Германская модель
2.3 Германская модель
Германская модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно» [15].
Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда. Одновременно действует разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал от банкротства своего предприятия или осваивает новую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишком высокими, и менее трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять [13;162]. Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической инициативы. Они воплощаются в социальном равенстве граждан – равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.
Основные черты германской модели:
– смешанная экономика характеризуется более или менее значительным государственным сектором;
– осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;
– социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;
–направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;
–регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы; большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому показателю); регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.
2.4 Шведская модель
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства возлагается на частные предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство. Шведская модель в ее классическом виде – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».
«Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды. Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней» [19]. В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.
Доминирование в целях модели полной занятости и выравнивания доходов объясняется уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству.
Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет [14;100].
Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор до такого размера, что сделало страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской модели характеризуется как социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.
Меньших успехов достигла Швеция в других областях, в частности, цены росли быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали своего рода оплатой полной занятости и политики равенства.
Основные черты шведской модели:
-профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;
-централизованные переговоры по зарплате;
-значительный государственный сектор;
-тяжелое налоговое бремя.
Данная модель близка к германской, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:
-значительна роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения;
-доля госбюджета в ВВП превышает 50%, в расходной части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная сфера;
-регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а на национальном уровне;
-государственная социальная политика включает средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;
-развитая система производственной демократии.
Такая модель присуща экономикам государств Северной Европы, прежде всего скандинавским странам. Эта экономическая система известна как шведская модель.
Теоретическое исследование, проведённое согласно поставленной цели и вытекающим из неё задачам привело нас к следующим выводам.
Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг. В данной системе присутствуют четыре основных субъекта экономики: домохозяйство, фирмы, государство и иностранный сектор.
Мы выявили четыре основных типа экономических систем:
Традиционная экономика – это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления, экономических благ.
Командно-административную систему можно определить как особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.
Рыночная экономика — это такая экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства.
Смешанная экономика представляет собой экономическую систему, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов.
Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. На примере ряда стран, мы дали общую характеристику нескольким моделям рыночной экономики.
Американская модель — модель с минимальным участием государства в регулировании экономики.
Шведская модель – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».
Германская модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
В силу того, что в современном мире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции, страны связаны между собой экономическими отношениями. И процесс исторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос о необходимости изменения ее экономической системы, приспособления к новым, изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.
Ни одна из экономических систем не существует в чистом, идеальном виде. Подобно тому, как медаль имеет лицевую и оборотную сторону, каждая экономическая система имеет свои плюсы и минусы. В связи с этим, наиболее правильным будет синтезировать несколько типов экономических систем, для организации наиболее благоприятных экономических условий жизни населения и приемлемый уровень организации хозяйства.
Список используемой литературы
1. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2003. – 408 с. – (Серия «Высшее образование»)
2. Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. Н.Г.Кузнецова – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д; Издат. центр «МарТ», 2004. – 418 с.
3. Добрынин А.И., Салов А.И. Экономика: Учеб. пособие для вузов. – М.:Юрайт-М, 2002. – 302 с.
4. Кураков Л.П. Курс экономической теории: Учеб. пособие для вузов /Л.П.Кураков, Г.Е.Яковлев. – М.: Гелиос АРВ, 2005. – 516 с.
5. Введение в экономическую теорию /Под ред. Н.М.Пилипенко. – М.: Современный Гуманитарный Университет, 2003. – 114 с.
6. Зубко Н.М., Зубко А.Н. Экономическая теория/Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 704 с.
7. Слагода В.Г. Основы экономики: Учебник для ср. проф. образования /В.Г.Слагода. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.
8. Бушуев С.А., Гребеник В.В. Экономическая теория / Учеб. пособие для студентов вузов /С.А. Бушуев, В.В.Гребеник. –М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2004. – 248 с.
9. Курс экономической теории: Учебник для вузов / Моск. гос. институт междунар. отношений; под общей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2005. – 832 с.
10. Экономическая теория: экзаменационные ответы /Под ред. проф. Белокрыловой О.С. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 448 с.
11. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник/Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.П. Колесова и д-ра экон. наук, проф. М.Н.Осьмовой. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001 – 480 с.
12. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.
13. Куликов А.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с.
14. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480 с.
15. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006: (Электрон. ресурс): Современная универсальная российская энциклопедия. – Электрон. дан. – М.: ООО «Си Ди КЛУБ», 2006. – 3 электрон. опт. диска (CD-ROM).
16. Гусейнов Р.М. Семинихина В.А. Экономическая история. История экономических учений// М.: «Омега», 2006.- 384с.
Источник
Административные системы германских стран
К странам германской модели административного управления относятся Германия, Австрия, Швейцария.
Её основные особенности:
1. Наличие системы партийного патронажа над органами государственного управления (пропорционального представительства в этих органах)
2. Традиционно сильная роль бюрократии, её высокий престиж
3. Федеративный тип государственного устройства, высокий уровень самостоятельности региональной и местной власти
Страной образцом для данной модели является Германия.
Вершиной государственной власти в Германии формально является президент. Он формально имеет значительные полномочия: утверждение в должности канцлера, федеральных министров, федеральных судей, чиновников и офицеров, заключает международные договоры. Однако все его акты должны быть одобрены канцлером или компетентным министром, что существенно ограничивает его власть и сводит её к представительским функциям. Вершину государственной власти в ФРГ тем не менее представляют федеральный канцлер и федеральные министры. Федеральный канцлер является главой правительства и получает свои полномочия от нижней палаты парламента – Бундестага. Бундестаг избирает предложенную президентом кандидатуру абсолютным большинством голосов. Поэтому чаще всего канцлером становится кандидат от победившей на выборах коалиции. Федеральный президент формально утверждает победившего. Федеральные министры также формально назначаются президентом по предложению канцлера, фактически формирующего кабинет. Таким образом, принятие решений по ключевым кадровым решениям закреплено за канцлером. Он председательствует на заседаниях правительства и несет ответственность за правительственную политику. В случае смены канцлера, правительство обязано уйти в отставку. Президент, канцлер и министры не должны занимать иные оплачиваемые должности и заниматься коммерческой деятельностью.
Бундестаг может объявить правительству вотум недоверия и предоставить в течении 48 часов преемника на пост канцлера, которого президент обязан утвердить. Эта процедура применялась дважды, но успешно была реализована однажды – в случае с правительством Г. Шмидта в 1982 году.
На региональном уровне главой государственной власти является земельное правительство (до 17 министров) во главе с министром-президентом, выбираемым ландтагом, и канцелярия, которая обеспечивает его деятельность. Министров правительства назначает министр-президент с согласия ландтага. Министр-президент определяет число сфер ответственности и полномочия членов правительства. Однако каждый министр земли действует самостоятельно в пределах своей компетенции и несет индивидуальную ответственность перед ландтагом. В структуре правительства особенное место занимают министр – глава канцелярии, ответственный за обеспечение бесперебойной работы правительства и процесс делопроизводства, а также министр по связям с ЕС и федеральными властями (своего рода, местный министр иностранных дел). При этом он может проводить самостоятельную экономическую политику земли в рамках ЕС.
Австрия в целом имеет такую же систему государственного управления, с некоторыми отличиями. Так, в Австрии президент выбирается непосредственно населением абсолютным большинством на 6 лет. Федеральное правительство также возглавляется канцлером. Однако политика правительства определяется не канцлером в одиночку, а совместно с вице-канцлером, который одновременно является министром по делам государственной службы и спорта, 10 федеральными министрами и 4 госсекретарями. Земельный уровень управления схож с германским.
В Швейцарии вся полнота власти принадлежит парламенту – Национальному совету. А он уже формирует Федеральный совет – правительство, которое существует до тех пор, пока существует избравший его состав парламента. Он состоит из 7 членов. Он является коллегиальным органом и решения в нем принимаются посредством голосования. Он занимается разработкой, представлением и контролем за исполнением бюджета Конфедерации, отраслевым управлением, безопасностью государства, ведением иностранных дел и т.д. Глава Федерального совета меняется каждый год и стать им может любой из 7 членов совета, при этом продолжая руководить своим департаментом. Региональное управление в кантонах везде разное и зависит от конституций кантонов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник