Модернизация страны причины проблем

Начало модернизации в России в 20 веке: основные черты, проблемы, итоги

Начало модернизации в России в 20 веке стало продолжением процессов, которые происходили в экономике и сельском хозяйстве во второй половине 19-го в. В эти годы существенно увеличились темпы роста индустриализации производства, прокладывались новые железные дороги, зарождались новые отрасли, происходили изменения в финансовой и социальной сферах. Однако эти события сопровождались множеством трудностей и проблем.

Определение модернизации

Модернизация — это процесс совершенствования и обновления основных механизмов развития общества, в которые входят: экономические, политические и социальные. Для России в 20 веке начало модернизации означало переход от чисто аграрного общества к индустриальному, который происходил одновременно в нескольких сферах:

  • в экономике — промышленный переворот;
  • в политике — формирование конституционного строя;
  • в социальной сфере — образование классов, признаком определения которых является роль в экономике страны, а не принадлежность к сословию (когда люди получали привилегии по рождению);
  • в духовной области — происходит изменение общественного сознания, повышение роли образования в жизни многих людей.

Три эшелона модернизации и индустриализации

Процесс модернизации в различных странах происходил в определенные периоды развития и разными путями. Ученые-историки условно подразделяют его на 3 эшелона:

  • К первому относятся развитые капиталистические страны (Англия и Франция), где промышленный переворот произошел раньше всех — во второй половине 18-го — начале 19-го в. В них индустриализация сменила аграрное развитие без усилий со стороны государственных органов.
  • Ко второму эшелону относятся Германия, США, Япония и Россия, в которых модернизация происходила вместе с сохранением аграрного общества. Во всех этих государствах толчком к индустриальному развитию послужили изменения и реформы, запущенные во второй половине 19-го в. правительством.
  • К третьему принадлежат слаборазвитые зависимые страны, в которых преобладает аграрная сфера, и капиталистические отношения в них привносятся извне.
Читайте также:  Основные этапы развития стран запада

Условия и начальные шаги модернизации в 19-м в.

Начальная стадия индустриализации в России проходила еще в 1830-е годы, причем ее проводили правительственные структуры, пытаясь запустить промышленный переворот и активно внедряя механизацию труда. Однако в социальной сфере формирование рынка рабочих было замедлено из-за наличия крепостного права, существования помещичьих землевладений, а также отсутствия законодательных актов и прав рабочих.

Уже в этот период начинает формироваться класс буржуазии, в который входят наиболее состоятельные предприниматели. В сфере управления власть по-прежнему принадлежит монархии и дворянству, которые формируют бюрократический аппарат, отсутствует парламент, в стране не определены гражданские свободы для населения и его избирательные права.

Основные задачи модернизации России в начале 20 века были направлены на индустриализацию производства, замену ручного труда машинами и новыми технологиями, обеспечение поддержки всех процессов со стороны государства, перестройку политической, социальной и законодательной сфер.

Существенным толчком к усилению модернизации производства стала отмена крепостного права в 1863 г., в результате которой крестьяне получили возможность стать свободными.

Особенности модернизации в 20-м в.

К концу 19-го в. почти вся промышленная продукция уже производится на фабриках и заводах, где установлены машины, работающие с использование паровой силы. В 1880-1890-е годы в России построено 10,5 тыс. км железных дорог.

Особенности модернизации России в начале 20 века:

  • Переход от мануфактурных предприятий к промышленному производству был проведен при мощной поддержке государства, которое обеспечивало заказы, субсидии и льготы для развития предприятий и строительства железных дорог.
  • Необходимо было догонять развитые промышленные страны Европы.
  • В основных отраслях экономики основой становится машинное производство.
  • При финансировании производств большую роль играл иностранный капитал из Германии, Франции и других стран Европы (примером могут служить картели компаний Нобеля и Ротшильда в области нефтяной промышленности).
  • Возникновение промышленных монополий: «Продамет», «Продвагон», «Продуголь».
  • Сильная урбанизация, резкое увеличение численности городского населения привело к расслоению по социальным группам: крестьяне были настроены против дворянства, а рабочий класс озлоблен и выступал против буржуазии.

Кризис в начале 20-го в.

В 1900-1903 годы в России начался экономический кризис, который продолжался до 1909 г. Он был связан с проблемами модернизации России в начале 20 века. Последние, в свою очередь, стали нарастать из-за несовершенства экономики и аграрной системы и отсутствия реформирования других сфер в стране.

