- Мигранян Аза Ашотовна
- Содержание
- Биография
- Научные интересы
- Сочинения
- Аза Мигранян: Налог на денежные переводы внутри ЕАЭС — спорное решение
- Институт экономики
- Российской академии наук
- Институт экономики РАН
- Мигранян Аза Ашотовна
- ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ИЭ РАН
- Актуальные интервью и публикации
- Какие риски в первую очередь нужно преодолеть Таджикистану – Мигранян
- ФАКТОРЫ УЧАСТИЯ В ЕАЭС И ЕС
Мигранян Аза Ашотовна
Мигранян Аза Ашотовна | |
Краткая информация: Заведующая отделом экономики Института стран СНГ. Доктор экономических наук, профессор |
Содержание
Биография
Научный сотрудник Института экономики РАН. Заведующая отделом экономики Института стран СНГ.
Научные интересы
- макроэкономические и отраслевые проблемы формирования конкурентоспособности экономики и развития конкурентной среды
- экономические аспекты интеграционных процессов на постсоветском пространстве и проблемы их развития
- процессы развития интеграции в рамках таможенного союза, вопросы оценки влияния интеграционных процессов и глобализации на конкурентоспособность экономики, исследование значимости межрегионального развития в интеграционных процессах и их влияние на конкурентоспособность экономики
Сочинения
Автор более 100 научных публикаций, из них 10 учебно-методических и 76 научных работ, используемых в экспертной деятельности и педагогической практике.
- Экономическое сотрудничество стран ЦА и Казахстана с Россией: реалии, проблемы и перспективы. Сборник материалов международной конференции «Казахстан, Центральная Азия и Россия: история и перспективы». Байконур. Республики Казахстан. 2011
- Внешнеэкономическая политика Кыргызской Республики. Сборник материалов Международной научно-практической «Внешняя политика Кыргызской Республики в годы независимости:основные итоги и перспективы». Дип. академия МИД Кыргызской Республики. 2011
- Концептуальные подходы государственного стимулирования экономического роста в условиях несовершенного рынка. Сборник статей международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики, социологии и права в современных условиях». Международная академия финансовых технологий. Москва. 2011
- Экономическая основа политического развития новых независимых государств. Сборник материалов международной конференции «Трансформация политической системы постсоветских независимых государств». МГОУ. 2012
- Некоторые аспекты совершенствования концептуальных подходов экономической интеграции стран СНГ. Сборник материалов первого международного форума «Региональные проблемы преобразования экономики: международное сотрудничество и межрегиональная интеграция» 25-26 сентября 2012, Москва, ИПР РАН
- Россия: эффект упущенных возможностей экономического присутствия в евразийском пространстве // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. №4 (в соавт.)
- Специфика белорусской модели экономики: проблемы и достижения (статья). Материалы научно-практической конференции «Перспективы Союзного государства Беларуси и России», М., 2012
- Влияние трансграничных денежных переводов трудовых мигрантов на экономику России (статья)/ Научный жур. «Труд и социальные отношения» изд. АТиСО, М., № 11, 2013, с. 40-50
- Рынок труда стран ЕЭП: состояние и перспективы в рамках евразийской интеграции (статья))/ Научный жур. «Труд и социальные отношения» изд. АТиСО, М., № 10, 2013, с. 48-61
- Миграция в странах Единого Экономического Пространства (статья)/Научный жур. «Труд и социальные отношения» изд. АТиСО, М., № 3, 2014, с. 48-61
- Экономические интересы России и Украины в Евразийских интеграционных процессах (статья) / Научно-аналитический жур. «Observer», М., № 11, 2013
- Экономические интересы стран как фактор реализации интеграционного потенциала ЕЭП (статья). Постсоветский материк, М., № 2 2014, с. 74-93
- Приграничное сотрудничество России и Казахстана как фактор интеграционного сближения (статья). Научный жур. ЕвроАзия: аналитика и прогнозы № 7, 2013, с. 4-18
- Конкурентный потенциал белорусской экономики (статья). Журнал новой экономической ассоциации, № 1 (21), 2014, с. 181-186
Источник
Аза Мигранян: Налог на денежные переводы внутри ЕАЭС — спорное решение
Неторговые операции — это любые денежные переводы, среди них пополнение торговых и лицевых счетов, вывод средств, операции по кредитам. Глазьев утверждает, что налог на такие операции ограничит вывоз капитала за границу, а бюджет союза получит ежегодный доход в 30 миллиардов рублей.
Министр ЕЭК также предлагает ввести временной лаг между заявкой на покупку и поставкой валюты и сформировать общее биржевое пространство. Уралов рассказал о влиянии коронавируса на Евразийское пространство — видео
Налогом на валютные спекуляции преследуются две цели. Прежде всего, это стабилизировать валютный рынок, предотвратить его раскачку за счет спекулятивных операций, то есть игры на повышение и понижение. Второе — это регулировать отток капитала.
