Современные модели образования в развитых странах мира
Стили воспитания детей.
Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.
Авторитетный (демократический). Воспитатель (педагог, родитель) осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие — обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс. Такие родители полагают, что должны быть для детей друзьями, а потому ведут себя с ребенком как с равным. Демократическое воспитание основано на убеждении, что все члены семьи равны между собой и что при таком подходе все конфликты, связанные с детским непослушанием, исчезнут сами собой.
Либеральный . Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю. Но по плечу ли ребенку такая свобода7 в каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребенку либеральный стиль воспитания больше навредит, чем поможет.
Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие авторитарных отношений. Такие родители чересчур строги и склонны критиковать и наказывать ребенка за любой незначительный проступок. Они часто навязывают детям правила, ничего не объясняя, кроме как «потому что я так сказал». Вряд ли их дети будут иметь право голоса в принятии решений и установлении правил. Дети, выросшие в авторитарных семьях, имеют меньше
возможностей развивать свои способности к обсуждению, взаимодействию, конкуренции и совместному пользованию. Кроме того, они склонны воспринимать правила как абсолютные и беспрекословно исполняемые ради избавления от наказания,независимо от того, справедливыми они. Когда им тяжело понять смысл правил, они будут их сознательно нарушать, если почувствуют, что могут избежать наказания.
Индифферентный (попустительский). Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому ( «пусть растет самостоятельным, а мне некогда»). Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.
Существующие «классические» образовательные модели можно условно разделить на модель европейскую, американскую, советскую и японскую. Каждая из них имеет свои особенности и отвечает определенным условиям развития общества. Под особенностями подразумеваются, в первую очередь, ориентация на точные или гуманитарные науки, теоретическую или практическую подготовку, детальное изучение старого или на создание нового. Использование той или иной модели образования приводит к «формированию» в различных учебно-воспитательных заведениях разных выпускников, а, следовательно, и граждан, по-разному воспринимающих окружающий мир, с различными целевыми установками и степенью готовности жить и творить в современном мире. Образование свободного выбора. К примеру, модель позволяет студентам самостоятельно выбирать курсы из списков, предложенных в школе и высших учебных заведениях. У европейской модели образования есть множество вариаций. К примеру, в немецкой школе ценятся, в первую очередь, порядок и послушание; во французской –личные способности и достижения учащихся; в английской — принадлежность к определенному общественному слою и наследственность. В последнее десятилетие до уровня этих признанных школ поднялась и образовательная модель Финляндии.Признав эффективность такой образовательной модели, Соединенные Штаты позаимствовали ее основной элемент – возможность делать выбор, и максимально упростили образовательные программы. Кроме того, они сделали курсы очень практичными.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Современная система образования в мире. Ведущие тенденции развития современного образования в развитых странах.
В настоящее время процесс образования в России включает в себя следующие этапы:Первый этапэто дошкольное образование детей в возрасте от 2 до 5 лет, которое по своему функционалу практически не отличается от домашнего обучения.Второй этапэто начальное образование для детей в возрасте от 5 до 12 лет, которое основано на приобретении учащимися общих знаний. Под общими знаниями в данном случае понимается изучение основ фундаментальных наук.Третий этапэто среднее образование для детей в возрасте от 12 до 16 лет, в процессе которого учащимися приобретаются профессиональные знания, умения и навыки. На этом этапе у учащихся есть выбор, чтобы продолжить обучение в общеобразовательной школе или в среднем специальном учебном заведении.Четвертый этапэто высшее образование, которое основано на глубоком изучении специальных наук в соответствии с будущей профессией или специальностью.
Кроме того существует также разделение на массовое и элитарное образование, государственные и частные школы, техническое и общее образование.
К настоящему времени в мире сложились следующие основные модели образовательных систем.
Американская модельвключает младшую среднюю школу – среднюю школу – старшую среднюю школу – колледж двухгодичный – колледж четырехгодичный в структуре университета – магистратуру – аспирантуру.
Французская модельвключает единый колледж – технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей – университет – магистратуру – аспирантуру.
Немецкая модель: общая школа – реальное училище, гимназия и основная школа – институт и университет – аспирантура.
Английская модель: объединенная школа – грамматическая и современная школа-колледж – университет – магистратура – аспирантура.
