Мировая художественная культура стран

МХК — это. Мировая художественная культура. МХК: эпоха Возрождения

Сложно не согласиться с тем, насколько большую роль играет в истории любого периода искусство. Судите сами: на уроках истории в школе после каждой темы, посвященной изучению политической и экономической обстановки в мире в тот или иной временной промежуток, ученикам предлагается готовить доклады об искусстве данной эпохи.

Также в школьном курсе с относительно недавнего времени присутствует такой предмет, как МХК. Это абсолютно не случайно, ведь любое произведение искусства является одним из ярчайших отражений того времени, в которое оно было создано, и позволяет взглянуть на мировую историю глазами творца, давшего этому произведению жизнь.

Определение культуры

Мировая художественная культура, или сокращенно МХК, – это вид общественной культуры, в основе которой лежит образно-творческое воспроизведение общества и людей, а также живой и неживой природы через средства, используемые профессиональным искусством и народной художественной культурой. Также это явления и процессы духовной практической деятельности, создающей, распространяющей и осваивающей материальные предметы и произведения искусства, которые обладают эстетической ценностью. Мировая художественная культура включает в себя живописное, скульптурное, архитектурное наследие и памятники декоративно-прикладного искусства, а также все многообразие созданного народом и отдельными его представителями произведений.

Роль МХК как учебного предмета

В ходе изучения курса мировой художественной культуры предусмотрена как широкая интеграция, так и понимание связи культуры в первую очередь с историческими событиями любого временного отрезка, а также с социальными науками.

Читайте также:  Ущерб стран от эмбарго

Как уже говорилось ранее, мировая художественная культура охватывает всю художественную деятельность, которой когда-либо занимался человек. Это литература, театр, музыка, изобразительное искусство. Изучаются все процессы, связанные как с созданием и хранением, так и с распространением, созиданием и оценкой культурного наследия. Не остаются в стороне и проблемы, связанные с обеспечением дальнейшей культурной жизни общества и подготовкой в вузах специалистов соответствующей квалификации.

Как учебный предмет МХК — это обращение ко всей художественной культуре, а не к отдельным ее видам.

Понятие культурной эпохи

Культурная эпоха, или культурная парадигма, является сложным многофакторным явлением, содержащим в себе образ как конкретного человека, живущего в конкретное время и осуществляющего свою деятельность, так и сообщества людей с одинаковым бытом, жизненным настроением и мышлением, системой ценностей.

Культурные парадигмы сменяют друг друга в результате своеобразного естественно-культурного отбора посредством взаимодействия традиционной и инновационной составляющих, которые несет в себе искусство. МХК как учебный курс ставит перед собой целью изучение и этих процессов.

Что такое эпоха Возрождения

Одним из самых значимых периодов развития культуры является Ренессанс, или Возрождение, господство которого пришлось на XIII-XVI вв. и ознаменовало собой наступление эпохи Нового времени. Наибольшему влиянию подверглась сфера художественного творчества.

После эпохи упадка в Средние века искусство расцветает, и возрождается античная художественная мудрость. Именно в это время и в значении «возрождение» употребляется итальянское слово rinascita, позднее появляются многочисленные аналоги в европейских языках, и в том числе французский Renaissance. Все художественное творчество, в первую очередь изобразительное искусство, становится универсальным «языком», который позволяет познать тайны природы и приблизиться к ней. Мастер воспроизводит природу не условно, а стремится к максимальной натуральности, пытаясь превзойти Всевышнего. Начинается развитие привычного нам чувства прекрасного, естественнонаучное и богопознание все время находят точки соприкосновения. В эпоху Ренессанса искусство становится и лабораторией, и храмом.

Периодизация

Возрождение делится на несколько временных отрезков. В Италии – на родине Ренессанса – были выделены несколько периодов, которые в течение долгого времени использовались во всем мире. Это Проторенессанс (1260-1320 гг.), частично входящий в период дученто (XIII в.). Кроме того, были периоды треченто (XIV в.), кватроченто (XV в.), чинквеченто (XVI в.).

