Модели конституций зарубежных стран

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

электронное учебное пособие

На главную

Об авторе

Содержание

Отправить сообщение

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Тепляшин И.В., 2006

Источник

Тема 2 Конституции зарубежных стран

Цель: уяснить понятие, различные значения конституции, порядок принятия, изменения конституции в зарубежных странах.

План:

1 Конституция – основной источник конституционного права зарубежных стран. Понятие, сущность Конституции. Их виды: писаные, неписаные. Постоянные и временные

2 Порядок принятия конституции в зарубежных странах

3 Конституционный надзор. Порядок формирования органов конституционного надзора. Форма осуществления конституционного надзора. Юридическая природа решений органов конституционного надзора

1Термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio» и означает устанавливаю, учреждаю. Так в античное время назывался один из видов декретов римских императоров. В эпоху феодализма применялась и формулировка “lex fundamentalis” — основной закон. Однако ни в античном мире, ни в средние века современного понятия конституции не было, не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности.

В самом общем виде конституция — система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, — с другой, а также основы организации самого государства.

Термин «конституция» имеет несколько значений. В материальном смысле конституция представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а также определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. В формальном смысле (значении) – закон или группа законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция в данном смысле – это закон законов.

Различают также юридическую и фактическую конституцию. Юридическая конституция как в материальном, так и в формальном смысле – это всегда определённая система правовых норм, регулирующих определённый круг (область) общественных отношений. Фактическая конституция – это сами такие отношения, т.е. то, что реально существует.

По форме конституции делятся на писаные и неписаные. Писаные конституции могут быть кодифицированными, если они регулируют все основные вопросы конституционного характера и при этом представляют собой единый писаный акт, и некодифицированными, если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами, нередко принятыми в разное время (например, в Финляндии, Швеции). Неписаные конституции – это совокупность парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев, а также доктринальных толкований (Великобритания, Новая Зеландия). В этом случае конституции имеют смешанный характер (являются частично писаными и неписаными).

По способу внесения в них изменений и дополнений конституции делятся на гибкие и жёсткие.

По срокам действия конституции делятся на постоянные и временные (более подробно юридическая природа гибких и жёстких, а также постоянных и временных конституций рассматривается в третьем вопросе).

В последнее время в связи с расширением интеграционных связей стоит вопрос о принятии общеевропейской Конституции, которая должна вступить в силу после её одобрения всеми государствами – членами Европейского Союза.

Социально-политическая сущность конституции. Представители разных юридических школ по-разному характеризуют сущность конституции. Школа естественного права видит в ней своего рода общественный договор; нормативисты – высшую, основную норму; институционалисты – статут не только государства, но и корпоративной организации общества в целом; марксизм-ленинизм – продукт классовой борьбы и закрепление её результатов.

Общественный договор заключатся в том, что конституция представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавшего на момент её принятия.

Как политический документ конституция закрепляет соотношение социальных сил в обществе, их борьбу и сотрудничество, достигнутый компромисс, а иногда, напротив, — господство определённых слоёв населения или военно-политических группировок.

Как идеологический документ конституция в концентрированном виде отражает господствующую в обществе или принятую его руководящими силами социально-политическую доктрину, определённое мировоззрение.

2Более чем 200-летняя история конституционализма выработала несколько способов принятия конституции.

Существуют следующие способы принятия конституции.

Наименее демократический из них – октроирование, т.е. дарование конституции односторонним актом главы государства (монарха). Такие конституции в начале XIX века часто именовались хартиями (например, Хартия 1814 года, Людовик XVIII).

Октроирование конституции имело место в Иордании в 1952 г., в Непале в 1962 г., в Свазиленде в 1978 г., в Саудовской Аравии в 1992 г., в Омане в 1996 г. и др.

В ходе крушения колониальных империй, октроирование приобрело иную форму: метрополия (обычно после конференций «круглого стола») даровала конституции своим прежним колониям, объявляемым независимыми государствами. Октроирование почти всегда было не добровольным, а вынужденным актом.