В мировой системе образования к настоящему времени сложились и отчетливо проявляются следующие глобальные тенденции:
1) демократизация системы образования, обеспечивающей доступность образования для всего населения страны, преемственность ступеней и уровней образования;
2) обеспечение права на образование всем желающим, независимо от национальной и расовой принадлежности, политических взглядов и вероисповедания;
3) увеличение общей длительности и повышение качества дошкольного обучения и воспитания детей, которые значительно облегчают успешную работу всех последующих уровней образования;
4) повышение эффективности работы начальной школыпосредством пересмотра ее программы и содержания образования;
5) происходит перестройка основной (базовой) школы — обеспечение основы базовых знаний и умений + учебно-профессиональная ориентация. Сегодня ни одна развитая страна мира не обеспечивает успешного соединения общего образования детей и их профессиональной подготовки в стенах школы;
6) общей тенденцией для развитых стран является постепенное усложнение систем профессионального образования, создание новых его вариантов, для молодежи 18-23 лет, расширение системы профессионального образования взрослых людей, которым приходится менять профессию;
7) отход школы от ориентации на “среднего” ученика и повышенный ее интерес к одаренным детям;
8) поиск дополнительных ресурсов для получения образования детьми с особыми потребностями;
9) разрастание рынка образовательных услуг;
10) образование становится приоритетным объектом финансирования;
11) поиск компромисса между жесткой централизацией и стандартизацией образования, с одной стороны, и полной автономией учебных заведений, с другой;
12) расширение спектра учебно-организационных мероприятий;
13) развитие многоуровневой системы образования;
14 мощное обогащение современными информационными технологиями и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов;
15) гуманитарная составляющая содержания подготовки специалистов в целом, а также за счет введения новых учебных дисциплин: философии, психологии, политологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики;
16) появление университетских комплексов, научно-образовательных мегаполисов государственного, континентального и межрегионального значения;
17) объединение университетов с промышленными комплексами для научных изысканий и адресной подготовки уникальных специалистов;
18) обновление цели, содержание и технологии высшего профессионального образования, корректировка учебных программ;
19) межгосударственное сотрудничество в области образования;
20) распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций.
Рассмотренные мировые тенденции развития образования имеют достаточно общий характер. В то же время практически для развития каждого вида и уровня образования имеют место и свои специфические тенденции.
Ведущие тенденции современного образования:глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, компьютеризация, стандартизация.
Глобализация образованияопределяется, прежде всего, тем, что образование и общество неотделимы друг от друга. Глобализация становится общей судьбой для народов и культур, которые, чтобы сохранить себя, должны прийти к пониманию возросшей ответственности человека и человечества за жизнь и ее качество.
Образование должно быть фундаментальным, т.е. глубоким и основательным. Признание фундаментализациивызвано ростом объема информации, ее обновлением в течение двух-трех лет.
Гуманизацияобразования касается вопросов его организации, функционирования и управления, а также вопросов обучения, воспитания и развития личности обучаемых. Гуманитаризировать образование – значит осознать его значимость с позиции каждой личности.
Технологизацияпредполагает внедрение в образование современного эффективного и продуктивного инструментария, высокоэффективных информационных технологий, повсеместную компьютеризацию.
В содержании образования происходят крупные изменения в связи с его стандартизацией,которая выполняет двойную функцию: с одной стороны, стандартизация означает придание некоторого однообразия, а, с другой, –разработку такого содержания образования, которое удовлетворяло бы соответствующему стандарту. Образовательный стандарт определяет требования к образованности человека.
Культура как феномен является многообразной по своим проявлениям. Одной из особых, знаковых форм культуры современности является массовая культура.
Массовая культура появилась тогда, когда появилось массовое общество, массовое производство и массовые средства коммуникации, т.е. к началу 20 века. Глобальное распространение массовой культуры неслучайно. Именно в ней современный человек ищет успокоения, утешения, объяснения жизненных ситуаций, отвлечения от проблем повседневной реальности. Именно такую роль выполняла религия для средневекового человека.
Массовая культура обладает определенными особенностями
Первое. Массовая культура – это культура для массовой аудитории.
Человек масса появился в начале 20 века (с исчезновением сословий). Для человека массы стали востребованными стандартные, типичные, похожие друг на друга творческие продукты. Такие произведения искусства стали доступными для большого количества людей на основе снижения их качества, большей доступности и, соответственно, снижения трудоемкости создания культурного продукта. Для массовой аудитории, которая стала образованной и имела свободное от труда время, требовалась культурная продукция повседневной и развлекательной направленности. Требовались такие культурные блага, которые были бы понятны для всех, для простого обывателя.
· второе. Основным стимулом развития массовой культуры является коммерческая прибыль от производства масскульта.
третье. Средства массовой коммуникации (СМИ) – важнейший элемент массовой культуры.
Неважно где находится зритель, читатель, слушатель, поскольку средства массовой информации доставят до него культурный продукт, на какой бы территории он не располагался.
Основные функции массовой культуры:
· релаксационная (с помощью масскульта человек психологически разгружается, отдыхает и снимает напряжение, накопленное от ежедневной рутинной действительности);
· воспитательная (в образах героев, в телевизионных ток-шоу раскрываются элементарные категории добра и зла);
· идеологическая (культивирование определенных ценностей, идеалов для подражания, нормы, модели поведения);
· интегративная (распространение продуктов массовой культуры через медиа скрепляет общество в единое целое, облегчая тем самым взаимодействие людей);
· объяснительная (в доступной форме человек постигает знания, в которых объясняются основные законы устройства мира);
· адаптационная (люди лучше адаптируются к быстроменяющейся реальности благодаря воспроизводимым в текстах массовой культуры ситуациям и моделям соответствующего поведения);
Особенности массовой культуры в современный период:
Массовая культура – это символический маркер современного общества. Именно она отражает особенности нашего мировоззрения и менталитета, идеалов, ценностных ориентаций и моделей поведения. Многие явления современности (например, шопинг, стремление к успешности, коммерциализация повседневности, экономика впечатлений и пр.) тесно связаны с тем, что массовая культура стала неотъемлемой частью нашей жизни. Данная форма культуры проникает во все сферы деятельности – в политику, экономику, образование и т.д.