Более общая периодизация делит эпоху на Раннее Возрождение (XIV-XV вв.). В это время происходит взаимодействие новых тенденций с готикой, которая творчески преобразуется. Далее идут периоды Среднего, или Высокого, и Позднего Возрождения, особое место в которых уделяется маньеризму, характеризуемого кризисом гуманистической культуры Ренессанса.

Также в таких странах, как Франция и Голландия, развивается так называемое Северное Возрождение, где огромную роль играет поздняя готика. Как говорит история МХК, Возрождение нашло свое отражение в Восточной Европе: Чехии, Польше, Венгрии, а также в скандинавских странах. Испания, Великобритания и Португалия стали странами со сложившейся в них самобытной ренессансной культурой.

Философская и религиозная составляющие Возрождения

Через размышления таких представителей философии этого периода, как Джордано Бруно, Николай Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола и Парацельс, становятся актуальными в МХК темы духовного творчества, а также борьбы за право называть индивида «вторым богом» и ассоциировать человека с ним.

Актуальна, как и во все времена, проблема сознания и личности, веры в Бога и высшие силы. Имеют место как компромиссно-умеренные, так и еретические взгляды на этот вопрос.

Человек стоит перед выбором, и реформа церкви этого времени подразумевает Ренессанс не только в рамках МХК. Это также возрождение нравственности человека, пропагандируемое через выступления деятелей всех религиозных конфессий: от основоположников Реформации до иезуитов.

Главная задача эпохи. Несколько слов о гуманизме

Во главу угла в период Возрождения ставится воспитание нового человека. Латинское слово humanitas, от которого произошло слово «гуманизм», является эквивалентом греческого слова «воспитание».

В рамках Ренессанса гуманизм призывает человека к тому, чтобы овладеть важной для того времени античной премудростью и найти путь к самопознанию и самосовершенствованию. Здесь происходит слияние всего самого лучшего, что могли предложить другие периоды, оставившие свой след в МХК. Эпоха Возрождения взяла античное наследие древности, религиозность и светский кодекс чести Средневековья, творческую энергию и человеческий ум Нового Времени, создав абсолютно новый и, казалось бы, совершенный тип мировоззрения.

Ренессанс в различных сферах художественной деятельности человека

В этот период иллюзорно-натуроподобные картины вытесняют иконы, становясь центром инновации. Активно пишутся пейзажи, бытовая живопись, портрет. Распространяется печатная гравюра на металле и дереве. Рабочие эскизы художников становятся самостоятельным видом творчества. Картинная иллюзорность присутствует и в монументальной живописи.

В архитектуре под влиянием увлеченности зодчих идеей центрического популярными становятся пропорциональные храмы, дворцы и архитектурные ансамбли, делающие акцент на земных, центрически перспективно-организованных горизонталях.

Литература Ренессанса характеризуется любовью к латинскому как языку образованных людей, соседствующему с национальными и народными языками. Популярными становятся такие жанры, как плутовской роман и городская новелла, героические поэмы и романы средневековой авантюрно-рыцарской тематики, сатира, пастораль и любовная лирика. На пике популярности драмы театры ставят спектакли с обилием городских праздников и пышных придворных феерий, становящихся порождением для красочных синтезов различных видов искусств.

В музыке происходит расцвет строгой музыкальной полифонии. Усложнение композиционных приемов, появление первых форм сонат, опер, сюит, ораторий и увертюр. Светская музыка, близкая к фольклорной, становится наравне с религиозной. Происходит отделение инструментальной музыки в отдельный вид, а вершина эпохи — создание полноценных сольных песен, опер и ораторий. На смену храму приходит оперный театр, занявший место центра музыкальной культуры.

В целом главным прорывом становится то, что некогда средневековая анонимность сменяется индивидуальным, авторским творчеством. В связи с этим мировая художественная культура переходит на принципиально новый уровень.

Титаны Ренессанса

Не удивительно, что такое фундаментальное возрождение искусства фактически из пепла не могло состояться без тех людей, которые создавали своими творениями новую культуру. Позже их начали называть «титанами» за тот вклад, который они внесли.

