Статья 1
Для целей настоящего Договора используются следующие термины:
а) компетентные органы Сторон — органы, уполномоченные в соответствии с национальным законодательством Сторон вступать в сношения по вопросам межгосударственного розыска лиц и принимать решения об объявлении (прекращении) межгосударственного розыска и/или осуществлять его;
б) межгосударственный розыск лиц — комплекс оперативно-разыскных, поисковых, информационно-аналитических и иных мероприятий, направленных на:
обнаружение, задержание и заключение под стражу в целях выдачи или осуществления уголовного преследования лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда и уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
установление места нахождения лиц, уклоняющихся от исполнения решения судов по искам;
установление места нахождения лиц, пропавших без вести или утративших связь с родственниками;
установление личности человека, не способного сообщить о себе установочные данные;
установление личности человека по неопознанному трупу,
а также предоставление информации обо всех категориях разыскиваемых и устанавливаемых лиц, находящихся за пределами государства — инициатора розыска, но на территориях Сторон;
в) лицо, скрывающееся от органа дознания, следствия или суда — лицо, в отношении которого имеется решение органа дознания, следствия или суда об объявлении в розыск;
г) лицо, уклоняющееся от исполнения приговора по уголовному делу или решения суда по иску — лицо, осужденное за совершение преступления или обязанное решением суда к исполнению обязательства, скрывающееся в целях уклонения от исполнения приговора по уголовному делу или решения суда, местонахождение которого неизвестно, в отношении которого имеется решение суда об объявлении в розыск или иные законные решения;
д) лицо, пропавшее без вести — лицо, в отношении которого в компетентный орган поступило заявление или сообщение об исчезновении;
е) лицо, утратившее связь с родственниками — лицо, в силу различных причин не поддерживающее каких-либо отношений с родственниками и не сообщающее сведений о своем месте нахождения, в отношении которого в компетентный орган поступило заявление о розыске;
ж) лицо, не способное сообщить о себе установочные данные — лицо, которое в силу болезни, возраста или иного состояния не способно сообщить компетентному органу данные, позволяющие с достоверностью установить его личность.
Источник
Договор государств — участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц (Москва, 10 декабря 2010 г.)
Договор
государств — участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц
(Москва, 10 декабря 2010 г.)
ГАРАНТ:
Компетентным органом по настоящему Договору в РФ является Следственный комитет РФ
См. статус настоящего Договора
Государства — участники Содружества Независимых Государств, именуемые в дальнейшем Сторонами,
сознавая необходимость принятия эффективных мер для защиты законных прав и свобод человека и гражданина,
руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права,
основываясь на положениях международных договоров, участницами которых являются Стороны,
выражая стремление к созданию эффективных механизмов сотрудничества в межгосударственном розыске лиц,
договорились о нижеследующем:
Совершено в городе Москве 10 декабря 2010 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящий Договор, его заверенную копию.
За Азербайджанскую Республику
За Республику Армения
За Республику Беларусь
За Республику Казахстан
За Кыргызскую Республику
За Республику Молдова
За Российскую Федерацию
За Республику Таджикистан
За Республику Узбекистан
Оговорка Азербайджанской Республики
к Договору государств — участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц
Азербайджанская сторона исходит из того, что при реализации положений Договора предоставление информации третьей стороне (не участникам Договора) может осуществляться при наличии согласия Стороны, предоставившей информацию.
Никакие из прав, обязанностей и положений, изложенных в Договоре, не будут применяться Азербайджанской Республикой в отношении Республики Армения до освобождения Республикой Армения всех оккупированных территорий Азербайджанской Республики и полного устранения последствий агрессии.
Оговорка Республики Армения
к Договору государств — участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц
В связи с представлением Азербайджанской Республикой оговорки к Договору государств — участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц, никакие из прав, обязанностей и положений, изложенных в Договоре государств — участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц, не будут применяться Республикой Армения в отношении Азербайджанской Республики до урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, являющегося результатом осуществления Азербайджанской Республикой политики этнических чисток в отношении самоопределившегося народа Нагорного Карабаха и развязывания военной агрессии против Нагорно-Карабахской Республики.
