- Конспект экскурсии в музей « Дом вести –не лапти плести» в старшей- подготовительной группе тема «Мир старинных вещей» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Экскурсия «Мир старинных вещей…»
- Экскурсия в школьный краеведческий музей: «Предки наших вещей»
Конспект экскурсии в музей « Дом вести –не лапти плести» в старшей- подготовительной группе тема «Мир старинных вещей»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие по формированию целостной картины мира, расширение кругозора. Знакомство детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта, о которых рассказывается в народных сказках. Воспитание интереса к истории нашего народа, любовь к сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchem_mirom.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект экскурсии в музей « дом вести –не лапти плести»
в старшей- подготовительной группе
тема «Мир старинных вещей»
подготовил: воспитатель Подшивалкина Е.В.
Цель: Познакомить детей с предметами обихода и крестьянской посудой. Развивать познавательный интерес к изучению старинных предметов быта, обучать исследовательской деятельности. Воспитывать уважение к истории села. Формировать культуру общения со сверстниками и взрослыми.
Материалы: Макет печки, ухват, чугунок, сундук и самовар. Сушеные яблоки, сушеные грибы, калина. Деревянные ложки, деревянная кружка, деревянная чашка, глиняная крынка. Продукты для приготовления каши и блинов.
Игровая мотивация « В гостях у бабушки Матрены »
Воспитатель приводит детей в русскую избу и говорит:
«Вот, ребятки, мы и пришли с вами к бабушке Матрене в русскую избу. В таких избах давным-давно, русские люди проживали, жилища родные свои прославляли».
— Посмотрите, да мы здесь не одни! Давайте поздороваемся с гостями:
— Здравствуйте, люди добрые!
— Здравствуйте, гости дорогие! Дай бог тому, кто к нашему дому!
Дорогим гостям, милым детушкам,
И житьем, и бытьем, и здоровьицем!
Милости прошу: гостите, жалуйте!
Раз послал бог гостей, хозяйка будет сытей!
Давайте, детушки, сядем рядком,
О житие бытие поговорим ладком.
Беседовать будет веселее.
БАБУШКА: — Ребятки, заметили что у меня в избе обстановка особенная, не как у вас в квартире?
Я в город никогда не ездила,
В квартире никогда не была,
Какая там посуда, мебель не видела.
— Расскажите, ребятки, где вы в квартире храните свои вещи?
БАБУШКА: А я свои вещи храню в сундуке.
Давайте все вместе скажем – сундук!
БАБУШКА: Сундук мой сделан из дерева, а значит он какой?
БАБУШКА: Есть у сундука стенки и дно
Посмотрите вон там, внутри оно.
А это деревянная крышка
Чтоб в сундук не лазила мышка.
Не пылилась одежда чтоб
Осторожно крышку открывать надо
А то стукнет по пальчикам больно
Вот так вот: хло-о-оп!
БАБУШКА: Для чего, ребятки, сундуку крышка?
БАБУШКА: Как крышку надо открывать?
БАБУШКА: А слева и справа есть у сундука
Железные, прочные штучки,
Называются они ручки.
Чтобы с дедом мы сундук поднимали,
С места на место переставляли, передвигали.
БАБУШКА: -Запомнили, ребятки, для чего сундуку ручки?
БАБУШКА: А это железный замок,
Что сундук открывать
Никто чужой не смог.
Чтоб вещи не пропадали
И только дедушка с бабушкой ключиком замок открывали.
БАБУШКА:- Для чего, ребятки, на сундуке замок?
БАБУШКА: — Чем замок можно открыть?
БАБУШКА : На сундучке моем можно поспать, посидеть,
Носочки вязать и в окошко глядеть.
А сейчас давайте сядем на лавочку опять,
Хочу, ребятки, я узнать,
На чём у вас в квартире
(Ответы детей: кресло, кровать, диван)
БАБУШКА: У меня в избе нет ни дивана, ни кресла
Сплю я на печке
На тёпленьком местечке.
Изба без печки – не жилая изба!
В зимнюю стужу согреет она.
В печке я хлеб пеку, готовлю еду,
На печи ягоды, грибы, обувь, одежду сушу.
Около печки в ладушки с внуками поиграем.
(Пальчиковая игра «Ладушки»)
БАБУШКА: — Скажите ребятки, на чем мамы ваши
Готовят вам еду, варят щи да каши?
