Министерства финансов разных стран

Министерства финансов разных стран

Название работы: Органы управления финансами в разных странах

Категория: Научная статья

Предметная область: Мировая экономика и международное право

Описание: В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. Участие Президента.

Дата добавления: 2014-08-12

Размер файла: 65.02 KB

Работу скачали: 7 чел.

Органы управления финансами в разных странах.

В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. Участие Президента Российской Федерации в управлении финансами связано с определением целей и задач финансовой политики в посланиях Федеральному Собранию, в том числе ежегодном Бюджетном послании, с подписанием законов по финансовым вопросам, внесением проектов финансового законодательства, изданием указов, осуществлением государственного финансового контроля. Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.

Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.

Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.

Согласно положению МФ РФ издает в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

Минфин проводит в своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств.

Федеральное казначейство было создано в Российской Федерации в составе Министерства финансов Российской Федерации в 1993 г. для обеспечения оперативного управления средствами федерального бюджета.

Управление финансами в ведущих зарубежных странах находится в ведении высших законодательных органов власти — парламентов:

• в США — двухпалатный Конгресс (Палата Представителей из 435 членов, избираемых на 2 года, и Сенат из 100 членов, избираемых на 6 лет);

• в ФРГ — двухпалатный Парламент со сроком полномочий 4 года (Бундестаг из 672 избираемых депутатов и Бундесрат из 68 назначаемых членов);

• в Великобритании — двухпалатный Парламент (Палата Общин из 659 членов, избираемых на 5 лет, и Палата Лордов из 1207 членов);

• во Франции — двухпалатный Парламент (Национальное Собрание из 577 членов, избираемых на 5 лет, и Сенат из 321 члена, избираемого на 9 лет);

• в Австралии — двухпалатный Федеральный Парламент (Палата Представителей из 148 членов, избираемых на 3 года, и Сенат из 76 членов, избираемых на 6 лет);

• в Австрии — двухпалатный Парламент, избираемый на 4 года (Национальный Совет из 183 депутатов и Федеральный Совет из 63 членов);

• в Индии — президент и двухпалатный Парламент (Народная Палата из 545 депутатов, избираемых на 5 лет, и Совет штатов из 250 членов, 238 из которых избираются на 6 лет);

• в Канаде — двухпалатный Парламент (Палата Общин из 301 депутата, избираемого на 5 лет, и Сенат из 104 назначаемых сенаторов) и т.п.

Парламенты имеют две палаты — нижнюю и верхнюю. Двумя палатами принимаются все основные финансовые законы, прежде всего рассматривается и утверждается закон о федеральном бюджете (или бюджете центрального правительства) на очередной финансовый год и подписывается главой государства.

Парламенты также утверждают законы о налогах, отчеты об исполнении федерального бюджета (или бюджета центрального правительства), устанавливают предельный размер (лимит) государственного долга.

Непосредственное управление финансами находится в ведении финансовых органов, главным звеном которых является министерство финансов. Главные функции министерства финансов — разработка финансовой и налоговой политики государства, политики в области государственных расходов, проведение контроля за соблюдением финансовых законов. Министерство финансов составляет законопроект о федеральном бюджете (или бюджете центрального правительства) на очередной финансовый год и организует исполнение утвержденного высшими законодательными органами власти и подписанного главой государства федерального бюджета (или бюджета центрального правительства). Важное подразделение министерства финансов — управление внутренних займов и государственного долга. Оно ведает эмиссией государственных ценных бумаг, выплатой по ним процентов и погашением государственного долга.

В каждой стране имеются особенности в управлении финансами. Так, в США помимо Министерства финансов имеется Административно-бюджетное управление при Президенте, составляющее расходную часть федерального бюджета. В Ф Р Г управление финансами также возложено на федеральное Министерство финансов. Во Франции управление финансами возложено на Министерство экономики, финансов и бюджета. В В е л и к о б р и т а н и иуправление финансами осуществляет в основном Министерство финансов, именуемое Казначейством.

