Миграционная политика стран реципиентов

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА — ком­плекс мер, ис­поль­зуе­мых го­су­дар­ст­вом и об­ще­ст­вен­ны­ми ин­сти­ту­та­ми для ре­гу­ли­ро­ва­ния ми­гра­ции на­се­ле­ния.

Ба­зи­ру­ет­ся на ме­ж­ду­на­род­ных до­го­во­рах, на­цио­наль­ных за­ко­но­да­тель­ных ак­тах, ре­ше­ни­ях пра­ви­тель­ст­ва или упол­но­мо­чен­ных ор­га­нов. При фор­му­ли­ро­ва­нии на­прав­ле­ний миграционной политики об­ще­ст­во и пра­ви­тель­ст­во пы­та­ют­ся оце­нить как со­зи­да­тель­ные, так и рег­рес­сив­ные им­пуль­сы ми­гра­ции как эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной си­лы. Стра­те­гия и це­ли миграционной политики обос­но­вы­ва­ют­ся в про­филь­ной кон­цеп­ции — сис­те­ме оп­ре­де­лён­ных взгля­дов со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го и ино­го по­ряд­ка, очер­чи­ваю­щей клю­че­вые ха­рак­те­ри­сти­ки государственного ре­гу­ли­ро­ва­ния ми­грационных про­цес­сов.

Миграционная политика лю­бой стра­ны стро­ит­ся на ба­зе ос­но­во­по­ла­гаю­щих прин­ци­пов ми­ро­во­го со­об­ще­ст­ва, со­дер­жа­щих­ся в кон­вен­ци­ях, хар­ти­ях, ре­зо­лю­ци­ях и других до­ку­мен­тах различных ме­ж­ду­народных ор­га­ни­за­ций — Ор­га­ни­за­ции Объ­е­ди­нён­ных На­ций, Ме­ж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ции тру­да, Ме­ж­ду­народной организации по ми­гра­ции (МОМ), Все­мир­ной ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния, Со­ве­та Ев­ро­пы, Ор­га­ни­за­ции по безо­пас­но­сти и со­труд­ни­че­ст­ву в Ев­ро­пе и других. Ко­мис­сия ООН по на­ро­до­на­се­ле­нию суб­си­ди­ру­ет национальные про­грам­мы по во­про­сам ми­гра­ции на­се­ле­ния. Ме­ж­ду­народные нор­мы в об­лас­ти миграционной политики мо­гут ка­сать­ся всех стран или при­ме­нять­ся в еди­ном клю­че для груп­пы стран, объ­е­ди­нён­ных специальными со­гла­ше­ния­ми [например, Шен­ген­ское со­гла­ше­ние ев­ропейских стран, Со­гла­ше­ние ме­ж­ду США, Ка­на­дой и Мек­си­кой (НАФТА), пре­ду­смат­ри­ваю­щее сво­бо­ду пе­ре­дви­же­ния ра­бо­чей си­лы]. В рам­ках миграционной политики го­су­дар­ст­ва, ис­пы­ты­ваю­щие зна­чительный ми­грационный при­ток, пе­рио­ди­че­ски про­во­дят круп­ные ам­ни­стии ми­гран­тов, ле­га­ли­зуя их пре­бы­ва­ние у се­бя. Современный под­ход к ми­гра­ции ос­но­ван на при­зна­нии не­од­но­мер­но­сти это­го про­цес­са, не­воз­мож­но­сти изо­ли­рованного под­хо­да к не­му, не­об­хо­ди­мо­сти его ре­гу­ли­ро­ва­ния или управ­ле­ния им в рам­ках ми­грационной по­ли­ти­ки.

