Методы проведения учебных экскурсий

Методика проведения экскурсий.

Экскурсия как форма организации учебного и воспитательного процесса.

Методика проведения экскурсий.

1. Сущность экскурсий.

2. Функции экскурсий.

3. Виды экскурсий.

4. Методика проведения экскурсий

5. Виды экскурсий (примеры)

Наряду с занятиями учебная и воспитательная работа в очно-заочной школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursion) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения и воспитания, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов (природы, промышленных предприятий, исторических памятников, музеев, библиотек, лабораторий высших учебных заведений и др.) и непосредственного ознакомления с ними.

Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой. Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций:

с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;

экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой;

экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;

экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.

В образовательных программах каждой из секций устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в очно-заочной школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.

К первому виду относятся производственные экскурсии. Это экскурсии, которые предполагают посещение обучающимися промышленных (заводы и фабрики) и сельскохозяйственных предприятий. Производственные экскурсии способствуют ознакомлению с процессами производства, основами современной индустрии; расширению политехнического кругозора, трудовому воспитанию учащихся и их профориентации.

Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии. Они проводятся по ботанике, зоологии, географии, анатомии и физиологии человека. Это могут быть экскурсии в городские парки, ботанический сад, лаборатории кафедр и музеи высших учебных заведений, научно-исследовательские институты, анатомический музей и т.п.

К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии по литературе, истории и обществознанию в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, библиотек, книгохранилищ, архивов.

Четвертый вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Пятый вид — комплексные экскурсии, которые охватывают сразу несколько предметов. Например, экскурсия на стеклозавод может проводиться одновременно по физике, химии, математике, географии, и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик знакомят учащихся с применением этих наук на производстве, географ рассказывает об экономических связях предприятия и т.д.

Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в аудитории.

4. Методика проведения экскурсий

При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий. В общем плане эта методика включает в себя:

а) подготовку экскурсии,

б) выход (выезд) обучающихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий,

в) обработка материалов экскурсии и подведение её итогов.

Успех экскурсии определяется ее подготовкой: педагог должен предварительно ознакомиться с объектом, составить план её проведения, определить познавательные задания для обучающихся в ходе экскурсии, определить маршрут и порядок движения, провести инструктаж по технике безопасности. Если экскурсия на производство, то необходимо договориться о сопровождающем ответственном лице от предприятия, выяснить, сколько обучающихся одновременно могут осматривать объект. Необходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии: педагог или сопровождающий от предприятия. Если педагог хорошо знает объект экскурсии, то лучше, чтобы объяснения он давал сам. Если объяснения даёт сопровождающий, то педагогу следует заранее дать экскурсоводу необходимые методические советы о порядке проведения экскурсии. При движении по территории предприятия и производственным помещениям во главе группы обучающихся должен идти сопровождающий, а педагогу необходимо находиться на месте замыкающего и держать под наблюдением всех обучающихся.

В ходе экскурсии следует делать остановки для объяснения, зарисовок, сбора материалов. Во время экскурсии на производство надо рассказывать не только об объектах экскурсии, но и о работниках, их квалификации, о характере выполняемой ими работы — этим осуществляется трудовое воспитание и профориентация.

Длительность непосредственно экскурсии не может превышать 2 часов, т.к. большая продолжительность утомляет обучающихся, снижает их интерес и внимание, поэтому экскурсия не должна быть всеобъемлющей

По завершении экскурсии следует обработать собранные материалы и наблюдения, подговорить коллекции, альбомы, выставки, стенгазеты, доклады, рефераты. Подведение итогов возможно, проводить в форме беседы с оценкой полученных знаний и выполняемых работ.

Итак, методика проведения экскурсии включает в себя следующие этапы:

I. Подготовительная работа к экскурсии:

а) четкое определение ее цели,

б) выбор объекта изучения;

в) постановка перед учащимися конкретных вопросов,

г) посещение педагогом объекта экскурсии, решение вопроса о том, кто будет выступать в качестве экскурсовода — он сам или работник предприятия.

II. Содержательная часть экскурсии: организация учебной работы по восприятию усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения с помощью методов рассказа, объяснения, беседы и демонстрации.

III. Подведение итогов: обобщение того, что обучающиеся узнали нового во время ее проведения.

Источник

Методика проведения учебных экскурсий

«Я слышу — и я забываю,

я вижу — и я помню,

я делаю — и я понимаю».

