- 2.7.2. Место и роль стран с переходными экономиками в системе мирового хозяйства
- 2.2 Внешняя торговля стран с переходной экономикой
- Особенности международной торговли в промышленно развитых странах, развивающихся странах, странах с переходной экономикой в ХХI веке
- Особенности международной торговли
- Торговая политика промышленно развитых стран
- Торговая политика развивающихся стран и стран с переходной экономикой
- Заключение
2.7.2. Место и роль стран с переходными экономиками в системе мирового хозяйства
Место переходных экономик в системе мирового хозяйства определяет целый ряд противоречивых факторов. С одной стороны, это стремление подавляющего большинства бывших социалистических государств войти в политические, военные и экономические структуры Запада. С другой стороны, объективная реальность современного этапа развития этих стран обусловливает необходимость активного взаимного сотрудничества стран между собой. Речь идет о существующей до сих пор зависимость большинства постсоциалистических экономик от российской топливно-сырьевой базы, низкую конкурентоспособность их национального производства, близкое географическое расположение стран. Очевидно, что вторая группа факторов в большей степени касается региона стран СНГ. В свою очередь, переориентация переходных экономик на западные (прежде всего западноевропейские структуры зависит от скорости продвижения этих стран путем рыночных преобразований и уровня демократизации общественной жизни. Понятно, что такие страны, как Польша, Венгрия, Чехия, Словения имеют реальный шанс стать составным подразделением европейской экономической интеграции в ближайшей перспективе. Значение здесь имеет и целенаправленная политика правительств стран Восточной и Центральной Европы в этом направлении. Одним из первых ее результатов стало заметное усиление внешнеэкономических связей этих стран с Европейским Союзом. В настоящее время не менее половины оборота внешней торговли стран Восточной и Центральной Европы приходится на ЕС. Ускорению процесса переориентации способствовало заключение Европейским Союзом соглашений об ассоциированном членстве с Венгрией, Польшей, Словакией и Чехией в 1991, p. с Болгарией и Румынией — в 1993 г. В 1997 г. ЕС начал переговоры о полном членстве в Союзе с Польшей, Словенией, Венгрией и Чехией и подготовительную работу по принятию в ЕС Болгарии, Румынии и Словакии. Сегодня в этом процессе участвуют и республики Балтии. Эстония — среди первых кандидатов на вхождение в Европейский Союз. Латвия и Литва находятся на стадии проведения подготовительной работы.
Прогнозируется, что в первые десять лет XXI в. присоединение наиболее продвинутых постсоциалистических стран, в первую очередь стран Восточной и Центральной Европы, в ЕС повлечет ряд противоречивых последствий. Положительными среди них есть, во-первых, сам факт вхождения экономик этих стран в систему международного европейского разделения труда, формирования здесь новых отраслей специализации, ориентированных на мировые рынки. Во-вторых, значительным плюсом можно считать постепенный рост качества продукции стран восточно — и центральноевропейского региона к уровню западных стандартов, а следовательно, повышение уровня благосостояния населения этих стран. Важное значение в этом будут играть будущие дотации со стороны Европейского Союза новым государствам-участникам. Объем этих дотаций только в период до 2000 г. должен был составить 75 млрд. евро.
Однако вступление в ЕС стран Восточной и Центральной Европы означает для них полную отмену всех протекционистских мер для западных рынков. В то же время в значительной мере потерянными будут их сегодняшние позиции на рынках стран СНГ. Это потребует от государств Восточной и Центральной Европы дальнейшего углубления структурной перестройки их национальных экономик, которая уже сегодня является весьма болезненной. Например, по некоторым прогнозам, в Польше с 1,5 млн. крестьянских хозяйств по условий ЕС выжить сможет только 0,5 млн.
Если дальнейшие интеграционные перспективы развития стран Восточной и Центральной Европы и государств Балтии можно считать определенным, то будущие позиции стран СНГ по вхождению в Западные экономические структуры являются достаточно неопределенными. Только желание стран и провозглашение лозунгов об этом их правительствами мало. Без последующего реального целенаправленного рыночного реформирования экономик стран СНГ любые шаги в направлении европейской интеграции будут бесплодными.
Определение роли стран с переходными экономиками в мировом хозяйстве требует учета того факта, что для развитых западных стран и новых индустриальных государств достаточно привлекательными являются рынки, которые появляются в результате трансформации экономик стран второго мира с их относительно дешевой, но квалифицированной рабочей силой, имеющейся ресурсной базой, большим внутренним рынком с ненасыщенным спросом. Это обусловливает достаточно большие объемы иностранных инвестиций, направленных в регион постсоциалистических стран. Очевидно, что более значительные инвестиционные потоки направлены в страны с более реформованими экономиками, или же туда, где имеются значительные запасы полезных ископаемых, прежде всего, топливно-энергетических. Так, общий объем только прямых иностранных инвестиций в страны Центральной Европы (Польша, Чехия, Венгрия) за 1989-1997 гг. составляет 40 млрд. долл. США. По этому поводу уже упоминалась Эстония, которая является одним из лидеров среди постсоветских государство по объему иностранных капиталовложений. На первое же место по объему прямых иностранных инвестиций среди республик бывшего СССР вышел Казахстан. Объем прямых иностранных инвестиций здесь в 1997 г. достиг суммы почти в 3 млрд. долл. США. Более 80% всей промышленности страны контролируют иностранные предприниматели. Основные средства здесь направлены в нефтегазовый комплекс, перспективы развития которого оцениваются специалистами этой отрасли очень высоко.
