Латиноамериканская модель рыночной экономики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:10, контрольная работа
Краткое описание
Цель работы – определение сущности латиноамериканской модели.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить понятие рыночной модели в целом;
рассмотреть сущность латиноамериканской модели;
сделать определенные выводы.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..
Понятие и виды моделей рыночной экономики……………………. …3
Сущность латиноамериканской модели рыночной экономики……. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
Содержимое работы — 1 файл
Латиноамериканская модель рыночной экономики.doc
Тема № 6 Латиноамериканская модель рыночной экономики
- Понятие и виды моделей рыночной экономики……………………. …3
- Сущность латиноамериканской модели рыночной экономики……. 21
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ………
Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность []
В каждой системе и подсистеме действуют свои национальные модели организации экономической жизни, которые несут в себе особенные, специфические признаки. Различают две основные модели рыночной экономики: либеральную и социально ориентированную. Они отличаются только направлениями удовлетворения экономических потребностей населения.
Разные страны нельзя однозначно отнести к первой или ко второй модели. Так, например, США и Великобритания ближе либеральная экономика, а Германии, Австрии, Швеции — социально ориентированной экономики, так как люди живя в условиях командной системы, привыкли к развёрнутой государственной помощи.
Анализируя опыт мирового развития, можно выделить пять наиболее типичных моделей капиталистической экономики, базирующейся на многообразии форм собственности.
Цель работы – определение сущности латиноамериканской модели.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить понятие рыночной модели в целом;
- рассмотреть сущность латиноамериканской модели;
- сделать определенные выводы.
Объект исследования – латиноамериканская модель рыночной экономики.
В качестве теоретической, методической и информационной основой выступают работы российских и зарубежных авторов, посвященных экономической теории.
- Понятие и виды моделей рыночной экономики
В настоящее время в России создается рыночная модель функционирования всей экономической системы хозяйствования.
В этих условиях важно изучить особенности используемых моделей в странах с развитой рыночной экономикой. Вначале нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:
- от географического положения;
- от наличия природных ресурсов;
- от исторических условий развития;
- от традиций населения и его обычаев;
- от уровня развития производительных сил;
- от социальной направленности общества.
Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.
Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся:
- наличие многообразных форм собственности;
- преобладание свободных цен на товары и услуги;
- развитая система свободной конкуренции;
- распространение предпринимательской деятельности;
- определенная система государственного регулирования экономики.
Можно выделить семь характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях.
Американская модель. Эта модель получила название «либеральная модель капитализма». Ее характерными особенностями являются:
- малый удельный вес государственной собственности. В конце 70-х годов государственная собственность в акционерном капитале в промышленности и на транспорте составляла: в США — 10 %, в ФРГ — 18, в Великобритании — 24, во Франции — 34, в Италии — 38 %;
- минимальная регулирующая роль государства в экономике. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами (30-е, 70-е годы) или резким подъемом экономики (60-е годы — борьба с бедностью, рост количества социальных программ). Кризис 1973 г. привел к тому, что президент Никсон был вынужден уже в 1974 г. сократить затраты на социальные программы. В начале 80-х годов Рейган наметил программу дальнейшего сокращения государственного сектора, отмены регулирования цен, сокращения центрального правительственного аппарата, закрытия большого количества социальных программ. В результате этих мер произошла модернизация существующей экономической модели, в которой роль рынка выросла, а государства — сократилась;
- всемерное поощрение предпринимательства. Мелкое предпринимательство в 80-е годы обеспечивало в США ежегодно примерно 80 % новых рабочих мест;
- резкая дифференциация на богатых и бедных;
- большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;
- приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.
