- Межнациональные конфликты в России
- Народы-маркёры
- Причины напряженности
- Степень накала
- Межэтнические конфликты в России в 2019 году: как россияне уживаются с другими национальностями
- Что провоцирует межэтнические конфликты в стране
- Межэтнический конфликт в июне 2019 года в Чемодановке
- Межэтнический конфликт в марте 2019 года в Якутии
- Межэтнический конфликт в марте 2019 года в Ингушетии
- Межнациональные конфликты в РФ
Межнациональные конфликты в России
Межнациональные проблемы были, есть и будут. Говоря на эту тему, речь имеет смысл вести только о степени накала этнокофликтов, о народах-маркёрах и, возможно, о причинах их вызывающих. Миф советской «дружбы народов» развеялся, а горечь от его исчезновения была усилена антирусскими настроениями в 90-е годы, в бывших республиках СССР отколовшихся от него и пустившихся в самостоятельную жизнь. Особый же интерес вызывает тот факт, что далеко не все народы из 190 существующих в России ассоциируются с межнациональными конфликтами.
Народы-маркёры
В России проживает около 190 народов и по этой цифре можно смело утверждать что Российская Федерация — это многонациональное государство. Все они находятся в тесном и противоречивом взаимодействии друг с другом, одновременно, дополняя и влияя один на другой. Но далеко не все из них находятся в теме «межнациональный конфликт», то есть в фазе, той или иной степени, вражды между собой. Основной же канвой проблем является напряженность между русскими и «другими».
Анализ всех материалов освещающих проблематику этнических конфликтов и явлений с ними связанных позволяет выделить всего навсего пять (!) народов, про которые можно сказать — у них с русскими, и Россией вообще, стабильные проблемы.
Вот эти народы-маркёры темы «межнациональный конфликт»:
И действительно: у русских нет проблем с татарами, с бурятами, с хакасами, с удмуртами, с черкесами, с кабардинцами, с чувашами, с евреями, с немцами, с сербами, с молдаванами, с якутами, с ханты, с калмыками и т.д. Крайне сложно найти постоянно пополняемую негативную конфликтную статистику у этих народов, а вот обозначенная выше «пятерка лидеров» — там постоянно присутствует и с завидным постоянством дает поводы для сюжетов из криминальных сводок.
У русских нет проблем с татарами, с черкесами, с бурятами, с хакасами и с чувашами
То стреляющие свадьбы, то демонстрация не к месту национальных флагов, то убийства русских, то антигосударственный терроризм, то демарши связанные с локальным проживанием, то средневековые замашки в вопросах совместного проживания, то религиозные стычки. Ну и, наконец, этнобандитизм.
Хочется отметить тот факт, что набившее оскомину слово «кавказец», которое, кстати, является почти синонимом слов «конфликт, драка, разборки, бандитизм, убийство, унижение», ассоциируется с жителями Кавказа не совсем однозначно. Устойчиво, сразу и первыми, в ряду негативных ассоциаций со словом «кавказец», будут, несомненно, чеченцы и дагестанцы. То что под это понятие попадают, например, ингуши, адыги и осетины — как-то не сразу приходит в голову, приходится начинать вспоминать. Получается, что и «кавказцы» не все сплошь отрицательные персонажи. Получается, что и среди горских народов есть «нормальные» и «ненормальные».
Более того — даже межконфессиональная, религиозная тема не является стопроцентным идентификатором потенциального конфликта.
Выходит, что подавляющая масса народов проживающих в России и соседствующих с русскими — вполне себе уживчивы и умеют (хотят?) жить в дружеском ключе, а есть те, кто откровенно не умеет (не хочет?) жить «здесь и сейчас» как нормальные соседи. В чем же причины исключительности «конфликтной пятерки»? Ведь они, несомненно, есть!
Причины напряженности
В основе социального отторжения и конфликтов лежит повседневная манера поведения. Если быть более прямолинейным — нескрываемое презрение к русским и их манере жизни, которое демонстрируется представителями народов-маркёров. При чем «уровень цивилизованности» или «степень окультуренности» того или иного народа не является причиной такого презрения. Есть нечто более тонкое и более неуловимое, что служит таким поводом. Можно предположить, что первопричина в темпераменте, но это не так ибо порывистый характер присущ и другим народам, но, тем не менее, это не является для них отправной точкой к ссорам.
Уровень «цивилизованности» народа не влияет на его конфликтность
Скорее всего, базисом для презрения является некое «превосходство» над русскими. Это превосходство уходит корнями в лихие девяностые, в период развала СССР, когда русских безнаказанно гнали из очень многих бывших республик. Формирование новых национальных элит позволяло последним получать для себя политические и экономические очки путем натравливания своих соплеменников на «этих русских». Разумеется, масла в огонь не преминули подлить и западные партнеры, которые открыто поддержали тотальную русофобию и последовательную диффамацию русских.