Значительные иностранные капиталовложения было сделано также в разработку нефтяных месторождений Азербайджана (в 1997 г. — 1,8 млрд. долл. США, а всего запланировано вложить 12 млрд. долл.). Перспективной является участие иностранных компаний в прокладке крупных магистральных газопроводов в Туркменистане, в строительстве предприятий в Кыргызстане и Узбекистане. В других странах — членах СНГ объемы прямых иностранных инвестиций значительно меньше. В Украине их сумма на 1 июля 2000 г. составляла примерно 3,6 млрд. долл. США. Объясняет недостаточной заинтересованности иностранных бизнесменов в предпринимательской деятельности в большинстве стран бывшего СССР ряд негативных факторов, а именно: политическая неопределенность, недостатки правовой системы, отсутствие гарантий безопасности для иностранных предпринимателей, коррумпированность государственных чиновников, подозрительное отношение к иностранным инвесторам, непредсказуемое поведение руководителей предприятий и др. Указанные факторы, а также низкий уровень жизни подавляющего большинства населения в странах с переходными экономиками, отсутствие надлежащей рыночной инфраструктуры — это те негативные составляющие, которые сдерживают процесс экономической экспансии рынков большинства постсоветских государств и без преодоления которых дальнейшее поступательное развитие этих государств существенно усложняется.
Особую актуальность этой проблеме придает тот факт, что приток иностранных инвестиций в экономику постсоциалистических стран обеспечивает им доступ к новым технологиям, а следовательно возможность модернизации экономики. Классическим примером, который это подтверждает, пример автомобильного альянса немецкого концерна «Фольксваген» и чешской компании «Шкода», в котором немецкая фирма имеет контролирующие позиции. Концерн «Фольксваген» пришел на «Вред» в 1993 г. и начал проводить обновление старой продукции. В результате чешская компания начала выпускать абсолютно новый легковой автомобиль — «Шкода-Октавиа», который теперь хорошо продается на Западе почти по западным ценам. Концерн «Фольксваген» заставил поставщиков фирмы «Шкода» выпускать комплектующие соответствующего качества. Уже в 1997 г. автомобили «Шкода» на 70% собирались из деталей и узлов, произведенных местными компаниями. их продукция и готовые автомобили «Шкода» составляют 16% всего чешского экспорта. Учитывая этот опыт правительство Чехии увеличивает количество льгот для иностранных инвесторов, планируя предоставления налоговых льгот на весь период, пока эти инвесторы будут приносить в страну новейшие технологии.
Прямые иностранные капиталовложения для переходных экономик — это также возможность овладения опытом современной коммерции и практикой современного менеджмента, то есть теми составляющими реформирования национальных экономик постоціалістичних стран, которые могут обеспечить им должное место в системе мирового хозяйства.
Одновременно с указанными выгодами и преимуществами, которые несет в себе процесс открытия национальных рынков международной экономике, нужно указать и на его проблемный аспект. Речь идет об уязвимости еще несостоявшихся национальных хозяйств большинстве постсоциалистических стран для общемировых кризисных явлений. Последствия, в частности, финансового кризиса 1998 г. достаточно ярко иллюстрируют этот процесс. После обострения кризиса в Азии начался отток средств иностранных инвесторов из всех развивающихся рынков, латиноамериканского в частности, а также с рынков стран Восточной и Центральной Европы и России. Это повлекло существенное обострение финансовых проблем в Чехии и Болгарии, привело к обвалу российского рубля, потянув за собой возникновение значительных проблем в первую очередь в финансово-денежной сфере Украины, Казахстана, Кыргызстана, Беларуси. Очевидно, эти негативные последствия были бы значительно меньше, если бы экономическое положение упомянутых выше государств было бы более стабильным. Итак, еще раз следует подчеркнуть, что только последовательные рыночные реформы, экономический рост, базирующийся на факторах долгосрочной стабильности переходных экономик, могут стать основой дальнейшего поступательного развития любой из бывших социалистический стран. Только при таких условиях процесс мировой глобализации станет для стран с переходными экономиками стимулирующим фактором развития, а не фактором его торможения.
Источник
2.2 Внешняя торговля стран с переходной экономикой
В большинстве стран, находящихся в процессе перехода от плановой к рыночной экономике, потенциальные выгоды от дальнейшего развития внешней торговли получают в последнее время все более широкое признание, а правительства проводят политику либерализации внешнеторговых режимов, т.е. отмены излишних государственных ограничений на развитие экспорта и импорта. В результате во многих странах Центральной и Восточной Европы доля внешней торговли в ВВП повысилась с 10% или менее в 2000 г. до 20% и более в 2002 г. В России и других странах бывшего Советского Союза (БСС) отношение объема внешней торговли к ВВП за эти годы понизилось, но произошло это в результате подрыва торговых отношений между странами БСС, тогда как торговля с остальными странами мира, наоборот, расширилась. По мере того как внешняя торговля бывших социалистических стран все больше регулируется рыночными, а не государственными механизмами, в ее объеме растет доля торговли с развитыми странами.
После резкого падения, вызванного политическими причинами, торговля между странами с переходной экономикой сейчас постепенно восстанавливается. Предпринимаются и специальные усилия по развитию региональной экономической интеграции внутри этой группы стран. Так, благодаря договорам между правительствами соответствующих стран создана Балтийская зона свободной торговли, включающая в себя Латвию, Литву и Эстонию, а также Центрально-Европейская зона свободной торговли, в которую входят Венгрия, Польша, Словакия, Словения и Чехия.
Ряд новых инициатив, нацеленных на развитие свободной торговли, выдвинут и в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Так, в 2002 г. начались переговоры о создании таможенного союза между четырьмя странами — членами СНГ: Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Между Россией и Белоруссией подписан договор о создании межгосударственного сообщества.