Практическая деятельность — важный момент становления географической культуры . Проведение учебных экскурсий — обязательно требование учебной программы и учебной практики. Проведение экскурсий в природу в городе осложняется тем, что до места экскурсии приходится добираться далеко. Сложно выбрать объект экскурсии.

Поэтому я хочу предложить разработки экскурсий, которые можно провести в условиях нашего города.

Организация и проведение каждой экскурсии включает в себя три основных этапа:

Подготовка учителя и учащихся

Оформление полученных материалов, составление отчета

Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает:

Формулировку целей и задач экскурсии

Выбор маршрута, ознакомление с ним учащихся

Подбор учебного материала для повторения

Составление плана проведения экскурсии

Подготовка необходимого оборудования

Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках географии.

Подготовка учащихся к экскурсии включает

1. Повторение знаний, которые учащиеся должны будут применить в ходе экскурсии.

2. Подготовка необходимого оборудования.

3. Проведение инструктажа по безопасности жизнедеятельности, правила поведения в природе

На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы.

Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, которые ставит учитель, от выбранных для изучения географических объектов. Можно выделить три основных этапа проведения экскурсии

1. Вводная беседа учителя. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов. Учитель напоминает правила поведения в природе.
2. Самостоятельная работа учащихся по руководством учит еля

Экскурсия может проводиться как с общим планом для всего класса, так и по-иному, когда класс предварительно делится на звенья, каждое из которых имеет свой план-задание.

3. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, отчётов – индивидуальных и всей бригады (звена).

В заключение итоговой беседы учитель отвечает на вопросы учащихся, возникшие у них во время экскурсии, дается задание по оформлению отчета. Дома школьники по планам-заданиям своих звеньев составляют краткие отчеты.
Составление отчета заставляет учащихся осмыслить еще раз все то, что они увидели и узнали на экскурсии. Лучшие и хорошо оформленные отчеты следует зачитать перед классом. Это, с одной стороны, дает возможность показать, как нужно оформлять отчеты, и, с другой стороны, способствует воссозданию более полного представления об изученном объекте.
Отчеты учащихся сопровождаются схемами, рисунками, фотографиями, таблицами, графиками, диаграммами. Собранные материалы на экскурсии, отчеты учащихся оформляются в стенд, который служит учебно-наглядным пособием в преподавании.
Результаты экскурсии будут эффективны лишь в том случае, если учитель добьется максимального использования материалов в преподавании. Прочность и осознанность знаний, полученных на экскурсии, достигается повторением экскурсионного материала. При проведении всех экскурсий важно учитывать мировоззренческая идея взаимодействия природы и общества.

Источник

Методика организации и проведения учебных экскурсий в природу

Разделы: География

Учебная экскурсия в природу – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся.

Методика организации и проведения учебных экскурсий довольно полно раскрыта в работах Герасимовой Т.П., Никоновой М.А., Чернова Е.А, Бибик А.Е. и др.

Изучение литературы показало, что организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:

  1. Подготовка к ней учителя и учащихся
  2. Проведение экскурсии
  3. Оформление полученного материала

Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает:

  1. Формулировку цели и задачи экскурсии
  2. Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей
  3. Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий
  4. Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии
  5. Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках географии.

Формируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований школьной программы по географии. Необходимо учитывать время проведения экскурсии, так как этим определяется подготовленность учащихся к самостоятельной работе при выполнении практических заданий, а также возможность сбора краеведческого материала для тем курса, подлежащих изучению в дальнейшем.

Для проведения экскурсии в природу выбирается район, расположенный вблизи школы и знакомый учащимся. Район должен отвечать следующим требованиям:

1. Быть разнообразным в физико-географическом отношении и в то же время типичным для природной зоны, в которой живут учащиеся
2. Иметь доступный для изучения пересечённый рельеф, хорошие обнажения горных пород, разнообразный почвенно-растительный покров и наличие водных объектов (источников, рек)
3. Должен быть вполне доступен для прохождения (исключаются труднопроходимые болота, не обеспеченные переправой глубокие реки, осыпи, обрывы и прочие объекты, опасные для здоровья и жизни учащихся).

В случае отсутствия подобного района вблизи школы выбирают место более удалённое, но с минимальной затратой времени на проезд.

Знакомясь с маршрутом на местности, учитель уточняет географическое положение остановок, содержание объяснений и заданий учащимся, форму и объём записей, а также выполняет эскизы рисунков, которые должны будут сделать школьники. Необходимо также заранее выбрать оптимальный вариант расстановки бригад.

На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы. Таким образом, экскурсия станет новой формой работы со школьниками.