Проторенессанс олицетворял Джотто, а в период кватроченто противостояли друг другу конструктивно строгий Мазаччо и задушевно-лирические работы Боттичелли и Анджелико.

Среднее, или Высокое, Возрождение представляли Рафаэль, Микеланджело и, конечно же, Леонардо да Винчи — художники, ставшие знаковыми на рубеже Нового времени.

Знаменитыми архитекторами Ренессанса стали Браманте, Брунеллески и Палладио. Брейгель Старший, Босх и Ван Эйк – живописцы голландского Ренессанса. Гольбейн Младший, Дюрер, Кранах Старший стали основоположниками немецкого Возрождения.

Литература этого периода помнит имена таких мастеров-«титанов», как Шекспир, Петрарка, Сервантес, Рабле, подаривших миру лирику, роман и драму, а также внесших свою лепту в формирование литературных языков своих стран.

Несомненно, эпоха Возрождения внесла свой вклад в развитие многих направлений в искусстве и дала толчок для создания новых. Неизвестно, какой была бы история мировой художественной культуры, если бы этого периода не было. Возможно, классическое искусство сегодня не вызывало бы такого восхищения, большинства направлений в литературе, музыке и живописи вообще бы не существовало. А может быть, все, с чем мы привыкли ассоциировать классическое искусство, появилось бы, но на много лет или даже столетий позднее. Каким бы ни был ход развития событий, история не терпит сослагательного наклонения. И очевидно лишь одно: даже сегодня мы восхищаемся произведениями этой эпохи, а это лишний раз доказывает ее значимость в культурной жизни общества.

Источник

Мировая художественная культура стран

Художественная культура – это один из самых ярких видов культуры, который выступает в качестве ее устойчивого компонента, передающего с помощью образно-символического варианта ценности культуры, которые были созданы людьми в разные исторические периоды.

Являясь сферой культуры, художественная культура призвана решать задачи интеллектуального и чувственного отражения бытия посредством художественных образов, рождающихся в мышлении художника.

Художественную культуру изучали:

  • Философия
  • Эстетика
  • Исторические науки
  • Литературоведение
  • Художественное творчество
  • Организационную инфраструктуру
  • Материальную инфраструктуру
  • Художественное образование
  • Художественную критику
  • Художественные образы
  • Эстетические взгляды
  • Техническую эстетику и дизайн
  • Государственное урегулирование этой области

Готовые работы на аналогичную тему

В художественную культуру включены художественные ценности и идеалы, которые обладают эстетическими качествами. Для эстетической оценки и деятельности важное значение имеет лежащая в их основе понимание прекрасного, имеющее социальную и историческую определенность. Однако имеются художественные ценности, которые носят вневременной характер, это ценности – шедевры мировой культуры, к примеру, Монна Лиза, произведения Пушкина, Моцарта, Чайковского и др.

Являясь частью творческой деятельности, прекрасное имеет основные эстетические категории:

  • Возвышенное
  • Низменное
  • Комическое
  • Трагическое

Как правило, в большинстве случаев художественная культура является синонимом к искусству, но между ними имеются различая.

Художественная культура является сложным системным образованием и при ее анализе можно выделить сходство и различия в однопорядковых, но не однозначных феноменах – искусства и художественной культурой.

Подсистемы художественной культуры

Следует отметить, что художественная культура имеет в себе $2$ значительные подсистемы:

Первой подсистемой является искусство, которое выступает в качестве особого рода творческой деятельности, результатом которой становится преобразование мира согласно законам красоты.

В искусстве выделяют прикладное искусство, дизайн, в которое входит около ста его видов, например, декорирование, кулинария, а так же выделяют чистое искусство, в структуру которого входят:

  • Архитектура
  • Изобразительное искусство
  • Музыка
  • Литература
  • Танец
  • Театр
  • Кинематограф

Для творческой деятельности чистого искусства характерным является произведение художественной и образной системы. Художественный образ является сутью искусства, который является ключевым для всех его жанров и видов.

Художественный образ представляется в виде образа человека и мира, который перерабатывается в сознании творца, музыканта, художника, писателя, скульптора, архитектора, актера и т.д. Художественный образ выражается через краску, звук, форму.

