- Особенности российской модернизации при Петре I. Реформы Петра I
- Реформы Петра 1
- В чем состояла реформа центрального управления
- Сенат и его функции
- Создание коллегий
- Тайная канцелярия
- Указ о единонаследии. Табель о рангах.
- Областная реформа
- Реформа городского управления
- Церковная реформа
- Значимость петровских преобразований
Особенности российской модернизации при Петре I. Реформы Петра I
XVII в. в Европе – крупномасштабная модернизация по всем направлениям: в экономике – индустриализация; в соц. сфере – рост городов, населения, ремесла; В полит. отношениях – демократизация обществ., полит. структур, закладывание предпосылок для формирования гражд. общества; в духовной сфере – господство светской культуры, нерелигиозной культуры, обслуживающей абсолютизм.
Россия к концу XVII в. сильно отставала от Зап. Европы: угроза потери независимости, отсталое с/х, пром-ть, армия, культура, сложный бессистемный аппарат и т.д. Страстным желанием Петра было превратить Россию в часть Европы, сделать её такой же благоустроенной, богатой и процветающей, как Голландия и Англия.
В декабре 1699 Петр отказ. от традиц. летоисчисления “от сотворения мира” и приказал перейти на общеевропейское летоисчисление от Рождества Христова. 1 января был отпразднован новый, 1700-й, год. Тем самым “разрыв времён” осущ. буквально. Это подкрепило решительность отказа от старых ценностей и принятие новых. Нач. широкий призыв иностранцев на службу в Россию.
Важным средством разрыва с традицией был перенос столицы в 1703 из Москвы в Петербург. Новая столица строилась как образцовая, на европ. манер. В Петербурге Петр с самого начала стрем. утв. новые принципы архитектуры, новые обычаи, позволяющие в отличие от обычаев московского двора соблюдать достоинство личности, быть приятным в общении. Он поставил перед Россией задачу “догоняющего развития” по отнош. к Европе.
Наиб. эффективны были петровские преобразования в военной и финансовых областях. Ему удалось создать мощные соврем. армию и флот, обесп. их финансирование. Для формир. армии были вв. рекрутские наборы. В Архангельске и Воронеже нач. строительство флота. Стремление увел. налоги и одновр. приблизить города России к европ. образцу заставило в 1699-1700 провести городскую реформу.
По ней города вывод. из-под воеводского упр-я и переводились на самоупр-е. В них выбир. бурмистры. При этом прямые подати с городов в казну увел. в два раза. В 1708-1710 была проведена губернская реформа, направл. на усиление центральной власти. Страна была разделена на 8 губерний, причем упр. ими наряду с губернаторами д.б. коллегиальные органы – ландраты, избр. из дворян. Реформа местного упр-я была самой слабой у Петра. Она провод. в неск. этапов, но до конца не доводилась. Все бралось из зап. стран, однако не прижилось. Введение самоупр-я городов и губерний подрывало систему приказов.
Особенности российской модернизации:
- Петр пытался навязать европейские образ жизни, традиции на уже закостенелые, усвоенные годами русские традиции;
- практически все реформы были внешними, они не учитывали существующей российской ситуации;
- необходимость для преобразований назрела, но само общество к ним не было готово, была готова только верхушка è резкий разрыв жизни;
- попытки совместить европейские формы жизни и укрепление государства кончилось провалом (Первой из них было стремление сделать армию вольнонаемной, как в Европе. Это не получ., и пришлось прибегнуть к рекрутчине; Не удалось обесп. обществ. поддержку и европ. системе городского самоупр-я. В рез-те она прекратила сущ-е; Не прижилась коллегиальная система в областном упр-и и в сборе налогов, кот. пытались ввести в 1713 и 1724. Как горожане, так и дворяне видели в органах самоуправления не выразителей своих сословных интересов, а очередную гос. повинность. В рез-те власть на местах все более сосредот. в руках губернаторов);
- попытка ввести в России европейской формы судопроизводства была не вполне удачной (Устный судебный процесс был заменен письменной фиксацией показаний сторон. Более подробный, хотя и не систематиз., стало законодательство. Но в глазах неграмотного населения такой суд был менее понятен, чем старый, устный. Толкование противоречащих друг другу законов открывало простор для произвола. Низкий уровень правосознания общества искл. возможность обществ. контроля над судом. В области полит. сыска система следствия остав. старой, с использованием пыток);
- самодержавие – единственный инициатор и гарант реформ, перемен в жизни общества (была уничтожена Боярская дума как орган, отчасти ограничивающий власть царя. Вместо неё верховным органом упр-я стал в 1711 Сенат, осущ. надзор за работой гос. аппарата. В качестве второго органа верховной власти был создан Синод, контролировавший деят-ть церкви. Учреждение Сенода в 1721 означало полное подчинение духовной власти светской. Должность патриарха была упразднена. Система приказов 1718-1721 была заменена системой более соврем. учреждений исполнительной власти – коллегий, созданных по шведскому образцу. Главное внимание было уделено военно-дипломатической и торгово-промышл. деятельности, финансам. Однако, помимо упр-я, через коллегии Петр сам контролировал пол-е в стране при помощи системы фискалов – доверенных лиц царя, которые заним. выявлением злоупотреблений в государстве. В годы его правления постеп. формир. система тотального контроля царя за населением) è европеизации подверглись лишь внешние формы гос. учреждений;
- протекционистская политика в области развития промышленности и торговли (С ней он связывал свои надежды на улучшение фин. положения гос-ва, изменение роли России в Европе, формирование новых групп населения – сторонников идеи европеизации, однако политика Петра в этой области оказ. непоследовательной. Появление мануфактур; развитие получили черная и цветная металлургия, сукноделие и др. отрасли текстильной пром-ти; Петр активно поощрял внешн. торговлю, прежде всего вывоз не сырья, а готовой продукции, причем на российских кораблях. При этом таможенная пошлина на некот. товары сниж. более чем в 100 раз. Напротив, ввоз в Россию дешевых импортных товаров был затруднен высокими пошлинами);