Региональные торговые блоки (зоны свободной торговли), объединяющие страны с переходной экономикой, с одной стороны, могут содействовать экономической стабилизации в этих странах, но с другой — создают опасность замедления развития новых, возможно еще более выгодных, торговых отношений с другими странами. Десять стран центральной и восточной Европы, включая страны Балтии, подали заявки на вступление в европейский союз (ЕС), и практически все страны с переходной экономикой заявили о своем стремлении присоединиться к всемирной торговой организации (ВТО). Членство в ВТО, в частности, обеспечило бы им некоторую защиту от существующих во многих развитых странах ограничений на импорт их продукции, серьезно сдерживающих развитие их экспортных отраслей. Суровые ограничения, включая количественные квоты, существуют, например, на импорт из бывших социалистических стран в развитые страны сельскохозяйственной продукции, чугуна и стали, тканей, обуви и некоторых других товаров, в производстве которых страны с переходной экономикой, вероятно, смогли бы продемонстрировать сравнительные преимущества. Присоединение к ВТО стран с переходной экономикой, кроме того, наложило бы на них и определенные обязательства в области дальнейшей либерализации условий внешней торговли, включая понижение таможенных пошлин на импорт и отказ от применения многих других государственных мер, ограничивающих развитие внешней торговли.
Важнейшей проблемой для большинства стран с переходной экономикой является правильное определение своего места в системе общемирового разделения труда. Во многих случаях решение этой проблемы связано с диверсификацией структуры их экспорта, особенно в развитые страны. Так, экономика некоторых стран бывшего Советского Союза отличается узкой специализацией в области производства и экспорта одного или нескольких сырьевых товаров. Такими товарами являются, например, хлопок в Туркмении и Узбекистане и плодоовощная продукция в Молдавии. Для других стран, включая Россию, основной задачей является повышение качества выпускаемых промышленных товаров, необходимое для обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке.
Низкая конкурентоспособность многих товаров российской обрабатывающей промышленности на мировом рынке является главной причиной преобладания в российском экспорте сырьевых товаров, прежде всего нефти и природного газа. Такая структура экспорта серьезно подрывает устойчивость условий внешней торговли нашей страны. Так, в 1990-х гг. мировые цены на нефть и газ быстро росли и обеспечивали соответствующий рост экспортных доходов России как одного из их ведущих поставщиков. Однако в 1995-2000-х гг. мировые цены на энергоносители, наоборот, снижались, и условия внешней торговли России за этот период сильно ухудшились. Соответственно, интересам российской экономики отвечало бы увеличение доли изделий обрабатывающей промышленности в общем объеме экспорта.
Что касается современной структуры российского импорта, широко распространенным является мнение, согласно которому долю продовольствия в нем желательно было бы уменьшить путем улучшения условий собственного сельскохозяйственного производства. Долю машин и оборудования в импорте, наоборот, предлагается увеличить, с тем, чтобы ускорить техническую модернизацию российской промышленности и быстрее повысить качество производимых в России товаров.
Источник
Особенности международной торговли в промышленно развитых странах, развивающихся странах, странах с переходной экономикой в ХХI веке
Содержание:
Предмет: | Экономика |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 02.07.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Классические теории международной торговли однозначно отвечают на этот вопрос — свобода торговли. Критикуя протекционизм, сторонники торговли без ограничений утверждают, что это вредно для национальной экономики, поскольку разрушает конкуренцию, ограничивает способность потребителей удовлетворять свои потребности и ведет к повышению цен.
Свобода торговли, основанная на принципе сравнительного преимущества, напротив, способствует экономическому развитию страны и мировой экономики в целом, поскольку делает международную специализацию и, благодаря этому, позволяет нам в полной мере использовать потенциал каждая страна для создания богатства, стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию, расширяет спектр товаров и услуг, предлагаемых потребителям, оказывает положительное политическое влияние по мере того, как страны становятся более взаимозависимыми.
Особенности международной торговли
Классическая модель свободного международного обмена достаточно убедительна и, в целом, находит подтверждение в торговой практике, но в основном в промышленно развитых странах с рыночной экономикой, которые приносят наибольшую выгоду от торговли. После Второй мировой войны страны последовательно снимали (и продолжают снимать) ограничения на пути значительного экономического и социального прогресса. К тому же в западном мире концепция свободной торговли остается преобладающей. В то же время утверждение, что только свободная торговля для оптимизации использования факторов производства уже всеми безоговорочно признана. Многие экономисты-теоретики, рассматривая проблему выбора торговой политики, предостерегают от безрассудного применения принципов свободной торговли, полагая, что их соблюдение должно соответствовать реальному состоянию мировой экономики и реальным условиям конкретной страны.
Дело в том, что выводы классической теории международной торговли верны только при определенных условиях: свободная конкуренция и равенство торговых партнеров. Но в реальной жизни свободная конкуренция, особенно в современных условиях, скорее исключение, чем правило. Преобладающая на мировом рынке олигополистическая конкуренция по структуре близка к монополии (сговор, ценовое лидерство). Практика ведения бизнеса транснациональными корпорациями существенно нарушает принцип чистой и совершенной конкуренции, а их антиконкурентные действия не подпадают под действие национального законодательства, ограничивающего монополию. Цены, устанавливаемые ТНК, в каждом случае не отражают ни производственные затраты, ни рыночное равновесие. Они определяются политикой адаптации к специфике конкретного национального рынка и внутренней стратегией максимизации прибыли (трансфертных цен). Это с одной стороны. С другой стороны, партнеры в международной торговле часто значительно отличаются друг от друга и находятся в неравном положении: а) с точки зрения экономического развития; б) по степени зависимости от внешней торговли; в) по мере возможности влиять на обмен, в частности на цены.
