Миссионерские путешествия апостола петра

Миссионерский путь апостола Павла: путешествия и послания

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Где проповедовал апостол

С полным основанием и без ложной скромности он называл себя потрудившимся более прочих Апостолов. Ведь именно трудами этого человека обращены к Христу тысячи людей, а христианская церковь начала становиться Вселенской. Долог был и путь его земной жизни, но немалыми были и мили, пройденные по дорогам обширной Римской империи

Иконография: Павел, апостол Датировки: XVI в. Первая треть XVI века. Происхождение: икона в составе Деисусного чина поступила в музей в 1941 году из церкви Покрова села Гуменец Ростовского района. Туда иконы были перенесены в 1824 году из церкви Димитрия Солунского села Поникарово Ростовского уезда. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера Размеры иконы: высота 95 см, ширина 63 см Поясное изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Инв. № И-546. © Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Литература: Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. № 22. С. 100-102.

Читайте также:  Самые красивые курортные места мира

«Братия, я фарисей, сын фарисея. За чаяние воскресения мертвых меня ныне судят!» — так сказал Апостол Павел на суде синедриона по «делу» о проповеди им нового и неизвестного учения. В этих словах – его жизнь.

Полезные материалы

Гонитель Церкви

Родившись в образованной иудейской семье, выучившись Закону Моисееву у великого законника Гамалиила, Савл – ибо таково его имя в иудействе – был идейным и убежденным гонителем «галилейской веры», как ее презрительно называли. Мало того, что проповедовали ее простые неученые рыбаки. Еще и то, что говорили они, по Закону и здравому смыслу иудеев было дерзко и весьма богохульно. Бог стал Человеком, жил в мире, умер позорнейшей смертью на Кресте, а потом… воскрес!

П о Закону любое из этих, по мнению иудеев, неслыханных оскорблений Бога, заслуживало смерти. Савл гнал христиан где и как только мог. Он был честен, ревностен, по-своему, но горячо любил Бога. И вера не была посрамлена.

«Из Савла в Павла»

Сам Христос, явившись Савлу на пути в Дамаск (он шел туда, чтобы и там найти и арестовать «галилеян»), обратил его к Себе. «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?». Эти слова любви и упрека, сказанные Им из неизреченного света, осиявшего Савла и всех бывших с ним, Павел вспоминал через десятилетия.

Велико было покаяние Савла. Даже самое имя его в христианстве – Павел – переводится с латинского языка как «малый», даже «наименьший».

Так он видел себя – «наименьшим из Апостолов», «как бы неким извергом… потому что гнал Церковь Божию…».

Умалившись, поставив ни во что свою великую ученость, Павел смог сделаться избранным сосудом, как называл его Христос, зная, какие плоды принесет бывший Савл, изменив свою жизнь. Удивительным образом самый образованный в Законе апостол, правоверный иудей, заговорил о том, что для Бога «нет ни эллина, ни иудея».

И не только сказал об этом, но и сделал: с проповедью христианства языческому миру он обошел большую часть Римской империи. Павел сделал то, на что не решился бы правоверный иудей:

«для язычников стал как язычник… для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».

Так, горя Божественной ревностью и не надеясь на себя, совершал Павел свой долгий путь. Долог был и путь его земной жизни, но немалыми были и мили, пройденные по дорогам обширной Римской империи.

Карта миссионерских путешествий

Рим, Коринф, Ефес, Филиппы – вот лишь некоторые города, христианским общинам которых писал Павел. Другой Апостол и спутник Павла, Лука, в «Деяниях Апостолов » описывает три миссионерских путешествия своего друга и учителя. Однако церковное предание насчитывает их четыре, и последнее уже предваряет мученическую кончину «Апостола языков».

Карта путешествий ап. Павла

Первое: проповедь на Кипре, в Пергии и Антиохии Писидийской

Считается, что впервые Павел отправился с проповедью язычникам в 47 или 49 году по Р.Х . Начало его пути сопровождалось Божественным откровением, о котором сам Павел рассказывал позже в послание христианам Коринфа :

Смысл Божественного явления состоял в укреплении проповедника в небывалом для иудея деле: благовестии Христа язычникам. Само общение с такими народами было строго запрещено Моисеевым законом. «Фарисей, сын фарисея» пережил поистине духовный переворот, чтобы не просто проповедовать христианство другим народам, но и сделать это главным делом своей дальнейшей жизни.

Еще одно божественное повеление дано было уже всей общине : согласно «Деяниям Апостолов», Дух повелел отправить Савла и его друга и соученика Варнаву на особо предназначенную им миссию (Деян. 13:2). Столь непосредственное Божественное вмешательство также было не случайным. В противном случае ревностные христиане из иудеев попросту не поняли бы намерений проповедников идти к язычникам. Да и сами они, по признанию св. Луки, не имели иного руководителя, кроме Господа.

Первыми язычниками, услышавшими проповедь Савла и Варнавы, стали:

  • жители о. Кипр, откуда родом был ап. Варнава. Особенно памятны оказались чудеса , совершенные Савлом: исполнившись ревности, он словом ослепил противившегося учению Вариисуса, благодаря ему уверовал правитель столицы острова Сергий Павел. По некоторым предположениям, проконсул Сергий Павел в знак признательности и любви, по римской традиции, предложил Савлу взять свое имя;
  • горожане Пергии в Памфилии. Сюда Павел и Варнава пришли без своего спутника, Иоанна Марка, который возвратился в Иерусалим, очевидно, испугавшись трудностей пути;
  • наконец, наибольший успех ожидал апостолов в Антиохии. Это был город, третий в империи после Рима и Александрии, славный своими философами и высокой культурой. Начав свою проповедь в местной синагоге, Павел продолжил благовестие за ее пределами: св. Лука пишет, как «почти весь город собрался слушать слово Божие» (Деян. 13, 44). Впрочем, противодействие иудеев скоро вынудило Павла и его спутников покинуть город. Но здесь уже возникла сильная община последователей Христа.

В жизни новых христианских общин было не все гладко, да и иерусалимские христиане из евреев не всегда понимали Павла. Именно поэтому первое путешествие Павла завершается Апостольским собором 49 г. в Иерусалиме. Здесь говорили о соблюдении Закона христианами из язычников. После собора за Павлом окончательно утвердилось звание проповедника христианского учения для язычников. Проповедь среди них стала делом его жизни.

Второе: Малая Азия, Македония, проповедь в Афинах

Иконография: Павел, апостол. Датировки: XVI в. Первая треть XVI века. Происхождение: икона поступила в музей в 1889 году от крестьянина села Ивашево А. Куренкова. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 102 см, ширина 41 см. Икона из Деисусного чина. Святой представлен в трехчетвертном повороте влево. Апостол Павел держит в руках Евангелие, украшенное драгоценным окладом. Его изображение развернуто почти по горизонтали. Апостол облачен в темно-зеленый хитон и вишневый гиматий, ниспадающий с одного плеча и окутывающий его фигуру до колен. Его одежды моделированы многослойными разноцветными пробелами сложной, в основном, геометрической формы. Инв. № И-527. © Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Литература: Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. № 34. С. 134.

Считается, что второе миссионерское путешествие Павла относится к 50-52 г. Сначала, по слову св. Луки, он и Варнава отправились к молодым христианским церквям Антиохии, Листры и других городов, чтобы узнать об их жизни и преподать наставления. Однако, при водительстве Духа Святого, именно в этом путешествии начинается проповедь христианства в Европе.

Св. Лука рассказывает, что выйдя из Листры вместе с новым учеником Тимофеем, Павел и его спутники « не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их ».

Наконец, из ночного видения Павлу, когда «предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам», апостолы заключили, что Господь призывает их в эту страну (Деян. 16, 1-10). Так началась проповедь учения Христа в Европе. Здесь вехами на пути проповедников становятся:

  • Филиппы в Македонии, где Павел говорил о новом учении в молитвенном доме иудеев, изгнал нечистого духа прорицания из служанки, а затем был арестован по навету ее хозяев.
  • Афины, центр учености тогдашнего мира. «Город, полный идолов», как называет его св. Лука, произвел удручающее впечатление на Павла. Но в его первой проповеди – ни слова обличения или осуждения:

«Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17, 22-23).

Пожалуй, именно Павлом положены основания отношения христианства к язычникам, да и к верующим других религий: не принимать заблуждений, но уважать человека.

  • Коринф, к общине которого Павлом написаны 2 послания. Здесь Павел проповедовал полтора года, несмотря на трудности и противодействие иудеев. Его ободряли сказанные в видении слова Господа: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18,10).
  • Начало проповеди в Европе приносит Церкви не только новых последователей, но и новых проповедников Слова Божия. Среди них:

    • апостолы Тимофей, Аполлос, Ераст;
    • Дионисий Ареопагит;
    • сотрудники друзья Павла Акилла и Прискилла.

    Третье и чудеса, совершенные апостолом Павлом

    Иконография: Павел, апостол Датировки: XIV в. 1387–1395. Иконописная школа или художественный центр: Константинополь. Происхождение: из храма Зачатия Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове, куда были присланы в 1380-1390-х из Константинополя. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 149 см, ширина 98 см. Изображение поясное. Апостол обращен влево к Христу. Голова его немного склонена, обеими руками он прижимает к груди Евангелие. С красным обрезом и золотисто-охристом окладом, украшенным ассистом. Инв. № 12752. © Государственная Третьяковская галерея, Москва.

    Около 54 гг. Павел совершает путешествие в Эфес, где им основана христианская община . Здесь он пробыл три года несмотря на то, что первая попытка проповеди закончилась возмущением приверженцев богини Артемиды Эфесской. Затем посетил основанные им церкви в Коринфе, Филиппах, Милете. В Коринфе им написано послание к Римским христианам.

    Посетив церкви, Павел отправился в Иерусалим, несмотря на то, что многие христиане по внушению Духа говорили об узах и скорбях, ожидающих апостола там. В Эфесе известна прощальная беседа Павла с пресвитерами церкви – первое известное его наставление священнослужителям, записанное св. Лукой (Деян. 21).