Важная роль в системе управления финансами принадлежит специализированным органам финансового контроля, которые независимы от правительства и подотчетны парламенту.

В С Ш А — это Главное контрольно-ревизионное управление, созданное в соответствии с законом о бюджете и отчетности от 10 июня 1921 г.

В его функции входят:

• толкование финансовых нормативных актов;

• контроль за законностью и эффективностью операций, проводимых правительственными ведомствами;

• оказание помощи Конгрессу, его комитетам и конгрессменам;

• контроль за выполнением отдельных платежных операций;

• установление правил ведения финансовых операций и отчетности в федеральных учреждениях.

Фактически деятельность Главного контрольного управления сводится к ежегодным проверкам состояния финансов федеральных ведомств и составлению документов и рекомендаций президенту и конгрессу на основе проведения проверок.

В Ф Р Г контрольные функции в сфере финансов находятся в ведении Федеральной Счетной палаты. Наиболее сложные дела передаются в суды, которые специализированы на финансовых спорах и нарушениях, связанных со злоупотреблением государственными средствами.

Во Франции контроль за исполнением бюджета всеми государственными органами в центре и на местах осуществляет Счетная палата, представляющая собой судебный орган, состоящий из несменяемых магистров.

В В е л и к о б р и т а н и и специальным органом финансового контроля является Управление государственного контроля, созданное еще в 1866 г. Возглавляет Управление государственного контроля Генеральный контролер — ревизор, который назначается правительством пожизненно и может быть смещен только по решению обеих палат Парламента. Полномочия контрольного органа Великобритании более ограничены, чем в США. В частности, он не имеет права толковать финансовые нормативные акты, не может вмешиваться в оперативную деятельность финансовых служб правительственных ведомств. В обязанности Управления государственного контроля входит проверка законности финансовой деятельности правительственных ведомств, а также эффективности и целесообразности расходования ими государственных средств. Управление обязано информировать Парламент о результатах таких проверок.

Источник

Министерства финансов разных стран

Библиографическая ссылка на статью:
Коваленко В.С. Системы органов управления финансами в европейских странах // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/08/12311 (дата обращения: 12.04.2021).

Управление финансами – деятельность государственных органов, направленная на разработку, контроль, проведение финансовой политики в стране. Финансовая политика – часть экономической политики, осуществляющая управление финансовыми ресурсами.

Управление финансами осуществляется с помощью специализированных органов, использующих специфический инструментарий в виде поощрений и санкций. Фактически органы управления можно классифицировать как:

а) органы общего управления финансами;

б) органы оперативного управления финансами.

Структура системы финансов в зависимости от объекта управления имеют следующую классификацию:

— управление финансами федеральных органов государства;

— управление финансами субъектов;

— управление финансами муниципальных образований;

— финансовый менеджмент (финансы хозяйствующих субъектов).

— Финансовое управление в качестве объектов выделяет:

— Государственные финансы (государственный и иные виды бюджета; внебюджетные социальные фонды, система государственного кредитования, операции на фондовом рынке);

— Страхование, бюджеты муниципальных образований, внебюджетные фонды регионов, финансы предприятий[3].

Управление государственными финансами в экономически развитых государствах осуществляется различными органами законодательной власти, регламентирующих стратегию осуществления финансовой политики. В Великобритании данная функция возложена на Парламент, который утверждает государственный бюджет, устанавливает размер налоговых ставок. Парламенты состоит из двух палат, занимающихся разработкой законодательной базы.

Управление финансами возложено на ряд органов, основным из которых является казначейство, оно же Министерство финансов, выполняющее следующие функции:

— разработка, формирование и реализация государственного бюджета;

— разработка налоговой политики;

— контроль над соблюдением финансового законодательства;

— эмиссия денежных средств;

— контроль денежного обращения;

— регулирование международных финансовых отношений;

— регулирование использования финансов государственными предприятиями.

