Глобальные модели прогнозирования
Взаимозависимость различных стран мировой системы (мирохозяйства) очевидна. Существует множество связей между тем, что происходит в одной стране, и событиями, имеющими место в другой, — это и условия равенства экспорта одной страны и импорта других стран, оттока капитала из одной страны и прилива его в другие, миграция трудовых ресурсов, соотношения между валютным курсом одной страны и валютными курсами других стран, взаимозависимость цен, реализуемая через мировой рынок, и другие взаимосвязи. В условиях глобализации постиндустриального общества эти связи усилились, приобрели новое качество[15].
Поэтому прогнозирование отдельных стран не должно проводиться изолированно, так как могут возникнуть противоречия в управленческих решениях, принимаемых различными странами.
При использовании в прогнозировании моделей возникает естественное стремление попытаться увязать их в некоторую систему, в рамках которой учитывались бы вышеприведенные взаимосвязи между странами.
Рассмотрим преимущества такой глобальной модели (системы моделей).
Полная система моделей способствует разработке более точных прогнозов, чем при самостоятельном и изолированном прогнозировании каждой страны. Полученные прогнозы могут использоваться в национальном планировании различных стран и при формировании их социально-экономической политики.
Такая система моделей может применяться в планировании отдельно взятой страны без какого-либо согласования с прочими странами. В этом случае появляется несколько преимуществ по сравнению с использованием какой-либо «чисто национальной» модели. В частности, при использовании всей системы моделей можно получать более точные прогнозы для отдельных переменных, которые в моделях отдельной СЭС считаются экзогенными. Последствия решений, принимаемых в одной стране, более понятны после анализа обратных связей, осуществляемых через внешние рынки. Например, политика экономического роста, осуществляемая в одной стране, создает некоторый вторичный эффект, реализуемый через последствия роста экономической активности в странах, внешняя торговля которых с первой страной значительна.
Обмениваясь информацией или совместно используя эти модели, страны, участвующие в разработке системы моделей, могли бы устранить противоречия, возникающие из-за несогласованного поведения друг друга и нестабильности мирового рынка.
Естественно, не следует ожидать, что каждая страна будет считать для себя выгодным выдавать неискаженную информацию относительно своего развития, но можно предположить, что при совместном моделировании страны заинтересованы в том, чтобы избежать больших диспропорций, которые могли бы нарушить устойчивость всей системы экономических взаимоотношений между ними. Такое взаимодействие между странами не лишено недостатков так называемой некоалиционной игры, при которой достигается некоалиционное равновесие, но все же эффективное достижение такого равновесия путем улучшения информационной базы глобальной модели гораздо предпочтительней, чем неравномерное движение, возникающее при отсутствии у каждой страны возможности предвидеть поведение других стран.
Эффективность использования межстрановых моделей может быть повышена, если все страны, участвующие в их разработке, решат достичь соглашения относительно принятия таких решений, которые бы послужили на благо всех стран. Такой тип согласования означает переход к коалиционной игре и, соответственно, к коалиционному равновесию.
Наибольшая эффективность в использовании межстрановых моделей достигается в том случае, если существуют какие-либо международные органы, которые наделены определенными полномочиями в области принятия решений.
В отдельных странах с полностью открытой экономикой и большим объемом внешней торговли ведется работа по построению моделей мирового рынка с целью совершенствования не только национального прогнозирования, но и планирования.
В таких организациях, как ОЭСР, существуют определенная система прогнозирования, позволяющая получать достаточно согласованные прогнозы для определенной группы стран, а также система обмена информацией.
При прогнозировании и планировании, осуществляемом в рамках Европейского союза (ЕС), предпринимаются попытки согласования планов отдельных стран и существует общий орган, которому страны-участники дали полномочия на сбалансирование своих интересов и принятие решений.
Наиболее значительным исследовательским проектом объединения моделей различных СЭС в систему, в которой учитываются международные связи, является проект ЛИНК, который финансируется американским Советом по исследованию в области общественных наук. В проекте ЛИНК участвуют США, Япония, Великобритания и другие развитые западно-европейские страны. В большинстве случаев в нем используются макроэкономические модели социально-экономических систем отдельных стран, но если для каких-либо стран таких моделей не существует, то в рамках проекта ЛИНК разрабатываются новые.
Размерность задачи взаимоувязки этих моделей и решение полученной системы в целом весьма значительны,— к настоящему времени система включает более десяти эконометрических моделей различных СЭС, большая часть которых состоит примерно из 100 уравнений (регрессионных, уравнений равновесия и тождеств). ЛИНК состоит из динамических квартальных моделей, которые необходимо разрешить не только для одного квартала, но и для нескольких последующих.
