Модели прогнозирования национальной экономики других стран

Глобальные модели прогнозирования

Взаимозависимость различных стран мировой системы (мирохозяйства) очевидна. Существует множество связей между тем, что проис­ходит в одной стране, и событиями, имеющими место в другой, — это и условия равенства экспорта одной страны и импорта других стран, оттока капитала из одной страны и прилива его в другие, миграция трудовых ресурсов, соотношения между валютным курсом одной стра­ны и валютными курсами других стран, взаимозависимость цен, реа­лизуемая через мировой рынок, и другие взаимосвязи. В условиях гло­бализации постиндустриального общества эти связи усилились, приоб­рели новое качество[15].

Поэтому прогнозирование отдельных стран не должно проводиться изолированно, так как могут возникнуть противоречия в управленче­ских решениях, принимаемых различными странами.

При использовании в прогнозировании моделей возникает естест­венное стремление попытаться увязать их в некоторую систему, в рам­ках которой учитывались бы вышеприведенные взаимосвязи между странами.

Рассмотрим преимущества такой глобальной модели (системы мо­делей).

Полная система моделей способствует разработке более точных прогнозов, чем при самостоятельном и изолированном прогнозирова­нии каждой страны. Полученные прогнозы могут использоваться в на­циональном планировании различных стран и при формировании их социально-экономической политики.

Такая система моделей может применяться в планировании отдель­но взятой страны без какого-либо согласования с прочими странами. В этом случае появляется несколько преимуществ по сравнению с ис­пользованием какой-либо «чисто национальной» модели. В частности, при использовании всей системы моделей можно получать более точ­ные прогнозы для отдельных переменных, которые в моделях отдель­ной СЭС считаются экзогенными. Последствия решений, принимае­мых в одной стране, более понятны после анализа обратных связей, осуществляемых через внешние рынки. Например, политика экономи­ческого роста, осуществляемая в одной стране, создает некоторый вто­ричный эффект, реализуемый через последствия роста экономической активности в странах, внешняя торговля которых с первой страной значительна.

Читайте также:  Страны находящиеся рядом с калининградом

Обмениваясь информацией или совместно используя эти модели, страны, участвующие в разработке системы моделей, могли бы устра­нить противоречия, возникающие из-за несогласованного поведения друг друга и нестабильности мирового рынка.

Естественно, не следует ожидать, что каждая страна будет считать для себя выгодным выдавать неискаженную информацию относитель­но своего развития, но можно предположить, что при совместном мо­делировании страны заинтересованы в том, чтобы избежать больших диспропорций, которые могли бы нарушить устойчивость всей систе­мы экономических взаимоотношений между ними. Такое взаимодейст­вие между странами не лишено недостатков так называемой некоали­ционной игры, при которой достигается некоалиционное равновесие, но все же эффективное достижение такого равновесия путем улучше­ния информационной базы глобальной модели гораздо предпочтительней, чем неравномерное движение, возникающее при отсутствии у ка­ждой страны возможности предвидеть поведение других стран.

Эффективность использования межстрановых моделей может быть повышена, если все страны, участвующие в их разработке, решат дос­тичь соглашения относительно принятия таких решений, которые бы послужили на благо всех стран. Такой тип согласования означает пе­реход к коалиционной игре и, соответственно, к коалиционному рав­новесию.

Наибольшая эффективность в использовании межстрановых моде­лей достигается в том случае, если существуют какие-либо междуна­родные органы, которые наделены определенными полномочиями в области принятия решений.

В отдельных странах с полностью открытой экономикой и боль­шим объемом внешней торговли ведется работа по построению моде­лей мирового рынка с целью совершенствования не только националь­ного прогнозирования, но и планирования.

В таких организациях, как ОЭСР, существуют определенная систе­ма прогнозирования, позволяющая получать достаточно согласованные прогнозы для определенной группы стран, а также система обмена ин­формацией.

