- Российская Федерация и страны СНГ, другие межгосударственные объединения
- Список стран СНГ в 2021 году
- Что это такое?
- Список стран на 2019 год
- Карта стран СНГ
- СНГ на карте мира
- Бывшие страны-участники
- Страны со спорным участием
- Кто хотел вступить в содружество
- Зачем существует содружество
- Цели объединения
- Перспективы содружества
- Заключение
Российская Федерация и страны СНГ, другие межгосударственные объединения
Как установлено в ст. 79 Конституции, Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами. Для вступления в подобные объединения Конституция устанавливает ограничения: это вступление не должно ограничивать права и свободы человека и гражданина и противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Примером такого объединения служит Содружество Независимых Государств, в состав которого в настоящее время входят все бывшие республики СССР, за исключением трех прибалтийских.
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств было подписано 8 декабря 1991 г. 1 Устав Содружества принят на заседании Совета глав государств СНГ 22 января 1993 г. 2 Статья 1 Устава констатирует, что СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. К совместному ведению стран Содружества отнесены, в частности, вопросы: обеспечения основных прав и свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничества в развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, систем транспорта и связи; охраны здоровья населения и окружающей среды; борьбы с организованной преступностью и другие вопросы.
Новой формой межгосударственного объединения является создание Союзного государства,Договор о котором был подписан Российской Федерацией и Республикой Беларусь в г. Москве 8 декабря 1999 г.2 Создание Союзного государства знаменует собой новый этап в процессе объединения народов двух стран в демократическое правовое государство.
Целью создания Союзного государства является:
— обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;
— создание единого экономического пространства;
— неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина;
— проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
— формирование единой правовой системы демократического государства;
— проведение согласованной социальной политики;
— обеспечение безопасности Союзного государства, борьба с преступностью;
— укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.
Достижение целей Союзного государства осуществляется поэтапно. По мере становления Союзного государства будет рассмотрен вопрос о принятии его конституции.
Для реализации целей Союзного государства создаются Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд, Счетная палата Союзного государства.
Союзное государство является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признается политическое и идеологическое многообразие.
Каждое государство-участник сохраняет суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности власти.
Территория Союзного государства состоит из государственных территорий государств-участников. В Союзном государстве признаются и защищаются равным образом все формы собственности. Союзное государство имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности. Официальными языками являются государственные языки государств-участников. В качестве рабочего языка используется русский язык. Закрепляется институт гражданства Союзного государства. Граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства. Граждане Союзного государства имеют право избирать и быть избранными в Парламент, назначаться на должности в органы Союзного государства; имеют право на создание союзных общественных объединений.
Договор определяет вопросы исключительного и совместного ведения Союзного государства и государств-участников; принципы формирования единого экономического пространства; бюджет Союзного государства.
Договор закрепляет структуру органов Союзного государства,определяет порядок их формирования, полномочия и организацию деятельности.
Высшим органом Союзного государстваявляется Высший Государственный Совет. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников. В заседаниях участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства, Высший Государственный Совет решает важнейшие вопросы развития Союзного государства, издает декреты, постановления и директивы.
Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации, если государства-участники не договорились об ином.
Представительным и законодательным органом Союзного государстваявляется Парламент Союзного государства, состоящий из двух палат — Палаты Союза и Палаты Представителей.
Палата Союза состоит из 36 членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, делегированных палатами Федерального Собрания Российской Федерации, и 36 членов Совета Республики, депутатов Палаты Представителей, делегированных палатами Национального собрания Республики Беларусь. Члены Палаты Союза работают на непостоянной основе и получают вознаграждение за свой труд по месту постоянной работы.
Палата Представителей состоит из 75 депутатов от Российской Федерации и 28 депутатов от Республики Беларусь, избираемых на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. Депутаты Палаты Представителей работают на постоянной профессиональной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Палата Представителей избирается, а Палата Союза формируется сроком на 4 года. Депутаты Палаты Представителей и члены Палаты Союза обладают неприкосновенностью на всей территории Союзного государства в течение всего срока их полномочий. Заседания палат проводятся раздельно на регулярной основе.
Право внесения законопроектов принадлежит Высшему Государственному Совету, Совету Министров Союзного государства, Палате Союза, а также группе депутатов Палаты Представителей численностью не менее 20 депутатов. Законопроекты вносятся в Палату Представителей. После принятия закона Палатой Представителей он направляется на одобрение в Палату Союза. Законы Союзного государства принимаются большинством голосов от общего числа членов каждой палаты.
Принятый закон не позднее 7 дней со дня одобрения Палатой Союза направляется в Высший Государственный Совет для подписания Председателем Высшего Государственного Совета и обнародования.