Некоторые экономисты (например, французский экономист Ф. Перри) считают, что мировая цена — это не цена равновесия между спросом и предложением, а результат взаимодействия неравновесных сил и интересов, которые лишь отдаленно связаны с рынком. Это обстоятельство, естественно, ставит слаборазвитые страны, а также страны с переходной экономикой в зависимое положение от сильных стран и ТНК. В этих условиях становится проблематичным управлять экономическим ростом посредством свободного обмена, не защищая национального производителя от иностранной конкуренции. Таким образом, несмотря на теоретически доказанные преимущества свободной торговли и тот факт, что либерализм был основной движущей силой экономического роста на Западе, до сих пор ни одна страна в мире не отказалась от протекционистской политики и, в той или иной степени, не будет принимать меры для регулировать торговлю.
Если в условиях политики либерализации рынок является основным регулятором внешней торговли, то при протекционизме свободное действие рыночных сил исключено. Предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны. Поэтому свободные рыночные силы могут быть невыгодными для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных государств может привести к экономической стагнации в менее развитых странах и формированию неэффективной экономической структуры.
Проведение политики протекционизма способствует развитию определенных отраслей в стране; часто является предпосылкой индустриализации аграрных стран; снижает безработицу. Однако устранение иностранной конкуренции ослабляет интерес отечественных производителей к внедрению достижений научно-технического прогресса, повышению эффективности производства.
Для протекционизма характерны следующие формы:
- избирательный протекционизм, направленный против отдельных стран или отдельных товаров;
- отраслевой протекционизм, защищающий определенные отрасли;
- коллективный протекционизм, осуществляемый объединениями экономической интеграции стран по отношению к странам, в них не входит;
- скрытый протекционизм, который осуществляется методами внутренней экономической политики.
Причины протекционистского государственного вмешательства.
В каждой стране есть экономические, социальные и политические причины и группы давления для протекционистских мер. Основные аргументы в пользу ограничения внешней торговли:
- необходимость обеспечения защиты;
- увеличение внутренней занятости;
- диверсификация ради стабильности;
- защита молодых производств;
- защита от сброса;
- дешевый труд.
Необходимость обеспечить защиту. Защита в мирное время отраслей необходима для военного производства, чтобы во время войны оно не зависело от иностранных поставщиков. Звучит довольно убедительно. Однако более пристальный взгляд на этот аргумент показывает, что, во-первых, практически любую отрасль можно отнести к категории необходимых для военного производства; во-вторых, такая политика может быть эффективной, если предполагается, что никаких мер не будет, что маловероятно. Поэтому большинство экономистов считают, что альтернативные методы (например, прямые субсидии) защиты стратегических отраслей более эффективны как с экономической, так и с социальной точек зрения.
Увеличение внутренней занятости. Безработица — серьезный повод для применения протекционистских мер. Безработные составляют мощную группу давления, которая поддерживает ограничения на импорт как условие увеличения занятости внутри страны.
Действительно, утверждение, что свободная торговля может привести к безработице, хорошо обосновано. Импорт снижает спрос на некоторые товары отечественного производства и ведет к безработице в производящих отраслях. Однако неиспользованные ресурсы не могут остаться без приложения, потому что мы живем в мире с ограниченными ресурсами. В отсутствие торговых ограничений странам, производящим товары на экспорт, необходим приток рабочей силы, чтобы компенсировать потерю рабочих мест в отраслях, которые конкурируют с импортом. Свободная торговля не влияет на общую занятость так сильно, как меняет тип занятости. Считается, что безработица, возникающая в результате свободной торговли, представляет собой краткосрочную проблему, которую можно решить альтернативными методами: профессиональная переподготовка, переезд на новое место, доплата к денежной помощи по безработице и т. д.
Принимая решение об ограничении импорта, следует сравнить затраты, связанные с возможным повышением цен, с затратами, которые привели к безработице, учитывая также социальные издержки, которые влияют на людей и усугубляются тем фактом, что потенциальными кандидатами на увольнение часто являются те, кто не может найти альтернативную работу.
Диверсификация ради стабильности. Суть этого протекционистского аргумента заключается в том, что торговые барьеры необходимы для диверсификации промышленности, которая лежит в основе снижения зависимости страны от социально-экономической и политической среды на мировых рынках определенных товаров.
Действительно, диверсификация помогает защитить внутреннюю экономику от влияния международных политических событий, спада производства за рубежом, от случайных колебаний спроса и предложения на один или два конкретных товара и, таким образом, обеспечивает большую внутреннюю стабильность. Но следует иметь в виду, что экономические издержки диверсификации могут быть очень значительными и крайне неэффективными (особенно в странах с монокультурной экономикой). Более того, аргумент о диверсификации ради стабильности вряд ли применим к промышленно развитым странам с уже диверсифицированной экономической структурой.
Защита молодых производств. Логика защиты молодых отраслей заключается в том, что для того, чтобы их продукция стала конкурентоспособной, требуется некоторое время. Предприятия отрасли должны достичь конкурентоспособного уровня производственных затрат за счет экономии на масштабе производства, чтобы повысить квалификацию и опыт рабочих и т. д., и только тогда можно будет снять протекционистские меры.
Есть отрасли, которые выросли до конкурентоспособных благодаря государственной защите. Это производство автомобилей в Бразилии и Южной Корее. Но есть и другие примеры, когда протекционистские меры не дали ожидаемых результатов. Например, производство автомобилей в Аргентине и Австралии осталось слабым даже после многих лет работы. Чтобы политика защиты молодой отрасли была действенной, требуется высокая вероятность того, что будущие выгоды превысят первоначальные затраты. И не только это. Должна быть уверенность, что так называемый «передышку» не снизит стремление предпринимателей к минимизации затрат и совершенствованию качества изделий. Немалое значение при выборе способа временной поддержки молодых отраслей (торговый протекционизм и прямое субсидирование) имеет и вопрос о том, кто должен нести издержки: инвесторы, налогоплательщики или потребители?
