Методическая разработка экскурсии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 19:45, реферат
Описание
Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова — совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………..2 стр.
1. Методика подготовки экскурсии…………………………………………………………..3 стр.
2. Методическая разработка обзорной экскурсии
по Санкт — Петербургу « Знакомство с Петербургом»……………………………………….5 стр.
Заключение……………………………………………………………………………………. 9 стр.
Список использованной литературы…………………………………………………………10 стр.
Приложение 1………………………………………………………………………………….11 стр.
Приложение 2………………………………………………………………………………….12 стр.
Работа состоит из 1 файл
метод разраб.doc
Содержание.
1. Методика подготовки экскурсии……………………………………………………… …..3 стр.
2. Методическая разработка обзорной экскурсии
по Санкт — Петербургу « Знакомство с Петербургом»………………………………………. 5 стр.
Список использованной литературы…………………………………………………… ……10 стр.
Введение.
Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова — совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.
Методику разделяют на общую и частную. Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.
Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:
- Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?
- Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержание)?
- Как проводить экскурсию (методические приемы)?
- Как сохранить внимание экскурсантов?
Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:
- методики разработки новой для данного бюро темы;
- методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;
- методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;
- методики проведения экскурсии;
- методики после экскурсионной работы.
Разработка экскурсии — сложный процесс, требующий активного участия различных специалистов и включающий подбор и изучение материала по теме.
Существует множество проблем, связанных с разработкой новой экскурсии. Чтобы их избежать, необходимо четко следовать методическим указаниям к разработке экскурсии.
1. Методика подготовки экскурсии.
Разработку экскурсии осуществляет творческая группа, состоящая в зависимости от сложности темы из 3-10 человек. Каждый из участников работает над одним из разделов или одной из подтем экскурсии. Объединяет и редактирует подготовленный материала руководитель творческой группы.
Подготовка разработки экскурсии.
Подготовка делится на два этапа:
- предварительный — подбор и изучение фактических материалов (т.е. процесс первоначального накопления знаний по данной теме), осуществляемый творческой группой, выбор объектов, на которых будет построена экскурсия;
- непосредственный — составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала.
Кроме того, проводится работа над структурой методической разработки: вступление, основная часть, заключение; составляется контрольный текст, анализируется методическое ведение экскурсии (определение наиболее целесообразных методических приемов показа и рассказа конкретно для той или иной части экскурсии), формируется «портфель экскурсовода», подготавливается индивидуальный текст (см. Приложение 2).
Методическая разработка новой экскурсии.
Методическая разработка представляет собой сжатый план, документ, который определяет, как провести данную экскурсию, в какой последовательности организовать показ памятников, какую методику целесообразно применять для эффективного проведения экскурсии. Здесь же экскурсовод должен найти советы, в какой последовательности вести показ и рассказ, какие материалы из «портфеля экскурсовода» и когда лучше продемонстрировать. Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии.
Неотъемлемая часть разработок — рекомендации по технике проведения экскурсии (расположение экскурсионной группы около объектов, схема движения экскурсантов по маршруту и т. д.).
Методическая разработка является обязательным документом, без которого экскурсия на данную тему не может проводиться.
Обязательным документом является и индивидуальный текст, который дает экскурсоводу право проведения экскурсии по данной теме. Правильно составленная методическая разработка помогает экскурсоводу более полно раскрыть тему.
Методическая разработка должна выполнять следующие функции:
а) подсказывать экскурсоводу путь для полного и правильного раскрытия темы;
б) помогать наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа;
в) содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии;
г) учитывать интересы определенной группы экскурсантов;
д) соединять показ и рассказ в одно целое.
Цели и задачи экскурсии излагаются во вступительной части, после которой следуют общие организационные и методические указания.
В организационных указаниях необходимо подчеркнуть, что группа должна следовать строго по маршруту, держаться компактно. В общих методических указаниях экскурсоводу даются советы, как более эффективно использовать методические приемы. Такие указания располагаются на следующем, после титульного листа. Следует учитывать, что экскурсанты, возможно, бывали в этом месте, или же знакомы с ним по книгам, кинофильмам, фотографиям. Поэтому, показывая наиболее известные места и объекты, нужно подбирать яркие, точные, не шаблонные слова для их характеристики. Методическая разработка, как и индивидуальный текст, состоит из трех разделов: вступления, основной части, заключения. Вступление и заключение располагаются соответственно до и после материалов, излагаемых по схеме, которая объединяет семь граф. Они не разносятся по графам, в том числе и по таким, как «Организационные указания» и «Методические указания».
Эффективность методической разработки зависит от правильного использования всех семи граф схемы.
