Модели финансовой системы страны

Модели финансовой системы Российской Федерации

Дата публикации: 06.03.2014 2014-03-06

Статья просмотрена: 3719 раз

Библиографическое описание:

Салимгареева, Г. Р. Модели финансовой системы Российской Федерации / Г. Р. Салимгареева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 669-671. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9613/ (дата обращения: 27.04.2021).

Финансовая система Российской Федерации − совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно связанных с финансовой деятельностью и способствующих ее осуществлению. Финансовая система как и другие системы включает органы управления финансами, финансово-кредитные учреждения, финансовые ресурсы, законы, правила, нормы, регулирующие финансовую деятельность. Цель финансовой системы — оперативное формирование и эффективное целевое распределение финансовых ресурсов в целях исполнения повседневных функций, предотвращения чрезвычайных ситуаций и оперативное устранение последствий чрезвычайных ситуаций.

В советский период структура финансовой системы соответствовала проводимой финансовой политике и включала в себя две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли как отдельную подсистему государственный кредит.

Отечественные авторы определяют финансовую систему как совокупность элементов. Основными различиями в определении финансовой системы являются различные элементы, составляющие систему. Рассмотрим предложенную исследователями структуру финансовой системы.

Исследователи, изучающие финансовую систему, подчеркивают, что центральное место в финансовой системе России занимает бюджетная система. Все звенья финансовой системы взаимосвязаны с бюджетной системой.

В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в финансовую систему РФ были включены бюджетная система, а также финансы юридических и физических лиц, в состав которых входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования).

Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 было предусмотрено, что государственные внебюджетные фонды, кроме вышеперечисленных, консолидируются с федеральным бюджетом. Государственные внебюджетные фонды (экологические фонды, дорожные фонды, фонд развития таможни и др.), консолидируемые с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, должны сохранять свое целевое назначение (использование). Бюджеты внебюджетных фондов и бюджеты их территориальных подразделений входят в бюджетную систему Российской Федерации (ст.10 БК РФ). В финансовую систему включаются также негосударственные фонды: федеральные и региональные негосударственные пенсионные фонды; фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Местные финансы также взаимосвязаны с финансовой системой. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с ним местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.

При характеристике финансовой системы нельзя было не учитывать те изменения, которые произошли в экономической жизни страны (в частности, ликвидация монополии в банковской, страховой, внешнеторговой деятельности, приватизация государственных и муниципальных объектов собственности и т. д.).

Исходя из вышеизложенного, отечественные исследователи выделяют три основных звена в финансовой системе:

Особенности позиции исследователей в вопросе структуры финансовой системы различаются. Приведем несколько различных точек зрения по данному вопросу.

Николаева Т. П. в финансовой системе выделяет три основных уровня:

— страхование (личное, имущественное, ответственности);

— финансы хозяйствующих субъектов (предприятий) [4; 54].

Дадашев A.3. в определении структуры финансовой системы акцентирует внимание на субъектах экономических отношений, выделяя хозяйствующие субъекты, работников и государство как регулятор условий хозяйствования и природопользования [3;34]. Разнообразие личных, коллективных и общественных потребностей и характер их удовлетворения, обеспечивается соответствующей системой финансовых отношений и ресурсов. Исследователь выделяет три взаимосвязанные подсистемы, на основе отношений, в которых участвуют субъекты:

1) подсистема финансовых отношений и ресурсов, возникающих у хозяйствующих субъектов;

2) подсистема финансовых отношений и ресурсов, возникающих у работников;

3) подсистема финансовых отношений и ресурсов, возникающих у государства.

Грачева Е. Ю. в финансовую систему включает следующие финансовые элементы: (группы экономических отношений) [2; 6]:

— финансы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

Согласно данной предложенной структуре финансовой системы государственные финансы включают в себя бюджет страны, внебюджетные фонды, государственный кредит. Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и коммерческими банками, иными кредитными учреждениями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

Химичева Н. И., акцентируя внимание на изменениях в финансовой системе в связи с новыми экономическими и политическими условиями общественного развития в стране, выделяет в ней следующие звенья (институты) [5;25].