При прогнозировании и планировании, осуществляемом в рамках Европейского союза (ЕС), предпринимаются попытки согласования планов отдельных стран и существует общий орган, которому стра­ны-участники дали полномочия на сбалансирование своих интересов и принятие решений.

Наиболее значительным исследовательским проектом объединения моделей различных СЭС в систему, в которой учитываются междуна­родные связи, является проект ЛИНК, который финансируется амери­канским Советом по исследованию в области общественных наук. В проекте ЛИНК участвуют США, Япония, Великобритания и другие развитые западно-европейские страны. В большинстве случаев в нем используются макроэкономические модели социально-экономических систем отдельных стран, но если для каких-либо стран таких моделей не существует, то в рамках проекта ЛИНК разрабатываются новые.

Размерность задачи взаимоувязки этих моделей и решение полу­ченной системы в целом весьма значительны,— к настоящему времени система включает более десяти эконометрических моделей различных СЭС, большая часть которых состоит примерно из 100 уравнений (рег­рессионных, уравнений равновесия и тождеств). ЛИНК состоит из ди­намических квартальных моделей, которые необходимо разрешить не только для одного квартала, но и для нескольких последующих.

Основная задача ЛИНК состоит в том, чтобы найти решение этих моделей, которые согласованы по показателям международной торговли.

Решение всей системы ЛИНК достигается с помощью определен­ной двусторонней итеративной процедуры. Модель каждой СЭС реша­ется с помощью «малых итераций»; затем полученные в результате этих решений объемы внешней торговли сопоставляются и проверяют­ся на согласованность еще до изучения согласованности экспортно-им­портных связей. До тех пор пока существуют расхождения, перемен­ные, которые в моделях отдельной СЭС считаются заданными, подвер­гаются корректировке и эти модели решаются с использованием «ма­лых итераций».

Все это вместе требует огромного объема вычислительной работы. Необходимое количество решений для каждой национальной модели определяется произведением трех факторов: числом «больших итера­ций», числом итераций на решение национальных моделей в «малых итерациях», продолжительностью расчетного периода (количеством кварталов). Для каждой национальной модели получается несколько сотен, а иногда и тысяч решений.

Отображение связей между национальными моделями можно пред­ставить в двух различных видах. Первый связан с попыткой прямого или косвенного отображения всех товарных потоков между странами, т.е. учета движения всех видов товаров между всеми странами. Число связей в этом случае оказалось бы огромным: порядок этой величины определяется произведением числа позиций в товарной номенклатуре торговли на квадрат числа стран-участниц. Второй подход заключает­ся в введении «переменных мирового рынка»: элементов товарной структуры мировой торговли. Тогда экспорт любого товара из каждой страны поступает на некоторый условный мировой рынок, а импорт в какую-либо страну поступает с этого же мирового рынка. Затем насту­пает очередь балансировки спроса и предложения, однако при этом от­дельно не рассматриваются потоки между каждой парой стран-участ­ниц проекта. В этом случае количество переменных окажется сущест­венно меньше, чем при использовании первого подхода. Таким обра­зом, система в целом будет состоять из национальных моделей и их переменных, некоторого количества переменных мирового рынка и уравнений, отражающих требования сбалансированности мировой тор­говли.

В проекте ЛИНК использован второй подход.

Исследовательский проект КОМЕТ, осуществляемый в рамках ЕС, нацелен на построение среднесрочной эконометрической модели Евро­пейского союза. Для достижения этой цели при разработке прогнозов принимаются во внимание Связи между странами и, кроме того, дела­ются шаги в направлении изучения последствий использования раз­личных инструментов экономической политики, в частности для от­слеживания этих последствий по взаимосвязям между странами-участ­ницами проекта. Например, с помощью этой системы изучаются по­следствия колебаний валютных курсов.

