Модернизация страны политический экономический социальный

Модернизация

Понятие модернизация означает улучшение объекта, обновление его, приведение в новое состояние отвечающее требованиям времени. Выражается это в разработке более совершённых технологических процессов для производства промышленных изделий и оборудования. В макромасштабах модернизация даёт возможность осуществить переход от аграрного к индустриальному развитию общества.

Направление модернизации

Изучая теорию модернизации можно выделить 2 направления:

Либеральное. Представители этой идеологи не видят различий в развитии стран, считая, что исторический процесс модернизации проходит везде по одному и тому же сценарию. Базируется он на рыночной экономике, демократии и свободе общества.

Консервативное. В данном случае мнение консерваторов совпало с радикалами. Они подвергли резкой критике либералов, считая, что модернизация в каждом государстве проходит по индивидуальному образцу. Она основывается на исторических особенностях каждого государства, стабильности и порядке, а также противоречиях, которые возникают в процессе протекания модернизации.

Основные предпосылки модернизации

Предпосылки модернизации носят следующий характер:

  1. Формирование государства как единой нации на основе всеобщей консолидации общества.
  2. Подъём экономики.
  3. Преобладание количественного состава городского населения над людьми, проживающими в селе.
  4. Высокая политическая грамотность людей.
  5. Формирование новых политических институтов, представляющих интересы образованных социальных групп.

Модернизация в 4 сферах общества

Процесс модернизации наблюдается в 4 сферах:

  1. Экономической.
  2. Политической.
  3. Социальной.
  4. Культурной.

Экономическая модернизация

Экономическая модернизация базируется на достижениях науки, разделении труда и рационального управления производством.

  1. Внедрением в производство использование энергии: пара, электричества, ядерной составляющей.
  2. Автоматизацией производства, с целью устранения ручного труда.
  3. Производством конечной продукции, отвечающей высоким мировым стандартам.
  4. Повышением квалификации кадрового состава.
  5. Добычей сырьевых ресурсов исключительно на нужды собственного производства.
  6. Привлечением инвестиций как внутренних, так и иностранных.
Читайте также:  Самые загрязненные города страны

Благодаря модернизации произошло формирование товарно-денежных отношений в сфере экономики, а это послужило становлению капитализма. На следующем этапе начали развиваться рыночные отношения. Появились рынки как внутренние, так и внешние. Прошедшая научно-техническая революция послужила внедрению в производство новых технологий. Поднятие экономики способствовало совершенствованию управленческого аппарата.

Политическая модернизация

Политическая модернизация – это постепенный переход общества от традиционного развития, через переходной период, к современному состоянию.

Типология политических систем имеет следующий характер:

Примитивная. Характеризуются низким уровнем политического развития. Руководители совмещают одновременно политические, духовные и хозяйственные функции.

Традиционные. Здесь существует разделение ветвей власти.

  • Модернистские. Это современные общества с несколькими ветвями власти, способные к дальнейшему развитию.
  • Для позитивной динамики политического развития необходимо выполнение 3 критериев:

    1. Стремление общества и власти к структурным реформам.
    2. Способность политической системы быстро реагировать на изменения интересов населения.
    3. Обеспечения участия всех членов общества в политической жизни страны на равноправных началах.

    Мировая политическая модернизация произошла в период формирования централизованных государств. Для этих стран характерна парламентская форма правления, избирательное право и становление политических партий.

    Социальная модернизация

    Путём социальной модернизации происходит формирование общества, основу которого составляют социальные структуры. При этом в экономике складываются рыночные отношения между субъектами деятельности. Правовая система здесь выполняет регулирующую функцию.

    Основные черты социальной модернизации:

    1. Для общества характерна открытая система.
    2. Регулирование системы закреплено на уровне законов и договоров.
    3. Структура управления отличается сложностью.
    4. Наличие большого количества социальных институтов.

    Культурная модернизация

    Под культурной модернизацией предполагается создание общества, где у каждого индивидуума будут существовать возможности для природного выражения своих чувств.

    Для такого общества характерны черты:

    1. Высокая степень грамотности и уровень образования.
    2. Широкий горизонт сфер деятельности.
    3. Доверие к науке.
    4. Вера каждого индивидуума в свои силы и понимание, что вознаграждение будет основываться только на личных способностях.

    Благодаря культурной революции стало возможно развитие естественных наук XVII века.

    Типы модернизации

    Модернизация разделяется на два типа, представленные в таблице.

    Считается, что она идёт «снизу», поэтому называется первичной.

    Происходит в странах путём их эволюционного развития. Истоком органической модернизации является изменение взглядов в сознании гражданского общества.

