Молодежь как стратегический ресурс государства
Дата публикации: 13.01.2016 2016-01-13
Статья просмотрена: 3272 раза
Библиографическое описание:
Ярычев, М. У. Молодежь как стратегический ресурс государства / М. У. Ярычев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 1008-1011. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25181/ (дата обращения: 27.04.2021).
Роль молодежи в современных позднеиндустриальных обществах возрастает в связи с их увеличивающейся зависимостью от инноваций. Инновационный характер современного социального развития делает участие молодежи в функционировании индустриальной и социальной сфер необходимым не в роли учеников, а в роли полноправных партнеров, а то и лидеров. Именно молодые умы совершают большую часть научных открытий, выдвигают множество социальных и экономических инициатив, разрабатывают существенное количество технических усовершенствований, предлагают максимум «свежих» идей. Таким образом, именно молодежь выступает как ресурс для создания конкурентных преимуществ. Однако иногда среди старших поколений, в том числе и среди их представителей во власти, возникает стремление иметь дело с конформистски воспитанной молодежью. Это стремление объяснимо, ибо для молодежи более естественным состоянием является не конформизм, а критицизм и стремление к преобразованию мира, что создает условия для возможного конфликта поколений. Но и препятствование активности молодых является угрозой всему социуму, ставшему на путь социальной и политической современности.
Прежде всего, следует отметить сдвиг, произошедший в определении молодежи, актуальном для теоретической политологии. Характеризуя молодежь как особую социальную группу Н. У. Ярычев говорит: «Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет» [1, с.11]. Это определение раскрывает связь между главным (возраст) и существенным (прохождение социализации) признаками данной социальной группы. Действительно, нахождение на стадии формирования делает молодежь наиболее открытым для внешнего воздействия объектом. И хотя социологический взгляд на социализацию состоит в том, что этот процесс не прекращается даже для стариков, значимость социализации в молодом возрасте, интенсивность и сложность этого процесса несравнимы с социализацией в остальных возрастных категориях.
Сегодня политологи-теоретики всерьез обсуждают необходимость создания специальной теории молодежи, которая была бы междисциплинарной, объединяя политологию, социологию, социальную философию и ряд других общественных наук.
Фундаментальным понятием представленной концепции молодежи является понятие современного человека (modern man), выражающее главный вектор ее развития. Современная молодежь, согласно этому взгляду, включает в себя девять базовых признаков: «1. Открытость экспериментам, инновациям и изменениям. 2. Принятие плюрализма мнений и его одобрение… 3. Индивидуализация как способ адаптации к меняющимся социальным обстоятельствам. 4. Большая ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое… 5. Переход от внешнего (формального) к внутреннему контролю над своей жизнью и поступками, что проявляется в большем расчете на собственные силы и способности и меньшей надежде на помощь родителей или государства. 6. Готовность к мобильности — географической, социальной, культурной. 7. Растущее чувство возможности справедливого распределения, веры в то, что вознаграждение не зависит от случая, а соответствует мастерству и вкладу… 8. Высокая ценность формального образования и обучения. 9. Уважение достоинства других, включая тех, у кого более низкий статус или кто обладает меньшей властью, толерантность к «исключенным» группам» [2, с.151].
Молодежь как социальная группа должна описываться в идеологически и ценностно-нейтральных терминах, потому что господствующие теории молодежи основываются на «взрослом» взгляде на предмет, на представлении о том, что одни поколения могут иметь долг перед другими, нести ответственность и т. п. Отсюда и требование исключить рассуждение о том, что молодежь — это социальный ресурс. Недопустимо, считает она, соединять структурно-статусный и культурно-психологический подходы, потому что такое соединение позволяет взаимно детерминировать работу и досуг, коллективную и частную сферы жизни человека, свободное и подверженное социально-институциональному контролю.
