Международное сотрудничество стран азии

Основные международные объединения в Азии

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии(АСЕАН), Аssociation of South East Asian Nations создана в 1967 году министрами иностранных дел Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин, которые подписали Бангкокскую декларацию. Собственно договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация согласия АСЕАН были заключены только в 1976 г. В настоящее время членами АСЕАН являются десять государств: Бруней (с 1984), Вьетнам (с 1995), Камбоджа (с 1998), Лаос и Мьянма (с 1997), Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Индонезия (1967). Статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

В рамках АСЕАН действует Региональный форум АСЕАН по проблемам безопасности, в деятельности которого участвуют девять стран-членов, два наблюдателя, два консультативных партнера и партнеры по диалогу с АСЕАН, среди которых 10 стран, 1 международный союз и 1 международная организация: Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Пакистан, США, Республика Корея, Россия, Япония, ЕС, Программа ООН по развитию. На ежегодных встречах министров иностранных дел стран-участников форума обсуждаются меры по укреплению мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

При создании целью организации было провозглашено содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сфере между некоммунистическими странами Юго-Восточной Азии для укрепления мира в регионе. Впоследствии были провозглашены собственно экономические цели: ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместных действий в духе равноправия и партнерства.

Высший орган АСЕАН – встреча глав государств и правительств, которая проводится каждые три года. Исполнительным и координационным органом является Постоянный комитет, в состав которого входят послы стран АСЕАН, аккредитованные в стране председателя. Председатель избирается поочередно из числа министров иностранных дел. Штаб-квартира находится в Джакарте (Индонезия).

Читайте также:  Экономический союз стран юго восточной азии

Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, Guls Cooperation Counsil был создан в 1981 году для содействия внутрирегиональному сотрудничеству в социально-экономической сфере, политических и военных делах. В него входят шесть арабских стран: Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия.

Штаб-квартира находится в Эр-Рияде – Саудовская Аравия.

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии, South Asian Association for Regional Cooperation (СААРК) создана в 1985 году для обеспечения сотрудничества стран региона в социально-экономической и культурной сфере. В настоящее время в её состав входят семь стран: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка.

Штаб-квартира находится в Катманду – Непал.

Организация экономического сотрудничества(ОЭС), Есоnomic Соорегаtion Organization (ЕСО)создана в 1985 году для обеспечения регионального сотрудничества в области транспорта, связи, туризма, культуры и экономики. В 2007 году членами организации были десять стран: Афганистан, Азербайджан, Иран, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан, Туркмения, Турция, Узбекистан. Статус ассоциированного члена имела не признанная международным сообществом Турецкая Республика Северного Кипра. Штаб-квартира находится в Тегеране – Иран.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была создана в 2001 году в процессе преобразования из представительной комиссии России, Китая, Казахстана и Киргизии по вопросам демаркации границ для совместных действий в военно-политической области, борьбы с терроризмом с перспективой расширения сотрудничества на область экономики. В 2007 году в составе организации: шесть государств: Россия, Китай, страны Центральной Азии Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. 10 июля 2015 года было объявлено о начале процедуры вступления в ШОС Индии и Пакистана.

ШОС не является военным блоком, как, например, НАТО. Или открытым регулярным совещанием по безопасности, как, например, Региональный форум Ассоциации государств Юго-Восточной Азии по безопасности (АРФ). Организация занимает промежуточную позицию. Главными её задачами провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнёрства, научного и культурного взаимодействия.

При этом Совет глав государств (СГГ) является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы её внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании СГГ осуществляет глава государства-организатора очередного заседания. Место проведения встречи определяется, как правило, по алфавитному порядку (русскому) списка государств-членов ШОС. Совет может принять решение и о создании других органов ШОС, которое оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии.

Совет глав правительств (СГП) принимает бюджет ШОС, который формируется на основе принципа долевого участия, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках Организации. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании Совета осуществляет глава правительства государства, на территории которого проводится заседание.