Миграционная политика ре­ша­ет не толь­ко ми­грационные про­бле­мы, но и за­да­чи эко­но­мического раз­ви­тия, со­блю­де­ния прав че­ло­ве­ка, вос­со­еди­не­ния се­мей, эт­нического мно­го­об­ра­зия стра­ны, куль­тур­ной од­но­род­но­сти и тому подобного. Во мно­гих стра­нах ме­ры миграционной политики вклю­ча­ют ряд под­хо­дов, обу­слов­лен­ных ин­те­ре­са­ми, ле­жа­щи­ми в об­ла­сти дру­гих, взаи­мо­свя­зан­ных с ми­гра­ци­ей яв­ле­ний, — ха­рак­те­ром де­мо­гра­фического раз­ви­тия стра­ны, про­бле­ма­ми за­ня­то­сти и ди­на­ми­кой чис­лен­но­сти тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния, со­стоя­ни­ем рын­ка тру­да и не­хват­кой ра­бот­ни­ков отдельных про­фес­сий и спе­ци­аль­но­стей, по­ощ­ре­ни­ем при­то­ка че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла с вы­со­ким уров­нем ка­че­ст­ва, гео­по­ли­тическими ин­те­ре­са­ми го­су­дар­ст­ва. Боль­шин­ст­во этих под­хо­дов свя­за­но с ро­лью внеш­ней ми­гра­ции в раз­ви­тии об­ще­ст­ва и национальной эко­но­ми­ки. Так, три чет­вер­ти ев­ропейских ре­гио­нов не име­ют аль­тер­на­ти­вы им­ми­гра­ции как ис­точ­ни­ка про­ти­во­дей­ст­вия сни­же­нию чис­лен­но­сти на­се­ле­ния до 2030 года.

Читайте также:  Страны с писаными конституциями

Основными во­про­са­ми миграционной политики яв­ля­ют­ся пре­дот­вра­ще­ние не­ле­галь­ной (не­за­кон­ной) ми­гра­ции, пе­ре­рас­пре­де­ле­ние ми­грационных по­то­ков внут­ри стра­ны в свя­зи с различной за­се­лён­но­стью, об­жи­то­стью её тер­ри­то­рий, соз­да­ние пер­вич­ных ус­ло­вий для нор­маль­ной жиз­ни раз­ных ка­те­го­рий им­ми­гран­тов, спо­соб­ст­вую­щих их по­сле­дую­щей адап­та­ции и ин­те­гра­ции в при­ни­маю­щее об­ще­ст­во, пре­дот­вра­ще­ние не­доб­ро­воль­ной (вы­нуж­ден­ной) ми­гра­ции с по­мо­щью национальных и ме­ж­ду­народных пра­во­вых норм.

В боль­шин­ст­ве стран миграционная политика под­раз­де­ля­ет­ся на им­ми­гра­ци­он­ную и эмиг­ра­ци­он­ную, они мо­гут но­сить сти­му­ли­рую­щий или сдер­жи­ваю­щий ха­рак­тер. По­ли­ти­ку по ак­тив­но­му по­ощ­ре­нию въез­да ми­гран­тов в це­лях удов­ле­тво­ре­ния сво­их национальных по­треб­но­стей про­во­дят (по дан­ным ООН) та­кие раз­ви­тые стра­ны, как Ав­ст­ра­лия, Ка­на­да, Рос­сия, Че­хия и ряд дру­гих. Боль­шин­ст­во стран вхо­да ми­гран­тов, про­во­дя се­лек­тив­ную миграционную политику, ис­поль­зу­ют та­кой её ин­ст­ру­мент, как им­ми­гра­ци­он­ная кво­та, ко­то­рая рас­пре­де­ля­ет­ся ме­ж­ду раз­ны­ми груп­па­ми ми­гран­тов, раз­ли­чаю­щих­ся по пра­ву «въез­да». Это мо­гут быть род­ст­вен­ни­ки гра­ж­дан стра­ны (прин­цип вос­со­еди­не­ния се­мей), спе­циа­ли­сты, в ко­то­рых за­ин­те­ре­со­ва­на национальная эко­но­ми­ка, эт­нические, кон­фес­сио­наль­ные или иные груп­пы, под­вер­гаю­щие­ся опас­но­сти на преж­нем мес­те про­жи­ва­ния, и так далее. Так, за­кон США об им­ми­гра­ции (1996 год), рас­ши­рив кво­ты, уже­сто­чил тре­бо­ва­ния к ка­че­ст­вен­ным ха­рак­те­ри­сти­кам им­ми­гран­тов. Ряд стран в рам­ках миграционной политики осу­ще­ст­в­ля­ют государственной про­грам­мы ре­пат­риа­ции ми­гран­тов, ори­ен­ти­ро­ван­ные на эко­но­мические сти­му­лы.