Инициатива Глазьева связана с желанием регулировать операции на рынках стран Евразийского экономического союза ввиду волатильности российского рубля.
Практически все экономики связаны с российским рынком, и колебание российского рубля вызывает соответствующие процессы в странах ЕАЭС. В период кризиса введение государством более жестких мер регулирования применяются во всем мире.
Вопрос ставится на сегодня не о масштабах и эффектах влияния, а, скорее всего, о стабилизации, поэтому оценивать и рассматривать данный налог как источник дополнительного дохода, скорее всего, неразумно. В данном случае этот налог будет более эффективным с точки зрения регулятора.
Источник
Институт экономики
Российской академии наук
Институт экономики РАН
Мигранян Аза Ашотовна
д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований
Научные интересы: макроэкономические и отраслевые проблемы формирования конкурентоспособности экономики и развития конкурентной среды; экономические аспекты интеграционных процессов на постсоветском пространстве и проблемы их развития; процессы развития интеграции в рамках таможенного союза, вопросы оценки влияния интеграционных процессов и глобализации на конкурентоспособность экономики, исследование значимости межрегионального развития в интеграционных процессах и их влияние на конкурентоспособность экономики.
Имеет более 100 научных публикаций, из них 10 учебно-методических и 76 научных работ, используемых в экспертной деятельности и педагогической практике.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ИЭ РАН
На официальном сайте Мэра Москвы размещена информация о бесплатной вакцинации от COVID-19 в г. Москве.
С 4 января 2021 г. сотрудники учреждений федерального, регионального и муниципального уровней г. Москвы имеют право на бесплатную прививку.
Актуальные интервью и публикации
Страсти по биткоину
Первый заместитель директора ИЭ РАН, член-корреспондент РАН М.Ю.Головнин принял участие в телепрограмме «Код доступа», посвященной проблеме криптовалют (телеканал «Звезда», 11 марта 2021 г.)
Союзные тренды 2021: направления интеграции России и Беларуси
23 апреля 2021 г. зав. сектором двусторонних отношений России и стран-соседей, ведущий научный сотрудник ИЭ РАН А.Г.Пылин принял участие в видеомосте Москва – Минск на тему: «Союзные тренды 2021: направления интеграции России и Беларуси», организованном МИА «Россия сегодня» по итогам визита президента Республики Беларусь Александра Лукашенко в Россию.
Вспоминая историю, строим планы
10 ноября 2020 г. в «Российской газете» — приложение «Экономика» опубликована статья директора ИЭ РАН Е.Б.Ленчук, посвященная 90-летию Института.
К 90-летию Института экономики РАН
В журнале «Вольная экономика» опубликованы интервью руководства Института экономики Российской академии наук, посвященные 90-летию Института:
Конкурсы на соискание золотых медалей и премий, проводимые РАН в 2021 году
Российская академия наук объявляет конкурсы на соискание золотых медалей и премий имени выдающихся ученых, каждая из которых присуждается в знаменательную дату, связанную с жизнью и деятельностью ученого, именем которого названа медаль или премия.
Источник
Какие риски в первую очередь нужно преодолеть Таджикистану – Мигранян
14 октября Центральная избирательная комиссия Таджикистана окончательно утвердила результаты подсчета голосов на выборах президента. Эмомали Рахмон в пятый раз переизбрался на пост президента Республики Таджикистан. Предвыборная программа его еще как кандидата в президенты включала и план для устойчивого развития экономики.
С чем придется столкнуться государству и избранному лидеру Таджикистана в ходе реализации программы экономического развития – объяснила заведующая отделом экономики Института стран СНГ Аза Ашотовна МИГРАНЯН.
Эксперт подчеркнула, что самое главное сегодня для республики и ее экономики – стабильность. Однако для существующих институтов и процессов, в том числе экономических, есть ряд нарастающих угроз.
«Если в экономике нет какого-то драйвера развития, то стабильность может сыграть как фактор консервации».
Эксперт подчеркнула, что ситуация в экономике Таджикистана подтверждает данный тезис в полной мере. «Здесь не помогли усилия международных структур, которые пытались войти в страну с реформами по развитию МСБ, по формированию конкурентной среды,» – сетует она.
По мнению А.Мигранян, важно провести ряд реформ, направленных на разрешение большей свободы предпринимательской активности и снижение административного фактора давления и регулирования.
«У таджикской экономики есть серьезные риски повторение модели туркменской экономики, когда республика полностью может попасть под т.н. называемую «моно» внешнюю кредиторскую задолженность. Монополистом в данном случае будет выступать Китай».
