Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной политики России
Дата публикации: 28.05.2016 2016-05-28
Статья просмотрена: 2296 раз
Библиографическое описание:
Лавров, И. В. Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной политики России / И. В. Лавров, П. В. Карымова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.5 (114.5). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30357/ (дата обращения: 27.04.2021).
В статье проанализированы некоторые проблемы международной миграциив рамках СНГ и организация миграционной политики РФ.
Ключевые слова: миграционная политика, международная миграция, СНГ, Главное Управление по вопросам миграции Министерства Внутренних Дел Российской Федерации.
В странах СНГ (Содружество Независимых Государств) основной проблемой является внешняя миграция [6]. Это касается всех государств СНГ кроме Казахстана, в котором доминирует проблема внутренней миграции. Для стран СНГ на постсоветском пространстве существенное значение имеет также и проблема незаконной миграции, но пока только Киргизия выделяет ее в качестве первоочередной. Армения гарантирует возвращение беженцев из Абхазии и Чечни. Азербайджан, Таджикистан, Беларусь, Узбекистан, Киргизия, Молдова обращают внимание на социальные права мигрантов в сфере миграционной политики. Таджикистан, Киргизия, Азербайджан, Молдова в миграционной политике раскрывают основные права мигрантов, отдельно выявляют некоторые проблемы связей мигрантов с диаспорой [7]. Только Россия стремится фактически обеспечивать защиту прав мигрантов, которая до последнего времени была одной из приоритетных задач ее миграционной политики (таблица 1).
Данные миграционной системы по странам СНГ на начало 2015 г.
Страна
Вид местности
Количество прибывших
Количество выбывших
Миграционный прирост
На начало 2015 года всего в Российскую Федерацию из стран СНГ прибыло 517 480 человек, из них 257 324 выбыли из страны. Разность между числом прибывших и числом выбывших составляет 260 156 человек [1]. Анализ международной миграции населения стран СНГ основан на материалах Федеральной службы государственной статистики России за период 2014 года и включает в себя информацию о численности населения, общих итогах международной миграции населения, об иностранных гражданах и лиц без гражданства, включая сведения о Государственной программесодействия добровольному переселению россиян, не находящихся на территории страны, и статистики прибывших и выбывших граждан по данным Главного Управления по вопросам миграции МВД России (далее ГУВМ МВД РФ).
Большое число мигрантов наблюдается из таких стран, как Узбекистан, Казахстан и Украина. Однако только жители Туркменистана остаются на родной земле, несмотря на различные мотивы миграции (рис.1) [5].
Рис.1 Изменение численности прибывших и выбывших на начало 2015 года по странам СНГ
Существенные изменения происходят и в миграционной системе, и составе населения, особенно среди наиболее мобильных возрастных групп. Многие потенциальные мигранты не могут покинуть свою страну по политическим, экономическим или другим причинам, но в чрезвычайных обстоятельствах (вооруженный конфликт, война, погром) настоящие потоки мигрантов могут превысить расчетный миграционный потенциал (иными словами, численность постоянных мигрантов). Численность постоянных мигрантов стран Содружества Независимых Государств составляют граждане России, проживающие за пределами территории Российской Федерации. Но демографическая емкость миграционного потенциала постоянно снижается по причине сокращения численности россиян, проживающих за рубежом.
ГУВМ МВД РФ – это подразделение при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, созданное в апреле 2016 года в результате реорганизации ФМС России и ряда силовых структур, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своих полномочий функции министерства по разработке и формированию миграционной политики, нормативному и правовому регулированию в сфере миграционного законодательства. Главное управление возглавляет начальник, осуществляющий свою деятельность в пределах своих полномочий и который, в свою очередь, имеет несколько заместителей [4].
ГУВМ МВД РФ осуществляет функции головного подразделения Министерства и обеспечивает производительность по делам о гражданстве: оформление, выдачу и замену паспортов России, регистрацию граждан России в пределах России, контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами порядка регистрационного учета и снятия с него российских жителей, регистрационный учет по месту жительства и месту пребывания, оформление, выдача специальных свидетельств беженцам и вынужденным переселенцам, и иным иностранным гражданам, въезжающим на территорию Российской Федерации, федеральный государственный надзор и контроль в области миграции, формирование надзора и контроля в области внешней трудовой миграции, привлечение мигрантов в Российскую Федерацию, трудоустройство граждан Российской Федерации за пределами ее территории согласно российскому законодательству.
