Многоцелевые истребители зарубежных стран

Книга: В. Ильин «Многоцелевые истребители зарубежных стран»

Серия: «Современная авиация»

В этой книге содержатся последние сведения о зарубежных тактических (фронтовых) боевых самолетах Китая, Тайваня, США, Франции и Швеции, стоящих сегодня на вооружении и проходящих широкомасштабную модернизацию, которая им позволит остаться в строю и в XXI веке. Книга написана на основе открытых отечественных и зарубежных материалов, авиационных выставок и других источников. Издание рассчитано на широкий круг как профессионалов, так и любителей авиации.

Содержание:

Многоцелевые истребители зарубежных стран

Издательство: «АСТ, Астрель» (2000)

Формат: 70×90/32, 160 стр.

ISBN: 5-271-00860-6, 5-17-002363-4

Другие книги автора:

Книга Описание Год Цена Тип книги
Очерки истории русской хоровой культуры первой половины XX века. Часть 2 Работа посвящена наименее исследованной области хоровой культуры — исполнительству, рассматриваемому в тесной связи с композиторским творчеством. Вторая часть охватывает период первой половины XX… — Композитор — Санкт-Петербург, (формат: 60×90/16, 120 стр.) Подробнее. 2003 574 бумажная книга
О поклонении Богу Отцу в духе и истине Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1909 года (издательство «Курск» ) — ЁЁ Медиа, — Подробнее. 1909 1691 бумажная книга
Памятная книжка для Тобольской губернии на 1864 год Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1864 года (издательство «Типография Тобольского губернского правления» ) — ЁЁ Медиа, — Подробнее. 1864 2036 бумажная книга
Боевые самолеты зарубежных стран XXI века В этом издании серии `Современная авиация` вы найдете материалы о боевых новейших самолетах и опытных образцах, в том числе таких, как F-22, GSF, Рафаль и других, которыесоставят основу… — АСТ, Астрель, (формат: 70×90/32, 192 стр.) Современная авиация Подробнее. 2000 340 бумажная книга
Боевые самолеты России XXI века В этой книге авторы рассказывают о боевых новейших самолетах и опытных перспективных образцах, в том числе таких, как СУ-30, СУ-34, СУ-37, МФИ и других, которые составят основу Военно-Воздушных Сил… — АСТ, Астрель, (формат: 70×90/32, 128 стр.) Современная авиация Подробнее. 2004 430 бумажная книга
Многоцелевые истребители России В этой книге вы найдете много новой и интересной информации о боевых самолетах фронтовой авиации, ныне состоящих на вооружении в ВВС и ВМФ России, а также зарубежных государств. В книге, на основе… — АСТ, Астрель, (формат: 70×90/32, 128 стр.) Современная авиация Подробнее. 2000 490 бумажная книга
О поклонении Богу Отцу в духе и истине Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1909 года (издательство`Курск`). В — ЁЁ Медиа, Подробнее. 1909 1902 бумажная книга
Памятная книжка для Тобольской губернии на 1864 год Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1864 года (издательство`Типография Тобольского губернского правления`). В — ЁЁ Медиа, Подробнее. 2290 бумажная книга

См. также в других словарях:

Потери авиации в Ливанской войне (1982) — На фюзеляже израильского F 16 отмечены 6,5 воздушных побед над сирийскими самолётами и участие в налёте на иракский ядерный реактор В данной статье рассматриваются потери военно воздушных сил Израиля и Сирии во время Ливанской войны 1982 года.… … Википедия

Ливанская война (1982) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ливанская война. Ливанская война 1982 г. Гражданская война в Ливане Дата 6 июня [1] сентябрь 1982 … Википедия

ВВС Сирии — Военно воздушные силы Сирии Опознавательный знак ВВС Сирии Год формирования 1948 Страна Сирия … Википедия

Военно-воздушные силы Сирии — القوّات الجوية العربية السورية Al Quwwat al Jawwiya al Arabiya as Souriya Военно воздушные силы Сирии … Википедия

Авиационная промышленность — отрасль промышленности, осуществляющая научные исследования, разработки, опытное строительство, испытания и серийное производство летательных аппаратов, авиационных двигателей, бортовых систем и оборудования. Поставщиками многих комплектующих… … Энциклопедия техники