Одним из наиболее демократичных способов принятия конституции считается принятие её специально избранным для этой цели учредительным собранием. В отличие от парламента, это обычно орган однопалатный и после принятия конституции он нередко распускается, уступая место парламенту, избранному на основе новой конституции, но иногда продолжает свою деятельность в качестве обычного парламента. Учредительным собранием (с разными названиями) приняты Конституции Италии 1947 г., Туниса 1956 г., Намибии 1990 г., Болгарии 1991 г. и др.

Некоторые конституции приняты парламентами, иногда провозглашавшими себя для этой цели учредительными собраниями (в Шри-Ланке 1972 г., Папуа-Новой Гвинее 1975 г., Танзании 1977 г., Нидерландах 1983 г., Бразилии 1988 г., в Замбии 1992 г.).

Парламентами без переименования их в учредительные собрания приняты Конституции Китая 1982 г., Мозамбика 1990 г., Вьетнама 1992 г., Грузии 1995 г., Украины 1996 г.

Конституции нередко принимаются путём референдума – общегосударственного голосования избирателей (Франция 1958 г., Египет 1971 г., Филиппины 1986 г., Йемен 1991 г., Алжир 1996 г., Белоруссия 1996 г., Швейцария 1999 г. и др.). Референдум – демократический институт, но на нём избиратель может лишь ответить «да» или «нет» на вопрос, одобряет ли он конституцию; предложить же какие-либо поправки он не может.

Иногда конституция вырабатывается главой государства или правительством с последующей передачей на утверждение парламента или референдума (например, Конституция Республики Казахстан 1995 г.).

Изменение конституций. Как было указано выше, по способу внесения в конституцию изменений и дополнений конституции делятся на гибкие и жёсткие. Каждая конституция в связи с изменениями в общественной жизни, в соотношении политических сил может, а порой и должна быть изменена.

В этом нет проблемы, когда речь идёт об изменениях гибких конституций, что достигается путём принятия обычного закона. Иначе говоря, Гибкими называют те конституции, которые изменяются в том же порядке, что и обычные законы. Так изменяются частично писаные конституции (Великобритания, Новая Зеландия, Израиль) либо определённые части писаных (Индия).

Сложнее обстоит дело, когда нужно изменить жёсткую конституцию. Чаще всего для изменения такой конституции устанавливается требование квалифицированного большинства в палатах парламента. Иногда требуется повторное голосование парламента того же созыва через определённый срок.

Для изменения особо жёстких конституций предусматривается утверждение поправок на референдуме или определённым большинством субъектов федерации или повторное принятие поправок парламентом следующего созыва.

В некоторых конституциях содержится запрещение вносить изменения, затрагивающие закреплённые в них конституционные принципы. Так, Конституции Греции, Италии, Франции, Алжира, Казахстана включают в себя статьи, которые запрещают отмену республиканской формы правления. Помимо этого Конституция Алжира не допускает пересмотра статей, устанавливающих государственную религию, основные права и свободы, целостность национальной территории. Конституция Греции запрещает также пересмотр статьи, провозглашающей свободу совести.

Отмена конституций. Речь здесь пойдёт о жестких конституциях, ибо в случае гибких какой-либо проблемы не существует.

Чаще всего конституции отменяются в результате революций (государственных и военных переворотов). Однако иногда послереволюционные акты оставляют в силе некоторые законоположения свергнутого режима.

Конституция может отменяться в предусмотренном ею же порядке в результате коренных изменений в жизни страны, когда складывается новая расстановка политических сил.

Известны конституции, устанавливающие собственную неотменяемость (напр., Конституции Мексики 1917 г., Конституция Греции 1975 г.). Конституция Мексики 1917 г. является «нерушимой» (ст. 136): она не теряет силы и не перестаёт действовать, даже если её соблюдение нарушено восстанием, ибо как только «народ вновь обретёт свободу», действие Конституции восстанавливается».

Несколько по иному решается этот вопрос Конституцией Греции 1975 г.: «соблюдение её положений гарантируется патриотизмом греков, которые правомочны оказывать сопротивление всеми средствами любой попытке отменить её путём насилия» (ч.4 ст. 120).

