- Методика подготовки и проведения экскурсии по изучению окружающего мира
- Методика подготовки и проведения экскурсии
- I. Методика подготовки экскурсии.
- II. Методика проведения экскурсии.
- III. Обработка материалов экскурсии.
- Методические рекомендации: «Методика организаций и проведений экскурсий в природу»
- Содержимое публикации
Методика подготовки и проведения экскурсии по изучению окружающего мира
Методика подготовки и проведения экскурсии
I. Методика подготовки экскурсии.
1. Определить тему и цель экскурсии.
2. Ознакомиться с литературой по теме, составить предварительный план-маршрут (указать основные разделы экскурсии, объекты наблюдения, методы проведения экскурсии, последовательность проведения работы).
3. Предварительная экскурсия учителя по маршруту (знакомство с местностью, уточнение маршрута, намечаются последовательность и методика проведения отдельных частей экскурсии, устанавливаются места для самостоятельной работы и отдыха учащихся).
Схема составления плана-маршрута экскурсии
Логические части экскурсии
Методические приемы
Маршрут (указание места)
Объекты
4. Подготовка необходимого оборудования и материалов для выполнения работ на экскурсии и обработки результатов.
5. Подготовка учащихся: сообщение темы, задачи и маршрута экскурсии; рекомендуемая литература.
Учащиеся разбиваются на звенья, учитель назначает старшего, ответственного за выполнение задания и за инвентарь.
6. Для развития наблюдательности учащихся полезно разработать вспомогательные таблицы, заполняя которые учащиеся фиксировали бы свое внимание на существенных признаках (см. ниже образец).
Признаки растения
На открытом месте
В тени
Длина цветоноса (в см)
Длина листьев (в см)
Фаза развития растения
7. Все наблюдения должны датироваться. Учащихся необходимо предупредить о продолжительности экскурсии, указать, как нужно одеться, что взять с собой и т. д.
II. Методика проведения экскурсии.
1. Вводная беседа — включает рассмотрение следующих (примерных) вопросов:
— отличительные особенности времени года, погоды;
Если вводная беседа проводится на месте проведения экскурсии, учитель показывает приемы сбора растений или их частей.
2. Основная часть экскурсии — работа экскурсантов под наблюдением руководителя. Эта работа складывается из двух моментов: 1) наблюдения и их запись, 2) сбор растений.
Работа проводится по звеньям, учитель переходит от звена к звену, дает задания, исправляет ошибки, помогает учащимся разобраться в материале.
3. Подведение итогов.
Когда все звенья справились с заданием, начинается предварительное подведение итогов экскурсии на основании самостоятельной работы учащихся. Учитель дает общий обзор работы звеньев, учащиеся демонстрируют товарищам собранные растения, сообщают данные наблюдений.
Задача учителя — подвести учащихся к нужным выводам и сообщениям.
III. Обработка материалов экскурсии.
Включает в себя кружковые и индивидуальные задания по сушке, монтировке, описанию и определению растения. Затем следует составление гербария, коллекции, организация тематической выставки, подготовка доклада.
Итоги экскурсии можно подводить на конференции, на которой демонстрируются изготовленные пособия и делаются сообщения по материалам наблюдений с привлечением литературы по данной теме.
Правила гербаризации растений:
1. Собирать растения для гербария нужно только такие, которые типичны для данного вида; они должны быть среднего размера, без повреждений болезнями и вредителями, нормального развития. Наилучшая фаза развития растения для сбора — фаза цветения.
2. Растения должны быть собраны достаточно полно, со всеми органами, включая отмершие прошлогодние листья и глубоко идущие корни.
3. Растения должны быть собраны в количестве нескольких экземпляров. Дополнительно следует собрать отдельные цветки или верхушки цветущих растений, плоды и семена.
4. Если растение цветет, до появления типичных листьев (мать-и-мачеха, орешник) нужно производить повторные сборы.
5. У двудомных растений (ива, осина) необходимо собирать мужские и женские экземпляры или их ветки.
6. Наилучшее время сбора — сухая, ясная погода.
7. При сборе растений в гербарный лист необходимо вложить составленную на месте этикетку:
• название растения (русское и латинское);
• местонахождение (географический пункт);
• местообитание (конкретное место, где найдено растение с характерными экологическими условиями);
Правила сушки растений:
1. Сушка должна производиться как можно быстро. Для этого собранное растение в день сбора следует переложить в сушильный пресс и вывесить его в хорошо проветриваемое помещение.
2. Перед закладкой растений в пресс их необходимо расправить, придав им естественное положение.
3. Закладывая в пресс сушильные рубашки с растениями, их необходимо чередовать с сушильными тетрадями, ватными матрасиками, или просто со сложенным вдвое листом газетной бумаги. Прокладку следует менять 2 раза в сутки.