Председатель Высшего Государственного Совета не позднее 30 дней со дня принятия закона подписывает его, если у него и у главы государства-участника нет возражений в отношении принятия этого закона, если имеются возражения, то закон отклоняется. В этом случае может создаваться согласительная комиссия.
Исполнительным органом Союзного государства является Совет Министров. В него входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.
Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом.
Совет Министров издает постановления, директивы и резолюции. Решение Совета Министров может быть приостановлено или отменено Высшим Государственным Советом. Совет Министров формирует Постоянный Комитет, руководимый Государственным секретарем.
Суд Союзного государстваявляется органом Союзного государства, который призван обеспечить единообразное толкование и применение Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства. В состав Суда входит 9 судей, назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Высшего Государственного Совета.
В составе Суда не должно быть более 5 судей, являющихся гражданами одного государства. Судьи независимы. Судьи назначаются сроком на 6 лет, допускается их назначение еще на один срок. Каждые 2 года происходит обновление трети состава членов Суда. При первоначальном назначении треть судей назначается сроком на 3 года и треть — на 4 года.
Решения Суда имеют обязательную юридическую силу и подлежат официальному опубликованию.
Для осуществления контроля за финансами Союзного государства создается Счетная палата,которая состоит из 11 членов, назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Совета Министров сроком на 5 лет. В состав Счетной палаты не может входить более 7 граждан одного государства-участника.
Для осуществления целей и принципов Союзного государства его органы, принимают нормативно-правовые акты:законы, основы законодательства, декреты, постановления, директивы и резолюции. Органы Союзного государства также могут принимать рекомендации и заключения. По предметам исключительного ведения Союзного государства принимаются законы, декреты, постановления и резолюции. По предметам совместного ведения принимаются основы законодательства, директивы и резолюции, которые реализуются путем принятия национальных нормативно-правовых актов государств-участников.
По предложению Высшего Государственного Совета Парламент Союзного государства рассматривает проект конституционного акта, определяющего государственное устройство Союзного государства и его правовую систему. После его одобрения Парламентом он передается на рассмотрение парламентов государств-участников, а затем выносится на референдумы в государствах-участниках. После одобрения конституционного акта на референдумах государства-участники вносят необходимые дополнения и изменения в конституции.
Выборы в Палату ПредставителейПарламента Союзного государства первого созыва проводятся не позднее 6 месяцев после принятия парламентами государств-участников соответствующих законодательных актов.
Договор открыт для присоединения к нему других государств, разделяющих цели и принципы Союзного государства и принимающих на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора.
Государство-участник с соблюдением его соответствующих конституционных процедур на основании всенародного референдума может принять решение о выходе из Союзного государства. Договор прекращает свое действие в отношении такого государства по истечении 18 месяцев с даты проведения в нем референдума по данному вопросу.
Договор ратифицирован Федеральным законом от 2 января 2000 г. 1 и вступил в силу 26 января 2000 г. с даты обмена ратификационными грамотами.
Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г. и Договор о Союзе Беларусии России от 2 апреля 1997 г. прекратили свое действие. Правовые акты, принятые ранее в рамках Сообщества и Союза, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору.
В настоящее время координацию усилий по созданию государства ведет Секретариат, который возглавляет секретарь.
Источник
Список стран СНГ в 2021 году
В СНГ входит 11 республик бывшего Союза. Стать ее членом может любое государство, разделяющее цели и принципы содружества и принимающее на себя обязательства. За 28 лет существования организацию покинула добровольно только одна Грузия, однако не исключено, что в скором времени к ней присоединиться Украина.
Что это такое?
СНГ (Содружество Независимых Государств) — объединение ряда стран ранее входивших в состав СССР, созданное в декабре 1991 года.
Первоначально участниками были все республики Союза кроме стран Прибалтики и Грузии. В 1993 году к ним присоединилась Грузия.
На 2021 год в СНГ входит 11 республик (в бывшем СССР было 15 республик). Суммарная численность населения стран объединения составила 281,1 млн. человек. Самые густонаселенные страны: Россия, Украина и Узбекистан (на их долю приходится около 80% населения СНГ). Взаимодействие страны осуществляют через уставные органы организации.
Список стран на 2019 год
- Россия;
- Казахстан;
- Беларусь;
- Таджикистан;
- Узбекистан;
- Армения;
- Кыргызстан;
- Азербайджан;
- Молдова;
- Украина;
- Туркменистан (ассоциированный член).
Карта стран СНГ
СНГ на карте мира
Бывшие страны-участники
В 2009 году из состава вышла Грузия. Пока это единственная страна добровольно покинувшая ряды СНГ. Причина: отсутствие мер со стороны стран-участников Содружества в ответ на пятидневную войну в 2008 году и признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Грузия участвовала в 113 многосторонних договорах со странами СНГ и была активным участником Содружества.
