Основные интеграционные группировки Азии
С 1989 г. функционирует первая в Азиатско-Тихоокеанском регионе межправительственная экономическая организация —Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС (AsiaPacificEconomicCooperation, APEC). Первоначально в ее состав вошли 12 стран: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Республика Корея и наиболее развитые страны АСЕАН (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия и Бруней), а затем были приняты КНР, Гонконг, Тайвань, Вьетнам, Папуа—Новая Гвинея, Мексика, Чили, Перу и Россия. В настоящее время в АТЭС состоит 21 страна и территория.
Организацию часто называют Форумом АТЭС, гак как она имеет лишь консультативный статус. Цели деятельности Форума определены в Сеульской декларации (1991 г.):
1) содействие экономическому росту стран;
2) укрепление многосторонней системы торговли с учетом высокой экономической взаимозависимости стран-участниц;
3) проведение торговой и инвестиционной либерализации.
В 1996 г. участники АТЭС договорились о создании зоны свободной торговли к 2010—2020 гг. на основе сокращения средневзвешенных ставок пошлин до 0—5% и ликвидации нетарифных барьеров, а также о введении национального режима в инвестиционной сфере. Однако формирование такой зоны представляется проблематичным как с точки зрения объективных дезинтегрирующих факторов (главный из которых — огромная дифференциация в уровнях экономического развития), так и с точки зрения позиции США и Японии, заявивших о готовности проводить либерализацию лишь на основе принципа взаимных торговых уступок. В результате США и Япония отказались проводить либерализацию в рамках АТЭС и сосредоточились на подписании других интеграционных проектов — ВАС (Япония) и ФТАА (США), Однако на очередном саммите АТЭС (2006 г.) интерес к реализации программы формирования зоны свободной торговли вновь возрос благодаря активизации американской позиции из-за озабоченности США в отношении создания Восточноазиатского сообщества без их участия[5, с. 177].
Хотя АТЭС формально имеет консультативный статус, фактически в рамках его рабочих органов вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Такими органами являются Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет и рабочие группы (по инвестициям, научным исследованиям в промышленности и технологиям, телекоммуникациям, транспорту, развитию людских ресурсов, энергетическому сотрудничеству, тортовой и инвестиционной статистике, сохранению морских ресурсов, рыболовству, туризму, а также группа по малому и среднему предпринимательству) и Фонд образования.
В состав рабочих органов, занимающихся экономическими вопросами, входят:
— комитет по торговле и инвестициям, включающий подкомитет по стандартизации и подкомитет по таможенным процедурам;
— экономический комитет и рабочие группы: по содействию торговле; по инвестициям; по научным разработкам в промышленности и технологиям; по телекоммуникациям; по транспорту; по энергетическому сотрудничеству; по торговой и инвестиционной статистике; по сохранению морских ресурсов; по рыболовству; по туризму, а также группа по малому и среднему предпринимательств [9, с. 103].
С учетом нерешенных проблем возможны три варианта развития АТЭС в ближайшие годы. Согласно первому варианту данная организация будет следовать по пути, начертанному в Богорской декларации. Однако из-за ее расплывчатости сохраняются возможности для обхода и фактического невыполнения достигнутых договоренностей.
Второй (наиболее вероятный) вариант закрепит за АТЭС роль форума для обсуждения проблем экономических взаимоотношений в бассейне Тихого океана. Однако в этом случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей, что приведет к ослаблению организации. В таких условиях возрастет значение других, более целенаправленных региональных группировок, например, АСЕАН.
Третий вариант не исключает возобладания протекционистских настроений в США и Западной Европе, что будет препятствовать быстрой либерализации мировой экономики и угрожать раздроблением глобальной системы экономических связей на региональные блоки. В Азии в этом случае особое значение приобретет формирование зоны свободной торговли в АСЕАН или расширение сотрудничества в рамках АТЭС, но главным образом между ее азиатскими участниками.
В последние годы наблюдается быстрый рост доли Азиатско — Тихоокеанского региона (АТР) в мировой экономике. На его страны уже приходится около 60% мирового производства ВВП. Опережающими темпами расширяются внутрирегиональная торговля и инвестиционные потоки.
В своем стремлении сохранить эту динамику, своевременно адаптироваться к воздействию технологических и финансовых факторов мировой экономики многие развивающиеся страны АТР встают на путь экономических реформ, включая изменение регулирующей роли государства, преобразования в банковской сфере, либерализацию внешней торговли и иностранных инвестиций [7, с. 321].
АСЕАН (AssociationofSouthEastAsianNations) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.
— Содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе.
— Ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместных действий в духе равноправия и партнерства.
— Укрепление мира и региональной стабильности, соблюдение принципа справедливости в международных отношениях и Устава ООН.
— Поощрение активного сотрудничества и взаимной поддержки в экономической, социальной, культурной, технической, научной и административной сферах.