В графе «Маршрут экскурсии» называются те улицы, переулки, бульвары, площади, по которым проезжает (проходит) экскурсионная группа. Указываются те пункты, между которыми пролегают отрезки маршрута, причем первыми — те улицы и площади, на которых излагается вводный материал.Затем называется отрезок маршрута до того места (улицы, площади, памятника), где будет раскрыта подтема экскурсии.
В графе «Остановки» называются те точки маршрута, где предусмотрен выход группы из автобуса или же предлагается осмотр экскурсионного объекта, не покидая автобуса. Необходимо точное указание остановки.
В графе «Объект показа» должны быть перечислены те памятные места, дополнительные и основные объекты — памятники истории и культуры, о которых сообщается группе на остановке в ходе переезда или перехода. В городских экскурсиях объектом показа может быть улица или площадь.
Время, которое указывают в графе «Продолжительность экскурсии», представляет общую продолжительность показа данного объекта (или объектов), рассказа экскурсовода (той части, когда отсутствует показ) и передвижения экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Необходимо учитывать и время, затрачиваемое на передвижение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.
Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» требует лаконичной записи, но не изложения рассказа. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данной остановке или при показе данного объекта. Количество основных вопросов, входящих в подтему, обычно не превышает 3-5. Не следует вводить в подтему различающиеся содержанием вопросы.
В графе «Организационные указания» помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории культуры. Здесь же указываются требования к экскурсантам по охране природы и правила противопожарной безопасности.
Графа «Методические указания» определяет направление всего документа. Здесь находит отражение работа творческой группы по выбору методических приемов рассказа и показа, формируются основные требования в адрес экскурсовода по методике ведения экскурсии, даются конкретные указания по использованию методических приемов. В графе «Методические указания» приводится вариант логического перехода к следующей подтеме. В этой же графе даются советы по движению экскурсантов относительно объектов.
Методическая разработка, как правило, составляемая творческой группой по подготовке экскурсии, должна быть правильно оформлена. Важная роль отводится титульному листу с необходимыми данными (см. приложение 1).
2.Методическая разработка обзорной экскурсии по Санкт — Петербургу « Знакомство с Петербургом».
Методические приемы, используемые в ходе проведения обзорной экскурсии.
Методика проведения экскурсии – это, прежде всего, умение показать объект, умение рассказать о нем и о событиях с ним связанных. Методика предполагает также и навыки последовательного изложения экскурсионного материала, использования зрительных и словесных доказательств и, как результат, наиболее полного раскрытия темы экскурсии. Методика проведения экскурсии направлена на то, чтобы помочь экскурсантам усвоить содержание объясняемого материала. Задача методических приемов состоит в том, чтобы как можно полнее и доходчивей изложить материал. Методический прием является неотъемлемой частью процесса проведения экскурсии. Он не существует отдельно от показа и рассказа. Любой методический прием реализуется с помощью устной речи.
В основе проведения экскурсии лежит принцип «от показа к рассказу», поэтому методика показа является главенствующей. Во избежание однообразия в показе и рассказе при изложении экскурсионного материала, необходимо использовать несколько методических приемов, причем комплексно. Качество проведения экскурсии зависит не только от знаний экскурсовода, но и от умения применять на экскурсионном маршруте изученные методические приемы во всем их разнообразии.
В обзорной экскурсии «Знакомство с Петербургом» наиболее многочисленную группу составляют приемы показа. Они позволяют упростить наблюдения объекта, выявить такие его особенности, которые не заметны при обычном осмотре.
Прием предварительного осмотра используется, когда группа находится возле объектов показа, и ставит своей задачей дать экскурсантам возможность:
а) составить представление об исторической местности, где происходили события, о которых идет рассказ;
б) определить в пространстве и представить себе место данного объекта на местности;
в) дать оценку объекту, особенно если это архитектурный памятник;
г) мысленно представить его природное окружение.
Данный методический прием используется при показе, например, Дворцовой площади. Он дает возможность дополнить представление о конкретном объекте, составленное по книгам и фильмам, с тем, которое дает непосредственное знакомство с объектом. На предварительный осмотр отводится 1,5 — 2 минуты.
Источник
Методика и основные этапы разработки экскурсии
Подготовка экскурсии регулируется ГОСТ Р 50681 —94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг». В нем указано, что проектирование услуги «экскурсия» предусматривает определение ее тематической направленности, объектов осмотра, продолжительности, объема информации, формы перемещения по маршруту и др. Результатом проектирования являются следующие документы: технологическая карта; контрольный текст экскурсии; материалы «портфеля экскурсовода»; схема трассы маршрута транспортной экскурсии. Охарактеризуем основные этапы разработки экскурсии.