4. При отсутствии специального пресса сушку можно производить в папке. При этом растение и прокладку закладывают как в пресс, папка кладется на пол, а на нее накладывается груз 15- 20 кг.
5. Сушильные части растений (плоды, луковицы) закладываются в вату.
6. Нежные цветки также лучше сушить в вате или в фильтровальной бумаге.
7. При засушивании сочных, мясистых растений их предварительно нужно обдать кипятком, иначе будут плохо сохнуть.
8. Ветки хвойных деревьев перед сушкой нужно опустить на несколько минут в жидкий столярный клей или обварить кипятком, чтобы после высыхания хвоя не осыпалась.
Источник
Методические рекомендации: «Методика организаций и проведений экскурсий в природу»
Содержимое публикации
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского
округа Оренбургской области»
«Методика организаций и проведений
экскурсий в природу»
(педагогам дополнительного образования
методист МБУДО «ДПШ»
Шухлина Людмила Александровна
г. Кувандык 2018 год
Методика организации и проведения экскурсий в природу
Счастье – это быть с природой,
видеть ее, говорить с ней.
Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения с первых лет жизни любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с природой являются экскурсии.
Виды, содержание экскурсий в природу и их структура
Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает «вылазку», — посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом случае под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой обучающиеся воспринимают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними. Т.е. экскурсия обеспечивает знакомство с реальными предметами и явлениями в их естественном окружении.
Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике изучения некоторых наук (география, биология, экология) большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования естественнонаучных знаний.
Экскурсия выполняет ряд существенных дидактических функций:
с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их обучающиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой, способствуют изучению явлений и процессов в реальности, взаимосвязи и взаимозависимости, формированию научного мировоззрения;
формированию познавательных и коллективистических интересов, положительных качеств личности.
Организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:
Подготовка к ней педагога и обучающихся
Оформление полученного материала
Подготовка педагога к проведению учебной экскурсии в природу включает:
Формулировку цели и задачи экскурсии
Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей
Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий
Отбор содержания и методов подготовки обучающихся к экскурсии
Определение возможностей использования материалов экскурсии на занятиях
Формируя цель и задачи экскурсии, педагог исходит, прежде всего, из содержания программы обучения. Необходимо учитывать время проведения экскурсии, так как этим определяется подготовленность ребят к самостоятельной работе при выполнении практических заданий, а также возможность сбора краеведческого материала для тем занятий, подлежащих изучению в дальнейшем.
Для проведения экскурсии в природу выбирается район, расположенный вблизи учреждения и знакомый ребятам. Район должен отвечать следующим требованиям:
1. Быть разнообразным в физико-географическом отношении и в то же время типичным для природной зоны, в которой живут обучающиеся
2. Иметь доступный для изучения пересечённый рельеф, хорошие обнажения горных пород, разнообразный почвенно-растительный покров и наличие водных объектов (источников, рек)
3. Должен быть вполне доступен для прохождения (исключаются труднопроходимые болота, не обеспеченные переправой глубокие реки, осыпи, обрывы и прочие объекты, опасные для здоровья и жизни обучающихся).
В случае отсутствия подобного района вблизи учреждения выбирают место более удалённое, но с минимальной затратой времени на проезд.
Знакомясь с маршрутом на местности, педагог уточняет географическое положение остановок, содержание объяснений и заданий обучающимся, форму и объём записей, а также выполняет эскизы рисунков, которые должны будут сделать воспитанники. Необходимо также заранее выбрать оптимальный вариант расстановки бригад.
На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы. Таким образом, экскурсия станет новой формой работы с обучающимися.
Когда выбранная территория и объекты на ней с позиции требований программы оценены, что будет изучаться обзорно, а что детально, к выходу в поле готовятся обучающиеся. Успех планируемой экскурсии во многом зависит от готовности обучающихся к ней.
Подготовка обучающихся к экскурсиям предполагает, прежде всего, повторение физико-географических знаний, которые учащиеся должны применить на экскурсии, знакомясь с особенностями природы на выбранном объекте экскурсии. Необходимость опорных знаний-непременная основа усвоения нового материала на экскурсии в полевых условиях. В подготовительный период обучающиеся знакомятся с методикой исследования физико-географических объектов и явлений: наблюдением, описанием местности, учатся зарисовывать и фотографировать, изучаются инструкции и памятки.
Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, которые ставит педагог, от выбранных для изучения краеведческих объектов.
К организации экскурсий предъявляется некоторые общие требования по физической географии. В число таких требований включается:
1. Вводная беседа педагога. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов. Педагог рассказывает, как выделить простейшие природные комплексы и дать им характеристику, повторяет методику их описания в дневнике, напоминает правила поведения в природе.