Еще более значимым вопросом, согласно этой точке зрения, является вопрос о том, как формируется молодежная общественно-политическая идентичность и как она реализуется в различных подпериодах этого возрастного интервала в процессе включения молодых людей в те или иные социальные институты. В современных же исследованиях, считает Омельченко, скорее можно встретить описания структурных барьеров, выставляемых обществом на пути интеграции молодежи. Следует также обращать внимание на жизненные стили, практикуемые молодежью в различных социальных практиках. Это требование действует как на институциональном (образование, государство, семья, труд, церковь), так и на коммуникативном (любовь, дружба, досуг) уровнях социальной жизни. Именно так можно обнаружить новые типы солидарности, характерные для современных обществ.
Современное российское общество испытывает значительные трудности по причине несформированности у ее граждан базовых политических компетенций, знаний и умений. С этим связано крайне слабое присутствие в политическом процессе и политической жизни страны институтов гражданского общества, только зарождающиеся традиции гражданских инициатив и волонтерства. От молодых людей зависит, каким будет данное общество завтра. Ученые даже различают поколения, которые можно назвать историческими, и другие, которые нельзя отнести к историческим. Иногда такие поколения называют потерянными, что было показано в русской классической литературе (М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени») и осмыслено критиками и публицистами.
Возникает законный вопрос: почему одни поколения оказываются «историческими», а другие — «потерянными». Разумеется, ответ состоит не в том, что одни из них подвергались воздействию целенаправленных усилий внешних акторов, а другие нет. Сегодня нередко учеными высказываются мнения, согласно которым молодые люди в ряде ближневосточных стран произвели «твиттерную» революцию, что стало следствием появления новых средств коммуникации. Популярна также гипотеза о влиянии западных ценностей, заставившем вначале молодежь стран социалистического выбора Восточной Европы и СССР, а затем и арабских стран Ближнего Востока выйти на улицу и потребовать от действующей власти решительных перемен в сторону демократии и социальной справедливости.
Между тем в современном российском обществе доминируют настроения, согласно которым молодежь необходимо активнее вовлекать в политическую деятельность и работу органов власти.
Культ потребления явился настоящим вызовом обществу, формирование поведенческих моделей, основанных на гедонизме, является прямым его следствием. И эти модели предписывают молодым людям не торопиться вступать в брак и, тем более, заводить детей. А если эти два действия все же совершены, то все тот же культ потребления становится причиной роста разводов и отказа от детей. Таким образом, очевидное благо — рост уровня жизни и возможностей покупки товаров и потребления услуг — оборачивается негативными последствиями для нормального функционирования общества. Безопасность социума оказывается под угрозой без всяких злонамеренных действий внешних и внутренних врагов. И, что наиболее важно, бороться с данной опасностью крайне сложно. Для этого нужна совершенно особенная молодежная политика, базирующаяся на последних научных разработках и носящая системный характер.
Ситуация меняется, когда на смену экономическому процветанию приходит экономический же кризис. Известно, что наиболее подвержена деструктивному влиянию экономических, политических, социальных и иных факторов молодежная среда, в ней легче формируются радикальные взгляды и убеждения. [3, с.9] В этом случае первой под ударом оказывается молодежь, которая менее всего адаптирована и имеет меньше всего защитных механизмов. Да и отсутствие жизненного опыта не идет ей на пользу в условиях, когда необходимо конкурировать на рынке труда. Вместе с тем, являясь чрезвычайно мобильной, молодежь быстрее других адаптируется к изменениям и легче усваивает новые знания. Подтверждением тому являются роль и место молодежи в последних мировых событиях. На молодых людей также возлагаются особые надежды как на одну из главных движущих сил преодоления негативных последствий глобального финансово-экономического кризиса. Именно поэтому в Российской Федерации забота о молодом поколении расценивается в качестве долгосрочных инвестиций в будущее стабильное и процветающее общество [4, с.1395].