Государственную эмиг­рационную по­ли­ти­ку про­во­дят стра­ны-экс­пор­тё­ры ра­бо­чей си­лы, осу­ще­ст­в­ляя про­грам­мы под­держ­ки тру­до­вых ми­гран­тов или, на­обо­рот, сдер­жи­ва­ния эмиг­ра­ции. Миграционная политика в та­ких стра­нах стре­мит­ся ис­поль­зо­вать ме­ха­низм ре­гу­ли­ро­ва­ния ми­гра­ции, по­зво­ляю­щий со­вме­щать за­щи­ту ин­те­ре­сов стра­ны и её гра­ж­дан-ми­гран­тов. Осо­бое ме­сто эта по­ли­ти­ка за­ни­ма­ет в та­ких стра­нах (важ­ных ис­точ­ни­ках ра­бо­чей си­лы), как Вьет­нам, Ки­тай, Тур­ция, Фи­лип­пи­ны, Ин­до­не­зия и другие. Наи­боль­шее зна­че­ние для раз­ви­тых стран, где пре­об­ла­да­ет при­ток внеш­них ми­гран­тов, име­ет им­ми­грационная по­ли­ти­ка, не­су­щая мощ­ный со­ци­аль­ный за­ряд. Сре­ди её мер наи­бо­лее важ­ны пра­ви­ла, ус­та­нов­лен­ные для тру­до­вых ми­гран­тов и ре­гу­ли­рую­щие ми­гра­цию ра­бо­чей си­лы иностранных гра­ж­дан, при­ез­жаю­щих в стра­ну для временные ра­бо­ты или на по­сто­ян­ное ме­сто жи­тель­ст­ва.

Читайте также:  Первую тройку стран по запасам угля входят

Кон­суль­та­ции пра­ви­тель­ст­вам по миграционной политике ока­зы­ва­ет МОМ, ко­то­рая стре­мит­ся обес­пе­чить гу­ман­ное и упо­ря­до­чен­ное управ­ле­ние ми­гра­ци­ей, её ре­гу­ли­ро­ва­ние; она спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию ме­ж­ду­народного ми­грацтонного за­ко­но­да­тель­ст­ва как ос­но­вы ми­грационной по­ли­ти­ки.

В Рос­сии миграционная политики про­во­дит­ся на ос­но­ве ме­ж­ду­народного пра­ва и национальной нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зы; в 1992 году Рос­сия при­сое­ди­ни­лась к Кон­вен­ции ООН по бе­жен­цам 1951 года и про­то­ко­лу к ней 1967 года. Про­бле­мы, свя­зан­ные с не­доб­ро­воль­ной ми­гра­ци­ей по­сле рас­па­да СССР, не ре­ше­ны пол­но­стью; для их умень­ше­ния в 1996 году Уп­рав­ле­ни­ем Вер­хов­но­го ко­мис­са­ра ООН по де­лам бе­жен­цев про­во­ди­лась спец. кон­фе­рен­ция СНГ по проб­ле­мам бе­жен­цев и ми­гран­тов. Об­щее на­прав­ле­ние российской миграционной политики свя­за­но с со­кра­ще­ни­ем на­се­ле­ния тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та с 2007 года. Ре­гу­ли­ро­ва­ние ми­гра­ции иностранной ра­бо­чей си­лы в рам­ках СНГ, других ин­те­гра­ци­он­ных объе­ди­не­ний на пост­со­вет­ском про­стран­ст­ве осу­щест­вля­ет­ся на ос­но­ве дву­сто­рон­них со­гла­ше­ний меж­ду РФ и другими стра­на­ми. В ян­ва­ре 2007 года всту­пил в си­лу за­кон «О ми­гра­ци­он­ном учё­те ино­стран­ных гра­ж­дан и лиц без гра­ж­дан­ст­ва в РФ» (2006 год), ко­то­рым бы­ли ус­та­нов­ле­ны кво­ты в объ­ё­ме 6,3 миллионов человек из без­ви­зо­вых стран и вве­де­на уп­ро­щён­ная про­це­ду­ра вы­да­чи раз­ре­ше­ний на ра­бо­ту. Дей­ст­ву­ют за­ко­ны «О по­ряд­ке вы­ез­да из РФ и въез­да в РФ» (1996 год) и «О пра­во­вом по­ло­же­нии ино­стран­ных гра­ж­дан в РФ» (2002 год). Разработана кон­цеп­ция государственной миграционной политики РФ (2011 год). В 2003 году пра­ви­тель­ст­во одоб­ри­ло Кон­цеп­цию ре­гу­ли­ро­ва­ния ми­грационных про­цес­сов, а в дей­ст­вую­щей Кон­цеп­ции де­мо­гра­фической по­ли­ти­ки РФ на пе­ри­од до 2025 года ре­гу­ли­рование внут­рен­ней и внеш­ней ми­гра­ции рас­смат­ри­ва­ет­ся как часть де­мо­гра­фической по­ли­ти­ки.

