- научная статья по теме ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННЫХ СЛУЖБ В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Государство и право. Юридические науки
- Текст научной статьи на тему «ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННЫХ СЛУЖБ В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»
- Пoхожие научные работы по теме «Государство и право. Юридические науки»
- Миграционная политика зарубежных стран
- Смотреть что такое «Миграционная политика зарубежных стран» в других словарях:
научная статья по теме ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННЫХ СЛУЖБ В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Государство и право. Юридические науки
Цена:
Авторы работы:
СИЗОВ ИВАН ЮРЬЕВИЧ
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННЫХ СЛУЖБ В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»
ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННЫХ СЛУЖБ В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Иван Юрьевич СИЗОВ, старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России, кандидат юридических наук E-mail: siziv158@yandex.ru
Научная специальность: 12.00.14 — административное право;
Аннотация. В статье рассматриваются особенности деятельности миграционных служб в США и ФРГ.
Ключевые слова и словосочетания: иностранные граждане, миграция, миграционный контроль.
Annotation. The article discusses the features of the migration services in the United States and Germany. Key words and word combinations: foreigners, migration, migration control.
играционные службы рассматриваемых стран либо являются составной частью различных министерств и ведомств (в США — Министерства внутренней безопасности, в ФРГ — Министерства внутренних дел, в Швеции — Министерства иностранных дел), либо выступают самостоятельными органами исполнительной власти (в Канаде — Министерство по делам гражданства и иммиграции).
Деятельность миграционных служб США, Канады, ФРГ и Швеции регламентирована соответствующими нормативными правовыми актами. При этом, по нашему мнению, наиболее эффективная, обладающая самой широкой компетенцией миграционная служба создана в США.
В США в 2002 г. в связи с событиями 11 сентября 2001 г. президент Дж. Буш 25 ноября 2002 г. подписал Закон «О внутренней безопасности США», реформировавший государственный аппарат страны в целом и систему органов иммиграционного контроля, в частности. Закон предусматривает реорганизацию Службы иммиграции и натурализации Министерства юстиции США. В соответствии с ним было создано Министерство внутренней безопасности.
В структуре Министерства функционируют три подразделения, имеющие отношение к рассматриваемой теме: Береговая охрана США; Иммиграционная и таможенная полиция США; Служба гражданства и иммиграции.
Береговая охрана США — военная служба, предназначенная для наблюдения за выполнением федерального законодательства и обеспечения
безопасности плавания судов в водах открытого моря и во внутренних водоемах страны1.
Вышеупомянутым Законом задачи Береговой охраны были распределены на две группы:
1) связанные с обеспечением национальной безопасности: обеспечение безопасности портов, водных путей и побережья; противодействие противоправному ввозу наркотиков; борьба с нелегальной миграцией; поддержание боеготовности; обеспечение исполнения требований иных законов;
2) не связанные с обеспечением национальной безопасности США: обеспечение безопасности судоходства; проведение поисково-спасательных работ; установка, сохранение и поддержание в исправном состоянии навигационных знаков; охрана морских живых ресурсов; защита морской среды; проведение ледокольных операций2.
В сферу основных направлений деятельности Иммиграционной и таможенной полиции США входит борьба с:
■ сексуальным насилием в отношении несовершеннолетних, распространением детской порнографии, торговлей людьми в целях их сексуальной эксплуатации и т.д.;
■ нарушениями авторского права.
Деятельность Иммиграционной и таможенной
полиции США охватывает также следующие направления:
■ расследование административных и уголовных преступлений в рамках иммиграционного законодательства;
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2012
■ расследование дел, касающихся финансирования террористических организаций, отмывания денег, контрабанды, мошенничества, включая нарушения прав интеллектуальной собственности;
■ обеспечение задержания и депортации нелегальных иммигрантов;
■ сбор, анализ и распространение информации, необходимой для осуществления оперативной деятельности подразделения.
В состав Иммиграционной и таможенной полиции США входят три комплексных оперативных управления, одно из которых — Enforcement and Removal Operations (ERO) отвечает за соблюдение гражданами иммиграционного законодательства США и обеспечивает удаление из страны всех иностранцев, в отношении которых было вынесено решение о депортации. ERO активно использует сеть своих агентов, контролирующих иммигрантов (IEA, Immigration Enforcement Agents), с целью воспрепятствования нарушения ими иммиграционного законодательства, задержания и депортации из страны тех иностранных граждан, которые совершили уголовные преступления. Кроме того, указанные агенты осуществляют транспортировку задержанных иностранных граждан в тюрьмы Иммиграционной и таможенной полиции США, на судебные процессы и т.п. Агентская сеть управления ERO покрывает всю страну и действует в ее пределах.