Но возлагая надежды и предпринимая для этого соответствующие меры, необходимо также предельно точно прогнозировать социальное и политическое будущее, проектировать его и даже конструировать. Прогнозирование социальных процессов — это основанное на анализе событий и явлений определение перспектив дальнейшего функционировании и развития структур, институтов и ценностей данного общества. В основе социального прогнозирования лежит совмещение системного и динамического подходов к описанию социума, когда выявление перспектив, тенденций и трендов позволяет делать предположительные суждения относительно будущего с высокой степенью вероятности. Этимология греческого слова «прогноз» восходит к таким русским словам, как «предвидение» и «предсказание», но социальное прогнозирование не сводится к предсказанию и не тождественно ему. Социальное прогнозирование — это элемент политического управления, когда решения включают в себя прогностическую составляющую. Будучи рациональным существом, человек основывает свои действия на объяснениях прошлого и настоящего, а также на вытекающем из объяснения прогнозировании будущего.
Насколько социальное будущее прогнозируемо — зависит от нормального функционирования политических, правовых и экономических институтов данного общества, от степени их сформированности и соответствия запросам времени. Уровню прогностичности, в свою очередь, соответствует возможность проведения эффективной социальной политики и, как одной ее разновидности, молодежной политики.
Вторым важным требованием к эффективности социального прогнозирования выступает требование системного и всестороннего изучения объекта исследования. Применение методологических принципов системности, всесторонности и историзма требует от управленцев учитывать все факторы, детерминирующие ход изучаемого процесса, понимать его движущие силы и скрытую телеологию. А в случае социального процесса, когда анализируется жизнь поколения, создается ощущение особого динамизма. Объект управления слишком быстро расстается со своими существенными качествами и свойствами, переходит в свою противоположность.
Отношения между современной молодежью и государством должны складываться на основе права, что не исключает предметного обсуждения их содержания. По своему содержанию они должны, прежде всего, быть партнерскими — цели и задачи государства и общества в случае, если власть избрана демократически и пользуется поддержкой граждан, совпадают. Так же должны совпадать цели и задачи государства и молодежи, но в этих отношениях можно обнаружить некие расхождения, связанные с тем, что у разных слоев общества цели не во всем являются общими. Во всяком случае, коллективное целеполагание должно опираться на консенсус, т. е. на общественный договор, несмотря на всю метафоричность данного понятия. Проведение молодежной политики становится тем осмысленнее, чем детальнее обсуждены и проработаны детали такого договора. И здесь возникает проблема правового кода. Если коммуникационные предпосылки, при которых граждане в свете принципа дискурса оценивают, является ли легитимным право, ими устанавливаемое, со своей стороны, должны быть институционализированы — в виде политических гражданских прав, то необходимо, чтобы был доступен правовой код как таковой.
2. Омельченко Е. Л. Культурные практики и стили жизни российской молодежи в конце XX века // Рубеж. — 2003. — № 18. — С. 150–153.
Источник
Молодежь — стратегический ресурс государства
Источник: Экономика России: ХХI век
Сегодня все более очевидной становится ключевая роль молодежи как особой социальной группы в развитии государства и общества
Всем нам необходимо рассматривать каждого отдельного представителя молодежи в качестве реального действующего лица социального становления и инновационного развития не только конкретного региона, родного города или села, но также общества и государства в целом. Ведь современная молодежь — это то поколение, от которого зависит будущая судьба России и которое по определению выгодно отличается от других групп населения уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности.
К большому сожалению, нынешнее положение дел в части сохранения здоровья и обеспечения социальной защищенности российской молодежи не может не вызывать озабоченности. За последние 10 лет количество только официально зарегистрированных детей-сирот в России увеличилось почти вдвое, до 734 тыс. человек, причем 93% из них — это социальные сироты при живых родителях. Криминальная активность малолетних правонарушителей сопоставима с преступностью взрослых. На сегодняшний день достаточно высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15-24 лет — 6,4%, что, в свою очередь, способствует уходу в среднем от 2,3 до 2,6 млн. молодых людей в год в сферу «теневой» экономики. Около 80% наркоманов и ВИЧ — инфицированных граждан России — люди не старше 30 лет, причем в равной степени как мужчины, так и женщины.
Вся деятельность Федерального агентства по образованию так или иначе связана с оказанием целого комплекса государственных услуг в области образования и воспитания молодежи, направленных на совершенствование качества и обеспечение доступности всех уровней профессионального образования, повышение эффективности и практической направленности учебного процесса, решение насущных социальных проблем учащихся и студентов.
Если же коротко говорить о реализации непосредственно государственной молодежной политики как относительно самостоятельного спектра деятельности Рособразования, можно выделить несколько основных направлений работы, которые ориентированы на решение следующих задач:
— разработку и совершенствование механизмов, прежде всего экономических, для решения социальных проблем молодежи;
— обеспечение реализации социальных, реабилитационных и профилактических программ для молодежи различных категорий (учащейся, работающей, сельской и др.) и разработку системы мер правовой защиты молодежи;
— развитие физической культуры и массового спорта, формирование здорового образа жизни молодежи;
— разработку и реализацию мер по поддержке деятельности молодежных общественных объединений и иных организаций, осуществляющих работу с молодежью;
— осуществление программно-методического обеспечения системы дополнительного образования детей и молодежи по дополнительным образовательным программам различной направленности;
— оказание организационно-методической и практической помощи органам по делам молодежи и органам управления образованием субъектов Российской Федерации в разработке и реализации региональных программ развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи;
— осуществление информационно-методического обеспечения в сфере государственной молодежной политики;
— организацию и проведение профильных тематических конкурсов, конференций, совещаний, выставок, семинаров, как всероссийских, так и международных.
Многие мероприятия, направленные на решение проблем молодежи, реализовывались в предыдущие годы в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России (2001- 2005 годы)» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг., заказчиком которых выступало сначала Министерство образования Российской Федерации, а после его ликвидации — Федеральное агентство по образованию. С 2006 г. финансирование подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» передано в Росстрой. Это правильное решение, так как нам представляется совершенно логичным вхождение этой подпрограммы в приоритетный национальный проект в области жилищного строительства «Доступное и комфортное жилье гражданам России». Однако хотелось бы надеяться, что содержательная часть и разработанные нами критерии и подходы к реализации проектов подпрограммы останутся теми же и не будут рассматриваться как исключительно предоставление ипотечного кредита, что, конечно же, позволит получать жилье и малообеспеченным молодым семьям, особенно стремящимся иметь несколько детей. С помощью такого подхода за годы реализации подпрограммы стимулировано решение демографических проблем. Например, только в одной Кемеровской области, активно участвующей в реализации проектов по предоставлению жилья молодым семьям, за прошлый год рождаемость увеличилась почти в два раза.
Всего же за 3 года выполнения подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» только из федерального бюджета было выделено 1,55 млрд. руб. С учетом участия 72 субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования это позволило улучшить жилищные условия 116 тыс. молодых семей по всей России. Радует и то, что на 2006 г. объем государственных средств, запланированный на реализацию проектов подпрограммы, увеличен в четыре с лишним раза (до 2,1 млрд. руб.).
В прошлом году завершился срок реализации федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)». Подводя сегодня итоги выполнения основных проектов и мероприятий этой программы, хочу подчеркнуть, что она являлась, можно сказать, основополагающим документом, четко скоординированным планом действий по развитию государственной молодежной политики. Необходимо также отметить, что, несмотря на достаточно скромный объем бюджетного финансирования — около 97 млн. руб. в 2005 г., — во многих субъектах Российской Федерации были приняты и успешно выполнялись соответствующие региональные и муниципальные программы.
Несколько слов необходимо сказать о конкретных итогах реализации основных направлений ФЦП «Молодежь России» за прошедший период. Так, в рамках направления «Формирование условий для гражданского становления, военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» более чем в половине субъектов Российской Федерации созданы и успешно работают региональные межведомственные советы и центры по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи, поисковые отряды и объединения, осуществляющие деятельность по увековечению памяти защитников Отечества, погибших в годы Великой Отечественной войны. За последние три года отмечен значительный рост числа детско-юношеских организаций военно-патриотической направленности: на сегодняшний день в стране насчитывается около 11 тыс. соответствующих молодежных и детских общественных объединений, военно-спортивных объединений, клубов юных десантников, пограничников, моряков, летчиков, в которых занимаются чуть более 1 млн. детей, подростков и молодых людей.