Искусство понимается в виде творческой, инновационной деятельности, которая направлена на поиск новых художественных форм. К важному понятию искусства относится категория прекрасного, а бытием искусства становится процесс творческого познания мира.

Ко второй подсистеме художественной культуры относятся общеобразовательные учреждения и организации, которые дают возможность окунуться в художественные традиции, приобщиться к художественным идеалам и ценностям.

Художественная культура имеет свою характерную логику развития, в которой объединяются традиции и новаторство.

Источник

Всемирная живопись. Мировая художественная культура

Мировую художественную культуру можно представить через великих художников и великие шедевры.

Предлагаемый материал — не учебник по истории искусств, это скорее краткий вводный курс, своего рода приглашение прикоснуться к мировому изобразительному искусству в его становлении и развитии от первобытного искусства до XXI в.

Хронологический порядок изложения материала позволит проследить, хотя бы бегло и фрагментарно, историю искусств.

Человек всю жизнь «восходит» к искусству и идет к его пониманию разными путями. Мы предлагаем свой вариант приобщения детей к миру прекрасного: от созерцания живописных произведений к искусству их созерцания.

Ученикам, не знакомым с шедеврами живописи, эти публикации помогут приобрести начальные знания в этой сфере и, возможно, вызовут желание что-то еще узнать, и главное,- посетить музеи, выставки, галереи, прикоснуться к богатству всемирного наследия посредством диалога культур, найти повод для новых размышлений.

Краткий обзор эпох

Первобытный мир и древние цивилизации (до I тыс. до н.э.)

Возникновение искусства относится к глубокой древности. Зачатки его появились около 40 тыс.лет до н.э. Первобытный человек чувствовал потребность отобразить мир, который его окружает, природу, в которой он живет, и уже в верхнем палеолите рождается наскальное искусство: фигуры животных, людей и абстрактные знаки.на рубеже неолита и позднего каменного и бронзового веков около 4 тыс.лет до н.э. возникли древние великие цивилизации — Шумер в междуречье Тигра и Ефрата и Египет на берегах Нила. Искусство древних людей было тесно связано с магией, религией и мифологией.

С середины 3-его тысячелетия до н.э. в районе Средиземного моря, на острове Крит и Кикладском архипелаге появились центры нескольких культур — минойская, микенская и культура этрусков. широко распространившие свое влияние в регионе и создавшие оригинальные художественные образы. на которые опиралась в своем развитии культура материковой Греции. Эстетическое творчество древних цивилизаций, достигшее высокого уровня. составило основу нашей художественной культуры.

Античный мир. Греция и Рим (I тыс. до н.э. — Vв.н.э.)

Рождение великих классических цивилизаций — Древняя Греция и Великая Римская Империя. Культура Западной Европы ведет свое происхождение от цивилизаций классической Греции. Стремление к натуралистическому изображению действительности определило стиль этого периода, и его влияние ощущается и в наши дни. Греческое искусство, фундамент и первый идеал художественной культуры Запада, передало нам свои формы красоты.

Будучи наследником греческой культуры, Рим культивировал более прагматическую концепцию искусства — его целью стало прославление власти и величие империи. Идея вечного мирового господства Рима воплощается в произведениях, созданных в традициях греческого искусства.

Художественная культура эпохи Византии (V — XIVвв.)

Концом истории Древнего мира принято считать IVвек н.э. — дату разорения Рима. В 395 г. н.э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. На месте Западной, завоеванной племенами варваров, образовались королевства — прообразы современных европейских государств. На Востоке возникло первое христианское государство — Византия.

Мозаика, настенные росписи, миниатюра и другие виды искусства, связанные с цветом, прошли большой путь развития в процессе существования империи.

Настенные росписи, производившие ослепительный эффект, часто превосходили мозаику своей выразительностью и, кроме того, были более экономичны. В новом языке империи соединились римское эстетическое наследие, исконные азиатские формы, варварское влияние.

Художественная культура Америки и Востока (XII-XIX вв.)

Художественная культура Азии, Америки и Востока выработали свои эстетические концепции и внесли свой вклад в развитие мирового искусства в целом. Памятники древних цивилизаций, равно как и культура новых государств от Индии до Китая, представляют необычайный интерес.

