Мое музыкальное путешествие по стране

Учитель начальных классов

Путешествие по музыкальной стране

Цель: формирование музыкально – эстетической культуры учащихся.

Задачи:

1. познакомить с музыкальными инструментами и их историей; расширять кругозор учащихся.

2. развивать эстетический вкус, музыкальную память.

3. воспитывать любовь к музыке, дисциплину.

Форма проведения: Урок – путешествие

Оборудование:

1. музыкальные ребусы

2. каринки с музыкальными инструментами

3. фонограммы песен «Утята», «Веселые гуси», «Мы – маленькие дети»

Литература.

1. Троицкая Н.Б. Сценарии школьных праздников: Метод. пособие/ Н.Б. Троицкая, Г.А. Королева. – М.: Дрофа, 2004.

2. Домрина Е.Н. Беседы о музыке. – Ленинград, 1982.

3. Тутубалина Н.В. Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста./ Н.В. Тутубалина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

План

1. Организационный момент

2. Вводная беседа

3. В гостях у Скрипичного ключа

4. Путешествие по городу Музыкальных Инструментов

5. Прогулка по городу Песен.

Ход урока — путешествия

— Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы узнаете, как и откуда появилась музыка, музыкальные инструменты.

Говорить и петь древние люди начали одновременно. Потом они научились извлекать из различных предметов звуки. Появились первые, очень примитивные музыкальные инструменты.

Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А вы когда-нибудь слышали музыку птичьих голосов, музыку дождя, ветра? Музыка живет повсюду, проявляясь в разных звуках.

В. Семернин «Музыка всюду живет»

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт –

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода –

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

Тихие слёзы свои

Ива роняет у брода…

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живёт, –

Только прислушаться надо.

— Ребята, вспомните, где ещё вам слышались звуки музыки? (ответы детей)

Музыка – один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни.

— Сейчас я приглашаю вас совершить чудесное путешествие по Музыкальной стране. Мы побываем в городе Музыкальных инструментов, сходим в гости к Скрипичному ключу и совершим прогулку по городу Песен.

— Сначала мы отправимся в гости к Скрипичному ключу.

Два крючка – две закорючки,

Две малюсенькие штучки,

Ими дверь не отопрешь,

Их и в руки не возьмешь.

Не от шкафа платяного,

Не от мишки заводного,

А скажу вам наперед:

Два ключа от знаков – нот.

— Познакомьтесь, ключ скрипичный (показываю изображение скрипичного ключа)

На второй всегда линейке,

Он сидит, как на скамейке.

— Есть ещё и ключ басовый. (показываю изображение басового ключа)

Он и добрый, и суровый,

На четвертой он линейке

Место с краю занимает,

Ноту «фа» октавы малой

Ключ басовый открывает.

«5 ступенек – лесенка,

На ступеньках – песенка». (ноты)

— Какие ноты вы знаете? (до, ре, ми, фа, соль, ля, си)

— Как они расположены на нотном стане? (на доске – нотный стан, дети рисуют ноты)

— Как не задуматься над тем, что одни и те же известные звуки гаммы: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – Бетховен превращает в сонаты «Аппассионата» и «Лунная», Чайковский – в 12 пьес «Времена года» и оперу «Евгений Онегин», Хачатурян – в знаменитый вальс к драме Лермонтова «Маскарад», а Дунаевский – в одну из самых проникновенных песен о столице нашей Родины «Моя Москва».

— Вы, конечно, понимаете, что отдельные звуки – это ещё не музыка. Звуки должны быть организованы в связную музыкальную речь.

— Ребята, если вы по-настоящему любите музыку, то подружитесь с нотками крепко-накрепко. Тогда вам откроется неведомый мир музыкальных звуков, вы научитесь понимать музыку, слышать её в окружающей природе. Вы поймете, какое многообразие мелодий могут составить всего семь ноток – подружек. Именно они делают окружающий нас мир еще прекрасней и добрей.

— Сейчас я предлагаю вам отгадать музыкальные ребусы (см. в приложении)

— Следующий конкурс «Музыкальные слова»:

1. Назовите животное, в названии которого есть нота «ре» (черепаха)

2. Назовите растение, в названии которого есть нота «соль» и еще одна нота. (фасоль)

3. Назовите птицу и цветок, в названиях которых есть нота «си» (синица, сирень)

4. Назовите птицу и растение, в названиях которых есть нота «до» (удод, подорожник)

Конкурс «С миру по нотке»: за одну минуту надо вспомнить слова, в которых есть слоги – ноты.

Под музыку — играют, под музыку – поют,

Под музыку танцуют ребята все вокруг.

— Приглашаю вас исполнить танец «Утята».

— А сейчас на нашем пути город Музыкальных Инструментов.

— Вам знакомы жители этого города? Назовите их.

— А теперь отгадайте, о каком инструменте идет речь.

Громче флейты, громче скрипки,

Громче труб наш великан,

Он ритмичен, он отличен,

Наш весёлый… (барабан)

— Барабан (показываю картинку) – ударный инструмент. Это самый древний инструмент в мире. Ещё первобытный человек выбивал ритмы по костям мамонта, по деревянному бруску, глиняным кувшинам. Барабаны гремят во время военных походов, торжественных церемоний, народных празднеств. Барабаны используют во всех видах оркестра: симфоническом, духовном, народном, эстрадном, джазовом. В симфоническом оркестре барабаны изображают раскаты грома, орудийную канонаду. С барабаном торжественно маршируют по Красной площади воспитанники военно-музыкального училища, открывая военный парад.

— Представляю вам другой инструмент.

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,

Мотив звучит издалека, поет про ветер лунный.

Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив, я называюсь… (скрипка)

— Посмотрите на этот нежнейший и красивейший из струнных инструментов (показываю картинку). Древний предок теперешней скрипки – славянский инструмент – состоял из долбленного деревянного корытца, покрытого плоской пластинкой, трёх струн, лукообразного смычка. Это был поистине всенародный инструмент: бродячие музыканты, странствуя из города в город, из страны в страну, играли на таких скрипках на ярмарках. Скрипку не пускали во дворцы, где звучал голос виолы. Первые скрипки в их современном виде появились в Европе в начале 16 века. Во всем мире известны итальянские мастера Амати, Гварнери, Страдивари. На инструментах, созданных руками этих итальянских скрипичных мастеров, играют выдающиеся скрипачи мира.

— А теперь послушайте загадки про другие инструменты.

1. Тянется, а не резина;

С клапанами, а не машина;

Песни поет, а не радио. (баян)

2. Он по виду брат баяну,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Вам знаком… (аккордеон)

3. Морщинистый Тит

Всю деревню веселит (гармонь)

Гармонь, аккордеон и баян – духовые клавишные инструменты. При помощи мехов нагнетается воздух, он приводит в колебание металлические пластины – язычки. Так возникает звук. Первую ручную гармонь сделали в 1822 году. Есть много разновидностей русской гармони – ливенка, Елецкая, хромка, саратовская, тульская и др. О гармони писали стихи С.Есенин, А.Твардовский, А.Прокофьев и др. поэты. Гармонь и баян сопровождают все деревенские праздники. В наши дни широко распространен баян – разновидность гармони. Своё название баян получил по имени легендарного древнерусского певца – сказителя Баяна.

— А это что за инструменты?

1. У какого инструмента есть и струны и педаль?

Что же это? Несомненно, это славный наш… (рояль)

2. Стоит шкаф: крышку открываешь – зубы торчат.

Пальцами нажимаешь – звуки получаешь. (пианино)

В конце 18 века итальянский мастер Бартоломео Кристофори создал новый вид клавишного инструмента. В усовершенствованном виде он стал называться фортепиано. Фортепиано – это клавишно-ударный инструмент. Во время нажатия на клавишу по струне ударяет специальный деревянный молоточек, обтянутый войлоком. Основное качество этого инструмента – яркий, певучий звук и возможность играть на нём очень громко и очень тихо. Отсюда и название инструмента – фортепиано (громко — тихо). Современные разновидности фортепиано – это рояль и пианино. Они отличаются формой и расположением струн (у рояля струны натянуты горизонтально, а у пианино – вертикально). Первым композитором, который начал писать именно для фортепиано, был немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен.