Защита от демпинга. Демпинг, или продажа товаров ниже себестоимости, применяется, как правило, для устранения конкурентов, захвата монопольного положения и в дальнейшем снижение цен. В этом смысле демпинг — это «экономическое пиратство». Оно вполне заслуживает антидемпинговых пошлин.
Но демпинг не должен использоваться как оправдание постоянных торговых барьеров, как форма ценовой дискриминации. Кроме того, по демпинг может выдаваться и результат действия закона сравнительных преимуществ. Но это в конечном итоге подрывает саму основу международной торговли.
Дешевая иностранная рабочая сила. Те, кто поддерживает этот аргумент, считают, что с помощью протекционизма отечественные фирмы и рабочие могут быть защищены от разрушительного конкуренции со стороны тех стран, где низкая заработная плата. Иными словами, без защитных мер со стороны государства отечественные работники могут получать так же низкую заработную плату, как рабочие менее развитых стран. Рассмотрим, что происходит, когда хорошо оплачиваемый юрист нанимает подростка для работы «на подхвате» за 4 доллара в час. Или обеднеет юрист? Нет. Даже наоборот, выигрывает, потому что теперь у юриста появится больше времени, чтобы вести больше дел. Так же, если, например, американские рабочие сконцентрировались на производстве высокоценной сложной продукции, то это дает возможность американским фирмам платить высокую заработную плату рабочим США. Эта возможность будет зависеть от того, как долго сохранится высокий уровень человеческого капитала в Соединенных Штатах. Более того, уровень заработной платы, выплачиваемой робигникам-иностранцам, сам по себе не означает, что производимый ими товар будет дешевым. Чтобы это доказать, нужно сравнить заработную плату и производительность рабочих обеих стран. Если более високоошиачуванин американский рабочий имеет большую производительность, то он может успешно конкурировать, не опасаясь при этом, что ему будут меньше платить. Итак, аргумент, выдвигаемый в пользу протекционизма, оказывается достаточно спорным, поскольку существуют затраты на рабочую силу, которые имеют большую значимость, чем уровень заработной платы.
Приведем близок к действительности пример. Предположим, что американский рабочий, имея высокую производительность труда, производит в день 10 моторов и получает 80 долл. Затраты на рабочую силу в моторе, сделанном в США, составят 8 долларов. Мексиканский производитель выплачивает работнику, который производит за день только 2 мотора, эквивалент 20 долл. США. Затраты на рабочую силу в сделанном в Мексике моторе составят 10 долл. Это больше, чем за мотор, сделанный в США, несмотря на «выгоду от дешевой рабочей силы». Понятно, что в такой ситуации импорт товаров (моторов) в Соединенные Штаты из стран с «низким уровнем заработной платы» не может быть дешевым.
Предположим, что отечественные рабочие все же не смогут конкурировать в одной из любых отраслей. Однако это не означает, что они не будут иметь относительного преимущества в другой отрасли. Торговля, основанная на принципе сравнительных преимуществ, взаимовыгодное. И наоборот, игнорирование этого принципа снижает общий объем продукции и уровень жизни в обеих странах.
Торговая политика промышленно развитых стран
Для промышленно развитых стран характерна общая тенденция к либерализации торговых режимов, расширению зоны свободной торговли, но в то же время наблюдается периодическое усиление протекционистских мер.
Политика свободной торговли обеспечивает значительный экономический рост. В этих странах есть понимание, что развитие национальной экономики происходит в результате и через развитие международного обмена, что теперь международная торговля с базовым моментом экономической жизни стран и, в конечном итоге, только конкурентоспособность может служить единственный настоящий арбитр в торговле, это будет главной целью экономической политики любой страны.
Либерализация торговли носит региональный характер и сопровождается сохранением торговых барьеров между фракциями. Все основные промышленно развитые страны, за исключением Японии, входят в одну из четырех групп свободной торговли: ЕС, ЕАСТ, НАФТА и Соглашение между Австралией и Новой Зеландией о более тесных экономических отношениях. Противоречия в торговой политике и протекционистские барьеры между этими группами не устранены. Товарообмен между странами и в рамках региональных зон свободной торговли остается предметом разногласий. Государство сохраняет возможность ограничивать конкуренцию, оказывая помощь национальным производителям. Итак, на общем рынке товарооборот был в принципе свободным: не облагался пошлинами и не подлежал количественным ограничениям. В то же время Римский договор предусматривает защитные оговорки, которые позволяли временно отказаться от принципа свободной торговли на общем рынке в случае возникновения трудностей с платежным балансом и т.п.
Примером либерализации внешней торговли промышленно развитых стран является торговая политика стран ЕС. Тарифы и тарифные преференции режима наибольшего благоприятствования (НБН) широко используются в СС. Об уровне таможенного налогообложения импорта внутри ЕС, сложившейся в начале XXI века.
Тариф ЕС состоял из 10 428 тарифных позиций. Средняя таможенная ставка на все товары составила 6,9%. Тарифы на несельскохозяйственные товары были в 3,8 раза ниже, чем на сельскохозяйственные. Однако на текстиль и одежду были установлены значительно более высокие тарифы (10-17%). Около трети товаров облагается пошлиной, не превышающей 3%. Для сельскохозяйственной продукции разница между максимальной и минимальной тарифными ставками очень велика (0–236,4%), а для несельскохозяйственной продукции она довольно умеренная: (0–26%).