В начале нашей эры изобразительное искусство в Индии достигло невиданных высот. Мастера из Кашмира создали фантастические по красоте росписи в пещерных храмах Аджанты и в других местах.

К началу второго тысячелетия относятся фрески, найденные в Южной Индии. Особое место в индийском изобразительном искусстве занимает миниатюра, толчок к развитию которой дало проникновение в Северную Индию персидской миниатюры вместе с мусульманскими завоевателями. Излюбленные сюжеты — батальные и охотничьи сценки из жизни правителей, любовные переживания и встречи литературных героев, сюжеты из индуистской мифологии. В миниатюрной живописи использовались растительные краски и природные вещества. Индийская живопись многолика. Большая ее часть замечательна своей сложной композицией. точностью деталей, яркими и насыщенными цветами. многообразием сюжетов — от портретов и событий придворной жизни до бесчисленных изображений богов и богинь. В XVIII-XIX вв. в индийской живописи все больше нарастает западное влияние.

Древняя цивилизация Китая пожалуй, одна из редких культур в истории человечества, имеющая свои самостоятельные истоки зарождения. Это единственная непрекращающаяся и непрерывно развивающаяся этнокультура. Истоки китайской живописи восходят к эпохе, которая отстоит от нас на 5-6 тысячелетий. Наиболее ранними живописными явлениями были наскальные рисунки, изображавшие растения, животных и человеческие фигуры. Эти рисунки были выполнены с помощью минеральных красящих веществ. По тематике древнекитайская живопись делится на несколько разделов: портретная живопись, пейзажная живопись (жанр «горы и воды»), жанр «цветы и птицы». В XVII в в Китае проникла европейская живопись, ее китайцы стали называть «сиянхуа» («картины. пришедшие с Запада») в отличие от отечественной живописи, которую стали называть «традиционной китайской живописью».

Китайская традиционная живопись — одно из магистральных направлений изобразительного искусства Востока. Она представляет собой самостоятельное явление в мировом искусстве, резко отличаясь от западной живописи как по тематике, так и по форме и изобразительным средствам. Обязательными атрибутами картин китайских художников являются сделанные автором название картины, стихотворное сопровождение и личная печать. удостоверяющая личность автора.

Пейзажная живопись Японии получила развитие уже в XIV в. В ней к этому времени выделились два основных направления: придворная живопись светского направления. основанная на сочетании четких, плоских силуэтов и декоративных цветовых пятен (ямато-э) и монохромная живопись тушью, зародившаяся в дзэнбуддийских монастырях, где проповедовались интуиция и созерцание как путь достижения истины (суйбокуга или сумиё-э).

Главное место в суйбокута заняла живопись «гор и вод». развивающая традиции классического китайского пейзажа XI-XIII вв. В ней нашло отражение представление о природе как выразительнице всеобщих законов мироздания. Художники прошлого в своих пейзажах стремились создать обобщенный образ природы, исполненной величия и внутренней гармонии. Но это был всегда вымышленный, опоэтизированный пейзаж. а не реальное изображение конкретных мест. В Японии постепенно наступает «золотой век», подаривший миру величайшие произведения, повлиявшие и на европейское искусство.

Религия оказала огромное влияние на искусство мусульманского мира. Запрещались изображения божества и живых существ, поэтому искусство Востока было в основном декоративным. Были распространены каллиграфия и рисунки вязью — арабески.

В сокровищницу мирового искусства произведения из Новейшего Света вошли последними, принеся с собой разнообразие стилей и образов, в которых отразилось свое миропонимание.

Готика (XII-XVвв)

Эпоха Средневековья принесла с собой новые идеалы в искусстве — преобладание духовного над телесным, рыцарского служения Богоматери и Прекрасной даме. Это было время грандиозных соборов. В истории Средневековья различаются три периода:

  • V-IX вв. — искусство варварских королевств;
  • X-XI вв. — романский стиль;
  • XII-XIV вв. — готика.

На Руси Средневековье длилось до конца XVII в. (до реформ Петра I).