Трудности проведения реформ и основные черты модернизации России начала 20 века состояли в следующем:

  • Экономика была многоукладной: существовало множество монополий, частных и мелких производств, патриархальная система и остатки от крепостнических взаимоотношений между крестьянами и их работодателями.
  • Производительность труда была достаточно низкой, как и качество и объемы производства, ведь по многим показателям Россия намного отставала от индустриальных стран (по технической оснащенности, уровню промышленной продукции и т. д.).
  • Экономическое развитие проходило неравномерно по отраслям и регионам страны, что было обусловлено особенностями индустриальной модернизации России начала 20 века.
  • В период 1890-х и в начале 1900-х случались неоднократные засухи и неурожаи, во время которых от голода погибали люди, из-за чего большая часть хлеба предназначалась только для внутреннего потребления.
  • Пережитки крепостничества сдерживали развитие и экономический потенциал сельского хозяйства, в начале 20-го в. это вылилось в крестьянские восстания.

Государственная политика и реформы

В 20-й век Россия вступила, будучи самодержавной монархией, в которой вся законодательная, исполнительная и судебная власть были сосредоточены в руках императора Николая II. В 1880 г. Государственный совет был заменен на Комитет министров. Исполнительную власть представляли 15 министерств, влияние которых основывалось на близости к царю.

В этот период модернизации в России (в начале 20 века) в политической жизни государства, в отличие от экономики, почти никаких изменений не происходило, что вызывало множество противоречий и неразрешимых проблем:

  • Среди переселившихся в города людей было много крестьян, которые очень медленно привыкали к новому укладу жизни и бытовым вопросам, что способствовало появлению и распространению революционных идеалов и настроений.
  • Появившийся класс буржуазии был политически бесправным, т. к. самодержавная власть по-прежнему опиралась на дворянское сословие, которое начало распадаться, а его представители переходили в другие социальные классы: служащих, интеллигенции, предпринимателей и др.
  • Возникший класс предпринимателей не мог добиться никаких изменений из-за бюрократии в госаппарате.
  • Несмотря на рост образованных слоев населения и их культурное развитие, даже после освобождения крестьян от крепостного права Россия оставалась страной с сильной неграмотностью населения.
  • Интеллигенция и разночинцы не имели возможности легально участвовать в решении экономических и политических проблем в стране.
  • Самодержавие не было готово к проведению реформ в социальной, общественной и политической сферах, модернизация политики в России в начале 20 века не была осуществлена, из-за чего и произошло накопление проблем, что постепенно привело к единственно возможному пути их решения — революции.

Протекционизм и программа Витте

Проводником новых правительственных реформ стал российский реформатор, который 11 лет занимал пост министра финансов, — С. Ю. Витте. Он выступал за комплексное развитие и модернизацию промышленности и аграрного хозяйства России.

Программа усиления экономического развития, разработанная С. Ю. Витте, включала 4 направления:

  1. Проведение жесткой налоговой политики, включающей налоги на крестьянскую продукцию, на товары широкого потребления, промысловый налог с фабрик и заводов, введение винной государственной монополии. В результате этого госбюджет России вырос почти в 2 раза, а средства были направлены на развитие промышленности и обеспечение госзаказов на продукцию с них.
  2. Политика протекционизма, покровительства со стороны государственных органов, целью которой была защита российских предприятий от иноземных конкурентов для усиления развития производства.
  3. Проведение денежной реформы в 1897 г., когда был введен золотой рубль и его свободная конвертация, что позволило сделать его устойчивой европейской валютой.
  4. Привлечение иностранного капитала в Россию в виде государственных займов и облигаций, которые распространялись в Европе.

С. Ю. Витте также проводил политику строительства железных дорог при участии государства: были построены дороги военно-стратегического значения, Транссибирская магистраль, выкуплены частные железнодорожные участки. В стране было открыто 150 коммерческих училищ и 3 института, для демонстрации достижений индустриализации проводились промышленные выставки.

При проведении этих реформ Витте много раз сталкивался с отсутствием поддержки со стороны царя и его окружения. Революционеры и радикалы, наоборот, считали его приверженцем самодержавия. Закончил свою деятельность он в качестве автора манифеста 1905 г., по которому предлагал ограничить монархию в стране.

Аграрная реформа министра Столыпина

Реформа в сельском хозяйстве, начавшаяся в 1906 г., была вызвана тяжелым положением и недовольством крестьян. Цели ее предполагали сохранение помещичьих владений и ускорение буржуазного развития хозяйств. С помощью реформирования необходимо было решать проблему с нехваткой земли для простых крестьян и воспитывать в них чувство собственника, что должно было способствовать снижению социальной напряженности и созданию прочной социальной опоры в деревнях.

Началом реформы П. А. Столыпина стали попытки разрушения сельских общин, где крестьяне не имели своей земли, с целью создания фермерских отдельных хозяйств. Следующим этапом стало переселение части крестьян за территорию Урала, в восточные губернии, где им выделялись земли и льготы для обустройства быта, они также освобождались от воинской повинности. Это помогло освоить новые земли и основать на них свои крепкие хозяйства.