Совет министров иностранных дел (СМИД)рассматривает и решает вопросы текущей деятельности ШОС, включая подготовку заседания СГГ, предпринимает меры по реализации решений Организации и проведению консультаций в рамках ШОС по международным проблемам. Председательство в Совете осуществляет министр иностранных дел государства-члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание СГГ. Председатель СМИД при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

Совещания руководителей министерств и/или ведомств проводятся для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС. К настоящему времени сформировался механизм проведения совещаний генеральных прокуроров, министров обороны, министров экономики и торговли, министров коммуникаций, министров культуры, а также совещаний руководителей правоохранительных органов и ведомств по экстренному оказанию помощи пострадавшим от бедствий. Председательство осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства-организатора совещания. Место и время проведения совещания согласовываются предварительно.

Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС. На него возложены: организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, участие в разработке и реализации документов всех органов в рамках Организации, подготовка предложений по ежегодному бюджету. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, который утверждается СГГ. Генеральный секретарь назначается из числа граждан государств-членов ШОС на основе ротации, в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. До 2006 года должность Генерального секретаря отсутствовала, вместо неё существовал институт исполнительного секретаря, который формально мог действовать только от имени Секретариата ШОС.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество(АТЭС),Asia-Pacific Economic Cooperation, (APEC) – форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста, процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.

В экономиках-участницах проживает около 40% мирового населения, на них приходится приблизительно 54% ВВП и 44% мировой торговли.

Источник

Торгово-экономическое сотрудничество стран Центральной Азии в период пандемии

Показатели торгово-экономического сотрудничества

По итогам января-мая 2020 года общий объем внешней торговли Узбекистана снизился на 15,9% и составил 12,98 млрд.долл. (в 2019г. — 15,44 млрд.долл.). Товарооборот со странами ЦА также снизился на 13,9% и составил 1,78 млрд. долл. (в 2019 г. – 2,06 млрд.долл.). Доля стран ЦА в общем объеме внешней торговли незначительно выросла и составила — 13,7% (в 2019 г. – 13,4%). В товарообороте со странами ЦА доля Казахстана составила – 61,4%, Кыргызстана – 17,1%, Туркменистан – 11,0%, Таджикистана – 10,6%.

Снижение показателей внешней торговли Узбекистана со странами ЦА в январе-мае текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло по товарообороту на 13,9%, экспорту на 19,1%, импорту на 9,4%.

При этом, заметное снижение показателей внешней торговли произошло с Казахстаном, товарооборот снизился на 19,8%, экспорт на 38,8%, а импорт на 8,1%. На Казахстан в январе-мае 2020 года пришлось 61,4% товарооборота Узбекистана со странами ЦА (в 2019 г. – 65,9%). В связи с этим снижение показателей товарооборота с Казахстаном заметно сказываются на общих показателях товарооборота с странами региона.

С Кыргызстаном также показатели товарооборота снизились на 11,3%, экспорта на 10,9% и импорта на 13,9%.

В то же время, значительно выросли показатели внешней торговли с Таджикистаном, как по товарообороту на 22,5%, так и по экспорту 43,8%, а импорт, наоборот, снизился на 15,5%.

С Туркменистаном товарооборот снизился незначительно на 6,8%, при этом экспорт вырос на 7,2%, а импорт снизился на 10,6%.

Данные показатели отражают степень влияния карантинных мер, принятых в странах ЦА, на состояние взаимной торговли между странами.

Наиболее строгие меры были приняты в Казахстане — режим Чрезвычайного положения (ЧП) и Кыргызстане — режимы ЧП и Чрезвычайной ситуации (ЧС), что отразилось на значительном снижении объемов внешней торговли с данными странами.

При этом с Таджикистаном и Туркменистаном, в которых вводились менее строгие карантинные меры, объемы товарооборота и экспорта выросли.

