Тема 2.5. Этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ в конце XX — в начале XXI вв
Краткое содержание: Причины этнических и межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве. Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Конфликт в Молдове, образование Приднестровской Молдавской Республики. Острые межнациональные противоречия на Кавказе. Чеченская война в России. Межнациональные конфликты в Грузии: события в Абхазии и Южной Осетии. Крах вооруженного нападения Грузии на Южную Осетию. Признание Россией суверенитета Южной Осетии и Абхазии.
Требованияк знаниям и умениям:
Иметь представление: об истории и современном состоянии развития межнациональных и религиозных конфликтов в западных государствах
Знать:причины межнациональных конфликтов в Испании, Франции, Бельгии, Великобритании, США и Канаде, а также меры, предпринимаемые для их разрешения.
Уметь: обобщать опыт в разрешении конфликтов на религиозной и национальной почве в странах Запада и степень приемлемости этого опыта для современной России.
Распад Советского Союза поставил под вопрос законность власти правительств бывших советских республик. Это спровоцировало оппозиционные брожения, активизацию антикоммунистических и антинационалистических сил. Между некоторыми государствами возникли споры и противоречия.
Конфликт между Азербайджаном и Арменией.Еще в период существования СССР возник межнациональный конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха — автономной области в составе Азербайджана. 74 % ее населения составляли армяне. Поскольку их жалобы на неравноправное положение игнорировались, в Карабахе в 1988 г. был проведен референдум. Большинство его участников высказались за присоединение области к Армении. Ее отношения с Азербайджаном резко обострились, в городах обеих республик начались погромы. Армяне бежали из Азербайджана, азербайджанцы — из Армении. Вмешательство Советской армии лишь усугубило положение. В 1991 г. Нагорный Карабах провозгласил независимость и, опираясь на помощь Армении, сформировал боеспособную армию. В 1992-1994 гг. развернулись полномасштабные военные действия, в результате которых армянские и карабахские войска заняли часть территории Азербайджана. С 1993 г. при посредничестве Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) шли переговоры о мирном урегулировании конфликта. В мае 1994 г. был подписан протокол о прекращении огня. Однако окончательного решения проблемы так и не найдено. Позиция ОБСЕ состоит в том, что необходимо сохранить территориальную целостность Азербайджана и одновременно гарантировать защиту прав армянского населения Карабаха. Но Карабах до сих пор считает себя независимым, несмотря на то что он не признан международным сообществом. Продолжается блокада границ Армении со стороны Азербайджана и дружественной ему Турции.К 1993 г. армяне контролировали не только территорию НКР, но и часть азербайджанских территорий. В результате поражений азербайджанской армии власти пришел Г. Алиев, предпринявший шаги к улучшению отношений с Москвой. В результате 24 сентября 1993 г. Азербайджан в СНГ, а 12 мая 1994 г. при посредничестве России в Бишкеке был подписан договор о прекращении огня. Переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией при посредничестве России ведется без видимого успеха до настоящего времени. Угли непогашенного костра тлеют до сих пор!
Конфликт вокруг Приднестровья.Другой конфликт, возникший на постсоветском пространстве и до сих пор сохраняющий остроту, связан с восточной частью Молдовы — Приднестровьем. Значительную часть его населения составляют русские и украинцы. Националистические силы, пришедшие к власти в Молдове, провозгласили ее государственным языком румынский и взяли курс на объединение с Румынией. В ответ на это в Приднестровье в 1990 г. образовалась Приднестровская Молдавская Республика. Первоначально выдвигалось требование признания федеративного статуса этой республики в рамках Молдовы. Затем, в 1991 г., было заявлено о независимости Приднестровья.
В результате и в Молдове, и в Приднестровье стали создаваться собственные воинские формирования. В 1992 г. между ними начались боевые действия. Они были прекращены только в результате вмешательства российских войск, находившихся на территории Приднестровья. В 1997 г. при посредничестве России и Украины удалось подписать соглашение, по которому Молдова признавалась единым государством, обязанным уважать интересы населения Приднестровья. Однако самопровозглашенная республика продолжает считать себя независимой.
Противоречия в Абхазии и Южной Осетии.Крайне сложная ситуация возникла на территории Грузии, также являющейся многонациональным государством. Абхазия до 1931 г. имела статус союзной республики в составе СССР, а затем — автономной республики в составе Грузии. В 1990 г. Абхазия объявила о своем суверенитете. На ее территории с 1991 г. начались вооруженные столкновения. В 1994 г. в Абхазию вступили миротворческие силы СНГ. В зону конфликта прибыли наблюдатели ООН. Это позволило добиться прекращения военных действий, однако политическое урегулирование конфликта до сих пор не достигнуто. Абхазия по-прежнему является не признанным международным сообществом государством. Ее статус не устраивает Грузию.
Автономная республика в составе Грузии — Южная Осетия в 1990 г. также выдвинула требования о своем преобразовании в союзную республику. Это было ответом на приход к власти в Грузии националистического правительства во главе с З.К. Гам- сахурдией, который провозгласил лозунг «Грузия для грузин» и заявил о ликвидации автономий.
Вопрос о Южной Осетии также пока не нашел окончательного решения. В 1995 г. ее статус автономии по настоянию ОБСЕ был восстановлен. Военные действия прекратились, однако Южная Осетия продолжает настаивать на признании своего суверенитета.
Большие трудности возникли в среднеазиатских государствах СНГ, особенно в Таджикистане. Здесь в 1992 г. на почве межклановых и религиозных противоречий вспыхнула кровопролитная гражданская война. Сторонники исламизации Таджикистана получали поддержку религиозных фанатиков из Афганистана. Мусульманские экстремисты проникали и на территорию других среднеазиатских стран СНГ.
При помощи миротворческих сил СНГ, основу которых составляли российские войска, боевые действия удалось прекратить. В 1997 г. между президентом Таджикистана Э.Ш. Рахмоновым и лидерами оппозиции при посредничестве России было заключено Соглашение об установлении мира и национального согласия. Оппозиция получила около трети мест в правительстве, ее вооруженные формирования вошли в состав государственных силовых структур. В 2000 г. большая часть миротворческих сил покинула территорию Таджикистана. Российские войска остались лишь для охраны таджикско-аф-ганской границы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ конфликты в странах СНГ
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ конфликты в странах СНГ:
НЕКОТОРЫЕ МИРОТВОРЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗРЕШЕНИЯ
Р.АБДУЛАТИПОВ, доктор философских наук, депутат Государственной Думы РФ
Проблема межнациональных, этнополитических конфликтов внутри Содружества является одной из актуальных. Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Чечня — это неполный перечень известных зон этнополитических конфликтов. По многим объективным показателям они имеют примерно одинаковую природу возникновения и динамику развития, которые логически подсказывают и соответствующие общие механизмы их своевременного упреждения и разрешения.
Кроме целого пласта исторических предпосылок, межнациональные конфликты в странах СНГ — это неподготовленность государства и общества к восприятию и правовому разрешению проблем национальностей, национальных меньшинств, оказавшихся в различном социально-психологическом положении после развала Союза.
Негативное влияние оказывает на ситуацию и неотрегулированность в этих условиях проблем взаимоотношения, во-первых, между «старыми» нациями и новыми суверенными государствами, а во-вторых, между национальным большинством, именем которого называются эти государства, и национальным меньшинством, которое хочет обрести свой собственный национально-государственный суверенитет. Следует учесть тот факт, что взрыв национального самосознания в постсоветских странах сопровождался его однозначной ориентированностью на политическое самоутверждение статуса своей национальной общности.
Этнополитические, межнациональные конфликты сконцентрировали в себе весь комплекс постсоветских кризисных проблем социально-экономического и духовно-психологического характера. Под этническими знаменами продолжается борьба политических элит, кланов и групп, что оказывает порой решающее влияние на процесс адаптации населения к новым политико-правовым и социально-экономическим реалиям жизнедеятельности государства, этносов и человека.
Нынешнее состояние межнациональных, этнополитических процессов в странах СНГ чревато серьезными негативными последствиями не только для самих стран, но и для Содружества в целом, ибо тут наметилось сложнейшее переплетение и взаимопроникновение комплекса проблем. Таким образом, этнополитические кризисы жестко детерминированы прежде всего кризисными явлениями во всех других сферах развития общества стран Содружества.
Конечно, однозначно нельзя утверждать, что подобные конфликты происходят по вине государства или этнического большинства в той или иной стране. Достаточно активно тут проявилась и нетерпимость в среде национального меньшинства, особенно в тех случаях, когда у него уже был вполне определенный автономный статус. Меньшинство хочет не только сохранить этот статус, но и, по возможности, расширить.
Такую сложную ситуацию с подобным набором внутренних и внешних конфликтонесущих факторов трудно найти в мировой практике. В тоже время, не только по историческим причинам, претензиям и притязаниям, трагичности и безысходности-тупиковости, но и по современному состоянию почти все Этнополитические конфликты в странах СНГ имеют схожую структуру и находятся примерно на одинаковых стадиях своего внутреннего развития.
Каждый из конфликтов обернулся массовым кровопролитием. В каждом из них исчерпаны внутренние политико-психологические и другие резервы разрешения конфликтов, ибо меньшинство почти повсеместно получило возможность провозглашать свою победу, а большинство находится в тупике однажды ошибочно избранного пути преодоления этих кризисов, но сохраняет еще потенциал и надежды на восстановление своего прежнего статуса на этих территориях.
Между тем процесс этнической чистки в различных вариациях, на различных территориях продолжается. Зреют новые взрывы недовольства, свержении и конфликтов. При этом прослеживается тенденция: период паузы используется не для нахождения оптимальных путей выхода из конфликтов, а для накопления сил с целью их продолжения. Международные организации фактически оказались тут беспомощными, ибо привыкли работать в совершенно других условиях, с другим набором факторов и при другом организационно-правовом потенциале предупреждения и разрешения этнополитических конфликтов.
СНГ с самого начала своего возникновения по старой традиции надеялось уйти от проблем постоянного отслеживания, предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов. Руководство этих стран не смогло предвидеть их жесткую политизацию. Кроме чисто формальных заявлений о том, что всем гражданам гарантируются равные права и свободы независимо от их национальности, мер, подкрепляющих этот тезис, не предпринималось. Более того, в Соглашении о создании СНГ и в Уставе Содружества вопросы защиты национальных меньшинств и перспектив развития межнациональных отношений не отражены. Не созданы для этого и соответствующие институты.
Основное внимание уделяется двусторонним соглашениям, которые носят формальный характер и не способны создавать правовую базу, механизмы миротворчества и разрешения конфликтов. Кроме того, перевод проблем на двусторонние отношения, без учета ситуации в целом, делает невозможным успешное функционирование СНГ как коллективного органа, способного успешно находить приемлемые для каждой страны и всех граждан выходы из межнациональных конфликтов.
Совет глав государств и Совет глав правительств этими вопросами фактически не занимаются. Соглашение о создании СНГ и Устав, к сожалению, не предполагают создание правовой базы для их сотрудничества по такой острой проблеме, как межнациональные, этнополитические конфликты. Попытки каждого из государств Содружества по-своему, в рамках своей страны решить эти проблемы ни к чему не приводят. Более того, они начинают еще глубже увязать в- них, ибо наметилась тенденция усиления взаимосвязи и взаимозависимости этнополитических процессов на всем постсоветском пространстве.
На наш взгляд, проблема межнациональных, этнополитических конфликтов в СНГ может быть решена на основе общей политики миротворчества и нахождения общих подходов, которые предполагают выработку приемлемых для всех стран механизмов урегулирования этнополитических кризисов, в интересах всех стран и народов любого региона, в том числе и Кавказа. В этом плане можно было бы предложить следующие меры:
Созвать конференцию по укреплению мира и безопасности в СНГ.
Разработать и подписать специальную Хартию Содружества о правах и обязанностях государства и национальностей по защите прав и интересов всех национальностей страны, территориальной целостности и суверенности как отдельных государств и национально-государственных образований, входящих в их состав, так и СНГ в целом.
Согласовать и принять модельный закон о гарантиях защиты национально-этнических прав и прав национальных меньшинств в странах СНГ, в том числе с учетом уже принятой «конвенции по обеспечению прав народов, принадлежащих к национальным меньшинствам», состояния ее реализации в конкретных странах.
Ввести в практику заключение на основе согласованных документов специальных договоров о разграничении полномочий между органами власти государств Содружества и органом власти национально-государственных и территориальных образований, предусмотрев в них, в частности, взаимные обязательства по защите прав национальностей, их культуры и языка. В указанных договорах установить формы национального самоопределения народов с указанием их территорий внутри стран СНГ.
Предусмотреть создание в МПА СНГ Комитета по делам национальностей, а также учреждение Института специального уполномоченного по делам национальностей Содружества (по примеру деятельности Верховного Комиссара по национальным меньшинствам ОБСЕ) для раннего предупреждения о назревающем конфликте и согласованных действиях государств Содружества по его разрешению. В его обязанности также входило бы: фиксировать факты нарушения прав национальностей и человека по национальному признаку, неправомерные действия отдельных групп, выступающих от имени национальностей и способных организовать этнополитический конфликт с трагическими последствиями для государства и проживающих в них национальностей.
Общими принципами организации таких мер могли бы стать:
демилитаризация спорных территорий;
разоружение незаконных, неконтролируемых вооруженных формирований, кроме сил порядка и безопасности, согласованных сторонами;
признание равноправного статуса участников конфликта с разграничением полномочий и ответственности по налаживанию совместной жизни;
создание двусторонней Комиссии по преодолению последствий конфликта и налаживанию мер доверия;
международный контроль за выполнением подписанных договоров и соглашений;
соблюдение согласованных полномочий друг друга и сохранение существующих границ государств Содружества;
решение всех вопросов мирным путем;
соблюдение принципа равноправия национальностей и политики недискриминации людей по национальному признаку;
активное проведение доступными средствами всеми государственными и общественными органами политики мира, взаимного прощения и сотворчества во имя благополучия и созидания народов Содружества.
Использование на практике общих принципов и подходов к разрешению этнополитических конфликтов в Чечне, в Нагорном Карабахе, в Абхазии, Южной Осетии, в Приднестровье позволяет вывести их из внутригосударственного статуса, где они фактически зашли в тупик в своем развитии, на уровень всего Содружества во имя разблокирования и разрешения общими усилиями. Таким образом, каждому участнику конфликта дается возможность сохранить свое достоинство, защитить свои права, подчиняясь воле всех стран СНГ.
Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте
Источник