Главное управление организует и исполняет способы по предостережению и прекращению незаконной миграции с другими структурными подразделениями МВД РФ, территориальными органами МВД и другими государственными органами, осуществляет законы по делам беженцев и вынужденных переселенцев, участвует в оказании политического убежища им, формирует оперативную координацию выполнения обязанностей ГУВМ МВД РФ, подведомственных подразделений, служб, администраций, департаментов, комитетов, которые участвуют в осуществлении Государственной программы по оказанию помощи добровольному переселению Российских граждан, проживающих за границей, включая контроль за осуществлением данной Государственной программы с Межведомственной комиссией [2].
В основу деятельности ГУВМ МВД РФ лежит координация и организация вопросов в области миграции с взаимодействием с другими подразделениями МВД, а также иных государственных органов, осуществляющих свои функции и задачи в соответствии с Положением о Главном управлении по вопросам миграции МВД РФ, Конституцией РФ, и другими нормативно-правовыми актами МВД России. Данные вопросы коллегиально обсуждаются, на каждого сотрудника управления лежит персональная ответственность [3]. Главное управление во взаимодействии с другими подразделениями МВД, а также других государственных органов гарантирует эффективность своей деятельности, по вопросам в области миграции.
Источник
Миграционные процессы в СНГ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 01:29, реферат
Краткое описание
Миграция представляет собой часть современной мировой глобализации. Существующая в громадных масштабах миграция вовлекает в свой оборот миллионы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конку рентную борьбу, на мировом рынке труда. Миграция – явление, неизбежным следствием которого становится услож нение экономической и общественной жизни. И в тоже время она откры вает новые возможности.
Согласно исследованиям ООН каждый 35-й человек в мире настоящее время является мигрантом. Легальные или нелегальные эмигранты составляют сейчас более 15% населения в более чем 50 странах . Миграция существовала всегда.
Содержание
1.Введение
2.1 Вынужденная миграция
2.2 Добровольная Миграция
3. Заключение
4. Список использованной литературы
Прикрепленные файлы: 1 файл
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение.docx
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Учебная дисциплина: Мировая экономика
«Миграционные процессы в снг »
студент группы ФК2-16
2.1 Вынужденная миграция
2.2 Добровольная Миграция
4. Список использованной литературы
Миграция представляет собой часть современной мировой глобализации. Существующая в громадных масштабах миграция вовлекает в свой оборот миллионы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конку рентную борьбу, на мировом рынке труда. Миграция – явление, неизбежным следствием которого становится услож нение экономической и общественной жизни. И в тоже время она откры вает новые возможности.
Согласно исследованиям ООН каждый 35-й человек в мире настоящее время является мигрантом. Легальные или нелегальные эмигранты составляют сейчас более 15% населения в более чем 50 странах . Миграция существовала всегда.
По масштабам международных миграций постсоветское пространство находится на втором месте в мире после США. При этом с середины нынешнего десятилетия примерно половина трансграничных людских потоков в СНГ состоит из жителей центральноазиатского региона, направляющихся в своем подавляющем большинстве для работы в РФ.
В целом, процессы массового перемещения людей в Центральноазаиатском регионе ежегодно охватывают до четырех млн. человек, или более 15% трудоспособного населения, из которых не менее трех миллионов постоянно находятся на территории России. В условиях современного кризиса численность трудовых мигрантов из Центральной Азии в России существенно не сократилась, причем менее половины из них работает легально. Характерно, что, несмотря на меры по повышению эффективности миграционной политики в рамках СНГ, предпринимаемые с 2006 года, ситуация с центральноазиатскими мигрантами остается сложной.
Сегодня нелегальная миграция – одна из самых острых социальных проблем, регулярно обсуждаемых в прессе и на уровне государства. Поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнений.
Крупные города и густонаселенные регионы России наводнены мигрантами, что в условиях экономической нестабильности вызывает напряжение, как в социальной инфраструктуре, так и на рынке труда. При официальном уровне безработицы порядка 5,5 миллионов, иностранные трудовые эмигранты по данным Госкомстата занимают порядка 4 миллионов рабочих мест. По прогнозам к 2030 году их число достигнет прочти 20 % от населения страны. Такая «перспектива» развития миграционных процессов в обществе воспринимается крайне негативно.