Разруха в государстве привела к многоразовой безнаказанности в межэтнических проблемах — побеждали те, кто не был стеснен моральными нормами и у кого не было проблем с применением бандитского насилия. В итоге, за многолетний период у некоторых народов сформировался самоимидж «крутых парней», которым море по колено. Представители народов-маркёров привыкли к тому, что они круче и неприкасаемее, что давить, отжимать и унижать — это часть их манеры жизни и суверенное право. Самолюбование своей крутостью и этнический нарциссизм лишает чеченцев, дагестанцев, армян, азербайджанцев и грузин способности оценивать ситуацию адекватно. Им понравилась манера жить по-гангстерски, бравировать кастовостью и наличием денег. Слово «бандит» и «крышевание» практически срослось с чеченцами, дагестанцами, армянами, азербайджанцами и грузинами.
Воинственность и агрессивность — это не добродетель, это камень в сапоге
Картина межнациональных проблем была бы неполной, если не упомянуть о причинах недовольства чем-то и кем-то у самих русских.
Здесь все проще и более наглядно. Русских раздражает влияние на их жизнь заметных представителей этих пяти народов. А именно: этническая принадлежность многих сфер бизнеса, особенно оптовой торговли, шоу-бизнеса и масс-медиа, а также наличие на ключевых постах представителей этих народов. Русским кажется очень странным: почему, вдруг, вся торговля овощами и фруктами «принадлежит» азербайджанцам и армянам; почему индустрия развлечений «под» чеченцами и дагестанцами; почему «разруливание» обязательно связано с «кавказом» и т.д. Добавьте сюда откровенную русофобию вновь образованных государств и картина становится совсем полной.
Русских раздражает влияние на их жизнь влительных не-русских
Получается так — мало того, что народы-маркёры «жируют не сильно напрягаясь», так еще и куражатся над теми с кого стригут деньги! Немаловажен и тот факт, что все эти народы вошли в состав России позже многих других, а значит и сделали для России меньше других и страдали за нее меньше, но имеют — больше других. Несправедливо!
Весомый вклад в неприязненность со стороны русских вносят этнические диаспоры, землячества и сообщества. Такого рода «социальные конгломераты» являются государством в государстве, что позволяет людям их составляющим находится над всеми остальными. Быть вне законов существующих для основной массы граждан РФ. Диаспоры, когда русские «хлопали ушами», отхватили себе сытные и необременительные экономические и политические куски, создали социально-гражданские анклавы и держат других в зависимом положении. Безнаказанность и влиятельность национальных диаспор — самый устойчивый рассадник конфликтов, в чьих недрах формируется и реализуется антирусская жилка народов-маркёров, именно в них у людей воспитывается уверенность в своем превосходстве.
Степень накала
Сейчас на дворе 2015-й год и, слава Богу, уровень накала межнациональных проблем в разы меньше по сравнению с этапом распада Советского Союза. Также, градус межэтнического противостояния сильно понизился из-за гражданской войны на Украине и политико-экономического противостояния с коллективным западом, но уголек напряженности тлеет. Чтобы максимально залить его, представителям народов-маркёров стоит оглянуться вокруг себя и подумать «А как другим народам и этносам России удается быть неконфликтными и уживчивыми?«
Источник
Межэтнические конфликты в России в 2019 году: как россияне уживаются с другими национальностями
Межэтнические конфликты в России наблюдались и в 2019 году. Было несколько особо крупных, которые прогремели на всю страну. Очень часто их вызывают преступления, совершенные выходцами из других стран по отношению к россиянам.
Что провоцирует межэтнические конфликты в стране
Межэтнические конфликты и в настоящее время вспыхивают в России . Можно назвать несколько причин этого. В России 2019 год стал одним из наиболее активным по въезду на территорию страны трудовых мигрантов из стран Средней Азии и Кавказа. Сейчас сюда ежегодно въезжают миллионы выходцев из других стран, в надежде заработать. Многие из них нелегально работают на территории Российской Федерации .
Чтобы работать по закону, им следует получать патент, который стоит не дешево. Поэтому многие обходят этот вопрос не законными методами. Работодателям также не выгодно ставить их на учет и платить отчисления в бюджет. Мигранты стали дешевой рабочей силой, которая находится в «теневом» сектор.
Большое количество выходцев с Кавказа и Средней Азии повышает градус недовольства у россиян. В последнее время от местного населения можно услышать, что приезжих становиться больше чем русских. А когда происходят преступления, которые связанные с мигрантами, то они могут дойти до массовых беспорядков. Есть и другие причины возникновения межэтнических конфликтов. Стоит остановиться подробнее на нескольких, которые произошли в 2019 году.