С 1 марта 2003 г. начала свою деятельность Служба гражданства и иммиграции, которая является самостоятельным подразделением Министерства внутренней безопасности. В сферу ответственности указанного подразделения входят вопросы рассмотрения прошений о продлении сроков пребывания, изменении категории визы, иммиграционных и неиммиграционных петиций, заявок на получение статуса постоянного жителя, гражданина США и беженца. Через сеть своих отделений, региональных центров и интернет Служба обеспечивает рассмотрение:
■ заявлений о выдаче всех типов въе здных виз;
■ ходатайств о получении гражданства;
■ прошений о предоставлении убежища;
■ заявлений о продлении сроков пребывания и изменении категории визы.
В вопросе регулирования иммиграционных процессов Министерство внутренней безопасности взаимодействует с рядом других федеральных ведомств. Однако если функции Министерства труда и Министерства здравоохранения в этой сфере остались прежними, то функции Министерства юстиции сократились. После ликвидации Службы иммиграции и гражданства в его структуре осталось Исполнительное управление по над-
зору за иммиграцией, которое занимается рассмотрением иммиграционных апелляций. Процесс выдачи виз, который ранее был прерогативой Государственного Департамента, стал контролироваться Министерством внутренней безопасности. В частности, руководитель Управления безопасности границ и перевозок получил право определять порядок выдачи виз, а сотрудники Министерства безопасности — участвовать в процессе выдачи виз посольствами и консульствами.
На наш взгляд, подход США по объединению всех правоохранительных функций в одном ведомстве имеет как положительные, так и отрицательные моменты. В первую очередь, создание подобного органа ведет к выводу на первый план силовых функций и преобладанию правоохранительных задач. Вместе с тем в основе миграции лежат экономические факторы, которые при данном подходе могут нивелироваться и не учитываться. В то же время создание Министерства внутренней безопасности позволило США акцентировать внимание и повысить эффективность мероприятий, направленных на противодействие незаконной миграции.
В ФРГ за реализацию иммиграционной политики отвечает Федеральное министерство внутренних дел, которое разрабатывает стратегию иммиграционной политики и координирует исполнение миграционного законодательства, осуществляя выдачу разрешений на пребывание, рассмотрение заявлений на предоставление гражданства, убежища, статуса беженца, реализуя программу добровольного возвращения в ФРГ, принимая решения о депортации. В подчинении Министерства находится Федеральная пограничная служба и Федеральная служба по делам беженцев, а также Управления (бюро) по делам иностранцев и Центры первичного приема иностранцев, подавших ходатайство о признании беженцами. Система органов исполнительной власти ФРГ, регулирующих вопросы миграции, больше всего схожа с российской системой.
Так, в функции Федеральной службы миграции и проблем беженцев входят прием и рассмотрение ходатайств иностранных граждан и лиц без гражданства о предоставлении убежища. Задачами службы являются: координация деятельности федеральных ведомств и органов, а также представительств ФРГ за рубежом в области иммиграции и беженцев; внедрение и реализация процедур отбора мигрантов; аналитическая и информационная поддержка федеральных и земельных программ интеграции, ведение центрального регистра иностранцев; обеспечение выполнения мер содействия добровольному возвращению мигрантов в страны выхода3.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2012
Работу по приему беженцев осуществляют филиалы, которые проводят компьютерное анкетирование лиц, ходатайствующих о предоставлении политического убежища в ФРГ, с участием переводчика. После собеседования проводится процедура дактилоскопии, фотографирования, определения роста. На лиц, не имеющих документов, удостоверяющих личность, оформляется заказ на «заместитель документов» для депортации. Управлением по делам иностранных граждан разработана и направлена во все филиалы поисковая система, которая включает краткие идентификационные сведения об иностранных гражданах, прибывающих на территорию Германии на основании въездной визы.
Федеральная пограничная охрана (ФПО) осуществляет полицейскую охрану государственной границы, полицейский контроль за передвижением через границы, преследование на границе. Сюда, в частности, входит пресечение нелегального въезда иностранцев, депортация, доставка лиц, ищущих убежище, в регистрационные центры.
Одним из основных направлений деятельности ФПО является международное сотрудничество в рамках развивающегося процесса общеевропейской интеграции.
В функции Управлений (бюро) по делам иностранцев входят выдача разрешений на жительство, оказание временной защиты, участие совместно с посольствами в процессе объединения семей, регистрация иностранцев, в том числе трудовых мигрантов, осуществление мероприятий по борьбе с нелегальной миграцией. Управления являются органами внутренних дел земель и подчиняются бургомистрам городов.
