Модели социально экономического развития развитых стран германская

Германская модель экономики

Это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели — это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, — а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства — обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

— индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;

— социальное равенство — рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

Читайте также:  Английский язык англоговорящие страны задания

— стимулирование технологических и организационных инноваций;

— проведение структурной политики;

— защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

Другой особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности. У Германии в конце 1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП, которые были почти в три раза ниже, чем у США в этот же период. Зарегистрирован самый высокий с 1933 г. уровень безработицы, который в свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров [15].

Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до величины 58 млрд. долл. в 2002 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5% [14].

Доля государственных расходов в экономике Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом. Усложняет проблему социально-рыночного хозяйства Германии консолидация восточных и западных земель [13].

Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония является в большей степени индустриальной, чем Германия. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции. Несомненно, что Германия в конце 2002-го года достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.

Источник

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНИИ

Экономической системой современной Германии является социальное рыночное хозяйство, которое стало создаваться в стране сразу после окончания второй мировой войны. Для этого имелись определенные предпосылки, еще в тридцатые годы в Германии была создана Фрейбургская школа во главе с Вальтером Ойкеном и Францем Беме. Они пришли к выводу, что рынок как система управления, не может быть предоставлен самому себе, а нуждается в созвучном рынку социальном контексте.

После войны политическим реализатором идей Фрейбургской школы стал первый федеральный министр экономики Людвиг фон Эрхард. Вместе с известными немецкими экономистами Вельгельмом Репке и Мюллером Армаком Людвиг фон Эрхард ввел понятие социальной рыночной экономики, то есть экономики, функционирующей по правилам рынка, однако с добавлением социальных гарантий (пенсий, пособий по безработице, оплаты больничных листов, охраны окружающей среды, общественного строительства и др.). Новая экономическая политика обеспечила необходимые условия для быстрого возрождения немецкой экономики, тогда же заговорили о немецком экономическом чуде, темпы роста экономики страны превышали в 50–60 гг. ХХ века 10% в год. Современная модель социального рыночного хозяйства Германии представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая более — менее равное распределение социальных благ всем членам общества.

Другой особенностью макроэкономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», который характеризуется значительной ролью банков в экономике страны. Банки в Германии стали достаточно крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг. Их влияние на принятие бизнес-решений гораздо сильнее, чем в других ведущих странах мира.

Изменившиеся социально-экономические условия в мире и ФРГ требуют определенной корректировки модели развития социальной рыночной экономики страны. У ФРГ в конце 90-х гг. ХХ в. были довольно низкие темпы роста ВВП, почти втрое ниже, чем темпы роста экономики США. Зарегистрирован высокий уровень безработицы – около 11,2%, а в восточных районах – около 20% активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США. Главным объяснением слабой динамики роста и кризиса на рынке труда послужило не только влияние мирового валютно-финансового кризиса, но и кризис немецкой модели социально-рыночной экономики.

Кризис социального рыночного хозяйства Германии во многом явился результатом ошибочной экономической политики правительства страны в 1990-е гг. Он был обусловлен также недостатками налогового и пенсионного законодательств, наличием неоправданных льгот; сокращением инвестиций в науку и образование; влиянием негативных последствий присоединения ГДР; экспортом капиталов и производств за рубеж, влиянием экспансии американских и японских транснациональных корпораций; слабой конкурентоспособностью многих немецких фирм.

Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды, которые составляют немалую долю фонда оплаты труда. К примеру, из 100 марок чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 марка. Стоимость рабочей силы в Германии, таким образом, становится самой дорогой в мире и составляет около 20,5 марок в час. Довольно высокий уровень безработицы способствует иждивенчеству части немцев и стимулирует ее. По сравнению с другими странами для Германии характерен высокий уровень налогообложений. Например, если в США на налоги идет около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании – 45%, то в Германии они достигают 65%. Это приводит к тому, что многие немецкие компании развивают свою производственную базу за рубежом, а физические лица с высокими доходами переезжают на постоянное место жительства в другие страны мира.

Высокий уровень налогов, отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций, высокая стоимость немецкой рабочей силы не побуждают иностранные ТНК создавать производственные мощности в Германии. Они предпочитают заниматься здесь только сбытом. Более того, немецкие ТНК выносят свою производственную базу в страны с более низким уровнем оплаты труда и около одной трети своих НИОКР осуществляют за рубежом, поскольку в Германии заниматься наукой невыгодно. Чтобы не вызвать массовых социальных протестов населения, государство продолжает субсидировать убыточные сектора немецкой экономики, развивать угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые неконкурентоспособны на мировом рынке.

Все это подтверждает, что Германии нужны перемены в модели социального рыночного хозяйства, которая успешно развивалась до недавнего времени, но в условиях глобализации оказывается неэффективной. Следует заметить, что Германия в своей политике реформ ориентируется не на опыт США, а, в первую очередь, на опыт стран-партнеров по ЕС – Великобритании и Франции.