Межэтнический конфликт в июне 2019 года в Чемодановке
Один из последних межэтнических конфликтов произошел в середине июля 2019 года в поселке Чемодановка. Вспыхнул он между местными жителями и цыганской общиной. В результате произошло убийство, а цыгане в панике бежали с насиженных мест.
Местные «мужики» решили разобраться с цыганами, после того, как между детьми произошел конфликт. В поселке произошла массовая драка, в результате которой погиб 1 человек. Правоохранительные органы арестовали 28 участников потасовки. В основном это были цыгане.
Жители поселка также перекрыли трассу М5 федерального значения, и выдвинули требования к властям — выселить цыганскую общину. Сотни их представителей бежали из Чемодановки, боясь расправы местного населения. Общей сложностью уехало порядка 900 человек. Перебрались они в основном к родным в других областях.
Межэтнический конфликт в марте 2019 года в Якутии
Массовый митинг против трудовых мигрантов произошел в Якутии в марте 2019 года. Кроме того, в это время были зафиксированы случаи нападения местных жителей на представителей других национальностей.
Беспорядки были связаны с изнасилованием местной жительницы выходцем из Киргизии . Неизвестный мужчина насильно затолкнул женщину в автомобиль, отвез к гаражам и надругался. Затем насильник уехал, оставив ее со своими друзьями. Женщина смогла сбежать после того, как мужчины уснули. Она обратилась в полицию, и вскоре все были задержаны.
Когда стало известно о причастности к преступлению мигрантов на улице вышли сотни людей. В результате власти ужесточили требования к политике в области миграции. Был издан указ, запрещающий выходцам из других стран, работать в некоторых направлениях, например, торговле.
Межэтнический конфликт в марте 2019 года в Ингушетии
Осенью 2018 года глава Чечни Рамзан Кадыров и глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров подписали документ, закрепляющий границы стран. В результате, часть территории Ингушетии отошла к Чечне , что вызвало недовольство у местных жителей
В Мегасе это вызвало акции протеста в марте 2019 года. В центре столицы Ингушетии возник лагерь протестующих. Граждане требовали проведение референдума. Согласно действующему законодательству решение об изменении границ может приниматься на всенародном собрании.
Власти попытались разогнать протестующих при помощи силовиков, но это не удалось. Затем жители страны перекрыли участок трассы М29 Ростов-на-Дону — Баку . Продолжались акции протеста около двух недель. В городе в это время отключили интернет. Результатом конфликта стали массовые аресты активистов за сопротивление полиции.
Источник
Межнациональные конфликты в РФ
Описание: В них в сложный узел сплетаются социальные духовные государственные правовые демографические и иные проблемы народов. оценочных суждений представителей одних народов о представителях других. Следовательно эффективное урегулирование возможно только путем выработки норм мирного сосуществования различных народов в рамках единой социальной политической экономической системы. Титульность соответствующих народов закреплена в Конституции 1993г.
Дата добавления: 2014-06-18
Размер файла: 477.95 KB
Работу скачали: 145 чел.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
- Межнациональный конфликт: определение, структура, причины
- Этническая структура населения и национальная политика в России (Россия до 1917 г., Россия в составе СССР)
- Межнациональные конфликты в РФ
- Способы предотвращения и разрешения национального конфликта
Список использованной литературы
Конфликт (от лат. Conflictus столкновение) это столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор.
Под национальным конфликтом принято понимать вид социального конфликта, особенностью которого является переплетение социально-этнических и этносоциальных факторов и противоречий. Здесь так же стоит обратить внимание на природу такого понятия как национализм, поскольку нация, как субъект и одна из сторон межэтнического конфликта представляет собой историческую общность людей, сложившуюся в процессе формирования территории проживания, экономических связей, языка, особенностей культуры. Национализм же в рамках конфликтологии рассматривают как особую концепцию мира, с точки зрения которой разные этносы являются прежде всего соперниками в борьбе за выживание, за достижение преимущественного положения и за различные блага, как искаженную форму естественных национальных чувств, акцентирующую фактор вражды по отношению к другим нациям.
Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма выводящего наружу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.
Почти все многонациональные государства подвержены межнациональным трениям и конфликтам, корни которых уходят вглубь истории. В них в сложный узел сплетаются социальные, духовные, государственные, правовые, демографические и иные проблемы народов. Это касается и промышленно развитых, и развивающихся стран, причем самой разной политической ориентации, уровня экономического развития, общественно-политического строя, государственного и конституционного устройства, разной конфессиональной принадлежности.
Конфликтная ситуация порождается обычно резко противоположными позициями сторон по существенным вопросам, или коренным несовпадением интересов сторон, или разнонаправленными целями, или взаимно неприемлемыми средствами достижения поставленных целей.