— О каких инструментах идёт речь?

1. У костра сыграть нам рада семиструнная… (гитара)

2.Треугольник, три струны

Выходите плясуны (балалайка)

Балалайка является родственницей гитары, только у неё всего три струны. В 18-19 вв. она была, пожалуй, самым распространенным музыкальным инструментом. Под неё плясали во время праздников, пели песни, про неё складывались сказки. Более ста лет тому назад на балалайку обратили внимание любители музыки, захотели дать простому, «мужицкому», инструменту новую жизнь, чтобы он зазвучал в концертных залах. Прежде всего, балалайку усовершенствовали, и в 1887г. Создали в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», который потом был преобразован в Великорусский оркестр. Сейчас балалайка известна во всем мире. Многие композиторы создают для неё произведения.

Конкурс «Найди лишнее слово»

— На доске записаны слова, найдите лишнее.

1. Скрипка, труба, гитара, балалайка (труба, остальные струнные)

2.Пианино, аккордеон, барабан, рояль (барабан, остальные клавишные)

3.Смычок, струны, дирижерская палочка, клавиши (струны, т.к. остальные сделаны из дерева)

— А сейчас мы отправляемся в город Песен.

Песня является самым древним и самым распространенным музыкальным жанром в наши дни. О песне говорят, что она родилась вместе с человеком. В древнегреческих мифах, появившихся за тысячи лет до нашей эры, мы находим рассказы о силе влияния песен. Пение муз, покровительниц поэзии и разных видов искусств, в сопровождении звуков золотой кифары, на которой играл бог солнца Аполлон, было настолько прекрасным, что кругом воцарялась тишина, и даже Арес, бог войны, забывая о шуме кровавых битв.

Легендарный певец Орфей не только доставлял своим пением наслаждение, но и усмирял диких животных. Имя Орфея стало синонимом замечательного певца; его лира, на которой он аккомпанировал себе, — эмблемой искусства, а пение муз оставило нам великое слово – музыка.

С незапамятных времен песня, ставшая выразителем благородных, высоких чувств, у всех народов обрела способность волновать человеческие сердца, помогать людям в жизни.

— Ребята, а вы любите петь?

— Какие песни вы знаете? (ответы детей)

Конкурс «Угадай песню по описанию»

1. Песня о ежедневных занятиях детей в течение 10-11 лет. («Чему учат в школе»)

2. Песенка о плохой погоде в день рождения. («Песенка крокодила Гены»)

3. Песня о трагической гибели маленького насекомого. («В траве сидел кузнечик»)

4. Песня о кусочке земли, на котором растут бананы и кокосы, и очень весело проводится время. («Чунга-Чанга»)

5. Песня о людях, чей дом – лес, а жизнь – дорога. («Песенка друзей»)

6. Песня об одинокой красавице («Во поле березка стояла»)

7. В какой песне можно узнать про глагол и про тире? («Чему учат в школе»)

8. В какой песне на свадьбе пьют молоко? («Золотая свадьба»)

— Песню можно не только спеть, но и инсценировать.

— Давайте и мы с вами попробуем инсценировать песню «Весёлые гуси»

В завершении нашего путешествия я предлагаю исполнить песню «Мы — маленькие дети».

Источник

Конспект занятия по музыкальному воспитанию «Музыкальное путешествие по странам»

Ольга Хавова
Конспект занятия по музыкальному воспитанию «Музыкальное путешествие по странам»

МБДОУ Детский сад № 97 «Земляничка»

Занятие по музыкальному воспитанию

«Музыкальное путешествие по странам»

Музыкальный руководитель

Хавова Ольга Николаевна

Муз.рук: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро — солнцу и птицам,

Доброе утро — приветливым лицам!

Доброе утро, ребята!

Меня зовут Ольга Николаевна, я вас сегодня приглашаю на волшебное занятие-путешествие по разным странам. А помогут нам в этом музыкальные инструменты и вот этот волшебный глобус.