2. Самостоятельная работа бригад (звеньев) по изучению природных объектов по намеченному плану (каждая бригада изучает отдельный объект или все звенья идут по замкнутому полигону от объекта к объекту).
3. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчётов – индивидуальных и всей бригады (звена).
Анализ содержания проводимых педагогами краеведческих экскурсий показывает, что при их проведении не всегда учитывается важная мировоззренческая идея взаимодействия природы и общества.
Представляется целесообразным на экскурсиях по краеведению ориентировать деятельность обучающихся на изучение изменённой человеком природы, на установление взаимосвязи в системе “природа – общество – природа”.
Учёт взаимодействия природы и общества открывает возможность учителю наглядно, ярко, убедительно показать взаимосвязь между природными и производственными комплексами даже на примерах небольших территорий. Эти объекты доступны для непосредственного наблюдения и именно на них можно раскрывать обучающимся взаимосвязь природы и общества, подчёркивая при этом правильное использование природы и неверное, приводящее к её разрушению.
Собранный обучащиюмися краеведческий материал на экскурсиях, а также во время предварительной теоретической подготовки, оформляется в виде стендов, альбомов, схем, таблиц. Как правило, после экскурсии обучающиеся представляют индивидуально – групповой отчёт, в котором раскрывают содержание выполненных заданий (исследований) каждым ребенком и группой в целом.
Таким образом, исследования убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей.
Основные виды наблюдений и практических работ обучающихся во время экскурсий
Адресная и физико-географическая привязка. Местоположение объекта экскурсии наносится на карту и обозначается номером. В полевых дневниках или бланках фиксируется время и текстовое описание географического положения, а так же схематическая зарисовка положения точки или объекта по отношению к ближайшим ориентирам.
Геологические наблюдения производятся в основном на специализированных точках — естественных обнажениях (по крутым берегам долин рек и ручьев, в оврагах и реже в балках), либо в антропогенных комплексах (карьерах, свежевырытых канавах и ямах). Ребята производят описание выходов пород, их составы и условия залегания, делают зарисовки в полевом дневнике, а также фото- и видеосъемку.
Примерный план геологического изучения местности с обучающимися: рассмотреть геологическое строение местности, характер залегания
и состав горных пород, условия образования, показать их влияние на формы рельефа; показать, как следует описывать и зарисовывать обнажения горных пород; объяснить влияние состава горных пород на формирование рельефа; дать характеристику хозяйственного использования горных пород; показать, как собирать минералогическую коллекцию и оформлять ее; формулирование выводов; отбор и оформление материалов отчета.
Геоморфологические наблюдения нацелены на ознакомление с основными формами рельефа разного происхождения, рассмотренными ранее на уроках и дополнительных занятиях по текстовым характеристикам и картам. В дневнике записывают общий вид тех или иных форм рельефа, параметры размеров, характер и крутизну склонов, по возможности, и состав слагающих их пород (для отрицательных форм рельефа). Наряду с фотографированием и видеосъемкой, можно делать контурные и штриховые зарисовки, выразительно и полно изображающие рельеф: характер эрозионного расчленения, форма склонов, террасированность поверхности и другие особенности.
Микроклиматические наблюдения. При изучении климата собирают и отмечают в полевом дневнике или в метеорологических бланках данные о температуре воздуха, количестве осадков, состоянии облачности, направлении и силе ветра, средних показателях температур и осадков по месяцам, по сезонам и за год, изменениях высоты Солнца. Характеристика погоды и микроклимата в различных геоморфологических и геоботанических условиях должна включаться в описание маршрутов на экскурсиях и в походах. По данным метеорологических наблюдений устанавливают, воздействию каких воздушных масс подвержена по сезонам года изучаемая территория.
Гидрологические наблюдения во время экскурсий интереснее проводить на малых естественных гидрологических объектах. В ручьях и небольших речках замеряют скорость течения и расход, записывают сведения о ширине и глубине водотоков, отмечают следы подъема вод в половодье, характер донных наносов, наличие и видовой состав водных растений. Для озер записывают форму и глубину, донные отложения и растительность. Во всех случаях фиксируют цвет, запах, мутность, вкусовые качества воды. Разумеется, что водный объект нельзя «вынимать» из окружения. Поэтому его характеристику дополняют краткими сведениями о берегах и прилегающей территории, а также о прямом или косвенном антропогенном воздействии.