Реализация направления «Формирование и развитие системы социальных служб и клубов для молодежи. Комплексные меры по укреплению молодой семьи» способствовала совершенствованию сети учреждений социального обслуживания молодежи: в 504 городах и районах 64 субъектов Российской Федерации в настоящее время работают около 2 000 центров профилактики алкогольной и наркотической зависимости, центров социально-психологической помощи молодежи, комплексных центров для несовершеннолетних, служб экстренной психологической помощи по телефону, центров поддержки молодой семьи, центров правовой помощи молодежи. Также с целью обеспечения досуга различных групп детей и молодежи в России действуют 1 650 подростково-молодежных клубов, осуществляющие работу по 45 направлениям на основе реализации принципов открытого посещения и «зон свободного общения».
В рамках работы по направлению «Поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи» особое внимание уделялось развитию движения студенческих отрядов. За эти годы их численность выросла в пять раз и составила в 2004 г. 3,5 тыс. отрядов, в работе которых приняли участие 150 000 человек.
В области оказания помощи молодежи в вопросах трудоустройства и поддержки молодежного предпринимательства 48 региональным и межрегиональным программам соответствующей направленности были присуждены гранты различной степени. Созданы региональные системы молодежных бирж труда и молодежных агентств занятости, проведено более 5 000 ярмарок вакансий, во время которых было трудоустроено более 60 тыс. человек, а 200 тыс. молодых людей получили профессиональные консультации.
За период реализации направления «Создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране.
Поддержка детских, молодежных и студенческих общественных объединений» в 25 субъектах Российской Федерации приняты и реализуются региональные программы государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, а в 38 субъектах — региональные законы о поддержке общественных объединений, в том числе молодежных, или иные нормативные правовые акты соответствующей направленности. Если обратиться к статистике по данному вопросу, то можно отметить значительное увеличение за прошедшие четыре года интереса молодежи к различным формам общественной деятельности. Так, например, на 8,8% увеличилось число общественных объединений (в том числе действующих на базе образовательных учреждений — на 4,8%), осуществляющих работу с детьми и молодежью в области гражданско-патриотического, правового, экологического воспитания, краеведения, искусствоведения. На 4,2% увеличилось количество детей и молодежи, являющихся членами детских и молодежных общественных объединений. Пользуются популярностью такие молодежные образовательные мероприятия, как тренинг-курсы, семинары, лагеря студенческого актива, лидеров общественных объединений, количество которых увеличилось на 10% при общем ежегодном количестве участников более 5 тыс. человек.
Выполнение проектов направления «Профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ, асоциальных явлений в молодежной среде, правовая защита и сохранение психического здоровья молодежи» позволило за достаточно короткий период реализации программы «Молодежь России» расширить деятельность профильных лагерей по работе с осужденными несовершеннолетними более чем на 50%.
Большое внимание Рособразованием уделялось реализации направлений «Развитие молодежного, детского и семейного отдыха и массового молодежного спорта» и «Развитие художественного творчества молодежи». В настоящее время в 60 субъектах Российской Федерации действуют региональные программы отдыха и оздоровления детей и молодежи, в 52 регионах работают 244 досуговых и оздоровительных центра, которые находятся в ведении региональных органов по делам молодежи. Стало традицией поведение специализированных ярмарок путевок в городах Орле, Тюмени и Анапе, на которых ежегодно выставляется более 100 тыс. путевок в детские и молодежные оздоровительные центры внутри страны и за рубежом, лагеря труда и отдыха, туристические лагеря.
В 2005 г. благодаря усилиям, направленным на развитие массового молодежного спорта со стороны федерального центра, мобилизации региональных и местных ресурсов удалось увеличить контингент детей и молодежи, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, с 2,6 до 3,5 млн. человек.
В целях выполнения задач, необходимых для развития художественного творчества молодежи, ежегодно проводится около 250 различных всероссийских и межрегиональных конкурсов и фестивалей, в которых принимают участие почти 500 тыс. человек. Кроме того, 560 вузов и 150 ссузов России ежегодно организуют фестивали в рамках программы поддержки и развития студенческого творчества «Российская студенческая весна», победители которых участвуют во Всероссийском финале фестивальной программы.