— бюджетную систему с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;

— внебюджетные целевые фонды;

— финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

— имущественное и личное страхование;

— кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Горбунова О. Н. указывает на то, что финансовая система представляет собой совокупность финансовых институтов, отражающей особенности развития государства в условиях перехода к рынку. Финансовая система включает в себя следующие звенья [1;15]:

1. Бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и бюджетов местного самоуправления (муниципалитетов).

2. Внебюджетные централизованные целевые фонды.

3. Внебюджетные децентрализованные целевые фонды.

4. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.

5. Имущественное и личное страхование.

6. Кредит (государственный и банковский)

Карасева М. В. считает, что финансовая система состоит из относительно самостоятельных звеньев таких, как:

— государственный и муниципальный кредит;

— финансы предприятий и организаций.

Карасева М. В. не включает в финансовую систему фонд банковского кредитования, поскольку считает, что «Центральный банк РФ независим от органов исполнительной власти и подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Более того, финансовая и кредитная системы Российской Федерации относительно автономны». Высказанная точка зрения является спорной. Кредитная система, как и финансовая, может рассматриваться в двух аспектах: как совокупность общественных (денежных) отношений, возникающих при создании кредитными организациями фондов денежных средств (ссудного капитала), и как совокупность кредитных организаций, осуществляющих кредитование. Невозможно исключить фонды денежных средств кредитных организаций из финансовой системы

Интересна предложенная структура финансовой системы исследователя Чиликина Д. Ю., который выделил в финансовой системе две укрупненные подсистемы:

— централизованных финансов (государственные и муниципальные);

Централизованные финансы включают в себя бюджетную систему (Федеральный бюджет, территориальный бюджет, местный бюджет), внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ) и государственный кредит. Децентрализованные финансы формируются за счет финансов хозяйствующих субъектов (финансы коммерческих и некоммерческих организаций) и финансов населения.

Исследователь считает правомерным выделение отдельных звеньев финансовой системы вызвано многочисленными субъектами экономических отношений (государство, хозяйствующие субъекты, население), которые участвуют в образовании, распределении и перераспределении ВВП и национального дохода, формировании и использовании фондов денежных средств. Каждому звену финансовой системы присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных доходов и фондов [6;45–48].

Таким образом, рассмотренные модели финансовой системы Российской Федерации различаются вариативностью элементов. Позиция авторов в выделении элементов структуры вызывает у нас, как молодых исследователей, интерес. Мы все же придерживаемся позиции Карасевой М. В.и выделяем следующие элементы финансовой системы: бюджетные фонды, внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредит, страховые фонды, финансы предприятий и организаций. Акцентирование внимания на основных элементах финансовой системы дает понимание механизма функционирования финансовой системы и ее отдельных механизмов, что позволяет выявлять «слабые» стороны, усиливать их, распределять финансовые средства на конкретные области. Понимание сущности финансовой системы является основой понимания экономики страны в целом.

1. Горбунова О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России.М.:Профобразование.2003. 83с.

2. Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. М.: Новый юрист, 1998.

3. Дадашев А. З. Финансовая система России: Учебное пособие.М.: ИНФРА-М, 1997. — 248 с.

4. Николаева Т. П. Финансы кредит. Учебно-методический комплекс.−М. Изд.центр ЕАОИ. 2008. −371с.

5. Химичева Н. И. Финансовое право. М.: Норма. 2011.768с.

6. Чиликин Д. Ю. Финансовая система Российской Федерации //Молодежь и наука: сборник материалов IХ Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [отв. ред. О. А. Краев — Красноярск: Сиб. федер. ун-т.,2013.