Этап 1. Выбор темы, формулировка названия, определение цели и задач.
Тема экскурсии является стержнем, на котором строятся показ и рассказ.
Как отмечал в 1927 г. В. И.Адо, тема «организует внимание учащихся в определенном направлении, определяет в значительной степени выбор экскурсионных объектов, ставит твердые рамки для экскурсионной работы. »[2]. Тема определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов. По мнению В.И.Адо, выбор темы в школьных экскурсиях должен определяться программными требованиями и наличием определенных экскурсионных объектов и осуществляться при непосредственном участии учащихся.
Тема экскурсии и ее название могут совпадать, а могут и не совпадать. Именно от названия часто зависит популярность экскурсии.
Задачи экскурсии — это ступени (шаги, этапы) в достижении цели. Как, например, показать роль Петербурга в жизни и творчестве А. С. Пушкина?
Во-первых, необходимо выявить места, где жил и бывал поэт; во- вторых, рассмотреть образ северной столицы, созданный в произведениях поэта, соотнести его с реально существующими улицами и площадями. В-третьих, выявить и показать предполагаемые места проживания и деятельности пушкинских литературных героев. Решение этих задач (а их может быть и больше) позволит достигнуть цели экскурсии.
Задачи находят отражение в подтемах экскурсии. Количество подтем колеблется от 3 до 15 в зависимости от экскурсии.
Этап 2. Составление библиографического списка и изучение литературы по теме.
В библиографический список включаются источники и литература по теме экскурсии. К источникам относят все документы, появившиеся в ту эпоху, о которой идет речь, и характеризующие ее. Это могут быть законодательные акты, договоры, указы, распоряжения, летописи, хроники,дневники,письма и др. Источниками являются материальные предметы, созданные в изучаемое время, былины, сказки, песни, пословицы, кино-, фоно- и фотоматериалы.
Литература (книги, брошюры, статьи) подбирается по теме экскурсии, в ней анализируются источники. Это вторичный материал, представляющий собой авторскую интерпретацию источников.
При составлении библиографического списка важно указывать точные выходные данные опубликованной литературы: название, фамилию автора или редактора, место и год издания, издательство, количество страниц статьи или всей книги.
Если источники находятся в архиве или музее, необходимо четко указать местонахождение документа: архив, фонд, опись, номер единицы хранения.
Этап 3. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Объекты показа являются зрительной основой экскурсии и рассказа экскурсовода. По содержанию экскурсионные объекты можно разделить на одноплановые (растение, животное, дом) и многоплановые (роща, улица, площадь); по функциональному значению — на основные и дополнительные; по степени сохранности — на полностью и частично сохранившиеся (перестроенные).
Часто бывает, что достойных объектов гораздо больше, чем можно успеть показать на экскурсии. Поэтому отбираются только те объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме, наиболее типичные и удачно расположенные по маршруту. Иногда приходится жертвовать содержательными памятниками, если они расположены слишком далеко.
При выборе объектов учитываются следующие их характеристики:
• информативность, познавательная ценность;
• известность (есть объекты малоинтересные с исторической и художественной точки зрения, но известные большинству туристов);
• необычность (экзотичность) объекта как по своей истории, так и по внешнему виду;
• внешняя выразительность (привлекательность);
• сохранность, состояние в конкретный момент (например, если здание находится на реставрации и скрыто строительными лесами, нет смысла его показывать);
• месторасположение — расстояние до объекта, удобство проезда, состояние дороги, хороший обзор.
Важно правильно определить число объектов показа: чем их больше, тем поверхностнее будет рассказ о них; если объектов мало, то тема не будет раскрыта полностью. Для четырехчасовой обзорной экскурсии рекомендуется планировать 15 — 20 основных объектов, для тематической — 8 —10.
Перед тем, как включить объект в экскурсию, необходимо провести предварительный его осмотр, собрать все сведения о нем. Эти сведения заносят в специальные карточки, которые составляют главный справочный материал для экскурсовода. Эти карточки называют также паспортом объекта, в них заносят следующие данные:
1) наименование объекта (первоначальное и современное);
2) историческое событие, с которым связан объект, дата события (для объектов архитектурных, искусствоведческих экскурсий этот пункт не обязателен);
3) точное местонахождение объекта: район, улица, номер дома;
4) описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материалов и др.);
5) источники сведений об объекте: книга, статья, архивный документ, устный рассказ;
6) сохранность объекта: его состояние и состояние территории, дата окончания реставрационных работ;
7) охрана памятника: кем осуществляется, с какого времени, в соответствии с каким документом;
8) в какие экскурсионные темы целесообразно включать данный памятник в качестве объекта показа;
9) дата составления карточки, Ф.И.О. составляющего. Этот пункт необходимо заполнять в том случае, если карточки хранятся в экскурсионном бюро. Сегодня многие экскурсоводы предпочитают иметь дома собственные картотеки.