Основная задача ЛИНК состоит в том, чтобы найти решение этих моделей, которые согласованы по показателям международной торговли.
Решение всей системы ЛИНК достигается с помощью определенной двусторонней итеративной процедуры. Модель каждой СЭС решается с помощью «малых итераций»; затем полученные в результате этих решений объемы внешней торговли сопоставляются и проверяются на согласованность еще до изучения согласованности экспортно-импортных связей. До тех пор пока существуют расхождения, переменные, которые в моделях отдельной СЭС считаются заданными, подвергаются корректировке и эти модели решаются с использованием «малых итераций».
Все это вместе требует огромного объема вычислительной работы. Необходимое количество решений для каждой национальной модели определяется произведением трех факторов: числом «больших итераций», числом итераций на решение национальных моделей в «малых итерациях», продолжительностью расчетного периода (количеством кварталов). Для каждой национальной модели получается несколько сотен, а иногда и тысяч решений.
Отображение связей между национальными моделями можно представить в двух различных видах. Первый связан с попыткой прямого или косвенного отображения всех товарных потоков между странами, т.е. учета движения всех видов товаров между всеми странами. Число связей в этом случае оказалось бы огромным: порядок этой величины определяется произведением числа позиций в товарной номенклатуре торговли на квадрат числа стран-участниц. Второй подход заключается в введении «переменных мирового рынка»: элементов товарной структуры мировой торговли. Тогда экспорт любого товара из каждой страны поступает на некоторый условный мировой рынок, а импорт в какую-либо страну поступает с этого же мирового рынка. Затем наступает очередь балансировки спроса и предложения, однако при этом отдельно не рассматриваются потоки между каждой парой стран-участниц проекта. В этом случае количество переменных окажется существенно меньше, чем при использовании первого подхода. Таким образом, система в целом будет состоять из национальных моделей и их переменных, некоторого количества переменных мирового рынка и уравнений, отражающих требования сбалансированности мировой торговли.
В проекте ЛИНК использован второй подход.
Исследовательский проект КОМЕТ, осуществляемый в рамках ЕС, нацелен на построение среднесрочной эконометрической модели Европейского союза. Для достижения этой цели при разработке прогнозов принимаются во внимание Связи между странами и, кроме того, делаются шаги в направлении изучения последствий использования различных инструментов экономической политики, в частности для отслеживания этих последствий по взаимосвязям между странами-участницами проекта. Например, с помощью этой системы изучаются последствия колебаний валютных курсов.
Другая интересная система взаимосвязанных моделей включает 10 западно-европейских стран, каждая из которых представлена стандартной национальной эконометрической моделью, состоящей из 23 уравнений. Это динамическая модель, используемая прежде всего для изучения с помощью связующих уравнений последствий налоговой политики, осуществляемой в одной стране, для других стран, а также характера обратной связи для страны — источника первоначального импульса. Можно также отметить проекты объединения моделей американской и канадской экономики.
Следует сказать, что системы моделей разработаны также для отдельных групп развивающихся стран. Среди основных проблем, рассматриваемых в этих исследованиях, — планирование торговли и согласование наиболее важных решений в области экономической политики.
Широкое распространение в практике разработки глобальных моделей получили и межотраслевые модели, основой которой является принцип межотраслевого баланса.
В 1973 г. в своей нобелевской речи В.В.Леонтьев продемонстрировал межотраслевую модель мировой экономики до 2000 г., в которой все страны мира объединены в три региона, а в каждом регионе выделены по три укрупненные отрасли.
Его модель стала отправным моментом проекта «Будущее мировой экономики», над которым работала группа американских специалистов во главе с В. В. Леонтьевым. Методологической основой проекта являлась межотраслевая глобальная модель (15 регионов, 45 отраслей), с помощью которой анализировались альтернативные сценарии мирового развития.
В 1976 г. Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР применил разработанные им межрегиональные и межотраслевые модели для исследования сценариев развития мировой экономики (по предложению секретариата ОНН).
Был создан комплекс моделей мировой экономики, объединяющий модели экономического взаимодействия регионов мира, и проведены многовариантные расчеты на период до 2000 г.
Источник
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Ведущие редакторы O.K. Смирнова, М.В. Бурова. Художественный редактор Ю.Э. Иванова. Художник В.Ю. Соколова. Технический редактор Л.А. Овчинникова. Корректор Н.Е. Жданова. Компьютерная верстка О.М. Чернова
Лицензия ИД № 06236 от 09.11.01. Изд. № ЛЖ-213. Сдано в набор 6.02.02. Подп, в печать 14.05.02. Формат 60×88’/)f>. Бум. офс. № 1. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Объем: 18,62 усл. печ. л., 19,12 усл. кр.-отт., 19,11 уч.-изд. л. Тираж 5000 экз. Заказ Ьо14.
