Миграция между странами снг

Миграция между странами снг

Естественное движение населения

Региональный проект «Качественные данные – эффективная политика»

Гендерное равенство и статистика поколений

Ссылки

Миграция

Сведения о миграции населения являются составной частью демографической статистики страны. Миграция населения оказывает влияние на динамику численности населения, изменяет его демографические характеристики и национальный состав.

Миграция населения – передвижение людей (мигрантов) через границы территории (страны, региона, области, района и т.п.), связанное с переменой места жительства (пребывания).

Каждый относящийся к миграции переезд представляет собой два события: выбытие – по отношению к территории, из которой мигрант выезжает (территория выбытия), и прибытие – по отношению к территории, в которую он приезжает (территория прибытия).

Территориальные перемещения людей могут совершаться как внутри одной страны, так и между странами. Поэтому различают межгосударственную и внутригосударственную миграцию. Первую принято называть внешней (международной), а вторую – внутренней миграцией.

Для характеристики объемов миграции за определенный период времени (как правило, год) используется информация об абсолютных числах прибывших и выбывших. Разность между ними по соответствующей территории за определенный период представляет собой миграционный прирост населения.

В основе формирования данных текущего учета общей миграции, связанной с переменой постоянного места жительства, в большинстве стран Содружества лежит обработка поступающих от органов внутренних дел талонов (листков) статистического учета прибытия и убытия, которые заполняются одновременно с адресными листками при прописке и выписке (регистрации и снятии с регистрационного учета) по месту жительства (пребывания). На этой же основе в большинстве стран СНГ осуществляется статистическое наблюдение за потоками межгосударственной миграции. В Армении и Молдове данные о миграции статистические органы получают из регистров населения.

Здесь вставим ссылку на Приложение – таблицу, которую готовила для совещания в Кишиневе.

Талон статистического учета к листку прибытия (убытия), как правило, содержит следующие характеристики мигранта: дата и место рождения, пол, гражданство (национальность), место жительства (регистрации), откуда прибыл и когда, с какого года проживал в месте выбытия, цель прибытия, место работы и занятие по прежнему месту жительства, уровень образования, семейное положение (для состоящих в браке указывается прибыл вместе с супругом(ой) или без), сведения о детях в возрасте 16(15,14) лет, прибывших вместе со взрослыми.

Понятие числа мигрантов содержит некоторую условность, так как одно и то же лицо может в течение года менять место жительства не один раз.

Число прибывших – абсолютное число прибывших, т.е. лиц, въехавших на соответствующую территорию из-за ее пределов.

Число выбывших – абсолютное число выбывших, т.е. лиц, выехавших с соответствующей территории за ее пределы.

Разработка сведений, содержащихся в статталонах, позволяет получить данные о выбывших, сгруппированные по территориальному и ряду социально-демографических признаков (полу, возрасту, национальности, брачному состоянию, уровню образования и др.).

Миграционный прирост населения (сальдо миграции) – разность между числом прибывших за определенный период на данную территорию и числом выбывших за ее пределы. Миграционный прирост может быть положительной величиной (если число прибывших больше числа выбывших), либо отрицательной (если число прибывших меньше числа выбывших).

Внутренняя миграция – внутригосударственная миграция представляет собой процесс перемещения населения внутри одной и той же страны. Эти переселения не выходят за пределы государственной границы. Во внутренних миграциях участвуют граждане данного государства. Внутренние миграции, не затрагивая численности населения страны в целом, влияют на его территориальное распределение.

Внешняя миграция или международная миграция – территориальное перемещение населения, совершаемое между разными странами.

Международный мигрант определяется как любое лицо, которое меняет страну своего обычного проживания (Рекомендации по статистике международной миграции, Первое пересмотренное издание, ООН, Нью-Йорк, 1998 год, стр.13 — вставим ссылку, где выложим скан этих Рекомендаций) .

Применительно к внешней миграции используются понятия «эмиграция» и «иммиграция».