Японская модель. Формирование современной модели хозяйствования происходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования «в мирных целях» и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленности. Это во многом было достигнуто благодаря свободному приобретению американских и западноевропейских патентов и лицензий, снижению цен на мировых рынках сырья и топлива, относительной дешевизне японской рабочей силы, отсутствию значительных военных расходов. К основным чертам японской модели относятся:
- высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем малолитражных автомобилей, а с 70-х годов — производство электроники и компьютеров. Такой подход позволил Японии до середины 70-х годов избегать глубоких кризисов и обеспечивать динамичное развитие экономики;
- составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, которые разрабатываются с 1957 г. В настоящее время завершен 8-й пятилетний план на 1991-1995 гг. Перед тем как произошло «японское чудо», был составлен 30-летний стратегический план вывода экономики из кризисного состояния и создания высокоэффективных производств. В Европе и США, когда 20 лет назад разразился энергетический кризис, были разработаны государственные планы развития энергетики. В их осуществлении принимали участие фирмы, но общим процессом выполнения этих планов руководило государство путем использования прямых инвестиций, определения налоговой и ценовой политики, политики заработной платы;
- широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;
- незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;
- социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения.
Немецкая модель. Она близка по своему социально-экономическому содержанию к японской модели. Главным идеологом социальной рыночной экономики является Людвиг Эрхард, который в своей книге описал основные принципы функционирования новой немецкой экономики. Отличительными особенностями немецкой модели являются:
- сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем. В Германии традиционно существуют значительные социальные обязательства государства: бесплатная медицина, образование;
- Германия одной из первых ввела в начале 70-х годов принцип таргетирования (планирования) основных макроэкономических показателей. Здесь же был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности;
- в немецкой модели, так же как и в японской, решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;
- различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является незначительным и составляет двадцатитрехкратный разрыв между главой фирмы и служащими.
Шведская модель. Отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. В Швеции за последние 110 лет (с 1870 по 1980 гг.) валовой национальных продукт ежегодно рос в среднем на 2,5 % на душу населения. Для шведской модели характерным является низкий уровень безработицы, которая с 1945 г. до начала 70-х годов составляла всего 2 %. В Швеции весьма высокий уровень государственного сектора. В 1988 году, например, общая сумма государственных расходов составила 62 % от общего объема валового национального продукта. Более половины этих расходов составили дотации домашним хозяйствам и предприятиям. В Швеции сформировалась концепция: «Государственный сектор, если уж он начал расти и достиг определенных размеров, может начать развиваться «сам по себе», на основе собственной внутренней логики политического механизма принятия решений». (Эклунд К. Эффективная экономика — шведская модель. М.: Экономика, 1991. С. 159). Большая часть услуг в Швеции предоставляется в государственном секторе, причем бесплатно. Государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.
Французская модель. Она не имеет ярких особенностей. Эта модель — среднее между американской и немецкой. Во французской модели высокой является регулирующая роль государства. Во Франции с 1947 г. составляются пятилетние планы — индикативное планирование. А. Самуэльсон отмечал, что французское «государственное планирование» является замечательным вкладом Франции в государственное планирование. «Такая система оказалась неправдоподобно удачной, если принять во внимание неформальный полудобровольный характер мер, предпринятых для ее осуществления» (Самуэльсон П. Экономика. М.: МГП «Алгон», ВМИИСИ, 1992. Т. 2. С. 406-407). Для французской модели характерны значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.
Южно-корейская модель. Эта модель интересна тем, что ее использование в процессе развития экономики позволило Южной Корее за короткий срок из отсталой превратиться в передовую индустриально развитую страну. В 1962 г. перед началом экономических реформ национальный доход на душу населения составлял 82 долл. в год. В 1988 г. он достиг 4,04 тыс. долл., т. е. увеличился за 16 лет почти в 50 раз. Отличительной особенностью южно-корейской модели является весьма сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики. Оно включает следующие экономические рычаги:
- планирование экономического развития. Этим занимается государственный плановый орган — Совет экономического планирования. Он с 1962 г. разрабатывает пятилетние планы, имеет право одобрять крупные инвестиционные проекты, принимать решения о выделении бюджетных средств на их финансирование. До 70-х годов планирование носило директивный характер. Переход к индикативному планированию осуществлялся по мере развития частного бизнеса. Крупные инвестиционные проекты иногда принимались вопреки рекомендациям МВФ и мирового банка. Аналогичным образом была создана мощная сталеплавильная компания, которая в настоящее время выплавляет примерно 20 млн тонн стали в год, это почти столько же на душу населения, сколько выплавлялось в СССР в 1990 г.;
- в Южной Корее длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере. Частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80-х годов. Такая политика позволяла государству концентрировать в своих руках финансовые и валютные ресурсы и эффективно использовать их на развитие приоритетных отраслей;
- регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта и тем самым поддерживалось развитие собственного производства.