На каждого иностранного гражданина (далее — ИГ) оформляется личное дело, в которое включаются следующие материалы: анкета; информация полиции о предполагаемом факте совершения правонарушения; информация о последнем адресе на родине ИГ, заполняемая ИГ на родном языке; решение Федерального ведомства по делам иностранных беженцев; информация о регистрации ИГ, включаемая в компьютерный банк данных; письмо в прокуратуру о разрешении депортирова
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Пoхожие научные работы по теме «Государство и право. Юридические науки»
СВЕКЛО ВЯЧЕСЛАВ ЛЕОНИДОВИЧ — 2012 г.
ВЯЛЫХ НИКИТА АНДРЕЕВИЧ, ЛУБСКИЙ АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ПОСУХОВА ОКСАНА ЮРЬЕВНА — 2015 г.
Источник
Миграционная политика зарубежных стран
В большинстве западных стран легальная иммиграция осуществляется по трем основным каналам:
— Воссоединение семей. Масштабы этого канала нелегальной миграции велики во всех странах, которые принимали в последнее столетие существенные контингенты иммигрантов; например, в США, по этой линии ежегодно приезжают 550 — 600 тыс. человек, во Францию — 100 тыс. Как известно, в свое время ряд европейских стран давали преференции при иммиграции жителям своих колоний: Великобритания принимала индийцев и пакистанцев, Франция — алжирцев и марокканцев. Теперь именно граждане этих государств прибывают по линии воссоединения семей. В Германию по линии воссоединения семей приезжают выходцы из Турции, России, стран бывшей Югославии и ряда других стран.
США не вводят количественных ограничений для ближайших родственников граждан (несовершеннолетних детей, супругов, а также родителей граждан США, не достигших 21 года). Ограниченное число «green cards» выдается для других членов семьи; их количество определяется в соответствии со сложной формулой, которая учитывает категорию родства и страну происхождения. Во многих странах Западной Европы заключение брака не является гарантией скорого и беспрепятственного получения гражданства, что продиктовано заинтересованностью пресечь или свести к минимуму иммиграцию через фиктивные браки.
— Трудовая иммиграция (иммиграция при посредничестве работодателя). Иммиграция по этому каналу во многих странах осуществляется при условии, что среди граждан или постоянных резидентов найти подобного специалиста невозможно. Большинство иммигрантов, идущих по этому каналу, высококвалифицированные специалисты. Не случайно политика по их приему в странах-реципиентах получила название «охоты за головами».
В качестве примера трудовой иммиграции можно выделить так называемых «независимых» иммигрантов в Канаде, при приеме которых используется система баллов. Баллы выставляются в зависимости от уровня образования и профессиональной подготовки, личных качеств и возраста иммигрантов, намерений поселиться в конкретной местности, знания английского или французского языков, заблаговременной договоренности о получении работы.
В США закон Харта-Селлера (1965 г.) ввел систему преференций, по которым предпочтение отдается иммигрантам, имеющим родственные связи с гражданами США, ученым и специалистам, а также работникам некоторых отраслей экономики. Вне квот идут иммигранты-инвесторы, которые вкладывают определенные средства в создание рабочих мест.
Прием трудящихся-мигрантов широко практиковался в ФРГ в 1955— 1973 гг., когда был заключен ряд соглашений с Италией, Испанией, Грецией, Турцией, Марокко, Португалией, Тунисом, Югославией. За время действия этих соглашений страна приняла почти 5 млн. иностранных работников. — Прием лиц, ищущих убежище. Этот канал иммиграции связан с гуманитарными причинами. В США, например, этот процесс осуществляется в рамках официальной программы переселения беженцев, их количество определяется на ежегодных консультациях Госдепартамента США и конгресса. При этом лица, которым предоставлено убежище на территории США, не закладываются в квоты приема беженцев. Возможность получения статуса беженца оговаривается положениями Женевской конвенции по беженцам 1951 г. и протокола к ней 1967 г.
Финансовые затраты развитых стран на предоставление убежища беженцам достаточно велики. Дороговизна процедуры предоставления убежища объясняется тем, что она включает в себя питание, размещение, затраты на юридическую помощь и финансовую поддержку мигрантов. Получение статуса беженца в этих государствах позволяет беженцам иметь такие условия жизни, которые не все из них имели дома.