(Ответы детей: газовая, электрическая плита)
БАБУШКА: — В чем варят суп?
(Ответы детей: в кастрюле)
БАБУШКА: — Воду для чая, в чем кипятят?
(Ответ детей: в чайнике)
БАБУШКА: — В чём на стол суп подают?
( Ответ детей: в тарелке)
БАБУШКА: — Чайник, кастрюля, тарелки
В первый раз такие названия слышу, поверьте!
Ну, томить расспросами я вас не буду,
Покажу- ка вам сейчас свою посуду.
У меня посуды не много:
Вот железный самовар.
На стол сейчас поставить я его хочу,
Воду для чая я в нём кипячу.
Вот кружка деревянная, из неё я пью:
Молоко, чай, квас, воду холодную.
А это деревянная плошка
Я ем из неё щи, кашу, окрошку.
А вот муки сейчас в неё насыплю,
Да на блины замешу тесто.
Поставлю на печь, на теплое место
Поднимется тесто, блины напеку,
Всех ребятушек и гостей угощу.
Ваши мамы в кастрюлях суп готовят,
А у меня есть чугунок.
— Как, ребятки, эта посуда называется?
(Ответ детей: чугунок)
БАБУШКА: Чугунок весь мой чёрный,
Но на нём не грязь, а сажа.
Никто его отмыть не сможет
И бабушка Федора даже!
Чугунок тяжелый в нём можно всё варить,
Поставить в печку, в огне он не сгорит.
Он в печке горячим становится
И чтоб не обжечься
Когда из печки чугунок достаешь назад
Помощник нужен, рогатый с длинной деревянной ручкой
Он называется ухват.
— Как, ребятки, помощник называется?
(Ответ детей: ухват)
Мы в чугунок сейчас возьмем
Пшена насыплем, молока нальем,
Задобрим маслом, посолим и помешаем
И с помощью ухвата чугуночек в печь поставим.
Пусть каша варится- томится
Прошу ребятки вас садиться.
Есть у меня шкатулочка, её я открываю,
Загадочки сейчас я вам загадаю.
Тому, кто отгадает,
Сюрприз я обещаю.
1.Одежду дедушка и бабушка
Хранят во мне, мой друг,
Я деревянный, с крышкой,
Замком и ручками железными. (сундук)
2. На мне грибы, одежду, обувь сушат.
И хлеб пекут, готовят кушать,
И даже спят, я теплое местечко.
А называют меня ласково все …(печка)
3. Картошку, суп он в печке варит,
Чёрный всегда и в саже.
Никто отмыть его не мог,
А называется он … (чугунок)
4. Сверху пар и снизу пар
Это русский … (самовар)
5. С длинной деревянной ручкой и рогат
Бабушкин помощник называется …(ухват)
6. Расписные, деревянные на столе лежат,
Всех кормят, а сами не едят… (ложки)
Деревянными ложками не только едят,
А ещё и народ веселят.
Добрые гости, малые детушки,
Вам в избе особая честь!
Прошу в красном углу за стол сесть.
Вот уже и чугунок с печки просится на стол
Кашкой хочет угостить,
И самовар шипит, кипит,
Пить чай нам всем велит!
Будем кашу, есть, чай пить с крендельками и блинами!
Садитесь, гости дорогие, угощайтесь с нами.
(Детей угощают кашей из чугунка и чаем из самовара
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КонспектЭкскурсия в музей – хату«В гости к хозяйке куреня»Старшая группаВоспитатель МАДОУ ЦРР Д/с № 10Дашкевич Ирина Анатольевна.
Цель: закрепить и обобщить знания детей о русском народном костюме, его составных частях, декоративных элементах, конструктивных особенностей;учить рисовать русский костюм, передавая в рисунке разные .
Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Мир старинных вещей»группа «Звоночки».
Данная образовательная программа представляет собой описание и обобщение опыта работы учителя — логопеда Ждановой Т.И. В настоящий момент находится в стадии доработки и апробируется в условиях логопун.
На сегодняшний день финансовое благополучие можно назвать одной из самых необходимых и очень важных составляющих залога успешной и счастливой семейной жизни.
Цель:развитие представлений о русской культуре, воспитание патриотических чувств.