Вопросы, связанные с регулированием таможенных и акцизных сборов, находятся в ведении управления таможенных пошлин и акцизов. Контроль над уровнем выполнения законодательства в области взимания прямого налога ведется управлением внутренних доходов. Выпуск и погашение займов, управление государственным долгом находится в руках Банка Англия.

Английский банк – особый институт, выполняющий роль центрального банка всего Королевства. В его ведении находится комиссия по денежной политике, которая непосредственно занимается регулированием кредитно-денежных отношений в стране. Руководит банком Совет Директоров, в состав которого входит управляющий, двое заместителей и 16 советчиков. Весь состав банка назначается королевским указом по утверждению Парламента.

Основные функции банка:

— Стабилизация курса валюты;

— Поддержание покупательной способности валюты;

— Стабилизация финансовой системы;

— Обеспечение безопасности финансовой системы;

— Поддержание эффективного функционирования финансового сектора;

— «Кредитор последней инстанции».

С 1866 года вплоть до настоящего времени контролем состояния финансов федеральных ведомств, разработкой рекомендаций по совершенствованию финансовой политики занимается управление государственного контроля. Глава данного контрольного органа назначается самим Правительством и не может быть снят с должности, за исключением особых случаев, когда обеими палатами Парламента было принято такое решение. Основные функции контрольного органа управления:

— удостоверение легальности осуществления деятельности в области финансовой политики правительственными ведомствами;

— анализ эффективности и целесообразности использования данными органами государственного бюджета[1].

Контроль деятельности рынка финансовых услуг находится в руках Financial Conduct Authority – неправительственного органа, появившегося в 2013 г, вследствие замены Financial Services Authority – управления по финансовому регулированию и надзору. Данный орган выполняет следующие функции:

— Регулирование работы компаний, задействованных в финансовом секторе;

— Контроль над применением минимальных стандартов;

— Маркетинг финансовых продуктов;

— Поддержание защиты потребителей;

— Обеспечение финансовой безопасности.

Важное значение в управление финансовыми ресурсами занимает банковская, страховая и пенсионная система Великобритании. В зависимости от характера своей деятельности банки Англии подразделяются на коммерческие и инвестиционные. Сектор страхования в Королевстве один из крупнейших и занимает лидирующие позиции после США и Японии. Огромная часть финансов Великобритании находится в руках пенсионных фондов, ведущих наибольшей массой активов.

Система управления финансами во Франции заложена в 1789 году, при принятии Декларации прав человека. Функция управления возложена на Национальное собрание. В качестве исполнительного органа власти выступает Парламент. Парламент имеет две палаты – нижнюю и верхнюю. Все основные финансовые законы, а прежде – утверждение государственного бюджета, осуществляется двумя палатами парламента и подписывается главой государства. Парламент также утверждает отчеты об исполнении государственного бюджета, законы о налогах, устанавливают предельный размер (лимит) государственного долга.

Непосредственное управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета в ведение которого находится:

— разработка финансовой и налоговой политики государства;

— осуществление политики в области государственных расходов;

— контроль за соблюдением финансовых законов;

— составление проекта государственного бюджета и организация его выполнения.

Министерство финансов, в свою очередь, делится на множество ведомств. Одно из наиважнейших ведомств это управление внутренних доходов, которое выдает инструктивный материал в области прямых налогов и организует их поступления, осуществляет управление пошлинами и акцизами, готовит инструктивный материал по косвенным налогам и организует их поступления в бюджет.

Ведомство внутреннего займа и государственного долга. Оно ведает эмиссией государственных займов, выплатой по ним процентов и погашением государственного долга.

Центральный Банк Франции – это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка, в полномочия которой входит эмиссия денежных средств, кредитование других банков и государства, поддержания курса валюты.