Изучение и описание почв производятся по почвенным разрезам: ямам (шурфам), полуямам, прикопкам. Можно описывать почву также по естественному обнажению обрывистого берега реки, склона оврага или края карстовой воронки. Рекомендуется осматривать и описывать свежие искусственные выемки — силосные ямы, траншеи, канавы под фундамент различных построек. В полевом дневнике или бланке обучающиеся делают схематическую зарисовку почвенного профиля (желательно с натуральными мазками из всех горизонтов). Горизонты индексируют, записывают их мощность (глубину верхней и нижней границ от поверхности почвы в сантиметрах) и другие показатели в следующем порядке: цвет (окраска), влажность, механический состав, структура, плотность, сложение, новообразования, включения, наличие и обилие корней растений, граница и характер перехода в нижележащий горизонт. Следует обратить внимание на степень деградации почв и земель.
Описание растительности зависит от характера сообщества. Для луговой или болотной растительности принятый размер описания ботанической площади 100 м 2 или 10×10 м; для леса описание производится на площади от 400 м 2 (20×20 м). При описании травянистой растительности составляется список растений, в котором обычно сначала перечисляются злаки, потом осоки, бобовые, разнотравье. Далее записывается высота, обилие, проективное покрытие, характер распределения. Описание видового состава в лесу дают по ярусам. При описании определяют формулу древостоя с учетом обилия (по 10-балльной системе); среднюю высоту; средний диаметр ствола на высоте 1,3 м; высоту прикрепления крон; общую сомкнутость крон. Вносится оценка класса бонитета. После описания всех ярусов древостоя в полевой дневник или бланк заносятся сведения о подросте, о кустарниковом и травяно-кустарничковом ярусах (название видов, обилие, высота, жизненность, распределение). Отмечают также общий характер, облик. Проективное покрытие для каждого из ярусов. При описании культурных посевов в дневнике и бланке дают название культуры, жизненность и особо перечень сорняков с указанием степени засоренности культур. Изучая растительность, ребята также знакомятся с биоиндикационными методами изучения состояния ландшафта.
Зоогеографические наблюдения. В ходе экскурсии рекомендуется отмечать не только животных, птиц и других представителей фауны, встреченных на точках наблюдения или по маршруту, но и следы их пребывания. Например, пятна разрытой кабанами земли, выбросы крота, гнезда птиц и т.д.
Маршрутные наблюдения между точками описаний дополняют последние и фиксируются в дневнике. По своему содержанию и объему они могут быть очень различными в зависимости от масштаба и целевого назначения экскурсии или похода. На маршруте следует отмечать направление движения, основные ориентиры, вести маршрутную глазомерную съемку.
В начале экскурсионного маршрута или во время исследовательской работы перед обучающимся должны быть поставлены вопросы геоэкологического характера, на которые они могут найти ответы во время наблюдений в природе.
Экологическая тропа – как одна из форм учебно-воспитательного процесса
Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не дидактически назидательного, а непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.
Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, а порой просто общительность.
Само название «экологическая тропа природы» можно понимать как «мы изучаем природу» и как «природа учит нас». Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей.
С одной стороны, задачей тропы является своеобразный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. В конечном итоге главная задача экологических троп, — способствовать воспитанию экологической культуры поведения человеком как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.
Особенно широко тропы природы позволяют развернуть экологическое образование и воспитание среди молодежи. Хорошо известно, что далеко не всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь и, что еще сложнее, возбудить у каждого будущего гражданина «чувство» ответственности за ее судьбу.
Оборудование тропы не должно быть самоцелью, это одна из форм работы в системе экологического образования и воспитания подрастающего поколения.
Если ее правильно организовать, то это позволит раскрыть детям свои творческие способности, сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды, что в свою очередь даст возможность применить знания детей, почерпнутые из школьного курса и занятий в творческих объединениях. А самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал в обучающихся. В итоге рождается важнейшее свойство личности – убежденность беречь природу, опираясь не только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт ребенка. В процессе общения с природой у него вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе, и особенно этому помогает экскурсионное обслуживание тропы самими обучающимися. А ситуации, в которых обучающиеся становятся организаторами, «педагогами» и пропагандистами, не только повышают их экологическую грамотность, но и формируют многие свойства их личности.
В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам :
запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;
с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно выносить только знания, впечатления и фотоснимки;
в зоне тропы категорически запрещена любая охота;
на топливо идут только сухостой и валежник, а на растопку – мелкие сухие ветки или сухая береста (но не с живых деревьев);
разводить костры можно только в специально отведенных местах;
движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны;
по той же причине не стоит брать с собой собак;
после себя не оставлять никакого мусора.
Нельзя засорять водоемы:
Правильная организация тропы, позволяет обучающимся многогранно раскрыть свои творческие способности, сочетать умственный труд с физическим, развивать высокую активность.
Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности обучающихся. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе — значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина своей Родины.
Источник