Около 10% тарифных позиций содержат неадвалорные ставки. Это касается, как правило, сельхозпродукции. Неадвалорные ставки включают специальные, комбинированные, смешанные (применяется минимальная и / или максимальная ставка) или ставки, которые рассчитываются с использованием технической формулы.
ЕС применяет 105 тарифных квот на импорт товаров из стран-членов ВТО. Тарифные квоты, в частности, используются при импорте товаров из стран, которые являются преференциальными торговыми партнерами, что связано с необходимостью выполнения обязательств ЕС в отношении текущего и минимального доступа на рынки для сельскохозяйственной продукции в соответствии с Соглашением ВТО по сельскому хозяйству. Применение тарифных квот обеспечивало нулевой или более благоприятный (по сравнению с фактически существующим) тарифный режим для товаров, ввозимых в пределах квот, установленных по стоимости или количеству. Квоты распространяются на товары, импортируемые из любой страны-члена ВТО.
Так, особая доля в тарифных квотах, установленных на бананы и сахар, предусмотрена для стран Африки, Карибского и Тихоокеанского регионов (АКТ).
Для ограничения доступа на рынок несезонных товаров из стран, не входящих в ЕС, могут применяться льготные тарифные квоты. Доступ на рынок также регулируется условиями по минимальной цене (например, импорт гвоздик и роз из Кипра, Израиля, Марокко и др. По тарифным квотам должен осуществляться по цене, не превышающей 85% от цены ЕС).
Тарифные квоты могут применяться к импорту из определенных стран в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках процедуры урегулирования торговых споров или в связи с процессом расширения ЕС.
ЕС применяет преференциальный режим к большинству торговых партнеров на основе преференциальных соглашений и договоренностей. Применяются беспошлинные режимы или снижены тарифы на импорт определенных товаров. Режим наибольшего благоприятствования применяется только к товарам, импортируемым из 8 стран-членов ВТО: Австралии, Гонконга. Канада. Южная Корея, Новая Зеландия, Сингапур, США и Япония. Преференциальный режим для других торговых партнеров очень разнообразен и предусматривает более широкую систему преимуществ по сравнению с РНК. Таким образом, страна может экспортировать в ЕС по наиболее упрощенному режиму и в то же время иметь право на преференции в рамках Общей системы преференций (GSP) для некоммерческих товаров (Аргентина), некоторые страны, за исключением RNS и GSP, имеют право на преференции, предусмотренное Ломской конвенцией, и режим, который применяется к товарам из стран АКТ (Comeroon), в дополнение ко всему вышеперечисленному, наименее развитые страны могут иметь дополнительные преференции для сельскохозяйственных товаров в соответствии с ГСП (Сьерра-Леоне).
Наиболее благоприятный режим применяется к товарам из наименее развитых стран (НРС) и стран АТК (95% видов товаров освобождены от уплаты пошлин), за которыми следуют страны, подписавшие соглашение о свободной торговле с ЕС (80%), бенефициары ГСП (54%) и стран, которым был предоставлен только режим наибольшего благоприятствования (20%).
Из всего Импорта, который осуществлялся в 2003г. В преференциальном режиме, половина поступила в ЕС без обложения пошлиной, а вторая половина — при минимальном налогообложении. В рамках ГСП Евросоюз импортировал товары на 53200000000. Евро. Совокупный Импорт ЕС из развивающихся стран, составил 360 млрд. Евро (ввоз энергоносителей из стран, в который применен РИС, не облагается налогом).
50 беднейших стран мира (34 из них расположены в Африке) благодаря инициативе «Все, кроме оружия» имеют возможность осуществлять поставки в Евросоюз в беспошлинном и безквотовому режиме. Кроме того, в соответствии с Котонийськои соглашения, ЕС реализует преференциальной систему в отношении товаров, поступающих из стран группы АКТ. Префернцийний импорт по этому направлению составил 12600000000. Евро.
Среди бенефициаров в рамках ГСП выделяются следующие страны: Китай (на него приходится 33,1% всего объема импорта в ЕС, который охватывает ГСП), Индия (11,5), Индонезия (4,8), которые в 2003г. Были основными поставщиками, пользовались преференциями ЕС в рамках ГСП, а Бангладеш (3,6%) был главным реципиетом льгот в рамках инициативы «Все, кроме оружия». В группе АКТ основными экспортерами в ЕС были Нигерия (16% всех поставок в ЕС из стран АКТ), Кот-д’Ивуар (9) и Ангола (7%).
Около 10% закупок ЕС в рамках ГСП и инициативы «Все, кроме оружия» «приходится на сельскохозяйственные товары. Их импорт в ЕС из стран АКТ составлял 30% всего объема ввоза из всего региона.
Основные направления политики в рамках ГСП на 2006-2015 pp.:
- ориентация на наименее развитые и наиболее уязвимые страны (с небольшим ВВП, не имеющих выхода к морю, расположенные на малых островах, с ограниченными доходами)
- максимальное упрощение ГСП. Вместо пяти механизмов будет действовать три: общая схема, инициатива «Все, кроме оружия» и новая система «ГСП плюс», которая обеспечивает торговые преференции для стран с особыми потребностями в сфере развития;
- распространение прозрачности ГСП;
- усовершенствование правил происхождения товаров, в частности в направлении, способствует региональному сотрудничеству.