К карточке прикрепляется одна или несколько фотографий объекта.
Этап 4. Составление маршрута экскурсии, т.е. пути следования экскурсионной группы. Исходный и конечный пункты маршрута должны соответствовать характеру темы экскурсии.
Рекомендуется при составлении маршрута учитывать следующие основные требования:
• показ объектов должен вестись в логической последовательности;
• маршрут должен обеспечить показ всех основных объектов;
• переезды или переходы от объекта к объекту не должны превышать 10—15 мин;
• необходимо прокладывать маршрут по наиболее благоустроенным магистралям города;
• нельзя допускать повторного проезда по одному и тому же участку маршрута;
• необходимо учитывать возможность остановки автобуса с выходом или без выхода группы у каждого из основных объектов;
• учитывать правила дорожного движения и перевозки пассажиров, а также другие документы, регламентирующие передвижение по российским или зарубежным дорогам.
Экскурсионный маршрут составляется по хронологическому, тематическому или тематико-хронологическому принципам.
При хронологическом принципе объекты показываются по очередности их возникновения или постройки, по времени или очередности влияния на жизнь конкретной личности. По этому принципу могут быть построены маршруты исторических, биографических, искусствоведческих и других экскурсий.
При тематическом принципе объекты показываются в соответствии с раскрытием темы или подтем экскурсии.
Комплексный тематико-хронологический принцип применяется чаще всего в городских обзорных многоплановых экскурсиях, когда хронологическая последовательность изложения материала соблюдается только внутри подтемы.
Этап 5. Объезд или обход маршрута с целью уточнения трассы движения, места расположения экскурсионных объектов, подъездов к ним, остановок. Необходимо выбрать основные и резервные точки для показа объектов и расположения экскурсионной группы.
Резервные точки нужны на тот случай, если основная точка будет занята другой туристской группой.
Одновременно проводится хронометраж: уточняется длительность всех проездов или проходов от объекта к объекту, время, необходимое для показа. Высчитывается общая продолжительность экскурсии, ее протяженность в километрах.
Объезд или обход маршрута необходим и в случае, если экскурсия долго не проводилась, когда в городе активно идут ремонтные или реставрационные работы и подъезд к объекту может быть неожиданно перекрыт или объект взят на реставрацию, огорожен забором или покрыт строительными лесами, что сделает невозможным его показ.
Этап 6. Подготовка контрольного и индивидуального текстов экскурсии. Этот этап наступает после утверждения маршрута. Контрольный текст всегда находится в экскурсионной организации, им может воспользоваться любой другой экскурсовод. Контрольный текст составляется в соответствии с целью и темой экскурсии, но без учета последовательности показа объектов на маршруте. В тексте должны быть цифры и факты, цитаты, подкрепленные ссылками на соответствующие источники или литературу, а также материалы, используемые для вступления, заключения и логических переходов в рассказе экскурсовода. Контрольный текст является технологическим документом, отражающим научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам.
Объем контрольного текста для 3-часовой автобусной экскурсии составляет примерно 40 — 50 стандартных машинописных страниц, для пешеходной — 25 — 30.
На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, который и озвучивает, сообразуясь с составом группы и интересами конкретных экскурсантов.
Индивидуальный текст составляется каждым экскурсоводом для себя в соответствии с контрольным, материал излагается строго в соответствии со структурой экскурсии (вступление, основная часть, заключение) и последовательностью показа объектов на маршруте.
Рассмотрим содержание отдельных структурных элементов текста: вступления, основной части, заключения.
Цель вступления — заинтересовать аудиторию, установить контакт с группой. Вступление может длиться 5 — 7 мин и включает организационную и информационную части. В организационной части экскурсовод должен представить себя (Ф.И.О., должность, организация) и водителя (Ф. И.О., категория), назвать тему и маршрут экскурсии, время и место ее окончания, провести инструктаж по технике безопасности и правилам поведения. В информационной части кратко излагаются цель, задачи и содержание экскурсии, называются основные подтемы и наиболее значимые объекты.
Основная часть включает содержание отдельных подтем, соединенных логическими переходами в единое целое. Количество подтем может колебаться от 4 до 10—12 в зависимости от темы. Логические переходы позволяют плавно перейти от одной подтемы к другой.
В заключении подводятся итоги. Экскурсовод приглашает туристов на другие экскурсии, которые смогут расширить их представление о теме или о городе в целом.
Этап 7. Комплектование «портфеля экскурсовода».
Так называют комплект наглядных пособий, которые используются на экскурсии для дополнения зрительного ряда, восстановления первоначального вида объекта, восполнения недостающего звена в показе. В этот комплект входят информационные материалы (фотографии, копии документов, географические карты, схемы, репродукции с картин и др.), используемые экскурсоводом.
Наглядные пособия можно разделить на группы:
а) естественные (гербарии, семена, коллекции засушенных насекомых, образцы минералов, почвы и др.);
б) изобразительные (репродукции живописи, графики, открытки, рисунки, схемы, исторические и географические карты, таблицы, диаграммы, различные фотокопии);
в) технические (диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, аудиозаписи музыкальных, литературных произведений, воспоминаний).
В «портфель» можно также включить образцы продукции промышленных предприятий, народного творчества (в том случае, если это легко переносимо).
Весь наглядный материал следует подбирать и готовить к показу заранее. Совершенно недопустимо рвать растения во время экскурсии или вынимать фрагменты кирпичей из кладки здания или крепостной стены с желанием показать состав этого кирпича или его форму.
Для 3 — 4-часовой экскурсии пособий может быть не более 15. Их обилие может утомить, рассеять внимание, уменьшить интерес к экскурсии. Принципом отбора пособий является степень их необходимости для раскрытия темы экскурсии, их информативности и наглядности.
Этап 8. Выбор методических приемов. Они подразделяются на приемы показа, рассказа и движения. На этом этапе подготовки экскурсии необходимо определить, какой конкретно прием целесообразно использовать при показе каждого объекта на конкретных участках маршрута. Более подробно об этом рассказывается в гл. 6.
Этап 9. Определение техники ведения экскурсии. Это — организационные вопросы экскурсионного процесса. Если проводится автобусная экскурсия, то четко определяется место и время выхода из автобуса, скорость движения на каждом конкретном участке, место экскурсовода и экскурсантов у каждого объекта. Кроме этого к организационным вопросам относится выделение времени для фотографирования, покупки сувениров, отдыха и др.
Этап 10. Составление технологической карты (методической разработки). Она является основным документом экскурсионного учреждения, который вместе с текстом дает право на проведение и оплату экскурсии. Технологическая карта включает простран- ственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии (продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и пр.), основные творческие задачи экскурсовода на каждом этапе.
В технологическую карту вносятся все сведения по экскурсии (тема, цель и задачи, маршрут и объекты показ, общая продолжительность и продолжительность всех проездов и остановок, методические приемы, техника проведения). Объем карты составляет в среднем 6—12 страниц.
Заключительный этап — прием (сдача) экскурсии на маршруте. Если экскурсия составлялась группой, то пробную экскурсию обычно проводит руководитель группы (иногда один из ее членов). После приема (сдачи) экскурсии происходит ее утверждение и экскурсовод допускается к работе на маршруте.
Подготовка технологической карты экскурсии
Значение технологической карты (методической разработки) в том, что она устанавливает четкий порядок проведения экскурсии, определяет место и соотношение ее основных элементов — показа и рассказа, содержит необходимые рекомендации по методике организации и проведения экскурсии.
Технологическая карта составляется на каждую экскурсионную тему и для каждой категории экскурсантов с учетом их возрастных и психологических особенностей, профессиональных интересов в соответствии с приложением Е к ГОСТ Р 50681—94 (приложение 6).
Образец оформления технологической
|
Таблица 5.1
|
карты экскурсии по Санкт-Петербургу |
На примере технологической карты, составленной для обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу, покажем методику ее заполнения (табл. 5.1).
На титульном листе технологической карты указываются следующие данные.
Руководитель турист, предприятия______________________________
(Подпись, расшифровка подписи)
Технологическая карта экскурсии на тему « »
Вид экскурсии (в соответствии с классификацией)_________________
Продолжительность (ч) ______________________________________
Цель экскурсии _____________________________________________
Задачи экскурсии ___________________________________________
Маршрут экскурсии (кратко основные пункты) ___________________
1. Как осуществляется выбор темы, формулировка названия, определение цели и задач экскурсии?
2. Как и где искать информацию по теме экскурсии?
3. Как отбираются экскурсионные объекты?
4. Как составляется маршрут экскурсии?
5. Для чего необходим объезд или обход маршрута?
6. Чем отличается контрольный текст экскурсии от индивидуального?
7. Что такое «портфель экскурсовода» и как он комплектуется?
8. Для чего нужна технологическая карта экскурсии?
Гл а в а 6 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник