История Московского университета
Образование и становление Московского университета
Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).
А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник. » В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.
После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.
В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.
Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.
Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них — богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.
Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года — первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.
Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.
Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года — Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года — в ведении Московского университета), Малый театр и др.
В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.
В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.
Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.
Источник
Главный университет страны
Прорыв в космос был бы невозможен без труда советских ученых и инженеров, получивших образование в старых и новых университетах и институтах. И сегодня, после распада СССР, российская наука и образование идут вперед, в ногу со временем.
В наши дни в России множество высших учебных заведений. Они ждут талантливых юношей и девушек, которые смогут стать математиками, физиками, историками, филологами и делать новые открытия во славу российской и мировой науки, плодотворно трудиться на благо человечества, изучать Вселенную и людей.
Главный вуз страны — это Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, известный во всем мире. Здесь учится более 30 тыс. студентов из России и многих других стран мира. Сегодня МГУ — это 29 факультетов, 15 научно-исследовательских институтов, больше 350 кафедр, четыре музея, научный парк, где занимаются разработкой новых технологий, научная библиотека, где находится больше 9 млн книг и журналов, культурный центр и школа-интернат, где учатся 300 одаренных подростков со всей страны. И по справедливости можно сказать, что МГУ — «умственное достояние России». Недаром В.А. Садовничий, который возглавляет учебное заведение с 1992 г., считает, что «университеты представляют собой вечные структуры цивилизации. Пока живут университеты, живет и нация».
Источник
Главный университет
Виктор Садовничий: У университета огромный потенциал, и он должен быть доступен как можно большему числу людей
МГУ им. М.В. Ломоносова поднялся на шесть пунктов в мировом рейтинге университетов, опубликованном Британской компанией QS World University Rankings, и занял 114 место. Из российских вузов он пока единственный входит в ТОП-200. А мы побеседовали с Виктором Садовничим, ректором МГУ им. М.В. Ломоносова, президентом Российского союза ректоров о том, как прошла в этом году приемная кампания и что нового в главном университете страны.
— Выпуск и прием — самые волнующие события в жизни университета?
— Да. Выпустили более 7 тыс. бакалавров и магистров, как и в прошлом году. 25% из них закончили университет с отличием. Многие продолжат учебу: бакалавры — в магистратуре, магистры — в аспирантуре. Аспирантов будет около полутора тысяч.
МГУ — единственный университет, который учит шесть лет по собственным стандартам. Они шире, чем государственные требования. Это возможность готовить элиту — за качество отвечаем! Мы добавляем один год не для узкого углубления в специальность (для этого есть спецкурсы — известно, на кафедре сколько времени ни дай, найдется профессор, который готов читать свой спецкурс, я тоже свой читаю), не это главное. Важнее, на наш взгляд, изучение общенаучных дисциплин, дисциплин смежных специальностей, истории, языка, русской литературы.
Прием в этом году проходил по тем же правилам, что и в 2013 году. Были попытки изменить их буквально за несколько месяцев до поступления, но мы пояснили, что на марше правила не меняют.
ЕГЭ в этом году провели более объективно, и баллы выпускников в целом по стране оказались ниже, чем в прошлые годы. Это сказалось и на средних баллах в каждом вузе. В МГУ средний балл подавших заявления был 78 (в 2013 — 82). А средний балл зачисленных — 83 (в 2013 — 84). Конкурс в целом по университету в этом году был 6,5 человек на место. Всего приняли около 4000 студентов на бюджет. Из них треть — победители и призеры олимпиад — 1325 человек. Около 200 только победителей Всероссийской олимпиады школьников.
Выпускников 2014 года на 10 % меньше, чем в прошлом году — это демографический факт. Но в МГУ и баллы поступивших оказались высокие, и конкурс на уровне прошлого года. Так что можно считать, что прием прошел даже лучше, чем в 2013 году.
Несмотря на то, что уменьшилось число выпускников школ, число бюджетных мест в вузах в целом по стране и в МГУ не уменьшилось. И на будущий год уменьшения не будет. Перелом в демографии наступит только в 2018-19 году, затем начнется медленный прирост. Но прием уменьшать не думаем.
— Треть мест по праву занимают олимпиадники, а кто еще проходит в университет вне конкурса?
— Есть целевой прием. Доля целевиков не может быть больше 15% от контрольных цифр приема, но квота устанавливается учредителем. Договор о целевом приеме заключается с органами власти — федеральными, субъекта или местного самоуправления, или с предприятиями, в уставном капитале которых есть доля государства или муниципального образования. Целевиков больше в ведомственных вузах. В МГУ в этом году различные ведомства и органы управления запросили 320 мест. Выделили мы 207, как нам позволяет законодательство, но экзамены выдержали только 138 претендентов. У целевиков конкурс отдельный, но он тоже есть.
Еще часть мест тоже по отдельному конкурсу занимают абитуриенты с особыми правами — инвалиды, сироты. Им по закону выделяется до 10% мест. У нас этот прием обычно незначительный.
Это все про бюджетные места. А за плату — на договорной основе — будут учиться еще 2,5 тысячи ребят. Это для нас нормальная цифра.
— Помню свое первое Первое сентября в Московском университете. Лекция ректора в высотке на Ленгорах …
— Первое сентября в МГУ — День первокурсника, уже много лет он начинается с моей лекции. Эти лекции пользуются популярностью, их слушают и в главном здании, и по трансляции в больших аудиториях всех корпусов. Я рассказываю об истории и о людях Московского университета — о выдающихся профессорах, ученых, которые составили цвет университета.
Накопилось много таких рассказов: Ключевский, Вернадский, Колмогоров, Келдыш… Многих я знал лично. В этом году Университет издал сборник моих очерков.
А еще в этом году 1 сентября около нового здания — недавно открытого медицинского центра Московского университета, — открыли памятник Антону Чехову (скульптор Рукавишников). Это молодой жизнерадостный Чехов — студент медицинского факультета Московского университета. Мы редко видим на фотографиях такого молодого Чехова. У памятника необычная табличка — копия написанного Чеховым заявления ректору Московского университета с просьбой распределить его уездным врачом.
— Виктор Антонович, учебный год только начался, а всех уже волнуют условия приема на будущий год, тем более что в них будут перемены. Вы еще и председатель Российского совета олимпиад школьников. Что нового для абитуриентов-олимпиадников?
— Олимпиады — широкая практика, в них принимают участие 1 млн. 800 тыс. школьников разных классов. Положение об олимпиадах школьников существенно изменилось, требования к победителям и призерам будут более жесткие. Теперь количество победителей не должно превышать 8% от числа всех участников олимпиады, а призеров — 25%. Раньше это было соответственно 10% и 35%.
Уже в этом году было введено новшество: победители и призеры должны получить не меньше 65 баллов по ЕГЭ, только при этом условии льгота победителя работала.
Так же будет и дальше. Раньше олимпиадники могли вовсе не заботиться о своих выпускных экзаменах. После олимпиады уже были уверены, что стали студентами самых престижных вузов по профилю олимпиады.
Еще одно новшество — сроки проведения. Олимпиады проходят в два этапа — заочный и очный. Раньше были ограничения: второй этап начинался только в феврале-марте, сейчас жестких сроков нет — с сентября по апрель в любое время.
Информация об уровнях олимпиад и то, какие вузы будут их засчитывать, в этом году будет известна до 1 октября. Это повысит конкуренцию и расширит возможности участников, школьники смогут выбирать, где им участвовать. До этого уровни устанавливались уже после проведения олимпиад.
Кроме того, с этого года олимпиады станут прозрачными: все работы победителей и призеров олимпиад можно будет увидеть, они будут публиковаться полностью на сайте организатора олимпиады.
В правилах приема на этот год будут и другие новости помимо изменений с олимпиадами. Главное, наверное, сочинение, которое выпускники напишут в декабре. Оно сможет принести абитуриенту прибавку в 10 баллов к сумме баллов ЕГЭ, если вуз в условиях приема запишет, что он учитывает результаты сочинения, а поступающий напишет заявление, чтобы его сочинение учли.
Сочинение — важная форма проверки. У нас на некоторые специальности абитуриенты пишут эссе. Это гуманитарные факультеты, казалось бы, самые подготовленные к такому испытанию дети. Но, к сожалению, их работы показывают, что выпускники не умеют излагать свои мысли, формулировать отношение к сложным жизненным процессам, видны и пробелы в знании литературы.
На выставке, посвященной Первой мировой войне, которая открылась накануне нового учебного года, меня остановили дневники Николая II. Толстые тетради, пронумерованные листы, удивительно четкий почерк. Невозможно оторваться от того, как император описывает прошедший день. Это сочинение, которое император писал каждый день, притом, что он командовал армией. Выпускники высказываются: «непривычная работа», «я не сумею». Но стоит пробовать. Надо, чтобы это постепенно вошло в культуру подготовки молодого человека к жизни.
— Что нового в образовательных программах МГУ?
— Два года назад я выдвинул идею межфакультетских курсов. Мы объявили свободную запись на курсы профессоров, которые читают на других факультетах. Например, биолог объявляет курс «Генетика», а слушать его должны математики, физики. А математик объявляет курс «Суперкомпьютеры» для филологов, историков. Сначала был скепсис: преподаватели загружены, студенты тоже считают, что заняты выше крыши. Но когда три года назад 120 профессоров объявили свои курсы, за два дня в интернете записались 17000 студентов. Никого не принуждали. Были такие лекторы, к которым записывались 1000-1200 студентов. Так в свое время слушали Ключевского — приходили занимать места за две лекции до начала.
На второй год было уже 140 курсов, в прошлом году — 160. Межфакультетские курсы оказались находкой. Они просто поменяли умонастроения студентов: стало очевидно, как важны междисциплинарные связи.
Все эти 160 курсов размещены на сайте МГУ. Можно свободно слушать.
А еще мы практически каждый год создаем новый факультет. Сейчас создан факультет биотехнологий на базе наукограда Пущино во главе с академиком Анатолием Мирошниковым. Учебные планы совершенно новые. У нас есть биофак, есть биоинформатика, а это на острие науки — биотехнологии.
Перед этим мы создавали высшую школу гуманитарной политики и управления в гуманитарной сфере — это второе высшее образование для тех, кто уже достиг чего-то в спорте, культуре, искусстве.
— Расскажите про проект Университет без границ.
— Это совсем новая идея стала логическим продолжением межфакультетских курсов. Мы считаем, что потенциалом МГУ должен пользоваться как можно более широкий круг людей. Для этого надо предлагать дистанционные методы — это серьезный потенциал. Правда, я очень боюсь халтуры в дистанционном образовании. Мы оборудовали профессиональную студию. Уже записали лекции восьми профессоров. «Основы астрономии»; «Молекулы и болезни: ионные транспортеры»; «Биофизика: от неживого к живому, от принципов к механизмам»; «Язык, культура и межкультурная коммуникация»; «Уильям Шекспир в историко-культурной традиции: загадки, мифы, реальность»; «Экологические проблемы и устойчивое развитие». Каждый лектор — уникален, каждый курс — интересен. Светлана Тер-Минасова — язык и регионоведение, профессор Твердислов — биофизика, Липгарт — лекции по литературе на английском языке. Кто-то сможет слушать бесплатно просто для своего самообразования, без обратной связи. А желающие могут получить сертификаты об успешном прохождении курсов Московского университета или дипломы повышения квалификации. Для этого будет налажено взаимодействие с преподавателем. Начало занятий с 29 сентября 2014 года на портале distant.msu.ru.
В рамках «Университета без границ» мы делимся нашим потенциалом с регионами России — ведем циклы лекций по договорам для других университетов. По физике — для Томского университета, по русскому языку и литературе для Дагестанского.
Возможности «Университета без границ» будем расширять. Попробуем сделать интерактивными лекции межфакультетских курсов, а следующий шаг будет организационным: тот, кто прослушает курс, должен иметь возможность предъявить сертификат в своем университете или при повышении квалификации, и он должен быть засчитан.
— Как продвигается работа по созданию совместного российско-китайского университета?
— Это большое начинание. Не филиал, а новый вуз. С инициативой выступила китайская сторона. В сентябре 2013 года был подписан протокол о намерениях. Два года идет кропотливая работа. Предполагается подготовка специалистов в Китае в провинции Шэньчжэнь на базе лучших российских образовательных программ для реализации экономических задач двух стран. Проект развивается на правительственном уровне. Строить здания учебных корпусов, кампус, оснащать их будет китайская сторона. Завершить строительство планируется за10 месяцев. Китайским партнером МГУ в академической работе будет Пекинский политехнический университет. Планируется, что новый совместный университет примет первых студентов в 2015 году, а с 2016 въедет в собственное здание. Обучение будет на трех языках: русском, китайском и английском, по образовательным стандартам МГУ, лицензированным Минобром КНР. В Китае иные, чем в России, правила аттестации и аккредитации вузов. Пока нет проторенного пути. МГУ здесь первопроходец. Преподаватели будут из МГУ, из других вузов России, КНР, других стран. Молодые специалисты будут получать дипломы МГУ и совместного университета.
Планируется принять 500 человек на восемь направлений: культура и искусство; управление и аудит; экономика и международная торговля; право и финансы; филология, русский язык и литература; информационные технологии, прикладная математика; геология, экология, природные ресурсы; энергетика. А позже открыть еще восемь направлений подготовки и довести число студентов до 5000 на курсе. Председатель попечительского совета совместного университета — Сергей Нарышкин.
— Планируете ли сотрудничество с другими странами?
— МГУ имеет договора с университетами примерно 180 стран. На наше сотрудничество не распространяются санкции. Те профессора, которые к нам приезжают, говорят, что это нас не должно касаться, мы должны сотрудничать, жить и думать о будущем. Уже после объявления санкций в МГУ приехал представитель известной американской фирмы, мы подписали договор. Образование и наука — над политикой.
Сотрудничаем с ближним зарубежьем. В конце августа пришло постановление правительства Армении, которое открыло пути для организации нашего филиала в Ереване. Мы ждали этого, готовы. Это будет наш шестой зарубежный филиал.
Президент Азербайджана дал возможность в этом году построить кампус для филиала МГУ — в предгорьях, рядом с Баку, уникальное место. Вокруг него будет формироваться научный кластер. Мы приняли в Азербайджанский филиал в этом году 130 студентов, с новым кампусом можем и больше.
— Виктор Антонович, а как вы смотрите на распределение студентов после учебы?
— Прямой возврат к распределению невозможен, но и так, как есть — не совсем правильно. У любого государства есть приоритеты, которые оно должно развивать, и главное для развития любой отрасли — это молодые специалисты.
Как решать эту проблему? Есть путь соревнования в оплатах. Давайте побольше зарплату — и наберете самых лучших выпускников. Но в экономике есть перекосы. Высоко оплачивается одно, а нужда есть в другом. Например, инженерные кадры нужны, а оплачиваются они не высоко. Значит, нужны еще специальные способы подготовки кадров для отраслей. Это могут быть настоящие целевые заказы — через оплату обучения студента корпорацией. Пора бизнесу думать о подготовке кадров.
Еще интереснее, когда выпускников привлекает высокий престиж корпорации. Когда я оканчивал мехмат в 1963 году, высшей степенью успеха было попасть в подмосковные Подлипки, в конструкторское бюро С.П. Королева. Зарплата тогда была для молодого специалиста везде одинаковая — 110 руб., но был авторитет фирмы, авторитет космоса, и все мы хотели именно туда. Я, правда, остался в аспирантуре, но и я очень хотел в фирму Королева.
— Рады подъему университета в рейтинге QS?
— Это радует. Будем двигаться и дальше. Хорошо и то, что в глобальном рейтинге уже 21 российский университет.
Но надо понимать, что в разных рейтингах иногда у одного и того же университета бывают противоположные позиции. Все зависит от параметров, которые рейтинг учитывает. Я как математик могу сказать, что сравнение по каким-то данным неточно, а иногда и некорректно. Есть такая теорема: можно заданный результат и доказать, и опровергнуть, особенно в неустойчивой задаче.
Не случайно то, что на самых верхних позициях рейтинга QS вузы США и Великобритании. Мы здесь не в равных стартовых условиях: число публикаций в англоязычных журналах и, соответственно, цитирование, у них будет больше.
Вот поэтому внутри страны место университета в международном рейтинге не должно становиться причиной давления на него, на коллектив. Российские университеты традиционно очень пристально смотрят на качество образования. По этому параметру мы выше многих зарубежных. Каждый университет самобытен, у каждого своя особая функция, как, например, у университетов наших национальных республик.
Слепо верить тому или иному рейтингу нельзя. Но рейтинги стали инструментом конкурентной борьбы за студента. Используются они и для принятия организационных решений. Я считаю, что абитуриентам помог бы крупный рейтинг со штаб-квартирой в Москве. В России уже есть два признанных рейтинга российских вузов, которые готовят «Эксперт»-РА и Интерфакс-«Эхо Москвы».
Среди ректоров не принято спрашивать друг друга: — На каком ты месте в рейтинге? Но для себя каждый это знает. У меня есть данные по МГУ всех рейтингов. Из зарубежных, например, в августе опубликован Шанхайский рейтинг, в нем МГУ по математике поднялся на 10 мест, занял 26 место в мире, по физике — на 76. По всем российским рейтингам мы лидируем.
Но я все-таки повторюсь, что рейтинг не может быть способом абсолютной оценки университета.
— У вас есть филиал в Севастополе, как там прошел прием?
— У МГУ пять филиалов: в Севастополе, в Астане, в Ташкенте, Баку и Душанбе. Всего приняли в филиалы 513 человек. Больше всего в Севастополе — 160. План приема в Севастополе был — 114, но в сложившихся обстоятельствах мы объявили дополнительный набор, в том числе 46 мест выделили за счет собственных средств. Кроме того, объявили о переводе в наш филиал из других университетов Украины, и перевели еще 60 студентов на разные курсы. Всего в филиал в этом году приняли из Крыма и из Украины 220 ребят. В целом в севастопольском филиале у нас 700 студентов, есть свой кампус — исторически знаменитые Лазаревские казармы.
Ребята из этого региона поступали и в МГУ в Москве — те, кто имел возможность сдать ЕГЭ. Всего в филиал и в Москву приняли из Крыма и из Украины более 300 человек. Еще идут переводы в Москву, позволяем наверстать разницу в учебных планах. Как президент Союза ректоров я помогал беженцам и с поступлением в другие вузы России, когда ко мне обращались.
Есть решение правительства о создании федерального университета на базе Таврического университета им. Вернадского в Крыму. Ректор, Николай Багров, — выдающийся академик. К университету будет присоединен ряд вузов Крыма.
— МГУ может быть наделен правом присуждать ученые степени самостоятельно, без ВАКа. Когда это будет реализовано?
— Было время, когда система докторских и кандидатских была хорошо отлажена. Были руководители ВАКа, чьи имена надо записать в историю науки. Но потом ситуация с ВАКом ухудшилась: есть претензии и к некоторым диссертационным советам, которые недобросовестно работали, и к отдельным ученым, пропускавшим работы, про которые понимали, что это халтура, и система утверждения подвергалась давлению.
Что делать в данной ситуации? Первый путь — большая строгость: сократить число советов, контролировать. Есть второй путь: передать ответственность конкретному университету, как это делается во многих зарубежных странах. Это означает, что университет берет на себя ответственность за того, кто защитился, за его результаты. Я присутствовал на защитах в западных университетах. Обсуждение идет серьезно, даже жестко.
МГУ и СПбГУ готовы взять на себя ответственность. Мы с ректором Санкт-Петербургского университета написали письмо в правительство. Как только решение будет принято, мы начнем эту работу.
При защите в университете тоже есть разные подходы: формировать совет под каждую защиту или утверждать на ученом совете университета постоянный совет по защите диссертаций. Разовые советы, в которых эксперты могут быть из разных университетов и даже из разных стран, приняты в Европе. Решение временного совета требует потом утверждения на Ученом совете университета. СПбГУ собирается идти по пути временных советов. Другой подход — создавать постоянный совет, заранее утвержденный ученым советом университета. На конкретную защиту можно дополнительно включать кого-то из ученых. МГУ, видимо, будет пробовать оба варианта. Дорожная карта разработана. Но это процесс длительный.
— Каждый вуз стремится получить лучших выпускников школ и подготовить самых ценных специалистов. А можно вырастить гения?
— Гениальное открытие — это скорее стечение нескольких обстоятельств. Не каждый совершавший открытие понимал, что оно потом будет признано гениальным. Ни Фарадей, ни Максвелл, ни Ньютон не могли предвидеть, что их открытия, теоремы навсегда станут краеугольным камнем науки, жизни, нашего понимания мира. Но гений должен сформулировать идею, высказать мысль. Для этого нужен особый кругозор и умение нестандартно мыслить.
Я сторонник того мнения, что у гениальных людей с генами «что-то не в порядке» — они имеют возможность особенно посмотреть на вещи, у них другой взгляд. Я с мехмата, вырос в среде людей странно мыслящих, которые для посторонних могут показаться даже ненормальными. Они способны высказывать или доказывать что-то из ряда вон выходящее. Мне выпало в жизни видеть таких и потом: моим учеником был Володя Дубровский. Никого более талантливого я не встречал в жизни. Он мог придумать любое решение. Он защитил у меня кандидатскую и докторскую. Потом поехал преподавать в Магнитогорск. Был известным профессором, но скоропостижно скончался от удара. Когда я приехал в Магнитогорский университет, порадовался, увидев там на стене одной аудитории доску: «В этой аудитории преподавал В.В. Дубровский». А потом он еще раз напомнил мне о себе. Я был членом жюри конкурса «Учитель года России». Молодая учительница математики блестяще рассказывает на показательном уроке про кольцо Мебиуса. Я поразился, что школьная учительница так владеет математикой, спросил ее, где она училась. И оказалось, в Магнитогорске, ее научный руководитель — мой ученик Владимир Дубровский. Ее на конкурсе прозвали моей «внучкой», она стала Учителем года. Володя посеял семена гениальности. А гений — это двигатель эпохи.
Источник