Классификация конституций проводится по различным основаниям. По социальным признакам различают демократические, авторитарные и тоталитарные конституции. Есть и другие классификации: либеральные, этатистские и смешанные.

По устанавливаемой форме политико-территориального устройства – на федеративные и унитарные.

В зависимости от периода действия конституции бывают постоянными и временными.

Временные конституции могут приниматься на установленный срок или впредь до наступления определённого события. Например, Конституция Таиланда 1959 г., включавшая всего 20 статей, действовала до выработки проекта постоянной Конституции Учредительным собранием.

Постоянными являются большинство конституций.

Существуют государства, особенно в Латинской Америке, в которых «конституционная чехарда» до недавнего времени представляла собой обычное явление. Смена конституций там происходила главным образом вследствие частых военных переворотов. Так, в середине 60-х годов XX века Колумбия насчитывала 11 конституций, Доминиканская Республика – 15, Боливия – 20, Венесуэла – 22, Гаити – 23 конституций.

3Конституционный контрольособый вид конституционно-правовой деятельности, направленный на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. Конституционный контроль является одним из важнейших демократических институтов и имеет целью обеспечение верховенства и прямого действия конституции на всей территории страны.

В современном мире сложилось по крайней мере три модели конституционного контроля. При первой модели конституционный контроль (надзор) осуществляется всеми судами общей юрисдикции или только верховными судами (США, Индия, Канада, Япония и др.). При второй модели – специально созданными конституционными судами (Австрия, Испания, Италия, Российская Федерация и др.). При третьей модели конституционный контроль осуществляется органами несудебного характера, или квазисудебными органами – конституционными советами (Франция, Казахстан).

Объектами конституционного контроля могут быть обычные (текущие) законы, международные договоры, акты правительства и других исполнительных органов государства, иные нормативные акты, а также (если это предусмотрено конституцией) акты главы государства, конституционные (органические) законы и поправки к конституции. В федеративных государствах к объектам конституционного контроля относятся также разрешение споров по вопросам разграничения компетенции между федерациями и их субъектами. В ряде случаев предметом конституционного контроля могут быть конституционность действий (бездействий) государственных органов и должностных лиц, а также правоприменительная практика, затрагивающие конституционные права и свободы человека и гражданина.

Конституционный контроль называется конкретным, если вопрос о конституционности закона или иного нормативного акта поставлен только в связи с рассмотрением конкретного судебного спора. Абстрактныйконституционный контроль имеет место в случае обращения в орган конституционного контроля правомочных субъектов (обычно государственных органов и высших должностных лиц) по вопросам конституционности законов и иных актов безотносительно к наличию конкретного спора или конфликта.

По содержанию конституционный контроль может быть формальным, когда проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и иных нормативно-правовых актов, и материальным, когда проверяется содержание законов и иных актов с точки зрения их соответствия конституции.

Кроме того, конституционный контроль подразделяется на предварительный и последующий. Предварительный контроль призван не допустить вступления в силу закона, не соответствующего конституции, находящегося на рассмотрении парламента, либо им принятого, но ещё не подписанного главой государства. При последующем контроле орган конституционного контроля проверяет на соответствии конституции законы, принятые и вступившие в силу и, следовательно, на момент проверки уже действовавшие определённое время.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «конституция»?

2. Что из себя представляет конституция в материальном смысле?

3. Что из себя представляет конституция в формальном смысле?

4. Что означает юридическая конституция?

5. Что означает фактическая конституция?

6. Как классифицируются конституции по форме?

7. Как классифицируются конституции по способу внесения в них изменений и дополнений?

8. Как классифицируются конституции по срокам действия?

9. Назовите способы принятия конституции.

10. Что означает октроированный способ принятия конституции?

11. Назовите демократические способы принятия конституции.

12. По каким основаниям классифицируются конституции?