По мнению немецких экономистов, переход Германии от социально-ориентированной экономики к подлинно рыночной смог бы решить главные проблемы ее национального хозяйства. Снижение роли государства и ориентация на рыночные механизмы, продолжение политики приватизации и дерегулирования, закрытие убыточных производств, сокращение государственного бюджета, отмена субсидий и снижение налогов помогли бы оздоровить немецкую экономику, привлечь в нее зарубежные инвестиции. Если Германия вовремя не реформируется, то рискует уступить свои пока еще крепкие позиции ближайшим конкурентам не только из числа европейских стран, Японии и США, но по уровню наукоемкости продукции вскоре может проиграть бурно развивающимся странам Юго-Восточной Азии.

Источник

Основные черты германской модели социальной политики

М.В.Синицын

Ваш комментарий
(для участников конференции)

Германская модель социально-экономического развития может считаться одной из лучших политик XX века: уже в 1950-60-е годы немецкий опыт был воспринят в Японии, а сегодня страна занимает лидирующие позиции в мире по среднедушевым доходам, объёму экспорта и объёму социальных расходов.

Германская модель социально-экономического развития может считаться одной из лучших политик XX века: уже в 1950-60-е годы немецкий опыт был воспринят в Японии, а сегодня страна занимает лидирующие позиции в мире по среднедушевым доходам, объёму экспорта и объёму социальных расходов. Феномен “экономического чуда”, соединивший в себе очень высокие темпы экономического роста и значительные социальные гарантии, стал хрестоматийным. Но сегодня Германия ищет новые пути развития, адекватные коренным изменениям в характере труда, ускоренной глобализации и современным демографическим переменам. Какие же особенности политики позволили ФРГ совершить стремительный взлёт, а в настоящее время тормозящие её развитие?

Необходимо сразу заметить, что социальная политика Германии не была неизменной последние 55 лет. Несмотря на то, что первые полтора десятка лет после войны прошли под лозунгом строительства социального рыночного хозяйства, а теперь каждая партия перед выборами стремится показать свою приверженность принципам Людвига Эрхарда. Значительные изменения в политике происходили после прихода к власти каждой новой партии.

Рассмотрим сначала модель социального рыночного хозяйства, воплощавшуюся в жизнь усилиями Людвига Эрхарда в послевоенной ФРГ. Политика 1950-60-х отличалась комплексным подходом к решению социальных проблем: использовались инструменты и для перераспределения и для создания необходимых условий для экономического роста, а следовательно дохода всего общества. Л. Эрхард писал: “Представляющийся мне идеал покоится на том, чтобы человек мог сказать: “У меня достаточно сил, чтобы постоять за себя, я хочу сам нести риск в жизни, хочу быть ответственным за сою собственную судьбу. Ты, государство, не заботься о моих делах, но предоставь мне столько свободы и оставь мне от результата моей работы столько, чтобы я мог сам и по собственному усмотрению обеспечить себе существование, мою судьбу и судьбу моей семьи” [1]. Таким образом, социальной задачей государства было не распределение социальных благ, а обеспечение условий деятельности индивидов, способных создавать эти блага и самостоятельно заботиться о себе. Этот принцип был положен в основу всей государственной политики и создал необходимые условия для “экономического чуда”. Важными составляющими политики были: “народный капитализм” ¬– система поощрения инвестиционной активности населения через “производственное соучастие” (например, распространение акций среди трудовых коллективов, приватизацию крупнейших национализированных предприятий), “диффузию собственности” (массовое акционирование через эмиссию “народных” акций с номиналом 50 и 100 DM); и антикартельное законодательство (первый такого рода закон был принят 4 июня 1957 года, а затем постоянно совершенствовался), защищающее мелкий и средний бизнес. Особенностями этого периода были стабильность макроэкономических показателей и обеспечение условий для конкуренции (равные возможности получить образование, профессию, рабочее место), позволяющие индивидам реализовывать свои долгосрочные стратегии в социальной сфере, а следовательно, увеличить сбережения (=инвестиции), обеспечить себе пенсию. Сам Л. Эрхард считал, что государство должно оказывать социальную помощь сообразно моральным установкам общества, если это касается действительно нуждающихся людей (инвалидов, сирот и т.д.), но поддерживать конкуренцию и бороться с иждивенческими настроениями. В этот период, нужно заметить, ценностями немецкого общества оставались высокая лояльность государству и стремление работать на благо всего общества. Необыкновенным примером может служить история налогообложения: несмотря на то, что к 1946 году ставка подоходного налога составляла 95% (!), он выплачивался полностью подавляющей частью населения. К середине 1960-х годов бремя налогов снизилось до 35-40%, а отношение к их выплате осталось прежним.