Торговые режимы между странами ЦА

Страны ЦА применяют к друг другу различные торговые режимы и в разной степени открыты для международной и региональной торговли, перемещения труда и капитала, других форм экономического сотрудничества, что оказывает свое воздействие на процессы, связанные с налаживанием между ними более тесных кооперационных связей и интеграционного взаимодействия.

В настоящее время, снижению торговых барьеров между странами ЦА способствуют, в частности, следующие торговые режимы:

— все страны ЦА (кроме Туркменистана) входят в зону свободной торговли (ЗСТ) СНГ (Узбекистан присоединился к Договору в 2013 году с изъятиями, которые действуют до даты присоединения Узбекистана к ВТО или до 31 декабря 2020 г., в зависимости от того, какая из этих дат наступит ранее. Изъятия в основном предусматривают, что Узбекистан не предоставляет национальный режим в торговле другим участникам Договора, а также сохраняет порядок разрешения спорных вопросов на основе двусторонних переговоров);

— Казахстан и Кыргызстан, как члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС), находятся в общем таможенном пространстве;

— Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан являются членами ВТО;

— страны ЦА имеют также двухсторонние соглашения, регулирующие взаимную торговлю.

Кроме этого, странами ЦА приняты различные стратегии и долгосрочные планы развития, в которых указаны также основные приоритеты внешнеэкономического сотрудничества. При этом, задачи, связанные с расширением торгово-экономических связей и кооперации между странами ЦА, хотя отдельно не выделены, но обозначены в рамках приоритетных для них форматов сотрудничества. Так, если для Казахстана и Кыргызстана это прежде всего формат ЕАЭС, то для других стран ЦА — это сотрудничество в рамках СНГ. Кроме этого, все страны ЦА выступают за развитие сотрудничества также в рамках других международных организаций, в том числе ШОС.

При этом Узбекистан, как страна, находящаяся в центре региона ЦА и имеющая общие границы со всеми странами ЦА, прежде всего заинтересована в расширении регионального экономического сотрудничества и кооперации, как в рамках СНГ, так и других международных организаций, включая формат ЕАЭС.

Перспективы экономического сотрудничества

Несмотря на то, что основную часть товарного экспорта стран ЦА составляют ископаемые природные ресурсы и продукты их первичной переработки (до 70-80% всего товарного экспорта), этими товарами страны региона торгуют друг с другом в гораздо меньшей степени, чем продают их за пределы региона.

Следует отметить, что Казахстан и Туркменистан, в связи с преобладанием в их экспорте углеводородов, которые в основном поставляются в страны дальнего зарубежья (ЕС и Китай), в меньшей степени ориентированы на региональный рынок (4,8% и 4,1%), чем Таджикистан и Кыргызстан (30,6% и 19,8%), промежуточную позицию занимает Узбекистан (12,4%).

В то же время, без учета объемов товарного экспорта минеральных продуктов и металлов, доля экспорта между странами ЦА намного выше, значит по товарам, не являющимися полезными ископаемыми, имеются перспективы по наращиванию внутри региональной торговли, особенно готовой продукцией, в чем заинтересованы все страны региона.

В этой связи, расширение странами ЦА взаимного доступа на свои внутренние рынки, во многом будет содействовать решению поставленных ими задач по наращиванию экспорта готовой продукции, так как во взаимной торговле по многим несырьевым товарным позициям они могут быть не конкурентами, а партнерами.

При этом, соседство стран ЦА друг с другом дает им также преимущества в экономии на транспортных издержках. Кроме этого, совместное создание в регионе международных транспортных коридоров и международной транспортной инфраструктуры также будет способствовать снижению транспортных издержек при поставках экспортной продукции стран региона на внешние рынки.

Эпидемия коронавируса Covid-19 отступает, в странах ЦА постепенно снимаются карантинные меры, разработаны и реализуются посткризисные планы восстановления экономик.

В этой связи, расширение торгово-экономического сотрудничества и кооперационных связей между странами региона также будет содействовать скорейшему выходу экономик на восходящую траекторию роста.

Источник

Оцените статью