Президент
Республики Армения
Договор государств — участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц (Москва, 10 декабря 2010 г.)
Договор вступил в силу 24 августа 2011 г.
Российская Федерация ратифицировала настоящий Договор Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 87-ФЗ
Договор вступил в силу для Российской Федерации 26 августа 2016 г.
Текст Договора опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 29 августа 2016 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 39 ст. 5619, в Бюллетене международных договоров, ноябрь 2016 г., N 11
См. статус настоящего Договора
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник
Особенности межгосударственного розыска лиц
Понятие и правовая основа осуществления межгосударственного розыска В соответствии с действующим законодательством межгосударственный розыск лиц представляет собой комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных мероприятий, направленных на обнаружение в целях последующего ареста и выдачи (экстрадиции) разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства — инициатора розыска, но в пределах территорий государств — участников СНГ. При межгосударственном розыске лиц используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД государств — участников СНГ.
Объективная потребность в осуществлении межгосударственного розыска обусловила необходимость его правовой регламентации в целях четкой организации и оптимального проведения. Документом, положившим начало создания нормативной основы межгосударственного розыска, можно считать подписанное 24 апреля 1992 г. в г. Алма-Ате Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью. В соответствии со ст. 1 Соглашения одним из основных направлений сотрудничества сторон является «розыск преступников, лиц, скрывшихся от следствия и суда . ». МВД государств — участников СНГ в соответствии с Соглашением взаимодействуют друг с другом по вопросам розыска указанных лиц, руководствуясь законодательством своих государств.
Исторически сложившаяся демографическая и экономическая общность государств — бывших республик СССР, схожесть, а во многом и тождественность их уголовного, уголовно-процессуального законодательства, аналогичность структур их правоохранительных органов, тенденции государственного сближения этих стран и другие объективные причины обусловили подписание государствами -участниками СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.)( 7 октября 2002 г. подписана новая Конвенция по этим вопросам (находится на ратификации).
Объем правовой помощи, оказываемой государствами, подписавшими Минскую конвенцию, предусматривает, в том числе, розыск и выдачу лиц, совершивших преступления (ст. 6). Однако раздел IV « Правовая помощь по уголовным делам» Конвенции регулирует в основном вопросы, относящиеся собственно к выдаче, не затрагивая напрямую вопросов объявления и проведения розыска лиц, предшествующего выдаче.
Развитие практики взаимодействия государств — участников СНГ именно по вопросам объявления лиц в розыск во многом обусловило подписание ими в 1997 г. Протокола к Минской конвенции. Изменения и дополнения, содержащиеся в Протоколе, выделили розыск лиц в качестве самостоятельного вида правовой помощи, определили порядок его объявления. Наряду с закрепленной в Протоколе необходимостью запрашиваемой стороны по получении требования о выдаче немедленно принять меры к розыску и взятию под стражу лица, выдача которого требуется, существенной новацией является предусмотренная этим документом возможность осуществления розыска лица и до получения требования о его выдаче при наличии оснований полагать, что это лицо может находиться на территории запрашиваемой стороны. В этом случае розыск начинается с момента получения запрашиваемой стороной ходатайства об установлении разыскиваемого лица с просьбой о его задержании и указанием о том, что требование о выдаче будет представлено дополнительно.
Разыскиваемое лицо может быть задержано и без ходатайства, если имеются предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории другой страны СНГ преступление, влекущее выдачу. Таким основанием может стать информация о межгосударственном розыске обвиняемого или подсудимого, сводки — ориентировки, информационные бюллетени и Другие документы. С утверждением на Заседании Совета министров внутренних дел (СМВД) государств — участников СНГ Временной инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц (г. Баку, 12 сентября 1997 г.) этот вид розыска получил особую регламентацию и нормативное определение. В 2002 г. решением СМВД была утверждена новая Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, заменившая Временную инструкцию. Инструкция определяет единый порядок взаимодействия МВД государств — участников СНГ и иных уполномоченных государственных органов, выполняющих правоохранительные функции при осуществлении межгосударственного розыска обвиняемых, подсудимых и осужденных, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; лиц, уклоняющихся от исполнения уголовных наказаний и решений судов по искам; пропавших без вести граждан; при установлении личности граждан по неопознанным трупам.