Источник

Модели финансовых систем

Финансовая система представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризует­ся особенностями в формировании и использовании фондов денеж­ных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

своей структуре, но они все имеют общий признак — это различные

фонды финансовых ресурсов. они отличаются по методам их акку­муляции и использованию, однако тесно связаны между собой, оказывают влияние на социально-экономические процессы в обще­стве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов. Финансовая система России — совокупность финансовых институтов, способствующих образованию и использованию соот­ветствующих денежных фондов, существующих в виде государствен­ных, частных и государственно-частных организаций, осуществля­ющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. она включает следующие звенья финансовых отношений: государствен­ную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; госу­дарственный и банковский кредиты; фонды имущественного и личного страхования; фондовый рынок; финансы предприятий.

Структуру финансовой системы можно рассматривать как со­вокупность подразделений, создающих условия для формирования и использования доходов, а также как систему финансовых инсти­тутов (рис. 1).

в структуре финансовой системы выделяются подсистемы: государственные и муниципальные финансы; финансы хозяйству-

Рис. 1. Структура финансовой системы

ющих субъектов; население. их функционирование строится на основе анализа и сопоставления методов и инструментов финан­сирования — привлечения заемного или акционерного капитала, собственных средств и капиталосберегающего финансирования, а также целевого привлечения средств государственного бюджета.

сектора в кредитовании экономики. в континентальной модели (германия и другие страны континентальной европы, отчасти Япония) присутствуют свойства, в целом противоположные первой модели. так, относительно более низкой является доля акционер­ного финансирования при повышенном значении облигационных заимствований. Малая роль отводится сектору коммерческих бумаг. вместе с тем традиционно активными действующими лицами инвестиционного процесса являются коммерческие банки. очень типично их участие в уставных капиталах промышленных пред­приятий, их доля в финансовых активах относительно стабильна. в итоге на рынке ценных бумаг преобладает влияние банков. на современном этапе развития все большее развитие получает гер­мано-японская модель, которая отличается повышенной концен­трацией собственности; большинство финансовых рынков носит долговой характер. в этой связи различают следующие типы фи­нансовой системы: банковский, рыночный, бюджетный. Для первого типа характерна определяющая роль коммерческих банков и других финансовых организаций (германия, Франция, Япония). в финансовой системе рыночного типа главную роль в перерас­пределении дохода выполняют предприятия-эмитенты, в ценные бумаги которых вкладывают свои свободные финансовые ресурсы юридические и физические лица (СШа, великобритания, канада).

нового бизнеса через индустрию IPO. Массовый рынок IPO ока­зался невозможен в условиях сверхконцентрации собственности, сложившейся в экономике России. Модель российской финансовой системы, как отмечают специалисты, должна развиваться как сме­шанная, основанная на соединении преимуществ англо-американ­ской и англо-саксонской моделей. в современных условиях основ­ное предназначение финансовой политики — содействие развитию прямых иностранных инвестиций, рынка средне- и долгосрочных кредитов, рынка корпоративного контроля, банковского сектора (bank-based system). При концентрированной собственности и воз­растающем государственном участии должна быть создана отече­ственная модель организации рынка венчурного финансирования, что неизбежно приведет к расширенному участию государственных унитарных предприятий в финансировании инноваций, к широко­му применению государственно-частного партнерства (гчП).

Источник

Финансовая система Российской Федерации

Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации

Финансовая система — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств.

В финансовую систему включаются финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование финансовой деятельности.

Финансы являются носителями распределительных отношений, и это распределение происходит, прежде всего, между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:

  1. государственные (федеральные финансы и финансы субъектов РФ) и местные (муниципальные) финансы;
  2. финансы организаций (хозяйствующих субъектов);
  3. страхование;
  4. кредитно-банковская система (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны);
  5. система государственных финансовых органов.

Структура финансовой системы Российской Федерации представлена на рис. 2.1.


Рис. 2.1. Финансовая система Российской Федерации

Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.

Звенья первой сферы — государственных финансов — относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне (на уровнях государственного управления), а местные финансы — соответственно на местном уровне управления.

Звенья второй сферы (финансы хозяйствующих субъектов) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Страхование включает различные формы и виды страхования (добровольное, обязательное, личное, имущественное и т. д.).

Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны. К финансовой системе страны также относятся государственные финансовые институты (организации, учреждения), осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность.

Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.

Краткая характеристика и роль отдельных структурных подразделений финансовой системы Российской Федерации рассматриваются ниже.

Характеристика сфер и звеньев финансовой системы Российской Федерации

В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, что обусловлено федеративной формой государственного устройства. Исходя из этого в составе государственных финансов выделяются государственные финансына федеральном уровне, включающие государственный (федеральный) бюджет РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов, государственный кредит, и государственные финансы на уровне субъектов РФ (региональном уровне), включающие госбюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов.

Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, управляют муниципальной собственностью и решают иные вопросы местного значения.

Как видно из схемы, приведенной на рис. 2.1, государственные и местные финансы включают бюджетную систему (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды) и государственный кредит.

Государственный (федеральный) бюджет Российской Федерации — основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных в первую очередь через систему налогообложения.

В настоящее время бюджетная система России включает бюджеты трех уровней:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Государственный (федеральный) бюджет на соответствующий год разрабатывается и утверждается в форме федерального закона; бюджеты субъектов Федерации (территориальные бюджеты) — в форме законов субъектов Федерации; местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления (в большинстве случаев утверждаются в форме решения).

Составным звеном государственных финансов являются государственные внебюджетные фонды. В нынешних рыночных условиях хозяйствования образованы следующие государственные внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются государственной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы.

Внебюджетные фонды имеют целевое назначение — финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.

Наряду с государственными внебюджетными фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от федерального и территориального бюджетов, имеют определенную самостоятельность. Структура бюджетной системы РФ приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства.

Это есть государственная деятельность по получению денег в кредит, т. е. взаймы, от граждан, юридических лиц и других государств. Государственный кредит привлекается через размещение государственных займов, денежно-вещевых лотерей и других ценных бумаг. Госкредит — это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

Страхование как сфера финансовых отношений обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.

Более подробно вопросы формирования и использования государственного бюджета, внебюджетных фондов и других целевых фондов денежных средств, а также страхования рассмотрены в соответствующих главах учебника.

Следующей сферой финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов — организаций различных форм собственности. Хозяйствующие субъекты как юридические лица создаются в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.

Они выступают основой финансовой системы, где формируется основная часть доходов, которые впоследствии перераспределяются по различным каналам народно-хозяйственного комплекса.

Организация приобретает статус юридического лица после государственной регистрации в установленном порядке.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) основными признаками, позволяющими считать тот или иной хозяйствующий субъект юридическим лицом, являются:

  • наличие обособленного имущества;
  • самостоятельная ответственность по своим обязательствам имеющимся в его распоряжении обособленным имуществом;
  • способность приобретать и осуществлять гражданские права, нести обязанности от своего имени;
  • способность быть истцом и ответчиком в суде.

В условиях рыночных отношений организации осуществляют деятельность на коммерческих началах, когда расходы должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником развития организации становится прибыль.

Однако не все организации строят свою работу на принципах коммерческого расчета. Гражданский кодекс РФ разграничивает юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Во внимание принимается основная цель их деятельности. В качестве критерия такого разграничения служит также порядок использования полученной прибыли.

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). В противном случае юридические лица называются унитарными.

Таким образом, в сфере финансов организаций выделяют следующие звенья финансовой системы:

  • финансы организаций, функционирующих на коммерческих началах;
  • финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, в том числе финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий; финансы общественных организаций (объединений).

Коммерческими организациями, согласно ст. 50 ГК РФ, являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме производственных кооперативов, хозяйственных товариществ и обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств. Из них только государственные и муниципальные унитарные предприятия являются унитарными, что понятно из названия, а прочие представляют собой корпорации.

Производственный кооператив — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг),

основанной на их личном труде и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников)

уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит ему на праве собственности (ст. 66 ГК РФ).

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Товариществом на вере признается товарищество, которое состоит из двух категорий участников, занимающих различное положение в товариществе, имеющих разные права и обязанности. Деятельность этого товарищества определяют его участники, являющиеся полными товарищами. Другая категория — вкладчики, которые участвуют в предпринимательской деятельности товарищества и рискуют только в пределах сумм внесенных ими вкладов (т. е. участие в деятельности товарищества ограничивается предоставлением средств в виде вкладов для финансового обеспечения этой деятельности).

Акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; акционеры (участники акционерного общества) не отвечают по его обязательствам. Акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества могут быть публичными. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает указанным признакам, признаются непубличными.

Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично предусмотренную законом информацию. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли согласно учредительным документам. Учредители не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Оно осуществляет свою деятельность на базе чужой собственности (государственной или муниципальной).

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. Эти предприятия создаются от имени публичноправового образования решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие). В такой организации уставный фонд не формируется.

Собственник имущества казенного предприятия вправе передавать ему обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Казенное предприятие, если нормативными актами не установлено иное, самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги). Порядок распределения его доходов определяется собственником его имущества.

Некоммерческими организациями признаются те организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Они могут осуществлять приносящую доход деятельность (если это предусмотрено их уставами) лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (ст. 50 ГК РФ).

Некоммерческие организации могут быть созданы в следующих организационно-правовых формах: потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, общин коренных малочисленных народов РФ (корпорации); фондов, учреждений, автономных некоммерческих организаций, религиозных организаций, публично-правовых компаний (унитарные юридические лица).

Потребительский кооператив представляет собой основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей. Члены общественной организаций не сохраняют имущественные права на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы.

Ассоциация (союз) — объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

Товариществом собственников недвижимости является добровольное объединение собственников недвижимого имущества, созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или общем пользовании, а также для иных целей, предусмотренных законами.

Казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных предусмотренных законом целях, добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации являются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Фонд — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Автономная некоммерческая организация — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Религиозной организацией является добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица, объединение этих организаций, а также созданные указанным объединением в тех же целях организация и (или) руководящий (координирующий) орган.

На конец 2013 г. из общего количества организаций 4843,4 тыс. насчитывалось по формам собственности: государственных — 116,1 тыс. (2,4%), муниципальных — 225,3 тыс. (4,7%), частных — 4195,5 тыс. (85,9%). На долю общественных и религиозных организаций (объединений) приходилось 3,0% (144,9 тыс.) и на организации прочих форм собственности, включая смешанную российскую, собственность госкорпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную, — 4,1% (197,6 тыс.).

Основой организации финансов юридических лиц всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для хозяйственной и коммерческой деятельности. Первоначальное формирование финансовых ресурсов осуществляется в период создания организации путем образования уставного фонда. Источниками формирования уставного фонда могут быть: акционерный капитал; паевые взносы членов кооперативов; собственные средства учредителя; банковский кредит; бюджетные средства и др.

В процессе производственно-хозяйственной деятельности организации формируют собственные средства за счет прибыли, амортизационных отчислений и образования целевых фондов денежных средств. При необходимости они используют привлеченные средства, которые состоят из: заемных средств (в форме кредита); акционерного капитала, поступившего за счет эмиссии акций и их продажи; долевых (паевых) средств участников конкретного инвестиционного проекта.

Финансы организаций составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов организаций во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управлять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль организаций играет решающую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. Из бюджета обеспечивается финансирование социальной сферы экономики, инвестиционных программ, обороны, экологии.

Характеристика кредитно-банковской сферы и ее роль в финансовой системе Российской Федерации

Кредитно-банковская система — это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.

Объективная необходимость существования кредитных отношений в государстве обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства. У их владельцев в ходе кругооборота образуются временно свободные денежные средства. Примером может служить накопление на счетах организаций сумм амортизационных отчислений. Эти средства потребуются в момент реального обновления износившихся основных фондов. Накопленные денежные средства до момента их использования временно свободны. В то же время у других организаций возникает потребность в привлечении денежных средств. Это и создает реальную основу для возникновения кредитных отношений.