Когда выбранная территория и объекты на ней с позиции требований программы оценены, что будет изучаться обзорно, а что детально, к выходу в поле готовятся учащиеся. Успех планируемой учебной экскурсии во многом зависит от готовности школьников к ней.

Подготовка учащихся к учебным экскурсиям предполагает, прежде всего, повторение физико-географических знаний, которые учащиеся должны применить на экскурсии, знакомясь с особенностями природы на выбранном объекте экскурсии. Необходимость опорных знаний-непременная основа усвоения нового материала на экскурсии в полевых условиях. В подготовительный период учащиеся знакомятся с методикой исследования физико-географических объектов и явлений: наблюдением, описанием местности, учатся зарисовывать и фотографировать, изучаются инструкции и памятки.

Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, которые ставит учитель, от выбранных для изучения краеведческих объектов. К организации учебных экскурсий предъявляется некоторые общие требования по физической географии. Так Чернов Б.А. в число таких требований включает:

1. Вводная беседа учителя. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов. Учитель рассказывает, как выделить простейшие природные комплексы и дать им характеристику, повторяет методику их описания в дневнике, напоминает правила поведения в природе.
2. Самостоятельная работа бригад (звеньев) по изучению природных объектов по намеченному плану (каждая бригада изучает отдельный объект или все звенья идут по замкнутому полигону от объекта к объекту).
3. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчётов – индивидуальных и всей бригады (звена).

Анализ содержания проводимых учителями географии экскурсий показывает, что при их проведении не всегда учитывается важная мировоззренческая идея взаимодействия природы и общества.

Представляется целесообразным на учебных экскурсиях по физической географии ориентировать деятельность учащихся на изучение изменённой человеком природы, на установление взаимосвязи в системе “природа – общество – природа”, т.е. отразить на этих экскурсиях связи с вопросами социальной и экономической географии. Учёт взаимодействия природы и общества открывает возможность учителю наглядно, ярко, убедительно показать взаимосвязь между природными и производственными комплексами даже на примерах небольших территорий. Эти объекты доступны для непосредственного наблюдения и именно на них можно раскрывать учащимся взаимосвязь природы и общества, подчёркивая при этом правильное использование природы и неверное, приводящее к её разрушению.

Собранный учащимися краеведческий материал на учебных экскурсиях, а также во время предварительной теоретической подготовки, оформляется в виде стендов, альбомов, схем, таблиц. Как правило, после учебной экскурсии учащиеся представляют индивидуально – групповой отчёт, в котором раскрывают содержание выполненных заданий (исследований) каждым учащимся и группой в целом.

Кратко остановимся на содержании и организации учебной экскурсии по географии в 6-м классе. При изучении конкретных объектов целесообразно дать задания учащимся по описанию объектов (овраг, источник и др.) Высший тип работы на экскурсии – это разрешение несложных географических задач самими учениками под руководством учителя. При этом, по существу, работа шестиклассников приобретает исследовательский характер.

Подготовка к осенней экскурсии начинается с первого урока (отводится по 7-10 мин). Перед проведением выделяется урок для проверки оборудования, знакомства учащихся с маршрутом и планом. На первом уроке учащиеся знакомятся с целями и задачами осенней экскурсии, приносят тетради для заполнения полевого дневника, где на каждой странице записывают задания (они приведены ниже), а результаты, полученные в ходе выполнения, заносятся на экскурсии. Экскурсия начинается во дворе школы. Общая продолжительность экскурсии от 2 час 30 мин до 3 час.

Задания могут быть следующие:

Задание №1

1. В каком направлении местность от тебя открытая, в каком закрытая?
2. В каком направлении от тебя находится школа?

Задание №2

1. Какие формы поверхности различаются на земном шаре?
2. На какой форме поверхности расположен район?
3. Как можно назвать равнину, на которой мы находимся: холмистой или плоской?
4. Куда стекают талые и дождевые воды с этой равнины?

Задание №3

1. Какими породами сложена данная равнина?

Задание №4

1. Определить на глаз расстояние до отдельно растущего дерева и проверить себя, измерив его расстояние шагами или рулеткой.

Задание №5

1. В каком направлении течёт река в районе экскурсии?
2. На каком берегу реки (на правом или на левом) мы находимся?

Задание №6

1. Измерить высоту холма (склона) самодельным нивелиром.

Во время экскурсии в намеченном месте учитель предлагает учащимся остановиться и называет номер задания, которое надо выполнить на этой остановке. В этом случае одна группа выполняет некоторую часть работ, например, измеряет высоту холма, другая – измеряет ширину и глубину речки с моста, третья – определяет скорость поверхностного течения. Затем группы меняются местами, и таким образом все учащиеся в конце концов выполняют всю программу экскурсии.