Як — марка самолётов и вертолётов, созданных под руководством А. С. Яковлева. До декабря 1940 употреблялись наименования АИР, УТ, Я, «Самолёт № . » и др. Первые самолёты (АИР 1 АИР 5) созданы Яковлевым в период 1927 31 по существу на самодеятельной… … Энциклопедия техники

Як — Рис. 1. Эмблема самолётов марки Як. Як — марка самолётов и вертолётов, созданных под руководством А. С. Яковлева. До декабря 1940 употреблялись наименования АИР, УТ, Я, «Самолёт № » и др. Первые самолёты (АИР 1 — АИР 5) созданы… … Энциклопедия «Авиация»

Як — Рис. 1. Эмблема самолётов марки Як. Як — марка самолётов и вертолётов, созданных под руководством А. С. Яковлева. До декабря 1940 употреблялись наименования АИР, УТ, Я, «Самолёт № » и др. Первые самолёты (АИР 1 — АИР 5) созданы… … Энциклопедия «Авиация»

Авиация — (франц. aviation, от латинского avis птица) летание на аппаратах тяжелее воздуха в околоземном воздушном пространстве. В 60 е гг. 20 в. в А. применяют Самолёты, Вертолёты, Планёры. Различают А. гражданскую, осуществляющую перевозки людей… … Большая советская энциклопедия

АВИАЦИЯ — (франц. aviation, от латинского avis птица), летание на аппаратах тяжелее воздуха в околоземном воздушном пространстве. В 60 е гг. 20 в. в А. применяют самолёты, вертолёты, планёры. Различают А. гражданскую, осуществляющую перевозки людей и… … Энциклопедия Кольера

Поколения реактивных истребителей — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Источник

Многоцелевые и многофункциональные авиационные комплексы

Проблемы создания и боевого применения

В последнее время в специальных журналах и газетных статьях, посвященных вопросам состояния и развития вооружения и военной техники, в том числе и авиационной (самолетов, вертолетов), довольно часто применяются термины «многоцелевые, многофункциональные комплексы», но нигде не приводятся ссылки или сами определения этих понятий.

В связи с этим возникает естественный вопрос: многоцелевые, многофункциональные авиационные комплексы (АК) — это АК по предназначению, заранее сформированные и приспособленные к решению нескольких разнохарактерных задач в вылете, или это специализированные одноцелевые АК, приспособленные (трансформированные) в процессе эксплуатации, модификации и боевого применения к решению нескольких различных задач, т.е. АК многоцелевые по применению?

Военный энциклопедический словарь не дает четкого определения этим терминам. В нем приводится только понятие «многоцелевой самолет» — «самолет, способный решать несколько отличающихся друг от друга задач — поражение наземных (надводных) целей, ведение воздушного боя и воздушной разведки». Указанное определение в большей степени подходит к задачам, возлагаемым на истребитель-бомбардировщик, для которого дается следующее определение: «истребитель-бомбардировщик — боевой самолет, предназначенный для уничтожения малоразмерных и подвижных наземных (морских) целей. Может также привлекаться для уничтожения воздушного противника и ведения воздушной разведки».

Из приведенных определений видно, что многоцелевой самолет (МЦС) и истребитель-бомбардировщик (ИБ) имеют одинаковое целевое предназначение, но не видно самого главного: должны ли они решать разнохарактерные задачи в каждом вылете или в вылете решается определенная целевая задача. В принципе допустимы случаи, когда подразделение МЦС (ИБ) выполняет боевой полет на решение конкретной ударной задачи (например, удар по аэродрому), но попутно решает дополнительную — разведывательную или отражает атаку истребителей противника, но это уже не целевые задачи.

Сходность по предназначению и решаемым задачам МЦС и ИБ вызывает необходимость небольшого экскурса в историю для рассмотрения динамики становления и развития истребительно-бомбардировочной авиации (ИБА), которая как самостоятельный род ФА была создана в 1957 г. За основу при создании ИБА был взят опыт боевого применения штурмовой авиации в годы Второй мировой войны.