Аккумулируют временно свободные денежные средства хозяйственных организаций главным образом банки и иные кредитные организации. В ряде зарубежных стран и в России существует и развивается коммерческий кредит, предоставляемый одной хозяйственной организацией (поставщиком) другой организации (покупателю). В Российской Федерации в соответствии со ст. 823 ГК РФ в понятие коммерческого кредита включают: “…предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ, услуг”. Однако ведущие позиции сохраняются за банковским кредитованием.

Возможность пользоваться кредитом позволяет организациям ускорять реализацию намеченных мероприятий (проектов), не дожидаясь накопления собственных денежных фондов. Это позволяет повысить эффективность использования ресурсов, ускорить оборачиваемость средств.

Мобилизацию денежных средств и их трансформацию в ссудный капитал обеспечивает банковская система — одно из важнейших подразделений финансовой системы государства.

В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-I “О банках и банковской деятельности” банковская система России включает в себя Центральный банк Российской Федерации (Банк России), кредитные организации, а также представительства иностранных банков.

В центре кредитной системы находится Банк России, играющий важную роль в макроэкономическом регулировании финансовых и денежных отношений в стране. Его функции и роль в финансовой системе изложены ниже.

Кредитные организации призваны обслуживать юридических лиц всех форм собственности и физических лиц. Они осуществляют посреднические операции, обеспечивают расчеты и платежный оборот между организациями, между организациями и государственными органами, производят кредитные, фондовые и иные банковские операции. На конец 2014 г. в России насчитывалось немногим более тысячи кредитных организаций, в том числе около 850 имеющих право на осуществление банковских операций (из них около 800 банков).

Количество коммерческих банков имеет тенденцию к сокращению. Банк России отзывает лицензии у банков, которые не имеют достаточного количества собственных средств, совершают рискованные операции.

Все действующие банки для выполнения банковских операций должны располагать собственным капиталом в размере не менее 300 млн руб. Кредитные организации, собственный капитал которых составляет от 90 млн до 300 млн руб., могут выполнять лишь ограниченный перечень операций. По данным Банка России, около 50% кредитных организаций в конце 2014 г. имели уставный капитал менее 300 млн руб.1

По уровню специализации различают универсальную и специализированную модели банков. В России преобладают универсальные банки, которые выполняют все возможные виды банковских операций.

К специализированным относятся банки: ипотечные, инвестиционные, ссудно-сберегательные и др.

Ипотечные банки предоставляют кредиты под залог недвижимости (зданий, сооружений, земли). Основным источником их ресурсов является выпуск собственных ценных бумаг (закладных листов, ипотечных облигаций).

Инвестиционные банки имеют основной функцией размещение на рынке акций, облигаций, выпущенных промышленными и торговыми компаниями, выпуск собственных акций и облигаций.

Ссудно-сберегательные банки аккумулируют доходы и сбережения населения и предоставляют ссуды на потребительские нужды, финансирование жилищного строительства. Похожую функцию выполняют кредитные кооперативы, главная цель деятельности которых состоит не в получении прибыли, а в организации финансовой взаимопомощи пайщиков.

Для финансирования государственных программ и задач общегосударственного значения создаются государственные кредитные учреждения. Это главным образом банки реконструкции и развития, сельскохозяйственные банки.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации. Цель деятельности банковских союзов не получение прибыли, а защита интересов организаций — членов союза и координация их деятельности по различным направлениям. В России образована Ассоциация российских банков (АРБ), объединяющая около 60% общего количества кредитных организаций.

Ресурсы банков складываются из собственных, привлеченных и эмитированных средств. Собственные средства акционерного коммерческого банка — это акционерный и резервный капитал и нераспределенная прибыль. Они составляют около 10–15% ресурсов. Основная их часть (85–90%) — привлеченные средства в форме депозитов. Под депозитами понимаются как срочные, так и бессрочные (счета до востребования) вклады клиентов банка. Средства вкладов до востребования предназначены в основном для текущих расчетов. Срочные вклады вносятся, как правило, на длительные сроки, и банк может располагать этими вкладами, выдавая кредиты и получая за них проценты.

Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-I “О банках и банковской деятельности” определяются основные банковские операции, которые может выполнять кредитная организация; регулируются отношения между кредитной организацией и государством

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” установил следующие цели деятельности Банка России:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
  • развитие финансового рынка Российской Федерации;
  • обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Получение прибыли не является целью деятельности Центрального банка РФ.

Центральный банк — это эмиссионный банк. Он не обслуживает юридических и физических лиц. Его деятельность связана с организацией денежного обращения в стране. Банк осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег, аккумулирует и хранит кассовые резервы денежных знаков, золотовалютные резервы государства. Его клиентами являются кредитные учреждения второго уровня банковской системы — банки и небанковские организации.

Банк России выполняет следующие основные функции: во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля, и политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка; осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; устанавливает правила проведения банковских операций, осуществления расчетов в Российской Федерации; осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает им лицензии и отзывает их; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций.

Центральный банк РФ является основным акционером и учредителем “Сбербанка России” (владеет 50% уставного капитала плюс одной акцией). Банк является основным кредитором российской экономики (выдает более 30% кредитов) и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов (более 40%).

Уставный капитал “Сбербанка” по МСФО в 2014 г. составлял почти 90 млрд руб.

Операции кредитных организаций подразделяются на активные (размещение средств); пассивные (привлечение средств); комиссионно-посреднические и доверительные.

Активные операции представляют собой операции по размещению привлеченных и собственных средств в целях получения дохода. К ним относятся кредитование (коммерческое, межбанковское и населения на потребительские цели), инвестиции в ценные бумаги и операции с валютными ценностями.

Значение активных операций обусловливается тем, что структура и качество активов в значительной мере определяют ликвидность, платежеспособность банка и его надежность.

Пассивные операции — операции, посредством которых банк формирует свои ресурсы. Суть их состоит в привлечении различных видов вкладов (депозитные операции), получении кредитов от других банков, эмиссии собственных ценных бумаг.

Привлекаемые банком средства разнообразны по составу. Основными их видами являются средства, привлеченные банком в процессе работы с клиентами (так называемые депозиты), и средства, позаимствованные у других кредитных учреждений (посредством межбанковского кредита и ссуд Банка России).

Для банков вклады — главный вид пассива, а следовательно, важный ресурс для проведения активных кредитных операций. Вклад — это денежные средства, переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях.

Существуют различные виды вкладов. В зависимости от вкладчика выделяют депозиты физических и юридических лиц.

В зависимости от срока и порядка изъятия вклады подразделяют на срочные депозиты и депозиты до востребования.

Депозиты выступают для вкладчика в двойной роли: в роли денег, с одной стороны, и в роли капитала, приносящего процент, с другой.

Преимущество депозита перед наличными деньгами заключается в том, что депозит приносит доход в виде процентов. Его недостаток в том, что доход при этом ниже дохода, который обыкновенно приносит капитал, вложенный в производство или сферу обращения. Этот пониженный процент не случайное явление, а существенный момент “природы” банка. Ибо его сущность заключается в том, что процент, выплачиваемый по депозитам, ниже того процента, который банки получают за инвестированный ими в различные организации капитал. Эта разница составляет около 1/4 тех процентов, которые взимаются по активным операциям.

Комиссионно-посреднические и доверительные операции включают посреднические операции (инкассовые, переводные), доверительные операции (по управлению имуществом и выполнению иных услуг в интересах клиента), операции с валютой, размещение и хранение ценных бумаг, финансовую аренду (лизинг), факторинг и др.

Финансовая аренда (лизинг) состоит в том, что по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (банк) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество (машины, оборудование и др.) у определенного им продавца и предоставляет арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем (банком).

Факторинг — это передача банку организацией управления своей дебиторской задолженностью. Банк берет также обязательство финансировать по мере необходимости при помощи кредита выполнение финансовых обязательств организации. Факторинг является универсальной системой обслуживания клиентов, благодаря чему ускоряется оборачиваемость средств в расчетах.

В соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ “О банке развития” в Российской Федерации был создан банк развития в виде государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”, цель которого — обеспечить повышение конкурентоспособности экономики РФ, ее диверсификацию, стимулирование инвестиционной деятельности.

При создании в уставный капитал “Внешэкономбанка” помимо имущества “Банка внешнеэкономической деятельности СССР” были внесены принадлежащие Правительству РФ акции “Российского банка развития” и “Российского экспортно-импортного банка”.

Главное направление деятельности “Внешэкономбанка” — финансирование крупных инвестиционных проектов, поддержка экспорта, предоставление госгарантий по кредитам, содействие привлечению иностранных инвестиций.

Особая роль в банковской системе отведена полевым учреждениям, созданным Центральным банком РФ. Полевые учреждения Банка России являются государственными специализированными кредитными учреждениями (банками) по обслуживанию воинских подразделений (воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ). Они могут также обслуживать иные государственные организации и учреждения, находящиеся на территории военных объектов, воинских частей, когда создание территориальных учреждений Банка России невозможно. Полевые учреждения имеются во всех военных округах, на флотах, группах войск в государствах ближнего зарубежья (Армении, Казахстане, Таджикистане, Киргизии).

Государственные финансовые органы и их роль в финансовой системе Российской Федерации

Финансовая система — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев, а также финансовых институтов (организаций, учреждений), непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.

Согласно Конституции РФ (ст. 94, 95) высшим представительным и законодательным органом власти в стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. В республиках представительные (законодательные) органы образуются в соответствии с Конституцией РФ и Конституцией республики.

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик (региональные бюджеты), входящих в состав Российской Федерации, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и др. в пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ.

Исполнительную власть в стране осуществляют Правительство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.

Правительство РФ, согласно ст. 114 Конституции РФ, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства. Правительства РФ и республик издают постановления и распоряжения по вопросам финансов.

Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами на соответствующих территориях административных образований.

Кроме указанных высших органов государственной власти в финансовой деятельности участвуют специальные органы. Их можно подразделить на две группы:

1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций (министерства и ведомства, органы управления);

2) государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной (Министерство финансов, Банк России, Федеральное казначейство, органы финансового контроля).

Все акты исполнительных органов власти специальной компетенции могут издаваться не иначе как на основании и во исполнение закона.

В системе финансовых государственных органов главенствующее положение отводится Министерству финансов РФ.

В субъектах Федерации в составе правительств или администраций имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления.

Основной объем финансовой деятельности государства приходится на Министерство финансов РФ. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в сфере финансовых рынков, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении органов, специально занимающихся организацией финансов и контролем в области финансовой деятельности: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.

Основные задачи и функции Министерства финансов РФ изложены в гл. 5 “Управление финансами”.

Федеральное казначейство (Казначейство России) осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета.

Главными полномочиями Казначейства являются:

  • доведение до главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;
  • учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами;
  • прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  • управление операциями на едином счете федерального бюджета;
  • предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
  • обобщение практики применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и внесение в Министерство финансов РФ предложения по его совершенствованию.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения.

Государственным органом, занимающимся сбором налогов с юридических и физических лиц, является Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения.

На Федеральную налоговую службу возложено осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов; полнотой учета выручки денежных средств; соблюдением требований к контрольно-кассовой технике и др. Налоговые органы в течение года проверяют каждого третьего налогоплательщика. В результате проверок доначисляются значительные суммы, причитающиеся бюджету. В 2013 г. в налоговой службе страны было занято свыше 130 тыс. человек.

Для осуществления контрольных функций Федеральное Собрание Российской Федерации образовало Счетную палату, которая в настоящее время функционирует на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации”. Она не зависит от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями, подчинена только Федеральному Собранию РФ и Президенту РФ.

Источник

Читайте также:  Анализ безработицы страны мира
Оцените статью