После отставки канцлера Л. Эрхарда, во внутренней политике был совершён поворот к кейнсианским методам экономического стимулирования. С этого времени социальные расходы уже не уменьшались в абсолютных показателях, а государство взяло на себя роль распределителя национального дохода. Социальные привилегии трудящихся были объявлены неприкосновенными, а набор социальных услуг постоянно рос вне зависимости от экономической конъектуры. Ярким примером защиты прав рабочих стало решение проблемы иностранной рабочей силы в Германии. Во время бурного экономического роста из-за нехватки рабочих рук был разрешён въезд в страну гастробайтеров из юго-восточной Европы, и к середине 1970-х годов в стране на постоянной основе проживало около 4 миллионов эмигрантов (11% рабочей силы), но в после нефтяных шоков государству оказалось накладно обеспечивать социальные расходы. После жарких дебатов было решено не проводить силовых акций, но только ограничить иммиграцию (нельзя принимать всерьёз предложение правительства о выплате рабочим, желающим вернуться на родину, разовой компенсации – никто не захотел покинуть самую богатую страну Европы). Обратной стороной медали оказалось повышение налогов, приведшее к росту издержек на заработную плату. Хотя из соображений справедливости социальные налоги были поделены поровну между работниками и работодателями, но очевидно, что уменьшение спроса на рабочую силу привело к увеличению доли платежей занятых. Для защиты от экономической нестабильности были приняты законы о защите от увольнений и тарифной автономии. С одной стороны, это привело к тому, что на рынке осталось только три крупных игрока: государство, профсоюзы и работодатели, что ослабило конкуренцию и позволило профсоюзам требовать повышения заработной платы, уменьшения рабочей недели, компенсаций при увольнении (или даже запрета на сокращение штатов). С другой стороны, в профсоюзы входит не более трети активного населения, в основном старшего возраста, что определяет их относительно однобокую позицию. Третьей особенностью этого периода можно назвать стремление государства осуществлять перераспределение не по вертикали (уменьшать дифференциацию общества), а по горизонтали (внутри среднего класса). Косвенным показателем выступает концентрация капиталов, которая не изменилась с 1980-х по середину 1990-х (коэффициент Джини составил 0,27 и 0, 25 соответственно )[2]. Проявлениями этой политики были гарантии сбыта для угледобывающих предприятий в 1960-е годы (спад добычи угля произошёл во многих странах, и многие из них предоставили такие гарантии – более знаменит скандал по закупкам Пентагона угля из США для военных баз в ФРГ), искусственное сохранение рабочих мест в железнодорожном транспорте в 1970-е годы, стимулирование судостроительной отрасли в 1980-е и, наконец, политика сохранения “промышленных ядер” на территории бывшей ГДР. Мало того, что ресурсы вкладывались в явно неэффективные проекты, но также вызывалась цепная реакция: в других отраслях тоже требовали льгот и привилегий. Важно отметить, что в Германии государство не вмешивается в семейную жизнь, объектом приложения политики выступают рабочие, безработные, малоимущие, студенты. Целью политики выступало сглаживание доходов между супругами. Несмотря на то, что отрицательный естественный прирост наблюдается в стране с 1972 года, правительство не проводило стимулирующей политики из-за сопротивления общества (особенно молодёжи).

Современный этап можно назвать кризисом прежней модели социально-экономического развития. Налоговое бремя достигает 80% от дохода населения, высокая безработица носит хронический характер, распределение действует неэффективно и непрозрачно, качество общественных услуг не соответствует требованиям времени. Общество теперь требует от государства поддержания всех его обязательств, притом, что оплачивать их никто не стремится: опросы конца 1990-х показали, что 80% опрошенных считают, что быть честным налогоплательщиком невыгодно, а 50% процентам доставляет удовольствие “водить правительство за нос” [3] . Самым обычным делом стали поиски лазеек в законодательстве для уменьшения налогов, а крупнейшие компании зачастую добиваются для себя привилегий. Общественный сектор достиг 60% ВВП, но управляется крайне неэффективно, примером чего может служить приватизация компании “Deutsche Telecom”: после появления конкурентов и акционирования цена услуг связи упала на 90%, а услуги мобильной связи подешевели на 20,5% за 1997-99 годы [4]. В пенсионной сфере была неофициально провозглашена политика “договора поколений”, когда пенсионные отчисления производятся из доходов работающего населения. Но при общем демографическом старении и снижении пенсионного возраста для отдельных групп населения на 3-5 лет, налоговая нагрузка резко возрастает, и средств для выплат из пенсионного фонда не хватает.

Таким образом, прежнюю модель социальной политики зашла в тупик и не может справиться с вызовами времени. Необходима глубокая модернизация, и сохранит ли она черты прежней модели или окажется принципиально новой, покажет ближайшее десятилетие. Такие достижения, как благосостояние для всех, превращение Германии в своеобразное акционерное общество (“народный капитализм”), обеспечение условий для здоровой конкуренции на благо общества, высокие стандарты социальной помощи, являются несомненными успехами стремления к обществу всеобщего благосостояния.

[1] Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991 г . С 232

[2] Зарицкий Б.Е. Экономика германии: путь по лестнице, ведущей вниз. М.: “ Юристъ ” 2003 г .

[3] Зарицкий Б.Е. Экономика германии: путь по лестнице, ведущей вниз. М.: “Юристъ” 2003 г .

Источник

Оцените статью