Выполнение столыпинских реформ привело к положительным сдвигам в аграрных хозяйствах России, увеличению посевных площадей и производству хлеба. Также это сопровождалось и подъемом в области производства оборудования и удобрений, что способствовало дальнейшей индустриализации страны.

Успехи и трудности модернизации

Успешное начало модернизации в России в 20 веке и ее проведение были обусловлены следующими факторами:

  • Наличие богатых природных ресурсов в стране.
  • В более развитых государствах этот процесс уже произошел, поэтому Россия успешно перенимала их опыт и могла анализировать собственный.
  • Механизация в промышленности открывала новые возможности и направления в производстве.
  • Индустриализация способствовала развитию новых отраслей: машиностроения, химической и нефтедобывающей.
  • Россия в конце 19-го — начале 20-го в. находилась в числе развитых стран Европы;
  • В период модернизации по всей стране появляются новые банки.
  • Государство оказывало мощную поддержку в деле развития промышленности.

Трудности модернизации России в начале 20 века были обусловлены рядом таких факторов:

  • Сильный контроль государственных структур.
  • Экономическая и политическая зависимость от западных стран.
  • Процесс индустриализации проходил неравномерно: активнее развивались центральные области, а также Москва и Петербург.
  • Сроки для осуществления успешной модернизации были небольшими.
  • Низкий уровень жизни народных масс.
  • Недостаток рабочей силы и финансов.
  • Сильная бюрократическая система госаппарата.

Результаты модернизации в России

Итоги модернизации России в начале 20 века:

  • Среднегодовой прирост промышленной продукции за период 1909-1913 гг. составил 9%.
  • Рост машиностроительной промышленности — 13%.
  • Добыча нефти за 1894-1914 гг. выросла на 65%, выплавка чугуна — на 50%, стали и железа — на 224%.
  • За период 1893-1900 гг. построено 22 тыс. км железных дорог.
  • Появились новые промышленные районы (Донбасс и др.) и новые отрасли.
  • Увеличилось число подконтрольных государству предприятий до 25%, а железнодорожных путей — до 70%.

Как видно из приведенных цифр, начало модернизации в России в 20 веке было успешным и способствовало экономическому развитию государства, однако процесс этот остался незавершенным из-за отсутствия преобразований в других сферах, что и стало причиной революционных событий в начале 20-го века.

Источник

Глобальная проблема экономической отсталости

А.Булатов, д.э.н., профессор

Вероятно, это главная глобальная проблема, т.к. она, в свою очередь, порождает некоторые другие глобальные проблемы, особенно в менее развитых странах — массовой бедности, низкой социальной защиты, международной конкурентоспособности. В развитых странах проблема экономической отсталости менее актуальна, однако и здесь большинство государств стремится ликвидировать свое отставание от стран-лидеров по уровню экономического развития.

Сущность экономической отсталости

Экономическая отсталость означает, что страна находится на более низкой стадии или ступеньке внутри стадии экономического развития по сравнению с другими, более развитыми странами. Проблема экономической отсталости существует очень давно. Пять тысяч лет тому назад, когда на территории современной России ее обитатели занимались преимущественно охотой и рыболовством, в Шумере и Египте уже существовало орошаемое земледелие и развитое животноводство, изготовлялись самые разнообразные орудия труда, была письменность. Наследовавшие этим цивилизациям Вавилон, Греция и Рим, древние Иран, Индия и Китай также демонстрировали более высокий уровень экономического развития по сравнению с остальными регионами мира. В Средние века уровень развития Китая и других восточных цивилизаций превосходил уровень развития Европы и России. Наконец, в наше время группа развитых стран численностью в три с лишним десятка существенно превышает по уровню развития остальные сто шестьдесят с лишним стран мира (см. 1.3).

Разрыв в уровнях экономического развития между странами и регионами мира будет существовать и в будущем. Если до сих пор в средних и крупных по размеру странах сохраняется (а, судя по всему, будет сохраняться и дальше) сильный разрыв в уровнях развития между областями, штатами, землями, то тем более он будут существовать между странами мира. Тем не менее большинство стран мира стремятся сократить или ликвидировать свое отставание, осуществляя модернизацию (см. 5.2).

Причины экономической отсталости

Каковы причины экономической отсталости большинства стран мира? Экономическая история ответит нам, что в странах, относимых ныне к менее развитым, переход к рыночной экономике (рыночной системе, капитализму) начался позже или проходил медленнее, чем в ныне развитых странах. Институциональная теория объяснит, что это произошло из-за отсталости их институтов (прав, традиций и обычаев, механизмов). Именно они порождают отсталые экономические отношения, а те — отсталую экономику.