    Действительно, в Иерусалиме Павел был арестован по навету иудеев, и впоследствии препровожден в Рим на суд императора.

    О том, что Павел, который называл себя «извергом» среди других апостолов, гонителем христиан, ничем не умален перед другими апостолами, свидетельствуют многочисленные чудеса, совершенные им среди язычников.

    • В городе Листры, где он именем Христа исцелил хромого с рождения человека . Люди, приняв Павла и Варнаву за богов, едва не принесли им жертвы. Лишь слово апостолов убедило горожан не совершать кощунства. Успех проповеди в Иконии возмутил местных иудеев. Именно там Павел был побит камнями едва ли не до смерти.
    • В тюрьме в Филиппах Павел обратил ко Христу тюремного стража. Когда по молитве апостолов произошло землетрясение и узы арестантов ослабли, он думал совершить самоубийство, решив, что узники сбежали. Провидя это духом, Павел остановил стража. Потрясенный, он крестился вместе со всей семьей.
    • В Троаде Павел воскресил юношу Евтиха, заснувшего во время его проповеди и выпавшего из окна «с третьего жилья».
    • На пути в Рим Павел, уже арестант, вымолил своим спутникам спасение от морской бури. Когда же они благополучно высадились на остов Милит (Мальту) – исцелил страдавшего горячкой отца правителя острова.

    Но главное чудо его жизни – обращение ко Христу столь великого множества людей, что апостол с полным основанием и без ложной скромности называл себя потрудившимся более прочих апостолов (1 Кор. 15,1)

    Свою проповедь Павел продолжал и в Риме, где прожил 2 года. Здесь им написаны послания церквям в Филиппах, Колоссах, Эфесе.

    Считается, что и знаменитое Послание к Евреям, содержащее систематическое изложение учения Христа, также относится к римскому периоду жизни апостола.

    Последнее путешествие

    Церковное предание считает, что около 64 года Павел был освобожден и совершил свое последнее, четвертое путешествие. Именно во время него

    • ученик святого Тит посвящен им в епископа Крита;
    • еще один соратник, Тимофей, возглавил церковь Эфеса.

    К обоим известны послания Павла. Около 66 г. Павел отправился в Испанию, где был арестован и отправлен на суд императора.

    Апостолы Петр и Павел.

    По различным преданиям, он был казнен в один день с ап. Петром. Его, как римского гражданина, не отправили на крест, но усекли мечом. Другие данные говорят о том, что между кончиной Петра и смертью Павла прошло несколько лет. Однако Церковь чтит их память в один день – 12 июля (н.ст).

    Так завершил многотрудный жизненный путь Павел. Как говорил он сам о своей жизни, «по учению фарисей… по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» Впрочем, прибавлял Павел, «г оворю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус » (Флп 3:5-8, 12) . И эти его слова – завет христианам от того, кто, пройдя до конца свою дорогу, все же достиг Бога.

    Источник

    Библия, изложенная для семейного чтения.
    Благовестническое путешествие апостола Петра

    Св. апостол Петр. Мозаика константинопольского храма Хора, XIV в.

    Между тем, по причине некоторых внутренних политических смятений, иудеи несколько отвлеклись от преследования последователей Христова учения, и «Церкви по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались». Апостол Петр воспользовался этим временем, чтобы посетить все христианские общины.

    «Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу. В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: “серна”; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою». (Деян. 9, 31–41)

    Этими благодетельными чудесами и другими, совершенными им во время посещения христианских обществ в Иудее, Галилее и Самарии, Петр снова обратил к вере много народа.

    В бытность же свою в Кесарии Палестинской Петр и между язычниками положил основание Церкви, крестив одного из них — Корнилия и всех домашних его, когда он убедился, к удивлению своему, что этот язычник искренно расположен воспринять учение Христово.

    Живший в Кесарии «Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, муж благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу, в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».

    «Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и рассказав им все, послал их в Иоппию.

    На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.

    Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, — вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот, и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром? Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их. Петр, сойдя к тем людям, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?» (Деян. 10, 1–21)

    После того, как они передали апостолу Петру поручение сотника Корнилия, он, «пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братьев Иоппийских пошли с ним. В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей».

    «Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. И, беседуя с ним, вошел в дом и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?

    Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога. Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». (Деян. 10, 23–35)

    И стал проповедовать о Христе дому Корнилия. «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней». (Деян. 10, 44–48)

    В чудном обращении в веру Христову Корнилия-язычника положено было начало исполнения Божественного предсказания о всемирном обращении народов к вере Христовой: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8, 11).

    Так выразилась воля Божия о принятии язычников в Церковь Божию вопреки убеждениям иудеев, считавших себя единственным народом, избранным для участия в Царстве Мессии, убеждениям, которым причастны были до тех пор и ближайшие ученики Иисуса Христа.

    Когда же Петр возвратился в Иерусалим, то верующие из иудеев упрекали его, что он ходил к необрезанным и ел с ними. Он же пересказал им по порядку все случившееся [1] , и тогда «они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь».

    Источник

    Оцените статью