Число эмигрантов – абсолютное число лиц, выезжающих в другую страну на постоянное или временное проживание.

Число иммигрантов – абсолютное число лиц, въезжающих в страну на постоянное или временное проживание.

Отнесение к категории эмигрантов/иммигрантов производится в каждой стране в соответствии с действующим законодательством (в зависимости от сроков, цели выезда/ въезда и т.п.).

Обычно в число эмигрантов включаются лица, выехавшие на постоянное жительство за пределы данной страны, в число иммигрантовлица, прибывшие в страну на постоянное жительство из-за ее пределов.

Сальдо внешней миграции – разность между числом иммигрантов и числом эмигрантов по данной территории за определенный период времени. Если число иммигрантов больше числа эмигрантов, сальдо внешней миграции является положительной величиной, в противном случае – отрицательной.

Статкомитет СНГ получает данные о миграции, связанной со сменой места постоянного жительства, от национальных статистических служб в рамках межгосударственного информационного обмена на основе ежегодно утверждаемых Советом руководителей статистических служб государств-участников СНГ вопросников.

В годовом разрезе представляется информация о мигрантах:

— число прибывших и выбывших на постоянное место жительства с разбивкой по странам выбытия/прибытия, полу и возрастным группам, в том числе с выделением группы 15-29 лет;

— общее число внутригосударственных мигрантов, с разбивкой по полу и основным возрастным группам;

— число международных и внутренних мигрантов с распределением по полу и пятилетним возрастным группам (с выделением возрастных групп — моложе трудоспособного, трудоспособном, старше трудоспособного возрастов и молодежи в возрасте 15-29 лет);

— образовательный уровень прибывших международных мигрантов;

— цели прибытия в страну международных мигрантов (с выделением основных целей – работа, учеба).

В квартальном разрезе представляется информация о прибывших, выбывших и миграционном приросте.

Источник

Миграция между странами снг

5.10. Миграция между странами СНГ: итоги десятилетия

За десятилетие 1990-2000 гг. в СНГ произошло стремительное свертывание миграций: количество мигрантов сократилось более, чем в 4 раза (рис. 5.7). В 1989 г. общая сумма миграций между странами СНГ, определенная по регистрации прибытий, составила 2 млн. человек. Фактически, количество мигрантов было гораздо большим, так как в 1989 г. еще 1,6 млн. человек переехали в неизвестном направлении. Это, главным образом, военнослужащие и заключенные, чьи маршруты в то время не раскрывались.

В 1990-1992 гг. движение населения между странами СНГ удерживалось примерно в тех же рамках, что и в конце 80-х. Основную лепту в поддержание параметров миграции в это время внесли «раздел» армии, паническая репатриация сразу после ликвидации СССР и первые потоки армянских беженцев. После 1992 г. объем межгосударственной миграции в СНГ неуклонно сокращался и в 2000 г. составил всего 480 тыс. человек, что равно лишь четверти по отношению к уровню 1989 г., а с учетом поправки на спецконтингент, миграционный спад, по-видимому, был пятикратным.

Рисунок 5.7. Миграция между странами СНГ, 1989-2000 гг., тыс. человек

Источники: показатели 1989 г. и 1996-2000 гг. определены по шахматным таблицам, составленным на основе прибытий по данным Госкомстата СССР (1989 г.) и национальным данным, полученным при составлении отчетов для Международной Организации по миграциям (1996-2000 гг.); показатели 1992 и 1994 гг. — оценка Ж.А. Зайончковской.

Спад миграционной мобильности затронул как иммиграцию, так и эмиграцию во всех странах СНГ.