С но­ября 2002 года вве­де­ны ми­гра­ци­он­ные кар­ты для учё­та въез­жаю­щих на тер­ри­то­рию Рос­сии ино­стран­цев. С 2007 года осу­ще­ст­в­ля­ет­ся фе­де­раль­ная про­грам­ма пе­ре­се­ле­ния со­оте­че­ст­вен­ни­ков, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой ре­гио­нам пре­дос­тав­ля­ют­ся до­та­ции в за­ви­си­мо­сти от их эко­но­мического и гео­гра­фического по­ло­же­ния, а субъ­ек­ты РФ раз­ра­ба­ты­ва­ют свои про­грам­мы пе­ре­се­ле­ния. Ин­те­рес субъ­ек­тов к ин­те­гра­ции ми­гран­тов в ре­гио­наль­ное со­об­ще­ст­во слаб, а объ­ём ми­гра­ции не­ве­лик. При ра­ди­каль­ных из­ме­не­ни­ях по­ли­ти­ки по от­но­ше­нию к внеш­ней ми­гра­ции в хо­де ры­ноч­ных пре­об­ра­зо­ва­ний ре­гу­ли­ро­ва­ние внутренней ми­гра­ции всё ещё от­ста­ёт от тре­бо­ва­ний сво­бод­но­го рын­ка — со­хра­ня­ет­ся раз­ре­ши­тель­ный ха­рак­тер ре­ги­ст­ра­ции гра­ж­дан по мес­ту жи­тель­ст­ва, су­ще­ст­ву­ют ус­ло­вия по её ог­ра­ни­че­нию, пре­ж­де все­го в круп­ных го­ро­дах.

В миграционной политике в XXI веке всё боль­шее зна­че­ние как для раз­ви­тых, так и для раз­ви­ваю­щих­ся стран при­об­ре­та­ют точ­ность, пол­но­та ин­фор­ма­ции и при­об­щён­ность ми­гран­тов к ней, раз­ви­тие ми­грационной ста­ти­сти­ки, пре­ж­де все­го её стан­дар­ти­за­ция, и об­мен дан­ны­ми ме­ж­ду стра­на­ми как ус­ло­вие эф­фек­тив­но­го ме­ж­ду­народного (меж­го­су­дарственного) со­труд­ни­че­ст­ва.

Источник

Особенности общеевропейской миграционной политики

Дата публикации: 10.06.2016 2016-06-10

Статья просмотрена: 1233 раза

Библиографическое описание:

Пискун, А. В. Особенности общеевропейской миграционной политики / А. В. Пискун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 734-737. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31404/ (дата обращения: 28.04.2021).

Особенности общеевропейской миграционной политики

Данная статья посвящена выявлению и анализу особенностей миграционной политики Европейского союза. В статье рассматриваются принципы, на которых строится общеевропейская миграционная политика, её основы и механизмы. Кроме того, сравниваются национальные подходы стран-членов ЕС к мигрантам и их законодательства в области миграции.