В нашей стране традиционно ИБА возрождалась из недр истребительной авиации. Примером тому может служить первый отечественный ИБ Су-7Б, который был создан на базе фронтового истребителя «Стрела» (С-1), разработанного в 1955 году в ОКБ Сухого. Самолет Су-7Б состоял на вооружении многих стран: Анголы, Польши, Сирии, Индонезии, Египта, Чехословакии, Китая, Индии, Ирака. Он широко применялся во всех арабо-израильских войнах, где показал себя достаточно мощным и живучим ударным самолетом, способным вести и оборонительные воздушные бои.

В 1965 г. в ОКБ Сухого приступили к созданию нового ИБ с изменяемой геометрией крыла. В 1970 г. новая машина, получившая название Су-17, была принята на вооружение. Су-17 прошел ряд этапов модернизации, модификации и находился на вооружении ВВС РФ до 1995 г.

Для более глубокого понимания сути рассматриваемых в дальнейшем вопросов приведем определение терминов «модернизация» и «модификация» АК.

Модернизация АК — реализация мероприятий по изменению его конструкции, замене или размещению дополнительного оборудования и вооружения, направленных на повышение эффективности применения.

Модификация АК — конструктивный вариант АК, разработанный на основе базового летательного аппарата, предназначенный для решения иных целевых задач.

Например, Су-17 — базовый АК, Су-17М, -М2, -МЗ, -М4 — модернизируемые варианты, Су-17М4Р — модифицированный вариант — тактический разведчик.

Примерно по такому же пути шло развитие и становление ИБ МиГ-27, который создавался на базе истребителя МиГ-23. Серийно самолет выпускался с 1973 до 1987 г., за это время прошел также ряд этапов модернизации. Самолет МиГ-27 применялся в боевых действиях в Индии и Афганистане. На вооружении ВВС РФ находился до 1993 г.

ИБА в 80-е гг. — самый многочисленный (более 50% количественного состава) род ФА, который выполнял в основном задачи поражения наземных (морских) объектов и воздушной разведки.

В процессе развития (модификации) истребителя в ИБ и дальнейшей его модернизации претерпевали изменение некоторые летные характеристики.

Так, ИБ Су-17 первоначально имел максимальную скорость на высоте 2300 км/ч, в процессе модернизации (Су-17М4) она снизилась до 1850 км/ч, а максимальная перегрузка — с 6 до 4 ед. МиГ-23 МЛД имел максимальную скорость на высоте 2500 км/ч, у земли — 1400 км/ч, впоследствии МиГ-27БК соответственно — 1880 и 1350 км/ч, перегрузка уменьшилась с 8,5 до 7,5 ед. В то же время были улучшены характеристики досягаемости объектов действия, состава оборудования и вооружения.

Переориентация АК третьего поколения от истребителя к ИБ осуществлялась эволюционным путем за счет определенной доработки. Несколько сложней проходит процесс перехода истребителей четвертого поколения (МИГ-29, Су-27) в истребители-бомбардировщики поколения 4+. Именно за счет глубокой модернизации данные истребители становятся многоцелевыми АК по предназначению, способными решать в вылете разнородные по характеру боевые задачи (истребительные и ударные).

Складывается впечатление, что в названии типа АК истребитель-бомбардировщик слово «истребитель» присутствует исключительно из-за основы (базы), на которой он за счет модификации создавался и развивался.

Практически все АК, которые находились и находятся на вооружении авиации ВВС, являются многофункциональными (МФ), несмотря на то что первоначально создавались как узкоспециализированные. Даже легендарный самолет времен ВОВ У-2 (По-2), который по своему целевому предназначению создавался как самолет первоначальной подготовки летного состава, впоследствии применялся как ночной штурмовик, разведчик, корректировщик арт. огня, самолет связи, управления и наведения, транспортное, десантное и санитарное средство и др. Выполнял он все перечисленные задачи весьма эффективно. Следовательно, самолет У-2 (По-2) с большой уверенностью можно отнести к классу МФ АК по применению.

На базе ИБ за счет модификации была создана большая гамма АК различного целевого предназначения: учебно-тренировочные, учебно-боевые самолеты, тактические разведчики, вследствие чего они заняли доминирующее место в системе вооружения ФА.

К многофункциональным АК с большой уверенностью можно отнести практически все находящиеся на вооружении вертолеты, которые создавались как транспортно-десантные средства, а применялись и применяются как МФ: ударные, разведывательные, управления, связи, постановщики помех и др., но в вылете они решают одну целевую задачу.

Из вышесказанного можно сформулировать следующее определение многофункционального АК — АК, на базе которого за счет установки специального оборудования (модификации) создаются комплексы различного целевого предназначения. Многофункциональные АК в вылете решают одну, соответствующую своему целевому назначению задачу.

Несколько по иному пути шло развитие вертолета Ми-24, который первоначально создавался как транспортно-боевой, способный одновременно (в вылете) перевозить отделение десантников, ведущих огонь из собственных средств, а также вести огонь из бортового вооружения вертолета (управляемого и неуправляемого). Практика боевого применения (Афганистан, Чечня) показала несостоятельность такого совмещения, и он стал применяться в основном как боевой вертолет, а транспортные задачи решал попутно (эвакуация раненых с поля боя, эвакуация экипажей подбитых вертолетов). Таким образом, из вертолета, способного в вылете решать две разнохарактерные задачи, т.е. многоцелевого АК, Ми-24 в процессе модификации был переориентирован в многофункциональный АК: боевой, разведывательный, корректировщик арт. огня.

Все это дает основания дать следующее определение многоцелевого (МЦ) АК — АК, бортовое оборудование и вооружение которого обеспечивает решение в одном вылете нескольких разнохарактерных задач. Например, ударных и истребительных, разведывательных и ударных, транспортных и ударных (боевых).

Остановимся на целесообразности совмещения нескольких функций при создании МЦ АК. Рассмотрим, какие принципиальные отличия в требованиях имеют АК, предназначенные для решения истребительных и ударных задач.

Истребитель должен обладать высокими скоростными и маневренными возможностями (вплоть до сверхманевренности — возможности устойчивого полета на больших углах атаки), иметь сравнительно небольшую массу боевой нагрузки. Боевые действия (воздушные бои) истребители ведут в основном на средних и больших высотах полета, цель боя — уничтожить противника или сорвать его атаку.

Ударный самолет должен обладать максимально возможной массой боевой нагрузки, умеренными скоростными и маневренными характеристиками, иметь достаточно высокую выживаемость за счет СПБЖ и РЭП, обладать возможностью к плоско-параллельному перемещению, что обеспечивает более высокие точностные характеристики стрельбы и бомбометания.

Каждый тип АК должен иметь соответствующее своему целевому назначению бортовое радиолокационное оборудование (БРЭО) — бортовую РЛС и оптико-электронную обзорно-прицельную систему (ОЭ ОПС), комплекс РЭП.

В связи с этим возникает вопрос: возможно ли на первоначальных стадиях проектирования перспективного МЦ АК совместить требования, предъявляемые к истребителю, — завоевание господства в воздухе и ударному самолету, способному решать достаточно большой круг весьма разнохарактерных задач (от поражения тактической ракеты на стартовой позиции, отдельного средства ПВО до военно-промышленного объекта, ВМБ, аэродрома), и какие необходимо выбрать приоритеты по ТТХ при его создании? Технически совместимость в одном МЦ АК способности к сверхманевренности и плоско-параллельному перемещению не представляется возможной, да это, по-видимому, и не требуется. А вот улучшить взлетно-посадочные характеристики вплоть до возможности вертикальной посадки (как у F-35) для МЦ АК, особенно решающего ударные задачи, — дело первостепенной важности.

Таким образом, при создании перспективного многоцелевого АК ФА, способного эффективно решать ударные и истребительные задачи, вопрос о его рациональных ТТХ должен решаться на основе компромисса (уступок), исходя из предполагаемого соотношения количества вылетов на конкретные задачи (ударные или истребительные) в операциях (боевых действиях). Но перспективный МЦ АК первоначально задавался как истребитель завоевания господства в воздухе, и только в процессе его проектирования были выдвинуты требования к «расширенным возможностям при действиях по наземным (надводным) объектам».

Все это привело к тому, что решение вопроса о рациональных ТТХ перспективного МЦ АК приобрело весьма проблематичный характер, а создать данный АК, который бы при решении истребительных задач имел повышенные ЛТХ, а при решении ударных — более умеренные, не представляется возможным без существенных доработок. Практически это приводит к разработке двух АК: истребителя и бомбардировщика. Тем самым вопрос о создании многоцелевого АК в полном понимании данного термина повисает в воздухе.

Рассмотрим, какие существуют проблемы боевого применения многоцелевых боевых АК.