В соответствии с указанием МВД России «Об объявлении Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц» от 28 марта 2002 г. № 1/1784 межгосударственный розыск на территории РФ аналогичен существующей системе федерального розыска и не подменяет собой международный розыск, проводимый по каналам Интерпола. Объекты межгосударственного розыска — те же, что определены нормативно-правовыми актами, регламентирующими осуществление федерального розыска.
В соответствии с Инструкцией о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц субъектами межгосударственного розыска являются МВД стран Содружества, осуществляющие взаимодействие по вопросам розыска через свои центральные аппараты. Однако при наличии конкретной информации о местонахождении разыскиваемого лица возможно направление поручения о розыске в соответствующий территориальный или линейный ОВД.
По общему правилу каналы Интерпола в целях межгосударственного розыска лиц не используются, однако при наличии достоверных данных о местонахождении разыскиваемых как в одном из государств-участников СНГ, так и в государстве дальнего зарубежья, розыск осуществляется в соответствии с Уставом Интерпола и национальным законодательством.
Условия и порядок объявления межгосударственного розыска на территории СНГ
Формальным основанием объявления межгосударственного розыска является постановление, которое выносит ОВД, осуществляющий розыск. Постановление об объявлении межгосударственного розыска может быть вынесено в том случае, когда меры розыска внутри государства — инициатора розыска исчерпаны, разыскиваемое лицо не найдено и имеются основания полагать, что оно выехало в другое государство — участник СНГ. Основанием для построения таких предположений могут служить данные о возможном местонахождении разыскиваемых на территории одного из государств — участников СНГ, информация о намерении выезда или неоднократных выездах ранее в страны СНГ.
Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска выделяет категории лиц, в отношении которых розыск объявляется незамедлительно — в течение суток. Это обвиняемые и лица, пропавшие без вести, при наличии достоверной информации об их пребывании или намерении выехать в другие государства СНГ. Сведения о лицах, объявленных в межгосударственный розыск, информационными центрами МВД передаются в созданный в соответствии с Соглашением о взаимодействии МВД в сфере обмена информацией (Чолпон-Ата, 1992 г.) МИБ шифротелеграммами с последующим направлением в пятидневный срок необходимых документов. Информацию на разыскиваемых лиц МИБ, держателем которого является МВД России, передает в ИЦ всех МВД для последующего размещения в оперативно-справочных картотеках ИЦ и адресных бюро.
В РФ вынесением постановления об объявлении федерального розыска автоматически объявляется и межгосударственный розыск на территории государств Содружества. Решение об объявлении федерального (а, следовательно, и межгосударственного) розыска принимает начальник ОВД или его заместитель по представлению сотрудника, в производстве которого находится розыскное дело. Одновременно с вынесением постановления об объявлении розыска сотрудником ОВД, осуществляющего розыск, заполняется информационно-поисковая карта (ИПК) на связи разыскиваемого и места его вероятного появления.
В соответствии с Наставлением по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек ОВД России ГИЦ МВД России формирует централизованный учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск. Этот учет предназначен для обеспечения мероприятий федерального и межгосударственного розыска лиц, пропавших без вести и скрывающихся от правоохранительных органов РФ и зарубежных государств. Основание для постановки на учет — постановление об объявлении розыска.
Наставление предусматривает следующий порядок объявления федерального (межгосударственного) розыска: инициатор розыска заполняет и направляет через территориальный ИЦ в ГИЦ МВД России постановление об объявлении федерального (межгосударственного) розыска (при необходимости срочного объявления розыска сведения о лицах незамедлительно передаются в ИЦ и ГИЦ по каналам шифрованной связи с последующим направлением постановления об объявлении федерального (межгосударственного) розыска. В ГИЦ федеральный учет разыскиваемых лиц осуществляется на базе АИС «ФР-Оповещение». Поступающие в ГИЦ постановления об объявлении федерального (межгосударственного) розыска контролируются и корректируются, подбираются в циркуляры на объявление розыска преступников и вводятся в базу данных АИС «ФР-Оповещение». Данная система осуществляет автоматизированную подготовку розыскных циркуляров для передачи их по каналам связи. Циркуляры в виде файлов в централизованном порядке из ГИЦ рассылаются в ИЦ правоохранительных органов государств — участников СНГ для осуществления межгосударственного розыска.