Другая интересная система взаимосвязанных моделей включает 10 западно-европейских стран, каждая из которых представлена стандарт­ной национальной эконометрической моделью, состоящей из 23 урав­нений. Это динамическая модель, используемая прежде всего для изу­чения с помощью связующих уравнений последствий налоговой поли­тики, осуществляемой в одной стране, для других стран, а также ха­рактера обратной связи для страны — источника первоначального им­пульса. Можно также отметить проекты объединения моделей амери­канской и канадской экономики.

Следует сказать, что системы моделей разработаны также для от­дельных групп развивающихся стран. Среди основных проблем, рас­сматриваемых в этих исследованиях, — планирование торговли и со­гласование наиболее важных решений в области экономической по­литики.

Широкое распространение в практике разработки глобальных мо­делей получили и межотраслевые модели, основой которой является принцип межотраслевого баланса.

В 1973 г. в своей нобелевской речи В.В.Леонтьев продемонстри­ровал межотраслевую модель мировой экономики до 2000 г., в кото­рой все страны мира объединены в три региона, а в каждом регионе выделены по три укрупненные отрасли.

Его модель стала отправным моментом проекта «Будущее мировой экономики», над которым работала группа американских специалистов во главе с В. В. Леонтьевым. Методологической основой проекта явля­лась межотраслевая глобальная модель (15 регионов, 45 отраслей), с помощью которой анализировались альтернативные сценарии мирово­го развития.

В 1976 г. Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР применил разработан­ные им межрегиональные и межотраслевые модели для исследования сценариев развития мировой экономики (по предложению секрета­риата ОНН).

Был создан комплекс моделей мировой экономики, объединяющий модели экономического взаимодействия регионов мира, и проведены многовариантные расчеты на период до 2000 г.

Источник

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Ведущие редакторы O.K. Смирнова, М.В. Бурова. Художественный редактор Ю.Э. Иванова. Художник В.Ю. Соколова. Технический редактор Л.А. Овчинникова. Корректор Н.Е. Жданова. Компьютерная верстка О.М. Чернова

Лицензия ИД № 06236 от 09.11.01. Изд. № ЛЖ-213. Сдано в набор 6.02.02. Подп, в печать 14.05.02. Формат 60×88’/)f>. Бум. офс. № 1. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Объем: 18,62 усл. печ. л., 19,12 усл. кр.-отт., 19,11 уч.-изд. л. Тираж 5000 экз. Заказ Ьо14.

ФГУП «Издательство «Высшая школа», 127994, Москва, ГСП-4, Неглинная ул., 29/14.

Тел.: (095) 200-04-56 E-mail: info@v-shkolaru http://www.v-shkola.ra

Отдел реализации: (095) 200-07-69, 200-59-39,

факс: (095) 200-03-01. E-mail: sales@v-shkola.ru

Отдел «Книга-почтой»: (095) 200-33-36.

Набрано на персональных компьютерах издательства.

Отпечатано в ГУП ПИК «Идел-Пресс». 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2.

ISBN 5-06-004256-1 © ФГУП «Издательство «Высшая школа», 2002

Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа» и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия изда­тельства запрещается.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Глава 1. Прогнозирование как важнейший этап управления

социально-экономической системой страны. ……………………………….8

1.1.Социально-экономическая система страны как объект государственного управления . ……………………………….8

1.2.Логико-информационная модель управления социально-экономической систе­мой страны. ………………………………19

Глава 2. Методологические основы социально-экономического прогнозирования………………………………………………………………………38

2.1.Прогноз как форма научного предвидения и основные подходы к исследованию
объекта прогнозирования. ………………………………38

2.2.Методы упрощения решения глобальной задачи прогнозирования и формирова­ние системы прогнозных моделей. ………………………………52

2.3.Поисковый и нормативно-целевой способы прогнозирования……………………67

2.4.Сопряжение федерального прогноза развития СЭС с региональными прогнозами. 72

РАЗДЕЛ II. БАЗОВЫЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ И ИХ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ГлаваЗ. Базовые методы прогнозирования социально-экономических процессов……………………………………………………………………………….79