  1. Создать МЦ АК с умеренными характеристиками в принципе возможно, подготовить летчика-универсала, способного одновременно эффективно решать ударные и истребительные задачи, проблематично. К летчику-истребителю предъявляются особые требования по физиологии, психологии, мышлению, реакции и т.д. Летчик-истребитель ведет бой, летчик ударной авиации — наносит удар.
  2. Реализовать сверхманевренные возможности истребителя в полном объеме могут только летчики суперкласса (испытатели, группы «Стрижи», «Русские витязи») на показах-салонах авиационной техники (фигуры типа «кобра», «колокол»). Применение сверхманевренности в боевых условиях при действиях в составе тактических групп (пары, звена) весьма ограниченно, кроме того, данное свойство АК дает ощутимый эффект только в ближнем маневренном воздушном бою, частота появления которого не превышает 5-7% вылетов.

Применение системы НУ АС при действиях по наземным целям не предъявляет повышенных требований к классности летного состава, и частота ее реализации весьма высока — до 60-70% вылетов, т.е. во всех случаях применения неуправляемых средств поражения.

  • Сложность тылового обеспечения полка, вооруженного МЦС, особенно средствами поражения, номенклатура которых для действия как по наземным, так и воздушным целям весьма велика.
  • Применение МЦ АК по предназначению приведет к существенному увеличению времени подготовки отдельного АК и ап к повторному вылету. При смене варианта внутри класса вооружения время подготовки увеличивается в 1,5-2 раза, а при замене класса вооружения с класса «воздух-поверхность» на «воздух-воздух» — в 3-4 раза. Это, в свою очередь, приведет к увеличению количества специалистов в полку по эксплуатации АСП (опять же по причине невозможности подготовки универсалов).
  • Управление полками, вооруженными ударными самолетами или МЦ АК, решающими ударные задачи, осуществляется через КП ап, ад ФА АСУ «Фазенда-Т». При решении истребительных задач — КП (СКП, ПН) иап АСУ «Постскриптум». Вышеупомянутые АСУ имеют совершенно различную идеологию управления.
  • Трудно представить ситуацию, когда полку, вооруженному МЦ АК, после выполнения ударной задачи (например, удара по танковому батальону на марше) в последующем вылете, который должен состояться через 1,5-2 часа, будет поставлена задача по отражению воздушного нападения противника.
  • Все это говорит о том, что полки, вооруженные многоцелевыми АК, будут заранее ориентированы на решение определенного круга задач: ударных или истребительных.

    По такому пути шло становление и развитие ИБА, начиная с расширения возможностей истребителей при действиях по наземным целям и полной их переориентации на решение ударных задач. Так было с АК 2 и 3-го поколения, так происходит с АК 4-го поколения (4+), по такому же пути идет создание ИБ нового 5-го поколения.

    Если даже первоначально АК создавался как узкоспециализированный, в дальнейшем, в процессе модернизации, он доводился до многофункционального по применению.

    Самолет Як-28, который создавался в конце 50-х годов как сверхзвуковой бомбардировщик (одноцелевой АК), не был принят на вооружение ВВС, но на его базе было создано несколько модификаций: учебный, разведчик, постановщик помех, перехватчик, т.е. из одноцелевого он перешел в класс МФ АК. Аналогичным образом шло развитие фронтового бомбардировщика Су-24, на базе которого были созданы тактические разведчики, постановщики помех, танкер.

    Разработка МЦ АК требует дополнительных габаритно-весовых, а следовательно, и финансовых затрат, имеет определенный технический риск. Многофункциональные АК, создаваемые на базе специализированных, не имеют данных недостатков.

    Таким образом, практика становления и развития ИБА, вооруженной многоцелевыми по предназначению АК, способными достаточно эффективно решать задачи поражения наземных и воздушных целей, показала целесообразность ориентации авиационных полков на решение одной задачи — ударной или истребительной.

    Совмещение решения двух задач одним полком приведет к существенному снижению его боевых возможностей и удорожанию стоимости создания и эксплуатации АК.

    Более перспективным направлением с точки зрения создания и боевого применения комплексов ФА следует считать создание за счет модификации многофункциональных АК на базе специализированных одноцелевых.

    Источник

    Читайте также:  Журналистика стран северной европы
    Оцените статью