— Взаимодействие в сфере науки и образования.
— Сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, транспорте и связи с целью повышения уровня жизни населения.
— Содействие тесному сотрудничеству с международными и региональными организациями в тех же целях.
Государства — члены: Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд.
1. Собирающаяся раз в три года Конференция глав государств и правительств является высшим органом АСЕАН.
2. Центральным руководящим органом является ежегодная встреча министров иностранных дел АСЕАН. Она проходит в одной из стран АСЕАН, председательствующий сменяется в соответствии с расположением стран в порядке английского алфавита.
3. Постоянный комитет состоит из министра иностранных дел страны, являющейся председателем АСЕАН в данный период, и послов остальных пяти государств. Комитет осуществляет текущую работу между совещаниями министров иностранных дел и собирается несколько раз в год.
4. На встречах министров экономики стран АСЕАН принимаются решения по вопросам экономического сотрудничества.
5. Встречи других министров стран АСЕАН (образования, энергетики, здравоохранения, науки и технологии, юстиции, охраны окружающей среды) готовятся:
— Комитетом по науке и технологии;
— Комитетом по социальному развитию;
— Комитетом по культуре и информации;
— Совещанием высших должностных лиц по наркотикам;
— Совещанием высших должностных лиц по окружающей
6. Совместная встреча министров иностранных дел и экономики содействует координации деятельности АСЕАН в обеих сферах.
7. На встречах высших должностных лиц обсуждаются политические вопросы.
8.На встречах высших должностных лиц по вопросам экономики обсуждаются все аспекты экономического сотрудничества.
9.Национальные секретариаты: каждое государство — член располагает собственным секретариатом во главе с генеральным директором для координации текущей работы и подготовки решений АСЕАН.
10. Совместные консультативные встречи обеспечивают деятельность АСЕАН в официальной сфере.
11. Одиннадцать комитетов, состоящих из руководителей дипломатических представительств государств — членов, поддерживают внешние связи АСЕАН в столицах третьих с гран: Бонне, Брюсселе, Вашингтоне, Веллингтоне, Женеве, Канберре, Лондоне, Оттаве, Париже, Сеуле, Токио.
12. Секретариат АСЕАН возглавляет генеральный секретарь, сменяемый каждые три года. Он опирается на заместителя, трех директоров и девять заместителей директоров.
13. Межпарламентская организация.
— Создание зоны свободной торговли АСЕАН в 2008 году.
— Установление общего льготного таможенного тарифа на некоторые виды продукции, контролировать и следить за постепенным введением которого будет комитет на уровне министров.
— Создание региона мира, свободы и нейтралитета, а также зоны, свободной от ядерного оружия.
— Развитие тесных отношений с Мьянмой, Камбоджой, Лаосом и Вьетнамом после урегулирования конфликта в Камбодже.
— Углубление сотрудничества, особенно с Австралией, Канадой, Европейским союзом, Японией, Республикой Корея, Новой Зеландией и США путем совершенствования имеющихся механизмов диалога и использования новых инструментов.
— Углубление сотрудничества через распространение его на такие сферы, как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда, сельское хозяйство, транспорт и здравоохранение (в т.ч. борьба со СПИДом) [6, с. 579-582].
В перспективе (к 2020 г.) предусмотрена и полная либерализация сферы услуг, но на данный момент результаты либерализацииторговли услугами оказались слабыми — сохраняются ограничения в отношении доли участия иностранною капитала, форм коммерческого присутствия иностранного капитала в сфере услуг, миграции физических лиц, оказывающих услуги за рубежом. Намечено завершить либерализацию взаимных инвестиций, распространить национальный режим на инвесторов из стран-участниц к 2010 г., а инвесторов из третьих государств к 2020 г.
В 2003 г. саммит АСЕАН на о. Бали принял решение о формировании к 2020 г. Сообщества АСЕАН(ASEANCommunity) как экономического, политического и социального объединения, которое фактически будет общим рынком. На следующем саммите (2006 г.) было решено ускорить его формирование к 2015 г.
В рамках АСЕАН сохраняются дезинтегрирующие факторы — невысокий уровень экономической взаимозависимости (исключением являются взаимные связи между Сингапуром и Малайзией, Сингапуром и Таиландом); многочисленные исключения из схемы СЕПТ, различия в ставках таможенных пошлин; применение нетарифных ограничений во взаимной торговле; сохранение преференциальных режимов для отдельных сегментов внутреннего рынка. Тем не менее, как показала практика интеграционного сближения стран Ассоциации, есть все объективные и субъективные условия для достижения намеченной цели — формирования Сообщества АСЕАН в короткие сроки[5, с.180].
ШОС создана в 2001 году на базе «Шанхайской пятерки» (РФ, Казахстан, Кыргызстан, Китай и Таджикистан), образованной на основе исторических Шанхайского Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996) и Московского Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997).