Проблема экспорта находилась под особым контролем. Президент ежемесячно проводил совещания по этим вопросам с присутствием крупнейших экспортеров. По отдельным отраслям планировались экспортные задания, которые устанавливались на год с разбивкой по кварталам и месяцам, при необходимости они корректировались.
После реанимации экономики в предыдущей пятилетке (1987-1991 гг.) правительство приступило к осуществлению социальных программ. Были созданы фонды стабилизации цен, создавались новые рабочие места. Безработица сокращалась, уровень зарплаты рос на 29 % в год. Рост зарплаты происходил лишь за счет активности профсоюзов. В результате стала возрастать инфляция. В 1992-1996 гг., в очередной пятилетке, правительство решило бороться с инфляцией путем повышения подоходного налога и сокращения госрасходов.
Источник
Латиноамериканская модель экономического развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 15:48, курсовая работа
Описание
Целью исследования данной курсовой работы является экономическая и другие системы Латиноамериканской экономики. Свободное предпринимательство – частная собственность, система ценообразования и конкуренция – необходимы для успешного функционирования системы. Конкуренция, правовладение частной собственностью и получение прибыли – это те стимулы, которые заставляют использовать максимально те ресурсы, которые находятся в распоряжении граждан и фирм.
Содержание
1. История колониальной экономики 5-8
2. Основные черты современной модели 9
2.1 Импортозаменяющая модель 50 – 70 гг. 10
2.2 Политические и социально – экономические предпосылки «левого поворота» 11 – 13
3. Экономическая интеграция в регионе и динамика развития 14 – 17
Список используемой литературы 19
Приложения 20 — 24
Работа состоит из 1 файл
курсовая 1.doc
До 1765 г. Морской путь из Испании в Новый Свет начинался в Севилье, а затем и в Кадисе. За этим строго следила Торговая палата, ее агенты выдавали разрешения на погрузку и выгрузку товаров, а также осматривали все суда, прибывавшие в Испанию либо отправляющиеся в Америку. На протяжении двух веков, начиная с середины XVI в., существовала система двух флотилий, насчитывавших от 75 до 100 торговых кораблей.[3] В течение приблизительно ста лет испанские караваны снаряжались ежегодно, затем это правило стало нарушаться в связи с экономическим упадком самой Испании.
Доходы, полученные от государственных монополий, сбора таможенных пошлин и различных налогов поступали в колониальные казначейства. Значительная часть суммы (по некоторым оценкам – до 50%) расходовалась на выплату жалования местными чиновникам и военные нужды, все остальное почти полностью переправлялось в метрополию.[3] Внутренние потребности населения колоний, связанные с развитием медицины, благоустройством городов и поселков, строительством дорог, практически не учитывались.
2. Основные черты современной модели
На рубеже 80 – 90 – х. гг. в большинстве стран Латинской Америки были проведены радикальные реформы по либерализации экономической политики в соответствии с Вашингтонским консенсусом, направленные на стабилизацию финансов и ускорение экономического роста.
