Методы по управлению госдолгом страны

4.2. Методы управления госдолгом

Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов, с заменой краткосрочных обязательств долгосрочными или обязательств, по которым истекает срок погашения — новыми облигациями.

Конверсия— изменение первоначальных условий ранее выпущенного государственного займа, касающихся доходности, т.е. путем понижения (иногда ↑) %.

Консолидация– продление срока действия займа путем объединения нескольких долгов (займов) в один более долгосрочный, как правило, с изменением ссудного процента.

Унификация– объединение нескольких займов в один, когда более ранние облигации обмениваются на новые с целью уменьшения количества видов ценных бумаг (что упрощает работу и сокращает расходы). В исключительных случаях правительство может провестиобмен по регрессивному соглашению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой. Такой обмен был проведен после войны в целях изъятия из оборота облигаций военного времени в соотношении 3 : 1.

Отсрочка погашения– перенос сроков погашения и прекращение выплат. Отличие от консолидации состоит в том, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов (хотя и не обязательно), а при консолидации владельцы облигаций продолжают получать %.

Аннулирование– полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему госдолгу). Это может случиться по следующим причинам: финансовая несостоятельность (банкротство) государства или приход к власти новых сил, которые отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей. Напр., Правительство РСФСР аннулировало займы царской России. Однако, аннулирование госдолга носит экстраординарный характер и практически не применяется развитыми странами.

Читайте также:  Описание стран для туризма

Реструктуризация– пересмотр сроков выплаты % по займам и/или погашения основной суммы долга, уменьшение ставки процентов, списание части долга. обычно проводится при ухудшении платежеспособности заемщика, когда возникает угроза его банкротства.

Реструктуризация(ст. 105 БК)— прекращение долговых обязательств, составляющих госдолг, с их заменой иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Выкуп долга– предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг.

Обмен долга на акционерный капитал– предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее предприятий. В этом случает доля иностранного капитала в стране.

Согласно ст. 101 БК РФ:

1. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ.

2. Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ либо финансовым органом субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ.

3. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Ключевой задачей правительствав области управления государственным долгом России является увеличение веса внутренних заимствований в структуре долга при общем сокращении величины государственного долга. В результате решения указанных задач планируется достижение следующих целей:

а) возможность государства гарантированно выполнять обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга в будущем независимо от состояния государственного бюджета;

б) стимуляция институционального развития отечественного фондового рынка за счет активного увеличения внутренних государственных секьюритизированных заимствований (в виде ОФЗ и ГСО).

Источник

Управление государственным долгом

Управление государственным долгом — совокупность тактических и стратегических мер по обслуживанию государственного долга и осуществлению новых заимствований, регулированию объема и структуры долга, регулированию рынка государственных заимствований и контролю за их целевым и эффективным использованием.

Государственный долг может быть финансовым инструментом и объектом управления одновременно. В качестве финансового инструмента государственный долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, на уровень сбережений и многие другие экономические процессы.

Система управления государственным долгом в общем виде представлена на рис. 1.

Рис. 1. Система управления государственным долгом

Методы управления

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.

Унификация — объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.

Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.

Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Принятие перечисленных возможных решений государства нарушает главный принцип управления государственным долгом — принцип безусловности. Поэтому их использование требует глубокой предварительной проработки, анализа всех возможных экономических и политических последствий.

Приемы и методы управления государственным долгом

Существует множество методов решения проблемы государственного долга. По срочности и по характеру решаемых задач выделяют бюджетно-экспортные и финансово-технические методы. По условиям и механизму реализации можно выделить также рыночные и нерыночные методы.

Бюджетно-экспортные методы — долгосрочные и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.

Финансово-технические методы — краткосрочные и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей.

Выделяют следующие основные финансово-технические методы управления государственным долгом: консолидацию, конверсию, унификацию, рефинансирование, реструктуризацию, отсрочку погашения, аннулирование займов и др.