Страны со спорным участием
Украина до сих пор так и не ратифицировала Устав СНГ, но имеет статус страны-основателя и участника организации. В 2014 году страна приостановила свое председательство в уставных органах СНГ, а в 2018 году Президент Украины попросил правительство начать процесс выхода страны из Содружества (процедура выхода занимает минимум один год согласно Уставу СНГ). Страна вышла из ряда многосторонних соглашений Содружества.
С августа 2005 года Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получил статус ассоциированного члена-наблюдателя. В качестве наблюдателя участвует в некоторых структурах СНГ Монголия.
Украина официально не является государством-членом Содружества. У этой страны статус участника и основателя СНГ.
Кто хотел вступить в содружество
В 2008 году о своем желании вступить в СНГ заявил Афганистан, но процедура так и не была завершена. Нет информации и о ее начале. Зато страна активно участвовала в заседании Совета межпарламентской ассамблеи стран-членов Содружества.
Планы вступления озвучивали также главы стран:
- Республика Татарстан;
- Чеченская Республика Ичкерия;
- Приднестровье;
- Республика Абхазия;
- Южная Осетия.
О присоединении к зоне свободной торговле СНГ ведутся переговоры со Вьетнамом и Новой Зеландией (об этом есть информация на сайте Содружества).
Зачем существует содружество
Цель создания этой организации — формирование общего экономического пространства, интеграция в гуманитарных областях, а также координация в других вопросах, в частности в борьбе с коррупцией, терроризмом, отмыванием преступных доходов. Работа ведется ради свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Страны-участники активно участвуют в создании других структур для достижения этих целей. В 2000 году Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, а через три года четырьмя странами — Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной было создано ЕЭП (Единое экономическое пространство). В 2009 году была создана зона свободной торговли СНГ (ЗСТ СНГ).
Страны СНГ уже подписали Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, что способствовало увеличению товарооборота. Ведутся переговоры о подписании соглашения о зоне СТ с Египтом, Израилем, Индией, Ираном, Сербией и Сингапуром.
Цель создания СНГ — формирование межгосударственного регионального рынка и установления крепких экономических связей между странами-участниками.
Цели объединения
Цели создания СНГ указаны в его Уставе.
К ним относится:
- сотрудничество во всех сферах экономики и культуры;
- развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства;
- обеспечение прав и основных свобод человека;
- сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности;
- сокращение гонки вооружений, военных расходов, ликвидации ядерного арсенала оружия;
- взаимная правовая помощь;
- мирное разрешение споров внутри объединения.
Если говорить коротко, то объединение должно способствовать более полному раскрытию социально-экономического потенциала каждого государства и взаимовыгодному сотрудничеству.
Перспективы содружества
В стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года запланирован рост объемов взаимной торговли в 2,5-3 раза и рост реальных доходов на душу населения в 3,3-3,7 раз. Страны планируют сотрудничество не только в экономической сфере, но и к космической отрасли, в информатизации, межгосударственных инновационных технологий.
Предполагается поэтапное сближение таможенного законодательства государств-участников СНГ на базе требований ВТО и подготовка предложений по унификации форм и методов налогового контроля. В будущем планируется взаимный допуск банков-резидентов стран-участников объединения на валютные рынки друг друга в целях проведения конверсионных операций для обслуживания ВЭД.
Сотрудничество между новыми независимыми государствами будет осуществляться в рамках интеграционных объединений типа ЕАЭС, ЕЭП и ЗСТ. За 10 месяцев 2017 года товарооборот между странами Содружества увеличился более чем на четверть (25,7%), достигнув почти 117 млрд. долларов (2016 году этот показатель составил 94 млрд. долларов).
Лучше всего развиваются экономические отношения между Беларусью и Россией (рост товарооборота за 25% в 2017 году), а также между Россией и Кыргызстаном (рост в 2018 году на 17%). В 2017-2018 годах доля стран СНГ в структуре российского онлайн-экспорта существенно выросла (с 32 до 40%).
В связи с политическим кризисом, объем внешней торговли товарами Украины со странами СНГ в первые месяцы 2019 года уменьшился на 7% (2,794 млрд долларов). Сократился объем товарооборота со странами СНГ и Таджикистана – на 5,1% (за тот же период). На партнеров по СНГ приходится 54,7% общего размера внешнеторгового оборота Таджикистана. Первые строчки в товарообороте занимает Россия ($ 154,9 млн.) и Казахстан ($ 125,1 млн.).
Заключение
В СНГ входит 11 государств с разным торговым оборотом. Ядром организации является Россия, Казахстан, Белоруссия и ряд других стран. В будущем участники Содружества собираются активно наращивать экономическое сотрудничество и укреплять связи между регионами.
Источник