Ключевые слова: Европейский союз, миграционная политика, мигранты, интеграция, права человека

Миграционная политика Евросоюза — это совокупность законодательных актов, международных соглашений и социальных мер, направленная на регулирование миграционных потоков: перемещение, размещение и интеграцию физических лиц на территории ЕС-28 и отдельных его регионов [1].

Миграционная политика стран-членов Евросоюза реализуется в виде межгосударственного взаимодействия, на национальном уровне в виде внутренней миграционной политики, и на наднациональном уровне с частичным ослаблением государственного суверенитета [2].

С созданием новой Европы при подписании Римского договора в 1957 году, государства исходили из экономических преимуществ и принципов сближения Европы. Общая политика и принятие решений на наднациональном уровне изначально не входили в задачи объединенной Европы, поэтому все решения в политической области принимались каждым государством-членом ЕС, в том числе и решения в области миграционной политики. Однако по мере углубления интеграции национальным государствам приходилось передавать часть властных полномочий на наднациональный уровень.

Амстердамский договор 1997 года способствовал включению миграционной политики в приоритетную область политики ЕС, а также её фактическому становлению с созданием нормативно-правового и интеграционного механизмов.

Лиссабонский договор 2007 года закрепил коммунитаризацию миграционной политики ЕС, определив курс на её регулирование на наднациональном уровне. Все сферы миграционной политики стали регулироваться единым сводом правовых инструментов, голосованием квалифицированным большинством в Совете и процедурой совместного принятия решений по принципу «двойного большинства» с участием Еврокомиссии, Совета и Европарламента. При этом большую роль в принятии решений играют самые густонаселенные страны-члены [3].

Тем не менее, миграционная политика относится к совместной компетенции, где решения принимаются и на общеевропейском, и на национальном уровнях. Однако государства-члены вправе принимать законодательные акты лишь по вопросам, которые не урегулированы законодательством ЕС.

Каждое государство-член помимо общеевропейского законодательства, имеет собственное, сложившиеся в силу различного отношения к мигрантам и миграции. Например, чтобы получить французское гражданство достаточно разделять политику государства и его культурные ценности. Дети мигрантов могут получить гражданство, если подали прошение на его получение до 16 лет, имеют хорошую репутацию и владеют французским языком [4].

С 2014 года за родившимися и выросшими в Германии детьми мигрантов признаётся двойное гражданство. Под словом «выросшие» понимается: что человек до 21-летия проживал в Германии в течение 8 лет, или посещал школу в Германии в течение 6 лет; или имеет аттестат об окончании школы или профессионального учебного учреждения в Германии.

В 2009 году Великобритания приняла новый Акт о границах, гражданстве и иммиграции, согласно которому иммигрант имеет право подать заявку на постоянное проживание после 5 лет пребывания в стране. Для получения права на гражданство мигрант должен стать активным членом британского общества [5].

Кроме того, в ЕС отсутствует единый подход к проблематике интеграции мигрантов, существуют несколько моделей: ассимиляционистская, сегрегационная и плюралистическая модели. Наиболее яркими представителями этих моделей являются: Франция, Германия, Великобритания.

Во Франции долгое время заботились о сохранении национальной идентичности, поэтому всеми силами старались полностью интегрировать мигрантов в коренной социум. В Германии отчетливо разделяли население на коренных граждан и население иммигрантского происхождения. Великобритании обеспечивала сохранение культуры и религии мигрантам различного происхождения [6].

Таким образом, «общая» иммиграционная политика ЕС не предполагает единого наличия свода правил, идентичного для всех стран, а лишь следование общим установкам, целям и принципам на основе субсидиарности.

Подтверждают это и формы нормативно-правовых актов — регламент и директива. Регламент — норма, обязательная во всех своих частях и подлежащая прямому применению во всех государствах — членах. Директива определяет цель или результаты, которые государства-члены обязаны достичь. При этом национальные органы сами выбирают конкретные методы и формы решения задачи, поставленной в директиве [3]. Большинство нормативно-правовых актов Сообщества принимаются в виде директив.