    Проявляется это в первую очередь в сфере культуры. Дальше включаются экономические факторы.

    К ним относятся: формирование капиталистических отношений, образование мануфактур, устранение классовых привилегий и становление равных прав. На конечной стадии наблюдается образование централизованных суверенных государств.

    Это вторичная модернизация, которая идёт «сверху».

    Она совершается вследствие необходимости достижения уровня развитых стран, которые ушли далеко вперёд. Эти государства не создают ничего нового, а просто заимствуют чужие достижения в области технологического развития и формирования производства.

    Основными рычагами прогресса является привлечение опытных специалистов и иностранных инвестиций. Всё дальнейшее развитие основывается на имитационных процессах, проходящих в сферах экономики и политики.

    Культурная составляющая здесь не задействуется. Для такого явления характерен термин «догоняющая модернизация». Часто она наблюдается в странах, освободившихся от колониальной зависимости.

    Понятие глобализации

    Глобализация не является новым определением. Если раньше модернизация наблюдалась в региональных рамках, то теперь вышла на межнациональный уровень. Поэтому этот термин ещё называется «мировой модернизацией». Произошло это на основе межгосударственного перемещения капитала, распространения идей на другие территории, расширения культурно-информационного поля.

    Масштабная глобализация стала проявляться после Второй мировой войны. В этот период усилился контакт между народами, улучшилось транспортное сообщение и связь. В условиях ограниченного пространства стало наблюдаться выравнивание технико-экономических показателей.

    Модернизация в России

    Несмотря на победу России в 1812 году она осталась отсталой по сравнению со странами Европы. Запад, находящийся под давлением Наполеона, проникся идеями буржуазных реформ. Русская буржуазия была ещё немногочисленна, поэтому не могла противодействовать государственной власти и устранить существовавшие феодальные устои.

    Однако в течение столетия попытки совершались:

    1. 1825 год. — восстание декабристов.
    2. 1870 годы — «Народники» совершали хождение в народ, подготавливая крестьян к революции. Они поддерживали идею модернизации.

    В итоге защитников идей буржуазии было немного, а те, что существовали, даже не имели своей партии.

    Период насильственной модернизации начался во время правления Сталина. За короткое время страна из аграрной державы превратилась в индустриальное государство.

    Критика модернизации

    Критики модернизации утверждают, что её сторонники за основу берут европейское общество, считая только его современным. Все остальные государства рассматриваются как отсталые. Даже если их развитие приближается к европейскому уровню, складывается стереотип о неполноценности наций.

    В этом смысле пример Японии может служить ярким противовесом. Страна расположена далеко от Запада.

    Источник

    Политическая модернизация

    Модернизация(от фр. моdernе — современный) — процесс изменения, усовершенствования чего-либо, доведения до современных параметров (требований, стандартов).

    Под политической модернизацией понимаются прогрессивные политические изменения, в результате которых политическая система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования (выходит на новый уровень своего развития).

    Например, процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть социальной (экономической) модернизацией. Переход от традиционного политического режима власти (монар­хического, авторитарного) к либерально-демократическому на­зывается политической модернизацией. Реформы Петра I, в резуль­тате которых Россия должна была достичь уровня развития запад­ных стран, также предполагали модернизацию. Модернизация в этом смысле означает достижение определенных мировых стан­дартов или соответствующего уровня развития.

    Различают два основных вида модернизации: естественную (стихийную) и искусственную (регулируемую, догоняющую).

    Естественная модернизацияпроисходит за счет мобилизации внутренних ресурсов страны, постепенного совершенствования процесса производства и всей системы общественных (полити­ческих) отношений. Основными факторами естественной модер­низации является научно-техническая и социальная революции. Первая способствует индустриализации промышленности, вто­рая — демократизации политической системы.

    Одна из особенностей естественной модернизации состоит в том, что инициатива совершенствования общества исходит «сни­зу» и представляет собой социальное творчество широких слоев народа. Другой особенностью естественной модернизации явля­ется то, что для ее осуществления требуются значительные вре­менные периоды (100 и более лет). За это время не только появ­ляются и совершенствуются новые социальные отношения, формируются и утверждаются новые социальные институты, но и сами граждане постепенно адаптируются к новым условиям жиз­недеятельности и воспринимают модернизацию как естествен­ный процесс.

    Искусственная,или догоняющая модернизацияпредполагает сравнительно быстрое развитие. При этом основная ставка дела­ется не на постепенное развитие внутреннего потенциала стра­ны, а на опыт, поддержку и помощь других государств, на посте­пенное внедрение в традиционное общество новых политиче­ских и социальных институтов.

    Широкое распространение концепции догоняющей модер­низации получили в 50 — 60-е гг. XX в. Они, как правило, были рассчитаны на молодые государства афро-азиатского и латино­американского регионов мира. Однако большинство этих стран не были готовы ни в моральном, ни в экономическом, ни в по литическом и социокультурном плане к таким радикальным из­менениям. Экспортируемые извне либерально-демократические институты и ценности не приживались на местной почве, но порождали завышенные ожидания и требования масс, которые в условиях ограниченности ресурсов государства, неэффективного правления и коррумпированности политиков и чиновников не могли быть удовлетворены.

    В результате традиционные институты власти и управления во многих странах были разрушены, а новые оказались недееспособными. Политическая дестабилизация, перманентные бун ты и государственные перевороты стали обыденными явлениями для этих стран. В качестве примера неудавшейся догоняющей модернизации можно привести события, происходившие в Ира не во второй половине XX в.

    В 50-е гг. Иран стал объектом американской и английской политической и экономической экспансии. На протяжении более двух десятилетий традиционно исламскую страну пытались модернизировать и превратить в современное светское государство. Однако насилие над вековыми традициями способствовало зарождению мощного народного движения, которое переросло п антиимпериалистическую революцию, ликвидировавшую проза падную монархию шаха Р. Пехлеви и изгнавшую из страны западных «модернизаторов». В 1979 г. Иран был провозглашен Исламской республикой. Страна вернулась к своим традиционным ценностям.

    Реформы, проводившиеся в СССР и России с конца 80 — и в начале 90-х гг. XX в., (так называемая «перестройка») также можно назвать не вполне удавшимися попытками догоняющей политической и экономическом модернизации страны. Вновь разговоры о модернизации страны возобновились в связи с инициативами нового Президента РФ Медведева А.Н.. Однако мировой экономический кризис конца первого десятилетия 21 века, похоже, вновь отодвинет сроки реальных преобразований российского общества.

    11.10. Политический маркетинг

    В последние годы в России наблюдается расширение проникновения элементов маркетинга в сферу некоммерческой деятельности. Очевидно, что такая практика не носит систематического целенаправленного характера, а скорее является результатом интуитивных эпизодических инициатив руководителей некоммерческих субъектов.

    Воспринимая политику как рынок быстро понимаешь, что никакие заклинания о гражданах правильных и неправильных, хороших и плохих, глупых и умных, патриотичных и непатриотичных не имеют смысла. Если твоя партия не имеет поддержки, то или ты плохо продаёшь свой политический продукт, или твой продукт (идеи, люди) — товар плохой, бракованный.

    Теория и практика технологий политического влияния в новой России подтверждает установление рыночных правил в сфере политики путем провозглашения её демократическим государством с республиканской формой правления заложило фундамент нового общественного устройства.

    Новый, рыночный тип общества выявил низкий уровень эффективности постсоветских политических технологий. Предрассудки старого общества лишь отчасти продолжают оказывать влияние на современное развитие государства и его институтов. Особое значение в этом контексте приобретает манипулятивная составляющая российской власти как культурное, технологическое, образовательное наследие советского общества, его политической подсистемы, определявшей модели социально-экономического развития государства.

    Речь идет о заведомом игнорировании мнений и интересов граждан представителями власти и псевдорыночных технологиях и механизмах, задействованных на политическом поле России. Конфронтация рыночной и «плановой» идеологии и технологии и сейчас во многом тормозит процесс конкурентного развития общества. Теряет при этом как «покупатель» (клиент, избиратель, гражданин), так и «продавец» (политик, чиновник, политтехнолог, лоббист, крупный собственник, являющийся политиком).

    В этой связи важность приобретает вопрос о своевременной переориентации субъектов политической власти с преимущественного использования неэффективных и нелегитимных технологий политики — на рыночные, маркетинговые. То есть технологии, предполагающие производство и обмен товаров политического рынка на основе потребностей клиента, что, как иллюстрирует политическая практика, не только более прогрессивно, но и более эффективно для развития ресурса власти.

    Свободный рынок — это альтернатива функционировавшему в России политическому рынку в духе советской командной экономики, где «продавец» безнаказанно игнорировал потребности потребителя, не умея и не желая их правильно сформировать.

    Нельзя отрицать, что политический рынок в России эволюционирует. Налицо изменение моделей политической рекламы и внедрение PR технологий «паблик рилейшнз» на всех уровнях власти. Однако не следует приостанавливать поиск более эффективных моделей управленческого воздействия.