ФГУП «Издательство «Высшая школа», 127994, Москва, ГСП-4, Неглинная ул., 29/14.
Тел.: (095) 200-04-56 E-mail: info@v-shkolaru http://www.v-shkola.ra
Отдел реализации: (095) 200-07-69, 200-59-39,
факс: (095) 200-03-01. E-mail: sales@v-shkola.ru
Отдел «Книга-почтой»: (095) 200-33-36.
Набрано на персональных компьютерах издательства.
Отпечатано в ГУП ПИК «Идел-Пресс». 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2.
ISBN 5-06-004256-1 © ФГУП «Издательство «Высшая школа», 2002
Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа» и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается.
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Глава 1. Прогнозирование как важнейший этап управления
социально-экономической системой страны. ……………………………….8
1.1.Социально-экономическая система страны как объект государственного управления . ……………………………….8
1.2.Логико-информационная модель управления социально-экономической системой страны. ………………………………19
Глава 2. Методологические основы социально-экономического прогнозирования………………………………………………………………………38
2.1.Прогноз как форма научного предвидения и основные подходы к исследованию
объекта прогнозирования. ………………………………38
2.2.Методы упрощения решения глобальной задачи прогнозирования и формирование системы прогнозных моделей. ………………………………52
2.3.Поисковый и нормативно-целевой способы прогнозирования……………………67
2.4.Сопряжение федерального прогноза развития СЭС с региональными прогнозами. 72
РАЗДЕЛ II. БАЗОВЫЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ И ИХ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГлаваЗ. Базовые методы прогнозирования социально-экономических процессов……………………………………………………………………………….79
3.1.Классификация основных методов социально-экономического прогнозирования.79
3.2.1.Группа методов индивидуальных экспертных оценок …………………….83
3.2.2.Группа методов коллективных экспертных оценок………………………. 89
3.2.3.Практическое использование методов экспертных оценок………………. 96
3.3.Фактографические, или формализованные методы………………………………..99
3.3.1.Логические методы. ……………………………. 99
3.3.2.Математические модели прогнозирования………………………………….132
3.4.Факторы, определяющие выбор метода прогнозирования……………………….148
Глава 4. Информационное обеспечение макроэкономического прогнозирования……………………………………………………………………..152
4.1. Общая характеристика прогнозно-аналитической информации……………. 152
4.2. Система норм, нормативов и индикаторов развития …………………………….156
4.3.Система национальных счетов и межотраслевой баланс………………………. 166
РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ И МИРОВОЙ ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
Глава 5. Основные базовые и социально-экономические прогнозы, их краткая
Глава 6. Прогнозирование в зарубежных странах……………………………….223
6.1.Глобальные модели прогнозирования…………………………………………….223
6.2.Социально-экономическое прогнозирование в системе государственного регулирования США…………………………………………………………………. 228
6.3.Опыт разработки эконометрических моделей в системе прогнозирования Японии.235
6.4.Опыт макроэкономического прогнозирования Великобритании…………………246
6.5.Опыт разработки индикативного план-прогноза Франции………………………251
Словарь терминов…………………………………………………………………. 262
Используемая литература………………………………………………………….270
Методические рекомендации………………………………………………………..297
Рекомендуемая литература………………………………………………………….304
ПРЕДИСЛОВИЕ
В литературе термин «национальная экономика» имеет различные трактовки. Одни авторы считают, что он равнозначен понятию «экономика определенной страны», например, экономика России, экономика Франции. Другие авторы привязывают этот термин к экономике страны независимо от национальной принадлежности как к объекту изучения.
Не вдаваясь в полемику о правомерности того или иного подхода, рассмотрим термин «национальная экономика» относительно нашей дисциплины.
Очевидно, что в условиях нестабильности и неопределенности развития экономики России, ее трансформации, разрушения нормативно-справочной базы и всей системы прогнозирования и планирования, по меньшей мере преждевременно введение отдельной дисциплины «Прогнозирование экономики России».
Кроме того, прежде чем приступить к изучению прогнозирования национальной экономики отдельной страны (России), необходимо изучить основы методологии прогнозирования страны как объекта, независимо от национальной принадлежности.
Возникает и другой вопрос: должна ли дисциплина «Прогнозирование национальной экономики» охватывать все уровни управления — федеральный, региональный, отраслевой и уровень организации?