В Средневековой живописи, имевшей прежде всего практическую значимость. поражает ее разнообразие: фрески, алтарные картины, книжные миниатюры, витражи. Их удивительная красота и в наши дни потрясает душу зрителя.

Разработанные средневековыми мастерами композиционные и колористические образы и формулы оказали большое влияние на другие виды искусства и успешно решили задачи прославления христианства.

Эпоха Возрождения (XV-XVI вв.)

Возрождение — величайшая историческая эпоха. пережитая человечеством, охватывает период с конца XIII в. по XVIв. в Италии (родине Возрождения) и XV-XVI вв. в других странах.

В XV — XVIвв. Европа переживала культурную революцию. Это было время возвращения к идеалам античности. Оно оказало влияние на все стороны жизни — от искусства до науки и философии. Гуманистическое искусство выдвинуло идею обновления, подразумевающую возврат к древнеримским источникам.

Произведения искусства приобрели самостоятельную ценность. а художники и их творения получили принципиально новый статус в обществе. Это время рождения станковой картины, изобретения прямой перспективы и живописи масляными красками. Античная символика переплетается с христианской.

В XVI в. в недрах итальянского Возрождения сформировалась художественная культура. не имеющая равных по своим эстетическим ценностям и идеалам, которую назвали — Высокое Возрождение.

Северное Возрождение (XV — XVI вв.)

Северное возрождение объединяет искусство стран Европы. расположенных к северу от Италии за Альпами: Нидерландов, Франции, Германии и Испании. Искусство Северного Возрождения рождается на рубеже XV — XVI вв. в результате взаимодействия национальных художественных и духовных традиций заальпийских стран с ренессансным искусством и гуманизмом Италии. Новый стиль отличался стремлением к объемности, к передачи трехмерного пространства посредством перспективы, когда ощущение глубины достигалось за счет ослабления цвета по мере удаления. Новое искусство, оставаясь глубоко религиозным, обращалось к сокровенной духовной жизни человека, его индивидуальными переживаниями и характеру, отдавая предпочтение таким качествам как смирение и благочестие. С особенной любовью изображалась каждодневная жизнь людей. окружающие их, тщательно выписанные, вещи и природа.

На перекрестке путей Южного и Северного Возрождения родилось современное европейское искусство.

Стили эпохи барокко (конец XVI — XVIIIвв.)

К концу XVI в. (в Италии) формируется стиль, выражающий новую концепцию природы и мира, отношений между людьми и предназначения искусства. На протяжении XVII в. церковь использует искусство в своей деятельности по распространению новых идеалов и культурных ценностей. А монархи возлагают на художников задачу создания грандиозного. роскошного и убедительного образа королевской власти и государственного могущества. Процесс этот охватывает и частную жизнь человека, стремящегося отныне насладиться прекрасным. Этим объясняется подчеркнутая театральность. иллюзионизм, риторичность и пышность стиля барокко. Рождаются художественные приемы, нацеленные на усиление эмоционального воздействия искусства, призванного восхитить зрителя.

Основы живописи барокко были заложены в Риме в конце XVI в.. и уже тогда в ней наметились две тенденции: классицистическая и реалистическая. Между этими двумя полюсами в XVIIв. и позже европейские художники искали место своим фантазиям и стилистическим новаторствам. Одним из наиболее успешно развивающихся жанров XVII в. был натюрморт.

На рубеже XVI — XVIIвв. барокко сменил утонченный декоративный стиль рококо, которому присущи маленькие безделушки, нежные, блеклые словно «гаснущие» цвета. Стремление к украшательству соответствовало вкусам правящего класса и аристократии. Отличаясь изысканными , нервными приятными глазу формами, язык рококо сочетает в себе элегантность, цинизм и нежность. Век «игры чувствами» нашел выражение в наднациональном художественном языке Вены и Лондона, Парижа и Венеции, распространившись по всей Европе.

Неоклассицизм и романтизм (конец XVIIIв. — первая половина XIXв.)