М. Р. : Как хорошо сейчас в вашем детском саду! Очень красивый и уютный садик! Здесь есть ваши любимые воспитатели, помощники воспитателя. …И все они вас очень любят…Ребята, а чем человек любит?

М. р. У всех у нас есть сердце, которое любит. А теперь представьте, что все мы – одно большое сердце. Возьмемся за руки, почувствуем тепло наших рук. А теперь вздохните глубоко, медленно выдохните, еще раз. Послушаем,как бьется сердце: тук-тук-тук. (Идем в круг – из круга, выстукивая ногами удары сердца).Прислушайтесь: туки-тук, туки-тук…Чувствуете тепло нашего общего сердца? Улыбнитесь друг другу!

Я предлагаю вам поиграть со мной в игру: «Скажи доброе слово».

Педагог объясняет правила игры.

Муз. рук. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие, для этого нам нужно 3 раза позвонить вот в этот волшебный колокольчик. А сейчас закройте глаза (звук поезда). Ребята, что вы слышите?

Дети: Шум поезда.

Муз. рук. Все верно, мы в поезде. И превращаемся в юных путешественников. Итак, в путь!

Раскручивает глобус, звучит шум поезда. Глобус останавливается и звучит итальянская народная мелодия.

Муз. рук. Дети, Мы в Италии, в чудесном итальянском городе Венеция. Здесь совсем нет улиц. Она построена на островах со всех сторон, окруженных водой. Поэтому жители передвигаются по городу с помощью длинных лодок, которые называются гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по воде, рождались песни лодочников. Эти песни плавны и певучи.

Муз. рук. Давайте послушаем с вами одну из итальянских мелодий (Звучит Санта Лючия).

Дети: Это итальянская народная мелодия Санта Лючия

Муз. рук. Ребята, расскажите о характере этого произведения.

Дети: Напевное, мелодичное, спокойное.

Муз. рук. Еще я вас хочу познакомить с одним итальянским музыкальным инструментом. Может кому-то уже знаком этот инструмент?

Дети: Это скрипка.

Муз. рук. Да, верно, это королева оркестра – скрипка. А что вы знаете о скрипке?

Дети: Она относится к группе струнно-смычковых инструментов.

Муз. рук. А какие еще струнные инструменты вы знаете?

Дети: Гитара, балалайка, домбра.

Муз. рук. Чем скрипка отличатся от других струнных инструментов?

Дети: У неё четыре струны, держат её на плече, на ней играют смычком.

Муз. рук. Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем. Но для игры нам надо выучить несколько элементов танцевальных итальянских движений.

Игра «Передай бубен»

Муз. рук. Хорошо, а теперь нам пора продолжить наше путешествие (крутит глобус) (шум поезда)

Глобус останавливается, звучит перезвон колоколов.

Муз. рук. Вы слышите перезвон колоколов? Ребята, а вы не узнали, куда мы попали? Ребята, а что вы знаете о России?

Муз.рук: Посмотрите, какая красивая у нас природа! А символом России,конечно же, наша русская красавица березка.

Муз.рук:. Ребята, а какие русские музыкальные инструменты вы знаете?

Муз. рук. Самыми известными русскими народными музыкальными инструментами являются гармонь и балалайка. Звуки этих инструментов поднимают настроение, веселят народ. Давайте послушаем, как звучит гармонь (звучит гармонь). Играть на гармони не просто. Нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки – клавиши. Трудность еще в том, что гармонист не видит клавиши, а играет на ощупь. А еще ее называют певучей.

Звенит она, звенит,

Всех играя, веселит,

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая отгадай-ка

Это наша … (балалайка)

Правильно. Если у гармони много кнопочек-клавиш, то у балалайки три струны. Но, не смотря на это, на ней можно сыграть много красивых мелодий (прослушивают звуки балалайки). На этих инструментах звучат разные песни, печальные, протяжные, веселые, плясовые и частушки.