Экономические системы — традиционная (докапиталистическая), социалистическая, рыночная (капиталистическая) — отличаются друг от друга прежде всего такими институтами, как формы собственности и самостоятельность экономических агентов. При капитализме, в отличие от традиционной и социалистической системы, доминирует частная собственность и высока самостоятельность экономических агентов. В свою очередь, последняя высока потому, что при капитализме есть суверенитет потребителя (при котором ассортимент и объем производства в конечном счете задается потребителем, за которого конкурируют производители) и свобода предпринимательства (фирмы используют экономические ресурсы для производства и сбыта продукции преимущественно по собственному выбору).

В менее развитых странах переходу к преобладанию частной собственности мешали и продолжают мешать общинная, помещичья и государственная собственность, суверенитету потребителя препятствует слабый уровень конкуренции (ведь это борьба производителей за потребителя), свобода предпринимательства стеснена законом, традициями и обычаями. Например, в России в государственной собственности находится пятая часть основных фондов (намного больше, если учитывать частную собственность, контролируемую госкомпаниями); уровень конкуренции хоть и растет, но все еще невысок (по расчетам ВЭФ, наша страна занимает по этому показателю 113-е место в мире); свобода предпринимательства стеснена государством (120-е место по тяжести госрегулирования) и скептическим отношением значительной части общества к предпринимательству.

Ссылки бывших колоний на то, что их отсталость порождена прежде всего колониализмом, малоубедительны. Колониализм, наоборот, разрушал их отсталые докапиталистические институты (пусть часто грубым способом), внедряя более передовые-капиталистические, хотя это приводило к искажениям в виде зависимого (периферийного) развития. Эксперимент, поставленный историей в Африке (единственной независимой страной там оставалась Эфиопия) и Латинской Америке (раньше всех там добилась независимости Гаити), продемонстрировал, что отсутствие колониализма или преждевременное освобождение от него скорее затормозило экономическое развитие этих стран. В то же время эксперимент в Азии, где независимыми оставались не только и ныне отсталые Непал и Бутан, но и более развитые Япония, Таиланд и Турция может свидетельствовать против абсолютизации такого вывода.

Экономическая сфера (и ее экономические институты) соседствует с политической, социальной, культурной и психологической сферами (и их институтами) — см. 1.3. Все они взаимосвязаны и оказывают воздействие друг на друга. В результате реформа экономических институтов, если она не сопровождается прогрессом других ее институтов, не приводит к ожидаемым результатам. Кроме того, сильная взаимосвязь всех общественных институтов порождает их инерцию — даже в странах, рекордно быстро преодолевших свою экономическую отсталость (Япония и новые индустриализированные азиатские экономики), это заняло много десятилетий. Поэтому частая причина сохранения экономической отсталости на фоне попыток ее преодоления — неспособность сопровождать экономические реформы политическими, социальными, культурными и психологическими.

Последствия экономической отсталости

Показатели уровня экономического развития демонстрируют развитость или отсталость страны. Институциональная теория объясняет их глубинные причины. Но с какими последствиями отсталости сталкиваются экономические агенты при осуществлении своей деятельности в отсталых странах?

Прежде всего это дефицит капитала и знаний. Кроме стран-экспортеров топлива и экспорториентированных экономик (в основном это Китай и страны Юго-Восточной Азии), остальные менее развитые страны обычно имеют невысокую норму валового сбережения, что снижает их норму валового накопления (это отношение инвестиций в реальный капитал к ВВП), а ведь для индустриализации, как показывает экономическая история, последняя норма должна быть высока (в Китае она превышает 45%). О нехватке знаний свидетельствует невысокий уровень образования населения большинства менее развитых стран (см. табл.4.2), что препятствует налаживанию в них производства современной продукции.

Почему отсталость экономических институтов ведет к невысокому уровню накопления капитала и низкому образовательному уровню? Что касается капитала, то его преумножение лучше всего идет там, где преобладает частная собственность — ее владельцы лучше используют и накапливают свой капитал, чем государство, помещики или община. Относительно образования можно сказать, что самостоятельность экономических агентов требует от производителей высоких знаний. Как иначе производителям в условиях суверенитета потребителя активно соревноваться с другими конкурентами за покупателя, как в условиях свободы предпринимательства успешно налаживать новое производство?

Другими последствиями экономической отсталости являются низкая международная конкурентоспособность основной массы производимой в отсталых странах продукции, массовая бедность их населения, высокая рождаемость в сочетании с высокой смертностью, низкая социальная защита — отсутствие пенсий и доступного образования и медицины. Одним словом, это проблемы, которые экономические институты генерировали человечеству на протяжении тысячелетий его пребывания в рамках традиционного общества. Эти институты нуждаются в модернизации («осовременивании» в буквальном переводе с англ. и франц.).

Источник

Оцените статью