По оценкам УВКБ ООН, только страны Европы за период 1989 — 2000 гг. приняли в общей сложности около 5 млн. вынужденных мигрантов различных категорий. В настоящее время практически все страны Западной Европы стремятся существенно ограничить потоки беженцев в свои государства. Для этого они используют арсенал методов, среди которых можно назвать несколько наиболее распространенных:
— Сокращение социальных преимуществ (выплат, пособий, размеров помощи и т.п.). Ряд наиболее «обеспеченных» государств (Германия, Швейцария, Нидерланды) существенно сократили размеры социальных пособий, которые теперь несколько меньше, чем аналогичные выплаты для неимущих граждан своих стран. Кроме того, во многих из этих стран беженцам стали оказывать помощь не деньгами, а в натуральной форме — продуктами, одеждой, жильем.
— Ограничительное толкование критериев того, кого можно считать настоящим беженцем
Угроза задержания. Некоторые правительства используют процедуру задержания для контроля за территориальным передвижением иностранцев, которые ищут убежище как по прибытии в страну во время рассмотрения их ходатайств о разрешении остаться, так и позднее в отношении лиц, получивших на свои заявления отказ и ожидающих высылки (критики подобных действий утверждают, 5* что правительства на самом деле используют угрозу заключения с целью запутать потенциальных беженцев, чтобы удержать их от попыток найти приют в данной стране).
Анализ законодательных актов, систем приема и интеграции иммигрантов позволяет констатировать, что стратегическим направлением миграционной политики в странах Западной Европы является создание «менее благоприятных условий» для новых лиц, ищущих убежище. В 1997 г. только 11% просивших убежища в странах Западной Европы были признаны беженцами в соответствии с конвенцией 1951 г. Это происходит по той причине, что многие европейские страны существенно озабочены проблемой возросших масштабов вынужденной миграции и расходов на нее. Схожей позиции придерживаются и другие государства.
К категории стран с либеральной моделью относятся государства Скандинавии, Великобритания, Швейцария, Болгария. Правительства этих стран в основном придерживаются положений документов и соглашений, регламентирующих процесс предоставления убежища, являются крупными спонсорами УВКБ ООН, обеспечивают институт «временного убежища».
Группа стран с относительно либеральной моделью включает Францию, государства Бенилюкса, Италию, Грецию, Чехию, Венгрию, Румынию и некоторые другие. Перечисленные страны Восточной Европы, претендуя на членство в Европейском союзе, существенно ужесточили в последние годы приграничный режим в отношении третьих стран.
Наконец, страны с консервативной моделью — Австрия, Германия, Испания, Португалия, Польша, Словения — пошли по пути ограничительного толкования определения «беженец».
Помимо этого в некоторых странах существуют специфические категории иммигрантов, получивших право на въезд, пребывание и натурализацию. В Германии к такой категории относятся так называемые «контингентные беженцы» — евреи из стран бывшего СССР (исходя из признаваемой ответственности за геноцид евреев во время Второй мировой войны).
Несмотря на структурированность и жесткость политики западных стран в области миграции, фактические масштабы иммиграции существенно превышают масштабы официально разрешенных ее параметров. В результате на их территории перманентно пребывают достаточно многочисленные контингента нелегальных иммигрантов, осуществляющих трудовую деятельность главным образом в неформальном (теневом) секторе экономики. В принципе нелегальные иммигранты выгодны как недобросовестным работодателям, использующим их как дешевую и в значительной степени бесправную рабочую силу, так и государству, не затрачивающему на них средств по линии социальных программ.
В качестве одного из средств борьбы с нелегальной иммиграцией многие страны применяют программы легализации (законодательные амнистии), в которых, как правило, устанавливают временные рамки, в течение которых можно подать ходатайство (минимальный срок незаконного проживания — от нескольких месяцев до пяти лет).
Миграционные амнистии из сугубо практических соображений в разные годы применяли США, Австралия, Франция, Греция, Италия. В соответствии с рекомендациями, данными рабочей группой конгресса США при подготовке программы легализации иностранцев 1986 г., были выделены две основные причины подобной меры:
— Экономическая. При замедлении темпов развития и росте безработицы возрастает обеспокоенность относительно появления иностранцев на рынке труда. С этим связано желание упорядочить условия найма иностранной рабочей силы, которая, как правило, дешевле местной и способна эффективно конкурировать за ограниченное количество рабочих мест.
— Политическая. Возникает, когда количество незаконных мигрантов на территории страны оказывается таким, что решить эту проблему в рамках обычных иммиграционных процедур невозможно.