3.1.Классификация основных методов социально-экономического прогнозирования.79

3.2.1.Группа методов индивидуальных экспертных оценок …………………….83

3.2.2.Группа методов коллективных экспертных оценок………………………. 89

3.2.3.Практическое использование методов экспертных оценок………………. 96

3.3.Фактографические, или формализованные методы………………………………..99

3.3.1.Логические методы. ……………………………. 99

3.3.2.Математические модели прогнозирования………………………………….132

3.4.Факторы, определяющие выбор метода прогнозирования……………………….148

Глава 4. Информационное обеспечение макроэкономического прогнозирования……………………………………………………………………..152

4.1. Общая характеристика прогнозно-аналитической информации……………. 152

4.2. Система норм, нормативов и индикаторов развития …………………………….156

4.3.Система национальных счетов и межотраслевой баланс………………………. 166

РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ И МИРОВОЙ ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

Глава 5. Основные базовые и социально-экономические прогнозы, их краткая

Глава 6. Прогнозирование в зарубежных странах……………………………….223

6.1.Глобальные модели прогнозирования…………………………………………….223

6.2.Социально-экономическое прогнозирование в системе государственного регулирования США…………………………………………………………………. 228

6.3.Опыт разработки эконометрических моделей в системе прогнозирования Японии.235

6.4.Опыт макроэкономического прогнозирования Великобритании…………………246

6.5.Опыт разработки индикативного план-прогноза Франции………………………251

Словарь терминов…………………………………………………………………. 262

Используемая литература………………………………………………………….270

Методические рекомендации………………………………………………………..297

Рекомендуемая литература………………………………………………………….304

ПРЕДИСЛОВИЕ

В литературе термин «национальная экономика» имеет различные трактовки. Одни авторы считают, что он равнозначен понятию «эко­номика определенной страны», например, экономика России, эконо­мика Франции. Другие авторы привязывают этот термин к экономике страны независимо от национальной принадлежности как к объекту изучения.

Не вдаваясь в полемику о правомерности того или иного подхода, рассмотрим термин «национальная экономика» относительно нашей дисциплины.

Очевидно, что в условиях нестабильности и неопределенности раз­вития экономики России, ее трансформации, разрушения норматив­но-справочной базы и всей системы прогнозирования и планирования, по меньшей мере преждевременно введение отдельной дисциплины «Прогнозирование экономики России».

Кроме того, прежде чем приступить к изучению прогнозирования национальной экономики отдельной страны (России), необходимо изу­чить основы методологии прогнозирования страны как объекта, неза­висимо от национальной принадлежности.

Возникает и другой вопрос: должна ли дисциплина «Прогнозирова­ние национальной экономики» охватывать все уровни управления — федеральный, региональный, отраслевой и уровень организации?

На наш взгляд, прогнозирование является одним из блоков систе­мы управления объектом, и ее методология взаимосвязана с методоло­гией управления этим объектом, зависящей от особенностей объекта, его целей, интересов, приоритетов, структурных форм, методов управ­ления, в том числе планирования и регулирования. Поэтому прогнози­рование на федеральном уровне должно изучаться по дисциплине «Макроэкономика», на региональном и отраслевом уровнях и уровне организации — по соответствующим дисциплинам, изучающим функ­ционирование и развитие регионов, отраслей и организаций.

Но, как известно, дисциплина «Макроэкономика» не изучает систе­му макроэкономического управления, соответственно, не рассматрива­ет вопросы прогнозирования.

Выходом из создавшегося положения, как нам представляется, яв­ляется рассмотрение дисциплины «Прогнозирование национальной экономики» в двух ипостасях: первой — как введение в методологию прогнозирования социально-экономических систем, второй — как ис­пользование этой методологии в прогнозировании национальной эко­номики на макроуровне без привязки к определенной стране.