«Китайские инвестиции и вливания поступают/даются только на прагматичных и жестко оговоренных условиях, и только в наиболее доходные отрасли экономики, у которых срок окупаемости достаточно высок, есть строгий контроль по осваиванию этих ресурсов».
Китаю интересны самые доходные отрасли в экономике РТ – добывающая отрасль и энергетика. «В противовес, социально-гуманитарная инфраструктурная направленность инвестиций России и других партнеров не характеризуется высокой степенью отдачи» – отмечает эксперт.
Если же на нынешнем сроке президентства Эмомали Рахмона Таджикистан не начнет политику диверсификации своих отношений с партнерами, то экономике может грозить уже туркменский сценарий.
В связи с китайским фактором для страны есть сразу несколько угроз.
«Первая проблема безопасности – формирование финансовой безопасности. Кредиторская задолженность по уровню госдолга Таджикистана достаточно высока,» – считает завотделом экономики Института стран СНГ.
Наконец, есть риск деградации самой экономики, которая пока больше усиливается в сторону экспорта даже не столько сырьевых ресурсов, а экспорта трудовых ресурсов.
Резюмируя, эксперт заключила, что новый срок президентских полномочий сопряжен с необходимостью решения всех указанных рисков, и именно этот фактор будет определяющим в дальнейшем для сохранения стабильности политической ситуации.
Возможности в ЕАЭС
Говоря о возможности присоединения Таджикистана к ЕАЭС, Аза Ашотовна заключила, что здесь мог бы быть использован опыт вступления Кыргызстана, которому был предложен серьезный инвестиционный ресурс в виде Российско-Кыргызского Фонда развития.
«Возможно, мощный инвестиционно-подержанный пакет по совместному развитию промышленного сектора, реального сектора экономики республики был бы привлекателен для Таджикистана» .
Здесь также важно понимать, что при условии растущего спроса на такую продукцию, необходимо наличие прямого коридора, а значит «мы должны говорить о решении Узбекистана о взаимодействии с ЕАЭС, т ак как разница в режимах таможенного регламентирование будет принуждать к этому шагу ».
Эксперт подчеркнула, что решение л юбых вопросов о вступлении в проект двустороннее – то есть определяется не только страной-претендентом, но и странами-участницами ЕАЭС. Ими же всегда будет оцениваться привлекательность, то есть экономическая выгода, которую можно получить в сотрудничестве с новым партнером по интеграции.
Экспертный комментарий был взят с полей онлайн-конференции «Итоги президентских выборов в Таджикистане – сквозь призму российско-таджикских отношений».
Источник
ФАКТОРЫ УЧАСТИЯ В ЕАЭС И ЕС
«Успех интеграции той или иной страны полностью зависит от эффективности адаптации национального руководства, бизнеса к новым условиям», — констатирует заведующая отделом экономики Института стран СНГ, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Аза Ашотовна МИГРАНЯН
— Аза Ашотовна, спасибо, что согласились на интервью. По вашему мнению, насколько комфортно себя чувствует Армения среди гораздо более развитых экономически, богатых ресурсами, более привлекательных для притока инвестиций государств — членов ЕАЭС?
— У вас явно преувеличенные оценки несопоставимости потенциалов стран — партнеров по ЕАЭС, разве что только по масштабам экономического богатства. ЕАЭС представляет собой моноцентричную интеграцию разновеликих экономик, ядром которой является российская экономика. Именно ее потенциал и емкость российского рынка являются основным экономическим мотиватором евразийской интеграции. Каждая страна-партнер по ЕАЭС имеет свои конкурентные преимущества и выгоды от данного экономического сотрудничества, и Армения не стала исключением. Она в полной мере получила все преимущества от членства в ЕАЭС: эффект роста объемов торговли за счет снятия таможенных и других административных барьеров, только за 10 месяцев 2017 г. прирост внешней торговли составил 23% и рост взаимной торговли со странами союза на 17,7%. Волатильность темпов торгового оборота в большей степени была обусловлена кризисом российской экономики, а также качеством администрирования унификации национального законодательства. К примеру, у Армении до сих пор нет системы электронного таможенного декларирования грузов, интегрированной в единую электронную системы таможенной очистки товаров, достаточно долгое время сохранялось двойное обложение по НДС.
Другой не менее актуальной проблемой остается транспортная изолированность республики, которая, впрочем, не только создает проблемы, но и стимулирует рост производства более технологичной и негабаритной продукции. Это способствует росту глубины переработки, а значит и доли добавленной стоимости армянской продукции. Большую неудовлетворенность членством в ЕАЭС Армения может испытывать от нереализованности инвестиционных проектов по развитию инвестиционных и промышленных объектов, которые были предусмотрены в пакете соглашений при вступлении в ЕАЭС. Здесь масса причин субъективного и объективного характера: противоречия при согласовании коммерческих интересов сторон, отсутствие гарантий со стороны кредитополучателей, противоречия интеграционных векторов и различия в законодательной базе, снижение инвестиционного потенциала российских инвесторов и заинтересованности армянской стороны по ряду проектов. И эти факторы куда более значимы для обеспечения успеха армянской экономики в евразийском интеграционном проекте.