Источник

Читайте также:  Координаты всех стран южной америки
Оцените статью


Краткий конспект лекций по курсу

ЛЕКЦИЯ 3. КОНСТИТУЦИЯ — ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК
НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА

  1. Понятие и особые свойства конституций в зарубежных странах.
  2. Форма и структура конституций в зарубежных странах.
  3. Принятие, изменение и отмена конституций.
  4. Классификация конституций зарубежных стран.

1. Понятие и особые свойства конституций в зарубежных странах.

Конституция — фактический документ (социальная конституция или конституция в материальном смысле) — реально существующее основа государства политического строя государства, место и роль человека в обществе. Порядок в обществе, государстве, при котором реализуются основы конституционного строя, реализуются положения конституции, права и свободы человека и гражданина.

Юридическая конституция — это основной источник конституционного права. (Документ, основной закон, имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий основы — социально экономического строя, политическую силу, правовой статус личности и основы духовной жизни общества.). Это также основной закон государства, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, принципы правовой системы государства и основу их взаимоотношений с обществом, населением.

Расхождение между фактической и юридической конституциями — обычно результат в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции особенно, когда речь идет о формальной юридической конституции принятие которой имеет одномоментный характер. Расхождение между фактической и юридической конституцией свидетельствует, что часть норм юридической конституции стала фиктивной. Возникает необходимость либо юридическую конституцию привести в соответствие с фактическими общественными отношениями, либо, наоборот эти отношения преобразовать в соответствии с предписаниями юридической конституции. В последние десятилетия в преодолении расхождений между фактической и юридической конституцией все большую роль играет конституционная юстиция.

Конституции обладают рядом особых свойств:

  1. Имеет высшую юридическую силу — т.е. главенствующая в системе национального права.
  2. Прямое и непосредственное действие — это означает, что конституционные положения распространяются на всей территории страны и общественные отношения без предварительного одобрения, санкционирование со стороны иных актов или органов власти.
  3. Верховенство — положением конституции, ее принципам, закрепленным в ней правилами должны следовать органы государственной власти, должностные лица в своей деятельности. Иные институты (система права, система разделения властей, принципы формирования органов власти) также должны соответствовать положениям конституции.
  4. Особый порядок принятия и изменения Конституции, что требует проведение референдума в стране или квалифицированного одобрения парламентом.
  5. Особый характер реализации положений Конституции. Для этого создаются специальные органы и институты власти в государстве.
  6. Особый характер охраны Конституции.
  7. Особый порядок отмены Конституций в зарубежных странах.

2. Форма и структура конституций в зарубежных странах.

Форма конституции — это способ организации и выражения конституционных норм. Определяется форма тем, что конституция может состоять из одного или нескольких нормативных актов. Если конституция есть единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера, то ее можно определить как кодифицированную. Если же те вопросы регулируются несколькими писаными актами, то это некодифицированная конституция. Кодифицированные конституции в зависимости от степени кодификации можно подразделить на развернутые и неразвернутые. Встречаются конституции смешанного типа. Частично они писаные и включают парламентские законы и судебные решения являющиеся обязательными прецедентами. Частично же состоят из обычаев и доктриальных толкований, судебный прецедентов, обычаев (именуемыми конституционными соглашениями), в которых содержатся конвенционные нормы. Бывают и неписаные конституции, вообще незафиксированные в документах, но они существуют обычно временно — после революций, переворотов.

Структура включает в себя преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения, изредка также приложения.

В преамбуле излагаются цели конституции , указываются исторические условия ее создания, провозглашаются права и свободы, руководящие начала государственной политики. Положения преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений конституции.

В основную часть конституции входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей — о парламенте, главе государства и правительстве, судебной власти, об организации власти на местах.

Заключительные положения содержат различные нормы. Обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу. Если это не урегулировано в основной части, помещают нормы в порядке изменения конституции или государственных символах.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Нередко, нормы, содержащиеся в переходных положениях обозначаются не в виде статей, а в виде параграфов, чтобы показать их специфический характер. В то же время они важны для правоприменителя, так как указывают с какого времени подлежит применению та или иная норма.

Устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствие с конституцией. Дополнительные положения также оформляются иначе, содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частей вопросов. Приложение содержит распределение компетенции — имеют важное юридическое значение.