Археологические раскопки в окрестностях Неаполя послужили стимулом к переосмыслению античности: сначала в Англии, Франции, Италии, а вскоре и в Новом Свете зарождается неоклассицизм. Неоклассицизм подчиняет себе литературу и музыку, вдохновляет художников по тканям, керамистов, декораторов. Со временем характер стиля меняется, приобретая в каждой стране свои черты: в Англии превращается в строгий «ридженси», во Франции — в монументальный ампир, В Америке — скромный федеральный.

Постепенно в неоклассицизме все заметнее проступают черты романтизма, который зародившись и развиваясь в его недрах. в конце концов окончательно его разрушает. Романтизм — это многообразное по формам течение , особое мироощущение. Художники-романтики создавали свое, субъективное, идущее изнутри описание действительности, в которой человек переживает ощущение трагичности жизни. Живописность, мистика, глубокие душевные чувства и неразрешимые жизненные противоречия соединяются в тоску по дальним экзотическим землям, в желание постичь пределы человеческого разума, устремиться в бесконечность. Эти особенности романтического направления нашли свое отражение в том, что в живописи цвет начинает доминировать над рисунком.

Академизм (XIX в.)

Направление, сложившееся в художественных академиях XVI — XIX вв., в первую очередь В Италии, суть которого заключается в догматическом следовании канонам, классическим образцам искусства античности и Возрождения, признанными идеальными и непревзойденными. Путь академизма в искусстве не отмечен какими-либо бурными всплесками. великими открытиями или достижениями. Этот стиль хорошо уживается в разные эпохи с разными режимами. К середине века музей становится новым официально утвержденным храмом искусства. В жизни художников серьезную роль начинают играть ежегодные выставки. В результате академический стиль стал широко известен, легко узнаваем, а работы, выполненные в академической манере, всячески поощрялись. Если для художников-романтиков было характерно изображение мифологического прошлого, экзотики, то в работах «академиков» за историческими сюжетами, античными, восточными аллегориями кроется современность: настоящее скрывается за сюжетами из иной жизни. Насколько романтизм в своих произведениях удалялся в таинственное, настолько академизм сокращает дистанцию между картиной и зрителем. Такой стиль обращен к тем, кто желает просто любоваться и избегает переживаний.

Реализм (XIX в.)

В качестве исторического явления реализм XIX в. имел всеевропейский размах. Зародился он во Франции, быстро достиг пика и пошел на убыль в 1880-х годах.

Реализм рождается внутри кризиса романтизма. Художники постепенно отказываются от экзотических и исторических сюжетов, высокопарности и фантазий. Главным в их произведениях становится достоверное отображение действительности, стремление документально зафиксировать обычаи и нравы своей эпохи. К этому добавляется интерес к человеку со всеми его проблемами, живой и непосредственный интерес к окружающему миру. противопоставляемый прежним традициям и условностям. Аллегории. мифологические сюжеты вытесняются новыми темами. Сюжеты обычно заимствуются из будничной жизни. Расширяются пределы допустимого: на картинах появляются бедняки, бездомные. трудовой люд. Появляется новая тенденция — пристальное внимание к природе, индивидуальным особенностям человека, общества, родного края. В разных странах реализм принимает различные формы.

Импрессионизм (конец XIXв.)

Во второй половине XIX в. вслед за интересом к реалистическому воплощению жизненных сцен возникло новое направление в живописи. которое сильно отличается от академической живописи и тематикой, и техникой, и назначением. Группа художников в Париже ищет новый выразительный язык. Они отображают постоянно меняющуюся действительность путем передачи атмосферы и света. Они проводят грань между новым и новейшим искусством. Со временем их назовут импрессионистами. Изобразить неосязаемые явления, перенести на полотно непередаваемое — в этом вызов импрессионистов предшествующим поколениям. Сложный и многоликий импрессионизм воплощается в индивидуальных особенностях его представителей. Несмотря на общность, каждый художник сам решает поставленные задачи, полагаясь лишь на собственную интуицию. Но в 80-е годы XIX в. публике уже не нравились картины импрессионистов: они казались неаконченными эскизами. неприемлемым становится их обращение к образам, взятым из повседневной жизни и безразличие к теме как таковой. В начале 80-х годов XIXв. во Франции завершается эпоха импрессионизма. В других странах импрессионизм продолжил развитие и оказал большое влияние на художников последующих поколений. Сегодня картины импрессионистов пользуются наибольшей популярностью.