Муз.рук: Откуда этот звук? (ПЕДАГОГ НАХОДИТ ЛАРЕЦ)

Ой, ребята, посмотрите, какой-то ларец.

Давайте мы его откроем!

Открываем вместе с детьми.

Муз.рук: Что ребята здесь лежит? А это непростые,а волшебные инструменты, кто их возьмет тот, и сразу играть начнет. А нам надо их взять очень тихо и встать в круг, и не дать им заиграть пока не зазвучит музыка.

Русский народ не только играет на музыкальных инструментах, но и поет веселые песни.

Дыхательная гимнастика «Свечка»

М. Р. : Замечательно! А чтобы мы с вами звонко пели, разучим распевочку.

Мы поправим спиночку, спиночку тростиночку, вот она какая-спиночка прямая.

Разучивание музыкальной игры «Эхо».

Муз. рук. Ребята, (звучит музыкальная шкатулка) Откуда опять этот звук?

Муз. рук. Посмотрим, что же там происходит.

Педагог ловит …и вытаскивает скрипичный ключ.

Муз.рук: Это скрипичный ключ, король музыки. Когда композитор сочиняет мелодию, он всегда ставит скрипичный ключ в начале нотного стана. А это что (достает ноты).

Муз.рук:А сейчас мы с вами превратимся в настоящих композиторов. И поместим эти нотки вот на этой лесенке. Ребята, а знаете вы, как называется она? Это нотный стан, где живут нотки! теперь возьмите понравившуюся ноту и поместите на любую линейку нотного стана.

Дети размещают ноты.

Муз рук: А теперь мы оживим наши нотки и послушаем, что же мы сочинили?

Муз. рук играет мелодию.

Муз.рук : Ребята, на ваш взгляд какая мелодия получилась?

Муз.рук: Мои хорошие, какие вы молодцы. В память о нашей встрече с вами я подарю вам значок юного музыканта!

Педагог раздает значки.

Муз.рук: До новых встреч ребята!

Занятие окончено!

Конспект организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию в средней группе «Весеннее путешествие» «Весеннее путешествие» Конспект организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию в средней группе Муз. руководитель.

Фотоотчет об интегрированном занятии по музыкальному воспитанию «Путешествие в страну музыки» Добрый день, уважаемые друзья и коллеги! Сегодня хочу с вами поделиться тем, как прошло интегрированное занятие в старшей группе «Путешествие.

Конспект интегрированной ОД по музыкальному воспитанию «Путешествие Колобка» во второй младшей группе ШМДОКУ д/с «Солнышко» пгт. Ленинское Конспект интегрированной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию с детьми.

Конспект занятия по музыкальному воспитанию «Потерянные звуки» Тема: «Потерянные звуки» Цель: развитие речи дошкольников посредством музыкально-дидактических игр. Речевое развитие старших дошкольников.

Конспект занятия по музыкальному воспитанию «Путешествие в страну волшебных звуков» Тема: «Путешествие в страну волшебных звуков». Цель: Создание условий способствующих развитию музыкальных способностей детей, через игру.

Конспект занятия по музыкальному воспитанию дошкольников Цель: Совершенствовать умение детей различать музыкальные жанры: танец, марш, песню, определять их характерные особенности. Задачи: 1. Музыкальное.

НОД по музыкальному воспитанию «Путешествие в Королевство Жанров» НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание) «Путешествие в Королевство Жанров» ЦЕЛЬ.

Конспект по музыкальному воспитанию для старших дошкольников «Путешествие по первичным музыкальным жанрам» Конспект по музыкальному воспитанию для старших дошкольников с использованием презентацииКудряшова Валентина ПетровнаТема: Путешествие по.

Конспект занятия «Путешествие в Грецию» в рамках проекта «Путешествие по странам мира» Подборка материала по ознакомлению детей старшего возраста с окружающим миром на тему «Путешествие в Грецию» Цели: Познакомить детей с Грецией.

«Путешествие в весенний лес». Конспект занятия по музыкальному воспитанию для детей 4–5 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Источник

Читайте также:  Правовая семья обычного права страны
Оцените статью