Поскольку термин «национальная экономика» многими авторами считается весьма неудачным[1], нами использован термин «социаль­но-экономическая система страны» (СЭС). Это поможет отойти от не­нужных дискуссий и четче представить суть и содержание таких ут­вердившихся категорий, как «социально-экономическое развитие», «социально-экономические процессы», «социально-экономическое прогнозирование (планирование и регулирование)», «социально-эконо­мические цели».

Постараемся обосновать правомерность этого. Как известно, страна (государство) является глобальной системой, в которую составными частями входят такие подсистемы (субсистемы), как экономическая, социальная, политическая, правовая и др.

Все подсистемы страны, являющиеся в свою очередь также боль­шими системами, взаимосвязаны. Наиболее сильна взаимосвязь эконо­мической и социальной систем. Когда речь идет об экономическом развитии страны, рассматриваются не только производство товаров и услуг, касающихся быта, включая услуги жилищно-коммунального хо­зяйства, но и вопросы обеспечения населения услугами системы обра­зования, здравоохранения, культуры, а также вопросы социальной за­щиты населения, его экономической безопасности.

Напомним, что так называемые «экономические цели» предполага­ют не только экономический рост, экономическую эффективность и обеспеченность (т.е. защиту тех слоев населения, которые нуждаются в этом) и т. д., но и полную занятость, более справедливое распределе­ние доходов, чем это дает экономическая система. Налицо симбиоз экономических и социальных целей развития страны.

Тогда «социально-экономическое развитие страны» будет означать развитие ее социально-экономической системы, а социально-экономи­ческие процессы, происходящие в стране, будут относиться к опреде­ленному объекту — социально-экономической системе страны (СЭС).

В развитии методологии социально-экономического прогнозиро­вания большую роль сыграли научные разработки таких отечествен­ных и зарубежных ученых, как А. Г. Аганбегян, И. В. Бестужев-Лада,

Г.М.Добров, А.П.Ермилов, В.А.Лисичкин, М.Я.Лемешев, Я. Тин-берген, Р. Солоу, В. Гольдберг, Дж. Джонстон, Л. Клейн и многие дру­гие. В работах этих ученых рассматриваются значение, сущность и функции прогнозирования, исследуются вопросы совершенствования методологической базы и организации экономического прогнозирова­ния, выявляются их особенности в системе планирования и управле­ния развитием социально-экономической системы (СЭС) или процес­сов, протекающих в ней.

Научные исследования, освещающие вопросы прогнозирования, осуществляются по следующим основным направлениям:

а) углубление теоретических и прикладных разработок, отвечаю­щих требованиям разных объектов и видов работ по прогнозированию их развития;

б) разработка и реализация на практике специальных способов ис­пользования различных методических приемов в ходе конкретного прогнозного исследования;

в) поиск путей и способов алгоритмизации методик прогнозирова­ния и реализация их с использованием ЭВМ;

г) поиск путей оптимального выбора метода прогнозирования для решения конкретной прикладной задачи и оценка наиболее достовер­ных результатов из всей совокупности полученных решений.

По оценкам отечественных и зарубежных ученых, в настоящее время насчитывается свыше 200 методов прогнозирования, однако на практике их используется значительно меньше. Многие методы сво­дятся скорее к отдельным приемам и процедурам, учитывающим ню­ансы объекта прогнозирования. Другие представляют собой набор от­дельных приемов, отличающихся от базовых или друг от друга коли­чеством частных приемов и последовательностью их применения. Та­ким образом, несмотря на обилие методов, на практике применяется всего около 10—15 методов.

При работе с учебником студенту рекомендуется формулировать пройденный материал и анализ приведенных примеров в виде логи­ко-структурных схем. Это позволит понять глубину и силу методов, предлагаемых для изучения.

Структура учебника определена соображениями оптимального по­строения. Приложение в данном учебнике выполнено в виде сборника тестов, которые целесообразно использовать как для подготовки к эк­замену или зачету, так и для оценки знаний студентов на основе авто­матизированных систем контроля знаний по данной учебной дисцип­лине.

Источник

Оцените статью