Конверсия, консолидация и унификация

К нерыночным методам управления государственным долгом можно отнести такие, как конверсия, консолидация и унификация. Эти методы предполагают изменение условий находящихся в обращении займов в одностороннем порядке, часто без согласования с держателями ценных бумаг. Такие меры нарушают права инвесторов и в этой связи их использование возможно лишь при плановой экономике и недопустимо в рыночных условиях.

Так, в советский период увеличение сроков и удешевление государственного долга достигалось путем проведения конверсии и консолидации. В централизованной плановой экономике эти мероприятия проводились в принудительном порядке. Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов. Такая операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3%-го выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств — с 5 до 10%.

Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное со сроками их обращения. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

Конверсия и консолидация долга могли сочетаться с унификацией займов, под которой понималось объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом займе. В этом случае на вновь выпускаемые облигации обменивались облигации унифицированных займов, а доходность и сроки погашения нового займа изменялись в нужном для государства направлении.

В современных условиях трудности многих стран с погашением внешнего долга породили новые приемы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Эти приемы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга. Под конверсией в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника. Среди них: погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и др.

Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности товарными поставками. Таким образом был погашен долг Словакии (1,8 млрд долл. США), Венгрии (480 млн долл.), Республике Корея (170 млн долл.), Болгарии (100 млн долл.) и Польше (20 млн долл.) 130J-

Через механизм Парижского клуба Россия пошла на списание так называемых безнадежных долгов беднейших стран на сумму около 800 млн руб. Большинство этих кредитов было выдано в советское время, и по ним деньги не возвращались. Путем списания части задолженности России удается документально подтвердить наличие долга и оформить межправительственными соглашениями порядок его погашения и обслуживания. Таким образом, Россия, во-первых, помогла беднейшим странам, а во-вторых, кто раньше не платил, теперь начинают это делать.

В настоящее время, согласно статье 98 Б К РФ, изменение условий выпущенных в обращение государственных займов — сроков выплаты и размера процентных платежей, сроков обращения — не допускается.

Реструктуризация

В рыночной экономике осуществляется реструктуризация долга на основе использования механизмов финансового рынка. Краткосрочность российских долгов и высокая стоимость заимствований в последние годы вынуждали государство постоянно заботиться об удлинении сроков и сокращении доходности новых заимствований.

Основные схемы реструктуризации включают: списание долга, то есть аннулирование прежних займов; выкуп долга; секьюритизацию долга.

В сфере внешних заимствований реструктуризация долга проводится и на договорной основе. Тогда под реструктуризацией понимается изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Рефинансирование

Основным приемом получения средств для погашения займов выступает рефинансирование долга, под которым понимается погашение накопившейся задолженности путем выпуска новых займов.

Ставка рефинансирования — это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга.

Таким образом, государственный кредит регулирует рынок межбанковских кредитов. При невозможности рефинансирования долга на его обслуживание и погашение направляются текущие доходные поступления бюджета.

Аннулирование

Кроме названных приемов управления государственным долгом возможны отсрочка погашения займов и аннулирование государственного долга. Отсрочка погашения ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. При отсрочке не только отодвигаются сроки погашения займов, но и прекращается выплата доходов.

Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства; вследствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

Страны с рыночной экономикой в обычных условиях не используют названные приемы управления государственной задолженностью, поскольку их применение ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов. В истории государственного долга их осуществление наблюдалось только в условиях войны, послевоенной разрухи или тяжелых бюджетно-финансовых кризисов.

Источник

Методы по управлению госдолгом страны

Под государственным долгом понимают величину задолженности государства собственным или иностранным физическим и юридическим лицам.

Государственный долг делится на два вида:

  1. внутренний, то есть задолженность государства своему населению или организациям, зарегистрированным на его территории;
  2. внешний, то есть задолженность государства иностранным организациям или физическим лицам.

Под управлением государственным долгом понимают систему финансовых мероприятий, проводимых государством в целях погашения задолженности по займам, а также по выплате доходов по этим займам, изменению условий и сроков выпуска займов, выпуска новых долговых обязательств.