Особой проблемой для многих стран является нелегальная миграция, которая состоит из трех компонентов: нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальная занятость. В России наиболее распространена нелегальная занятость. Из тех, кто работает, разрешение на работу имеют менее 30%, а регистрацию по месту жительства – около 50,% да и те в основном фальшивые. Мигранты трудятся в разных сферах. Например, в Москве у них такое распределение:
43% – на стройках, их удел – должности чернорабочих, каменщиков и бетонщиков;
21% – торгуют на вещевых и продуктовых рынках;
14% – ремонтируют квартиры и всевозможные конторы;
8% – работают слесарями в автосервисе;
6% – трудятся на низовых позициях в ресторанах и кафе;
5% – крутят баранки автобусов и троллейбусов;
3% – окопались в столичных офисах.
Образование на территории бывшего СССР 15 независимых государств, межэтнические столкновения на Кавказе, в Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Молдове, обострение социальных последствий политического и экономического кризиса, рост национализма, дискриминация русского языка, расширение экологических бедствий (землетрясение в Армении, Чернобыльская катастрофа, гибель Аральского моря и др.) повергли в отчаяние миллионы людей и привели к беспрецедентному росту потока беженцев. По данным Министерства внутренних дел РФ, на 1 января 1994 г. было 609 085 беженцев и вынужденных переселенцев и их число с тех пор еще более выросло. Наиболее насыщен ими Северо-Кавказский регион: Ингушская Республика, Северная Осетия, Ставропольский край, Краснодарский край, Ростовская область.
Первые беженцы — 20 тыс. турок-месхетинцев — появились в 1989 г. После резни в Баку в Россию прибыло 90 тыс. изгоев, а в 1991 г. из Южной в Северную Осетию, т.е. на территорию России, бежали 100 тыс. осетин. В последующие годы поток беженцев продолжал нарастать. В начале 1995 г. в результате трагических событий в Чечне, по оценкам Международного Комитета Красного Креста, число перемещенных лиц в России увеличилось на 325 тыс. человек.
Все это порождает острейшую кризисную ситуацию, приводит к резкому усилению социальной и политической напряженности в обществе и представляет собой своего рода «бомбу замедленного действия». Крайне тяжелое материальное и безысходное моральное состояние беженцев усугубляется тем, что ни в России, ни в других бывших советских республиках до сих пор не урегулированы в законодательном порядке отношения беженцев с государствами, которые они покинули и где волею судьбы оказались, и не определены гражданство и статус этих обездоленных людей. До последнего времени на территории государств, куда они прибыли, действует лишь временный, основанный на многочисленных подзаконных актах и инструкциях порядок определения беженцев и помощи им.
Поскольку в основе большинства массовых перемещений жителей стран СНГ лежат не экономические факторы, а политические мотивы, поскольку данный тип иммиграции не относится непосредственно к иммиграции трудовой и речь идет о стремлении перемещенных лиц осесть на новом месте, постольку эта проблема неминуемо приводит к резкому обострению положения с занятостью. Обустройство беженцев осложняется еще и тем, что при решении многих социальных проблем часто возникает несовпадение их интересов с интересами коренных жителей. Это касается проблем занятости, жилья, обострения криминогенной ситуации, опасности массовых заболеваний.
В связи с этим возникает вопрос, а действительно ли так необходимо в условиях резкого обострения проблемы занятости и острого дефицита жилья предоставлять мигрантам работу и жилье, а также содействовать выезду наших соотечественников на работу за рубеж. Иначе говоря, чем является внутренняя и внешняя миграция для общества: благом или социальным злом? Ответ на этот вопрос имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку он касается одного из важнейших аспектов проблемы занятости, от решения которой во многом зависит успех осуществляемых в России реформ. Давайте вместе попытаемся разобраться в этом вопросе.
Внутренняя и внешняя трудовая миграция обусловлена острой необходимостью и поэтому носит во многом вынужденный характер. Дело в том, что наряду с избытком отдельных рабочих профессий и ростом безработицы в целом, имеется целый ряд пользующихся большим спросом вакансий, которые, несмотря на усилия работодателей, оказываются незаполненными местными работниками. Нет надежды на то, что эти вакансии смогут занять после соответствующей переподготовки «новые» безработные. Так, например, по данным Департамента труда и занятости Москвы к числу вакантных относятся следующие специальности: водители автобусов и грузового транспорта, слесари по ремонту автомашин, медицинские сестры, бухгалтеры, страховые агенты, дворники, милиционеры.