Большая волна приватизации, охватившая Латинскую Америку в 80 – 90 – е гг., привела к тому, что процесс приватизации к концу 90 — гг. почти завершился в Мексике и близок к завершению в Бразилии. Уменьшился дефицит государственного бюджета – до 0 – 2% от ВВП. Одновременно снизилась инфляция: 44% — в 1995 г. И около 10% — в 1998 г. В результате либерализации импортного режима среднеарифметический уровень импортных пошлин снизился в середине 90 – х гг. в Бразилии до 12%, в Аргентине – до 11%, в Мексике до 13%.[1]
Уменьшение государственного вмешательства в экономику, приватизация значительной части государственного сектора (часть его активов была приобретена иностранными инвесторами), ужесточение финансовой политики и совершенствование налоговой системы, а также возобновившийся экономический рост усилили приток в Латинскую Америку иностранного капитала. В рамках «плана Брейди» внешний долг большинства латиноамериканских стран во второй половине 80 – х гг. был реструктурирован, в результате чего он снизился более чем на 55%.[1]
Тем не менее хронической проблемой Латинской Америки остается ситуация в ее финансовой и валютной сферах. Из – за растущего в 90 – е гг. дефицита торгового баланса, вновь увеличивающегося внешнего долга(758,5 млрд. долл., по прогнозу МВФ, в 1999 г. По сравнению с 441 млрд. долл. В 1990 г.) и быстро растущих на этой основе расходов по его обслуживанию (более 100 млрд. долл. в год, то есть около 46% экспортной выручки по сравнению с 33% в 1990 г.) платежный баланс Латинской Америки по текущим операциям систематически сводится со все большим отрицательным сальдо.[1] Так, если в 1990 г. Оно составляло 1 млрд. долл., то, по прогнозу МВФ, в 1999 г. Составит 70 млрд. долл. Попытки привлечь к обслуживанию дефицита платежного баланса «горячие деньги» помогли временно смягчить проблему, но обернулись финансовыми кризисами в 1994 – 1995 и 1998 – 1999 г.
2.1 Импортозамещающая модель 50 – 70 гг.
Из двух моделей стратегии индустриализации – экспортоориентированной и импортозамещающей – страны Латинской Америки в создавшихся условиях выбрали в принципе вторую. Хотя реализация этой модели в 50 – 70 – е гг. не означала курса на автаркию или изоляцию мирового рынка, акцент был сделан на импортозамещающую индустриализацию на базе богатых сырьевых ресурсов и при помощи протекционизма внутреннего рынка с одновременным форсированием экспорта.
В связи со слабостью национального предпринимательства решающую роль в претворении этой стратегии в жизнь сыграло государство, которое вплоть до 90 – х гг. являлось основным предпринимателем и регулятором всей хозяйственной жизнь в Латинской Америке. За счет инфляционного финансирования был создан крупный государственный сектор, прежде всего в промышленности (энергетика, металлургия, химия, машиностроение – производственный потенциал которого составил основу латиноамериканской промышленности. В результате заметно возросла роль внутренних факторов развития, хотя зависимость от внешних источников финансирования по – прежнему остается высокой.
Прирост ВВП в странах – гигантах Латинской Америки в период 60 – 70 гг. (Приложение А)
В итоге, несмотря на серьезные издержки (инфляция, иная конкурентоспособность готовых изделий и т.д.) Латинская Америка располагает ныне солидным производственным потенциалом. При этом наибольших успехов в этом отношении добились Мексика и Бразилия. Последняя по абсолютному ВВП к концу 90 – х гг. заняла 9 – 10 место в мире.[1] Наряду с развитием традиционных отраслей тяжелой индустрии в Бразилии усвоилось формирование наукоемких производств (электроники, робототехники, производства новых материалов, биотехнологии, атомной и авиакосмической промышленности). Вместе с тем реализация государственных программ индустриализации привела к хроническому дефициту государственного бюджета, неустойчивости финансового положения и росту внешнего долга, по величине которого Бразилия вместе с Мексикой лидируют в мире.