Особенностью миграционной политики ЕС являются интеграционные программы. В 2004 году в ЕС были приняты общие базовые принципы интеграции мигрантов. Интеграция определяется как двусторонний процесс, в который вовлечены и принимающая сторона, и принятая. Государство должно обеспечить мигрантам такой же доступ к образованию, здравоохранению, и трудоустройству, как и своим гражданам. Мигранты со своей стороны должны соблюдать порядок и законы принимающей страны, принять культурные и социальные нормы, уважать ценности страны пребывания и ЕС. По возможности знать язык и историю [6].

В 2010 году по результатам встречи министров стран-членов ЕС по вопросам интеграции мигрантов в испанском городе Сарагоса были разработаны единые индикаторы интеграции мигрантов, включающие 4 направления: занятость, образование, социальную включённость и гражданское участие. Статистическая служба Европейского союза и исследовательские центры регулярно оценивают эффективность интеграции мигрантов и проводят мониторинги [7].

Однако интеграция мигрантов отнесена к тем сферам, где институты ЕС обладают дополнительной компетенцией, то есть преимущественно национальные государства определяют политику в этой области.

Кроме того, особенностью миграционной политики Евросоюза являются пятилетние программы действий, исходя из которых строится политика в области миграции. В 2014 году на саммите глав государств и правительств были приняты новые руководящие принципы — «Ипрские принципы», заменившие Стокгольмскую программу. В новом пятилетнем плане акцент делается на унификацию законодательств стран-членов в области предоставления убежища; усиление противодействия нелегальной миграции и сотрудничество с третьими странами [7].

Принципы деятельности Европейского союза — это ценности, которым отдаётся приоритет, и, исходя, из которых строится политика на наднациональном уровне. К общим принципам права Евросоюза относятся принцип уважения прав человека и основных свобод, принцип равенства. Данные принципы получили юридическое закрепление в Хартии европейского союза об основных правах 2000 года [8].

Уникальность этого документа состоит в том, что он стал первым полноценным общекоммунитарным актом ЕС в области защиты прав человека. Прежние документы в этой сфере принимались с целью защиты человека на национальном уровне от злоупотребления полномочиями государства.

Хартия защищает права и своды всех людей находящихся на территории стран-членов ЕС, не зависимо от их гражданства и статуса. Она закрепляет три группы прав и свобод: личные и политические, социально-экономические и культурные. Права распределяются вокруг главных принципов: человеческое достоинство, основные свободы, равенство, солидарность, гражданство и правосудие.

Европейское право продолжает международное гуманитарное право. Также оно является уникальным по своему характеру, сочетая в себе наднациональные черты управления вместе с национальными. Нормы, закрепленные в подписанных странами-членами ЕС документах, считаются универсальными международными принципами, применяемыми в сфере регулирования миграции [9].

Все страны-члены ЕС подписали и ратифицировали следующие ключевые документы в области защиты прав человека и беженцев, обязывающие к соблюдению принципов, в них заключенных: Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года; Конвенцию ООН о статусе беженцев 1951 года и Протокол 1967 года; Конвенцию о статусе апатридов 1954 года; Международный билль о правах человека1966 года, состоящий из Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года; Европейскую социальную хартию 1996 года [9].

Таким образом, отличительными чертами миграционной политики ЕС являются пятилетние программы действий, в которых прописаны направления деятельности Евросоюза в области миграционной политики; уникальные интеграционные механизмы; а также уважение прав и свобод человека, закрепленное, помимо международных договоров, в общекоммунитарном юридическом документе — Хартии европейского союза об основных правах.

Кроме того, специфика миграционной политики стран-членов Евросоюза состоит в уникальности её строения — регулирование миграционных потоков происходит сразу на 2 уровнях: наднациональном и национальном. Более того, общеевропейская миграционная политика предполагает лишь достижение общих целей, а выбор методов их достижения остаётся за национальными государствами.

Источник

Оцените статью