Развитие конфликтной ситуации начинается обычно с роста этноцентризма, который имеет место в большей или меньшей степени у всех этнических общностей, особенно при достаточно развитом национальном самосознании. Этноцентризм есть такая позиция, при которой свое национальное рассматривается как средоточие всего позитивного, а все инонациональное как отклонение от нормы. Нарастанию напряженности конфликтной ситуации способствует усиление негативных этнических стереотипов, т. Е. оценочных суждений представителей одних народов о представителях других. Эти суждения отражают прошлый и настоящий опыт контактов между народами и могут носить как положительную, так и отрицательную эмоциональную окраску. В последнем случае наступает межнациональное отчуждение, усиливается напряженность во взаимоотношениях, которая может прорваться самым неожиданным образом.
Попытки разработки общей теории социального конфликта, неизбежно включающей социально-философские обобщения, предпринимаются в зарубежном обществоведении со второй половины 50-х гг. XX в., когда происходит становление конфликтологии как самостоятельной отрасли обществоведческого знания (работы К. Боулдинга, Р. Дарендорфа, М. Дойча, Л. Козера, Дж. Локвуда, Дж. Рекса и других). Во второй половине XX в. В зарубежной обществоведческой литературе происходит существенное возрастание интереса к этническому и этнорасовому конфликту. В работах М. Бэнтона, К. Дойча, Г. Кона, Д. Кэмпбелла, Р. Ле Вайна, Р. Сегала, Г. Сетон-Уотсона, П. Шибута-ни, С. Энлоу и других авторов этнический конфликт является если не самостоятельным предметом исследования, то занимает одно из главных мест.
- Межнациональный конфликт: определение, структура, причины
Непосредственным источником этнического конфликта является столкновение национальных интересов, т. Е. экономических, политических, социальных и т. Д. интересов, но под углом зрения гипертрофированного национального самосознания. На практике, как правило, «общие национальные интересы», принимая самодовлеющую форму, оказываются оторванными от действительных индивидуальных и групповых интересов, а подчас и противостоят им. Однако благодаря значительному эмоциональному потенциалу национального самосознания возможна ускоренная консолидация большей части нации для защиты своих национальных интересов (подлинных или фиктивных) в ситуациях угрозы (реальной или мнимой) этим интересам.
Структура национального конфликта включает в себя следующие составляющие:
• объект конфликта (противоречия, порождающие конфликтную ситуацию),
• субъекты конфликта (стороны, оппоненты),
• основу конфликта (конфликтную ситуацию).
Однако чтобы ситуация переросла в конфликт, необходим импульс инцидент. В случае национального конфликта таким инцидентом выступают обычно действия со стороны оппонентов (как правило, сначала одного из них), направленные на осуществление своих интересов путем ущемления и ограничения интересов другой стороны (экономических, политико-правовых, культурно-языковых, конфессиональных и т. Д.). Если в результате этого оппонент отвечает защитными действиями, то инцидент можно считать состоявшимся и национальный конфликт из потенциального становится реальным.
Имеются различные точки зрения относительно схем выделения стадий разворачивания и развития конфликта. Наиболее типичной из этих схем является следующая:
а) стадия конфликтной ситуации (или потенциального конфликта),
б) переходная стадия (стадия перехода, перерастания потенциального конфликта в реальный),
в) стадия непосредственно самого конфликта (стадия конфликтной активности, конфликтных действий),
г) стадия разрешения или снятия конфликта.
По мнению американского этносоциолога М. Хейслера, национальные конфликты есть исключительное явление только в двух группах стран: в промышленно развитых странах с устойчивой демократией и в странах с авторитарными режимами.
Даже поверхностный анализ показывает, что первопричины основной массы конфликтов кроются в дисгармонизации национальных интересов. Следовательно, эффективное урегулирование возможно только путем выработки норм мирного сосуществования различных народов в рамках единой социальной, политической, экономической системы. Гармонизация национальных интересов возможна лишь в условиях бесконфликтного сосуществования (бесконфликтного не значит беспроблемного).
Субъекты конфликта могут быть одного уровня группы, общины, партии, организации, государства, а могут быть и разного уровня, например, с одной стороны может выступать организация или партия, как выразитель интересов одного субъекта конфликта, а с другой стороны государство, как выразитель интересов другого субъекта. Одной из самых больших проблем многонациональных государств является то, что государство воспринимает себя и воспринимается многими не как выразитель интересов всего населения, всего общества, а лишь основного этноса страны. Именно поэтому многие многонациональные государства остаются этническими государствами титульного этноса.
Первая гипотеза, которая возникает при анализе межэтнических конфликтов на территории Российской Федерации, состоит в том, что они объясняются полиэтничностью самого состава российского населения. Для того чтобы оценить значение данной гипотезы, необходимо проанализировать состав населения РФ под ее углом зрения. Перепись 2010 года показывает, что 80,9% населения относят себя к русским по национальности.