    Маркетизация власти как процесс внедрения маркетинговых технологий и норм цивилизованного рынка в политику неизменно будет связана со снижением уровня социальной фрустрации, повышением эффективности социального управленческого воздействия, значительной экономией ресурсов субъектов политики и повышением качества политического обмена. От этого могут выиграть все участники политического рынка, а также политическая подсистема и общество в целом.

    Почему же к политике применимы законы рынка? Для того, чтобы показать, насколько процессы политической жизни похожи на процессы происходящие на рынке, для начала ответим на три вопроса которые должна поставить перед собой любая организация желающая участвовать в рынке, то есть предлагать ценности и получать ценности взамен.

    1) Что предлагаем?

    2) Кому предлагаем?

    3) Что хотим взамен?

    1) Что предлагаем?

    Если речь идёт о выборах по мажоритарной системе, то предлагаем кандидата с идеями, если речь идёт о выборах по пропорциональной системе, то предлагаем идеи с прилагающимися кандидатами. Так как человек лучший носитель и генератор идей, можно обобщить, что предлагаем идеи.

    Кроме того, человек, как и товар, может иметь упаковку красивую и не очень, что небезразлично для потребителей. Поэтому кроме идей мы предлагаем человека как образ (имидж) (не следует путать образ с внешним видом),

    Образ —это субъективное представление о человеке, которое складывается у других людей, а внешний вид человека, его манеры, способности вызывать симпатию, харизма, запах, голос, и прочее лишь служат созданию образа. Например, невысокий и слабый человек легко может создавать образ высокого и сильного даже у ближайших знакомых, или злой и жадный человек может успешно создавать образ щедрого добряка. Конечно, часто человек так увлекается созданием привлекательного образа что сам существенно меняется в этом направлении, однако рассматривать этот вопрос удел психологов.

    Если вернуться к человеку, который является «потребителем» на политическом рынке, можно заметить, что непосредственно идеи и люди, которые ему предлагают политические партии ему не нужны, если вдуматься, можно заметить, что партии ему нужны постольку, поскольку дают надежду. Обычно — надежду на лучшее.

    Поэтому в благополучных обществах, где человеку мало что желать, равно как и в обществах, где религия или иные условия уменьшают стремление к лучшей жизни, наблюдается застой в политической деятельности, она сужается до узкого круга наиболее амбициозных людей и профессиональных политиков. Следует заметить, что сфере государственной политики принадлежит лишь часть человеческих надежд, в зависимости от силы индивидуализма и веры в свои способности каждого человека, разные люди ожидают от государства помощь в разной степени. Итак, предлагаем идеи и людей, которые дают НАДЕЖДУ.

    2) Кому предлагаем?

    Прежде всего — гражданам страны, в которой действуем, ошибкой было бы сужать «рынок» только до граждан, имеющих право голоса. Граждане, не имеющие права голоса, хотя и не могут непосредственно «расплатиться» возле избирательных урн, также являются потребителями услуг государства и опосредованно влияют на доверие к власти. Кроме того, следует помнить, что большая часть граждан которые сегодня не имеют права голоса, будут его иметь завтра, следовательно, планируя долгосрочные действия, следует помнить о молодёжи.

    Для получения более подробной картины рынка, следует помнить, что влияние различных групп граждан очень неравномерно. Очевидно, что есть группы, которые соответствуют оптовым дистрибуторам на рынке товаров и услуг, в странах развитой демократии это журналисты, духовные лидеры, лидеры различных профессиональных союзов, собственно политики, одним словом те, чьё слово и дело сильно воздействуют на общественное мнение. Привлечение таких людей на свою сторону соответствует подписанию дистрибьюторских договоров. Важными «оптовиками» являются местные власти, имеющие контроль над избирательным процессом.

    Как ни неожиданно это звучит, круг «потребителей» политического продукта не ограничен гражданами одной страны, важно отношение к политикам граждан других стран, часть «политического продукта», вероятно, должна быть предназначена и для них, особенно если мы действуем в открытой стране. Выгода от доверия со стороны жителей других стран очевидна, она принесёт дивиденды в виде хорошего экономического и политического сотрудничества.

    3) Что хотим взамен?

    В зависимости от необходимости в текущей ситуации. Возможно, мы ждём прихода на избирательные участки и голосования за нашего кандидата или нашу партию, выхода на манифестацию, иные формы выражения политической поддержки. Вопрос этот нужно рассматривать даже в более широком контексте того, что такое власть. Власть даётся не самим голосованием, а тем доверием, которое дают граждане избираемым представителям. Когда человек позволяет властвовать над собой другому человеку, он отдаёт часть своей свободы этому человеку, предоставляет право решать за себя.