В последние десятилетия в промышленно развитых странах наблюдается недостаточно успешной по сравнению с некоторыми развивающимися странами, экономическое развитие. Для повышения результативности работы национальных экономик они используют «стратегическую торговую политику», которая должна стимулировать экспорт или ограничивать импорт продукции тех или иных отраслей промышленности. Необходимость использования стратегической торговой политики обосновывается тем, шо страны действуют в условиях жесткой конкуренции, и одержать победу на мировом рынке они могут только в каких-либо определенных конкретных отраслях. Критериями выбора таких отраслей является высокая добавленная стоимость на одного работника, высокий уровень заработной платы, использования высоких технологий, потенциал роста в будущем, выбор как приоритетных правительствами других стран.
Важным аргументом в пользу стратегического торговой политики считается то, что, во-первых, государство должно стимулировать инновационные отрасли, обеспечивающих внешние технологические эффекты, во-вторых, правительство должно помогать национальным фирмам становиться монополистами на внешнем рынке и получать монопольные прибыли.
Торговая политика развивающихся стран и стран с переходной экономикой
Торговая политика развивающихся стран, масс три главных черты:
- стимулирования индустриализации (промышленности) в противовес традиционным для их хозяйства добывающим и аграрным отраслям. Государственная политика, направленная на развитие индустриализации, основывается на аргументе защиты молодых отраслей. Опираясь на этот аргумент, некоторые развивающиеся страны, проводят политику импортозамещающей индустриализации, используя пошлины и импортные квоты. Но следствием такой политики является создание неэффективного очень дорогого производства. Другая группа стран (новых индустриальных стран) проводят индустриализацию за счет развития экспорта промышленных изделий;
- умягчения неравномерности развития национальной экономики, когда достаточно современный капиталоемкий промышленный сектор, который отличается высокими доходами персонала, находится рядом с бедным сельскохозяйственным сектором, для которой характерен низкий уровень оплаты труда. Следствием такой дифференциации в заработной плате является введение таможенной защиты промышленного сектора. Это является разновидностью протекционизма, связанного с различиями в заработной плате. Но использование таких мер протекционизма приводит к росту миграции сельского населения в города, шо обостряет проблему занятости (ведет к безработице).
- стремление противостоять тому, что они считают несправедливыми отношениями или эксплуатацией со стороны развитых стран. Такие несправедливые международные торговые отношения страны пытаются преодолеть с помощью международных переговоров.
Итак, для развивающихся стран, при всех различиях между ними, выбор торговой политики имеет особые трудности, связанные с рядом обстоятельств:
- а) зависимостью их положения от промышленно развитых стран;
- б) переходным состоянием экономики, несмотря на общую ориентацию на формирование развитых рыночных отношений;
- в) в целом низким уровнем развития производительных сил;
- г) такой структурой экономики, которая требует экспортно-импортной ориентации.
С одной стороны, развивающиеся страны, заинтересованные в либерализации торговых отношений, поскольку их инвестиционная политика зависит от импорта из развитых стран. Доля импорта инвестиционного товара (средства производства) во внутренних инвестициях развивающихся, примерно вдвое превышает аналогичную долю в развитых странах. А главное — этот импорт является следствием недостаточно эффективной специализации (как в развитых странах) и, чаще всего, следствием структурных диспропорций. С другой стороны, по ряду причин, главной из которых является дискриминационный характер торговых политик промышленно развитых стран по отношению к странам, которые развиваются, уровень протекционизма в развивающихся странах, намного высший, чем в промышленно развитых странах, где средняя ставка тарифов составляет 5 %.
В развивающихся странах, средняя ставка тарифов составляет 24%, достигая в некоторых странах (например, в Южной Америке) 34%. Дело в том, что для покрытия своих импортных потребностей развивающиеся страны, должны наращивать свой экспорт, и здесь они сталкиваются с политикой протекционизма со стороны промышленно развитых стран, которые стремятся защитить свои Рийк под товаров стран розвиваться. Вследствие цьош доля последних в международной торговле сокращает и ься. Стремясь защитить свои интересы, развивающиеся страны (несмотря на то, шо протекционизм как форма защиты национального предпринимательства и местного рынка — сложное явление, которое часто приводит к противоположным от ожидаемых последствий), все чаще применяют протекционизм как ответную реакцию.
Так, некоторые наименее развитые страны и небольшие островные страны в Америке, Карибском, Тихоокеанском бассейнах проявляют определенную сдержанность в переходе к свободной торговле, поскольку боятся потерять преференции, которыми они пользуются при осуществлении поставки на рынки развитых стран. Кроме того, значительное количество развивающихся стран, беспокоит перспектива потери доходов от снижения и отмены ввозной пошлины, за счет которого в значительной степени пополняется государственная казна. По оценке МВФ, половина стран с низкими доходами, которые сократили ввозные пошлины за последние 20 лет и пострадали от уменьшения доходов, смогли возместить лишь 70% потерь, а некоторые меньше развитые страны и вовсе не смогли установить предыдущего уровня поступлений в казну.
Развивающимся странам, всегда было трудно конкурировать с промышленно развитыми странами на рынке сельскохозяйственной продукции, поскольку в промышленно развитых странах действовала система правительственной поддержки и защиты своего сельского хозяйства, которая позволяла устанавливать экспортные цены ниже издержек производства. Насколько увеличивается конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции промышленно развитых стран столь же уменьшаются сравнительные преимущества сельскохозяйственного производства развивающихся стран (так же, как и стран с переходной экономикой). В ходе многосторонних торговых переговоров по линии ВТО (Доха-раунд, который начался в 2001г.) В 2006 году. Была достигнута договоренность о ликвидации экспортных субсидий на сельскохозяйственную продукцию в развитых странах до 2013 p., что улучшает позиции развивающихся стран, на рынке сельскохозяйственных товаров. Была достигнута договоренность между развитыми странами и развивающимися странами, в отношении ограниченного «пакета развития» для наименее развитых стран, который включает несколько положений, в том числе установления беспошлинного режима торговли.