— Даже на обывательском уровне не оправдались ожидания, которые армянское общество связывало со вступлением страны в ЕАЭС. Что пошло не так? Я не экономист и не могу понять, почему Армения, которая дешевле всех получает российский газ, продает его потребителю по завышенным ценам и в этом контексте доставляет имиджевые потери, по моему личному мнению, неплохому интеграционному проекту?
— Для этого нужно четко понимать, что ожидало армянское общество от евразийской интеграции и что из этих ожиданий не оправдалось. В Армении до сих пор бытует мнение, что вступление республики в ЕАЭС должно было автоматически обеспечить решение всех экономических проблем республики и способствовать росту благосостояния населения республики. И в этом проблема как самой евразийской комиссии, так и армянского руководства, которые не сумели донести одну основную мысль до обывателя: ЕАЭС, как и любая другая интеграционная экономическая система, не дает готовых решений имеющихся экономических проблем для национальной экономики, а все лишь расширяет возможности их решения за счет расширения рынков, доступности сырья и технологий и прочих рыночных инструментов при условии равной конкуренции между всеми участниками интеграции. Поэтому успех той или иной страны полностью зависит от эффективности адаптации национального руководства, бизнеса к новым условиям. Именно поэтому наиболее успешными, например, в ЕС была Польша, в НАФТА – Канада, в ЕАЭС – Беларусь: эти страны сумели вовремя сориентироваться и максимально выгодно использовать для себя «интеграционную удочку».
Но и Армения в принципе получила ряд преимуществ: в первую очередь членство в ЕАЭС существенно облегчило возможности трудоустройства ее граждан в РФ, что обеспечивало рост благосостояния населения в условиях недостатка рабочих мест в самой республике, она получила повышенную ставку перераспределения таможенных доходов из общих таможенных поступлений союза, что способствовало росту возможности обеспечения социальных трансфертов в стране, она получает газ по внутренним российским ценам, но по решению местных властей продает дороже населению и т.п. Поэтому надо разграничивать сферу ответственности евразийского наднационального органа и национальных органов власти, но самое главное — осуществлять грамотное сопровождение этих процессов в СМИ, тогда и имидж интеграционного проекта не пострадает.
— Многие российские эксперты, мягко говоря, не приветствуют Соглашение о всеобъемлющем и расширенном сотрудничестве Армении с ЕС, подписанное на днях. Какие риски это событие содержит в контексте членства Армении в ЕАЭС?
— По уверению армянской стороны, соглашение не затрагивает экономические аспекты интеграционного сотрудничества Армении со странами ЕАЭС, а политическая часть может способствовать решению проблем развития государственной системы управления, развития свобод и преодоления коррупции и технологического отставания РА. Сложно судить о реалистичности этих обещаний в условиях отсутствия в публичной сфере каких-либо аналитических исследований по влиянию данного формата соглашения с ЕС на армянскую экономику в контексте ее членства в ЕАЭС. По условиям этого соглашения затрагивается крайне чувствительная для республики энергетическая сфера (особенно атомная генерация), которая непосредственно определяет уровень расходов домохозяйств, предпринимателей и государства, а следовательно, определяет и уровень покупательной способности. Грузинский опыт реформ в энергетике показывает высокий уровень передачи генерации в частные руки, что означает переход на рыночное ценообразование, и в этой связи возникает вопрос об уровне платежеспособности населения или о возможностях дотирования этих трат со стороны государства. Как и какие преобразования государственных институтов могут ожидать Армению, какова цена этих преобразований и достаточно ли средств, выделяемых на эти цели ЕС? Не менее важны условия и рекомендации финансовой поддержки этих демократических преобразований со стороны международных кредиторов, которые обычно привлекаются ЕС для этих целей. Также хотелось бы конкретизации направлений поддержки развития новых технологий, предусмотренных данным соглашением, но самое главное — финансовые и институциональные условия этой поддержки. Вопросов много больше, чем экономически обоснованных расчетов, позволяющих оценить преимущества и потери, связанные с этим соглашением. Поэтому ответ очень прост: целесообразность данного соглашения прямо пропорциональна экономическим выгодам и обратно пропорциональна их потерям. Но до тех пор, пока известны лишь обещания благ без их стоимостной оценки, судить о характере влияния данного соглашения с ЕС можно лишь ссылаясь на опыт других стран, а он вовсе не однозначный.
Источник