Неоимпрессионизм и постимпрессионизм (конец XIX — начало XXв.)

На рубеже XIX — XXвв. в европейском искусстве быстро зреют новые тенденции и формируются объединения художников, национальные и международные. Это и время появления выдвигающихся одиночек со своей оригинальной и ярко выраженной манерой письма. Одной из главных задач. которую отдельные художники ставят перед собой, — освободить предметы, пейзажи и фигуры от преходящего эмоционального восприятия (как это было у импрессионистов), чтобы вернуть им определенность формы и новую «классичность», овладевая натурой, например, через геометрию форм — цилиндр, сферу, конус, и все это — в перспективе. (Это направление в полной мере вскоре разовьется в авангардистских направлениях). Одновременно усиливается тенденция к еще большему отдалению от непосредственного восприятия явлений природы. Намерение исследовать глубину реальности, проникнув скорее в ее сущность, чем в переменчивые проявления, помогает художникам добиться перспективного синтеза формы и цвета через анализ света и разложения тонов. Постимпрессионисты пошли дальше своих предшественников в смелом экспериментировании с цветом. Они также пересмотрели и концепцию искусства и его тематику: с одной стороны они обратились к отображению малопривлекательных сторон жизни, с другой — к изображению природы. Разнообразие и богатство этой эпохи мастерами, без которых невозможно представить себе все развитие искусства XX в.

Символизм и модерн (конец XIX- начало XXв.)

Корни символизма уходят в романтические тенденции начала XX в. и находятся в тесной связи с поэзией и музыкой аналогичного направления. Из Франции символизм быстро распространился по всей Европе, хотя и в довольно сильно отличных друг от друга вариантах. Общим для всех был не столько сам стиль, сколько отказ от тем, связанных со злободневным. преходящим, и желание наполнить свои произведения темами. заимствованными из поэзии и мифов. Любимой темой становится исследование человеческой психики. Чувственная и мистическая атмосфера в произведениях символистов, почти научная точность деталей приобретает новый смысл благодаря их неудержимой фантазии. Почти всегда герои взяты из классической и библейской мифологии, средневековых легенд, басен Лафонтена; почти всегда создаются сложные композиции, полные таинственных символов и неожиданно сопоставленных образов, точность и отчетливость которых достигалась благодаря безупречной технике.

Стиль модерн в живописи с его характерной извилистой линией. вычерчивающей арабеск, с его интересом к экзотике, и в тоже время с прочными связями с религиозными традициями. становится настолько любимым, что проникает и в архитектуру, и скульптуру, но особое очарование приобретает в декоративном искусстве, в изделиях из драгоценных камней. Возникает особый красивый художественный язык, берущий природу за образец, насыщенный животными и растительными мотивами, линии которых динамичны и декоративны, гибки, подвижны и полны энергией жизни. Стиль модерн оказал огромное влияние на многих художников последующих поколений.

Модернизм (конец XIX — начало XXв.)

С начала XXв. начинается новаторский бум в искусстве. Художественная жизнь являет собой сложную и пеструю картину. Словно в калейдоскопе сменяются стили и направления, рождаются все новые школы, каждая из которых утверждает свое искусство в борьбе с другими. Художники, вдохновленные атмосферой современной жизни и новыми теориями искусства, стремятся отразить не реальную среду в ее узнаваемых формах, а создать свой собственный неповторимый мир. Представители этих течений отличались стремлением ко всяческой модернизации, то есть к разрыву с прошлым и созданию новой экспрессивной системы, основанной на собственных принципах: фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт, постмодернизм и др. Многие течения и направления были недолговечны, но тем не менее повлияли на дальнейшее развитие искусства XX в.

В наши дни искусство удивительно многообразно. Современные художники работают с любыми материалами и техниками. И тем не менее. их произведения отражают те же темы и те же идеи, которые всегда присутствовали в живописи и волновали художников во все времена.

Источник

Оцените статью