3. Принятие, изменение и отмена конституций.

Существуют следующие способы принятия конституций. Наименее демократический из них октраирование, то есть дарование конституции односторонним актом главы государства (монарха). После второй мировой войны октраированными стали называть конституции, дарованные метрополиями своим колониям при изменении формы колониального господства или освобождении от него. Октраированный характер конституции внешне выражается в соответствующей формуле, обычно помещаемой в преамбуле и указывающей на источник происхождения конституционного акта (Саудовская Аравия). Конституциями носящими договорной характер являются договор между монархом и выборным органом, выступающим как выразитель воли народа (ОАЭ). Большинство ныне действующих конституций являются народными. Источником такой конституции является избирательный корпус, который выбирает парламент (Япония) или учредительное собрание (Германия) либо непосредственно одобряет конституцию на референдуме (Швейцария).

Изменение конституции связано с изменениями в общественной жизни, в соотношении политических сил. При изменении гибкой конституции каждый последующий закон содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения ранее не регулировавшие, либо регулировавшиеся обычным правом.

В некоторых конституциях встречаются ограничения в отношении их пересмотра либо по существу, либо временного характера, когда устанавливается определенный период времени, в течении которого запрещается внесение в них поправок. В первом случае ограничения касаются формы правления в стране. В ряде конституций содержится запрещение их пересмотра в условиях чрезвычайной ситуации в стране.

На порядок изменения конституции влияет форма политико-территориального устройства государства. В федеративных и унитарных государствах верхнему уровню местной власти предоставляются широкие права. Процедуру конституционого пересмотра можно условно разделить на два этапа — принятие поправок парламентом и их ратификацию. В большинстве стран в изменении конституции обязательно участвует глава государства. Обычно он промульгирует поправки. Напротив. Президент США даже не промульгирует поправки.

Отмена конституций, лишь в случае, если речь идет о жесткой конституции. Чаще всего конституции отменяются в результате революций.

Также может отменяться в предусмотренном его же порядке в результате коренных изменений в жизни страны, когда складывается новая расстановка политических сил. Нередко конституции предусматривают более сложный порядок для полной конституционной реформы по сравнению с частичной.

4. Классификация конституций зарубежных стран.

Целью классификации конституций, их разнесение по различным классам на основе общих свойств позволяет ориентироваться в многообразии конституций, способствует установлению закономерно существующих связей между ними, определенно место того или иного акта во всех их совокупности, помогает лучше их различать, сопоставлять друг с другом, уяснять особенности их содержания и структуры.

Классификация ведет к четкому оформлению знаний о конституции.

Временные и постоянные конституции различаются по времени действия — первые имеют ограниченный срок действия (Таиланд, ЮАР и др.), вторые — неограниченный (США, Франция, Польша и др.).

Классификация по содержанию и характеру конституций многообразна и отражает различные признаки определяемого конституцией строя. По форме правления, определяемой в конституциях, их можно в зависимости от порядка замещения должности глава государства, разделить на монархические и республиканские, по устанавливаемой форме политико-территориального устройства на федеративные и унитарные. В федеративных государствах конституции можно разграничить на федеральные и национальные и на конституции субъектов федерации (штатов, земель, провинций).

По оформляемому политическому режиму конституции делятся на демократические, авторитарные, среди последних выделяются еще тоталитарные. Первые гарантируют определенный круг прав и свобод, допускают свободное образование и деятельность политических партий, предусматривает выборность учреждений власти. Авторитарные конституции ограничивают или запрещают деятельность политических партий либо устанавливают господство одной партии, открывают возможности для ликвидации или существенного ограничения вынуждено провозглашаемых прав и свобод. По форме конституции делятся на писаные, смешанные и неписаные.

По порядку изменения на гибкие, жесткие, смешенного типа. Особо жесткая конституция США.

В зависимости от порядка принятия на октроированные, т.е. окончательно одобренные главой государства (Бельгия, Норвегия, Бахрейн, Катар, Кувейт) и «народные».