Иммиграционная политика западных стран осуществляется и на наднациональном уровне. В 1995 г. вступило в действие шенгенское соглашение, которое служит для свободного перемещения через общие границы государств- участников всех их подданных, а также для свободного обмена товарами и услугами. Соглашение обязывает страны проводить единую визовую политику, так как между государствами-участниками упразднен пограничный контроль и введены единые правила пограничного контроля на внешних границах. При этом в области контроля над миграционными потоками каждая страна остается свободной в определении своих возможностей в отношении приема и интеграции иммигрантов.
Из 15 государств — членов ЕС только Великобритания и Ирландия пока воздерживаются от выполнения шен- генского соглашения. Расширение ЕС, вхождение в него стран Восточной Европы в будущем приведут к увеличению числа стран, граждане которых могут свободно перемещаться в поисках работы. Это даст больше возможностей для маневрирования трудовыми ресурсами и, возможно, снизит зависимость многих государств от иммиграции из третьих стран.
С другой стороны, в некоторых западных странах одним из субъектов иммиграционной политики выступают регионы. Так, в Канаде вопросы иммиграционной политики находятся в совместной юрисдикции федерального правительства и правительств провинций. По согласованию с провинциями устанавливаются предельные квоты иммигрантов. В провинции Квебек создано собственное министерство иммиграции, при этом главная забота властей провинции заключается в привлечении как можно большего числа франкоговорящих иммигрантов, их интеграции во франкоязычную общину.
Западные страны обладают гораздо большими возможностями регулирования иммиграции, чем, например, Россия. Высокие жизненные стандарты в сочетании с либеральными нормами общественного поведения, свободой для самореализации личности делают эти страны чрезвычайно привлекательными для иммигрантов из бывших социалистических и развивающихся стран. Поэтому они могут себе позволить «заказывать музыку», действуя по отношению к иммиграции по принципу «включить-выключить».
Иммиграционная политика западных стран в последнее время становится все более прагматичной. Приоритет чаще отдается иммигрантам, обладающим выдающимися личными качествами, способным принести максимальную пользу экономике стран-реципиентов. Программы же приема лиц, ищущих убежище, утратив идеологическую подоплеку времен «холодной войны», все чаще подвергаются сокращению.
С сожалением следует отметить, что в последние годы (после событий 11 сентября 2002 г.) иммиграционная политика многих стран стала предметом спекуляций и даже поводом для истерии. Хотя существенных подвижек в законодательстве, регулирующем иммиграционные вопросы, нет, все же правоприменительная практика стала более жесткой, а в ряде случаев даже противоречит общепринятым нормам в области прав человека.
Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект . Т. Н. Юдина . 2007 .
Смотреть что такое «Миграционная политика зарубежных стран» в других словарях:
Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора
СССР. Библиография — Население Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… … Большая советская энциклопедия
Правительство Швейцарии — Координаты: 46°48′00″ с. ш. 8°14′00″ в. д. / 46.8° с. ш. 8.233333° в. д. … Википедия
Швейцарская Конфедерация — Координаты: 46°48′00″ с. ш. 8°14′00″ в. д. / 46.8° с. ш. 8.233333° в. д. … Википедия
Швейцарская конфедерация — Координаты: 46°48′00″ с. ш. 8°14′00″ в. д. / 46.8° с. ш. 8.233333° в. д. … Википедия
Швейцария — (Schweiz) Содержание это ( нем. die Schweiz, фр. la Suisse, итал. Svizzera, ром. Svizra), официальное название Швейцарская конфедерация (нем. Schweizerische Eidgenossenschaft, фр. Confйdйration suisse, итал. Confederazione Svizzera, ром.… … Энциклопедия инвестора
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев — (УВКБ ООН, United Nations High Commissioner for refugees, UNHCR) международная организация. УВКБ начала свою деятельность после Второй мировой войны (в 1951 г.), хотя согласованные международные усилия по оказанию помощи беженцам предпринимались… … Миграция: словарь основных терминов
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ — (от лат. migratio переселение), перемещения людей (мигрантов) через границы тех или иных терр. с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. Поскольку М. н. складывается из миграционных потоков, понятие миграция… … Демографический энциклопедический словарь
Миграционные квоты — Миграционные квоты это количественное ограничение численности прибывающих в страну мигрантов, устанавливаемое органами власти принимающей страны в виде абсолютной, либо относительной величины (процентной доли) по стране в целом, отдельным… … Википедия
Хроника ежегодных обращений президента к Федеральному собранию — В соответствии с Конституцией РФ, президент России ежегодно обращается к Федеральному собранию с посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. С первым посланием «Об укреплении российского… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Источник