На наш взгляд, прогнозирование является одним из блоков системы управления объектом, и ее методология взаимосвязана с методологией управления этим объектом, зависящей от особенностей объекта, его целей, интересов, приоритетов, структурных форм, методов управления, в том числе планирования и регулирования. Поэтому прогнозирование на федеральном уровне должно изучаться по дисциплине «Макроэкономика», на региональном и отраслевом уровнях и уровне организации — по соответствующим дисциплинам, изучающим функционирование и развитие регионов, отраслей и организаций.
Но, как известно, дисциплина «Макроэкономика» не изучает систему макроэкономического управления, соответственно, не рассматривает вопросы прогнозирования.
Выходом из создавшегося положения, как нам представляется, является рассмотрение дисциплины «Прогнозирование национальной экономики» в двух ипостасях: первой — как введение в методологию прогнозирования социально-экономических систем, второй — как использование этой методологии в прогнозировании национальной экономики на макроуровне без привязки к определенной стране.
Поскольку термин «национальная экономика» многими авторами считается весьма неудачным[1], нами использован термин «социально-экономическая система страны» (СЭС). Это поможет отойти от ненужных дискуссий и четче представить суть и содержание таких утвердившихся категорий, как «социально-экономическое развитие», «социально-экономические процессы», «социально-экономическое прогнозирование (планирование и регулирование)», «социально-экономические цели».
Постараемся обосновать правомерность этого. Как известно, страна (государство) является глобальной системой, в которую составными частями входят такие подсистемы (субсистемы), как экономическая, социальная, политическая, правовая и др.
Все подсистемы страны, являющиеся в свою очередь также большими системами, взаимосвязаны. Наиболее сильна взаимосвязь экономической и социальной систем. Когда речь идет об экономическом развитии страны, рассматриваются не только производство товаров и услуг, касающихся быта, включая услуги жилищно-коммунального хозяйства, но и вопросы обеспечения населения услугами системы образования, здравоохранения, культуры, а также вопросы социальной защиты населения, его экономической безопасности.
Напомним, что так называемые «экономические цели» предполагают не только экономический рост, экономическую эффективность и обеспеченность (т.е. защиту тех слоев населения, которые нуждаются в этом) и т. д., но и полную занятость, более справедливое распределение доходов, чем это дает экономическая система. Налицо симбиоз экономических и социальных целей развития страны.
Тогда «социально-экономическое развитие страны» будет означать развитие ее социально-экономической системы, а социально-экономические процессы, происходящие в стране, будут относиться к определенному объекту — социально-экономической системе страны (СЭС).
В развитии методологии социально-экономического прогнозирования большую роль сыграли научные разработки таких отечественных и зарубежных ученых, как А. Г. Аганбегян, И. В. Бестужев-Лада,
Г.М.Добров, А.П.Ермилов, В.А.Лисичкин, М.Я.Лемешев, Я. Тин-берген, Р. Солоу, В. Гольдберг, Дж. Джонстон, Л. Клейн и многие другие. В работах этих ученых рассматриваются значение, сущность и функции прогнозирования, исследуются вопросы совершенствования методологической базы и организации экономического прогнозирования, выявляются их особенности в системе планирования и управления развитием социально-экономической системы (СЭС) или процессов, протекающих в ней.
Научные исследования, освещающие вопросы прогнозирования, осуществляются по следующим основным направлениям:
а) углубление теоретических и прикладных разработок, отвечающих требованиям разных объектов и видов работ по прогнозированию их развития;
б) разработка и реализация на практике специальных способов использования различных методических приемов в ходе конкретного прогнозного исследования;
в) поиск путей и способов алгоритмизации методик прогнозирования и реализация их с использованием ЭВМ;
г) поиск путей оптимального выбора метода прогнозирования для решения конкретной прикладной задачи и оценка наиболее достоверных результатов из всей совокупности полученных решений.
По оценкам отечественных и зарубежных ученых, в настоящее время насчитывается свыше 200 методов прогнозирования, однако на практике их используется значительно меньше. Многие методы сводятся скорее к отдельным приемам и процедурам, учитывающим нюансы объекта прогнозирования. Другие представляют собой набор отдельных приемов, отличающихся от базовых или друг от друга количеством частных приемов и последовательностью их применения. Таким образом, несмотря на обилие методов, на практике применяется всего около 10—15 методов.
При работе с учебником студенту рекомендуется формулировать пройденный материал и анализ приведенных примеров в виде логико-структурных схем. Это позволит понять глубину и силу методов, предлагаемых для изучения.
Структура учебника определена соображениями оптимального построения. Приложение в данном учебнике выполнено в виде сборника тестов, которые целесообразно использовать как для подготовки к экзамену или зачету, так и для оценки знаний студентов на основе автоматизированных систем контроля знаний по данной учебной дисциплине.
Источник