ШОС – субрегиональная международная организация, в которую входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61% территории Евразии, ее совокупный демографический потенциал – четвертую часть населения земли, а экономический потенциал включает в себя самую мощную после США китайскую экономику. Официальные рабочие языки – русский и китайский. Штаб-квартира в Пекине.
К основным целям ШОС относится:
— укрепление взаимного доверия и добрососедских отношений между странами-участницами;
— организация эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях;
— совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе.
Порядок работы органов ШОС был окончательно определен только на московском саммите 2003. Было решено, что все основные структуры ШОС приступят к полноценной работе с января 2004. К этому времени планируется завершить строительство штаб-квартиры в Пекине и подготовительную работу посольств стран-членов в Пекине для обеспечения деятельности секретариата в начальный период работы. Список основных органов включает в себя:
Совет глав государств – ежегодные саммиты ШОС в столицах стран-участниц.
Совет министров иностранных дел (СМИД) – первое заседание прошло в ноябре 2002. Предваряет встречи на высшем уровни, согласовывает позиции участников и подготавливает ключевые документы для подписания главами государств (как в мае 2003), а также принимает собственные обращения (о скорейшем принятии Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом и Конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма в 2002).
Совещания руководителей министерств и ведомств – первые встречи министров обороны прошли еще в 2000 в рамках «пятерки», с тех пор проходят на регулярной основе.
Секретариат (Пекин) – предусмотрена его численность до 40 человек, должен приступить к работе в 2004.
Региональная антитеррористическая структура (РАТС) (Бишкек). В августе 2003 прошли антитеррористические учения вооруженных сил стран ШОС «Взаимодействие-2003». В первом этапе учений в Казахстане принимали участие Казахстан, Россия и Киргизия (Таджикистан – в качестве наблюдателя). Второй этап прошел на территории Китая. Полноценное функционирование штаба РАТС ожидается в 2004.
Пессимистично настроенные эксперты отмечают в качестве двух наиболее очевидных проблем ШОС слишком большие расхождения интересов между ее членами и неопределенность в вопросе о ее статусе из-за дублирования многих функций ШОС оформившейся недавно в Душанбе Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят четыре из шести членов ШОС. К тому же Казахстан, Узбекистан и Киргизия пока не ратифицировали хартию ШОС, принятую в 2002. Это тормозит регистрацию ШОС в ООН и, как следствие, международное признание ее субъектности. Вместе с тем, такие страны как Иран, Монголия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, США и региональные организации в лице АСЕАН и ЕС проявляют интерес к сотрудничеству.
Вопрос о внешнеполитической ориентации стран-участниц остается одним из ключевых при оценке перспектив развития этой организации. Аналитики отмечают, что такие инициативы, как проект транспортного коридора от Шанхая до Санкт-Петербурга – прообраза возрожденного «Великого шелкового пути» – был принят ШОС как альтернативный после того, как ЕС и США поддержали проект транспортного коридора из Европы в Азию ТРАСЕКА (TRACECA, TransportCorridorEuropeCaucasusAsia).
Наиболее четко расхождения между странами ШОС обозначились в отношении войны в Ираке в 2003. Тогда Россия вместе с Францией и Германией пыталась предотвратить начало войны, Китай на словах осудил действия антииракской коалиции, Казахстан, Киргизия и Таджикистан заняли в целом нейтральную позицию, а Узбекистан безоговорочно поддержал военную кампанию. Вместе с тем, тот факт, что Узбекистан вышел в 2002 из образованной в 1997 региональной организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) и заблаговременно вступил в 2001 в ШОС, говорит о растущем весе и привлекательности этой организации для стран региона.
Международный вес этой организации определяется не только совокупным демографическим и территориальным потенциалом входящих в него стран, но и обозначившимся стратегическим партнерством двух ядерных держав и постоянных членов Совета Безопасности ООН – России и Китая. Это определяет роль ШОС в построении системы коллективной безопасности как в Средней Азии, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ШОС является открытой организацией для приема новых членов, разделяющих ее основные принципы. Хотя вопросы безопасности были изначально решающими в формировании ШОС и остаются одними из наиболее приоритетных, в то же время было бы неверно расценивать ее как военную организацию. Такой статус неприемлем по причине участия входящих в ШОС стран в международных союзах и организациях с различными обязательствами. Так для Китая его участие – вообще исключение из правила, ибо эта страна традиционно исповедует политику неприсоединения к блокам каких-либо государств, придерживаясь самостоятельности и независимости во внешней политике.
Как отмечают многие эксперты, членство в ШОС во многом отвечает геополитическим интересам ее участников. Так некоторые инициативы ШОС, очевидно, нацелены на ослабление американского влияния в регионе, что соответствует стремлению Китая ослабить американское влияния в регионе и отвечает желанию России создать многополярный мир [13].
Источник