Рисунок 1. Процентная доля русских в регионах России (2010г.)
Что касается групп нерусского населения России, то оно распределяется в статусном отношении по крайней мере на две значительные подгруппы.
Первая подгруппа это так называемые титульные народы с фиксированной «своей» территорией, например татары, осетины, ингуши. «Титульность» соответствующих народов закреплена в Конституции 1993г. В названиях соответствующих республик, автономных округов и областей. В своей основе титульная характеристика территории имеет во всех случаях, кроме Еврейской АО, «этническую укорененность» соответсвующей группы на данной территории: здесь данный народ жил и продолжает жить, он не является «пришлым», «переместившимся» или «перемешанным», его историческое пребывание на этой территории не оспаривается и не подвергается сомнению.
Вторая подгруппа нерусского населения «нетитульные» народы, т.е. народы без фиксированной в законодательных документах явной территориальной принадлежности. Таковы например, поляки, евреи, армяне, греки, цыгане, турки-месхетинцы и т.д., которые, в свою очередь, подразделяются на те группы, которые вообще не имеют никакой территориальной принадлежности, и те, у которых нет территориальной принадлежности лишь на территории России.
Рисунок 2. Национальный состав РФ (2010г.)
В последние годы в близэкваториальном пространстве различных частей света полыхало пламя более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Анголе, Сомали, Грузии, Азербайджане, Армении, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Северо-Кавказском регионе России и других. Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный, межплеменной характер. Они развертывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись религиозными и клановыми противоречиями. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками (азербайджанцами). Первопричины длящихся конфликтов часто стираются временем, уходят в подсознание и выражаясь в труднообъяснимой почти патологической национальной нетерпимости. Непосредственными причинами (поводами) периодически возобновляющихся столкновений обычно выступают ближайшие “несправедливости”.
Непосредственная причина возникновения межнациональных конфликтов расхождение и столкновение интересов субъектов межнациональных отношений (национально-государственных образований, наций, народностей, национальных групп). Конфликт возникает при непоследовательном и несвоевременном разрешении этих противоречий. Мощным катализатором развития конфликта является политизация национальных интересов, перекрещивание национального и государственного. К политическим причинам можно отнести кризис, а затем и распад СССР крупной транснациональной мировой державы. Данная причина носит универсальный характер, поскольку противостояние этнических, а так же конфессиональных групп всегда обостряется в периоды распада многонациональных асимметричных государств. Советская национальная политика была с функциональной точки зрения весьма эффективной. Режим искусно замораживал и подавлял конфликтный потенциал межнациональных отношений. Использовались не только прямые репрессии и тотальные переселения целых народов, но и более тонкие методы: перемешивание и разбавление этносов (наиболее очевидный пример целенаправленное заселение Прибалтики выходцами из славянских регионов), создание «лоскутных» административно-политических единиц (Чечено-Ингушская АССР, Кабардино-Балкарская АССР), и напротив, разделение этноса республиканской границей (так поступили с осетинами и таджиками), а также другие варианты произвольного проведения границ (Средняя Азия). Формирование во всех республиках связанных с интересами Москвы, кромпрадорских национальных элит. Это была слегка закомуфлированная русификаторская политика. Постепенно наружу вышли многонациональные исторические обиды. Особенно это характерно для Кавказского и Прибалтийского регионов. Другой производной политической причиной конфликта является борьба как новых, так и старых политических элит за передел «имперского наследства». Национальный фактор используется в этой борьбе без всякого стеснения. Здесь можно наблюдать беззастенчивую спекуляцию на национальных чувствах. Экономические причины тесно связаны с политическими с одной стороны, здесь происходит во многом аналогичная политическая борьба за передел национального богатства, с другой стороны регионы традиционно бедные, обделенные природными ресурсами, не располагающие развитой экономикой, но получавшие определенную централизованную поддержку, теперь, лишившись ее, пытаются как-то выйти из положения путем апелляции к категориям национального выживания, сохранения национального очага, прибегая при этом к любым доступным средствам экономического давления и даже шантажа. Кроме того, экономически более мощные регионы стремятся блокировать тенденции национального сепаратизма, также используя для этого финансовые и экономические рычаги. Все эти факторы носят, скорее всего, не чисто экономический характер, а экономико-психологический, поскольку в их основе лежат субъективные, зачастую этнически окрашенные представления о несправедливом национально-региональном распределении общественного богатства и соответственно о несправедливости различий в уровне жизни населения тех или иных регионов.