В целях исключения утраты розыскной информации ИЦ, направившие в ГИЦ постановление об объявлении или прекращении федерального (межгосударственного) розыска, проводятся постоянное отслеживание проходящих изменений после получения соответствующих циркуляров. Информация о состоявших в федеральном (межгосударственном) розыске лицах удаляется из базы данных АИС «ФР-Оповещение» по истечении пяти лет после прекращения розыска.
В случае поступления в ГИЦ МВД России постановления об объявлении межгосударственного розыска лица, уже находящегося в межгосударственном розыске по инициативе одной из стран СНГ, ГИЦ МВД России дополнительно включает сведения о лице в очередной циркуляр с указанием нового инициатора розыска. Как уже было отмечено, важным условием объявления межгосударственного розыска обвиняемых, подсудимых и осужденных является избрание в отношении разыскиваемого лица в государстве — инициаторе розыска меры пресечения в виде заключения под стражу.
Еще одно условие объявления межгосударственного розыска обвиняемых и осужденных — предварительное согласование вопроса о намерении запрашивать их выдачу с уполномоченными национальными органами. Выполнение данных условий является важной гарантией соблюдения прав разыскиваемых лиц при успешной реализациимероприятий по розыску в запрашиваемом государстве.
Порядок осуществления межгосударственного розыска При получении запроса от правоохранительных органов страны- инициатора о розыске и задержании преступника, правоохранительные органы запрашиваемого государства — участника СНГ осуществляют следующие мероприятия: рассматривают запрос на предмет достаточности информации; проводят соответствующую проверку по имеющимся в ОВД учетам и по базе данных ИЦ МВД; направляют информацию о розыске в ОВД, находящиеся на их территории; запрашивают в случае необходимости у инициатора розыска дополнительные сведения.
Решающую роль в розыскной работе играет проведение на территории запрашиваемой стороны ОРМ.
При производстве ОРМ, направленных на розыск скрывающихся лиц, большое значение имеет объем и характер информации, предоставляемой правоохранительными органами запрашивающей страны — инициатора розыска. Чем полнее эта информация, тем наиболее приемлемые для розыска конкретного лица мероприятия сможет выбрать запрашиваемая сторона.
При получении инициатором межгосударственного розыска новых фактов и сведений о возможном местонахождении разыскиваемого он незамедлительно информирует об этом ОВД стран СНГ для корректировки розыскных мероприятий.
При обнаружении разыскиваемого лица ОВД запрашиваемой стороны принимает меры к его задержанию. Вопросы задержания, заключения под стражу и выдачи решаются в соответствии с международными договорами и законодательством государства, на территории которого осуществлено задержание.
При задержании разыскиваемого лица незамедлительно принимаются меры к установлению его гражданства на момент задержания. В связи с этим у задержанного должно быть получено объяснение по вопросу о его гражданстве. На основании объяснения и других данных истребуется заключение ПВС органа, который произвел задержание, о гражданстве задержанного.
О наличии у задержанного лица гражданства запрашиваемого государства информируется соответствующий прокурор, а также МВД, являющееся инициатором розыска.
При отсутствии у задержанного лица гражданства страны пребывания, об этом информируется надзирающий прокурор, обеспечивается содержание задержанного под стражей до получения постановления Генеральной прокуратуры государства задержания об удовлетворении требования о выдаче или освобождения из-под стражи в тех случаях, когда выдача не может быть осуществлена.
ОВД, осуществивший задержание, должен проинформировать об этом ОВД — инициатор розыска, для извещения следователя (судьи), в производстве которого находится уголовное дело по обвинению разыскиваемого, для подготовки материалов о выдаче в Генпрокуратуру (прокуратуру); МВД (иной уполномоченный государственный орган, выполняющий правоохранительные функции), являющееся инициатором межгосударственного розыска, для осуществления контроля; Генпрокуратуру (прокуратуру) государства, на территории которого задержано разыскиваемое лицо; БКБОП СНГ для оказания содействия в осуществлении выдачи задержанных лиц.
Источник