- если в Зап. Европе промышленность развивалась в условиях отсутствия крепостного права и наличия рынка свобод. рабочей силы, то в России, где крепостное право распространялось не только на сельское, но и на городское население, эти условия отсутствовали. Особенностью Росси, резко отличавшей её от Европы, было то, что в Европе вольнонаемный труд был выгоднее крепостного, т.к. главными были интенсивность и качество труда. В России крепостной труд был выгоднее вольнонаемного, ибо имелась возможность приписки большого кол-ва рабочих;
- время петровских преобразований было периодом большой соц. мобильности, когда рядовые люди и даже крепостные быстро поднимались на вершину обществ. лестницы (В 1722 Петром была учреждена “Табель о рангах”, уничтожавшая зависимость между продвижением человека по гос. службе и знатностью его происхождения. Знатность была не предпосылкой, а следствием службы. С целью укрепления имущественного положения дворян в 1714 был издан указ, согласно которому поместные дворянские и вотчинные боярские земли были полностью приравнены друг к другу. Они стали наследуемой собств-ю. Земля и крестьяне перестали быть платой за службу. Их получ. в качестве награды);
- пол-ка гос-ва была напр. на просвещение общества, реорганизацию системы образования (богословские предметы уступали место естест.-научным и технич. Это соотв. господств. в то время в Европе умонастроению, опред. целую эпоху Просвещения втор. половины XVII-XVIII в.);
- под влиянием обучения, кот. часто велось на ин. языках, у дворян формир. новая система понятий, часто не имевших эквивалента в русском языке. Поэтому общение дворян все чаще велось на ин. языках – немецком и французском. Русский язык знати претерпел большие изменения è раскол русского общества. Это усугублялось разницей в одежде и языке и препятствовало распр-ю нового образа жизни, ценностей и потребностей, приобретенных дворянством в ходе европеизации, среди осн. массы населения.
Источник
Реформы Петра 1
Мудрец избегает всякой крайности.
Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.
В чем состояла реформа центрального управления
Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.
Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.
Сенат и его функции
На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:
- Законодательная деятельность
- Распорядительная деятельность
- Судебные функции в стране
- Контрольные функции за другими органами
Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.
Создание коллегий
Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:
- Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
- Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
- Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
- Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
- Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
- Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.
Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.
Тайная канцелярия
Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.
Указ о единонаследии. Табель о рангах.
Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.
Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.
Все ранги делились на следующие категории:
- 14-9 уровня. Чиновник, который находился в этих рангах, получал в свое владение дворянство и крестьян. Единственное ограничение заключалось в том, что такой дворянин мог пользоваться имуществом, но не распоряжаться им, как собственность. Кроме того, имение не могло передаваться по наследству.
- 8 – 1 уровня. Это высшее управление, которое не только становилось дворянством и получало в полное управление владения, а также крепостных, но и получило возможность передавать свое имущество по наследству.
Областная реформа
Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:
- Московская
- Ингерманландская (позднее переименовали в Петербургскую)
- Смоленская
- Киевская
- Азовская
- Казанская
- Архангелогородская
- Симбирская
Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.
Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.
Реформа городского управления
Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.
Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.
Следует отметить, что реформы Петра 1 в области городского управления ввели четкие разграничения между простыми горожанами, которые делились на «регулярных» и «подлых». Первые относились к высшим жителям города, а вторые — к нижним сословиям. Эти категории не были однозначными. Например, «регулярные горожане» делились: богатых купцов (враче, аптекарей и прочих), а также простых ремесленников и торговцев. Все «регулярные» пользовались большой поддержкой государства, которое наделяло их различными льготами.
Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.
Церковная реформа
Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.
Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:
- Полностью был ликвидирован институт патриаршества, отныне такой должности в церкви не должно было быть
- Церковь теряла свою самостоятельность. Отныне всеми ее делами управляла Духовная коллегия, созданная специально для этих целей.
Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.
Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.
Значимость петровских преобразований
Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.
В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:
- Власть государства была усилена.
- Высшие сословия общества были фактически приравнены в возможностях и правах. Тем самым стирались границы между сословиями.
- Полное подчинение церкви государственной власти.
Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.
Источник