Выделяют также причины социально-культурные и социально-психологические. Национальная психология это определенный стиль мышления, поведения этноса. За семь послереволюционных десятилетий в стране сложилась новая метаэтническая общность так называемый советский народ. В социально-психологическом плане это несомненная реальность, которая проявляется очень часто даже среди людей, отрицающих свою принадлежность к «советскому народу». Распад СССР для многих тяжелая душевная травма, сопряженная с мучительными попытками нового самоопределения. Отсюда психологически объяснимо стремление части общества к восстановлению могучего государства. Процессы, происходящие в последние годы, стимулировали рост национального самосознания у ряда народов, причем как у относительно слабых и действительно прошедших через унижения и притеснения, особенно в сталинские времена, так и у таких этнических гигантов, как украинская нация. Некоторые из этих этносов сейчас вошли, используя выражение Соловьева В.П., в «стадию исключительной народности», в рамках которой рациональные аргументы, даже апелляция к подлинным национальным интересам, имеют немного шансов быть услышанными. Некоторые этносы, уровень развития которых не позволяет им выстроить полноправного диалога и обменов в рамках нормальных межнациональных контактов, парадоксальным образом стремятся к изоляционному, в ущерб собственному, развитию. Здесь наблюдается консервативная охранительная защитная реакция на объективные интеграционные процессы. Для них сохранение национального очага, национальной самобытности важнее, чем полноценное развитие народа.
- Этническая структура населения и национальная политика в России (Россия до 1917 г., Россия в составе СССР)
В российской империи национальный признак не имел решающего значения в организации территориального деления. Особый статус, обеспечивающий значительную степень самостоятельности, имели те провинции, которые вошли в состав России, будучи уже сложившимися самостоятельными государствами (Польша, Хивинской ханство и Бухарский эмират в Средней Азии, Грузия), а также Финляндия. Все остальные территории, даже если там жило большинство нерусского населения, входили в состав государства на общих основаниях, то есть национальный признак не играл решающей роли в организации властных структур на их территории.
Вообще, политика всех царских правительств была лояльной по отношению к коренному населению присоединившихся территорий, хотя без насилия не обходилось, однако «этническое» насилие в истории Российской империи никогда не было направлено против этноса в целом. Конфликты между центральной властью и колонизированными этносами имели два источника: конкуренция из-за земель и других природных источников и конкуренция из-за политической власти.
В процессе колонизации из оборота местного населения изымалась часть земель, передававшихся русским крестьянам, это вызывало сопротивление местных жителей. Местные же властители далеко не всегда выступали защитниками интересов собственных народов, предпочитая идти на компромисс с царскими властями.
Кризис Российской империи, вылившийся в серию революций и переворотов начала XX века, усилил центробежные тенденции на ее национальных окраинах. Восстановление единства территории (с 20-х по 40-е годы) опиралось и на естественное желание населения принадлежать к Российской цивилизации и на коварство и насилие. При этом использовалось насилие как к верхушке, так и к рядовому населению.
Основой политики в это время было стремление перевести социальное напряжение из русла межнациональных в русло межклассовых. Также использовался принцип «разделяй и властвуй». Его реализация требовала в первую очередь выделение на каждой территории большой социальной группы, получавшей определенные преимущества в культурном, политическом и экономическом отношении по сравнению с остальным населением данной территории. Такая группа называлась «коренной» нацией, или «титульной» нацией.
Во-первых, в ряде случаев коренным признавался народ, не составлявший большинство, пример: Башкирия, где 1/3 башкир. Во-вторых, в рамках единых национально-государственных образований нередко под названием коренные объединялись народы, принадлежавшие к разным языковым семьям и в истории нередко враждовавшие друг с другом. В-третьих, в этнополитических целях проводилась политика консолидации новых наций на основе иногда родственных по языку и культуре, а иногда и достаточно разнородных элементов. В-четвертых, в ряде случае единый этнический массив разделяли границами, и на его базе формировалось несколько самостоятельных народов.
В 1918-1922 гг. произошло формирование ряда независимых национальных государств на территории бывшей Российской империи (украинская, белорусская, грузинская республик). Одновременно возникли автономные республики и автономные области. В 1923-1924гг. национально-государственное размежевание в Средней Азии. В результате влияние национального фактора на территориальную структуру усилилось, стали появляться на территориях союзных и автономных республик национальные сельсоветы. Новый этап национальной политики в СССР начался с принятия конституции СССР в 1936 года, а также ряда сопутствующих ей постановления и законов. С этого момента курс на учет национальной специфики сменился на унификацию национальной жизни, но это не насильственная русификация.
Россия представляет собой сложное полиэтничное образование, объединяющее народы различных языковых групп, культур и конфессий. Этническим ядром страны являются русские, составляющие более 80% ее народонаселения. Однако это не позволяет отнести страну к типу моноэтнических государств по ряду причин: во-первых, территория России является исторической родиной многих народов, сохранивших свою культурную самобытность и не ассимилировавшихся с русским большинством; во-вторых, за советский период истории России многие ее народы сформировали основы своей государственности, которая осознается в настоящее время как величайшая ценность и историческое достижение; в-третьих, вследствие противоречивости национальной политики советского периода (направленной одновременно и на унификацию народов, и на организацию их государственности) повсеместно в СССР, и в России в том числе, сложилась этническая стратификация, в основе которой лежат различия в экономическом, демографическом и политическом статусах народов.