Иммиграция падала практически синхронно по всем странам, лишь в России в 1994 г. наблюдался ее кратковременный всплеск (рис. 5.8). В 2000 г. по сравнению с 1989 г. иммиграция среди стран СНГ в наименьшей степени сократилась в России, но и здесь она уменьшилась более чем в 2 раза. В Белоруссии сокращение иммиграции было четырехкратным, в Казахстане — более, чем пятикратным, в Украине, Грузии, Киргизии, Таджикистане — 10-кратным, иммиграция в остальные страны упала до 4-6% от былого уровня, то есть практически прекратилась.

Эмиграция в общем тоже демонстрирует аналогичные тенденции, но тренды эмиграции значительно более конъюнктурны, по сравнению с иммиграцией. Они осложнены протуберанцами, за которыми кроются всплески потоков беженцев или активизация репатриации (рис. 5.9). Россия и здесь занимает крайнюю позицию, но с противоположным значением — потоки эмигрантов здесь сократились в наибольшей мере, почти в 10 раз. Меньше же всего сократилась эмиграция из Казахстана — на 38% по отношению к 1992 г. По сравнению с 1989 г., эмиграция из Украины упала в 5 раз, из Белоруссии, Армении и Азербайджана — в 6 раз, из стран Средней Азии — в 3 раза.

Рисунок 5.8. Иммиграция из стран СНГ, 1989-2000 гг., % к уровню 1989 г.

Источники: статистика стран СНГ, кроме Грузии, Молдавии и Таджикистана, информация по которым за 1997-2000 гг. получена на основе статистики корреспондирующих стран.

Рисунок 5.9. Эмиграция в страны СНГ, 1989-2000 гг., % к уровню 1989 г.

Источники: статистика стран СНГ, кроме Грузии, Молдавии и Таджикистана, информация по которым за 1997-2000 гг. получена на основе статистики корреспондирующих стран.

В противоположность потокам эмиграции и иммиграции, динамика нетто-миграции демонстрирует преемственность с 1980-ми годами. Страны эмиграции таковыми и остались, при этом параметры нетто-эмиграции в 2000 г. несмотря на огромный спад объемов перемещений, не слишком отличались от 1989 г. (табл. 5.19).

Таблица 5.19. Миграционные потоки между странами СНГ, 1989 и 2000 гг., тыс. человек *

Источник

Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной политики России

Дата публикации: 28.05.2016 2016-05-28

Статья просмотрена: 2296 раз

Библиографическое описание:

Лавров, И. В. Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной политики России / И. В. Лавров, П. В. Карымова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.5 (114.5). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30357/ (дата обращения: 27.04.2021).

В статье проанализированы некоторые проблемы международной миграциив рамках СНГ и организация миграционной политики РФ.

Ключевые слова: миграционная политика, международная миграция, СНГ, Главное Управление по вопросам миграции Министерства Внутренних Дел Российской Федерации.

В странах СНГ (Содружество Независимых Государств) основной проблемой является внешняя миграция [6]. Это касается всех государств СНГ кроме Казахстана, в котором доминирует проблема внутренней миграции. Для стран СНГ на постсоветском пространстве существенное значение имеет также и проблема незаконной миграции, но пока только Киргизия выделяет ее в качестве первоочередной. Армения гарантирует возвращение беженцев из Абхазии и Чечни. Азербайджан, Таджикистан, Беларусь, Узбекистан, Киргизия, Молдова обращают внимание на социальные права мигрантов в сфере миграционной политики. Таджикистан, Киргизия, Азербайджан, Молдова в миграционной политике раскрывают основные права мигрантов, отдельно выявляют некоторые проблемы связей мигрантов с диаспорой [7]. Только Россия стремится фактически обеспечивать защиту прав мигрантов, которая до последнего времени была одной из приоритетных задач ее миграционной политики (таблица 1).

Данные миграционной системы по странам СНГ на начало 2015 г.