Однако на практике эффект такого подхода к экспорту из наименее развитых стран зависит от того, насколько всеобъемлющий список товаров он включает. Также определенный прогресс был достигнут в развитии инициативы «помощь для торговли», которая должна способствовать развивающимся, в улучшении их производственных мощностей и торговой инфраструктуры, что позволит им выиграть от либерализации торгового режима.
Кроме того, развитые страны приняли решение о ликвидации всех экспортных субсидий на хлопок, начиная с 2006 года.
Характерной тенденцией в развитии торговых отношений развивающихся стран, является то, что значительное количество этих стран проявляет нежелание открывать свои рынки в пределах многосторонних договоренностей по линии COT и одновременно быстро наращивает количество двусторонних и региональных торговых соглашений. Популярность договоренностей по линии Юг — Юг связана прежде всего с желанием развивающихся стран, создать базу для последующего участия в конкурентной борьбе на мировом рынке.
Аналогичные соглашения между Севером и Югом также были обусловлены подобными причинами. В то же время сильным мотивационным стимулом в данном случае стало стремление получить преференциальных доступ на иностранный рынок. В случае с центральноамериканской и североамериканской текстильной промышленностью аргументом в пользу торговой интеграции в рамках Центральноамериканской соглашения о свободной торговле была необходимость обеспечить высокую конкурентоспособность для борьбы с экспансией китайских производителей.
Важной причиной популярности регионализма также является то обстоятельство, что при таком подходе переговорный процесс упрощается и идет быстрее, чем в рамках COT.
Страны с переходной экономикой, хотя в большинстве и имеют человеческий капитал на уровне промышленно развитых стран с рыночной экономикой, сталкиваются с проблемами, аналогичными проблемам развивающихся стран: изменение экономической структуры, адаптация к рыночной экономике, модернизация производственного аппарата и инфраструктуры и т. др. Задачи эти не могут быть решены только с помощью рыночных сил. В условиях спада производства и массовой безработицы «открытость» экономики может стать разрушительным фактором, если не будет сопровождаться системой нормального протекционизма, то есть селективным (избирательным) защитой отдельных видов производств от иностранной конкуренции, если торговые отношения с партнерами не будут носить характер сотрудничества и не основываться на согласовании и координации экономической политики (например ЕС).
Для стран с переходной экономикой, именно из-за их слабой готовности к коммерческой деятельности, международной конкуренции нужен период адаптации к принципам либерализма, а со стороны мирового сообщества — выработать такие формы доверия и сотрудничества в отношениях с этими странами, которые были положены в основу плана Маршалла после Второй мировой войны. Без этого, по мнению французского экономиста М. Пебро, невозможно избежать проблем с этой и другой стороны: промышленность стран с переходной экономикой попадает в зависимость от крупных концернов Запада, а на Западе могут возникнуть проблемы занятости в связи с прямым демпингом по некоторым товаров из стран Центральной и восток Европы.
Итак, перед развивающимися странами и странами с переходной экономикой стоит дилема: с одной стороны, невозможно отгородиться протекционистскими барьерами, потому что это ограничивает возможность овладеть достижениями технологической и управленческой революции, стимулирующее влияние международной конкуренции на параметры производства; с другой — соблюдение принципов свободы торговли приводит к возникновению объективной ситуации «экономического колониализма». В такой ситуации для этих стран особенно важна предостережение о недопустимости манихейства в области торговой политики.
Несмотря на усиление режима либерализацию торговли, в 2006г. Наблюдается тенденция к возобновлению протенционистких мер по мировой торговле. После прекращения Соглашения о текстиль и одежда Европейский Союз и США ввели ограничения на импорт определенных текстильных изделий из Китая. Использование нетарифных мер по ограничению импорта возросло во всем мире, частично нивелировало преимущества, полученные после снижения тарифов. Количество региональных и двусторонних договоров резко увеличилось. Эти договоры ограничили возможность применения тарифов, предусмотренных для стран в рамках РНС, и часто исключают те экспортные продукты, в которых специализируются развивающиеся.
Заключение
Искусство торговой политики заключается в том, чтобы найти точку равновесия между двумя тенденциями: свободной торговли и протекционизма. Каждая политика имеет свои достоинства и недостатки, которые зависят от обстоятельств, места и времени ее применения.
Исторический опыт позволяет сформулировать некоторые закономерности в торговой политике, которые должны соблюдать государственные деятели при принятии решений:
- Когда группы, заинтересованные в экспорте, имеют лоббистскую организацию, государственная политика в значительной степени ориентируется на свободную торговлю.
- Политика в основном ориентирована на свободную торговлю в странах, где импортированная продукция не конкурирует с внутренним производством или является сырьем для важных отраслей. Протекционизм неубедителен, когда нечего защищать.
- Экономическая депрессия и быстрый рост конкурирующего импорта способствует возникновению протекционизма как естественной реакции на защиту занятости и доходов. Хотя это не значит, что протекционизм — лучший способ защиты рабочих мест и доходов, которым угрожает конкуренция импорта.
К инструментам государственного регулирования международной торговли относятся:
- тарифные методы, которые в основном регулируют импорт и направлены на защиту национального товаропроизводителя от иностранной конкуренции, потому шо делают иностранные товары менее конкурентоспособными;
- нетарифные методы, регулирующие как импорт, так и экспорт (помогают выводить на мировой рынок более отечественной продукции, делая ее более конкурентоспособной).
Режим введенных ограничений по каждому из показателей считается открытым, если их уровень составляет менее 10%, умеренным — 10-15%, ограничительным — более 25%, запрещающим — 40-100%.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназачен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
Источник