Разрушение сложившейся политической системы в СССР происходило параллельно с возникновением и развитием этнополитической напряженности и конфликтности. В России этот процесс имел определенную специфику, которая определяется историческим и этнокультурным своеобразием ее регионов. Территориальное расширение России происходило на протяжении многих веков и поэтому разные народы различными способами входили в ее состав. Такая специфика определялась и социально-экономическим уровнем развития присоединяемых народов, и этнокультурной близостью их, и внешнеполитическими условиями.
Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным государством. Она была провозглашена в границах дореволюционной, царской России. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 года.
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 года, провозгласила Россию федерацией. Подчеркивалось стремление создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России.
Вскоре после Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительство ее составных частей. Принятая в июле 1918 года Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР.
В первой половине 1918 года основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже во второй половине 1918 года создается новая форма автономии — трудовая коммуна, а с 1920 года начинает широко применяться еще одна форма автономии — автономная область. К концу 1922 года основная масса народов России завершила создание своей автономии. Все эти автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти. Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции).
Наряду с внутренним развитием Российской Федерации в 1917 — 1922 годах возникают и развиваются ее связи с другими независимыми республиками, образовавшимися в это время. Вступление РСФСР в состав Союза ССР совпало с завершением становления самой Российской Федерации. С 1923 года начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округа как новая форма автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной другой союзной республике они не создавались.
Важным этапом в государственном строительстве РСФСР стало принятие 21 января 1937 года новой Конституции РСФСР. Эта Конституция закрепила наличие в составе Федерации 17 автономных республик и 6 автономных областей, которые перечислялись в Конституции, а также, подчеркнем еще раз, упомянула при установлении системы местных органов государственной власти о наличии в Республике национальных округов. В Конституции в самых общих чертах определялся правовой статус автономной республики и автономной области. После принятия Конституции РСФСР 1937 года во всех автономных республиках были приняты конституции этих республик .
В годы Великой Отечественной войны сталинский тоталитарный режим предпринял ряд репрессивных мер по отношению к целым народам, населяющим Российскую Федерацию, некоторые из которых были обвинены в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками.
Конституция РСФСР 1978 года вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободного выхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе Российской Федерации находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие национальные округа), которые были перечислены в ней поименно.
Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в статьей 5 Конституции, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
- Межнациональные конфликты в РФ
Национальная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Государственная национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства, это политика осуществления интересов всей нации. Именно так это принято понимать во всем мире.
В основе национальных конфликтов на территории бывшего СССР лежат следующие национально-территориальные проблемы:
1. Нерешенные проблемы в отношениях между суверенными государствами бывшими союзными республиками. Противоречия между некоторыми из них перерастают в вооруженные столкновения, например между Арменией и Азербайджаном.
2. Внутриреспубликанские проблемы. Абсолютизация суверенитета обычно порождает сепаратистские устремления национальных меньшинств внутри самих суверенных государств. Возникло движение территорий (краев, областей) Российской Федерации за их равное правовое положение с республиками в составе РФ. Выравнивание правового статуса субъектов РФ стало одной из ключевых проблем, от решения которых зависит региональное развитие страны. Здесь же должно заметить, что в последний период наблюдается процесс укрупнения субъектов Российской Федерации путем вхождения некоторых, преимущественно малых субъектов в состав более крупных. Но это также имеет своим минусом тот факт, что более крупный субъект, по возможности установления своей экономической независимости, начнет претендовать на свое национальное обособление.
3. Проблемы разделенных народов. Исторически сложилось так, что и границы между национально-государственными образованиями, и политико-административные рубежи в стране неоднократно сдвигались. Как результат уже упомянутая выше разделенность многих народов двоякого рода.
4. Нарушение прав человека, определенных Декларацией прав человека, Международными пактами о правах человека; проблемы, вызванные насильственным выселением ряда народов из мест постоянного проживания (депортация). Государственно-правовая реабилитация таких лиц оказалась довольно сложным и противоречивым процессом. Здесь принцип восстановления справедливости столкнулся с принципом необратимости исторических изменений. Интересы реабилитированных народов (немцев, крымских татар, месхетинских турок и др.) вступили в противоречие с интересами народов, заселявших места их бывшего проживания.
5. Отсутствие программы решения национального вопроса, анализа проблем межнациональных отношений и путей их разрешения.