    Для стабилизации баланса свобода — власть с древнейших времён путём проб и ошибок создавались различные формы государственного устройства, появлялись законы. С точки зрения политической системы, избирательные законы — это правила по которым играют те, кто хочет от народа получить власть, основные недоразумения возникают потому, что люди, находящиеся у власти имеют возможность изменять законы (правила игры) под себя.

    Но сейчас мы не об этом, представим себе ситуацию в которой люди власти принимают закон о вечном нахождении у власти, вроде бы они в результате имеют власть навсегда, много монархов и диктаторов так ошибалось. Настоящая власть — это доверие людей, если даже наследственный монарх сумеет среди своих подданных всегда иметь доверие, если они всегда будут готовы отдавать (доверять) часть своей свободы властителю, то он может иметь власть вечно.

    Люди, которые не имея доверия народа находятся при власти, имеют лишь иллюзию власти, по инерции они ещё некоторое время могут добиваться послушания от подданных, однако вскоре им необходимо либо вернуть доверие людей, либо иным образом заставить людей отказаться от части свободы в пользу власти, например запугиванием. Одним словом, политику нужно ДОВЕРИЕ.

    Итак: ПОЛИТИКИ ДАЮТ НАДЕЖДУ, А ПОЛУЧАЮТ ДОВЕРИЕ.

    Избирательное законодательство в разных странах по-разному перекладывает доверие к политикам, на голоса, полученные в выборах. Играя в своего рода политическую игру партии в краткосрочной перспективе стараются получить максимальное количество голосов на выборах, аналогично на обычном рынке коммерческая фирма в краткосрочной перспективе старается получить максимальный доход от продаж.

    Однако точно так же как в коммерческой деятельности глупостью было бы урвать большие деньги, продавая один раз много плохого товара, только благодаря агрессивной рекламе, так же и глупо агрессивной рекламой выиграть выборы предлагая людям некачественные идеи и людей которых народ вскоре возненавидит. В моральном плане подобное надувательство не лучше грабежа, учитывая, что в случае политики нередки человеческие жертвы от таких афёр, можно даже приравнять это к преступлениям похуже.

    Печально, но так же как на молодых рынках часто случаются фирмы, действующие по принципу «урвать и слинять», так же в молодых демократиях часто случаются и политические партии, действующие аналогично. Вероятно, и рынок и политическая система должны переболеть этими детскими болезнями. И так же как в случае рынка помогают два лекарства: время и стабильность.

    Попробуем теперь произвести предварительное деление на основные группы участников «политического рынка»:

    1. Граждане нашей страны, имеющие право голоса — самая большая и важная группа. В дальнейшем для краткости будем их называть просто избирателями.

    2. Граждане нашей страны, не имеющие права голоса — большая группа, но имеющая небольшое влияние.

    3. Граждане и жители других стран — большая группа но, обычно, маловлиятельная (влиятельная лишь в специфических условиях), с растущим влиянием по мере глобализации. Стремление к положительному имиджу в других странах часто недооценивается, или даже выставляется как нечто неприличное, недостойное, однако что в этом плохого, если он не достигается в ущерб национальным интересам? Можно на это смотреть как на определённый «экспорт» политических идей и людей.

    Это первое деление в некотором смысле соответствует делению обычного рынка на:

    -тех кто платит и потребляет,

    -тех кто не платит и потребляет (за них платят другие),

    -тех кто не платит и не потребляет, но влияет на рыночную ситуацию.

    Огромное количество бизнес проектов, имея прекрасный продукт и потенциально множество потребителей погорает из-за отсутствия эффективной системы дистрибуции, не иначе дело обстоит и в политике. Основная проблема в том, чтобы дать клиенту свой «товар» и получить взамен то, что нас интересует.

    Одна из «форм оплаты» — голосование на выборах, сразу вырисовывается одна из «групп дистрибуторов» — те люди, которые проводят выборы, и хотя теоретически результаты голосования не должны зависеть от организаторов выборов, практически всегда имеется вероятность того, что голоса будут украдены.

    Такая продажа естественно приводит к потере части или всего «политического дохода», бороться с этим мы можем различными путями, например иметь хорошие отношения с членами избирательных комиссий, иначе говоря сделать так, чтобы эти дистрибуторы добросовестно передавали эту виртуальную ценность — доверие народа, выраженное в голосах. Речь не идёт о подкупе людей, от которых зависят выборы, а лишь о предложении такого «политического продукта» чтобы они сами были заинтересованы в добросовестной работе, и, как минимум, не манипулировали голосами в пользу наших конкурентов.

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Источник

    Оцените статью