Страна

Вид местности

Количество прибывших

Количество выбывших

Миграционный прирост

На начало 2015 года всего в Российскую Федерацию из стран СНГ прибыло 517 480 человек, из них 257 324 выбыли из страны. Разность между числом прибывших и числом выбывших составляет 260 156 человек [1]. Анализ международной миграции населения стран СНГ основан на материалах Федеральной службы государственной статистики России за период 2014 года и включает в себя информацию о численности населения, общих итогах международной миграции населения, об иностранных гражданах и лиц без гражданства, включая сведения о Государственной программесодействия добровольному переселению россиян, не находящихся на территории страны, и статистики прибывших и выбывших граждан по данным Главного Управления по вопросам миграции МВД России (далее ГУВМ МВД РФ).

Большое число мигрантов наблюдается из таких стран, как Узбекистан, Казахстан и Украина. Однако только жители Туркменистана остаются на родной земле, несмотря на различные мотивы миграции (рис.1) [5].

Рис.1 Изменение численности прибывших и выбывших на начало 2015 года по странам СНГ

Существенные изменения происходят и в миграционной системе, и составе населения, особенно среди наиболее мобильных возрастных групп. Многие потенциальные мигранты не могут покинуть свою страну по политическим, экономическим или другим причинам, но в чрезвычайных обстоятельствах (вооруженный конфликт, война, погром) настоящие потоки мигрантов могут превысить расчетный миграционный потенциал (иными словами, численность постоянных мигрантов). Численность постоянных мигрантов стран Содружества Независимых Государств составляют граждане России, проживающие за пределами территории Российской Федерации. Но демографическая емкость миграционного потенциала постоянно снижается по причине сокращения численности россиян, проживающих за рубежом.

ГУВМ МВД РФ – это подразделение при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, созданное в апреле 2016 года в результате реорганизации ФМС России и ряда силовых структур, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своих полномочий функции министерства по разработке и формированию миграционной политики, нормативному и правовому регулированию в сфере миграционного законодательства. Главное управление возглавляет начальник, осуществляющий свою деятельность в пределах своих полномочий и который, в свою очередь, имеет несколько заместителей [4].

ГУВМ МВД РФ осуществляет функции головного подразделения Министерства и обеспечивает производительность по делам о гражданстве: оформление, выдачу и замену паспортов России, регистрацию граждан России в пределах России, контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами порядка регистрационного учета и снятия с него российских жителей, регистрационный учет по месту жительства и месту пребывания, оформление, выдача специальных свидетельств беженцам и вынужденным переселенцам, и иным иностранным гражданам, въезжающим на территорию Российской Федерации, федеральный государственный надзор и контроль в области миграции, формирование надзора и контроля в области внешней трудовой миграции, привлечение мигрантов в Российскую Федерацию, трудоустройство граждан Российской Федерации за пределами ее территории согласно российскому законодательству.

Главное управление организует и исполняет способы по предостережению и прекращению незаконной миграции с другими структурными подразделениями МВД РФ, территориальными органами МВД и другими государственными органами, осуществляет законы по делам беженцев и вынужденных переселенцев, участвует в оказании политического убежища им, формирует оперативную координацию выполнения обязанностей ГУВМ МВД РФ, подведомственных подразделений, служб, администраций, департаментов, комитетов, которые участвуют в осуществлении Государственной программы по оказанию помощи добровольному переселению Российских граждан, проживающих за границей, включая контроль за осуществлением данной Государственной программы с Межведомственной комиссией [2].

В основу деятельности ГУВМ МВД РФ лежит координация и организация вопросов в области миграции с взаимодействием с другими подразделениями МВД, а также иных государственных органов, осуществляющих свои функции и задачи в соответствии с Положением о Главном управлении по вопросам миграции МВД РФ, Конституцией РФ, и другими нормативно-правовыми актами МВД России. Данные вопросы коллегиально обсуждаются, на каждого сотрудника управления лежит персональная ответственность [3]. Главное управление во взаимодействии с другими подразделениями МВД, а также других государственных органов гарантирует эффективность своей деятельности, по вопросам в области миграции.

Источник

Читайте также:  Список стран по населенности
Оцените статью