Минобрнауки России совместно с Рособразованием в 2005 г. была проведена серьезная работа по созданию проекта федеральной целевой программы «Молодежь России на 2006-2010 годы». Ряд объективных факторов не позволил пока добиться решения о принятии этой программы на следующие пять лет. Однако чтобы сохранить преемственность в исполнении важнейших направлений работы с молодежью, мы в 2006 г. будем финансировать отдельные мероприятия, направленные на организацию воспитательной работы с молодежью. И средства на эти цели выделены 120 млн. руб. по статье «Организационно-воспитательная работа с молодежью».
В 2006 г. в очередной раз пройдет ставший традиционным Всероссийский конкурс лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений «Лидер XXI века». Он проводится в несколько этапов: окружные этапы — в течение года, заочный и очный этапы финала — в ноябре.
Также в ноябре состоится еще одно крупное мероприятие — Всероссийский слет студенческих отрядов, основная цель проведения которого — формирование единой корпоративной культуры, популяризация движения студенческих отрядов в молодежной среде и обществе, обмен накопленным положительным опытом в этой сфере деятельности. Предполагается, что в 2006 г. в этом движении примут участие не менее 170 тыс. человек.
В последние годы на государственном уровне опять стало уделяться большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В 2005 г. это направление работы Рособразованием осуществлялось в рамках вышеупомянутой ФЦП «Молодежь России» и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В преддверии и в год празднования 60-летнего юбилея Великой Победы нашей страны в Великой Отечественной войне только на федеральном уровне было проведено более 30 масштабных мероприятий.
Продолжает расти интерес молодежи к гражданско-патриотическим и духовно-нравственным аспектам жизни общества. Только в 2005 г. в субъектах Российской Федерации на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях при нашей поддержке было проведено порядка 7 тыс. мероприятий соответствующей направленности, в которых приняли участие свыше 5 млн. человек, что в 1,6 раза превышает данные 2004 г.
В 2006 г. в рамках организации патриотической воспитательной работы с детьми и молодежью мы включили в план работы Рособразования такие уже ставшие традиционными массовые общесистемные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, как Всероссийская «Вахта Памяти — 2006», которая стартовала в апреле и завершится в октябре; ежегодно проходящие в мае, в канун празднования Дня Победы, Встречи ветеранов Великой Отечественной войны и молодежи «Во славу Великой Победы!»; V молодежные Дельфийские игры России «Мы помним»; Международный слет юных туристов городов-героев с участием представителей Белоруссии, Украины и России.
В текущем году заканчивается срок выполнения еще одной федеральной целевой программы «Дети России (2003-2006 годы)», состоящей из ряда подпрограмм — «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды». Основными целями подпрограмм, входящих ФЦП «Дети России», являются улучшение здоровья детей, предотвращение асоциальных явлений в детской и молодежной среде, поддержка и интеграция в общество детей, оставшихся без попечения родителей, сирот и инвалидов, обеспечение дальнейшего развития талантливых представителей подрастающего поколения.
Годы выполнения мероприятий ФЦП «Дети России» показали большую эффективность принимаемых мер по улучшению положения наиболее нуждающихся в помощи и поддержке юных граждан нашей страны, а также их семей. Причем для решения поставленных задач объединены различные ресурсы и федерального, и регионального уровней. Так, во всех субъектах Российской Федерации приняты и достаточно успешно выполняются соответствующие региональные программы.
Сложившаяся в настоящее время в России демографическая ситуация, трудности социально-экономического развития, испытываемые большинством регионов нашей страны, указывают на необходимость продолжения проводимой нами работы в рамках уже новой федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг., в разработке проекта которой принимает участие Рособразование.
С прошлого года мы начали реализовывать еще один комплекс мер по профилактике асоциального поведения молодежи — федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы».