Однако с течением времени массовая культуры меняется. И сегодня, в век информационного общества, она приобрела новые черты. Культурные продукты масскульта стали более индивидуальными, с претензией на качество и глубокий смысл, поскольку, например, наиболее образованной части массовой аудитории требуется, соответственно, более качественный культурный продукт (сравните примитивные телесериалы и авторский кинематограф).
Скрытые социокультурные угрозы, которые несет в себе массовая культура: Во-первых, массовая культура питается продуктами культуры элитарной и не способна самостоятельно производить гениальные тексты, которые обеспечивают духовное преображение человека.
Во-вторых, большая часть масскульта предполагает унификацию образа мыслей, отсюда люди думают одинаково, нередко доверяя мифам и непроверенному знанию. Такой массой людей проще управлять, манипулировать, навязывать определенное мнение.
В-третьих, часто люди покупают и потребляют то, что им не нужно, но навязано технологиями маркетинга.
в-четвертых, В целом ее продукция представляет собой огромную массу однотипных текстов. Находясь в условиях этого информационного шума, человек может не заметить глубокого, вечного, настоящего, гениального, уникального или того, что делает из него человека думающего, осмысляющего, понимающего.
СНГ и Россия
Содружество Независимых Государств (СНГ) – межгосударственная региональная организация, объединяющая 11 независимых, суверенных государств.
8 декабря 1991 года лидерами России, Белоруссии и Украины было подписано двухстороннее Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к этим странам присоединилось большинство государств Содружества.
В состав СНГ входят Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан;Украина и Туркменистан на правах ассоциированного членства.
Национальные интересы современной России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как одного из влиятельных центров многополярного мира, развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками СНГ, традиционными партнерами России.
Участвуя в создании Содружества, государства — участники, в том числе и Россия, стремились к тесному сотрудничеству в политической, экономической, научной, военной, гуманитарной, культурной и других областях, поддержанию мира и обеспечению собственной безопасности.
Рамки предлагаемой читателю статьи будут ограничены двумя уровнями военного сотрудничества: двухсторонними отношениями Министерства обороны Российской Федерации с государствами — участниками Содружества Независимых Государств и многосторонним военным сотрудничеством в СНГ При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности коллективными усилиями уделим внимание проблемам, связанным с реализацией целей и задач Организации Договора о коллективной безопасности, активной участницей которой является Россия.
В Министерстве обороны России военное сотрудничество с государствами—участниками СНГ, направленное на обеспечение долгосрочных интересов России в Содружестве, рассматривается как одно из основных направлений внешнеполитической деятельности и строится на основании положений Основных направлений развития отношений России с государствами — участниками Содружества Независимых Государств на современном этапе и Базовых принципов, целей и задач политики Российской Федерации в отношении Содружества Независимых Государств на современном этапе.
Первое. Содружество Независимых Государств на сегодня, вопреки ожиданиям, не стало единым геополитическим образованием с общим этнополитическим и военно-стратегическим пространством. Более того, в последнее время возникла реальная угроза отхода ряда государств от принципов интеграции, наблюдается некоторое снижение того потенциала сотрудничества, который был накоплен в прежние годы.
Второе. Все нагляднее появляются признаки международной конкуренции за доступ к энергоресурсам стран Содружества. Стремление ряда ведущих государств Запада и исламского мира обеспечить свое участие в крупных проектах разработки и транспортировки сырьевых запасов отразилось и на военно-политической сфере взаимодействия. При этом возрастает скрытый, а порой и явный нажим на руководство ряда государств СНГ в вопросах ужесточения условий пребывания российских войск и объектов, перспективах вывода российских войск с их территории (Грузия, Молдавия, Таджикистан).
В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, президент В. В. Путин, признал: «Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников».
В марте 2005, после того как российское руководство потерпело целый ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР (Грузия, Украина, Молдавия), и в самый разгар кризиса власти в Киргизии,[источник не указан 683 дня] В. В. Путин высказался уже более категорично: «Всё разочарования — от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а всё остальное — «политическая шелуха и болтовня». Он выразил мнение, что реальными же интеграционными инструментами сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера».
В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 года на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Н. А. Назарбаев предложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества:
-Согласованная миграционная политика; -развитие единых транспортных коммуникаций;
-взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах;
-сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью.
Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией.
Источник