Конспект занятия, посвященного Дню победыв Великой Отечественной войне «Фото-экскурсия в музей боевой техники.
Источник
Экскурсия «Мир старинных вещей…»
Антонина Скляр
Экскурсия «Мир старинных вещей…»
Цель: Воспитывать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы и поговорки, обогащать словарь названиями предметов быта; самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, прялка.
Материал: Предметы быта- горшки, миски, скатерть, дорожки, полотенце, ухват, кочкрга, прялки,самовар, печь и т. д.
Ход мероприятия: Экскурсия проходит в «Русской избе-горнице»
Воспитатель: Русь деревянная-края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прословляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Вы знаете, почему Русь называли деревянной (ответы) Давным-давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами.
Дети: домом жить- не лукошко шить
Домом жить- обо всем тужить
Воспитатель: Сколько умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена смогли сделать шкатулку (показывает). Или вот такую вещь. Угадайте, что это? Это прялка. Долгими зимними вечерами женщины пряли пряжу, вязали из нее носки, руковички. Посмотрите, ребята! Какие еще старинные предметы вы видите? Дети показывают, рассматривают. Воспитатель называет их.
А теперьотгадайте загадки: Три братца пошли купаться.
Двое купаются, а третий на берегу валяется. (Ведро и коромысло)
Кто в избе рогат? (Ухват)
Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Стоит толстячок, блестит бочок;
Шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар)
Он по горнице гуляет,пыль и мусор собирает (веник)
Двеннадцать деревянных коней одним поводом веду (грабли)
Воспитатель:Наша хозяюшка в дому, что оладушек в меду. Она подает, прибирает, за все отвечает.
Хозяюшка: Ах! В тереме расписанном живу. К себе в избу всех гостей приглашу!
Я иду,иду,самовар в руках несу (подходит к печке)
Ты свари, испеки, обогрей
освежи, помоги и спаси
В дом богатство принеси (Дети ложат в печь паленья, с помощью воспитателя ставят в печь ухватом чугунок, пьют чай из самовара, «бьют масло в маслобойке»
Хозяйка: Позолоченная прялица,
Я пряду, а нитка тянется.
Мне моя работа нравится.
На чем я ее пряду?
Хозяйка показывает как наматывается нитка на веретено.
Для чего нужны нитки? Чтобы вязать.
Вот какие у меня друзья-помощнички.
Воспитатель: Спасибо вам, хозяюшка! Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем,и здоровьицем! Все благодарят за экскурсию, прощаются с хозяюшкой и уходят.
Фотоотчет «Путешествие в страну красивых вещей» С детьми старшей группы «Белоснежка» совершили путешествие в мир красивых вещей. Знакомились с чудо-вещами, изделиями декоративно-прикладного.
Выставка поделок «Вторая жизнь ненужных вещей» В рамках реализации природоохранных социально — образовательных проектов «Эколята — дошколята» в нашем детском саду была организована выставка.
Картина из ненужных вещей «Леди». Мастер-класс Уважаемые коллеги! В нашей жизни мы буквально каждый день выкидываем в мусорку все подрят. Но недавно я решила перебрать детские игрушки.
Конспект НОД по ФЭМП «Остров забытых вещей» Остров забытых вещей. (ФЭМП) Цели: Речевое развитие: повторять стихотворение «Наша Таня», Познавательное развитие: учить находить один.
Наша выставка «Вторая жизнь ненужных вещей» Первое полугодие мы боролись с мусором и решали экологические проблемы. Частью нашей работы стала выставка поделок, которые сделали ребята.
Превращение ненужных вещей Хочу предложить вашему вниманию поделки из втулок от туалетной бумаги, которые мы с детьми сделали своими руками. Детские поделки из втулки.
Конспект занятия «Путешествие в страну красивых вещей. Выставка художественных вещей, созданных национальными мастерами» Путешествие в страну красивых вещей (выставка художественных вещей, созданных чувашским, татарским и другими народами) Программное содержание:.
Сценарий выпускного «Музей необычных вещей» Сценарий выпускного праздника «Музей необычных вещей» Звучит торжественная музыка. Входит заведующая. заведующая. На праздник дружною семьёй.
Сумочки для вещей. Все мы знаем алгоритм размещения вещей в шкафчике и приучаем к нему своих воспитанников. Но. Расчёски чудесным образом обнаруживаются.