Не удалось также укомплектовать имеющиеся вакансии за счет других категорий местных работников. В результате (например, представители «Мосгортранса») привлекают нужных работников из различных городов Украины и других регионов. Именно в значительной степени за счет иностранной рабочей силы удалось обеспечить работу городского транспорта. Всего в Москве по данным Федеральной миграционной службы сейчас работают примерно 340 тыс. иностранцев (в том числе нелегальных мигрантов, хотя по заявлению мэра Москвы Собянина их около 2 млн.) В связи с необходимостью привлечения иностранной рабочей силы приходится учитывать и целый ряд других факторов и, в частности, ее рентабельность. Когда в конце 80-х годов попытались использовать вьетнамцев на работах, требующих невысокой квалификации, выяснилось, что сумма затрат на их обучение значительно превышает возможную отдачу от их работы. Стало очевидным также, что большинство их интересовала не столько сама работа, на которую они были приглашены, сколько скупка и перепродажа дефицитных товаров, в связи с чем возникало много конфликтных ситуаций.
Кроме того, никем и ничем не ограничиваемое перемещение вынужденных и добровольных переселенцев как в России, так и в СНГ в целом, часто приводит к избытку рабочей силы и к нежелательной для местного населения конкуренции со стороны приехавших. Так, к примеру, в Ингушетии на одного работающего приходится два беженца, официально получивших статус безработных. Много шахтеров с Украины работает на угольных шахтах в Ростовской области. Сложности во взаимоотношениях приезжих с коренными жителями возникают в основном из-за того, что украинцы готовы работать за мизерную по меркам российских рабочих заработную плату, но которая намного превышает их заработок на Украине.
Учитывая рост безработицы в России и все более ограниченное количество свободных рабочих мест, профсоюзные лидеры и местные рабочие обеспокоены возможным обострением конфликтной ситуации, особенно в период второго этапа экономических преобразований, которые будут сопровождаться банкротством многих предприятий и началом массовой безработицы. Поэтому профсоюзы и местные власти считают целесообразным привлекать к работе и использовать иностранною рабочую силу, обеспечив приоритетное право граждан России на занятие вакантных рабочих мест.
Таким образом, налицо классическая для западных стран ситуация противостояния местных и иностранных рабочих: первые боятся конкуренции и штрейкбрехерства со стороны иностранцев, вторые добиваются равенства своего положения по сравнению с местными работниками. И хотя для России до недавнего времени подобные явления не были характерны, но в условиях значительного роста безработицы конфликты между «своими» и «чужими» постоянно обостряются.
Особенно много проблем возникает из-за приезда в Россию и другие страны СНГ так называемых нелегалов. В основном это выходцы из Эфиопии, Афганистана, Ирака, Сомали и ряда других стран Азии и Африки. Пользуясь «прозрачностью» государственных границ, в последние годы в страны Содружества приехали сотни тысяч беженцев из этих регионов, которые также оказываются перед необходимостью устройства хотя бы на кратковременную работу
В Сибири и на Дальнем Востоке без какого- либо либо разрешения, т.е. незаконно, и часто без определенных занятий живет около 1 млн. китайцев. На химических, швейных и других предприятиях с тяжелыми условиями труда работают вьетнамцы, численность которых достигла 100 тыс. человек; на строительстве, в агропромышленном комплексе, на предприятиях легкой и текстильной промышленности в основном в Сибири и на Дальнем Востоке заняты также иностранные рабочие и специалисты из Болгарии, Югославии, Польши, Румынии, Венгрии, Чехии, Словакии, КНДР.
Учитывая, что ни правоохранительные органы, ни органы здравоохранения не в состоянии вести учет мест проживания, работы и состояния здоровья иностранных рабочих, в некоторых регионах возникла реальная угроза распространения инфекций и эпидемий. По некоторым данным, среди приезжих иммигрантов 30% больных (СПИД, туберкулез, гепатит и т.д.).
В ряде городов иностранные рабочие организуют голодные забастовки, причем особенно часто проводят их у здания Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Москве, требуя обеспечения их жильем, материальной помощью и настаивая на содействии их выезду в развитые страны. У многих российских предприятий возникают большие трудности с отправкой на родину тех иностранных рабочих, у которых истек срок контракта, в связи с резко возросшей стоимостью авиа- и железнодорожных билетов, оплатой морских контейнерных перевозок.
Источник