Большое значение Федеральное агентство по образованию будет уделять в ближайшие годы реализации приоритетного национального проекта «Образование», в рамках которого в 2006-2008 гг. предусмотрено такое направление работы, как обеспечение адресной материальной поддержки талантливой, инициативной молодежи в возрасте от 14 до 25 лет. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.04. 2006 № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» ежегодно будут присуждаться 1250 премий по 60 тыс. руб. — победителям и призерам международных олимпиад, победителям всероссийских олимпиад, других конкурсных мероприятий соответствующего уровня; 4100 премий по 30 тыс. руб. — призерам всероссийских олимпиад, победителям региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий соответствующего уровня. Таким образом, мы ежегодно планируем поощрять 5350 человек — представителей молодого поколения россиян, которые, как мы надеемся, станут в будущем настоящей элитой нашего общества.
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, проект которой планируется рассмотреть на заседании Правительства Российской Федерации в июле 2006 года, призвана задать единый федеральный стандарт молодежной политики, ключевые принципы решения наиболее актуальных проблем молодежи, в том числе получения доступного качественного образования, трудоустройства и многих других. Впервые документ такого уровня прошел публичное обсуждение с широкими кругами представителей общественности, молодежных организаций и бизнеса, рассмотрен и одобрен Правительственной комиссией по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Планируется, что в проектах, предусмотренных Стратегией, будут участвовать около 9 млн. человек, что составляет 30% от общего количества молодых россиян. Реализация Стратегии рассчитана на 10 лет, с 2006 по 2016 гг., и предполагает привлечение финансовых средств в размере до 3 млрд. руб., при долевом участии субъектов Российской Федерации.
Концепция новой Стратегии принципиально отличается от прежних подходов к этому вопросу. Впервые в практике государственных стратегий решение задач молодежной политики предполагается осуществлять на основе взаимодействия государства со структурами гражданского общества и бизнеса с использованием грантовых процедур.
В целом проект Стратегии предусматривает три основных приоритета реализации государственной молодежной политики:
— вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России;
— развитие созидательной активности молодежи;
— интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
В рамках этих приоритетов выделено 6 основных проектов организации работы с молодежью, объединенных общими идеями — привлечения молодых граждан страны к решению собственных проблем и сокращения финансовых нагрузок на социальную сферу за счет опережающей профилактики социально опасных явлений. Объединенный проект «Российская молодежная информационная сеть. Новый взгляд» предполагает координацию усилий популярных радиостанций FМ-диапазона, Интернета, прессы и телевидения, операторов сотовой связи с целью информировать молодых людей о возможностях организации своей жизни в современном обществе. По сути, это масштабный проект социальной рекламы, направленной на пропаганду толерантности, любви к Родине, активной гражданской позиции, здорового образа жизни, семейных ценностей. В рамках проекта «Доброволец России» получат поддержку разнообразные инициативы молодежи, в том числе движение российских студенческих отрядов. Проект «Карьера» посвящен профессиональному становлению молодых специалистов. «Команда» — это программа развития лидерства, самоуправления молодежи. В рамках проекта «Успех в твоих руках» получат поддержку молодые предприниматели, продвигающие на российский рынок инновационные технологии. Участие в реализации проекта «Шаг навстречу» предполагает оказание социальной помощи сверстникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, — инвалидам, выпускникам детских домов и коррекционных школ, освободившимся несовершеннолетним заключенным, привлечение их в молодежные организации и трудоустройство.
При разработке Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации учитывался мировой опыт, который показывает, что наиболее эффективными механизмами решения глобальных задач государственной молодежной политики являются формирование системы общенациональных социально востребованных молодежных проектов, привлечение институтов гражданского общества к постоянной и последовательной к работе с подрастающим поколением, грантовая поддержка инновационной активности и инициативы, таланта и одаренности в молодежной среде. Таким образом, государственная молодежная политика — один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений. Только путем формирования у современной молодежи таких качеств, как ответственность, целеустремленность, инициативность, толерантность можно возродить силу, мощь и величие России. И совершенно очевидно: какие ресурсы будут вложены в молодежную политику, таковыми и будут развитие страны, ее политическая и экономическая стабильность.
Источник