6. Личностно-бытовые конфликты, которые выливаются в конфликты между коренным и некоренным населением. Здесь как раз важную роль играет упомянутая ранее национальная психология как неотъемлемый элемент этничности.
7. Борьба криминально-мафиозных структур за передел территорий.
По своим типологическим характеристикам национальный конфликт является, прежде всего, социальным, поскольку его субъектами выступают крупные социальные группы, интересы которых становятся противоречивыми вследствие имеющегося неравенства социальных статусов этих групп в данной общественной системе, в конкретной стране. Одновременно это и конфликт, имеющий политический аспект, ибо ни одна цивилизованная нация не сформировалась вне присущей ей политической организации или государства.
Генезис национального конфликта зависит от тех проблем и противоречий, которые реально существуют в обществе, и в определенный момент всплывают на поверхность в виде конфликта. В своей развитой форме конфликт является проявлением тех или иных тенденций в развитии национальных движений.
Эти движения можно расклассифицировать следующим образом:
Деление на вышеперечисленные типы достаточно условно, тем более что одно национальное движение может нести в себе признаки сразу нескольких типов, иметь в себе различные тенденции. Например, ирландское национальное движение в Ольстере можно квалифицировать одновременно и как сепаратистское (стремление к отделению от Великобритании), и как ирредентистское (желание воссоединиться с Ирландией), и как этноконфессиональное (католическое движение против засилья протестантизма).
Нередко этнолингвистические и этноконфессиональные движения бывают взаимосвязаны, особенно если религиозное меньшинство одновременно является и языковым. Национальные движения могут также трансформироваться в ходе исторического развития, например, автономистские движения по достижении своих целей (получение национальной автономии) могут перерастать в сепаратистские или ирредентистские и т. д.
Характер национального конфликта зависит не только от генезиса, но и от целей. По этому признаку выделяют конфликты:
Реалистические конфликты предполагают, что субъекты конфликта имеют четко осознанные цели, а конфликтные действия выступают только средством их достижения. Это подразумевает поиск альтернативных способов решения конфликтов при постоянстве целей сторон.
Нереалистические конфликты имеют место тогда, когда субъекты конфликта не очень отчетливо осознают цели и мотивы конфликта, а сам он является лишь средством агрессивной эмоциональной разрядки. Для нереалистических конфликтов свойственна альтернативность не способов решения, а объектов конфликта. Нереалистические конфликты более непредсказуемы, стихийны, иррациональны, менее подвластны контролю и управлению.
Смешанные конфликты — наиболее тяжелый случай, когда субъекты совершенно поляризованы в целях, способах и функциях конфликта. Это происходит, как правило, когда для одного из субъектов конфликт выступает как реалистический, а для другого — как нереалистический. Примерами реалистических конфликтов могут служить армяноазербайджанский, грузино-абхазский, молдавско-приднестровский. Нереалистические конфликты — осетино-ингушский. Смешанные конфликты — таджикский, грузиномингрельский, чеченский и т. д.
По длительности протекания национальные конфликты можно выделить:
• долговременные (большинство конфликтов на Кавказе, на Балканах, на Ближнем Востоке и т. д.);
С длительностью связана, как правило, еще одна характеристика конфликта — острота.
Кратковременные конфликты бывают обычно острыми, долговременные — хроническими. Однако возможны и острые долговременные конфликты (ближневосточный, южноафриканский, афганский и т. д.).
Еще одним основанием деления конфликтов на группы является интенсивность протекания конфликта, т. е. роль насилия в ходе происхождения и развития конфликта. В западной конфликтологии выделяют следующие типы: насильственные конфликты (сопровождаемые реальными актами насилия и плохо управляемые); чреватые насилием (готовые в любой момент обернуться реальными насильственными действиями); насильственные, но управляемые; потенциально насильственные (в глубине имеющие предпосылки к насилию, но пока не проявляющие себя); ненасильственные, управляемые.
Следует отметить, что чем больше роль насилия в конфликте, тем менее он подвержен управлению. На интенсивность протекания национальных конфликтов оказывает влияние целый ряд факторов: эмоциональный накал конфликта, численность и организованность задействованных в конфликте групп, характер целей и средств и т. д.
В наши дни появилась реальная угроза распада России на отдельные самостоятельные государства, в качестве которых не прочь провозгласить себя не только некоторые национально-, но и административно- территориальные образования. Естественно возникают вопросы: повторит ли она судьбу Союза ССР, возможно ли этого избежать и как? Чтобы ответить на них нужно, с одной стороны осмыслить состояние межнационального общения, определить истоки недовольства и напряженности в этой сфере, питающие центробежные тенденции, а с другой — выявить условия и факторы, составляющие интеграционный потенциал российской многонациональной государственности, выявить пути и механизмы консолидации наций, народностей, регионов.
Показатели, свидетельствующие о межнациональной напряженности, %
Источник