Готовые работы на аналогичную тему

Управление государственным долгом представляет собой одно из приоритетных направлений государственной финансовой политики. Управление государственным долгом рассматривается как непрерывный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов. К числу этих этапов относятся:

  • во-первых, этап размещения государственных ценных бумаг, направленный на привлечение финансовых ресурсов;
  • во-вторых, этап погашения государственного долга;
  • в-третьих, этап обслуживания государственного долга.

Источниками погашения государственного долга выступают средства государственного бюджета; золотовалютные резервы; денежные средства, полученные от продажи государственной собственности; а также денежные средства, полученные в результате новых заимствований.

Задачи управления государственным долгом

Управление государственным долгом направлено на решение ряда задач, к числу которых относятся:

  1. удержание объемов внешнего и внутреннего государственного долга на определенном уровне. Решение данной задачи обусловлено тем, что необходимо сохранять экономическую безопасность государства, обеспечивать возможность погашения уже имеющихся обязательств без нанесения ущерба социально-экономическому развитию страны и его финансирования;
  2. минимизация стоимости государственного долга за счет пролонгации займов и сокращения доходности государственных ценных бумаг;
  3. сохранение репутации надежного заемщика за счет своевременного выполнения государственных обязательств перед кредиторами;
  4. поддержание стабильности и предсказуемости государственного долга;
  5. достижение наиболее эффективного и рационального использования средств, полученных по государственным займам;
  6. координация действий государственных федеральных, региональных и муниципальных органов управления на долговом рынке государства;
  7. диверсификация долговых обязательств по различным параметрам, например, по срокам заимствования, формам выплат и так далее.

Характеристика методов управления государственным долгом

Существует множество методов управления государственным долгом. Основная задача государства в части управления государственным долгом состоит в выборе адекватных методов управления им, что требует оценки определенных факторов, влияющих на выбор этих методов. К числу таких факторов относится, например, удельный вес расходов на обслуживание государственного долга в общей сумме расходов государственного бюджета, соотношение валового внутреннего продукта и величины государственных займов. В отношении внешнего государственного долга могут применяться иные показатели (факторы оценки): например, соотношение величины внешних заимствований и объема экспорта, а также удельный вес расходов, направляемых на погашение внешнего государственного долга, в сумме выручки от экспорта.

Всю совокупность методов управление государственным долгом можно разделить на две группы:

  • финансовые методы управления государственным долгом;
  • административные методы управления государственным долгом.

В первом случае речь идет о выборе способов и форм, посредством которых государство предполагает осуществлять погашение государственного долга. При применении этих методов оценивается финансовые показатели. Данная группа методов нацелена на обеспечении предельного уровня эффективности использование привлекаемых займов, изыскание мер сведения издержек по их погашению к минимуму. Вторая группа методов основана на оперативном выполнении распоряжение органов государственной власти. Данная группа методов не предполагает проведение оценки результативности и эффективности действий, связанные с управлением государственным долгом.

Таким образом, непосредственными методами управления государственным долгом являются следующие:

  • во-первых, рефинансирование государственного долга – сущность данного метода состоит в организации выпуска новых займов с целью привлечения средств для погашения уже существующей задолженности по займам;
  • во-вторых, конверсия – сущность данного метода состоит в изменении доходности существующих государственных займов. Преимущественно при применении конверсии государство снижает величину выплат по займам, что позволяет добиться сокращения расходов по обслуживанию и управлению государственным долгом;
  • в-третьих, консолидация – сущность данного метода состоит во внесении изменений в условиях государственных займов в части их сроков. Как правило, такое изменение предполагает увеличение сроков погашения государственных займов;
  • в-четвертых, унификация займа – сущность данного метода состоит в объединении нескольких существующих государственных займов. Данный метод предполагает обмен ранее выпущенных облигаций на новые. Этот метод часто используется в комбинации с консолидацией;
  • в-пятых, аннулирование государственного долга – данный метод отличается радикальным характером, выражающемся в том, что государство отказывается от исполнения своих обязательств по погашению государственного долга по части государственных займов.

Источник

Оцените статью