Весенние посиделки в старинных русских традициях Весенние посиделки (в старинных русских традициях) Цель: приобщение к традициям русского народа. Ход НОД. Чем дальше в будущее смотрим, Тем.
Источник
Экскурсия в школьный краеведческий музей: «Предки наших вещей»
Вступительное слово учителя: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею. Экскурсию проведут наши экскурсоводы-краеведы.
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую
Мы готовили для вас!
Краевед 2: Музей был открыт в 1998 году. Но до этого у нас существовал музейный уголок. В музее много экспонатов (более 100) – это предметы быта которыми наши односельчане пользовались 40–60 лет назад. Собраны они краеведами с помощью учителей, учащихся, местных жителей.
Краевед 1: Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.
В нашем музее: утюг, самовар,
Старинная прялка резная…
Да можно ль любить свой край
Не зная историю края?
Тут порой такое диво
Попадётся средь вещей…
Позавидует Арсеньевский
Краеведческий музей…
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши…
Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея
Без истории своей!
Да музей создать не шутка –
Нужно много сил и лет,
Чтоб годиться мог музеем
Юный краевед!
Краевед 2: Сбор экспонатов музея продолжается. Наши экскурсоводы-краеведы проводят экскурсии, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с местными жителями. Затем оформляют альбомы, стенды о людях родного края и села, проводят экскурсии по музею для учеников младших классов и среднего звена, для гостей школы.
Краевед 1: Невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды — это крынки, горшки, корчаги, кувшины, латки, кубышки, горлачи, миски, чашки, плошки и даже рукомои. Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из неё имели самый широкий спектр применения.
Крынка (кринка) – очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. В зависимости от дополнительной обработки, кринки могли быть обварными, обливными (муравлёными), морёными, лощёными и киноваренными.
Краевед 2: Это орудие труда, играло не последнюю роль в повседневном крестьянском быту, к тому же являлось чисто женским — оно использовалось в домашнем хозяйстве — это рубель.Рубель использовался для разглаживания — “прокатывания” после стирки сухой холщовой ткани являясь, по сути, прообразом утюга. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали нацилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.
Краевед 1: Угольные утюги пришли на смену рубелям. Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания — угли меняли на новые. Самые же первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае. Всего известно семь основных типов утюгов.
Краевед 2: Самопрялки пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.
Краевед 1: Коромысло изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается лёгкостью, гибкостью и упругостью. В быту русских крестьян наибольшее распространение получили гнутые коромысла в виде дуги.
Краевед 2: Полотенце — «кусок полотна». В прошлом полотенца изготавливалось в домашних условиях изо льна. Выращенный лен теребили (тягали), мочили, сушили, трепали, чесали, затем пряли нить, из полученной нити ткали холсты, которые потом вышивали рукодельницы. Холсты для рушников выбеливались, для этого их развешивали или расстилали на солнце. Узор создавали из льняной нити, чередуя выбеленные и невыбеленные нити. Создание рушников диктовалось не только материальной, но и духовной культурой: использованием в обрядах, ритуалах, традициях. В зависимости от назначения определялся узор. Рушники выполняли также эстетическую функцию.
Рушник (полотенце) — узкое, богато декорированное полотнище домашнего производства. При стандартной ширине полотенец 39-42 см их длина составляла от 1 до 5 м. На концах старинные рушники украшали вышивкой, тканым цветным узором, кружевами.
Краевед 1: Рубаха женская. Размер 44. Составная, сшитая из двух частей. Верхняя часть, «рукава», из тонкого домотканого льняного полотна. Воротник в виде невысокой стойки с застежкой на пуговицу, по центру груди прямой разрез. Рукава длинные, сужающиеся к запястьям.
Краевед 2: Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов. Короба и сундуки, зачастую украшенные росписью, закрывающиеся на замок, известны с Х-го века. Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков и коробов судили о благосостоянии семьи.
Краевед 1: Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело — это предметы, связанные с очагом и печью.
Кочерга — это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом.
Краевед 2: А сейчас небольшая викторина по материалам нашей экскурсии. Мы с вами определим самого активного и внимательного посетителя нашего музея, который получит памятное удостоверение. Приложение
Примерные вопросы викторины.
Учитель: Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.
Источник