Контроль над исполнением бюджета всеми государственными органами в центре и на местах осуществляет Счетная Палата, которая является органом, состоящим из неизменяемых магистров. Функции:

— толкование финансовых нормативных актов;

— контроль над законностью и эффективностью операций, проведенных правительственными ведомствами;

— предоставление помощи Парламенту и его палатам;

— контроль над выполнением отдельных платежных операций;

— установление правил ведения финансовых операций и отчетности в муниципальных учреждениях[2].

В Германии важную роль в систему управления финансами играет Министерство финансов. Большая часть его полномочий традиционна для аналогичных органов в других странах. Оно управляет налоговой, валютной и таможенной политикой в государстве, составляет, представляет в Федеральное правительство проект федерального бюджета и следит за его исполнением.

Органов законодательной власти является Бундестаг. Бундестаг – это однопалатный орган народного представительства Германии. Важнейшие функции Бундестага:

— утверждение федерального бюджета страны;

— выборы федерального канцлера и контроль над деятельностью правительства[5].

На заседаниях парламентских комитетов осуществляется основная работа по подготовке законов. На комитеты возложена основная работа по парламентскому контролю над деятельностью правительства. Это относится ко всем комитетам, начиная от комитета по внешней политике и кончая комитетом по бюджету.

В обязанности Федерального ведомства по финансам входит налоговый контроль субъектов федерации. Также стоит отметить, что именно этот орган управления финансами несет ответственность за налогообложение иностранных капиталовложений в экономику Германии.

Следующим органом финансового управления избирательной власти является федеральное управление государственным долгом. В компетенции данного органа власти находится деятельность по контролю за финансированием бюджетного дефицита, а также осуществление операций по выдаче и погашению государственных займов.

BaFin (Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsaufsicht) – это Федеральное управление финансового надзора Германии, являющееся основным органом надзора за финансовыми услугами, предоставляемыми на рынке страны.

Основными задачами работы BaFin является формирование надежного функционирования организаций, предоставляющих финансовые услуги.

— обеспечение стабильной, целостной и надежной работы немецкой финансовой системы;

— лицензирование финансовой деятельности;

— контроль над банками и другими финансовыми организациями, предполагающий надзор платежеспособности;

— сохранение доверительности инвесторов к финансовым рынкам;

— предотвращение ведения запрещенного финансового бизнеса;

— наблюдение за финансовой отчетностью компаний;

— защита прав потребителей и инвесторов;

— предотвращение отмывания денег, финансирования терроризма[4].

Немецкий федеральный банк – центральный банк Германии. В соответствии с Законом ФРГ о банковской деятельности и другими специальными законами на Бундесбанк возложены функции по регулированию денежного обращения и кредита. Он устанавливает процентные и дисконтные ставки; разрабатывает политику операций на кредитном и открытом рынках; устанавливает резервные требования к кредитным институтам; оказывает услуги в качестве финансового агента федерального правительства и правительств земель.

Таким образом, система органов управления приведенных европейских государств имеет схожую структуру. Это Парламент, Министерства, бюро и ведомства, системы банков, а также счетные палаты, занимающиеся осуществлением контроля по исполнению финансовых операций.

Библиографический список

  1. Дробозина Л.А. Финансы. Учебное пособие для вузов // URL.: http://uchebnik-online.com/soderzhanie/textbook_137.html .
  2. Жмайло А.Ф. ФИНАНСЫ И КРЕДИТ. Учебное пособие для студентов СПО экономических специальностей, 2009 // URL.: http://finance-credit.news/finansy-kredit/242organyi-upravleniya-finansami-zadachi-67654.html
  3. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы. Структурированный учебник // URL.: http://economy-ru.com/munitsipalnyie-finansyi-knigi/upravlenie-finansami-veduschih-zarubejnyih.html/
  4. Шегурова В. П., Желтова М. Ф. Зарубежный опыт организации государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 209-212.
  5. Globfin / Мировая экономика, финансы, инвестиции // URL.: http://www.globfin.ru/articles/finance/gosfin.htm

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

Источник

Читайте также:  Англо саксонской правовой семье относятся страны
Оцените статью