Что касается малых государств Центральной Америки и Карибского бассейна, то они по-прежнему в принципе придерживались экспортоориентированной модели развития с узкой товарной специализацией. Заметное развитие в этом субрегионе получил туризм, а в промышленности – сборочных производств из импортных компонентов изделий электроники, бытовых приборов, поставляемых затем в основном на североамериканский рынок.
2.2 Политические и социально – экономические предпосылки «левого поворота »
Рассматривая внутренние причины и факторы «левого поворота» в Латиноамериканском регионе, исследователи, пожалуй, сходятся в одном – в трактовке непосредственных причин, породивших этот феномен. Его «генезис» обычно связывают с нынешним острым кризисом неолиберальной модели развития, громадными социальными издержками ее функционирования на протяжении 1990 – годов, с неприятием неолиберализма (как идеологии, стратегии развития и практики) широкими кругами латиноамериканской общественности. И с этим нельзя не согласиться.
Объясняя причины «левого поворота», венесуэльский экономист и политик Т. Петкофф пишет: «Народы континента, массы городского и сельского населения, игнорируя традиционные партии и проповеди их руководителей, возлагают свои надежды и ожидания на представителей левого политического спектра. После десятилетий десарольистских военных диктатур и популистических и/или неолиберальных демократий общим итогом… стали институциональная деградация, коррупция, неустойчивый и противоречивый экономический рост, который привел к возникновению самых несправедливых и неравноправных обществ на планете, пребывающих в постоянном социальном кризисе и политической нестабильности»
Эту точку зрения разделяют и российские исследователи, которые первопричину нынешнего «сдвига влево», приведшего к изменению политического ландшафта Латинской Америки, видят в крайней непопулярности неолиберализма и неприятии его социальных последствий в виде роста неравенства, безработицы, маргинализации и исключения обширных социальных слоев из процесса модернизации. «В новых формах и в принципиально новых условиях, — считает Л.С. Окунева, — левые движения и их лидеры отразили реакцию латиноамериканских обществ на неолиберализм, его колоссальные социальные издержки, означавшие свертывание социальных программ. А это, в свою очередь, повлекло за собой не новые, но такие чрезвычайно обострившиеся в нынешних условиях процессы, как рост маргинализации и пауперизации масс, их выталкивание за пределы гражданского общества, — явление, получившее в латиноамериканской социологии название «социальная исключенность»»
Попробуем разобраться в глубинных экономических причинах «левого поворота», понять, почему встреченная с энтузиазмом правящими элитами неолиберальная модель развития спустя всего десять лет после ее утверждения показала свою несостоятельность и вызвала бурю протестов со стороны широких слоев латиноамериканского общества. Для этого заглянем немного назад и вспомним, в каком положении оказалась Латинская Америка в 80 – е годы прошлого столетия, в так называемом «потерянном (для развития) десятилетии». А положение было катастрофическим. Страны региона утратили динамичность экономического роста. За 1982 – 1984 гг. (годы спада производства в мировой экономике) ВВП Латинской Америки практически не вырос ввиду падения производства в 10 из 19 ведущих латиноамериканских стран, а в 1985 – 1990 гг. его рост не превысил 2%. Денежно – кредитная сфера во многих странах была разрушена гиперинфляцией: уже в 1982 – 1984 гг. ежегодный рост цен в названных странах составлял от 100 до 1000%, а во второй половине 80 – х годов в Аргентине, Боливии, Бразилии, Никарагуа и Перу – от 856 до 8526% при весьма высоких темпах роста в Мексике (72%) и Уругвае (83%).[4] Деградировали рынки рабочей силы в городах. В середине десятилетия в девяти странах региона открытая безработица превышала 10% экономически активного населения, причем в Чили – 17,2, Панаме – 15,6, в Венесуэле – 14,3, в Колумбии – 13,9%. За восемь лет внешний долг стран региона удвоился и в 1990 г. достиг 443,1 млрд. долл. Совокупный приток иностранного капитала в депрессивную экономику составил всего 97,2 млрд. долл., а вывоз прибылей и процентов – 314,1 млрд. долл.[4]
В этой обстановке резко усилилась критика экономической политики латиноамериканских стран, посыпались обвинения в чрезмерном вмешательстве государства в экономику, неэффективном управлении государственными предприятиями, протекционизме, социальном патернализме, ограничении возможностей частного капитала, как национального, так и иностранного. Латиноамериканские исследователи А. Чонг и Э. Лора, оценивая результаты хозяйственной деятельности государства к началу 90 – х годов, пишут: «В течение большей части ХХ века в Латинской Америке пытались построить государство, которое было бы патерналистом в социальной сфере, интервенционистом в экономической и собственником и управленцем в предпринимательской сфере.