В плане экскурсии следует предусмотреть время для отдыха. С учащимися 6-го класса полезно организовать массовые игры, которые будут способствовать лучшему отдыху детей, повышению их работоспособности.

Опыт проведения осенней экскурсии в начальном курсе физической географии.

На примере методических рекомендаций по проведению осенней экскурсии покажу, как в ходе процесса обучения внедрялись в практику предложения по совершенствованию методики обучения.

Экскурсия проводилась с учащимися 6-го класса средней общеобразовательной школы №4 г. Черепаново Новосибирской области.

Географическое содержание осенней экскурсии опережает прохождение того учебного материала, с которым оно связано. Однако это обстоятельство не вызывает никаких осложнений, поскольку в экскурсии предусмотрена преемственность с природоведческой подготовкой учащихся. Для изучения в программе указан примерный перечень объектов, но я выбираю объект экскурсии, сообразуясь с местными условиями. Дополнительно к основному географическому содержанию экскурсии повторяются ранее усвоенные приёмы работы на местности (ориентирование, измерение расстояния и т.д.)

План проведения экскурсии

Тема: Изучение форм поверхности, характер залегания пород, ознакомление с водами, их использованием и охраной.

Цель: Научить учащихся самостоятельно работать, приобретать опыт творческой деятельности через краеведческую направленность в области географии.

Задачи:

1. Отработать навыки ориентирования по компасу и Солнцу, сформировать представление о формах рельефа, горных породах и водах окрестности г.Черепаново
2. Показать изменения равнины под воздействием внешних процессов, использование её в хозяйственной деятельности, воспитывать чувство любви к родной природе.
3. Развивать наблюдательность, умение пользоваться приборами, фиксировать природные объекты и явления.

Оборудование

1. Бригадное снаряжение: лопата, шест, две рейки, верёвка с грузом, рулетка, колышки, верёвка, нивелир.
2. Индивидуальное снаряжение: планшет с компасом, чистые листы для чертежей, карандаш, резинка, линейка.

Маршрут экскурсии:

Что изучается на остановках.

Содержание наблюдений

Практические работы

Остановка №1

Ориентирование по компасу и Солнцу 1. Устройство компаса и ориентирование его.

2.Определение сторон горизонта по компасу

3. Определение азимута по компасу

Человек должен уметь ориентироваться на местности.

Остановка №2

Формы земной поверхности. 1. Какие формы поверхности различают на земном шаре?

2. На какой форме поверхности расположен г.Черепаново?

3.Как можно назвать равнину, на которой мы находимся: плоской или холмистой?

г.Черепаново расположен на холмистой равнине с высотой над уровнем океана 250 метров.

Остановка №3

Изучение обнажения. 1. Траншея глубиной 2 метра.

2. Какими породами сложена данная равнина?

3. Как они залегают?

Для равнины характерны осадочные породы.

Остановка №4

Изучение оврага Наблюдение, измерение и описание оврага.

1. Где находится?
2. Почему в данной местности образовался овраг?
3. Продолжается ли рост оврага?
4. Сухой овраг или на дне есть ручей?
5. Как человек борется с оврагами?
6. Какова глубина оврага?

Поверхность равнины разрушается водными потоками и в результате деятельности человека.

Остановка №5

Изучение водного объекта. 1.Как он образовался?
2. Какими водами питается пруд?
3. Как используется пруд местным населением?

Человек создаёт искусственные водоёмы. Пруд – это понижение земной поверх- ности заполненный водой.

Остановка №6

Изучение колодца. 1. Местонахождение колодца.
2. Подходы к колодцу.
3. Сколько метров от колодца до школы?
4. Сколько метров от поверхности земли до воды?
5. Определить запас воды в колодце; каковы вкус, запах, прозрачность и её жёсткость.

Подземные воды находятся на различной глубине от поверхности земли.

Каждое задание выполняется учащимися индивидуально.

На последней остановке маршрута подводятся итоги экскурсии.

А) какие формы рельефа видели вы сегодня?
Б) каков состав горных пород их слагающих?
В) коротко рассказать об истории формирования рельефа этого района.

Домашнее задание: закончить оформление рисунков и составить описание оврага, пруда, колодца, обнажения. На следующем уроке сдать отчёты.

Источник

Читайте также:  План конспект урока достопримечательности нью йорка
Оцените статью