путем самостоятельных наблюдений, размышлений, чтения литературы ответить на него.

Не важно (и даже хорошо), что вы уйдете с экскурсии с массой нерешенных вопросов: это даст пищу для размышления детям, а учителю — возможность построения своей дальнейшей работы. [3, с.47]

Экскурсии необходимо проводить в одном и том же месте, тогда наблюдения за природными объектами дают возможность делать выводы об изменениях в окружающей природной среде.

2. Организация и методика проведения географической экскурсии

Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии.

В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.

Для разработки новой экскурсионной темы создается творческая группа экскурсоводов в составе обычно 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий из них становится руководителем.

Наиболее целесообразно обязанности в процессе подготовки экскурсии распределить в соответствии с определенными подтемами. Каждый член творческой группы должен подготовить свой материал, который далее объединяется и редактируется руководителем. При выборе подтем для более качественной подготовки экскурсии необходимо учитывать интересы и профессиональную подготовку экскурсоводов.

Выделяют несколько этапов создания экскурсии:

1 этап: Определение цели и задач экскурсии

Источник

Оцените статью