Но 80 – е гг. стали «потерянным десятилетием» или кризисом прежней модели для большинства стран Латинской Америки. Курс на импортозамещение при высоком уровне протекционизма и форсировании экспорта уже к середине 70 — х гг. практически исчерпал свои возможности, экономический рост Латинской Америки начал терять свой динамизм. На это наложился долговой кризис и громадные платежи в счет погашения внешнего долга, поглощавшие 1/3 экспортной выручки региона. Ситуация ухудшалась так же из – за падения цен на основные экспортные товары. К снижению темпов роста ВВП добавилось увеличение дефицита государственного бюджета (дефицит бюджета центрального правительства возрос с 1 – 2% от ВВП во второй половине 70 – х гг. до 4 – 9% в 80 – е гг.) и подскочившая на этой основе и без того немалая инфляция (12,5% — в 1970 г., 55 – в 1980 г. И 521% — в 19990 г.) (Приложение Б) [4]
3. Экономическая интеграция в регионе и динамика развития
Важным фактором экономического развития Латинской Америки в последние десятилетия стал рост внутрирегионального сотрудничества, прежде всего в рамках интеграционных объединений. Еще в начале 50 – х гг. была выдвинута концепция создания общего латиноамериканского рынка как важного импульса для ускорения экономического роста. Однако вместо единого рынка были учреждены две торгово-экономические группировки: Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ) и Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР).
Главной целью ЛАСТ являлось учреждение к 1973 г. Зоны свободной торговли путем либерализации взаимного товарооборота. Однако и эта цель оказалась столь же амбициозной, как и образование общего рынка, прежде всего с точки зрения менее развитых членов ЛАСТ, которые стремились сохранить защитные меры в отношении главных отраслей их экономики перед экспансией более сильных членов ассоциации.
Рост противоречий привел к тому, что уже в 1969 г. Группа в основном среднеразвитых (по меркам региона) стран учредила в рамках ЛАСТ субрегиональную группировку – Андский пакт (Колумбия, Перу, Эквадор, Боливия; в 1973 г. В пакт вступила Венесуэла, а в 1976 г. Из него вышла Чили). Ответной реакцией со стороны других участников ЛАСТ стало формирование блока во главе с Аргентиной и Бразилией, позднее оформившего в МЕРКОСУР.
В конечном счете, ЛАСТ в 1980 г. была преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ) в целях содействия либерализации внутрирегиональной торговли, но без каких – либо конкретных обязательств со стороны стран – участниц. Схожие цели преследует и ЦАОР.
Новой и достаточно активной интеграционной группировкой стала организованная карибскими островными государствами Карибская зона свободной торговли, которая в 1973 г. Была преобразована в Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ) с целью создания более тесной интеграционной группировки.
Важным новым моментом латиноамериканской интеграции является ее все большее соприкосновение с североамериканской. На базе быстро растущей взаимной торговли и сокращающегося разрыва по уровню развития между наиболее ведущими странами Латинской Америки и США идея интеграции между двумя американскими регионами становится все более популярной. Развитие этой идеи будет зависеть от того, насколько успешно будет идти интеграция между США и одним из латиноамериканских гигантов – Мексикой в рамках НАФТА. Пока же реальной представляется реализация первого шага на этом пути – создание панамериканской зоны свободной торговли, от Аляски до Огненной Земли.
Источник